Что продавать в финляндию. Что везу из финляндии и в финляндию. Бытовая химия и косметика
Этот способ заработка характерен, скорее всего, для приграничных городов, но воспользоваться им может любой российский гражданин нашей необъятной Родины.
http://www.koli.ru/images/4403258d24c93.JPG" hspace="4" width="200" align="left" vspace="4"/>Этот способ заработка характерен, скорее всего, для приграничных городов, но воспользоваться им может любой российский гражданин нашей необъятной Родины. Прецеденты имеются. Итак, Выборг - приграничный с Финляндией город.
Открывая страницу бесплатных объявлений в местной газете, находим раздел «Биржа труда» и смотрим, что в нем есть. Первыми по алфавиту предлагает свои услуги одинокий бухгалтер, затем довольно вяло - пара, тройка водителей со своими авто, а затем… Целая колонка на букву «П». Как говорит Михаил Задорнов, американцам нас никогда не победить, потому что только в нашем словаре есть такое слово как СМЕКАЛКА. Ну в какой еще стране мира может быть изобретена профессия ПАССАЖИР В ФИНЛЯНДИЮ! В газете объявлений после бедного бухгалтера и водителей этих пассажиров штук 30. И со своим авто, и без них, с детьми и с бабушками, и с дедушками.
История возникновения новой профессии началась несколько лет назад, когда вышел очередной указ государственного таможенного комитета, направленный на борьбу с «алчным» населением приграничных городов, в частности, и с теневой экономикой вообще. Смысл этого указа сводится к тому, что из-за «бугра» в Россию гражданин имеет право привезти для себя товар массой не более 50 кг.
Если масса товара превышает эту величину, то необходимо заплатить пошлину в размере 4 евро за каждый лишний килограмм. Ну кто же будет за двухкамерный б/у холодильник купленный где-нибудь на хуторе у финского крестьянина за 40-50 евро и весящий 80 кг, платить пошлину 120 евро? Правильно, никто! Поэтому предприимчивые челноки начали нанимать неимущих, безработных или просто ленивых выборгских граждан с финскими визами для перевозки «лишних» килограммов. И все жили хорошо и счастливо: челноки переправляли и продавали свои замечательные импортные товары, пассажиры, скучая в таможенной очереди, читали книжки, вязали, изучали язык хинди и подсчитывали на калькуляторе свои дивиденды от сидения в машине.
В это золотое время за пассажирами закрепилось прозвище «колбасник», потому что оптовые партии товаров на финской стороне распределялись на 10-20 автомашин с пассажирами и затем эта «колбаса» торжественно следовала в Россию. Конечно, были и негативные последствия этого явления. Например, авторемонтники в гаражах перестали ремонтировать машины.
А зачем, если «проколбасившись колбасой» один раз за день в Финляндию, он получал от организатора 12-15 долларов, а если являлся водителем своего авто, то и все 25. Но русская таможня не дремала! Обнаружив, что она «пролетает мимо кассы», которая ежедневно потихоньку сравнительно честно и мирно проезжала мимо нее, таможня ввела понятие «неделимый груз». Теперь для провоза через границу искомого холодильника стало необходимым в качестве пассажира иметь родственника.
Родственники везут товар в совместное пользование, значит, и вес беспошлинного неделимого груза увеличивается. Но в этом месте возникла неразбериха. Кого считать родственником? На одной таможне все родственники - родственники, на другой – мать с ребенком – родственники, а, например, муж и жена – нет. В Выборгском районе три таможенных перехода, отстоящих друг от друга километров на пятьдесят и на всех свои понятия родственников, зависящих еще и от смены, в которую едешь. В общем, окончательно запутавшись в родственниках, народ принял единственно правильное и верное решение. Чтобы стать родственником, за это надо заплатить! И платят до сих пор!
Следствием этих нововведений стал увеличившийся спрос на одиноких женщин с детьми и более частое пересечение границы граждан, зарабатывающих себе на хлеб насущный. В этот исторический момент, когда, согласно легенде, неизвестный герой пересек границу пять раз за сутки, и возник термин «тушканчик».
Как же можно начать «тушканить», зарабатывая при этом денежные знаки? Для этого Вам сначала нужно определиться, что будете возить и для кого. На сегодняшний день «тушканы» везут из Финляндии пользующееся спросом на рынке: Б/у холодильное оборудование, б/у стиральные машины, б/у электроплиты, б/у и новую кожаную мебель, автозапчасти на заказ, автомобильную краску, автомобильную резину б/у и новую, телевизоры б/у и новые, домашние кинотеатры, компьютеры и комплектующие из Германии, греющие кабели, электроинструмент, кубовые пластмассовые емкости для жидкостей и еще много того, чего я не знаю. «Тушканчик» получает за пересечение границы, до которой от Выборга 60 километров, 10-12 евро, водитель - 25 евро.
Определившись со своими желаниями, Вам необходимо получить заграничный паспорт и финскую визу. Паспорт заказываете в ближайшем ОВИРе. Минимальная стоимость паспорта 250 руб., но получите Вы его через два месяца. Проще сделать паспорт через любое турагенство. Визу в Финляндию можно сделать самому, обратившись в ближайшее финское консульство или через турфирму.
Для первого раза Вам нужна виза на 30 дней сроком, например, на полгода, на больший срок - вряд ли дадут. Это означает, что в течение полгода Вы можете находиться в Финляндии не более 30 дней, зато пересекайте границу за это время хоть 100 раз (пока не кончатся страницы в паспорте или нервы). Консульство берет за визу 55 евро.
Обязательна медицинская страховка . Ее стоимость на 30 дней около 300 рублей. Если Вы едете на своей легковой машине, то на границе необходимо приобрести международную автомобильную страховку, без которой Вас не пропустит финская таможня. Месяц страховки - 600 рублей.
Даже если вы живете за несколько сотен километров от границы, Вы можете сделать так, как сделал мой тульский коллега. Он оформил паспорт, получил визу, снял квартиру в Выборге и на «Газели» начал интенсивно ездить в Финляндию и в Тулу. Закончилось это печально, а может счастливо. Деньги он заработал и зарабатывает до сих пор, но со своей женой развелся, так как в процессе поездок нашел другую.
Каких только метаморфоз и комбинаций не происходит с товарами по пути к потребителю. Более всего меня потряс круговорот б/ушных электроплит в природе. В Финляндии, как ни странно нам это слышать, муниципалитеты проводят регулярные капитальные ремонты зданий. При этом на свалку ЗА ДЕНЬГИ вывозится всякое ненужное встроенное в квартиры рабочее оборудование: холодильники, стиральные машины, в том числе и электроплиты. Строители отдают плиты за 5-10 евро, а то и за блок сигарет.
Далее в Выборге доблестные представители солнечного Дагестана скупают плиты по цене до 800 рублей за штуку и везут к себе домой через Калмыкию, где еще два года назад меняли одну плиту на двух баранов, которых затем продавали в Дагестане, где закупали овощи и фрукты, которые везли в Питер или в Выборг, где все это продавали и на вырученные деньги опять закупали плиты, которые… и т.д.
Что везут в Финляндию? Водку, сигареты, бензин, деньги. Стоимость литровой бутылки водки или блока «LM» на финской стороне около границы примерно одинаковая и составляет 10 евро (в государственном магазине - до 30 евро), но нужно помнить, что полиция не любит такого рода торговлю и пойманных русских продавцов наказывает штрафом и лишением визы.
Литр 95-го бензина в Финляндии стоит примерно 1 евро, поэтому, если найдете финского партнера по бизнесу (если он, конечно, не миллионер), то смело можете предлагать бензиновый бартер. Как легенда среди пограничников ходит история о том, как несколько лет назад некий финский любитель дешевого русского бензина и водки с сигаретами умудрился девятнадцать раз за сутки пересечь границу. Везут в Финляндию и деньги. Для того, чтобы надежней хранились и приносили прибыль в зарубежном банке. Но это уже другая история.
Финляндия идеально подходит для экотуризма. Фото: visitfinland.com
1. Выбирайте автобусы
Дёшево добраться до Финляндии можно на автобусах Lux Express (цены начинаются от 10 евро) или на пароме St. Peter Line. В сезон специальных предложений, на рассылку которых можно подписаться по электронной почте, круиз до Хельсинки обойдётся всего в 25 евро.
Если вы планируете отравиться на пароме из Финляндии в другие страны, то учтите, что по карте магазина Prisma на круизы от Silja Line действуют скидки.
Для поездок по стране озёр стоит присмотреться к финскому автобусному перевозчику Matkahuolto . Цена билета за проезд между финскими городами начинается от двух евро (плюс сервисный сбор в 50 центов).
Автомобильное путешествие по Финляндии – не самый бюджетный вариант. Нужна страховка, да и бензин в Европе стоит дороже, чем у нас. Так что встретить финнов на русской заправке Neste недалеко от границы – обычное дело. Провозить топливо через границу ЕС, кстати, можно, но разрешённые объёмы настолько малы, что это вряд ли спасёт ситуацию. Проще всего сэкономить двумя способами: или плотно заправиться в России, или собрать большую компанию друзей и разделить топливные расходы на всех.
2. Не пропускайте ланч
Сэкономить на еде помогут финские Lounas, то есть ланчи. Время ланча в кафе – с 11.00 до 15.00 (иногда до 14.00). На заправках сети ABC пообедать в формате шведского стола можно вплоть до 17.00 (уточняйте на сайте ABC). Цена ланча составляет от 9 до 13 евро. В Burger King и McDonald’s есть специальные предложения – обед за пять евро. Кроме того, в финских магазинах вы всегда найдёте продукты с истекающим сроком годности. В этом случае скидка на хлеб, молочные продукты, мясо и готовые блюда может составить от 20 до 50%. Отличный вариант для ужина на скорую руку.
Помните, что цены на продукты на местных ярмарках выходного дня или на портовых рынках могут быть на полтора-два евро выше, чем в обычном магазине.
3. Полюбите кемпинги
Финляндия – страна кемпингов, так что с середины весны и до середины осени можно останавливаться в них. Стоимость ночёвки в палатке варьируется от 18 до 25 евро на двух человек. Если ваша компания больше, то дешевле будет арендовать домик-кабину (без удобств) или коттедж. Искать кемпниги на Booking.com не стоит, тaм вы обнаружите только предложения с коттеджами, причём не самыми дешёвыми. Поэтому смело делайте запрос «кемпинг» в Google-картах или на сайте Eurocampings .
Cкидку на ночлег в кемпинге можно получить с помощью карты лояльности. Стоимость самой карты – 16-18 евро, приобрести её можно онлайн заранее или уже по прибытию в кемпинг. Скидка по Camping Key Europe, ACSI и другим подобным программам составляет от двух евро, а при длительной стоянке карта даёт возможность одну ночь провести бесплатно (например, семь дней платишь – получаешь один день в подарок).
5. Планируйте бюджет заранее
Бюджет на один день в Финляндии может составлять от 60 до 80 евро на двоих с учётом всех пунктов расходов. Банально, но любое путешествие начинается именно с тщательного планирования. Определите, сколько отпускных дней у вас есть и сколько денег за это время вы готовы потратить. Для упрощения подсчётов заведите табличку в Excel и внесите туда все необходимые траты. В таблице сделайте графы с днями, городами, километражем, стоимостью страховки, временем на дорогу, посещением достопримечательностей и музеев, стоимостью развлечений, еды и парковки. Кстати, если вы планируете поездку на выходные, то на последнем пункте можно значительно сэкономить, так как обычно после трёх-четырёх часов дня в субботу и целый день в воскресенье парковаться можно бесплатно. Парковка в финских городах, как правило, разбита по зонам. Ознакомиться с её стоимостью в Хельсинки можно .
Бесплатный Интернет всегда можно найти на заправках, в кафе и музеях. Но если всё же мобильная связь и Интернет вам нужны постоянно, то купите международную сим-карту. Цена варьируется от 9 до 17 евро в зависимости от трафика. Очень удобно, если хотите сэкономить на роуминге от вашего мобильного оператора.
Многие даже не догадываются о том, что побывать в Финляндии можно абсолютно бесплатно. Оказывается, все очень просто, жители Петербурга давно привыкли ездить в приграничные финские супермаркеты за сыром, шоколадом и просто погулять...
Однодневные шоп-туры в приграничные города стоят от тысячи рублей. В Питере уже у каждого второго есть финский шенген. Ездят по нему питерцы обычно в супермаркеты в приграничных финских городках Лаппеенранта и Иматра, едут за сыром, рыбой, шоколадом и даже за туалетной бумагой. Что-то в Россию ввозить можно с ограничениями, что-то и вовсе нельзя, но ежедневно сотни и тысячи жителей Петербурга провозят тонны килограммов санкционки к своему новогоднему столу. Несколько больших супермаркетов стоят буквально в пяти минутах от границ, практически в лесу. Но очередь на кассе в этих супермаркетах неизбежна, сотни машин и автобусов с русскими номерами заполняют огромные парковки.
Однодневные шоп-туры в Финляндию из Питера стартуют каждый день, обойдется такая поездка примерно в тысячу рублей, старт и финиш тура в семь-восемь утра возле какого-нибудь метро.
Подвох заключается в правилах ввоза товаров на территории Российской Федерации. Одному человеку с территории Евросоюза можно ввезти 50 килограмм товаров(на продукты особые ограничения). А ездят на таких "халявных" микроавтобусах перекупщики товаров, схема проста и примитивна: покупают дешевле там, продают дороже тут. И закупают они в Финляндии не один, не два, и даже не сто килограмм товаров за раз. Оказавшись в микроавтобусе с водителем, можно услышать примерно следующее:
Сегодня мы везем шины и чемоданы. Все законно, но вам нужно будет сказать таможенникам, что шины и чемоданы ваши, кто что везет решим на месте, в зависимости от того, сколько купим, кому-то может не достанется совсем ничего. Себе можете взять килограмм пять любых товаров. Если кто-то по моральным или еще каким-то соображениям не готов такого говорить, то лучше не ехать, а то есть шанс застрять на границе на всю ночь.
Небольшой монолог-рассказ-предупреждение водителя окончен, все пассажиры врать таможенникам готовы и микроавтобус отправляется в путь. В Финляндию можно попасть через два пограничных пункта, до обоих ехать пару часов, прохождение границы от 15 минут в будни и до нескольких часов в выходные и дни предновогоднего ажиотажа. Однозначное преимущество над "официальными" шоп-турами в том, что едет вас не огромный автобус и водитель может делать остановки "по требованию" в любом магазине по пути, да и вообще хоть где может делать остановки не по программе.
На дворе утро, а в магазинах ажиотаж, ценники на русском, русскоговорящие продавцы и сотни русских любителей санкционки:)
Многие магазины просто похожи на большой склад. Туристы из России отовариваются упаковками
Зачем еще люди ездят в Финляндию? За удачей!
В России игровые автоматы запрещены, а там нет, питерские бабушки и не только пытаются выиграть джекпот, чтобы потратить его на килограммы финского сыра!
Вернемся к нашим шинам. Перед границей водитель распределяет товары по пассажирам(кому-то и правда не достается ничего) и проводит инструктаж:
Главная задача таможенника заключается в том, чтобы вы признались, что шины не ваши, к чемоданам тут уже скорее всего не придерутся, шины тяжелее и их будут интересовать именно они. Они будут пугать вас задержанием и штрафами только для того, чтобы вы признались! Если вы будете твердить только о том, что шины везете себе или детям/родителям, то ничего предъявить вам не смогут и нас спокойно пропустят в Россию!
Рассказывает водитель и случаи из практики:
Вчера попались на таких таможенников, они каждого опрашивали чуть ли не несколько часов, одна девочка написала им объяснение, что шины мои... В итоге несколько часов там пришлось проторчать и пропустили потом только за две тыщи... А могли вообще вернуть в Финляндию, а магазин там уже закрыт, пришлось бы всем вместе там ночевать.
В этой поездке таможенник лишь спросил "владельцев" шин кому и зачем везут(все везли детям и родителям), взвесил комплекты, вышли они по 43 килограмма, то есть в 50 легко уложились. Пассажиров без шин даже и не спросили ни о чем. Через пару часов все были в Питере.
Фото машины с бесплатным проездом до Финляндии на русской таможне. А вы готовы так поехать в Европу по магазинам?
Сегодня последний раз перед отъездом каталась в город- по магазинам. В очередной раз задумалась о том, насколько разные вещи люди считают нужным везти из страны в страну.
Наши старшие родственники, например, просят привозить им из Финляндии сливочное масло, кофе, сыр, сосиски. Масло вообще многие везут, насколько я понимаю. А я вот наоборот, везу масло с собой в Финляндию. Потому что в Финляндии оно почти исключительно соленое, а потому невкусное для меня. Несоленое найти можно, но сложно и оно заметно дороже. Кофе не пью, сосиски не ем, а вот сыр ем много и с удовольствием. Но из Финляндии его не везу, потому что стоит столько же и по качеству, имхо, дешевый финский Эдам ровно такой же, как какой-нибудь Российский. Зато привожу иногда несколько упаковок моцареллы. По вкусу такая же, но в Финляндии почему-то дешевле (впрочем, теперь уже не знаю, дешевле ли- не пересчитывала после скачка курса).
Знаю, что многие везут красную рыбу. Но мы как-то не освоили заезд с специальные магазины по пути, а в самом Турку за адекватные деньги лосося можно купить только по акциям К-маркета, раз в несколько недель, если повезет. Копченой рыбы за адекватные деньги нет вообще (стоит она около 20евро за кг- жаба душит).
Я сама везу из Финляндии довольно странный набор продуктов:
Хлеб и булку. Черный солодовый "архипелаговый" хлеб Saaristolaislimppu и "кефирную" булку Piimälimppu. Стоят они дорого- сегодня заплатила 3,5 евро за хлеб и 2,8 евро за булку. А Коля, например, и моя мама их вовсе не едят- говорят, что булка слишком сдобная и сладкая, а хлеб сладковатый же и со слишком насыщенным вкусом. Я просто обажаю, мне очень не хватает чего-то подобного в России, поэтому неизменно притаскиваю с собой по штуке.
Перцы болгарские. Потому что тут они стоят 5 штук на 1евро. Красивые большие разноцветные перцы. А в России столько, что при всей любви к этому овощу приходится зимой обходиться без них
Ромашовый чай в пакетиках. Стоит совсем не дорого. Он и в России стоит копейки, но финский нравится мне гораздо больше. Он немножко другой по вкусу.
Патока. Ну, это как раз понятно, мне на пряники нужно. А еще посыпки. Раньше возила и красители тоже, но сейчас открыла, где их покупать в Питере, и это выходит дешевле.
Иногда еще какие-нибудь десерты. Мне нравятся мятные конфеты и шоколад с муссом и с молочной начинкой. А еще обажаю шоколадный мусс, но эта штука совсем скоропортящаяся. А еще манный брусничный мусс, только в этот раз почему-то его не купила.
Из несъедобного везу в основном одежду девочкам, которую покупаю в кирпуториях (секондах). Знаю, что люди где-то и новую одежду обычно покупают в Финляндии, но где они ее берут, не понимаю- по мне, так новое тут даже с учетом распродаж стоит совершенно немыслимых денег. И выглядит ужасно по большей части.
В Финляндию из России везу обязательно томат-пасту, потому что тут или заоблачно дорогая, или невкусная, если брать в азиатских магазинах. Еще мама просит обычно гречку, растительное масло, сгущенку, майонез, сигареты. В русских отделах больших магазинов стоят на полках еще шпроты, консервированный борщ и консервированный капустный салат. Хотя в этот раз, как уже писала, мы привезли очень много всего съестного- после скачка разница в цене на самые обыденные продукты стала очень большой.
Еще знаю, что люди пользуются обычно приграничными магазинами Duty Free. Но мы с Колей как-то вообще не видим в них для себя смысла. Мы не курим, не пьем, косметикой не пользуемся. Остаются сладости, но они в Дьютиках очень дороги.
Я ездил в 2013 году на 2 с небольшим месяца. Сам жил тогда в Казахстане.
Предыстория
Началось всё с того, что мы с другом решили схитрить во время преддипломной практики. Учились мы на биотехнологов и на 3 курсе нам волей-неволей нужно было подтвердить прохождение преддипломной практики на летних каникулах. Мы с другом решили её не проходить, а поехать в Финляндию, в частности на одну из многочисленных клубничных ферм. Преподавателю мы всё объяснили так, что мы поедем туда с целью выяснить, как там модифицируют сорта для выращивания ягоды в особо дождливых районах. На деле же мы туда ехали банально с целью поработать и попутешествовать.
Как всё начиналось
Приглашение в страну от фермера-работодателя (аналог джобофера) и визу получала и оформляла нам фирма, которой мы платили за это деньги.
Изначально нам наобещали "золотых гор" о том, что там все траты в худшем случае окупятся, а в лучшем выйдем в большой плюс.
Также говорилось об отдельных комнатах при поселении. Мы, конечно же, не сильно в это верили, но всё же и не думали, что на самом деле будет совсем иначе.
Собравшись с вещами, мы отправились в нашу отправную точку - Санкт-Петербург, а оттуда уже на автобусе мы поехали в Финляндию.
Прибытие
По прибытию на ферму, сразу выяснилось, что об отдельных комнатах речи нет. Нас заселили по разным домикам по 4-5 человек в комнату. В принципе, комнаты были просторными, со столами, стульями и двухъярусными кроватями, но немного неухоженными.
Также, почти сразу после прибытия, выяснилось, что мы приехали в "несезон", т.к. клубника в этом году, как оказалось, "стартовала" раньше и к нашему приезду уже пошла на спад.
Интересный момент, что приехали мы на ферму во время празднования какого-то дня рождения, из-за чего почти всё русскоговорящее население было либо поддато, либо в дрова. Если бы не красные домики и финская атрибутика, эта ферма по антуражу легко могла сойти за маленькую русскую деревню.
Мы с другом, честно говоря, были малость напуганы, т.к. некоторые личности откровенно были не очень дружелюбными, а пара человек буквально с матами начали нам говорить, что нас обманули и денег заработать тут уж точно не получится. Некоторые казахстанцы, посидев пару часов на чемоданах, тупо уехали обратно в аэропорт, судится с фирмой, которая нас сюда отправляла. Мы же с другом, хоть и были в шоке, но всё же решили остаться, т.к. главной нашей целью было не извлечение прибыли, а авантюрное путешествие.
Разобравшись с вещами, мы "в обмнимку" с чемоданами прямо в одежде легли спать, т.к. все устали и было поздно, а всё остальное население продолжило праздновать.
Следующее утро
Нас подняли в 6 утра, к чему большинство новеньких было не готово, завтракать уже было некогда и мы, переодевшись в спец-форму, которую привезли с собой, затолкали свои вещи под кровати, взяли всё ценное с собой (мало ли) и отправились на поля вместе со всеми.
По дороге нам выдали корзины, в которые мы будем собирать клубнику. Идя в толпе, мы с другом давались диву с зелени и влажности Финляндии, также немного охренивали с мужиков, которые, будучи в бодуне, также идут с корзинами на работу. Как оказалось, ничего страшного это не сулило, потому как контролёры были все русские и прошлой ночью они также участвовали в празднестве, правда в отличии от большинства, пили они не много, либо не пили вообще.
Первый рабочий день
Как дошли до поля, нам провели небольшой инструктаж: технику сбора, какую ягоду собирать, какую выбрасывать, куда нести, как вести себя, если ряд закончился, к кому в случае чего обращаться и т. д.
Работали мы до 14:00, после чего раб. день закончился и мы пошли домой. Лично у меня первый день был не очень продуктивным, потому что я был не очень хорошо подготовлен физически, всё таки стоять несколько часов на коленках или корточках мне было достаточно тяжко, особенно сразу после поездки. Собрать много корзин не удалось, за то вдоволь клубники наелся (это там не запрещалось).
После того, как прибыли до домика, было приятно осознавать, что впереди ещё весь день. Первое к чему приступили - помыли одежду, сапоги и заняли очередь в душ. К слову, в нашем двухэтажном доме жило где-то 15 человек и на всех был один душ. Горячая вода грелась в огромном электро-титане, поэтому даже если ты будешь последним в очереди (коим почти всегда был я), воды хватало с лихвой. Очередь занималась вербально, то есть никто в шеренге не стоял, просто каждый знал, после кого он заходит. Женатые пары заходили вместе, благо душевая была просторная. Помывшись, мы застелили постели, привели вещи в порядок и начали думать о еде.
Как оказалось, мы с другом были самые подготовленные, т.к. привезли с собой очень много круп, макарон и прочих полуфабрикатов. Объединившись с двумя парнями по комнате (которые также были с Казахстана), мы обосновали "пищевой фонд", в который каждый должен был либо скинуть всю еду, либо денег на эту еду. Готовить договорились по очереди, но со временем этим продолжили заниматься лишь те, у кого это хорошо получалось, а остальные покрывали это выполнением других обязанностей.
На наши с другом продукты мы жили почти месяц, при этом практически не тратясь на еду, в то время как наши соседи регулярно брали авансы и скидывались на магазин.
Ближе к вечеру перезнакомились со всеми домочадцами, которые все оказались гражданами Украины (только наша комната с Казахстана), причём друг друга они все уже знали давно, т. к., как выяснилось, не первый год приезжают на эту ферму. Возрасты варьировались от 22 до 45, также было 2 женатых пары.
Ремарка о нашем доме:
Небольшой 2-этажный 5-комнатный особняк с боковым навесом, под которым располагались: столик, уличный диван и 2 кресла. В доме был хороший душ и туалет. Столов, кроватей и стульев хватало. На кухне был холодильник с морозилкой, газовая плита с духовкой, микроволновка, шкафы и некоторые столовые принадлежности.
Помимо нашего дома, рядом было ещё пару домов покрупнее, в которых ютились остальные.
Житье и быт
На ферме, помимо нас (казахстанцев) и украинцев, были россияне (в основном с Петрозаводска), немного болгаров и 1 парень из Афганистана, который имел 2 высших и говорил на 5-х языках, в том числе русском, финском и английском. Позже выяснилось, что он приехал со своей девушкой, которая украинка.
Рабочий день
Как я уже писал выше, он был с 6 утра до 14 часов дня. Суббота и воскресение - выходные. После раб. дня было очень много вариантов чем заняться, первое время мы просто разведывали местность, купались (рядом было тёплое озеро с пирсом), знакомились, играли с мячом, выполняли повседневные задачи (готовка, уборка, стирка и пр.)
К слову, если утром шёл обильный дождь (такое бывало редко), то на работу не выходили и это было плохо, ведь если не работаешь, то и денег не зарабатываешь.
Ближайший магазин от фермы располагался в деревне под названием Vesanto (около 5-7 км от нашей фермы). Добираться туда можно было либо на велосипедах, которые давали за спасибо, либо на финской машине-малолитражке, которую сдавали в аренду. Водить её можно было по любым водительским правам, будь то украинские, российские или казахстанские. Когда кто-то собирался в магазин, он открыто об этом объявлял, так что ему можно было дать небольшой список нужных продуктов и деньги. Разумеется, всё в рамках разумного, если тебе нужно очень много всего, то будь добр скинуться в аренду транспорта и поехать с ним.
Интернет на ферме был, правда доступен он был не всем. Он раздавался с дома хозяина фермы и был достаточно мощным, пароль был доступен контролёрам, которые работали там на зарплате. Позже, мы с другом сдружились чуть ли не со всеми и интернет стал для нас абсолютно безлимитным.
Связь с домом мы держали в основном через скайп, но иногда также созванивались через роуминг.
Техника. Мы привезли с собой только смартфоны, т.к. что-то более тяжёлое везти боялись, думали, что украдут, сломают втихаря и прочее. Как оказалось, всё зря. За 2 месяца на ферме не было ни 1 случая кражи, т.к. все понимали, чем это чревато: минимум - депортация с запретом на въезд в Евросоюз в течении 4 лет.
Те, кто на таком заработке не впервые (это почти все украинцы и россияне), привезли ноутбуки, большие мониторы, приставки Xbox и т.д. и т.п.
Продукты. Сейчас я уже не вспомню всего, но постараюсь описать то, что отложилось. В Весанто (деревня, где мы закупались), были все интересующие нас продукты. Там мы брали овощи, мясо, пиво, рис, сахар, масло, муку и прочее. Однако, по неизвестным нам причинам, отсутствовала греча, что немного расстраивало. Помимо обычных продуктов, мы также иногда брали сладкое и фруктовые концентраты (1 литр такого можно разбавить на 8). Молочные продукты мы покупали на местной молочной ферме за более дешёвую цену.
Алкоголь и сигареты. Когда мы там жили, в стране действовало подобие сухого закона. То есть, всё, кроме пива, продавалось только в крупных нас. пунктах и только до определённого времени суток (вроде до 18:00). Мы даже слышали, что на выходных близкие к границе фины ездят в Питер исключительно погудеть и вдоволь напиться. Сигареты были весьма дорогим товаром (около 6-7 евро за пачку). Некурящие экономили уйму денег. Те, кто приезжали не первый год, провозили через границу как можно больше блоков средних сигарет и торговали ими по 3-4 евро за пачку. Надо сказать, весьма прибыльное дело.
Однажды был случай, когда к нам на ферму приехала группа пьяных финок (разной степени ужратости) на какой-то раздолбанной малолитражке и на полном серьёзе хотели обменять машину на 3 блока сигарет. Разумеется, никто на эту сделку с ними не пошёл и они уехали. Сами фины реагировали на это событие как на что-то обыденное, тогда как даже бывалые ребята немного охреневали.
К слову, со временем все курящие новички с подач бывалых пересели на самокрутки: покупали по отдельности специальную бумагу, табак, фильтры. Качество самокруток зависело от скилла крутящего и далеко не каждый мог правильно распределять табак и крутить ровный цилиндр. Впрочем, со временем все приловчились.
Хлеб. Очень забавно, но хлеб в Финляндии не поесть, т.к. он там продаётся в виде тостов и очень дорого. Позже украинские мужики научили нас его печь, после чего мы покупали муку и по очереди каждый день пекли 2 больших батона на всю комнату. Надо отметить, что это очень важный в моей жизни опыт.
Досуг:
Чем больше времени проходило, тем больше появлялось вариантов провести свободное время.
Рыбалка в озере: палка+леска+крючок+хлеб=1 ведро плотвы за 1.5 часа. Голодная рыба чуть ли не сама в ведро прыгала.
Купание + плавание на пирсе (он был самопальным и легко отцеплялся от берега) вместо весла использовали лопату.
Прогулки по лесу и сбор ягод с грибами. Леса были кругом, во все направления.
Празднества. Иногда по поводу (день рождения, отбытие и пр.), иногда без. Все скидывались, накрывали на улице столы и жарили мясо на мангале с решёткой (которые тоже припёрли бывалые, к слову). В качестве спиртного почти всегда шло местное пиво. Пару раз мы брали дорогие вискари, но нам не понравилось. Ещё пару раз мы делали бражку из ягод. Получалось всегда очень вкусно и не слишком тяжело (около 12 градусов). Одно 25 литровое ведро такой бражки на 15 человек расходилось за 1 вечер.
Игры с мячом. Конечно были и те, кто за ЗОЖ (жили они в других домиках), с ними мы часто играли в волейбол и футбол (сетка с небольшим полем были).
Импровизированный клуб покера. В качестве фишек шли самые настоящие монеты евро. Дабы не увлечься, было правило: больше 10 евро за вечер никто использовать не мог. Если кто-то их проигрывал, то остаётся смотреть, а не идёт за новыми. Было очень интересно, т.к. в моменты, когда между двумя игроками лежал банк 70-80 евро, они даже на комаров не обращали внимания. К слову, этот "клуб" был инициативой нашей комнаты и со временем к нам под навес начали приходить люди со всех домиков. Кто ради зрелища, кто ради игры. Никаких казусов и неприятных инцидентов не возникало. Все играли честно и со здоровым азартом.
Просмотры кино. Ребята, что привезли большие мониторы, частенько вечером вытаскивали их под навес и приглашали всех к просмотру какого-нибудь фильма.
Катание на велосипедах. Их можно было брать просто вежливо попросив. Я часто это делал и ездил на достаточно далёкие расстояния, около 20 км. от фермы.
Игры на приставках. Те, что привозили мониторы, объединялись с теми, кто привёз XBox-ы, ставили всё под навес и давали поиграть. Такое было не часто, т.к. в основном владельцы иксбоксов играли у себя в комнатах.
Турниры по Mortal Kombat. Я всегда сливался в первом круге, т.к. украинцы и россияне были натуральными задротами, причём даже девушки.
Это из того, что вспомнилось. Всего, чем мы там занимались, сейчас уже не вспомнить.
Заработок
Помимо основного заработка - сбора клубники. Деньги можно было заработать собирая малину (ближе к августу), и собирая чернику (где-то к середине июля).
Малина росла на ферме, но её было гораздо меньше, чем клубники.
Чернику собирать можно было только в лесу. В силу того, что мы были новичками, мы "проспали" старт сбора и спохватились уже тогда, когда вокруг все леса были "чистыми". В итоге собирать чернику мы ездили уже за 10-15 километров от фермы. Добирались туда посредством машины и водителя, который, за умеренную плату, отвозил нас туда и забирал по звонку.
К слову, сбор черники, был самым прибыльным делом, однако в силу того, что "бывалые" быстро опустошали все нужные места, нам, новичкам, оставалось добирать лишь то, что они не унесли/не заметили) Если бы мы поехали туда на следующий год, мы бы явно вынесли гораздо больше денег.
По итогам ни я, ни мой друг затраты на поездку не отбили, т.к. действительно приехали в несезон + были там впервые и многого не знали, но уехали, разумеется, не без денег.
Главная причина неокупаемости была в том, что мы слишком много денег отдали фирме, которая готовила визы и получала приглашения. Поговорив с теми, кто ездил не 1 раз, мы поняли, что по-хорошему, приглашение можно попросить самому, а оформить визу, имея на руках приглашение работодателя, не составляет труда. Если бы мы всё делали сами, мы бы сократили расходы в 2 раза, а то и больше. Конечно ещё решило и то, что мы ехали с Казахстана и сама дорога тоже обошлась в хорошую сумму.
По городам
Разумеется, были поездки по крупным городам, которые организовывались фермером. Я лично несколько раз побывал в Куопио и Ювяскюля. Мы приезжали в город утром и оставались там до самого вечера. Понятное дело, что каждый занимался тем, чем хотел. Кто-то шопился, кто-то по достопримечательностям, кто-то по клубам, по пабам и т.д. Мы в основном просто гуляли и фоткались, всё-таки это был наш первый визит в Европу.
Некоторые курьёзы, интересности и "смак" всей поездки
Долгие прогулки по лесу. Однажды мы (нашей комнатой) пошли в лес и заблудились. Проходили там 5-6 часов и на полном серьёзе планировали там ночевать, ибо ночью в лесу ходить бессмысленно. Благо знали, что волков там не водится, но опасались медведей и лосей, у которых в аккурат был брачный период и повышенная агрессивность. Пройдя "последние" 50 метров в сумерках, услышали звук машин, то есть упёрлись в трассу. Выйдя на неё, почти сразу поймали попутку, которая отвезла нас в нужную нам сторону. С тех пор все установили себе в смартфоны GPS навигаторы.
Немного "жгучего" опыта. Гуляя по береговой линии озера, мы с другом нашли небольшой рыбацкий домик и некое подобие пляжа. Недолго думая решили искупаться. Во время плавания на берег пришёл какой-то старый фин с топором и, замахиваясь, начал кричать нам финским матом (его-то мы выучили сразу по приезду) в сочетании с каким-то непереводимым фольклором. Мы, выйдя на берег, начали по-английски извиняться и говорить, что мы ничего плохого не хотели и вообще уже уходим, на что получили ещё более грозные крики и ложные выпады топором. Решение было принято незамедлительно - мы, будучи в плавках, взяли вещи в руки и побежали в лес, подальше от мужика, как выяснилось позже, через крапиву...
После того, как дошли домой, расчёсывая свои ноги, долго не могли понять, что мы такого страшного сделали. Потом пришёл один из контролёров и сказал, что на нас пожаловались, т.к. мы пробрались на соседскую частную территорию. И тут всё встало на свои места: какие-то гастрабайтеры залезли к вам во двор и начали купаться в вашем пляже, отсюда и реакция хозяина. Так мы и выяснили, что в Финляндии не принято ставить заборы, а обозначений частной территории иногда может попросту не быть.
Поездка на фестиваль Burn-out. Фестиваль проходил в той самой деревне - Весанто. Мы поехали туда небольшой компанией в таком составе: наша комната (4 человека) и 2 девушки украинки.
Суть в том, что там вначале будет шоу с "сжиганием покрышек", это когда тачки на тормозе "разгоняются", тем самым под ноль сжигая шины, а после в баре будет концерт какой-то малоизвестной рок-группы. Когда мы туда пришли, мы почти сразу познакомились со шведами, которые приехали на раритетных американских тачках. Все они были уже навеселе, а один из них очень хорошо говорил по-английски, с ним мы общались больше всего.
Мы проторчали там почти весь день и за это время мы умудрились: много узнать о финской и шведской культуре, попить элитного шведского пойла на халяву, поучаствовать в соревновании по экстремальному катанию на инвалидной коляске, посмотреть "бёрн аут" и повздорить с местными пьяными деревенщинами. Вечером мы уехали оттуда на машине, которая приехала за нами с фермы. Впечатлений было вагон.