Арктика земля франца иосифа. Девять фактов о земле франца-иосифа. Практическое открытие ЗФИ
Земля Франца-Иосифа известна многим по песням Юрия Визбора, который объездил все северный моря от Мурманска до Чукотки и дальше по Дальнему Востоку!
И это стоит того, ведь Земля Франца-Иосифа (сокращённо - ЗФИ) бьёт множество российских и мировых рекордов: там самая северная точка островной суши России, самая близкая земля к Северному Полюсу, самая северная погранзастава РФ, самая северная почта и самый северный аэродром в мире, самый северный театр боевых действий в Отечественной войне, самый экстремальный из наших островов!
И этот список можно долго продолжать!
И, конечно, самый северный православный Крест - нашим героям, исследователям и путешественникам, кто не щадя живота своего расширял границы нашей беспредельной Родины!
География: островная точка: мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа расположен всех севернее — 81° 49" с.ш., расстояние от мыса Флигели до Северного полюса составляет всего 900 км.
Остров Рудольфа — самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Мыс Флигели на острове — самая северная точка суши, принадлежащая Российской Федерации, одновременно самая северная точка Европы. Остров административно принадлежит Архангельской области. Площадь 297 км?. Почти полностью покрыт ледником.
Остров, как и весь архипелаг Франца-Иосифа, открыт в 1873 австро-венгерской экспедицией исследователя Ю. Пайера, был назван по имени Рудольфа, кронпринца Австрии. В 1936 году на острове была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира.
В освоении многих отдаленных территорий нашей страны ведущую роль играли военные. Кое-где на Крайнем Севере и Дальнем Востоке гарнизоны по сей день являются основным типом населенных пунктов. Правда, в постсоветское время число таких гарнизонов и численность населения в них резко снизились. Однако до сих пор наши учебники географии о «военном» освоении не пишут ничего даже в тех случаях, если оно давно уже не является тайной. Это немного удивительно, поскольку для многих и староосвоенных районов, и регионов нового освоения части разных силовых ведомств выполняют функции градообразующих предприятий.
Земля Франца-Иосифа была открыта в конце XIX в. австро-венгерской экспедицией, отправившейся в 1872 г. в поисках Северо-Восточного прохода, а может быть, и для достижения Северного полюса и в 1873 г. прижатой льдами к берегам доселе не известной земли, названной по имени тогдашнего императора Австро-Венгрии*. З.Ф.И., как ее обычно называют на Севере, имеет площадь примерно 16 тыс. км2 и состоит из 191 острова.
Первое постоянное поселение на Новой Земле появилось в 1877 г. Называется оно Малые Кармакулы. В 1896 г. в Малых Кармакулах была создана гидрометеорологическая станция, существующая по сей день и являющаяся старейшей полярной станцией в России.
Проливы
Между полуостровом Полярных лётчиков и полуостровом Армитидж проходит Архангельский пролив. Южнее Архангельского пролива находится пролив Кембридж, омывающий южную часть острова.
Бухты и заливы Земли Александры
Бухта Отмелая
Бухта Зверобоев
Бухта Топографов (между мысом Мелехова и западным берегом полуострова Полярных Лётчиков)
Залив Дежнёва
Бухта Северная
Бухта Островная
Залив Вейпрехта
Залив Норденшельда
Мысы Земли Александры
Перечисление от крайней западной точки по часовой стрелке:
мыс Мэри-Хармсуорт
мыс Нимрод
мыс Стрелка
мыс Нагурского
мыс Заманчивый
мыс Томаса
мыс Мелехова
мыс Двойной
мыс Бабушкина
мыс Ледяной
мыс Абросимова
мыс Палец
мыс Лудлова
мыс Лофли
середина полярного лета на ЗФИ
ЗЕМЛЯ ВИЛЬЧЕКА
Земля Вильчека — остров в Северном Ледовитом океане, второй по размерам остров архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван по имени Ганса Вильчека, финансировавшего австрийскую экспедицию Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера, открывшую остров в 1873 году.
Расположен в восточной части архипелага. Отделён от западной группы островов Австрийским проливом, от лежащего северо-восточнее острова Греэм-Белл проливом Моргана. Поверхность острова представляет собой плоскогорье с относительными высотами 400—600 м и почти полностью покрытое ледником. Площадь острова — около 2000 км², наивысшая точка — 606 м.
Близлежащие малые острова
В 9 км к югу от бухты Персей лежит остров Клагенфурт, названный в честь австрийского города Клагенфурт.
Недалеко от восточного побережья расположены острова Горбунова, названные в честь русского натуралиста Григория Петровича Горбунова.
В 1,5 км к юго-востоку лежат четыре небольших острова:
Деревянный
Дауэс
Мак-Культа
Тилло
Климат
Климат суровый, арктический. В году, в среднем, регистрируется всего 18 дней с температурой выше 0 °C. Среднегодовая температура воздуха составляет −12 °C, максимальная зарегистрированная температура +12 °C, минимальная −42 °C. Среднегодовое количество осадков — 280 мм.
ОСТРОВ ГРЕЭМ-БЕЛЛ
Гре́эм-Белл — самый восточный остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Архангельской области. Площадь — 1,7 тыс. км².
Был открыт в 1899 году во время санной поездки американским метеорологом Ивлином Болдуином, назван в честь Александра Грейама Белла.
Высшая точка — 509 метров, ледниковый купол Ветреный.
Крупнейшее озеро на острове — Мелкое, второе по величине — Северное.
Самая северная точка острова — мыс Аэросъёмки, восточная — мыс Семерых (мыс Песчаный). Самой восточной точкой острова и всего архипелага является мыс Олни, севернее которого расположен мыс Кользат; крайняя южная точка — мыс Лейтер.
На западе расположен крупный залив — залив Матусевича. На востоке находится небольшая бухта Илистая со множеством мелких песчаных островков.
Ближайшие острова — остров Перламутровый и Трёхлучевой. На западе Греэм-Белл отделён от острова Земля Вильчека проливом Моргана.
мыс Триест, остров Чамп
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА
Архипелаг Земля Франца-Иосифа — это не только самая удаленная северная часть России, но и, пожалуй, один из самых неизведанных туристических уголков в мире. Нет, специалисты там, несомненно, поработали и постарались во многом разобраться, а вот для туристов этот край нашей страны по-прежнему «Терра инкогнита».
Действительно, во-первых, возможность посещать эти острова для отечественных и зарубежных любителей путешествовать появилась буквально пару десятилетий тому назад. Во-вторых, попасть туда можно или по воздуху, например, вертолетом, или по морю-океану, из Мурманска, но это далеко, или из Архангельска — это, конечно, поближе, но в обоих случаях туристические поездки в район ЗФИ случаются не часто. В-третьих, посещать их возможно в течение весьма ограниченного времени, около трех месяцев в году.
Но имеется еще и в-четвертых. Поездка туда любым из приемлемых способов стоит приличных денег, говоря другими словами, ну, много денег надо, поэтому любознательных иностранцев из разных регионов Земли, для которых такие суммы не являются критическими, побывало на архипелаге значительно больше, чем россиян, хотя и наши соотечественники туда стали добираться, и чем дальше, тем больше.
Чудеса на ЗФИ встречаются буквально на каждом островке, но среди всех есть один весьма удивительный клочок суши. И название у него тоже необычное — Чамп, такое вот короткое, но очень звучное. Оказалось, что назван он в честь Уильяма Чампа, который в 1905 году, будучи личным секретарем американского миллионера Циглера, отправился в качестве руководителя спасательной операции по поиску пропавшей полярной экспедиции, финансированной все тем же Циглером.
Так вот арктический остров имени Чампа — одно из уникальнейших мест на Земле — он весь усеян странными, идеально круглыми камнями, получившими название «сферолиты», при этом они бывают от маленьких, карманного формата, до гигантов с диаметром более двух метров и весом во много тонн. Природа их происхождения до сих пор наукой не объяснена. Все это нам рассказали на одном из брифингов, и даже фотографии показали. Очень впечатляющие фотографии, надо сказать. Представляете, как мы возжаждали там побывать!
Вот к этому необычному острову и устремился наш корабль. И все бы ничего, но чем ближе мы подходили к острову, тем плотнее становился туман, и тем меньше была вероятность нашей высадки. Основную опасность в такую погоду представляли медведи, ведь звери могли подойти совершенно бесшумно, им-то туман не помеха, а организовать стопроцентную охрану туристов было весьма затруднительно. Да и осматривать остров в такой туманище — весьма сомнительное удовольствие.
Было решено, что «50 лет Победы» немного постоит вблизи острова Чампа, и мы все подождем, вдруг боги будут милостивы, и туман рассеется.
Вот после принятия такого решения туристы, дабы отвлечь их от грустных мыслей, были приглашены в лекционный зал на еще одно необычное и удивительное мероприятие — Благотворительный аукцион, самый северный из всех, которые когда-либо проводились в мире, все средства от него должны попасть в фонд охраны белых медведей.
Мы еще немного поскучали, но тут прозвучало приглашение всем прибыть на ужин, и мы отправились в ресторан. Там нас ждал большой сюрприз — русский ужин, все официантки были одеты в русские национальные костюмы, на «шведском» столе, вместе с обычными салатами и закусками, лежали традиционные русские продукты — банки с черной икрой, бутылки с разнообразнейшей водкой, какой там только не было: и Столичная, и Царская, и Пять озер, и прочая, и прочая. Не было только Плохой, но такой и в анекдотах не бывает.
Все было хорошо, беда одна — и банки, и бутылки, как были закрыты, так закрытыми и остались до конца ужина. Может, это муляжи были? Мы так и не поняли.
После ужина нас уверили, что, если туман рассеется ночью, а это ожидалось в районе часов двух ночи, то нас поднимут, и мы поедем на экскурсию на «зодиаках», темноты-то не будет, ведь полярный день за бортом не прекращается и ночью.
Мы спали крепко, но вот по громкой связи прозвучало:
— Приглашаем всех на экскурсию на остров Чамп.
Пока это сообщение дублировалось на остальных языках, мы успели одеться, и только в дверях обратили внимание на экран телевизора. Увиденное нас поразило, оказалось, что действительно было 2 часа ночи.
— Во дают, — вырвалось из нас одновременно.
На верхней палубе мы встали в длинную очередь, оказалось, что почти все иностранцы уже собрались, а первыми стояли китайцы, по-видимому, они все спали, не раздеваясь, иначе как можно так быстро собраться.
Началась посадка, «зодиак» за «зодиаком» наполнялись туристами, но не уходили, а собирались неподалеку в стайку, мы все ближе и ближе пододвигались к трапу, заполнилась шестая лодка, и все они тут же исчезли в тумане. Да, да, именно в тумане, который ни на сколько не уменьшился, казалось, он сгустился еще сильней.
— Может это только тут, вокруг корабля, такой туманище, а у берега чисто? — прозвучал чей-то голос за спиной.
Мы переглянулись, такая простая мысль нам не пришла в голову. А, ведь, наверное, это действительно так, подумалось мне, иначе, зачем нас туда тащат среди ночи?
Лодки ушли, нам сказали, что их возвращения придется ждать не менее часа. Значит, они дойдут до берега, высадятся там, погуляют немного и вновь сядут в «зодиаки», чтобы вернуться на борт, и только после этого поплывем мы. Часть туристов ушла, решив, что ожидание посреди ночи не оправдано, но нам было так любопытно, так хотелось увидеть эти круглые камни, а один, что скрывать, тайком положить в карман, что мы остались, и не прогадали. Вот что, в конце концов, произошло.
Мы стояли, опираясь на перила, в томительном ожидании возвращения лодок. Наши глаза были направлены в туманную даль в сторону кормы корабля, нас не волновали посторонние звуки, ничто не отвлекало нас, мы были, как бы это правильней сказать, наверное, зацикленными на самом процессе ожидания. Сами представьте, будят вас посреди ночи и говорят: надо постоять и часок подождать. Чтобы вы сами делали, если бы согласились часок постоять и подождать в 2 часа ночи?
Прошло еще около получаса, на яхтах началось активное шевеление, по-видимому, получили «Добро» и начали готовить резиновые лодки к спуску на воду, но тут из тумана выплыли наши «зодиаки», и мы переключили свое внимание на них. По трапу поднимались туристы, в основном они были молчаливыми и какими-то огорченно-унылыми. Кто-то из россиян, успевших на первый заход, пояснил нам, что там туман не меньше, смотреть не на что, кроме птиц никто им из живности не попался, в общем, плыть не стоит.
Но мы посчитали неразумным отказываться от поездки, после того как столько уже прождали, да еще в такое время, и разместились на бортах лодки, которой управлял Дмитрий. Рядом с нами оказалась еще только одна лодка, больше пассажиров не нашлось. Через несколько минут ледокол исчез в тумане, вторая лодка держалась поблизости, но иногда она тоже начинала растворяться в пространстве и тогда ее контуры с трудом просвечивали через набегающие волны плотного тумана. Двигались мы по наитию, никакими навигационными приборами «зодиаки» не были оснащены, но проскочить мимо довольно большого острова мы не должны были, да и с ледокола по рации могли откорректировать наш маршрут, ведь они-то нас прекрасно видели, вернее не нас, конечно, а ту точку, которая на экране локатора соответствовала нашему местоположению.
Туман немного рассеялся, стало видно и получше, и подальше. Перед нами возник берег острова, покрытый ледником, сползавшим в море, один из айсбергов, недавно отколовшийся от этого ледника, плавал совсем рядом. На айсберге разместилось много птиц, избравших его в качестве подвижной базы отдыха. Часть птиц плавала на воде.
Дмитрий направил лодку в сторону айсберга, чтобы мы смогли как следует рассмотреть птичек. И тут между берегом и лодкой в море появились две быстрые и ловкие фигуры — это были молодые моржи. Звери, не обращая на нас никакого внимания, ныряли, исчезая надолго под водой.
Моржи в очередной раз нырнули и надолго исчезли под водой. Дмитрий завел мотор и начал движение в ту сторону, где недавно были моржи.
— Мы их не напугаем? — спросил кто-то.
— Да, нет, наоборот. Они же любопытные, на шум сами подойдут ближе.
Так все и произошло. Моржи вынырнули рядом с нашей лодкой и какое-то время плавали поблизости, как бы позируя, чтобы мы могли их хорошенько рассмотреть. Интересный факт: согласно эволюционной теории, морж — это ушедший под воду медведь. Мы пытались найти сходство между медведем и моржом, иногда это получалось, но чаще морж походил на кого угодно, но только не на медведя.
путешествие по ЗФИ - ледокол Капитан Драницын
ОСТРОВ ГАЛЛЯ
Шли мы в это время с крейсерской скоростью в сторону острова Галля, одного из самых южных островов архипелага. Именно там у нас была запланирована последняя вертолетная высадка на столовую гору мыса Тегетхоффа. Столовая гора — так по-научному, называют все вершины с усеченной, плоской вершиной. В мире таких гор неисчислимое количество, их образование объясняют выветриванием осадочных пород, из которых они сложены. Много их мы видели и на ЗФИ. Но мне показалось, что там вершины гор просто-напросто ледник или слизнул, или так придавил, что ровная поверхность и образовалась.
Море было спокойно, туман клубился где-то вдали, видимость была весьма приемлемая, поэтому еще очень зáдолго мы, те, кто находились на ходовом мостике, увидели огромный айсберг, одиноко лежащий на поверхности моря.
Тут же возник капитан, распорядившийся сбавить ход и приблизиться к этому красавцу. А там было на что посмотреть. Глыба голубого льда неподвижно разлеглась на морской поверхности, казалось, что она просто так лежит на самом верху, вытянувшись в длину на добрую сотню с лишком метров и вздымаясь вверх на высоту десятиэтажного дома, такая вот горушка возникла перед нами.
За айсбергом уже виднелись острова, к которым мы стремились, но было не до них. Мы впервые увидели настоящий айсберг и жаждали рассмотреть его со всех сторон. Стала понятна причина гибели «Титаника», наткнись на полном ходу на такую преграду и не уцелеет ничто, ни один корабль, возможно, даже такой, как наш ледокол.
Ледокол подобрался к ледяной горе почти вплотную, а затем слегка ткнулся своим носом в краешек этой стены, и сразу же с нее посыпались куски и кусочки, слабенькая оказалась стена.
Шло массовое фотографирование на фоне этого чуда природы. Люди принимали самые причудливые позы, только чтобы поймать понравившийся им ракурс. Не отстали от всех и мы.
Мы стояли высоко над уровнем воды и смотрели вниз, поэтому отчетливо видели, что гора уходит прямо под воду. Было невозможно определить, как далеко, вернее, глубоко она продолжается под водой, но очевидно, что специалисты правы, и большая часть льда находится там внизу, именно под водой, но вот насчет 90%, не знаю, мне кажется, что эта цифра несколько преувеличена.
Атомоход не спеша обходил вокруг ледяной горы, было очевидно, что природа свое дело знает хорошо, лед был весь изъеден нежарким солнцем, туманами и дождями. Было ясно, что долго этому кусищу льда в океане не проплавать, скоро ему придет конец, и объем морской водички ненамного пополнится.
Мы оплыли вокруг айсберга и увидели его обратную сторону, казалось это создание человеческих рук, такая ровная, слегка наклонная, стремящаяся вверх поверхность, предстала перед нами, ну прямо взлетная палуба авианосца, и сразу же перед глазами мысленно возник красавец «Адмирал Кузнецов».
Всë, айсберг остался далеко позади, а мы продолжали свой путь к острову Галля. Перед нами лежала, казалось, бесконечная полоса островов, покрытых снегом и льдом, возможно именно подобную картину и увидели австрийские моряки — первооткрыватели этих островов.
Судно бросило якорь неподалеку от знаменитого мыса Тегетхоффа. Ну, раз уж я написал, что мыс знаменит, то надо пояснить, чем же. Дело в том, что с этого мыса началась история освоения архипелага Земля Франца-Иосифа. Ведь именно в район острова Галля, а если быть точнее, то к этому самому мысу 30 августа 1873 года льды принесли шхуну «Адмирал Тегетхофф» австрийской экспедиции — первооткрывателей ЗФИ. В память об их высадке на мысе установлен памятник шхуне.
Мы смотрели с палубы атомохода на острые кекуры, торчащие прямо из морских глубин, которые известный русский полярник Виктор Боярский образно обозвал «Клыки дракона», и ведь действительно напоминают что-то подобное, правда, самих драконов повидать не удалось, но их клыки могли быть только такими и никакими иными, да и место, казалось бы, прямо-таки для них создано.
Началось долгое ожидание нашей очереди на вертолетную экскурсию. Справедливости ради руководство поменяло очередность полетов, и в этот раз первыми лететь должны были туристы из самой последней группы. Процедура была построена следующим образом. Прежде всего на гору улетела охрана, от медведей можно ожидать чего угодно. Кстати сказать, первыми туристами внизу был замечен белый мишка, но, скорее всего, его сильно напугал вертолетный грохот, и он предпочел скрыться, мы его уже не увидели. Вместе с охраной туда улетел и Ян со товарищем, которые и руководили всеми посадочно-высадочными действиями.
Вертолет пустой вернулся на корабль, в него загрузились китайские товарищи, и карусель закрутилась — вертолет мотался туда-сюда, вез с ледокола очередную группу, затем забирал с острова предшествующую и так до самого конца, когда он совершил последний рейс, вывезя с острова Яна и охрану. Мы оказались теперь уже почти в конце, но очередь, как бы она медленно ни ползла — ведь на полет в два конца с двумя взлетами-посадками и сменой туристов уходило около 10-12 минут — до нас все же добралась, и мы, усевшись в вертолет, на этот раз рядышком с пилотом, чтобы лучше все рассмотреть, отправились на остров.
Так вот перепрыгивая с камня на камень, мы и передвигались от места высадки, пожалуй, единственного по-настоящему ровного, пригодного для вертолета места, к краю вершины, откуда можно было сделать приличные фотографии мыса, моря и корабля, а затем назад к месту посадки.
Сверху, конечно, вид на мыс очень даже ничего, прекрасно видны две скалы- останцы, высотой 25 и 60 метров. У мыса проходит граница — на юг уходят , а на севере лежит бухта Суровая, которая уже входит в акваторию Северного Ледовитого, вот так. Надо сказать, что четко эта граница никак не разграничена.
Не спеша передвигаясь по горе, мы пытались найти хоть какие-нибудь признаки жизни, но вокруг лишь камни, камни, лед и снег, ан нет, вот в одном месте нашелся малюсенький островок зелени, который порадовал нас своим жизнелюбием.
Всë закончилось, вертолет прилетел за нами, пора отправляться вниз на корабль, но прежде надо осмотреть остров сверху.
Вниз от вершины столовой горы острова Галля простираются красивые скалы, названные в память о выдающемся советском геологе академике Александре Николаевиче Заварницком, скалами Заварницкого, протянувшиеся на 15 километров вглубь острова, достигая максимальной высоты в 500 метров.
Ну вот, винт вертолета замер, все вернулись на борт, можно отправляться дальше. С удивлением мы восприняли объявление, что ледокол разворачивается, и мы пойдем назад к острову Чамп. Очень нам понравилось такое решение, может быть, все же удастся попасть на остров с каменными шарами.
Отправляясь дальше, мы в последний раз бросили свой взгляд на «клыки дракона», с этой точки их можно было принять за своеобразные ворота, преграждающие путь к острову Галля и на сам мыс с двумя останцами, украшающими его.
__________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Саватюгин Л.М., Дорожкина М.В. Архипелаг Земля Франца-Иосифа: история, имена и названия. — СПб.: ААНИИ, 2012. — 484 с. — ISBN 978-5-98364-054-2
Сергей В. Попов, Владилен А. Троицкий Архипелаг Земля Франца-Иосифа // Топонимика морей советской Арктики / Под ред. Л. А. Борисова. — Ленинград: Географическое общество СССР, 1972. — С. 85-128. — 316 с. — 1000 экз.
Земля Франца Иосифа: Сборник статей / СССР, Науч.-техн. упр. ВСНХ № 352. — М.: Государственное Техническое Издательство, 1930. — (Труды Института по изучению Севера; вып. 47).
Михаил Н. Иванычук 14 месяцев на земле Франца Иосифа. Впечатления зимовщика. — Харьков: Український робiтник, 1934. — 122, с.
http://greenbag.ru/russia/
Мартынов В. | Новая Земля — военная земля | Газета «География» № 09/2009
Остров капитана Кучиева | Корабельная сторона от 2 апреля 2008 г. | Издательство «Северная неделя»
Крюков В. Д., Зацепин Е. Н., Сергеев М. Б. Исторический очерк Полярной морской геологоразведочной экспедиции. "Разведка и охрана недр" №8 2012 г.
Самое северное отделение Почты России.
Партнеров Путина в Арктике ждут два миллиона бочек — Наука — GZT.RU
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
http://www.photosight.ru/
фото В.Балякин, О.Паршина, А.Золотина, С.Анисимов
Администрация национального парка "Русская Арктика" планирует к 2020 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа "Живая история Арктики", в экспозиции которого будут представлены первая советская полярная станция, автомобили, инсталляции, предметы живой природы, вездеходы и самолеты.
На острове Земля Александры, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа, на пограничной заставе "Нагурское" возведен храм Николая Чудотворца — самый северный христианский храм в мире. Он был освящен в 2012 году.
Осенью 2014 года на архипелаге Земля Франца-Иосифа по воссозданию военной инфраструктуры. На острове Земля Александры объекты технической позиции и административно-жилой, складской, хозяйственной и парковой зон, а также аэродрома Нагурское. Здесь же ведется строительство административно-жилого комплекса "Арктический трилистник", который является единственным в мире объектом капстроительства, возводимым на 80 градусе северной широты.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
В 1865 году русский военный моряк, адмирал Н. Г. Шиллинг в своей статье «Соображения о новом пути в Северном полярном море», вышедшей в «Морском сборнике», на основе анализа движения льдов в западной части Северного Ледовитого океана, предположил существование неизвестной земли, находящейся к северу дальше Шпицбергена .
В конце 1860-х годов знаменитый русский метеоролог А. И. Воейков поставил вопрос об организации большой экспедиции для исследования русских полярных морей. Эту идею горячо поддержал географ (впоследствии революционер) князь П. А. Кропоткин . Наблюдения над льдами Баренцева моря привели его к заключению, что:
«между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой… Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг» .
20 мая 1874 года экипаж «Тегетгоффа» вынужден был бросить судно и по льдам отправиться к берегам Новой Земли, где встретился с русскими поморами-промысловиками, оказавшими помощь в возвращении экспедиции.
Исследования
В сентябре 1927 г. к мысу Флора подошло советское парусно-моторное судно «Эльдинг» Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ , из-за большого скопления битого льда у побережья, высадка не производилась.
С 1928 года ситуация вокруг архипелага стала обостряться. После успешного полета Умберто Нобиле и Рауля Амундсена на дирижабле «Норвегия», в Италии началась подготовка следующей, чисто национальной арктической экспедиции на дирижабле «Италия» , в связи с этим, в итальянской прессе высказывались мнения о возможной предстоящей аннексии Земли Франца-Иосифа в пользу Италии. «Италия» , вылетев с базы на Шпицбергене, прошел над северной оконечностью архипелага с запада на восток в середине мая 1928 г., во время своего второго арктического полета, однако в третьем полете на полюс произошла катастрофа. В последующих поисках дирижабля активное участие принял Советский Союз, используя ледоколы и ледокольные суда.
31 июля 1928 г. вышло постановление СНК об усилении научно-исследовательских работ в актических владениях СССР. Разрабатывался первый пятилетний план научных исследований, согласно которому, на Земле Франца-Иосифа, как и на других аркических землях, предполагалась построить геофизические обсерватории. Финансирование научных работ велось отчислением 1,5-2,25% с дохода от арктического промысла и торговли. Экспедиции, имеющие целью закрепить за страной наиболее спорные территории (Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) снаряжались в опережающем порядке, не ожидая окончательного утверждения плана.
В августе 1928 г., в рамках поисков экипажа «Италии», значительное пространство водоль южных берегов Земли Франца-Иосифа в течении месяца исследовал ледокольный пароход «Г.Седов» , проведя обширные гидро- и метеонаблюдения.
30 августа 1929 года состоялось торжественное открытие первой постоянно действующей полярной станции на Земле Франца-Иосифа, в 13:30 над станцией поднят флаг СССР и передана первая радиограмма на материк. С этого момента архипелаг ежегодно посещался советскими полярными экспедициями.
С 1990 по 2010 гг. на архипелаге работала Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева под начальством и научным руководством П. В. Боярского. МАКЭ в рамках своих программ: «Комплексного изучения культурного и природного наследия Арктики» и «По следам арктических экспедиций» выявила, исследовала и описала в своих научных трудах подавляющее большинство объектов культурного наследия на архипелаге ХIХ - ХХ веков, издала всеобъемлющую монографию «Земля Франца-Иосифа» (М.: 2013), первую карту и книгу-приложение к ней «Архипелаг Земля Франца-Иосифа. Культурное и природное наследие. Указатели к карте. Летопись Земли Франца-Иосифа» (М.: 2011) под общей редакцией П. В. Боярского.
Министерство обороны России в 2016 году начало строительство аэродрома Нагурское на Земле Александры. Длина бетонной взлетно-посадочной полосы на аэродроме Нагурское составит 2500 метров, ширина - до 46 метров, что позволит принимать все типы самолетов, стоящих на вооружении Воздушно-космических сил России. На острове, самом приближенном к Северному полюсу стационарном аэродроме, на который будут базироваться: Ил-78, А-50, А-100, Ил-38 и другие. Также на аэродроме Нагурское на постоянной основе будут находиться истребители Су-27 и МиГ-31, которые будет в полном объеме обеспечивать защиту воздушных границ России в Арктическом регионе.
География
Земля Франца-Иосифа - одна из самых северных территорий России и мира. Состоит из 192 островов , общая площадь 16 134 км². Делится на 3 части: восточную, отделённую от других Австрийским проливом , с крупными островами Земля Вильчека (2,0 тыс. км²), Греэм-Белл (1,7 тыс. км²); центральную - между Австрийским проливом и Британским каналом , где расположена наиболее значительная по численности группа островов, и западную - к западу от Британского канала, включающую наиболее крупный остров всего архипелага - Земля Георга (2,9 тыс. км²).
Поверхность большинства островов архипелага Земля Франца-Иосифа платообразная. Средние высоты достигают 400-490 м (высшая точка архипелага - 620 м).
Население
На архипелаге отсутствует постоянное население. Нет ни одного муниципального образования и населённого пункта. Временное население составляют учёные на исследовательских станциях, метеорологи и пограничники ФСБ.
Гидрология
Большая часть островов покрыта ледниками , на свободных от них местах - множество озёр, большую часть года покрытых льдом. Вечная мерзлота .
Озёра
Многие озёра до сих пор не имеют названий, собственными обозначениями обзавелись следующие: Космическое , Ледяное , Мелкое , Северное , Утиное , Ширшова .
Ледники
Изучение оледенения архипелага началось особенно интенсивно с началом Международного геофизического года. В итоге двухлетних полевых работ участники этой российской экспедиции АН СССР получили первую сводку гляциологии территории, увидевшую свет в коллективной монографии «Оледенение Земли Франца-Иосифа» (авторы М. Г. Гросвальд и др, 1973). В ней содержалась характеристика морфологии ледниковых комплексов, ледникового климата, зон льдообразования, температурного режима, структуры и тектоники ледников. Отечественный гляциолог М. Г. Гровальд с сотрудниками впервые сделал тогда важный вывод о том, что оледенение ЗФИ убывает: за последние 30 лет архипелаг в среднем терял 3,3 км³ льда в год. До этих работ мировое научное сообщество придерживалось мнения о том, что оледенение ЗФИ стационарно или даже растёт.
Ледниками покрыто 87 % территории архипелага. Мощность льда колеблется от 100 до 500 м. Ледники , спускающиеся в море, производят большое количество айсбергов . Наиболее интенсивно оледенение наблюдается на юго-востоке и востоке каждого острова и архипелага в целом. Льдообразование происходит лишь на вершинных поверхностях ледниковых куполов. Ледники архипелага интенсивно сокращаются, и если наблюдающийся темп деградации сохранится, то оледенение Земли Франца-Иосифа через 300 лет может исчезнуть.
Климат
Климат архипелага типично арктический. Средняя годовая температура до −12 °C (остров Рудольфа); средние температуры июля от −1,2 °C в бухте Тихой (остров Гукера) до +1,6 °C (остров Хейса , где расположена самая северная в мире метеорологическая станция - обсерватория имени Кренкеля); средняя температура января около −24 °C (минимальные температуры зимой до −52 °C), ветер достигает 40 м/сек. Осадков выпадает от 200-300 мм до 500-550 мм (в зоне аккумуляции ледниковых куполов) в год.
Флора и фауна
В растительном покрове господствуют мхи и лишайники . Встречаются также полярный мак , камнеломки , крупки , полярная ива . Из млекопитающих встречается белый медведь и реже песец . В водах, омывающих острова, водятся
ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА (ЗФИ)
Архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 191 острова, общая площадь 16 134 кв. км.
Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал еще Ломоносов, позднее - Шиллинг и Кропоткин. Последний даже представил в Русском Географическом обществе в 1871 году свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.
Открыт совершенно случайно: австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне "Адмирал Тегетгофф" (нем. Admiral Tegetthoff), отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была затерта льдами к северо-западу от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к западу, 30 августа 1873 года принесена была к берегам неизвестной земли, которая и была тогда же Вейпрехтом и Пайером обследована, насколько было возможно к северу и вдоль южной ее окраины. Пайеру удалось достигнуть 82°5" с.ш. (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага, казавшегося первым исследователям состоящим из ряда обширных островов. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.
Вейпрехт и Пайер в 1873 году исследовали южную часть архипелага, а весной 1874-го пересекли его весь с юга на север на нартах. Была составлена первая карта.
В 1881-82 гг. архипелаг посетил шотландец Бенджамин Ли Смит (англ. Benjamin Leigh Smith) на яхте "Эйра". Англичанин Фредерик Джексон в 1895-1897 годах произвел ряд важных обследований южной, средней и юго-западной частей архипелага, оказавшегося состоящим из гораздо более значительного числа островов, нежели предполагали раньше, но меньших размеров сравнительно с обозначенными на карте Пайера.
В течение этого же времени северо-восточная и средняя часть архипелага была посещена еще Нансеном и Йохансеном, которые во время своего знаменитого путешествия вынуждены были, в середине августа 1895 года, зазимовать на берегу острова Джексона - одного из северных островов архипелага. На пути к этому месту Нансен убедился, что архипелаг не имеет продолжения к северо-востоку, кроме небольших островков. В июне 1896 года Нансен наткнулся на зимовку Ф. Джексона на острове Нортбрук и таким образом связал свои работы с его трудами.
В 1898 году американский журналист Уолтер Уэллман зимой отправился на Землю Франца-Иосифа с целью достигнуть полюса. Основная база экспедиции располагалась на острове Галля. На о. Вильчека зиму провели двое норвежцев - участников этой американо-норвежской экспедиции. Один из них - участник экспедиции Нансена Бернт Бентсен - умер в период зимовки. Весной 1899 года, по льду, ему удалось добраться только до 82° с.ш., по восточной стороне острова Земли Рудольфа, на которой бывал и Пайер. Другая часть экспедиции, под руководством Болдуина, обследовала неизвестные части юго-восточной окраины архипелага, который, как оказалось, не идет далеко на Восток; наконец, летом удалось посетить среднюю часть архипелага. На обратном пути экспедиция встретила другую, итальянскую, герцога Абруццкого, которой удалось очень легко пройти в конце июля 1898 году на судне до острова Рудольфа и даже побывать на его северном берегу, причем он оказался гораздо менее обширным, нежели предполагал Пайер. Зимовали приблизительно около места, до которого в 1874 году Пайер добрался на нартах. Отсюда была предпринята весной 1900 года поездка на собачьих упряжках по льдам к северу, под начальством капитана Каньи.
Ему удалось пройти до 86°33" с.ш.; эта поездка окончательно выяснила, что земли Петермана к северу от острова Рудольфа и земли Короля Оскара к северо-западу, значившихся на карте Пайера, не существует, и вообще дальше к полюсу нет никакой сколько-нибудь значительной земли.
Летом 1901 года южные и юго-западные берега архипелага были посещены и обследованы вице-адмиралом С. О. Макаровым. Все эти работы установили, в общих чертах, размеры архипелага. В 1901-1902 годах на Земле Франца-Иосифа зимовала американская экспедиция Болдуина-Циглера, а вслед за ней в 1903-1905 годах экспедиция Циглера-Фиала, имевшие целью попытаться дойти по льдам до полюса. Крушение судна вынудило участников экспедиции Циглера провести на архипелаге два года в изоляции, прежде чем они дождались спасения.
В 1913-1914 годах в бухте у острова Гукера зимовала экспедиция Г. Я. Седова. В попытке дойти до полюса Седов умер и был похоронен на острове Рудольфа.
Летом 1914 года до старой базы экспедиции Джексона-Хармсворта на мысе Флора на острове Нортбрук удалось дойти штурману Альбанову и матросу Конраду, последним оставшимся в живых членам экспедиции Брусилова. Затем они были спасены шхуной "Святой Фока", зашедшей на мыс Флора из-за нехватки топлива.
В 1914 году в поисках Г. Я. Седова архипелаг посетила экспедиция Ислямова. Ислямов объявил архипелаг российской территорией и поднял над ним российский флаг.
В 1929 году в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.
В июле 1931 года в бухте Тихой состоялась встреча немецкого дирижабля "Граф Цеппелин" и советского ледокола "Малыгин". С дирижабля на ледокол была передана почта.
Фрагмент обзорной карты. Атлас командира РККА 1938 год. В 1936 году на острове Рудольфа была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырехмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира. А на острове стала действовать полярная станция.
После развала Советского Союза многие объекты на архипелаге были заброшены. В 2008 году в ходе экспедиции на атомном ледоколе "Ямал" был открыт новый остров, отделившийся от острова Нортбрук. Новому географическому объекту присвоено название "остров Юрия Кучиева", в память об арктическом капитане Ю. С. Кучиеве.
География
Земля Франца-Иосифа - одна из самых северных территорий России и мира. Делится на 3 части: восточную, отделенную от других Австрийским проливом, с крупными островами Земля Вильчека (2,0 тыс. кв. км), Греэм-Белл (1,7 тыс. кв. км); центральную - между Австрийским проливом и Британским каналом, где расположена наиболее значительная по численности группа островов, и западную - к западу от Британского канала, включающую наиболее крупный остров всего архипелага - Земля Георга (2,9 тыс. кв. км).
Поверхность большинства островов архипелага Земля Франца-Иосифа платообразная. Средние высоты достигают 400-490 м (высшая точка архипелага - 620 м).
На территории острова Хейса работает самое северное в мире почтовое отделение "Архангельск 163100", оно открыто в течение 1 часа, с 10 до 11 часов во вторник, среду, четверг и пятницу.
Мыс Флигели на острове Рудольфа - самая северная точка России и Земли Франца-Иосифа. Мыс Мэри-Хармсуорт - крайняя западная точка архипелага, остров Ламон - самая южная, мыс Олни на острове Греэм-Белл - самая восточная.
Большая часть островов сложена песчаниками, алевролитами и известняками, перекрытыми эффузивной толщей горизонтальных базальтовых покровов (мощность базальтов 20-30 м). Среди юрских глинистых сланцев и песчаников на мысе Флора обнаружен бурый уголь.
Большая часть островов покрыта ледниками, на свободных от них местах множество озер, большую часть года покрытых льдом. Вечная мерзлота.
Многие озера до сих пор не имеют названий, собственными обозначениями обзавелись следующие: Космическое, Ледяное, Мелкое, Северное, Утиное, Ширшова.
Изучение оледенения архипелага началось особенно интенсивно с началом Международного геофизического года. В итоге двухлетних полевых работ участники этой российской экспедиции АН СССР получили первую сводку гляциологии территории, увидевшую свет в коллективной монографии "Оледенение Земли Франца-Иосифа" (авторы М. Г. Гросвальд и др, 1973). В ней содержалась характеристика морфологии ледниковых комплексов, ледникового климата, зон льдообразования, температурного режима, структуры и тектоники ледников. Отечественный гляциолог М. Г. Гровальд с сотрудниками впервые сделал тогда важный вывод о том, что оледенение ЗФИ убывает: за последние 30 лет архипелаг в среднем терял 3,3 куб. км льда в год. До этих работ мировое научное сообщество придерживалось мнения о том, что оледенение ЗФИ стационарно, или даже растет.
Ледниками покрыто 87% территории архипелага. Мощность льда колеблется от 100 до 500 м. Ледники, спускающиеся в море, продуцируют большое количество айсбергов. Наиболее интенсивно оледенение наблюдается на юго-востоке и востоке каждого острова и архипелага в целом. Льдообразование происходит лишь на вершинных поверхностях ледниковых куполов. Ледники архипелага интенсивно сокращаются, и если наблюдающийся темп деградации сохранится, то оледенение Земли Франца-Иосифа через 300 лет может исчезнуть.
Климат архипелага Земля Франца-Иосифа типично арктический. Средняя годовая температура до -12 градусов Цельсия (остров Рудольфа); средние температуры июля от -1,2 градусов Цельсия в бухте Тихой (остров Гукера) до +1,6 градусов Цельсия (остров Хейса, где расположена самая северная в мире метеорологическая станция - обсерватория имени Кренкеля); средняя температура января около -24 градусов Цельсия (минимальные температуры зимой до -52 градусов Цельсия), ветер достигает 40 м/сек. Осадков выпадает от 200-300 мм до 500-550 мм (в зоне аккумуляции ледниковых куполов) в год.
Флора и фауна архипелага Земля Франца-Иосифа
В растительном покрове господствуют мхи и лишайники. Встречаются также полярный мак, камнеломки, крупки, полярная ива. Из млекопитающих встречается белый медведь и реже песец. В водах, омывающих острова, водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха. Наиболее многочисленны (26 видов) птицы: люрики, чистики, кайры, обыкновенная моевка, белая чайка, бургомистр и другие, образующие летом так называемые "птичьи базары". На островах Земля Александры и остров Рудольфа работают полярные станции. На острове Хейса расположена геофизическая обсерватория имени Э. Т. Кренкеля (с 1957 года).
После годичного перерыва на Земле Франца-Иосифа - самом северном архипелаге России и Евразии - возобновятся работы по ликвидации накопленного экологического ущерба. Так официально именуется очистка Арктики. Острова стали пилотными для этого проекта. Именно здесь в 2010 году Владимир Путин заявил о необходимости провести в Арктике "генеральную уборку".
Мусора на четыре Эйфелевы башни
Геоэкологическое обследование Земли Франца-Иосифа в 2011–12 годах провели сразу несколько профильных институтов и организаций. Нужно было определить самые проблемные участки. Шесть островов были признаны территорией экологического бедствия: Земля Александры, острова Гукера, Хейса, Рудольфа, Гофмана и Греэм-Белл. Где-то базировались военные, на других располагались полярные станции. Символом арктического мусора стали ржавые бочки из-под ГСМ. Они представляли и наибольшую опасность.
Работы начались на Земле Александры. Сейчас самый западный остров архипелага практически очищен , полей из бочек здесь уже нет, проведена техническая рекультивация грунта. Самой сложной оказалась обстановка на Греэм-Белле. Это самый восточный остров, где в советское время располагались станция ПВО, полк Дальней авиации и самый северный в мире ледовый аэродром.
"Из-за климатических изменений большое количество бочек с нефтепродуктами оказалось в воде. Они были складированы вдоль береговой линии. Если бы нефтепродукты попали в океан, пятно бы двинулось в сторону Шпицбергена. В 2013 году мы предотвратили на Греэм-Белле экологическую катастрофу", - говорит первый директор национального парка "Русская Арктика" Роман Ершов.
Ледовая обстановка не каждый год позволяет судну даже подойти к тому же Греэм-Беллу, не говоря уж о том, чтобы осуществить разгрузку. Тем не менее за пять лет арктической уборки с островов вывезено более 40 тысяч тонн отходов: металлолом, бочки, бытовой и производственный мусор, остатки строений и техники. По массе это четыре Эйфелевы башни вместе с фундаментом. После вывоза мусора очищается и верхний слой грунта. Уже рекультивировано 270 га - по площади это примерно 380 футбольных полей.
"В 2017 году снижение негативного воздействия на окружающую среду на территории национального парка "Русская Арктика" планируется в объеме не менее 8 тыс. тонн, - говорит о планах на предстоящий сезон и.о. директора парка Александр Кирилов. - Одновременно с очисткой территории четырех островов архипелага Земля Франца-Иосифа: Земли Александры, Хейса, Греэм-Белл, Гукера и, возможно, острова Гофмана - будет проводиться геоэкологическое обследование в местах будущих работ. Это необходимо для того, чтобы оценить ситуацию - где что осталось - и уточнить дальнейший план действий".
В парке убеждены, что очистку надо продолжать до полной ликвидации экологического ущерба на полярных островах.
Обломки Ил-14 и самый северный в мире детский сад
При этом необходимо соблюдать баланс между уборкой и тем, что нужно сохранить. В 2014 году Юрий Руткаускас контролировал ход работ на острове Хейса как госинспектор национального парка. "Наши обязанности заключались в приемке работ от организации, занимающейся очисткой данного острова от предшествующей деятельности человека, а также соблюдением природоохранного законодательства в ходе работы. (…) На завершающем этапе очистки рабочие ходили и вручную собирали остатки жизнедеятельности". Он сетует, что довольно много любопытных находок - старая техника, аппаратура - пошло под нож экскаватора.
На острове оставлен самолет Ил-14, который потерпел здесь крушение в феврале 1981 года. Самолет заходил на посадку в темноте и приземлился левее взлетно-посадочной полосы, угодил в глубокий снег. При этом оторвался дополнительный топливный бак, который располагался в салоне. Два пассажира погибли. Воздушное судно так и осталось на острове.
Часть артефактов сейчас используется для экспозиций национального парка, например ракета М-100 с парашютом и пультом для запуска. Эта советская двухступенчатая неуправляемая твердотопливная метеорологическая ракета с высотой подъема 100 км использовалась для зондирования атмосферы.
На острове Хейса с 1957 года существовала не просто метеостанция, а обсерватория, которая с 1972 года стала носить имя знаменитого полярного радиста Эрнста Кренкеля. Особое место в научной программе занимало высотное зондирование. Ракеты с октября 1957 года запускали в ближний космос. Программу свернули в начале 90-х. В период расцвета на острове Хейса жило до 200 человек, здесь был самый северный в мире детский сад, а поселок насчитывал до 40 домов.
В 2001 году станция была закрыта после пожара, а возобновила деятельность в 2004 году. "В настоящее время на станции работают четыре человека. Проводят стандартные наблюдения: метеорологические, морские прибрежные гидрологические, аэрологические. Что касается высотного зондирования атмосферы, то возобновить планируется, но когда - неизвестно", - о нынешней ситуации говорит начальник отдела государственной наблюдательной сети ФГБУ "Северное УГМС" (Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. - Прим. ТАСС ) Василий Шевченко.
По его словам, данные с острова Хейса важны для составления прогноза погоды, так как в этом регионе больше станций нет, в том числе и автоматических. И установка последних пока не планируется.
Собачья улица и самолетный ангар острова-музея
Полярная станция "Бухта Тихая", открытая 30 августа 1929 года на острове Гукера, стала первым постоянным поселением на Земле Франца-Иосифа. Интересно, что в 1929 году к архипелагу практически одновременно направлялись советская и норвежская экспедиции. Последней помешала тяжелая ледовая обстановка. Бухта Тихая - знаковое место. Назвал ее так Георгий Седов, здесь он провел зимовку 1913–14 годов, отсюда ушел в свой последний отчаянный поход к Северному полюсу.
Станция активно работала до 1957 года, но была закрыта в связи с созданием новой на острове Хейса. Он оказался более благоприятен для метеоисследований. В Бухте Тихой остался целый поселок: не только жилые дома, мастерские, лаборатории, но и целая улица из собачьих будок. Даже миски сохранились. К 2011 году, когда на Земле Франца-Иосифа начал работать национальный парк "Русская Арктика", строения были заброшены, забиты снегом и льдом. На острове Гукера при проведении работ по очистке было решено оставить весь комплекс станции. И создать музей под открытым небом.
Этот остров чистили вручную: станция располагается на склоне, как на ступеньках. Технике там не развернуться. Мусор паковали в мешки-бэги, которые затем вывозили морем. Как говорит заместитель по научной работе директора "Русской Арктики" Мария Гаврило, наиболее сложная ситуация сейчас с деревянным самолетным ангаром. "Всю деревню нужно сохранить, но ангар в наиболее критическом состоянии. Его чистят ото льда, и он стал более уязвимым", - поясняет ученый.
Если дома или, например, лаборатории подобного вида в российской Арктике еще есть, то ангар - сооружение уникальное. "Он был построен в 1932 году под руководством Папанина и предназначен для базирования там небольшого гидроплана Ш-2 или биплана По-2. По тем временам это было большое и сложное сооружение. Возведение его на Земле Франца-Иосифа - сверхтрудная задача. Большая удача, что ангар сохранился до наших дней", - рассказывает ведущий научный сотрудник национального парка Евгений Ермолов.
Архипелаг-материк
Каждый остров Земли Франца-Иосифа те, кто там бывал, сравнивают с отдельной планетой. Настолько они разнообразные. Остров Гукера сейчас посещает почти каждое круизное судно, которое приходит на архипелаг. Исторический объект, самая северная в мире почта, доступная для туристов, плюс уникальные природные ландшафты. Скалу Рубини в свое время назвали в честь известного оперного певца. Она действительно поет - десятки тысяч птиц гнездятся на крупнейшем на архипелаге птичьем базаре: кайры, моевки, люрики, чистики, глупыши и бургомистры. Скала будто сложена из шестигранных базальтовых карандашей, выступы которых идеальны для обустройства гнезд. Как говорит Мария Гаврило, те же кайры, например, могут вернуться через год на тот же самый выступ, где гнездились в прошлом сезоне. Этим ученые пользуются для исследований - на птиц ставят логгеры, которые фиксируют маршрут их передвижения. Через год или несколько лет птицу ловят, прибор снимают и расшифровывают данные. Такие исследования продолжатся и в этом году, как и мониторинг белых медведей, гренландских китов и моржей.
На моржовом лежбище соседнего с Гукера острова Мертвого тюленя работает видеокамера. "Надеемся, что она выдержала второй год, и у нас будет динамика наполнения лежбища", - говорит Мария Гаврило.
Продолжатся наблюдения за белой чайкой - птицей, которая никогда из Арктики не улетает и занесена в Красную книгу РФ. "Была, например, колония на Земле Александры, из двух кластеров по 150 птиц в каждом, - рассказывает исследователь. - Так вот один из них располагался прямо у взлетно-посадочной полосы пограничников. Начальник заставы (Нагурское. - Прим. ТАСС ) Максим Носов ее очень оберегал".
Ученый говорит, что архипелаг изучен неравномерно. С одной стороны, по сравнению с другими российскими полярными островами можно сказать, что изученность в хорошем состоянии, "но по сравнению с Шпицбергеном мы проваливаемся, но там 50 стран изучали", отмечает она. Известно, какие на Земле Франца-Иосифа обитают птицы и млекопитающие, а вот по тем, кто живет в море, и беспозвоночным открытий предстоит еще много, считает Гаврило. В конце 90-х у острова Куна нашли новый вид рыбы - лентотелый гимнел, в 2012 году - новый вид комара-звонца, его назвали в честь Земли Франца-Иосифа. Много коллекций находится в обработке, например нематод (круглые черви. - Прим. ТАСС ) отправили для описания в Болгарию. По предварительным данным, список видов уже больше, чем на Шпицбергене.
"По ряду биологических групп Земля Франца-Иосифа опережает Шпицберген, - говорит Гаврило, - где более благоприятные условия. Почему такое разнообразие, нужно объяснять. Пока у нас больше вопросов. Такой вот архипелаг-материк".
Ботаник Олег Ежов говорит, что по сосудистым (цветковым. - Прим. ТАСС ) растениям картина более-менее ясная. Их около 50 видов: разные камнеломки, полярный мак, лютики, злаки. Есть те, которые встречаются почти на каждом острове, есть найденные только на одном. Как, например, один из видов мятлика, который встречается только на острове Гукера. А вот мхи, лишайники и грибы изучены гораздо хуже. "По Шпицбергену лишайников известно около 800 видов, по Земле Франца-Иосифа - меньше двухсот. Надо изучать дальше ", - поясняет Ежов. "Мои пятилетние "грибные" походы по Земле Франца-Иосифа и усилия коллег уже дают предварительный список по грибам больше, чем на Шпицбергене", - говорит Гаврило.
Часть коллекций собиралась во время комплексной экспедиции, которую в 2013 году "Русская Арктика" проводила совместно с Национальным географическим обществом США (National Geographic). "Земля Франца-Иосифа - одно из самых диких и красивых мест, которые я видел в мире. Со своими полярными медведями, моржами, гренландскими китами и огромными колониями гнездящихся морских птиц она чиста в своей первозданности", - говорит гидробиолог, штатный исследователь National Geographic Энрик Сала.
Сала уверен, что Земля Франца-Иосифа обладает огромным потенциалом для экотуризма, но должным образом отрегулированного. "Арктика - это хрупкая среда, но хорошо разработанный план туристической деятельности может помочь повысить осведомленность о важности защиты таких мест без ущерба для окружающей среды", - считает эксперт.
Как поясняют в "Русской Арктике", за пять лет существования особо охраняемой природной территории туристы высадились на берег, осмотрели с борта судна, лодки или вертолета только 30 - но самых знаковых и красивых - мест на Земле Франца-Иосифа и севере Новой Земли. "Возможно посещение и новых мест, это будет учитываться при зонировании национального парка "Русская Арктика". Из интересных мест, которые, скорее всего, будут доступны для туристов после завершения очистки - полярная станция на острове Хейса", - пояснил руководитель парка Александр Кирилов.
В парке говорят, что количество посетителей Земли Франца-Иосифа может достичь 5–7 тыс. в год. Сейчас это около тысячи. Условий несколько. Одно из них - работа пункта пропуска через границу на острове Земля Александры для разных судов. Пока он действует в тестовом режиме под конкретное судно. Кроме того, на Земле Александры вводится в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса круглогодичного действия. При условии что будет достигнута договоренность об ее использовании гражданской авиацией, возможно прибытие туристов на архипелаг и по воздуху. Но нужна тщательная подготовка: обустройство экологических троп, подготовка профессиональных кадров для работы с туристами и повышение информированности посетителей о правилах поведения на территории.
Ирина Скалина