Старинные усадьбы. Мистические усадьбы россии Названия дворянских усадеб
К сожалению, судьба большинства старинных усадеб Москвы и ее окрестностей весьма печальна – во время революции и после нее они были разрушены и разграблены. Но есть среди них такие, которые уцелели в своем первозданном виде, сохранив тем самым историческую память о своих создателях и владельцах. И сейчас эти старинные усадьбы являются настоящими сокровищами столичного мегаполиса, ведь здесь все «дышит» многолетней историей. Прогуляемся по некоторым из них... «Дворянских гнезд заветные аллеи. Забытый сад. Полузаросший пруд. Как хорошо, как все знакомо тут!… Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот. За рощей чуть горит луны эмаль. И в сердце молодом встает печаль. И слышен чей-то странный, грустный шепот. Кому-то в этот час чего-то жаль» (К.Д. Бальмонт) «В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем - культура двух столетий. … И нет над некрополем надгробного камня.» А.Н.Греч «Венок усадьбам» Но не будем о грустном... Если раньше многие усадьбы строились в нескольких верстах от города, то сейчас они вошли в черту Москвы и стали частью столицы, ее городскими парками.
Усадьба Кузьминки
Кузьминки, одна из самых больших усадеб,- интереснейший ландшафтный и архитектурный ансамбль Москвы. История этой усадьбы, возраст которой более 300 лет, связана с такими известными именами, как бароны Строгановы и князья Голицыны. В конце 18 века здесь был разбит огромный английский парк, самый первый пейзажный парк в Москве, за которым ухаживали около 300 садовников и дизайнеров. Причем многие из них были выписаны из-за границы. Под этот парк была отведена самая большая часть усадьбы. Особенность английского парка состоит в том, что он создает иллюзию естественной природы, как будто вы находитесь в лесу.
Английский парк Худ. И.Н. Раух Такой парк невозможно испортить, его можно только вырубить, поэтому он и в наши дни по-прежнему радует своих посетителей. В начале 19 века владелец усадьбы, князь Сергей Михайлович Голицын, предпринял кардинальное ее переустройство, что ему прекрасно удалось. Портрет князя С.М. Голицына. Худ. В. А. Тропинин Утонченный стиль обновленных зданий и грандиозный парк с исключительно ухоженной территорией восхищали современников. Не зря его стали называть московским Павловском или русским Версалем.
И.Н. Раух. Вид господского дома со стороны пруда Голицыны владели чугуно-литейными заводами, и на них для украшения усадьбы отливали настоящие шедевры – уникальные ворота, ограды, лавочки, фигуры львов и грифонов. Также на территории усадьбы были установлены памятники Петру I, Марии Федоровне и Николаю I.
К сожалению, не сохранилось в первоначальном виде главное здание усадьбы Голицыных, которое в 1916 году сгорело, на старом фундаменте в 1930 году выстроили новое.
Господский дом в наши дни
Усадьба Кусково
Шереметевы, будучи очень богатыми людьми, были одними из первых среди московской знати, которые в 18 веке обзавелись летней загородной резиденцией. Предназначенная для приемов и балов, она отличалась роскошью и помпезностью. Строительство велось по проектам лучших архитекторов того времени - Карла Бланка и Юрия Кологривова. Основные работы здесь были проведены при Петре Борисовиче Шереметеве.
Основу этой красивейшей усадьбы составляет отлично сохранившийся французский парк с прудами, занимающий площадь более 30 гектар. Украшают его многочисленные мраморные скульптуры и оригинальные павильоны.
Московские дворяне любили приезжать к Шереметевым, иной раз количество гостей достигало 30 тысяч. Гостям здесь всегда были рады, и для них имелось «бесчисленное множество отрад и приятностей», был в усадьбе и собственный театр, который соперничал даже с императорским. Архитектурный комплекс усадьбы состоит из Дворца, двух домиков, Итальянского и Голландского, павильонов - «Грот», «Оранжерея», «Эрмитаж» и Церкви Спаса Всемилостивого. Великолепный Дворец, построенный из дерева, сохранил свою первоначальную планировку и богатый внутренний интерьер. Поверх дерева дворец оштукатурен и покрашен в нежный розовый цвет.
Самой необычной постройкой в Кусково является Эрмитаж, двухэтажное здание с лифтом. Здесь граф Николай Петрович Шереметев, сын Петра Борисовича, часто встречался со своей фавориткой, крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой, историю любви которых знают многие. Слуги на первом этаже сервировали для них стол и на лифте отправляли его наверх. Впоследствии граф женился на Прасковье, и она стала полноправной хозяйкой усадьбы. Граф Николай Петрович Шереметев
Усадьба Коломенское
Усадьба Коломенское, находящаяся на юге столицы, раскинулась на огромной территории в 390 гектар. Есть здесь обширный парк, выходящий на набережную Москва-реки, есть и нетронутый девственный лес. Славится Коломенское и своими знаменитыми садами, кроме того здесь сохранились петровские дубы, возраст которых достигает 600 лет. По преданию, под их сенью обучался грамоте юный Петр, будущий российский император.
Сады в Коломенском Коломенское с давних пор служило вотчиной московских правителей, особенно любил здесь бывать царь Алексей Михайлович. Во время его правления сюда были свезены со всей страны уникальные старинные деревянные строения. Для себя Алексей Михайлович возвел в Коломенском яркий и красочный деревянный дворец-сказку из 270 помещений, который многие современники называли восьмым чудом света. В 1775 году Екатерина II поручила архитектору Василию Баженову возвести здесь царскую резиденцию. Обветшалый к тому времени деревянный дворец Алексея Михайловича разобрали и на его месте возвели новый, который тоже не сохранился. Однако закончить работы, растянувшиеся на несколько лет, не успели. В связи с переносом столицы в Санкт-Петербург двор переехал в город на Неве, финансирование строительства практически прекратилось и усадьба начала приходить в запустение. В 1990 году начались работы по реставрации этой усадьбы, ее архитектурных памятников. По сохранившимся чертежам удалось даже восстановить знаменитый дворец Алексея Михайловича. И сейчас под открытым небом здесь находится настоящий музей деревянной архитектуры.
Дворец Алексея Михайловича
Усадьба Царицыно
Строительные работы по возведению резиденции для Екатерины II начались здесь в 70-годы 18 века. К работе императрица привлекла знаменитого зодчего Василия Баженова, утвердив представленный им план будущей усадьбы, который был составлен с учетом всех ее пожеланий. Через 10 лет, когда строительство усадьбы походило к концу, Екатерина II приехала взглянуть на работу и осталась недовольна ею. Баженов был отстранен и достраивать резиденцию должен был уже другой архитектор, Матвей Федорович Казаков. Но после того, как императрица скончалась, все работы были прекращены. И лишь в 90-х годах прошлого века началась кардинальная реставрация этой усадьбы, закончившаяся в 2007 году. При этом многие строения были восстановлены практически из руин. Теперь дворцово-парковый ансамбль Царицыно - красивейшее место отдыха столицы с великолепным дворцом, напоминающим сказочный замок, живописным парком и знаменитыми царицынскими прудами…
Предлагаем вам познакомиться с чудесным миром русской усадьбы, который покорит вас уникальной историей, прекрасной архитектурой, чудесными парками и уникальными художественными коллекциями. В России осталось еще немало старинных дворянских гнезд, хорошо сохранившихся до наших дней, что делает их отличным местом, куда можно поехать на выходные дни. Итак, наша статья посвящается трем дворянским усадьбам России: Архангельскому, Остафьеву и Глинкам.
Дворянская усадьба Архангельское – находится в пяти километрах от Москвы. Считается, что Архангельское – самая известная дворянская усадьба России, богатая и отлично сохранившаяся, даже несмотря на ее разграбление, случившееся в 1812 году, а также пожар 1820 года. Самое первое упоминание об Архангельском встречается в документах тридцатых годов шестнадцатого века, где его называют «сельцом Уполозы на реке Москве». Сама же дворянская усадьбы выросла тут немного позже – в семнадцатом столетии. Долгое время она постоянно меняла владельцев, переходя из рук в руки, пока в 1810 году ее не купил князь Н. Юсупов. В Архангельском часто бывали в гостях поэты и писатели. Герцен писал об усадьбе Архангельское, что «в этих местах из естественной красоты сделали красоту художественную, очеловечив ее». При Юсупове дворянская усадьба Архангельское стала популярным центром светской жизни столицы России. Гостями тут бывали даже российские императоры, дворяне знатных родов, выдающиеся политические деятели. Князь Юсупов был богатейшим человеком России того времени, а также страстным коллекционером. Благодаря ему в здешнем музее хранится пятьдесят тысяч экспонатов, в том числе картины известных мастеров семнадцатого-девятнадцатого столетия, коллекция редких книг, насчитывающая до шестнадцати тысяч экземпляров. Туристов в усадьбу влекут не только красоты здешних мест, прекрасная архитектура строений и уникальная музейная экспозиция, но еще и возрождение старинных традиций, вечера классической музыки под открытым небом. Усадьба работает с десяти утра до восьми вечера, но экспозиции можно посетить до пяти вечера. Начало экскурсий в усадьбе Архангельское – с часу дня.
Дворянская усадьба Остафьево – была заложена в середине восемнадцатого столетия в Москве, сегодня ее называют «Русским Парнасом», за красоту. Здесь отлично сохранился главный двухэтажный дом, построенный в стиле классицизма, с боковыми флигелями, которые соединены колоннадами, а также красивая Троицкая церковь, постройки 1781 года и старинная липовая аллея. Последним владельцем этой изумительной дворянской усадьбы России был граф С.Д. Шереметев, установивший на ее территории памятники А.С. Пушкину, П.А. Вяземскому, В.А. Жуковскому, Н.М. Карамзину. Кстати, Карамзин гостил в усадьбе Остафьево долгих двенадцать лет, и за это время написал восемь томов своего знаменитого труда «История государства Российского». Сегодня усадьба не пустует: ее посещают многочисленные туристы. А в Овальном зале музея Остафьево, с его чудесной акустикой, идеальной для выступлений музыкантов и артистов, проводят международные конкурсы русского романса, концерты старинной музыки, классической оперетты, а также оперы, при участии известных музыкантов и исполнителей.
Дворянская усадьба Глинки – находится рядом со станцией «Монино», добраться до которой можно из на электричке, идущей от Ярославского вокзала. Эта удивительная усадьба всегда имела ореол таинственности, появившийся благодаря ее загадочному владельцу, которого именовали «Русским Фаустом» - Якову Вилимовичу Брюсу. Этот человек в свое время бывший сподвижником императора Петра Первого, в 1727 году ушел в отставку и принялся за возведение дворянской усадьбы «Глинки» под Москвой. Говорили, что он строил свое убежище, чтобы сосредоточиться здесь над любимыми науками – алхимией, магией и чародейством. Современники Брюса, называли его «сам Черт», а его слуги уверенно именовали хозяина -чернокнижником, проводившим в усадьбе необычные, а порой, пугающие опыты. Тут он летал на «железном драконе», «производил живую воду», замораживал посреди лета пруд, чтобы кататься на коньках, кстати, последний факт был зафиксирован «высоким начальством из Петербурга». На самом деле, Брюс был великим ученым, родившимся раньше своего времени, но аура тайны так и висит над Глинками. Суеверные владельцы усадьбы, купившие ее после смерти Брюса, из-за мнимых страхов и пожара в здании после удара молнии, практически разрушили чудесный парк, с многочисленными статуями, вырубили деревья. В последнее десятилетие, в эту загадочную дворянскую усадьбу России, как «мухи на мед», съезжаются специалисты по энергетике, экстрасенсы, чтобы разгадать ее тайны. В усадьбе работали специалисты по биолокации с традиционными «рамками», которые зафиксировали массу аномалий местности, что свидетельствует о существовании под толщей земли и зданием усадьбы Глинки, подземных тоннелей и комнат. Если вы тоже желаете приподнять завесу таинственности над бесконечными вопросами без ответов, связанными с этим дворянским гнездом, то обязательно посетите этот оригинальный музей. Но часы работы здесь строго ограничены: каждое воскресенье, с десяти утра до двух дня.
К огромному сожалению, из семидесяти дворянских усадеб Москвы и трехсот двадцати дворянских усадеб Подмосковья, многие великие памятники российской архитектуры несправедливо забыты и заброшены. На сегодняшний момент, лишь немногие дворянские гнезда России восстановлены и превращены в музеи, чтобы радовать своим видом многочисленных туристов. Мы рассказали лишь о трех красивейших русских усадьбах, расположенных в Москве и Подмосковье, но вы можете проложить свои собственные маршруты по историческим местам нашей страны.
Со многими усадьбами древних дворянских родов России связаны мистические истории, которые происходили и случаются в этих местах по сей день. Понятие «русская усадьба» подразумевает комплекс жилых, хозяйственных построек, с приусадебной территорией и парком. Иметь такие загородные усадьбы, в период с семнадцатого по начало двадцатого века, были невероятно популярно среди русских дворянских и купеческих родов. Конечно, во многих таких усадьбах порой случались таинственные и мистические события, и они были порождением насильственных смертей, нередких в те времена, либо вызывались неумеренным интересом их хозяев к оккультизму, что тогда было модным веянием, другие же просто отражали аномалии своего месторасположения. Сегодня мы подготовили для вас список самых интересных мистических русских усадьб аристократов и купцов России.
Московской области - здание особняка с красивой прилегающей территорией первоначально принадлежало сыну известного московского булочника Филиппова - Дмитрию. Главный дом возвели в начале прошлого столетия по проекту архитектора Эйхенвальда. Здание в стиле эклектики расположилось в очень живописной исторической местности, там в двенадцатом столетии процветал город Перемышль Московский, но вскоре его покинули местные жители, а старинные деревянные дома постепенно разрушились и поросли лесом. Когда Филиппов посетил эти места, он сразу очаровался красотой местности: рекой, обрамленной крутыми берегами, оврагами, поросшими ковром из разнотравья, - и решил, что должен возводить свою усадьбу именно здесь. Он пригласил архитектора и рассказал ему о своих пожеланиях, а также о том, что хотел бы видеть вокруг особняка великолепный парк. В проекте здания и парка воплотилась гармония, романтизм и многоликость желаний Дмитрия Филиппова. Говорят, что иначе и быть не могло, ведь в тот момент он переживал острый период влюбленности в девушку из цыганского племени - Азу. Однажды он встретил ее среди певцов цыганского хора и сразу же выкрал красавицу, признавшись в горячей любви. Ради нее, Дмитрий и начал сооружение шикарного особняка на берегу реки, затерянного в лесах. Он был как дракон, который пытался утаить свое сокровище от мира. Недолго длилась их любовная история после возведения этой кривой дворянской усадьбы, потому как Дмитрий был человек влюбчивый и ветреный, он полюбил другую красотку, начал изменять Азе с ней. Та узнала о предательстве любимого и решила, что больше не хочет жить. Недолго думая, девушка вскарабкалась на смотровую башенку и шагнула вниз. Потом началась революция, здание усадьбы долгое время пустовало без владельцев и рушилось, точнее у него появилась хозяйка, но призрачная – та самая цыганка Аза, душа которой, судя по всему, решила остаться в месте, где она когда-то была счастлива и любима. В пятидесятые годы двадцатого века тут устроили спортивную базу, и отдыхающие часто ночами видели прозрачный силуэт женщины с длинными волосами в широкой цыганской юбке, прогуливающийся по коридорам здания и по дорожкам парка. Затем в старинном особняке усадьбы открыли медицинский центр, но его пациенты также продолжали встречать на территории призрак Азы. Сложно сказать, находится ли призрак здесь теперь, так как свидетелей этому нет из-за того, что дворянская усадьба давно заброшена, а парк зарос. От прудов, некогда обрамлявших въезд на территорию, остался один сильно обмелевший водоем. Пока еще стоит некогда великолепное здание усадьбы, но и оно начинает стремительно рушиться, хотя все еще привлекает великолепием своего архитектурного декора: изящной лепниной, великолепными барельефами, украшающими балкон. Некогда чудесная приусадебная парковая зона, которую раньше украшали аллеи с елями, туями, клумбы с цветами, частично была уничтожена еще во времена размещения тут медицинского центра. Тем не менее, усадьба все еще великолепна, как снаружи, так и внутри. Сюда не водят организованных экскурсий, лишь некоторые отчаянные самостоятельные туристы, пробравшись к особняку сквозь дебри разросшегося леса, любуются остатками былой роскоши, да пытаются увидеть призрак цыганки Азы.
– эта старинная дворянская поместная усадьба стоит на городской окраине в районе Суздалки и Новоселок. Практически, как и у всех русских барских усадеб, у этого особняка нелегкая судьба. Усадьба строилась в конце восемнадцатого столетия для семьи Николая Ивановича Коковцева – этот человек был министром финансов России и принадлежал к известному древнему роду. По его заказу был возведен великолепный особняк, с дополнительными хозяйственными постройками, конюшнями, вокруг был разбит красивейший регулярный парк, где соорудили каскадные пруды, сохранившиеся и по сей день. После революции, в 1919 году дворянское гнездо – великолепная усадьба Ярославля - была национализирована. В разные годы тут размещались: военный полк, детский сад, библиотека, потом коммунальные квартиры, а второй этаж отдали под детские кружки и дискотеку. Нужно сказать, что жильцы, заселившиеся в это старое здание, сразу поняли, что они в своих квартирах делят кров с еще одним потусторонним жильцом – призраком дочери Коковцева - Лидией, которая почти каждую ночь приходила то к одной семье, то к другой, чтобы спросить конфет. Согласно местной легенды, Лидия влюбилась в молодого человека, но он не разделил ее чувства, и несчастная девушка утопилась в пруду усадьбы. Рассказывают, что этот призрак не столь добродушен с посторонними, не являющимися жильцами коммуналки при усадьбе. Если в вечернее и ночное время на территории усадьбы или в ее окрестностях появляются мужчины, то она заманивает их к воде и утаскивает на дно. Неизвестно, правдивы ли слухи, но то, что во время купания в этом пруду утонуло несколько молодых людей, чистая правда. Что касается пруда, то долгое время его берега стояли заросшими деревьями, лишь несколько лет назад их вырубили, очистив берег. Сам пруд не чистился уже очень давно, со времен царской власти. Старожилы рассказывают, что, в свое время, дно у всех трех прудов было выложено плиткой, в те годы это была весьма распространенная практика.
В Тверской области, Бологовского района – ее построили в конце девятнадцатого столетия по проекту, который Александр Сергеевич Хренов – выдающийся архитектор - создал лично. Этот, совершенно экстравагантный ансамбль не похож на классическую дворянскую усадьбу России, скорее это европейский замок из Средневековья. А создает такое ощущение симметричность сооружения, его оформление башенками и использование в кладке стен не только кирпичей, но и каменных валунов. Помимо главного барского дома, построенного на холме, тут есть жилой флигелек, хозяйственные постройки, даже охотничий домик, расположившийся рядом с прудом. Архитектор Хренов решил в 1904 году заняться в усадьбе разведением породистых лошадей, устроив там конезавод. Но это было недолго, потому что началась революция, во время которой был убит сын Александра Сергеевича – белый офицер, служивший в царской армии. Архитектор понимал, что если он останется в России, то скорее всего будет расстрелян, тогда в возрасте пятидесяти семи лет, он был вынужден эмигрировать из России в Китай, где и умер через несколько лет. Но перед тем как оставить свое любимое детище – прекрасную усадьбу, в которую было вложено столько сил и любви, он со слезами на глазах проклял ее, сказав, что никто и никогда не сможет здесь быть счастлив и спокоен. В 1918 году большевики национализировали эту дворянскую усадьбу и организовали там сначала пионерский лагерь, попасть куда можно было лишь по большому «блату». В это время территорию усадьбы оформили скульптурами «а-ля пионерия». Затем тут разместился туберкулезный санаторий, в бытность которого здесь установили несколько несуразных хозяйственных построек, которые до сих пор можно отличить невооруженным глазом на фоне изящного ансамбля архитектуры, созданного Хреновым. Но мистика этого места, заключается в том, что и пионеры, приезжавшие на отдых в лагерь, и больные туберкулезом, прибывшие в Заключье за лечением, никогда не оставались здесь до конца оговоренного срока. Говорят, что люди видели ночами, какие-то таинственные тени, им казалось, что кто-то смотрит на них из темноты, да и атмосфера этого места была какой-то тягостной. Рассказывают, что никто из тех, кто приезжал в санаторий Заключья лечиться, не испытал облегчения своего состояния, а, наоборот, им становилось только хуже. До сих пор об этой заброшенной мистической дворянской усадьбе Твери ходит недобрая слава. Туристы, которые пытались добраться сюда самостоятельно, часто блуждали вокруг, так как навигатор приводил их совершенно к другим местам в окрестностях. Словно проклятье архитектора защищает этот клочок земли от посторонних. Наверно, лишь благодаря дурной славе и таинственным рассказам об усадьбе, а также о том, что тут пропадают люди, что отпугивает мародеров, она осталась в более или менее приличном состоянии. Говорят, на сегодняшний день усадьба Хренова выкуплена частным предпринимателем, и он пытался провести там реставрационные работы, но что-то словно изгоняло рабочих с заповедной территории. Поэтому работы по восстановлению приостановлены. Местные жители рассказывают, что иногда, бродящие по лесу грибники, случайно выходят к усадьбе, но несмотря на то, что на фотографиях это строение выглядит солнечным, милым и романтичным, какая-то неведомая сила вызывает в людях панику и беспричинное беспокойство, и они бегут оттуда, сломя голову. Объяснений этому страху дать никто не может, поэтому говорят, что эта территория оккупирована призраками, которые нашли здесь, в тишине, прибежище для своих неупокоенных душ.
Липецкой области – располагается на берегу красивой речки Воргол. Это поместье было построено в 1867 году по заказу купца Талдыкина. Интересна эта дворянская усадьбы не только тем, что про нее ходят мистические легенды, а ее необычностью и оригинальностью на фоне прочих дворянских гнезд России. Здесь необычная для этой местности природа: отвесные Воргольские скалы, поросшие горной растительностью. Неудивительно, что эта местность признана заповедником, и называется он «Галичья гора». Тут стоит удивительный архитектурный комплекс усадьбы Талдыкиных, включающий господский дом, ряд хозяйственных построек, руины мельницы, «набережную» зону. Главный дом усадьбы, возведенный в 1868 году, находится в отличном состоянии и по сей день, крепость его стен объясняется тем, что при кладке кирпича использовался яичный раствор, а еще их шириной, достигающей метра. К сожалению, чета Талдыкиных не смогла пожить в своей великолепной усадьбе из-за их коварного убийства, потрясшего всю округу. Купцы Талдыкины всегда были очень щедрыми и добросердечными людьми, готовыми помочь всем и каждому: они отдавали много денег в благотворительных целях, всегда помогали соседям, беднякам из сел в окрестностях, в любое время к ним за помощью могли прийти люди, и не получили бы отказа ни в чем. Богатством купцов прельстился их дальний родственник, который решил, что, если Талдыкины умрут, его признают законным наследником, и он проник в особняк, жестоко убив супругов, разбив им головы гирей. Смерть добрых благотворителей Талдыкиных оплакивали все люди, которые знали их при жизни, слишком несправедливой казалась им участь, постигшая эту пару. Прошло несколько лет, и согласно рассказов местных жителей, на могиле Талдыкиных стали происходить чудесные исцеления, после чего сюда потянулись люди. Но, когда в России установилась советская власть, ее представители в Ельце решили побороть эти суеверия и предрассудки, причем, сделано это было самым негуманным и ужасающим образом: в 1931 году купеческие могилы были осквернили, а над телами надругались. Рассказывают, что сердобольные люди перенесли останки, чтобы похоронить их в другом месте, но, когда они положили гробы в вырытые ямы, те провалились во внезапно образовавшуюся под ними пропасть. Земля вокруг затряслась, говорят, это Талдыкины гневались на такое несправедливое отношение к ним и после смерти. С тех пор никто не знает, где же находится место последнего упокоения купцов Талдыкиных, зато после этого случая, в районе появилось много карстовых провалов и стали регулярно возникать новые пещеры. Но, это еще не все, потому что по уверениям местных, усадьба стала прибежищем для призрачной супружеской четы. Что касается дальнейшей истории их особняка, то он значительно пострадал во время Великой Отечественной войны, мельница сгорела в 1941 году. Потом усадьбу частично восстановили, и там открыли дом отдыха, просуществовавший недолго. Когда он был закрыт, здание долго пустовало и рушилось. Местные говорят, что на территории заброшенной усадьбы Талдыкиных и сейчас часто происходят мистические истории и паранормальные явления, а по барскому дому ночами прогуливаются бывшие хозяева, которые не допускают сюда дурных людей. Призраки Талдыкиных будут рады лишь человеку, с чистым сердцем и душой, который приедет сюда, чтобы восстановить великолепную усадьбу и вдохнуть в нее новую жизнь.
В селе Петровском, Наро-Фоминского района, Московской области - старинный особняк, с красивой прилегающей территорией, был построен в восемнадцатом столетии. Изначально участок под усадьбу был выкуплен бароном Петром Павловичем Шафировым у Боровского-Пафнутьева монастыря. Но он перепродал его Никите Акинфиевичу Демидову, который решил возвести среди этих красивых природных мест дворянскую усадьбу – подарок для своей любимой жены-красавицы Александры Евтихиевны, за то, что она родила ему наследника и двух дочерей. Пока велось строительство усадьбы Петровское, его супруга умерла. Демидов решил, что если она не побывала здесь при жизни, то после смерти должна обрести покой на территории своей усадьбы. Он привез тело любимой жены в Петровское и похоронил ее в Церкви Святого Петра Метрополита. Но, на этом все не закончилось, потому что местные жители и люди из усадьбы очень часто стали видеть полупрозрачный женский фантом, двигающийся по липовому парку усадьбы. Сам Демидов последовал за супругой в 1789 году, он также был похоронен рядом с ней в местной церкви, а усадьба перешла по наследству к их сыну Николаю, который умер 1852 году, не оставив наследников. Недолго усадьба принадлежала помещику В.Н. Жаркову, но затем была выкуплена князем Александром Васильевичем Мещерским. Ему было уже семьдесят три года, и он был вдовцом, но решил жениться на своей воспитаннице и дочери его усопшего друга двадцати четырехлетней Екатерине Прокофьевне Подборской. Она-то и владела усадьбой в Петровском вплоть до революции 1917 года. От князя Мещерского княгиня родила дочь, которую так же звали Екатериной в честь матери. Большевики разрешили им пожить в небольшом флигеле некоторое время, но потом выгнали и оттуда. В 1921 годы из дворянской усадьбы в Музейный фонд вывезли старинные картины, а скульптуры из бронзы отдали в клуб Наро-Фоминска. Усадьба была преобразована в санаторий, больницу, но так как ее никто не ремонтировал, здание пришло в упадок и начало рушиться. Тогда местные власти решили, что дом нужно взорвать, а кирпич использовать для нужд крестьян и рабочих. Но, стены крепкого и качественного сооружения, выстояли при взрывах, поэтому затея со стройматериалом была позабыта, как и сама бывшая русская барская усадьба. В девяностых годах в усадьбе появился последний потомок княжеского рода Мещерских, он поселился в пустующий флигелек и начал изучать историческое прошлое усадьбы, чтобы побольше узнать о своем родовом поместье и даже открыл здесь родовой музей. Но, помимо исторических изысканий, он занимался эзотерикой и оккультизмом, как говорят местные жители, вызывал духов, общался с ними, с их помощью создавал карту участка, где отмечал родники с живой и мертвой водой. Местное население начало жаловаться властям на чертовщину, которая начала твориться в самом старинном поместье и в его окрестностях. Тогда власти выселили Мещерского из его родового дворянского поместья, но паранормальность этого места, по рассказам очевидцев, ощущается по сей день.
В парке Кузьминки-Люблино – это одно из самых мистических мест Москвы, пользующееся недоброй славой, которая распространяется не только на все приусадебные постройки, но и на Кузьминский лесопарк. Тут постоянно случается что-то аномальное и ужасное. По статистике именно тут происходит больше всего преступлений, в том числе убийств, самоубийств, бесследно пропадают люди и животные, а экстрасенсы утверждают, что в Кузьминках находится гигантская энерговоронка. Но давайте вернемся к историческим фактам. Усадьба Кузьминки – красивейшее дворянское имение Москвы, в 1702 году была подарена в виде, тогда еще, просто земельного надела, Григорию Дмитриевичу Строганову за отличную службу самим императором России Петром Первым. Затем усадьба перешла к князьям Голицыным, которые возвели тут в конце восемнадцатого века шикарный особняк, вокруг него разбили изящные парки, выкопали пруды, сделали на них островки, объединив их мостами. Усадьба Кузьминки стала одним из самых образцовых дворянских приусадебных имений России, даже именовалась «Русским Версалем», поэтому сюда частенько наведывались императоры и особы к ним приближенные.
И тем не менее, это место не переставало быть мистическим и овеянным дурной славой. Почему? Стоит рассказать пару версий откуда взялось название «Кузьминки». По одной, в давние годы на этих землях жил мельник Козьма, который имел страсть к убийству людей, и загубил он очень много невинных людей ради забавы. Его мельница стояла на берегу реки Голедянки, а тела убитых он хоронил здесь же, закапывая их в землю. Сегодня это самое аномальное место всех Кузьминок, здесь стоит небольшой флигель, где раньше жили прислуга, работавшая в дворянской усадьбе. Говорят, что даже несмотря на то, что помещение почти разрушено, находиться рядом с ним всегда неуютно, кажется, что кто-то следит за тобой из зияющих глазниц окон. Некоторые особо чувствительные люди испытывают тут не только беспричинный страх, но и настоящую панику, им хочется убежать отсюда, сломя голову. Были очевидцы, которые замечали тут летающие светящиеся шары, видели призрачные фигуры. Приезжали сюда и охотники за призраками, которые измеряли электромагнитный фон, оказалось, что прибор тут зашкаливает, поэтому был сделан вывод, что флигель стоит на тектоническом разломе земной коры.
По второй версии все еще страшнее. Старожилы говорят, что мистическая история этой русской усадьбы началась еще раньше и дело было в кузнецах-убийцах. Еще древние славяне-язычники образовали в этих местах капище Чернобога, где поклонялись ему. В славянской культуре это был аналог христианского дьявола. Здесь проводились кровавые жертвоприношения в его честь. Одним из видов жертвоприношений был такой ритуал: когда в семье старели люди, превращаясь для родных в обузу, славяне умерщвляли их, но не сами, потому что этот обряд, традиционно совершали кузнецы. Они собирали стариков на возвышенности и били им своими молотами по голове, умерщвляя, а тела сбрасывали в овраг, как жертву для Чернобога. Оттуда и пошло название Кузьминки, как место проживания людей, занимающихся кузнечным делом. Часто во время раскопок археологи-любители находили здесь старые человеческие черепа и кости, возможно, это и были жертвы кровавых ритуалов славян-язычников. Хотя, некоторые утверждают, что много солдат погибло здесь во время Великой Отечественной войны.
Рассказывают, что на лесистой территории усадьбы Кузьминки есть «дерево самоубийц» - старый толстый вяз, склонившийся к пруду, где очень часто находят висельников. Местные жители говорят, что люди могут повеситься там даже помимо своей воли, потому что проклятое дерево тянет их мистическим образом совершить суицид. По легенде, раньше в Кузьминках жила колдунья, которая полюбила молодого человека, но несмотря на все свои познания в магии, добиться его благосклонности не смогла, потому что тот парень уже любил другую девушку, с которой они тайно встречались под раскидистым вязом. Колдунья узнала об их встречах и в сердцах прокляла это старое дерево. С тех пор, оно никому не приносить счастья, лишь смерть.
Московская усадьба Кузьминки начала свое возрождение двадцать лет назад, она была отреставрирована, были восстановлены здания, пруды, парк, ставший излюбленной зоной отдыха для москвичей. Тут начали проводить развлекательные мероприятия, открыли несколько интересных музеев: музей культуры русских усадеб, литературный музей Константина Георгиевича Паустовского, музей меда, музей экипажей, музей автомобилей, музей-усадьба Голицыных. Здесь сделано все чтобы людям было интересно, но только вот это место и по сей день считается нечистым и мистическим, и тут постоянно происходят какие-то из ряда вон выходящие истории.
Media playback is unsupported on your device
Тысячи дворянских усадеб, национализированных большевиками, стоят заброшенными по всей России, говорят эксперты. В последние годы их восстановлением стали заниматься потомки прежних владельцев.
Уроженцы Риги, финансисты Юрий и Вера Войцеховские-Качаловы, четыре года назад выкупили у государства усадьбу Хвалевское в Вологодской области, до революции принадлежавшую предкам Веры. Усадьба открыла свои двери публике в начале июля - после завершения основных реставрационных работ.
Новые владельцы говорят, что намерены воссоздать в Хвалевском усадьбу из романов XIX века, которая станет для них в первую очередь родовым гнездом. Часть дома они хотят отдать под культурный центр, в который войдут музей, концертный зал, художественная студия и воскресная школа для местных детей.
Случаев, когда потомкам дворян удается вернуть себе семейные поместья, по всей России не более десятка, сообщил Би-би-си глава фонда "Возрождение русской усадьбы" Григорий Алявдин.
Поскольку в России никогда не было государственной программы реституции - возвращения национализированной собственности, - наследникам доступны только варианты покупки и аренды.
По словам Войцеховских-Качаловых, своим примером они надеются показать, что иногда не нужно ждать помощи государства, и призвать других людей спасать усадьбы, оставшиеся без хозяев почти сто лет назад.
"Чеховская атмосфера"
Усадьба резко выделяется на фоне деревянных домов и скромных магазинов села Борисово-Судское, расположенного в 180 км от Череповца. После реставрации она стала одной из немногих достопримечательностей села.
Image caption Покупка усадьбы Хвалевское обошлась Войцеховским-Качаловым в 100 тысяч долларовХвалевское было построено в середине XIX века близким соратником Александра III Николаем Качаловым - прапрадедом Веры Войцеховской-Качаловой. Основатель усадьбы одно время был архангельским губернатором, а затем возглавил таможню Российской империи.
Пять поколений потомков Качалова приехали в Хвалевское для открытия усадьбы. Дом, который после революции в разное время был райкомом, военным госпиталем и школой, заново освятили, после чего новые хозяева устроили день открытых дверей для жителей села.
"Мы собираемся возродить здесь настоящую русскую усадьбу с традицией, атмосферой, может быть, чеховской, - говорит Вера Войцеховская-Качалова. - Кроме того, мы также хотим участвовать в жизни села и сделать все возможное, чтобы как-то им помочь".
"Хоть одно сделали"
Борисово-Судское, где, по данным переписи, живут чуть менее двух тысяч человек, не производит такого тягостного впечатления, как многие другие места в нынешней российской провинции. Здесь много частных магазинов, есть дом культуры, музей, проводятся сельские праздники, а летом сюда приезжают многочисленные дачники.
У нас по Борисову и так много развалин, никто этим не занимается. Хоть это одно сделали - и то хорошо Галина Комиссарова, местная жительница
Вместе с тем местные жители жалуются на нехватку работы. После распада СССР здесь закрылись почти все производства, и молодежь зачастую вынуждена браться за любую мелкую работу, например, колку дров.
На фоне этого, казалось бы, причин для симпатии к состоятельным людям, наследникам дворян, у местных не много. Однако все жители Борисово-Судского, с которыми я разговаривала, относятся к восстановлению усадьбы положительно.
Так, пенсионерка Галина Комиссарова говорит, что, когда она переехала в село в 90-х годах, Хвалевское уже разрушалось на глазах.
"Окна были заколочены, стена разваливалась, вообще никакого порядка не было, - рассказывает местная жительница. - У нас по Борисову и так много развалин, никто этим не занимается. Хоть это одно сделали - и то хорошо".
Отсылки к царскому прошлому
Новые хозяева купили дом на аукционе за приблизительно 100 тысяч долларов, но реставрационные работы обошлись им в гораздо большую сумму.
Image caption Так выглядела усадьба до реставрации"Когда мы сюда в первый раз приехали, дом был в таком состоянии, что было трудно представить, что с ним можно сделать. Казалось, что если мы уедем, то он в таком состоянии просто пропадет, а мы останемся с чувством, будто что-то предали", - рассказывает Вера Войцеховская-Качалова.
Как она призналась, если бы их семья была обычными инвесторами, без "личного интереса", они вряд ли взялись бы за этот проект.
Новым владельцам пришлось перестраивать покосившийся угол дома, разбирать перегородки, при помощи которых усадебные комнаты превратили в школьные классы, восстанавливать структуру крыши.
Сейчас их главная задача - воссоздать обстановку дома. Они планируют собрать антикварную мебель, картины, чтобы усадьба как можно больше напоминала то, чем она была до революции.
Отсылки к царской России в усадьбе бросаются в глаза и сейчас: на стенах одной из комнат висят портреты императоров, правивших во времена существования Хвалевского. Однако посетители усадьбы, потомки рабочих и крестьян, по всей видимости, не возражают против этого.
"Это было так давно, сейчас времена совсем другие, и все это неважно. Никакого противоречия нет", - сказала мне одна из посетительниц особняка, стоя у портрета Николая II.
Для местных или туристов?
Когда все работы будут закончены, практически весь первый этаж усадьбы займет культурный центр. На вопрос, как будет устроена жизнь в их доме, если в нем практически постоянно будут находится посторонние люди, хозяева пока не дают точного ответа.
В России так много мест, которые будут разрушены, если с ними ничего не делать. Остается немного времени - 5-10 лет. Если люди начнут инвестировать в такие проекты, как наш, таких мест сохранится больше Вера Войцеховская-Качалова
При этом у местных жителей усадьба уже вызывает огромный интерес. Новые владельцы ожидали, что на день открытых дверей придет около 20 человек, но в итоге ошиблись на несколько десятков.
Многие из тех, кто пришел в усадьбу в день открытых дверей, помнят это здание еще с тех времен, когда тут еще была школа. Но если личные воспоминания объяснимо делают усадьбу привлекательной для местных жителей, то о перспективах привлечения туристов издалека Войцеховские-Качаловы говорят осторожнее.
От ближайшего крупного города - Череповца - Борисово-Судское отделяют как минимум три часа езды, в селе нет гостиниц и ресторанов.
Тем не менее, новые владельцы рассчитывают, что через несколько лет доходы от усадьбы, в том числе от туристов, начнут покрывать хотя бы затраты на ее содержание.
"Я думаю, это может быть интересно и иностранцам, кто хочет побывать в настоящей России, побывать в ее глубинке, подышать чистым воздухом", - считает Войцеховская-Качалова.
Инвестиции в историю
В российском законодательстве для наследников не предусмотрено приоритетного права на покупку или аренду национализированной собственности. Им приходится конкурировать на аукционах с другими, часто гораздо более состоятельными кандидатами.
Почему в России нет реституции?
Тогда как большинство бывших стран соцблока уже вернули наследникам владельцев то, что у них отобрали нацисты или социалистическое правительство, в России законы о реституции регулируют исключительно передачу собственности религиозным организациям.
Обсуждения более масштабной реституции, как правило, сталкиваются с тем аргументом, что в России придется возвращать отнятое почти 100 лет назад, тогда как в других странах этот срок короче.
Все судебные иски о возвращении собственности в российских судах решались не в пользу истца - просто потому, что закон такую процедуру не регулирует.
Президент России Владимир Путин ранее категорически отверг возможность реституции нецерковной собственности, конфискованной большевиками.
По словам российского президента, передача собственности открывает "ящик Пандоры", порождающий череду новых требований с разных сторон.
"Может быть, когда-то мы и сможем это сделать, но сейчас, на мой взгляд, мы абсолютно к этому не готовы. Это невозможно", - сказал Путин в феврале на фоне скандала с библиотекой Шнеерсона.
Хвалевское - один из двух примеров того, как потомкам дворян удалось выкупить усадьбу у государства, рассказывает Григорий Алявдин из фонда "Возрождение русской усадьбы". До Войцеховских-Качаловых это сделали Сергей и Елена Леонтьевы, купившие усадьбу Воронино в Ярославской области.
В обоих случаях усадьбы удалось оформить в собственность, поскольку у них не было официального статуса памятника культуры, делающего продажу здания незаконной. Несколько других усадеб по всей России, у которых такой статус есть, были взяты потомками владельцев в долгосрочную аренду под обязательство реставрации. Таким образом, к примеру, была восстановлена усадьба Матвея Муравьева-Апостола в Москве или усадьба Лермонтовых Середниково в Подмосковье.
Частные инвестиции не всегда означают спасение исторического здания. Министерство культуры России в марте подало в суд на арендаторов 36 памятников культуры, после того как генпрокуратура обнаружила десятки нарушений при их реставрации.
Тем не менее, положительных примеров много, причем в большинстве случаев эти люди не являются потомками дворян, отмечает Алявдин.
"Современные бизнесмены вкладывают в это сначала деньги, силы, а потом, я чувствую, уже и душу. Но чем важны потомки и чем они, в каком-то смысле, желательны, чтобы их было больше? Дело в том, что это люди, как говорится, мотивированные", - подчеркивает глава фонда "Возрождение русской усадьбы".
Личная связь с домом была большим стимулом для новых владельцев Хвалевского, но в конце концов происхождение реставраторов не так уж важно, считают новые владельцы усадьбы.
"В России так много мест, которые будут разрушены, если с ними ничего не делать. Остается немного времени - 5-10 лет. Если люди начнут инвестировать в такие проекты, как наш, таких мест сохранится больше", - считает Вера Войцеховская-Качалова.