Страдания берлюковской пустыни. Мужской монастырь николо-берлюковская пустынь епархиальный мужской монастырь Мужской монастырь в авдотьино
В сорока двух километрах к северо-востоку от Москвы, на берегу реки Вори расположен Николо-Берлюковский переживший вместе с большинством святых обителей России и периоды расцвета, и годы запустения. На его судьбе со всей наглядностью отразились и гнев, и милость власть предержащих. И сегодня, когда народ очнулся после десятилетий атеистического безумия, он вновь необходим людям как хранитель их исконных духовных ценностей.
Первые иноки на реке Воре
Среди историков бытует мнение, что Николо-Берлюковский монастырь берёт своё начало от пещер, выкопанных здесь первыми иноками, пришедшими сюда в XII-XIII вв. Несмотря на то что в русских землях пещерножительство, ввиду климатических условий, было уделом лишь сравнительно небольшого круга наиболее ярых аскетов, примеры этого монашеского подвига можно встретить на протяжении всей нашей истории.
Установлено, что в давние, ещё дохристианские времена на берегу находилось языческое капище, и первые насельники монастыря, обосновавшись в этих местах, воздвигли на месте поверженных ими истуканов два храма - во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В связи с этим невольно приходит на память история основания Киево-Печерской Лавры, где первые постройки были возведены на месте сброшенных в днепровские воды идолов.
Иеромонах-погорелец
Место, выбранное находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.
Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».
Имеет ли эта легенда под собой реальные основания - неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая также якобы основанная разбойником Оптой.
Начало монашеского общинножития
О том, как начинал своё монашеское служение на берегах Вори отец Варлаам, сохранились лишь отрывочные сведения, которые донесли до нас документы той эпохи. Однако известно, что вскоре после того, как подвижник ископал себе земляную келью и, поселившись в ней, предался посту и молитве, к нему стали приходить другие иноки из разорённых монастырей, а вместе с ними и миряне, желавшие посвятить жизнь служению Богу. Постепенно число насельников пустыни стало увеличиваться.
Известно также, что однажды к отцу Варлааму явились две почтенные старицы - игуменья Евдокия, возглавлявшая находившейся невдалеке Успенский Предтеченский монастырь, и её казначея Иулиания. Они принесли в дар обители древнюю икону святителя Николая Чудотворца.
Для этого святого образа старец Варлаам и братия поставили деревянную часовню, срубленную из стволов раскинувшегося вокруг соснового леса. О появлении святыни вскоре узнали жители окрестных деревень и начали во множестве приходить в Николо-Берлюковский монастырь. Очень скоро по молитвам перед образом начали совершаться чудеса, и многие страждущие получили исцеление.
Первая каменная постройка монастыря
По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.
Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.
Игумен-диссидент
В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии - родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.
Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.
Крамольный монастырь
В опалу попали и многие монахи, согласно поступившим в Тайную канцелярию доносам, «благосклонно внимавшие» своему игумену. Правда, в отношении братии приговор не был столь суров, и власти ограничились лишь их высылкой в другие обители. Однако с тех пор сам монастырь (Николо-Берлюковский) стал постепенно приходить в упадок. В России светская власть всегда имела приоритет над церковной, естественно, что обитель, запятнавшая себя политической крамолой, не могла рассчитывать на поддержку Святейшего Синода.
Первое упразднение обители
Положение обители не изменилось к лучшему и в последующие царствования. Более того, в 1770 году, при Екатерине II, проводившей, как известно, политику секуляризации, то есть отъёма церковных земель, монастырь Николо-Берлюковский и вовсе был упразднён, а находившийся на его территории Никольский храм получил статус приходской церкви.
Лишь по истечении девяти лет, благодаря многочисленным обращениям местных жителей и представителей духовенства, указом Московской Духовной Консистории монастырь (Николо-Берлюковский) вновь обрёл свои права. Однако прежнее вольнодумство его братии не прошло даром - обитель получила статус заштатной пустыни, то есть лишалась со стороны церковных властей всякой материальной поддержки и должна была существовать исключительно за счёт собственных ресурсов. В тот год таких заштатных монастырей в Московской епархии насчитывалось восемь.
Под покровительством митрополита Платона
Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф - человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой. Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью.
Век активного строительства монастыря
После кончины игумена Иоасафа, в 1794 году, монастырь продолжал расширяться. В течение всего XIX века на его территории воздвигались различные постройки как богослужебного, так и хозяйственного назначения. В 1835 году состоялась закладка храма Христа Спасителя, ставшего впоследствии архитектурным центром монастырского комплекса.
Кроме того, наиболее заметными сооружениями являются: построенная в 1840 году надвратная каменная церковь в честь Василия Великого, а также воздвигнутая в 1851 году колокольня, на которую был поднят колокол весом более тысячи пудов. Кроме того, двумя годами позже братия совершила торжественное освящение новой каменной церкви, выстроенной на пожертвования купца Ф. Ф. Набилкина.
Уникальная монастырская колокольня
Конец XIX века ознаменовался постройкой наиболее грандиозного сооружения, которым на всю Россию прославилась Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь сумел изыскать средства и возможности на возведение одной из Это сооружение, построенное по проекту московского зодчего Александра Степановича Каминского, уникально и как архитектурный памятник, и как смелый инженерный проект.
Её высота равна восьмидесяти восьми метрам, и сверху она была увенчана крестом, отлитым мастером Шуваловым из красной меди и весившим более шестисот килограмм. Всё строительство осуществлялось на добровольные пожертвования столичных купцов Самойлова и братьев Ляпиных.
Второе упразднение монастыря
В 1920 году антирелигиозная кампания, предпринятая новыми властями, докатилась и до Авдотьино. Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, большинство его строений стали использоваться для различных хозяйственных нужд, а главный храм превращён в приходской. Через год, усиливая атеистическую деятельность, власти запретили крестные ходы, а в 1922 году произвели изъятие ценностей.
Реквизировали всю серебряную утварь, включая сосуды, оклады икон и богослужебных книг, а также наперсные и напрестольные кресты. Последний раз Божественная литургия в храме была совершена в феврале 1930 года. Весь дальнейший период, вплоть до начала девяностых годов, постройки монастыря использовались в сугубо хозяйственных целях.
Возрождение монастыря
Началом возрождения обители следует считать осень 1992 года, когда при храме Христа Спасителя была создана и зарегистрирована религиозная община. Однако восстановительные работы в нём заняли значительное время, и первая литургия была отслужена лишь в 2004 году. Это событие стало началом нового исторического периода, в который вступил Николо Берлюковский монастырь. Расписание богослужений, появившееся на его дверях после многолетнего перерыва, стало первой ласточкой наступающего духовного обновления. Тогда же храм, колокольня и часть территории монастыря были официально переданы вновь образованной общине.
Важным этапом возрождения обители стало решение Священного синода, принятое им на январском заседании 2006 года. Согласно его постановлению, храм, действовавший прежде как приходской, вновь преобразовывался в Николо-Берлюковский монастырь. Фото обители, возвращённой верующим после шестидесяти лет поруганий, представлены в статье. Они говорят сами за себя.
Работы, начатые в монастыре
Впереди предстоит ещё длительная работа по восстановлению всего, что было так безжалостно уничтожено, и она уже началась. В скором времени после придания монастырю официального статуса на вершину колокольни была поднята пятнадцатиметровая главка, увенчанная позолоченным крестом. Вновь над обителью воссиял символ искупительной Христовой жертвы.
В 2011 году братия монастыря приступила к реализации уникального проекта - созданию «Романовской Аллеи Славы». По замыслу авторов, на ней должны быть установлены памятники представителям династии, правившей в России на протяжении трёхсот лет. Сегодня в этом мемориале, создаваемом как дань памяти Романовых, воздвигнуты первые четыре монумента.
В полном объёме восстановлены и церковные службы, привлекавшие в прежние годы тысячи паломников в Николо-Берлюковский монастырь. Расписание богослужений храма Христа Спасителя в целом соответствуют графику, установленному для большинства храмов. В будние дни полуночница, утреня и часы начинаются в 6:00, Божественная литургия - в 8:00, вечерня - в 17:30. В праздничные дни расписание может меняться, но об этом можно узнать на монастырском интернет-сайте.
Николо-Берлюковский монастырь - как доехать до него?
Несмотря на то что строителям и реставраторам обители ещё предстоит большая работа, уже можно видеть значительное число паломников, приезжающих сюда не только из Москвы и близлежащих городов, но и со всех концов страны. Сообщаем для тех, кто желает посетить Николо-Берлюковский монастырь, адрес: Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино. Добраться до него можно автобусом № 321 от станции метро «Щелковская» до остановки д. Авдотьино. Другой вариант: электропоездом с Ярославского вокзала до станции Чкаловская, а далее тем же автобусом № 321.
В Московской области, на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Около 1606 года именно здесь появился Берлюковский Монастырь (Николо-Берлюковская пустынь) .
В те далекие годы одинокий скиталец инок иеромонах Варлаам по преданиям и был основателем монастыря. Соорудил часовню и поставил в ней икону Николая Чудотворца. позже к нему присоединились две старицы — Авдотья (от ее имени и названо село) и Ульяна (Ульянина гора близ села)...
Фото 1.
После окончания смутного времени Варлаам отстраивает уже каменный храм во имя Николы Чудотворца. Здесь же и почил Варлаам.
В 1700 годах монастырь приписывают к угодьям Московского Чудова монастыря и присылают несколько семей монастырских крестьян для жития и бытия.
Фото 2.
Именно они выстраивают на территории конный и скотный дворы. На их же средства выстраивается новая церковь.
Свое наименование — Берлюковский — монастырь получил от свирепствовавшего в данной окрестности пустынника, прозванного Берлюком (Бирюком) за звероподобный вид. Именно он, после смерти Варлаама, имел власть над жителями монастыря. Долго «бандитствовал» Берлюк, да только однажды убил он «не того» купца, за что бы быстро пойман и...
Фото 3.
История Берлюка до подлинно не известна. Известно только, что помогли ему бежать из тюрьмы, в коей он томился в ожидании казни, за рассказ и указ на тайник с награбленными сокровищами...
Фото 4.
Долго ли, коротко ли но так и существовала «ни шатко ни валко» пустынь, пока в 1779 году не возглавил пустынь архиепископ Платон. Он пригласил в качестве игумена старца Луку, который по приходу и увидев окружающую действительность так расстроился, что не стал жить в келье, а поселился в соседней монастырю деревне — Авдотьино...
Фото 5.
На его место быстренько назначили иеромонаха Иосафа. Он оказался деятельным товарищем и понеслась! Цветущий сад, терхпрестольный собор, настоятельские и братские кельи, помещения для паломников, множество хозяйских построек. Стройка развернулась во всю!
Фото 6.
Иоасаф так и умер при монастыре. Был погребен в ограду монастыря. Его дело стойко подхватил брат — Николай. Достроил каменную ограду, возвел трапезную.
Фото 7.
После кончины Платона монастырь возглавил митрополит Филарет. При нем была построена каменная пятиглавая церковь во имя Христа Спасителя. Возведена одноглавая с шатровым куполом церковь во имя Всех Святых. позже выстроена церковь во имя Св. Василия Великого над Святыми воротами.
Фото 8.
После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.
Фото 9.
Кстати, великий русский писатель — М. Ю. Лермонтов частенько гостил у своей возлюбленной в усадьбе Никольско-Тимонино. С ней как-то посетив Берлюковскую пустынь написал стихотворение «В Воскресенске», имея ввиду село Воскресенское недалеко от монастыря (кстати, про него я вам расскажу в следующем отчете в ЖЖ ). Примечанием к этому стихотворению Михаил Юрьевич сделал следующее примечание: «Написано на стенах жилища Никона».
Фото 10.
Спасибо за внимание, а также познавательному чтиву на ресурах.
Николо-Берлюковская пустынь - мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Чудесное Исцеление
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
«Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», - поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».
Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». - «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна - все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.
Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.
Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».
Монахи объясняли, что этот чудотворный образ - напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.
До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.
По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».
Аллея Романовых
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.
Самая высокая колокольня Подмосковья
Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая - больнице.
Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области - она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни
Об этой «шалости урагана» по горячим следам не упомянули центральные телеканалы и газеты: в деревне Авдотьино, ураган своротил крест на колокольне Николо-Берлюковского монастыря - одной из самых высоких колоколен, возведенных в наших краях.
Ее «рост» - 88 метров. На 7 метров больше, чем у знаменитого Ивана Великого в Кремле! Этого исполина начали возводить в монастыре летом 1895 года «на жертвуемую московским купцом Федором Никитичем Самойловым сумму 30 000 рублей». Проект колокольни в русском стиле выполнил известный архитектор Александр Каминский. В нижнем из четырех ярусов кирпичной «высотки» были предусмотрены ворота парадного въезда в монастырь, а самый верхний ярус увенчали позолоченной главкой с восьмиконечным крестом. Все работы на новой звоннице были завершены в 1899 году.
Свои непосредственные функции почти 90-метровая красавица выполняла лишь два десятилетия. Уже вскоре после революции Николо-Берлюки закрыли. Ее храмы разорили, служебные постройки приспособили для нужд спецбольницы «с психиатрическим уклоном»... Однако на протяжении десятилетий на колокольной главке, на кресте сохранялась позолота: слишком сложно было «утилизаторам» добраться на такую верхотуру, чтобы «национализировать» драгметалл.
Ситуация поменялась в постсоветское время. Осенью 1992-го в одном из авдотьинских храмов была зарегистрирована церковная община. Потом часть старых построек вернули Русской православной церкви для возрождения здесь монастыря. Однако в «небесной канцелярии» по отношению к колокольне вновь обустраиваемой Николо-Берлюковской обители явно допустили какие-то просчеты: летом 1994 года во время разыгравшейся бури с этой звонницы сорвало навершие вместе с крестом.
Колокольня простояла обезглавленной более 10 лет. Лишь в августе 2006 года в ходе начавшихся реставрационных работ на колокольне вновь установили сверкающую позолотой «луковку» с крестом. Но этот символ православия продержался на своем месте лишь до нынешней весны. 29 мая беда повторилась: вновь налетел сильный ураган и уронил крест. (Как указано в старом справочнике, высота креста вместе с «яблоком» составляет 12 аршин (около 8,5 метра), а вес - 38 пудов (более 600 килограммов).
Ситуацию прокомментировал для «МК» специалист - архитектор-реставратор Наталья Князева:
В 2006 году, во время проводимых тогда реставрационных работ, крест вместе с главкой (их общая высота около 15 метров) поднимали и устанавливали при помощи вертолета. Подобный же вариант возможен сейчас. Другой способ - соорудить так называемые выносные строительные леса. В любом случае весь комплекс восстановительных работ потребует немалых затрат.