Как сделать силиконовую форму в домашних. Биологичеки разложимый «силикон» своими руками. Что необходимо для изготовления силикона
Те или иные самоделки изготавливают практически все рыболовы. Чаще всего это различные модификации оснасток, грузила, кормушки и прочая мелочь, однако есть и рыбаки изготавливающие, в том числе и приманки, при этом не только самые простые вроде колеблющихся блесен, но и более сложные изделия вроде воблеров, или силиконовых приманок. Изготавливая силиконовые приманки своими руками, рыболов может получить не только определенную экономию, но и достичь большего разнообразия в своих спиннинговых коробках. Самодельные силиконовые приманки могут дополнить заводские изделия, так как спиннингист может получить именно то, что считает необходимым, изменить в соответствии со своими представлениями длину, форму, окраску, либо же применяемый аттрактант.
Изготовление силикон овых приманок в домашних условиях дает рыболову ряд преимуществ:
- Можно самостоятельно выбрать форму. Это очень актуально в том случае, если спиннингист считает, что изделие той или иной фирмы можно улучшить путем добавления дополнительных элементов, либо же у рыболова есть вариант собственной, оригинальной формы.
- Бывает, что в линейке заводских изделий попросту нет варианта нужного размера. С этим сталкиваются как любители ультралайта , так и приверженцы трофейной рыбалки. Ряд производителей просто не учитывают пожелания немногочисленных групп рыбаков.
- Иногда, даже несмотря на разнообразие цветов, спиннингисты все же считают, что в линейке изделий не хватает какой-то определенной расцветки, и тогда изготовление силиконовых приманок своими руками позволяет получить желаемую окраску.
- Также самостоятельное литье силиконовых приманок позволяет получать силиконки с нужным аттрактантом , или же с повышенным содержанием соли, что сказывается на привлекательности для рыбы. Так, к примеру, любители наноджига сталкиваются с тем, что силиконок с запахом чеснока (что привлекает карася) очень мало.
- Если оригинальные самодельные виброхвосты или иные варианты показывают хорошие результаты на водоеме, можно попробовать наладить их производство и продажу.
Важно! С экономической точки зрения же максимально выгодным изготовление подобных приманок будет в том случае, если в качестве материала будут использованы остатки поврежденных на рыбалке приманок.
Способы ремонта
Поврежденную в процессе ловли хищника съедобку можно не только переплавлять, но и ремонтировать. Для этого можно выделить три основных способа:
- Соединение частей приманки открытым огнем – спичкой, зажигалкой, свечей.
- Склеивание суперклеем.
- Пайка паяльником.
Фото 1. Оторванный хвостик твистера.
Фото 2. От силиконовой полоски отрезаем кусочек.
Фото 3. После спайки спичками остается только отмыть копоть.
Первый способ чаще всего используется прямо на рыбалке, он дает возможность быстро соединить части поврежденных силиконок и продолжить ловлю. Для соединения нужно лишь немного нагреть приманки в месте, где они должны соединяться, при этом главное не переусердствовать с нагревом.
Соединение клеем используют редко, так как стык теряет эластичность, что отрицательно сказывается на игре виброхвостов, твистеров, да и пассивных приманок тоже. Поэтому к этому способу рыболовы обычно прибегают в целях эксперимента, и, убедившись в не самом лучшем результате, больше его не используют.
В домашних же условиях ремонт поврежденной съедобки лучше всего производить при помощи паяльника. Пайка не только обеспечивает прочное соединение, но и может помочь скорректировать форму как тела, так и активных элементов.
Где брать собственно сам силикон?
Вариантов того, где можно найти силикон для приманок несколько. Самый простой вариант – просто переплавить поврежденные зубами хищника силиконки, у любого спиннингиста найдется предостаточно виброхвостов, твистеров с откушенными хвостиками, или пожеванных рачков и личинок. Сама переплавка возможна и на газовой плите на водяной бане, однако лучше для этой цели воспользоваться микроволновкой.
Можно приобрести также ингредиенты, которые используются для изготовления силиконовых форм для выпечки и подобных изделий. Силиконки из подобного материала получатся хотя и несколько жестковатые, однако долговечные. Часто применяют «Элепласт (ТВ 25)», «Пенталаст 710», «Пенталаст 718».
В сети можно найти и ресурсы, которые предлагают более подходящие варианты. Это, к примеру, «TOIRTAP», «Silix». Подобные компании также обычно предлагают не только основу, но и вещества, способные сделать приманку жестче, или мягче, красители, блестки, аттрактанты, а также другие товары, необходимые для самостоятельного изготовления силиконок, в том числе и инструменты, и даже готовые формы.
Фото 4. Силикон для бытовых нужд.
Как расплавить силикон?
Этот материал после слишком сильного нагрева может потерять свои свойства. Поэтому необходимо знать, как расплавить силикон не испортив его. Наиболее простой способ для этого – поместить материал в микроволновую печь и выставить безопасную для конкретного полимера температуру. Если нет микроволновки, придется обходиться водяной баней, однако тут нужно быть внимательным, так как при чрезмерном нагреве от силикона может пойти дым, а сам материал темнеет и теряет эластичность.
Также именно во время нагрева добавляют дополнительные компоненты – красители, вещества, делающие материал более мягким или более твердым, аттрактанты, жир, соль, блестки и тому подобное (важно чтобы все это было устойчиво к высокой температуре, иначе можно испортить приманку).
Односторонние формы для отливки
Как сделать силиконовую приманку? Без формы, или матрицы для отлива самостоятельное изготовление силиконок невозможно. Отливка силиконовых приманок может выполняться в гипсовые, либо изготовленные из оргстекла формы. И те и другие можно купить, но матрицу из гипса вполне можно сделать и самому, а вот качественную форму из оргстекла в домашних условиях создать, скорее всего, не получится.
Из гипса сделать формы для силиконовых приманок довольно просто. Можно выделить две основные разновидности матриц – односторонние и двусторонние. Односторонние варианты больше подходят для приманок, у которых на одной стороне (к примеру, сверху, как это обычно встречается у виброхвостов) нет элементов сложной формы, а просто ровная поверхность. Для изготовления такой матрицы для литья сначала нужно собрать корпус, в который будет заливаться гипс. Далее нужно растворить гипс в воде.
Важно! Гипс нужно добавлять постепенно, помешивая смесь. Если видно пузырьки воздуха, их нужно «выстучать», так как они запросто могут испортить готовое изделие.
Гипс заливают в форму, после чего в нее помещают образец приманки (который стоит смазать, для того, чтобы его было проще вытащить после того, как гипс отвердеет) так, чтобы ее верхний край оставался на поверхности. После извлечения матрица готова к работе.
Двусторонняя матрица
Виброхвост своими руками, также как и другие приманки, особенно если они имеют сложное строение, лучше отливать в двусторонние формы. Такие матрицы изготавливаются практически так же, как и односторонние, однако сразу гипсом приманку заливают только до половины. После этого форму оставляют до отвердения гипса, а когда он становится твердым, смазывают нижнюю часть, и заливают приманку так, чтобы ее части не оставались на поверхности. Двусторонняя матрица хотя и немного более сложная в изготовлении, но у нее есть важное преимущество – с ее помощью можно отливать приманки с большим количеством элементов сложной формы, а также делать силиконки со сложной формой тела, без прямых плоскостей, что делает невозможным применение односторонней матрицы.
Важно! Необходимо оставить канавку, через которую расплавленный силикон будет заливаться внутрь матрицы. Заливать же его удобнее всего стеклянным шприцем, так как он устойчив к высокой температуре.
Также эти формы для силиконовых приманок более удобны для отливки сразу нескольких силиконок. Можно экспериментировать с двухцветными приманками, используя два шприца в которые нужно набрать материал, окрашенный разными красителями.
Сегодня мы будем создавать сложную форму из силикона для многоразовых отливок.
Для этого придется погрузиться в некоторые интересные тонкости. Снятия слепков открывает огромные возможности для самоделок разного рода. Обычно, чтобы сделать слепок с какой-либо фигуры, требуется сделать две половинки. Одну половину покрывают скульптурным пластилином, а вторую заливают силиконом.
Потом снимают пластилин и снова заливают силикон в освободившуюся половину. Таким образом можно сделать слепки отличного качества.
Но что делать если фигура вся сделана из скульптурного пластилина.
Нет это не дерево, не гриб и даже не брокколи. Это модель атомного взрыва от самой огромной бомбы в истории человечества АН602.
Автор постарался слепить этот макет более-менее похожим по форме на тот самый взрыв. Будем делать с него слепок. Чтобы потом отлить его из эпоксидки.
Все любят взрывы и приятно иметь у себя на столе такой маленький светящийся атомный взрыв.
Материалы и инструменты:
1. Силикон
2. Вазелин
3. Пара досок
4. Шуруповерт и саморезы
5. Нож
6. Пассатижи
7. Пластиковые колпачки
8. Скульптурный пластилин
При снятии слепка очень важно продумать то, как будет располагаться модель, чтобы не получилось так, что при заливке силикона, он не может заполнить какие-то участки. Либо в будущем когда будете заливать в форму пластик, эпоксидку, гипс, воск или что-нибудь еще, то так же не должно оказаться такое место где могут появиться воздушные полости, в которые состав просто не сможет попасть.
Для этой цели автор прикупил ведерочко дешманского китайского силикона и, наверное, это самый дешевый силикон из, всех которые существуют. Твердость тридцатка. То есть вроде как средней жесткости. Для разборных форм то что нужно.
Слой силикона вокруг фигуры должен быть не менее двух с половиной сантиметров.
Придется колотить ящик подходящего размера.
Все швы нужно замазать пластилином, иначе протечет.
Силикон не сильно протечет, но все равно неприятно. В верхней части модель значительно уже чем у основания. Оставлять так нельзя, иначе уйдет целый килограмм драгоценного силикона. Поэтому из брусков пришлось сделать заполнение. Неиспользуемые углы и закоулочки тоже можно замазать пластилином в целях экономии.
Чтобы легче было отдирать силикон от дерева, все стены нужно тщательно обработать вазелином. Куда же без него.
Для того чтобы закрепить модель внутри опалубки будем использовать саморезы. Пластилин
скульптурный, не сильно мягкий и хорошо держит форму. Так что в принципе должно прокатить. Чтобы знать до какой высоты заливать и не гадать потом много залил или мало, необходимо примерно обозначить желаем уровень карандашом.
А вот теперь силикон. Он бывает с оловянным отвердителем, а бывает с платиновым. Оловянный естественно дешевле и неприхотливей.
Ходят слухи, что силикон плохо взаимодействует с пластилином и может не полимеризоваться. При этом пластилин начинает плавиться и модель после этого можно выкинуть. Чтобы сберечь себе нервы и не волноваться по этому поводу, достаточно просто залить немного силикона в формочку из того же пластилина, что и ваша модель. Спустя какое-то время посмотреть, что будет. Скорее всего все будет отлично и никаких косяков не будет.
Если же силикон не хочет застывать, то нужно покрыть пластилин слоем вазелина. Или, как вариант, приобрести специальные аэрозольные разделители. Продаются они там же где и силикон.
Прикинув необходимый объем силикона, с учетом того, что он еще и по таре размажется при размешивании, автор решил приготовить полтора кило. При смешивании с отвердителем нужно очень аккуратно, вручную перемешивать, чтоб не нагнать пузырей в силикон. Обычно даже если пузыри появились, то они в принципе хорошо выходят из смеси. Но не в нашем случае. Китайский силикон хапает воздух прямо как перед смертью. Даже при легком помешивании внутри оказывается куча пузырей. Автор попытался сделать дегазацию с помощью небольшого вакуумного насоса.
Процесс шел, пузыри выходили. Но этот объем слишком велик для такого насоса, а силикон нельзя держать долго без дела. Нужно лить. Лить нужно медленно, аккуратно, так чтобы не касаться струей модели. Иначе придется срезать с нее лишний силикон перед заливкой второй половины.
Теперь необходимо сделать замки. Форма ведь будет разборная, значит она должна четко стыковаться. Автор предлагает использовать вот такие пластиковые колпачки.
Пластик легче чем силикон, но ненамного. Перед заливкой нужно поэкспериментировать. Намешать немножко силикона и подобрать что-нибудь подходящее, что не будет до конца тонуть и будет легко выниматься. Внутри колпачков запрессуем пластилин, чтобы их утяжелить.
Но не настолько, чтобы они утонули полностью, а, чтобы они слегка торчали из силикона. Разместить такие замки нужно как можно чаще. Лишних не будет - это точно.
После того как силикон полностью затвердел, можно выдернуть колпачки и срезать выступающие заусенцы.
При заливке второй половины, в получившиеся углубления зальется силикон и получатся замки, которые помогут точно стыковать две половины.
Далее смазываем вазелином поверхность силикона, чтобы следующий слой к нему не прилип. Окончательно закрываем опалубку последний доской. Затем наливаем силикон до отметки, которую ранее наметили карандашом.
Чтобы силикон лучше смочил модель и выпустил газы, его можно слегка провибрировать ложкой.
Теперь нужно ждать, когда полностью застынет вторая половина. На это должно уйти около 16 часов при комнатной температуре. Вообще конкретно вот этот силикон схватывается уже через час, но полную твёрдость набирает почти через сутки.
Силикон, оставшийся в контейнере, полимеризовался, но не до конца. Как обычно у дна и в углах хорошо перемешать силикон с отвердителем не получается. Он так и остается навсегда липкой бякой.
Поэтому лучше для замеса использовать одноразовую посуду. Или ту которую не жалко. Но если вас угораздило замешивать силикон в любимой чашки своей мамки, жены, или не дай бог тещи, то отмывать ее точно придется. В принципе, как и руки. Обычное мыло, честно говоря, хреново справляется. Точнее силикон с рук оно вообще не смывает. Большую часть силикона с посуды и рук можно вытереть тряпками. А с оставшимся силиконом хорошо справляется чистящая паста для рук.
Вот эта паста - это что-то вроде концентрированного мыло в перемешку с мелким абразивом. Он соскребает весь силикон и не дает ему прилипнуть снова. После протирания чистящий пастой, достаточно просто смыть водой весь силикон. И не нужны никакие растворители или еще какие-то чистящие средства.
Ну что ж, можно разбирать эту чудо шкатулку. Всякие лишние торчащие куски, сразу срезаем. Видно, как силикон протек через небольшую щель.
Даже после смазывания вазелином деревяшки не хотят отлипать. Приходится прилагать усилия чтобы отделить силикон. Половинки достаточно сильно слиплись, но все равно подаются. Пластилин даже без обработки вазелином вообще не прилипает к силикону. Модель оказалась абсолютно не поврежденной. За исключением небольших механических заминов, которые легко исправить. Такой способ снятия копий оказался очень щадящим.
Сувенирного мыла, ювелирных изделий и бижутерии, кулинария и косметология, пищевая промышленность и строительство - и это неполный список возможного применения Прежде чем перейти к рецептам самостоятельного получения аналога выпускаемых производителями эластичных полимеров, вспомним их качества.
Формовочные полимеры
Универсальный материал получают путем растворения измельченного кварца азотной кислотой. При смешивании с одним из катализаторов он чем-то напоминает резину. Вещество не токсично, устойчиво к воздействию щелочей и кислот. В готовом виде обладает эластичностью, ударопрочностью, водостойкостью и неограниченным сроком службы. За изделиями из него очень легко ухаживать, их просто хранить.
По назначению двухкомпонентные компаунды, состоящие из пасты и отвердителя, разделяют на заливочные, обмазочные, а также силикон для изготовления форм. Своими руками можно сделать из этих смесей не только заготовки для сувенирного мыла, но и крепкие шаблоны для заливки тротуарной плитки, получения декоративных камней и гипсовой лепнины.
Для придания веществу твердого состояния его перед применением смешивают с оловянным или платиновым катализатором, который прилагается в комплекте. От вида затвердителя зависят некоторые качества эластичной резины:
- прозрачность или матовость;
- прочность на раздир или разрыв;
- сохранение размеров и термостойкость;
- твердость;
- время окончательного застывания;
- долговечность и тиражеустойчивость.
К примеру, смеси с оловянными катализаторами применяются в промышленности и строительстве. Для производства искусственного камня или крепких пластиковых изделий нужны самые прочные материалы. для изготовления форм, в которые заливают шоколад и карамель, выпускают на основе платиновых затвердителей. Мягкость и эластичность данных компаундов более подходит для «сладких» производств и выпечки.
Где применяют самодельный полимер
Несмотря на разнообразие компаундов в продаже, некоторые умельцы предпочитают делать все самостоятельно. Обычно это оправдано экономией и творческим подходом к делу.
Изготовление силикона для форм своими руками возможно несколькими способами. Следует пояснить, что полученное вещество отличается по характеристикам от промышленных смесей. И не всегда эти различия положительны. Если фирменный жидкий силикон для изготовления форм используют для создания больших и маленьких изделий, то самодельную резину делают только для домашнего творчества.
Начиная изготовление силикона для форм своими руками, ставят контейнер, коробку или ящик для основной работы. Его делают из картона (если образец мелкий), дерева или пластика. Он может быть разборным или цельным. Из первого легче высвобождать застывшую заготовку. Между деталями контейнера не должно быть щелей, так как все виды эластиков имеют текучесть.
Прежде чем положить «модель» в контейнер, ее покрывают разделителем. Эта смазка должна быть восковой, жировой или мыльной. Чтобы получить матрицу для вертикального сувенира, его крепят за подставку ко дну контейнера на кусочек пластилина, чтобы не всплывал. Затем тонкой струйкой наливают вокруг модели заранее замешанный компаунд. Заполнение емкости начинают с углов, полностью покрывая установленную внутрь фигурку.
Рецепт №1: предварительная подготовка
Если необходимо небольшое количество эластичной резины для какого-то маленького изделия, можно воспользоваться одним из приведенных ниже вариантов. Изготовление силикона для форм в домашних условиях начинают с подготовки посудины, лопаточки для помешивания, составляющих компонентов, основной емкости для заливки и небольшого сувенира, так называемой мастер-фигурки, слепок которой планируется получить для «клонирования».
Для первого способа берут в равных количествах глицерин и желатин и помещают в небольшую емкость. Состав плавят на водяной бане при постоянном помешивании, не допуская закипания. Нагревание длится 10-12 минут.
Подробности рецепта №1
Дно подготовленного лотка из картона или дерева равномерно покрывают полученной смесью. Затем сувенир окунают в самодельный силикон и быстренько помещают в эту коробочку. Приклеившуюся фигурку сразу же заливают горячим составом, наполняя лоток до краев.
Жидкий силикон для изготовления форм, полученный таким незатейливым способом, твердеет за несколько минут, практически на глазах. После полного остывания массы полученный брусок извлекают из коробки, делают разрез с нижней стороны и аккуратно достают сувенир.
Образовавшуюся фигурную полость можно заливать только Изготовление по данному рецепту имеет несколько минусов:
- готовое мастер-изделие впитывает воду, поэтому нельзя использовать его для получения гипсовых отливок;
- масса плавится при попытке заполнения горячим веществом, поэтому не подходит для создания дизайнерского мыла.
- после нескольких использований внутренняя поверхность формы портится, теряет лоск и качество.
Плюсом считается способность к многократной переплавке отслуживших свое штампов.
Рецепт №2: подготовка
Изготовление силикона для форм своими руками требует определенных усилий. Мастера, работающие с пластичной глиной, делают таким способом шаблоны и молды, чтобы воплотить свои идеи. Итак, потребуется один из видов устойчивого к высоким температурам строительного герметика и обычный пищевой крахмал или тальк. Желательно работать в Так как схватывание герметика происходит в течение 10 минут, необходимо заранее положить рядом предмет, с которого будет готовиться слепок: ракушку, плоскую с одной стороны фигурку, что-то другое. Формочка получится твердой, с вогнутым углублением, поэтому подходит для производства только односторонних сувениров.
Рецепт №2: подробности
- На поверхность стола насыпают немного талька или крахмала (чтобы не прилипло).
- В центр посыпки выдавливают из тубы кучку герметика.
- Сверху добавляют крахмал и все перемешивают.
- Полученное «тесто» должно взять столько крахмала, чтобы не липло к рукам и к столу.
- Из массы делают толстую лепешку, соответствующую размерам будущего сувенира.
- Быстро и аккуратно, с силой вдавливают в эту заготовку выбранный образец.
- Силикон для изготовления форм оставляют сушиться на сутки.
- После извлечения фигурки полость шаблона смазывают тальком при помощи кисточки и плотно набивают пластичной глиной.
- Такую основу можно поместить в духовку для просушки вместе с заполнителем, она не боится высокой температуры.
Что хорошего в таком способе
Первым из плюсов можно назвать многоразовость использования полученного шаблона. Материал сохраняет все свои качества. В молды, сделанные из крахмала и можно заливать горячую мыльную основу, предварительно сбрызнув спиртом из распылителя. Силикон для изготовления форм, своими руками произведенный, выдерживает температурные нагрузки наравне с промышленными составами.
Среди минусов называют резкий уксусный запах герметиков и быстрое застывание «теста». Зато мастер может приготовить такое количество вещества, которое необходимо именно в данный момент времени для конкретной работы.
Все больше мастеров проявляют желание попробовать свои силы в работе с этим относительно новым материалом, однако с самых первых шагов сталкиваются с трудностями, не зная, с чего начать, какой силикон использовать и как с ним обращаться. Здесь я попробую обобщить основные моменты, опираясь на собственный опыт и информацию, полученную из интернета. Сразу скажу, ничего принципиально нового я не сообщу - все, о чем пойдет речь, хорошо известно профессионалам, работающим с силиконом, однако надеюсь, что собранная в одном месте информация поможет новичкам преодолеть первые трудности.
Какие силиконы нужны для литья?
Итак, прежде всего сам силикон. При создании кукол я использую компаунды (двухкомпонентные силиконы) на платиновой основе от Smooth-On производства США, потому речь пойдет именно о них. Для работы потребуются силиконы двух типов: для литья самих кукол и для изготовления формы. Первых не так много, прежде всего это Dragon Skin Series и Ecoflex Series. Они обладают высокой степенью эластичности и позволяют наиболее реалистично передать эффект человеческой плоти.
Силиконы каждой из этих серий имеют различные технические характеристики: мягкость, время жизни (отрезок времени, когда силикон сохраняет текучесть), время застывания, вязкость и т.п. Какой именно силикон лучше использовать при создании кукол? Здесь ничего конкретного я сказать не могу - все зависит от конечной цели мастера. На мой взгляд, правильнее всего пойти по пути эксперимента, пробуя разные серии, чтобы на практике найти тот самый, единственный, позволяющий достичь нужного эффекта материал.
Силиконы серий Dragon Skin Series и Ecoflex Series бесцветны и полупрозрачны, поэтому для получения реалистичного цвета куклы их надо окрашивать при помощи специальных пигментов Silc Pig.
Второй тип силиконов используется для изготовления формы. Будьте внимательны - силиконы на основе платины можно лить только в формы, сделанные из платиносодержащего силикона. Силиконы с оловянным катализатором использовать нельзя. В противном случае, отливка не застынет. Силиконы, предназначенные для снятия форм, обладают меньшей степенью эластичности, большей твердостью, как правило, окрашены в яркие цвета или прозрачны. Яркая окраска одного из компонентов позволяет равномерно перемешать компоненты А и В перед заливкой, а прозрачные позволяют видеть находящуюся в форме модель (это удобно, если форма отливается целиком, а затем разрезается на части). К силиконам, предназначенным для снятия форм относятся такие серии, как: E-Series, Mold Star Series, Equinox Series, Rebound Series и тп.
Форму можно делать методом заливки, либо поэтапно нанося слои силикона кистью. Первый способ проще и быстрее, но требует большего расхода силикона. Второй более трудоемок, к тому же для него необходимо иметь различные дополнительные материалы. Наглядно увидеть процесс создания формы "в намазку" можно на официальном видео компании:
Немного о формах
Готовая силиконовая форма остается эластичной, это ее безусловное достоинство, однако нельзя забывать, что она может легко деформироваться, поэтому ее обязательно надо поместить в специальный защитный кожух, отлитый из обычного гипса.
Перед литьем силикона в силиконовую форму обязательно надо использовать специальный разделительный состав Ease Release, иначе форма и отливка намертво склеятся между собой. Слой разделителя надо тщательно просушить, поскольку в некоторых случаях он препятствует полному застыванию силиконовой отливки.
Формы для литья кукол можно делать не только из силикона, но и из гипса. Желательно использовать для этой цели специальные стоматологические гипсы, такие как Fuji Rock, которые обладают повышенной прочностью, прекрасно передают мелкие детали рельефа и достаточно быстро сохнут. В сравнении с силиконовыми формами, гипсовые не требуют использования разделительного состава и впитывают излишки силиконового масла еще в процессе отливки. Однако есть у гипсовых форм и существенные недостатки - мастер-модель практически невозможно без повреждений вынуть из гипса, раскрываются формы с большим трудом и довольно быстро расшатываются, теряя точность совмещения половинок. Также, в сравнении с силиконовой, гипсовую форму приходится делать из большего количества частей, что увеличивает количество швов на готовой отливке.
Основные правила работы с силиконом
Итак, с материалами для литья мы разобрались, теперь поговорим о самом процессе. Чтобы избежать брака и неудач работая с силиконом надо соблюдать два золотых правила, существенно облегчающего жизнь мастера:
- 1. Всегда строго и педантично следовать инструкциям, не допуская никакой самодеятельности.
- 2. Всегда тестировать на совместимость новые материалы, контактирующие с силиконом.
Для работы желательно приобрести вакуумную камеру с насосом, откачивающую воздух из смеси перед заливкой. Некоторые типы силиконов можно использовать и без предварительной дегазации, однако риск того, что в застывшей массе останутся пузырьки воздуха, достаточно велик.
Также неплохо обзавестись духовкой или сушильным шкафом для постотверждения готовых изделий. Подвергшейся термообработке силикон быстрее приобретает заявленные производителем физико-химические свойства. Нагревать изделия в духовке, предназначенной для пищевых продуктов я бы не рискнула, несмотря на то, что силиконы на платиновой основе считаются нетоксичными материалами.
Замечу, что изготовление силиконовых кукол требует значительных денежных затрат, однако экономить на материалах и оборудовании, ища дешевые аналоги и занимаясь самодеятельностью нельзя - результат таких экспериментов, как правило, плачевен и приводит к неизбежной порче отливок и форм.
Работать с силиконом надо только в виниловых перчатках, латексные использовать нельзя.
Помещение для литья нужно отапливать, температура в нем не должна опускаться ниже 22-23 градусов. Необходимый температурный режим один из важнейших факторов - при температуре ниже 18 градусов силикон может просто не застыть, а более высокая температура воздуха незначительно сокращает время жизни готовой силиконовой смеси.
А вот хранить силикон в жаре нельзя. Материал имеет ограниченный срок годности, сокращающийся от повышения температуры. Открытую банку надо использовать быстро, поскольку контакт с окружающей средой также может повлиять на его свойства. Алгоритм действий при работе с силиконом должен быть таким: достаем банки с силиконом из прохладного места, ждем, когда он прогреется до положенных 23 градусов, тщательно перемешиваем содержимое каждой из банок, соединяем в точной пропорции компоненты А и В, подвергаем готовую смесь дегазации, заливаем в форму и возвращаем оставшийся силикон в холодное помещение.
Вообще, следует помнить, что силикон очень капризный материал, не позволяющий вольностей в обращении.
Капризы силикона
В принципе, процесс изготовления силиконовых отливок элементарен, но эта простота обманчива. Силикон постоянно преподносит неприятные сюрпризы, не позволяя мастеру расслабляться и ошибаться. Главная опасность для незастывшего силикона - это ингибирование (отравление) различными, несовместимыми с ним веществами. Наиболее грозный и в тоже время самый распространенный "враг" силикона - содержащий серу пластилин. Для работы надо покупать только пластилины с пометкой Sulfur Free, такие как Monster Clay или Chavant. Вызывающие сомнения пластилины лучше вообще не держать в мастерской - даже случайное прикосновение руки к серосодержащему материалу может "инфицировать" силиконовую форму.
Второй "враг" силикона - латекс. Нельзя использовать латексные перчатки, шприцы с резиновыми насадками на поршнях и любые другие инструменты, имеющие в своей конструкции латексные детали.
С большой осторожностью надо использовать деревянные палочки для перемешивания смеси. Некоторые виды силикона не переносят контакты с деревом и могут быть ингибированы. Чтобы подстраховаться от неприятных неожиданностей, желательно перемешивать силикон металлическими мешалками.
Представляют опасность и свежеотвержденные полиэфиры, эпоксидные и полиуретановые каучуки. Как я уже писала выше, прежде чем использовать в работе какой-либо новый материал, надо протестировать его, залив небольшой порцией силикона. Если смесь полностью застынет за обычное, отведенное для полной полимеризации время, а поверхность силикона не будет липкой - можно считать, что новый материал успешно прошел экзамен и его можно использовать в дальнейшейработе.
Вот, собственно и все, что я хотела рассказать о приемах работы с силиконом. Я сама частенько совершала ошибки, переживала много неприятных моментов и надеюсь, что этот выстраданный опыт поможет начинающим мастерам не наступать на до боли знакомые старые грабли, сэкономить нервы, время и деньги. Удачи в творчестве!
Где то пару месяцев назад, попался вот этот ролик на Ютубе , где человек сделал форму из желатина и глицерина. Ролик очень понравился, особенно тем, что все составляющие этого рецепта, легко доступны и не очень дороги, по крайней мере, для малых объёмов форм. Сам ролик хотя и на буржуйском, но вникать там особо не во что, достаточно было услышать фифти-фифти, после чего стало ясно сколько нужно глицерина и желатина замешивать. Поэтому решил попробовать повторить этот рецепт самодельного силикона или резины, тут кому что ближе.
В ближайшей аптеке и продуктовом, были закуплены несколько пузырьков глицерина и столько же пакетов желатина. Здесь всё будет зависеть от размеров формы, если вы хотите сделать форму для чего то большого, то соответственно закупать всех этих составляющих придётся несколько больше.
Замешиваем всё примерно 50/50, то есть на глазок. Экспериментальным путём выяснил, что если лить больше глицерина, то смесь соответственно получается более жидкой и текучей. А вот если глицерина окажется мало, то этот клейстер из желатина будет тянуться как засыхающий клей Момент и при этом он тяжело размешивается даже на водяной бане, что уж говорить про заливку его в форму с деталью, которая имеет сложную детализацию. В общем 50/50 вроде как оптимальный вариант. Добавлять глицерина более чем в два раза (чтобы выяснить тот предел при котором смесь оставалась бы прочной и не липкой после застывания), я не пробовал.
Идеально греть всё это дело на водяной бане, ибо не придётся контролировать температуру, но к газовой плите не всегда есть доступ, поэтому обошёлся пока обычной свечкой. Главное не допускать закипания желатина, иначе он начинает гореть и ужасно при этом вонять, как будто жаришь какую нибудь тушку животного:-) Грел и помешивал эту субстанцию около 10 минут, чтобы смесь получилась однородной и без всяких комков. Там на видео он греет всё это дело в микроволновке, но чтобы не искать для неё посуду и не колдовать с нужным временем прогрева, пока решил обойтись обычным подогревом на открытом огне.
Содрал с люстры на время эксперимента вот такой вот кристалл из стекла. А так же согнул формочку из полосы пластика под размер чуть больше этого камня.
Налил немного этого силикона на дно формочки и оставил остывать, чтобы получилось что-то вроде основания для камня. Решил сделать это для того, чтобы толщина этой резины была более-менее равномерной со всех сторон кристалла. Иначе, если форма будет тонкой, то она плохо будет держать нужную форму, к тому же, она может порваться при извлечении из неё прототипа.
После чего, частично окунаем кристалл в чашу с желатином, чтобы избавиться от воздушных пузырей снизу камня. Затем быстро переносим этот камушек и устанавливаем его на дно формы, вместе с прилипшим на него желатином, как бы приклеивая его.
Теперь самое простое, заполняем форму желатином до краёв опалубки.
Вот что хорошо в этой самодельной резине, так это то, что она твердеет буквально на глазах, как только остыла, можно уже разрезать. Не нужно ждать неделю, пока эта форма схватится полностью, как это обычно происходит с кислотным строительным силиконом. После остывания массы, разматываем пластик с этого куба.
Делаем надрез сверху и аккуратно извлекаем стеклянный кристалл из нашей формы.
Затем намешиваем и заливаем в форму эпоксидную смолу.
Отливка из эпоксидной смолы уже так просто не извлеклась из формы как стеклянный прототип. Поэтому пришлось аккуратно надрезать форму по кругу и разорвать, чтобы ножом не царапать эпоксидный кристалл. Пока не знаю с чем это связано, но отливка получилась мутной и не прозрачной. То ли сказывается присутствие воды где то в желатиновой массе, то ли ещё что. С другой стороны, если отливать что-то окрашенное в массе, то это уже не будет иметь большого значения.
Так же чисто ради эксперимента попробовал отлить фрагмент этого камня, но уже из гипса (алебастр). Результаты оказались плачевными. Желатин начинает вбирать в себя воду из гипса и в результате на выходе мы получаем липкий гипсовый камушек и подпорченную водой форму. Может что-то грубое и без особой детализации можно отлить из гипса в желатиновой форме, но тогда придётся как то очищать поверхность гипсовой отливки от фрагментов липкого желатина.
В общем понравилось то, что эта форма из самодельного силикона позволяет делать отливки из эпоксидной смолы. В то время, как с кислотным (монтажным) возни очень много, а заливной по прежнему всё ещё дорогой. Ещё одна положительная особенность таких форм из желатина, это то что их можно править горячим шпателем, то есть если есть ненужная раковина где то на форме, то её можно просто замазать, растопив в ложке фрагмент этой желатиновой массы. Так же, легко можно растапливать и перезаливать старые формочки в новые. Как вспомню, сколько я возился с этим радиатором , хотя с помощью этой желатиновой формы, его можно было бы копировать ещё быстрее и качественнее. Минусы конечно тоже есть, такая форма боится воды и температуры (плавится), поэтому если в массивной эпоксидной отливке пойдёт чрезмерный нагрев, то форма может просто поплыть вместе со смолой.
Послесловие 1
Спустя какое то время, попробовал заполировать этот кристалл из эпоксидки, чтобы точно узнать, мутный он в массе или только поверхностно. Так же создал отдельную страничку про ручную полировку эпоксидки , на случай, если кому то будет интересно. Результаты полировки, конечно не особо впечатлили, ибо сам толком никогда ещё не полировал смолу. Но некоторый блеск всё же проявился на этом камушке, особенно хорошо это заметно на видео, которое добавил в конце той темы. В общем, эпоксидные отливки в желатиновых формах, получаются мутные только с наружи, по крайней мере у меня, поэтому учитывайте это, если захотите что-то отлить в такую форму.