Где построен тадж махал. Тадж-Махал, Агра, Индия: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Тадж-Махал: google-панорама внутри здания
Тадж-Махал - мавзолей, находящийся в на севере Центральной Индии в Агре, на берегу реки Джамна.
Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал , умершей при родах. Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится под землей.
Шах-Джахан
Могольский правитель Шах-Джахан (1592-1666, правил в 1627-1658) воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены Арджуманд Бану , более известной по ее титулу Мумтаз-Махал или Тадж-Махал (Корона дворца), умершей в 1631 году.
В ширину всей речной стороны поднята платформа с высокими (41 м) минаретами по четырем углам. На западной стороне платформы находится мечеть, на восточной - приемный зал (дом для посетителей). В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Проекты для гробницы были подготовлены лучшими архитекторами Могольской империи. Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м).
Величайшее произведение архитектурного зодчества, современное чудо света - индийский мавзолей Тадж-Махал. Каждый гость Индии обязательно любуется на это замечательное сооружение. Никого Тадж-Махал не оставляет равнодушным ни своим великолепием, ни своей легендой.
К Тадж-Махалу ведет искусственный канал, вокруг которого расположены изумительные кипарисы. Рядом с Мавзолеем расположены две мечети из красного песчаника. Величественное строение вместе с зелеными лужайками и яркими цветами создают впечатление, что ты попадаешь в сказку. Лучше всего рассматривать прекрасный дворец ранним утром. Создается впечатление, что Тадж-Махал парит в воздухе.
История строительства мавзолея Тадж-Махал
Это изумительное сооружение было построено по приказу падишаха Шах-Джахана в память о своей красавице жене, безвременно ушедшей при родах, в память об их беззаветной любви друг к другу. Падишах хотел построить напротив Тадж-Махала дворец из черного мрамора. Два дворца он мечтал соединить мостом. Но его планам не удалось сбыться. Он умер в заточении, любуясь на прекрасный дворец и мечтая о встречи со своей женой в ином мире. После смерти падишаха захоронили в этом же Мавзолее.
Строили мавзолей около 22-х лет. Все элементы Мавзолея симметричны, пропорции соблюдены и кратны четырем. Высота Мавзолея 74 метра. Все вымерено до миллиметра, учтены возможности разрушений на случай землетрясения или урагана.
Для строительства здания использовали белый мрамор. В зависимости от времени суток, цвет мрамора меняется. Украшен Мавзолей изящной резьбой, решетками с драгоценными камнями, на потолке расписаны суры из Корана на арабском языке.
В центре Мавзолея - ложные гробницы, настоящие же находятся под полом.
В строительстве за весь период участвовало 20 тысяч человек. Имя архитектора не известно, но исследователи убеждены, что строительство дворца дело рук жителей Ирана, Индии, Средней Азии.
Скрытые символы и знаки
Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай».
Проходят столетия, но Тадж-Махал только хорошеет и восхищает гостей своей неувядающей красотой. Красотой строения и красотой вечно живой любви.
Экускурсии в Тадж-Махал
Лучшее время для посещения мавзолея - с ноября по февраль, в остальные месяцы тут слишком жарко. Тадж-Махал открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Стоимость посещения равна приблизительно $10. Добраться до Тадж-Махала можно из Дели на поезде, автобусе или приобрести экскурсию.
Посещение Тадж Махала осуществляется через Восточные, Западные или Южные ворота.
Правила посещения Тадж-Махала:
- разрешено проносить воду в прозрачных бутылках, видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие женские сумочки;
- при посещении Тадж-Махала необходимо снимать обувь;
- внутри мавзолея фотографировать запрещено;
Где находится Тадж-Махал?
Город Индии, где находится Тадж-Махал - Агра, на берегу реки Джамна.
Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. , воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Тадж-Махал создан в стиле мугал — смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди — византийский турок, ученик крупнейшего турецкого архитектора Синана, грека по происхождению. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год; на ней постоянно было занято около 20 тысяч рабочих.
Мавзолей Тадж-Махал вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После этого посетитель попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, в точке пересечения которых находится бассейн. Само здание мавзолея находится на северной стороне.
Усыпальница возведена на искусственной платформе на берегу реки Джамна. Платформа вымощена белым мрамором. Мавзолей, авторство которого приписывается индийскому архитектору Устаду Ахмаду Лахори, представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, с большим куполом и четырьмя чаттри на крыше. Здание целиком выполнено из белого мрамора, которое великолепно отражает солнечные лучи. По легенде, шах хотел, чтобы ему построили отдельный мавзолей черного цвета на противоположном берегу реки Джамны. Однако Шах-Джихан был свергнут с престола своим собственным сыном Аурангзебом.
На восточной и западной границе комплекса Тадж-Махал строго по поперечной оси относительно главного здания расположены две постройки из красного песчаника. Каждая постройка увенчана тремя белыми куполами. И хотя они имеют иное предназначение (справа – «Джаваб» – приют для именитых гостей, а слева – мечеть, где служили поминальные службы), все здания логично вписываются в мемориальный комплекс.
В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Камера содержит кенотафы (надгробный памятник умершим, останки которых покоятся в другом месте или не найдены) Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой (их поверхность инкрустирована полудрагоценными камнями), в то время как подлинные захоронения находятся в крипте непосредственно под камерой. Снаружи арочный портал на каждом фасаде фланкирован двумя ярусами ниш, и все сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой внутренней купольной чашей погребальной камеры. Простые пропорции определяют план и соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.
Над главным помещением (по сложившейся в индийской архитектуре традиции) подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) сделан для того, чтобы соблюсти гармонию с пространством интерьера. Это конструктивное решение появилось в эпоху Тимуридов, а в Индии впервые было применено при строительстве мавзолея (1518) делийского правителя Низам-хана Сикандара II (1489–1517) из династии Лоди.
Орнаментация внутренних поверхностей Тадж-Махала поражает изяществом. В отделке применялись самоцветы и разноцветный мрамор. Так, черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана почерком сульс. Известно, что могольские императоры были увлечены флорой: они разводили цветники и розарии, специальные плантации декоративных растений. Эта любовь в полной мере присутствует в орнаментации интерьера мавзолея. Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, ляпис-лазури, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Складывается впечатление, что Тадж-Махал создавался не как усыпальница, а как памятник любви императора к своей несравненной супруге Мумтаз-Махал (Мумтаз – «несравненная», араб.).
Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана - построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.
Напротив Тадж-Махала шах Джахан распорядился начать строительство такого же мавзолея из черного мрамора — уже для себя. Но едва строители успели завезти первые глыбы черного мрамора, один из старших сыновей безутешного шаха — Джахангир — сверг отца с престола. Тот попросил только об одном — чтобы из места его заточения был виден Тадж-Махал.
Шах Джахан окончил свои дни в уединенной башне в двух километрах от выстроенного им мавзолея, глядя на него из небольшого окна. Когда же зрение его ослабело, в противоположную от окна стену врезали большой изумруд, в котором отражалась белоснежная усыпальница любимой Мумиаз.
Известная всем легенда утверждает, что Тадж Махал – это гробница жены могольского (Моголы – династия правителей Индии 1526-1858) шаха Джахана. Считается, что строили этот памятник архитектуры 22 года (1631-1653), после чего шах захотел построить аналогичное сооружение, но из черного мрамора, для себя. Осознав, что подобное строительство в конец разорит государство, собственный сын короля положил конец этой задумке, поместив отца в тюрьму. Однако это лишь одна теория происхождения Тадж Махала. Красивая, привлекательная для туристов. Романтическая. Правдива ли она?
Альтернативная история
Есть те, кто оспаривает официальную теорию, указывая на следующие факты:
Мусульманские правители нередко устраивали усыпальницы в захваченных храмах и дворцах.
В архиве махараджы Джайпура того времени есть два приказа Джахана передать Тадж в собственность Джахана.
Название «Тадж Махал» не встречается в летописях моголов. Официальная теория относит название к имени усопшей, Мумтаз (Мумтадж) Махал, однако ее имя на самом деле было другим – Мумтаз-ул-Замани.
В летописях моголов ничего не говорится о безумной любви Джахана и Мумтаз-ул-Замани. Эта история не имеет под собой исторической основы.
Некто Алберт Манделсло, европеец, посетивший Агру в 1638-ом году, 7 лет спустя смерти короля Джахана, никак не упомянул о следах грандиозного строительства, которые, несомненно, должны были остаться. Другой европеец, Питер Манди, который был в Агре через год после смерти Джахана, писал о Тадж Махале как об очень древнем сооружении.
Ну и, наконец, углеводородный анализ показывает, что здание как минимум на 300 лет старше Джахана.
Профессор П. Н. Оук считает, что название «Тадж Махал» произошло от имени Шри Шивы – «Теджо Махалайя», а само здание является древним храмом Шри Шивы.
Многие комнаты Тадж Махала опечатаны со времен Джахана.
Сообщается также, что исследования профессора Оука были запрещены во времена Индиры Ганди, чье имя до сих пор проклинают многие индийцы.
Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, - это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Эта печальная и невероятно трогательная история придает мавзолею ореол романтики. Тадж-Махал — красивейшее здание мира, ставшее символом вечной любви.
При взгляде на это белоснежное, огромное, но вместе с тем кажущееся воздушным здание непременно возникает необъяснимое чувство грусти. Из истории известно, что этот мавзолей построен для Мумтаз-Махал – любимой третьей жены Шаха Джахана, которая в 1631 году умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Скорбь Шаха бала так велика, что ее не могли заглушить ни огромный гарем, ни золото и драгоценности. Создание этого невероятного по масштабу и красоте здания как будто служит выражением глубокой скорби и признанием в вечной любви.
Мавзолей Тадж-Махал – это еще и уникальный образец архитектуры, сочетающий в себе элементы индийских, персидских и исламских стилей. Это строение представляет собой комплекс структур, центральным и основным элементом которого является мавзолей из белого мрамора.
Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 году, закончилось в 1653 году), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 году основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет.
Мавзолей Тадж-Махал
Архитектурным центром комплекса Тадж-Махал является усыпальница. Она просто огромна по размерам, выполнена из белого мрамора, располагается на постаменте квадратной формы и представляет собой симметричное здание с арочным проемом, увенчанное большим куполом. Основные архитектурные элементы персидского происхождения.
Внутри мавзолея две усыпальницы — Мумтаз-Махал и самого Шаха. В высоту сооружение достигает 74 метра, по его углам располагаются 4 минарета, слегка наклоненных в сторону от здания. Это было сделано специально, чтобы в случае падения они не могли повредить его.
Мраморный купол мавзолея имеет своеобразную форму, благодаря которой его называют «луковым куполом» и имеет высоту 35 метров. Его форма подчеркнута четырьмя меньшими по размеру куполами, расположенными по углам гробницы и имеющими ту же «луковую» форму.
Главный купол был украшен венцом с полумесяцем из чистого золота, который в 19 веке был заменен на бронзовую копию.
Минареты созданы как действующие части мечетей, с которых звучит призыв мусульман к молитве. Каждый минарет имеет высоту 40 метров и разделен на три равные части опоясывающими балконами. Декоративные элементы, которыми украшены минареты, также позолочены.
Экстерьер Тадж-Махала
Экстерьер Тадж-Махала по праву признан одним из лучших в мире. Декоративное оформление выполнено с применением различных видов штукатурки, красок, инкрустаций и резных элементов. В исламе запрещено использовать антропоморфических форм, поэтому элементы представляют собой символы, абстракции и растительные мотивы.
Весь комплекс украшен отрывками из Корана в качестве декоративных элементов. У входа в парк Тадж-Махала на воротах начертаны четыре аята 89-й суры Корана «Аль-Фаджр» (Заря):
«О душа, обретшая спокойствие в истине!
Вернись к своему Господу довольной блаженствами милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершенными в земной жизни!
Войди в число Моих благочестивых рабов!
Войди в Мой рай – жилище вечного блаженства!»
Абстрактные формы украшают многие части комплекса. Они встречаются на постаменте, минаретах, воротах, мечети и на поверхностях могилы. По низу гробницы расположены мраморные фигурки цветов и виноградных лоз. Все изображения тщательно отполированы и инкрустированы желтым мрамором, яшмой и нефритом.
Интерьер Тадж-Махала
Интерьер Тадж-Махала не совсем традиционен. Внутренняя отделка богата элементами с драгоценными и полудрагоценными камнями и инкрустациями, а зал представляет собой восьмиугольник идеально правильно формы, в который можно войти с любой из сторон. Но используется лишь одна дверь с юга со стороны сада.
Потолок зала выполнен в виде внутреннего купола, и украшен в виде солнца. Внутреннее пространство зала разделено на части восьмью большими арками. Балконы и смотровые площадки сформированы четырьмя центральными арками. Освещение зала обеспечено обзорным окном и специальными отверстиями в углах крыши.
В центре зала располагаются гробницы Мумтаз-Махал и шаха Джахана. Они щедро украшены драгоценными камнями. На надгробии Мумтаз-Махал нанесены надписи, восхваляющие ее, а так же располагается прямоугольник, по одной из версий предназначенный для написания. Единственным ассиметричным элементом во всем комплексе Мавзолея является гробница шаха Джахана, причиной этого является то, что она бала достроена позже. Она украшена теми же декоративными элементами, но больше по размерам.
Сады Тадж-Махала
Сад, располагающийся перед мавзолеем Тадж-Махал, просто прекрасен. Он имеет длину 300 метров, четыре части, которые разделены оригинальными приподнятыми дорожками на шестнадцать клумб. Канал расположенный в центре сада облицован мрамором и отражает как в зеркале образ мавзолея. Ранее описание парка содержит упоминание об изобилии растительности – разнообразные плодовые деревья, изысканные розы, нарциссы. Однако во времена правления Британии сад был измене почти до неузнаваемости – все растительность свелась к обычной зеленой лужайке.
Примыкающие строения
Кроме основных элементов Мавзолея, комплекс имеет несколько небольших мавзолеев, где покоятся остальные жены шаха, а в большем по размеру строении – любимый слуга Мумтаз-Махал. Главные ворота представляют собой монументальную структуру, сделанную из мрамора. Проход ворот повторяет по форме сводчатые проходы мавзолея, а арки украшают те же декоративные элементы. Все элементы комплекса удивительно точно спланированы геометрически и симметричны по отношению к основному зданию.
История строительства Тадж-Махала
Участок земли, на котором был воздвигнут Тадж-Махал, был приобретен шахом Джаханом у махараджи Джай-Сингха в обмен на большой дворец в центре Агры. Бля проведения строительных работ был вырыт гигантский котлован, затем он был заполнен грязью для укрепления почвы, а само место строительство было поднято выше уровня реки на 50 метров. Кроме этого для отвода воды были вырыты глубокие колодцы и заполнены щебнем. Были возведены крепкие кирпичные леса, значительно облегчившие строительство.
Для того чтобы транспортировать к месту строительства материалы была вырыта пятнадцатиметровая траншея, по которой упряжи из 20-30 волов тянули огромные блоки. Для подачи к комплексу воды из реки была создана система резервуаров. Общая стоимость строительства составила около 32 миллионов рупий.
А почти сразу после завершения строительства Тадж-Махала Аурангзеб сверг своего отца шаха Джахана и заточил его в Форте Дели.
К концу 19 века величественное сооружение пришло в запустение и было разграблено британцами. Лорд Керзон провел практически полную реконструкцию Тадж-Махала и сада.
В наши дни над комплексом возникла новая угроза – загрязнение окружающей среды постепенно ведет к разрушению здания мавзолея. Правительство принимает меры, направленные на изменение ситуации, но пока безрезультатно.
Тадж-Махал это главная достопримечательность Индии, привлекающая ежегодно около 3 миллионов туристов. Это значительная статья дохода бюджета страны. Он открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы.
По легенде на другом берегу реки Джамны должно бол появиться черное отражение Тадж-Махала – такой мавзолей планировал построить для себя шах Джахан. Однако его планам не суждено было сбыться из-за предательства сына.
Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных
Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури
Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.
Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях
Мавзолей Тадж-Махал
Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.
Внутри мавзолея находятся две гробницы - шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание
Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола
Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь
Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие - это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой
Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы
По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»
Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит
Интерьер
Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал - идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями
Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами
На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."
Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент - мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона
Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения
В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году
История строительста Тадж-Махала
Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу - это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса - настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд
Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам
Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы - пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана
Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль
В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым
В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта
Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов
Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки
Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.
Тадж-Махал
Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.
Споры об архитекторе
После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.
ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.
Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.
МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА
Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.
За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.
Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.
Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.
Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.
Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.
КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.
Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.
Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.