Кариатида - статуя, заменявшая собой колонну. Что такое кариатида Подходящая пара для кариатиды
Наши заказчики и партнеры регулярно задают вопрос, почему наша копания называется Кариатида? Что значит Кариатида?
Это потому что с нашей точки зрения Кариатида это кульминация в строительстве двух базовых понятий ЭСТЕТИКИ и ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, кроме того очень часто Кариатиды
стоят именно на фасаде.
Почему Эстетика? - скажите а что может быть прекраснее женщины?
Почему функциональность? - а что может быть функциональнее несущей колонны? Именно на них держится почти любое здание. Сложно найти здание которое может обойтись без несущих колонн.
Кариатиды это красивейшие двушки которые с древних времен держат на своих плечах (руках) части конструкций здания. В нашем понимании лучшие здания это именно те в которых все элементы считают в себе красоту и функциональность.
Словарная справка
Кариатиды, греч. архитект., женские фигуры, без рук, в длинной одежде, служащие для поддержания частей здания преимущ. с лицевой стороны, вместо колонн и пилястров. В новейш. искусстве К. назыв. и мужские фигуры такого же рода (правильнее атланты).
(Брокгауз и Ефрон)
Кариатида (от греч. karyаtides
, буквально — жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции) скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). К. были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17—19 вв.
(Большая советская энциклопедия)
КАРИАТИДА
(греч., от собств. им. города). Статуя одетой женщины, употребляемая вместо столба для поддержки антаблемента.
(Словарь иностранных слов, Чудинов А.Н. 1910)
КАРИАТИДА греч. karyatis, idos, по имени города Карий Женская статуя без рук, в длинной одежде, употребляемая для поддерживания сводов вместо столбов и пилястров.
(Объяснение иностранных слов, Михельсон А.Д., 1865)
КАРИАТИДЫ
(гр. karyatides карийские девы) архит. вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие.
(Новый словарь иностранных слов. EdwART, 2009)
по-английски caryatid
по-немецки karyatide
по-французски cariatide, caryatide
по-итальянски cariatide, canefora
по-испански cariátide
по-украински каріатиди, -тид
И несмотря на то что некоторые авторы словарей утверждают что Кариатиды это женщины ОДЕТЫЕ и БЕЗ РУК. Мы все же утверждаем (так как коллекционируем изваяния Кариатид) что Кариатиды это женщины с руками и часто полуобнаженные а иногда и совсем без одежды, что несомненно делает их еще более привлекательными.
Фотографии разных Кариатид.
Наши заказчики и партнеры регулярно задают вопрос, почему наша копания называется Кариатида? Что значит Кариатида?
Это потому что с нашей точки зрения Кариатида это кульминация в строительстве двух базовых понятий ЭСТЕТИКИ и ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, кроме того очень часто Кариатида стоят именно на фасаде.
Почему Эстетика? - скажите а что может быть прекраснее женщины?
Почему функциональность? - а что может быть функциональнее несущей колонны? Именно на них держится почти любое здание. Сложно найти здание которое может обойтись без несущих колонн.
Кариатиды это красивейшие двушки которые с древних времен держат на своих плечах (руках) части конструкций здания. В нашем понимании лучшие здания это именно те в которых все элементы считают в себе красоту и функциональность.
Словарная справка.
Кариатиды, греч. архитект., женские фигуры, без рук, в длинной одежде, служащие для поддержания частей здания преимущ. с лицевой стороны, вместо колонн и пилястров. В новейш. искусстве К. назыв. и мужские фигуры такого же рода (правильнее атланты).
(Брокгауз и Ефрон )
Кариатида (от греч. karyаtides, буквально — жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции) скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). К. были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17—19 вв.
(Большая советская энциклопедия )
КАРИАТИДА (греч., от собств. им. города). Статуя одетой женщины , употребляемая вместо столба для поддержки антаблемента.
(Словарь иностранных слов, Чудинов А.Н. 1910)
КАРИАТИДА греч. karyatis, idos, по имени города Карий Женская статуя без рук , в длинной одежде, употребляемая для поддерживания сводов вместо столбов и пилястров.
(Объяснение иностранных слов, Михельсон А.Д., 1865)
КАРИАТИДЫ (гр. karyatides карийские девы) архит. вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие.
(Новый словарь иностранных слов. EdwART, 2009)
по-английски caryatid
по-немецки k aryatide
по-французски cariatide, caryatide
по-итальянски cariatide, canefora
по-испански cariátide
по-украински каріатиди, -тид
И несмотря на то что некоторые авторы словарей утверждают что Кариатиды это женщины ОДЕТЫЕ и БЕЗ РУК. Мы все же утверждаем (так как коллекционируем изваяния Кариатид) что Кариатиды это женщины с руками и часто полуобнаженные а иногда и совсем без одежды, что несомненно делает их еще более привлекательными.
Фотографии разных Кариатид.
Кариатида — (от греч. karyаtides, буквально – жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору).
Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Впервые упоминается Витрувием в его трактате посвященном Октавиану Августу.
“Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями - персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам.
И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.”
Витрувий “10 книг об архитектуре” кн.1, гл.1., 5
Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы, в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.
Ордер кариатид
Коринфский ордер представляет собой ионийский и отличается от него лишь капителью с листвой. Ордер же кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, мы приведем южный портик Эрехфейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью.
Кариатидами называют гипсовые статуи девушек, облаченных в свободную одежду, которые используются в качестве поддерживающих элементов – колонн или пилястров. Архитектурная родословная гипсовых Кариатид простирается в глубь веков по меньшей мере на три тысячи лет. Сегодня Кариатида является одной из самых знаменитых лепных скульптур , которая используется в качестве декоративного элемента многих гипсовых композиций и вдохновляет дизайнеров на создание все новых шедевров гипсового искусства.
История создания Кариатиды
Несомненно, наиболее известные примеры Кариатид - шесть великолепных лепных девушек, которые составляют так называемое крыльцо девиц, прикрепленное к Эрехтейону на Акрополе в Афинах. Сам же Эрехтейон, который возводился древними греками как храм, является одним из главных памятников древнегреческой архитектуры. В дальнейшем Эрехтейон и гипсовые Кариатиды, построенные в 5 веке до нашей эры, копировались знаменитыми архитекторами и скульпторами снова и снова, от Древнего Рима до современного Лондона и Чикаго.
Фото:
Кариатиды, которые мы можем сегодня увидеть на Акрополе - копии. Одна из оригинальных статуй была везена людьми лорда Элджина в начале 1800-х годов. История этой статуи очень необычна, ведь, когда лорд возвращался на Родину султан Селима III разрешил ему «вывезти из страны только один кусок камня с надписями». Будучи ценителем искусства, лорд Элджин выбрал великолепную статую девушки, чем вызвал неоднозначную реакцию окружения. Теперь ее можно увидеть в Британском музее, в то время как остальные пять с тех пор были перенесены в Музей Акрополя в Афинах.
Несмотря на потрясающую красоту скульптурной композиции «крыльцо девиц» (которое также называют крыльцом Кариатид), она фактически была добавлена в храм из соображений практичности. Дело в том, что чтобы поддержать западный конец крыши Эрехтейона, архитектору требовалось несколько 4,5-метровых мощных . Именно поэтому были добавлены два крыльца, чтобы скрыть поддерживающие элементы и добиться великолепной эстетики храма.
Несмотря на то что при упоминании о древних Кариатидах, разговор чаще всего сводится именно к Эрехтейону, на самом деле «крыльцо девиц» далеко не первый пример использования гипсовых лепных статуй женщин в качестве поддерживающих элементов. Так, например, Кариатиды в Дельфах по крайней мере на двести-триста лет старше, а использование женщин в качестве поддержки при возведении религиозных объектов, таких как ритуальные бассейны, и в качестве ручек для зеркал считается еще более древней традицией.
Мировое «турне» древнегреческих Кариатид
Достаточно один раз взглянуть на великолепных Кариатид Акрополя, чтобы понять, что лорд Элджин далеко не единственный ценитель искусства, который хотел бы обладать таким произведением лепного искусства. За много столетий до его сомнительных действий в Акрополе римляне использовали копии этих скульптур в Пантеоне и Форуме Августа в Риме, а также на Вилле Адриана в Тиволи. С тех пор Эрехтейон и его лепные девицы вдохновляли дизайнеров и архитекторов по всему миру.
Кариатиды Лондона
Не далеко от Британского музея находится церковь Святого Панкраса, построенная между 1819 и 1822 годами в стиле греческого возрождения. Проект для новой церкви Святого Панкраса был разработан в Париже в 1818 году, всего через два года после того, как Британский музей приобрел коллекцию скульптур, привезенных из Акрополя Элджином. Вдохновленные великолепием искусства древних греков, успешные британские архитекторы, Уильям и Генри Уильям Инвуд, использовали в своем дизайне ряд архитектурных элементов, традиционных для Греции. На портике имеются характерные ионические колонны, над входом в склеп находится точная копия «крыльца девиц», а потолок восьмиугольной башни был скопирован с мраморной Башни Ветров в Афинской Агоре.
Фото:
Интересно, что когда Генри Уильям Инвуд осознал, что его проекты произвели большое впечатление на европейских ценителей, он решил сам отправиться в Афины. Там он немедленно принялся за то, чтобы делать гипсовые слепки различных украшений Эрехтейона. Следует заметить, что Элджин не был с ним солидарен. Хотя Инвуд, должно быть, уже знал о полемике капризного лорда, он не считал возможным разрушать великолепные архитектурные творения Акрополя и ограничивался лишь гипсовыми копиями, чем помог сохранить уникальные предметы древнегреческого искусства.
Кариатиды церкви святого Панкраса имеют также уникальную иконографию, которая связывает их с их положением на входе в склеп. Они стоят перед каменным саркофагом, и каждая гипсовая женщина держит либо погашенный факел, либо пустой кувшин. Эти особые символические особенности делают их уникальными, однако нет никаких сомнений, что трибуна в церкви Святого Панкраса является прямой имитацией Эрехтейона на Акрополе.
Американские Кариатиды
Через Атлантический океан в Чикаго - еще одно поразительное, путешествие греческих Кариатид Эрехтейона. В 1893 году в Чикаго состоялась Всемирная выставка Колумба, посвященная 400-летию со дня прибытия Христофора Колумба в Новый Свет. Экспонаты, представленные на выставке, были посвящены важным историческим событиям различных эпох. Впоследствии на базе экспонатов выставки был образован Филдовский музей естественной истории.
Фото:
Классическое оформление музея сразу бросается в глаза - ответственным архитектором был Уильям Пирс Андерсон. Здание музея выполнено в стиле неоклассицизма, что создает торжественное и величественное впечатление на зрителя. Сравнение здания музея с современным инновационным центром Чикаго, с его небоскребами из стекла и металла, лишь усиливает визуальное воздействие такого своеобразного внешнего вида.
Каждая сторона портика - это балконы, которые были созданы архитектором, вдохновленным великолепием Эрехтейона. У каждого из них есть столбы-кариатиды, разработанные скульптором Генри Герингом. Сам архитектор сказал об этих скульптурах, - «они лучшие образцы декоративной скульптуры, которые были созданы во все времена». Изначально Герингу было поручено создать ряд неоклассических скульптур, которые должны были украсить здание музея, однако сам художник решил по-другому. Создав четыре балкона с восемью гипсовыми кариатидами, архитектор над каждой из них расположил невысокие рельефные панели, каждая из которых представляет один из четырех тематических разделов музея, а именно антропологию, ботанику, геологию и зоологию.
Кариатиды в Сербии
Еще один уникальный пример использования тех самых Кариатид — Старый Дворец в Белграде, также известный как Старый Двор, который был домом династии Обренович — коренной линии сербских правителей - в конце девятнадцатого века — в начале двадцатого века. Построенный к концу 19-го века, этот дворец с его неоклассическим великолепием должен был вытеснить все прежние резиденции сербских правителей. Сегодня это здание считается экспертами и историками одним из высших достижений сербской архитектуры того периода.
Две наиболее характерные внешние классические особенности дворца – великолепные Кариатиды и дорические колонны. Присмотревшись к ним, несложно заметить, что выглядят они практически идентично кариатидам на Эрехтейоне в Афинах. Здание было повреждено во время Первой и Второй мировых войн, и с тех пор оно было существенно перестроено и реконструировано. Сегодня в этом здании находится Белградская городская ассамблея.
Фото:
Кариатиды, так же как квадриги, до сих пор используются в архитектурных творениях по всему миру. Некоторые из них нужны исключительно в декоративных целях, в то время как другие сохранили первоначальную функцию и устанавливаются в качестве опорного столба. Кариатиды церкви Святого Панкраса поддерживают свод массивного здания, тогда как чикагские Кариатиды являются декоративными, поскольку есть фотографии, показывающие навесы без опорных столбов.
Это всего лишь три примера использования Кариатид в качестве украшения и функционального элемента в архитектуре. Тем не менее эти примеры демонстрируют, как наше настоящее сильно зависит от нашего прошлого. По сей день, великолепные гипсовые Кариатиды действительно возникают повсюду, особенно когда вы меньше всего ожидаете их увидеть. Например, великолепный фонтан на улице Риволи в Париже, лестницы Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, фонтаны и дворцы Рима.
Гипсовые Кариатиды – классика мировой скульптуры. Сегодня стилизованные опорные женские статуи очень часто используются дизайнерами не только в классических интерьерных композициях, но и в качестве отдельного элемента современных минималистических мотивов, тонкой нитью, соединяя древнее прошлое и наше время.
В его трактате, посвященном Октавиану Августу:
«Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопоннесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями - персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев».
Витрувий, «10 книг об архитектуре». I: 1, 5
Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые на праздниках в честь богини Артемиды совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона на афинском Акрополе, известного также как портик кариатид или Пандросион, по имени нимфы Пандросы, и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.
В Средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко появляться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения . В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних - атланты .
См. также
- http://polit.ru/news/2014/09/11/ps_amphi_kar/
Напишите отзыв о статье "Кариатида"
Отрывок, характеризующий Кариатида
– Готовься к следующему уроку, всё будет хорошо, – только и сказала учительница.Я никогда не забуду того жутко-мучительного часа ожидания, пока мы ждали новостей из больницы… Было очень страшно и одиноко и это навечно отпечаталось кошмарным воспоминанием в моём мозгу. Я была виновата в «покушении» на чью-то жизнь!!! И не имело никакого значения, произошло оно случайно или осмысленно. Это была Человеческая Жизнь и по моему неусмотрению, она могла неожиданно оборваться… И уж, конечно же, я не имела на это никакого права.
Но, как оказалось, к моему величайшему облегчению, ничего страшного, кроме хорошего испуга с нашим «террористом-одноклассником» не произошло. Он отделался всего лишь небольшой шишкой и уже на следующий день опять сидел за своей партой, только на этот раз он вёл себя на удивление тихо и, к всеобщему удовлетворению, никаких «мстительных» действий с его стороны в мой адрес не последовало. Мир опять казался прекрасным!!! Я могла свободно дышать, не чувствуя более той ужасной, только что висевшей на мне вины, которая на долгие годы полностью отравила бы всё моё существование, если бы из больницы пришёл другой ответ.
Конечно же, осталось горькое чувство упрёка самой себе и глубокое сожаление от содеянного, но уже не было того жуткого неподдельного чувства страха, которое держало всё моё существо в холодных тисках, пока мы не получили положительных новостей. Вроде бы опять всё было хорошо… Только, к сожалению, это злополучное происшествие оставило в моей душе такой глубокий след, что уже ни о чём «необычном» мне не хотелось больше слышать даже издалека. Я шарахалась от малейшего проявления во мне любых «необычностей» и, как только чувствовала, что что-либо «странное» начинало вдруг проявляться, я тут же пыталась это погасить, не давая никакой возможности опять втянуть себя в водоворот каких либо опасных неожиданностей.
Я честно старалась быть самым обычным «нормальным» ребёнком: занималась в школе (даже больше чем обычно!), очень много читала, чаще чем раньше ходила с друзьями в кино, старательно посещала свою любимую музыкальную школу… и беспрерывно чувствовала какую-то глубокую, ноющую душевную пустоту, которую не могли заполнить никакие из выше упомянутых занятий, даже если я честно старалась изо всех сил.
Но дни бежали друг с дружкой на перегонки и всё «плохое страшное» начинало понемножечку забываться. Время залечивало в моём детском сердце большие и маленькие рубцы и, как правильно всегда говорят, оказалось по-настоящему самым лучшим и надёжным целителем. Я понемножку начинала оживать и постепенно всё больше и больше возвращалась к своему обычному «ненормальному» состоянию, которого, как оказалось, всё это время мне очень и очень не хватало… Не даром ведь говорят, что даже самое тяжёлое бремя для нас не столь тяжело только лишь потому, что оно наше. Вот так и я, оказывается, очень скучала по своим, таким для меня обычным, «ненормальностям», которые, к сожалению, уже довольно таки часто заставляли меня страдать...
Кариатиды.
Существует довольно большое количество архитектурных элементов, которые впервые использовались много веков назад, но и в современном архитектурном мире не перестают быть популярны в виду своей особенности. Не миновала чаша сия и судьбу кариатида. Рожденные в Греции, и имея богатое прошлое, этот архитектурный элемент по прежнему способен внести ощущение классики в любой, даже Богом забытый уголок... Кариатиды – одни из немногих скульптур, которые проникли практически в каждый стиль и направление, покорили сердце не одного создателя мировых архитектурных шедевров различных эпох. И что интересно, даже в современном мире, где царит хай тек, экономия и большинство зданий возводится исходя из понятий практичности и функциональности, кариатиды сохраняют свою востребованность. В чем секрет «успеха» кариатид и каков их длинный путь? Стоит поговорить обо всем по порядку.
Что такое кариатида и каково ее происхождение?
Древнегреческие зодчие первыми ввели в использование, поддерживающие здание элементы, которые представляли собой скульптуры одетых в тунику женщин и мужчин. Так, или почти так, на смену колоннам и пилястрам пришли кариатиды.
Существует несколько предположений о происхождении названия кариатиды. Одни считают вдохновительницами создания архитектурных элементов девушек из г. Кария, которые совершали религиозные танцы с корзинами на головах и воспевали древнегреческую богиню Артемиду. Другие предполагают, что статуи женщин, поддерживающих здания, это не что иное, как проститутки, которые превращены в камень за развратное поведение. Наказанные богами, они держат всю тяжесть здания, мучаясь и являя собой назидательный образ всем тем, кто продолжает жить на Земле и помышляет о распутном поведении.
На самом деле трактовок появления этого элемента существует не мало. Но какой бы не была истинная история возникновения, кариатиды долгое время «живут» во многих шедеврах мировой архитектуры.
История применения кариатид в архитектуре.
Как все новое, долгое время кариатиды пользовались популярностью при возведении зданий в эпоху Древней Греции. Однако, их применение, фактически, сошло на «нет» в Средние Века. И только в эпоху Возрождения кариатиды вновь приобрели популярность и уже не теряли ее.
Исчезновение интереса к использованию кариатид в период Средних Веков некоторые историки связывают с теми социальными, религиозными, политическими и экономическими изменениями, которые переживало общество Европы. Становление архитектурного стиля того времени не отвечало первоначальному помпезному и, порой, вычурному внешнему виду женских скульптур на фасадах зданий. Но с приходом эпохи Возрождения, с возвращением внимания к человеку « как мерилу всего» - возродилось и античное дыхание в архитектуре. Люди вновь стали более открыты к пониманию и принятию человеческого, торжественного, величественного и «громкого». И с того времени популярность и актуальность кариатид удивительным образом сохраняется и мерным историческим шагом проходит сквозь века.
В разные периоды времени интерес к этим элементам был различным, менялась также и сама форма кариатид. Желая стилистически разнообразить строения, архитекторы стали применять мужские фигуры атлантов, которые все также носили функцию не только декоративную, но и поддерживали антаблемент. Это стало некой производной от «оригинальных» кариатид.
Архитектурные стили, в которые применялись кариатиды.
Кариатиды - это тот элемент, который получил жизнь практически в каждом стиле и направлении. Для наглядности стоит вспомнить некоторые из них, с яркими примерами в исполнении.
Барокко. В барокко статуи вместо колонн подчеркивали парадный внешний вид и всю витиеватость постройки. Если привести пример, то заметным представителем строения в стиле барокко с использованием атлантом, можно назвать Екатерининский дворец проекта Ф. Б. Растрелли. Этот итальянский архитектор является одним из ярчайших представителей своей эпохи, использовавший кариатиды в своих проектах. Можно сказать, что кариатида «звучит в унисон» с мыслью создателя Растрелли. Зная историю возведения Екатерининского дворца, его сложно было бы представить без украшения фасада кариатидами. Они предстают на центральной части фасада, предавая дворцу поистине величественный вид. Именно такое впечатление и должен был производить царский дворец по задумке архитектора.
Классицизм. Если продолжать вести речь об использовании кариатид в архитектуре Санкт-Петербурга, то, безусловно, нельзя не вспомнить знаменитый Михайловский замок архитектора Баженова. Наверное, каждый, кто бывал в Петербурге, видел могучих атлантов, которые подпирают балюстраду. Хотя стоит отметить, что атланты - это не сами кариатиды, но вполне заслуживает называться идейной производной от женских скульптур.
Ампир. Такой архитектурный стиль как ампир, не мог не впитать в себя замену колонн на скульптуры. Стилистическая структура позволила, например, архитектору А. Д.Захарову при возведении Главного Адмиралтейства, использовать скульптуры женщин-нимф, несущих небесную сферу. Симметричное расположение кариатид наблюдается на въездной арке центральной башни Адмиралтейства. Захаров здесь дал волю своему воображению и позволил себе отойти от классического понимания древнегреческого элемента, изобразив нимф, ниспосланных с особенным предназначением.
Итак. Не смотря на стремительно развивающиеся архитектурные направления, актуальность замены колонн и пилястр на скульптуры не исчезала. Их применение прослеживается в неоренессансе, эклектике, модерне, неоклассицизме и даже в сталинском ампире. Возможность импровизации, свобода выражения художественного вкуса вне стесненных рамках стиля - это неоспоримое преимущество кариатид. Именно это позволяет оставаться в каждом направлении и не терять своей популярности и актуальности, не смотря на развитие цивилизации и культуры людей всех народов мира.
Материалы, из которых создаются кариатиды
Согласно своему течению времени, строительные материалы, которые служили средством создания скульптурного элемента, меняли свои составы и характеристики. Если говорить о более ранних временах, то это был камень, позднее мрамор, бетон, в том числе и белый. К моменту всеобщего мирового научно-технического развития изменились не только материалы для создания кариатид, но и область их применения. Например, при декорировании современных домов и даже квартир, скульптуры изготавливаются из гипса или дерева. Часто используется – шамот, натуральный камень, бетон, стеклофибробетон, стеклокомпозит, мрамор…
С течением времени понятие архитектурного элемента, который является главным героем сегодняшнего повествования, приобретает все новые трактовки. Некоторые архитекторы современного времени склонны назвать кариатидами фигурные выступы, исполняющие роль подпорок или колонн. Таким образом, для части строительных художников это не обязательно человеческие фигуры. Бесспорно, здание, которое в себя включает колонны, пилястры - мгновенно приобретает величественный, а иногда помпезный характер. Их присутствие на центральном фасаде способно придать строению официальный или торжественный характер. Можно сказать, что в тот момент, когда создатель строения использует кариатиды - появляется простор для вдохновения. И уже в зависимости от того, насколько сложной является задумка автора, здание принимает на себя особенное настроение.
Заключение.
Когда произведение искусства остается «жить» на века в сердцах, умах людей и при этом приносит материальную пользу, неизменно возникает вопрос: в чем секрет «успеха»? В случае с востребованностью кариатид в архитектуре прошлых веков и в современности, нельзя дать однозначного ответа. Наверное, каждый может понять это по-своему. Но все же, быть может, этот элемент архитектуры имеет столь долгую историю, и скорее всего, столь же длинное будущее, не случайно… Ведь имеет право на существование версия, что в далекой Древней Греции статуи женщин, которые подпирали крышу здания, были творением не человеческой мысли, а небесных сил. А быть может, сами по себе кариатиды благоволят свободе художественной мысли, не ставят создателя в тесные рамки, и, тем самым, любимы архитекторами всех времен. Пускай каждый выберет, в какую версию ему верить. Одно можно сказать точно: кариатиды ждет будущее.