Самый большой храм будды в европе. Золотая обитель будды шакьямуни. Что есть на территории
Калмыкия в наши дни привлекает внимание людей, практикующих и изучающих буддизм. Калмыки – народ, исконной религией которого является буддизм, насчитывающий 2550 лет своей истории. Основное население придерживается традиции Махаяны – Большой Колесницы. Кроме того, степная республика имеет богатую историю и культуру, самобытные ремесла, ярко выраженную восточную архитектуру, знаменита дружелюбием и гостеприимством, великолепной национальной кухней.
Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.
С благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Центральный калмыцкий хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» становится одним из важнейших центров развития буддизма в мире. Свидетельством тому – огромное количество туристов различных вероисповедений и социального статуса, паломников и знаменитых на весь мир политиков, спортсменов, актеров, певцов. Элистинский хурул многие называют «жемчужиной среди степей», а саму Республику Калмыкию - «лотосовой страной».
Посещая хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», обязательно совершить обхождение вокруг хурула один, три или более раз, вращая молитвенные барабаны и читая ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или другую известную вам мантру. Ваши духовные заслуги возрастут многократно, ведь хурул - это святое место, подобное мандале, где есть большая статуя Будды Шакьямуни, собрано все учение Будды - «Ганджур», подаренное Его Святейшеством Далай-ламой XIV, хранятся его монашеские одежды, а также несметное множество статуй и изображений буддийских божеств и защитников Дхармы.
(function(w, d, n, s, t) {
w[n] = w[n] || ;
w[n].push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: "R-A-142249-1",
renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1",
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName("script");
s = d.createElement("script");
s.type = "text/javascript";
s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
По прибытии в Элисту мы первым делом пошли смотреть Золотую обитель Будды Шакьямуни – главную достопримечательность столицы Калмыкии.
Хурул (так тут называют буддийские храмы) находится в самом центре города. Одной из своих сторон он выходит на главную магистраль – улицу Ленина.
На территорию хурульного комплекса ведут три входа, расположенные на три стороны света (кроме западной).
Главные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни
Главные ворота – южные, обычно входят через них.
Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни
У входа стоит щит с правилами поведения на территории хурульного комплекса.
Мы туда дошли пешком от самой своей квартиры на окраине (из нашего окна был виден Сити-Чесс и бескрайняя калмыцкая степь).
Жили мы на самой окраине города, из нашего окна был виден Сити-Чесс
Элиста небольшой город и расстояния пеших прогулок тут невелики. Где-то за полчаса, сражаясь с холодным ветром, мы дошли до храма.
В духе Остапа Бендера… На подходе к Золотой обители с южной стороны
Золотая обитель Будды Шакьямуни – величайший (во всех смыслах) из всех буддийских храмов в республике.
Его высота шестьдесят три метра.
И поскольку в Элисте немного высоких строений, хурул возвышается над центром города и виден издалека.
Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над городом. Автор фото Олег Овчинников, январь 2011 года
Храм впечатляет своей величественностью и красотой. Не случайно его называют «жемчужиной калмыцких степей».
С первого взгляда понятно, почему у него такое красивое и поэтичное название – Золотая обитель. В оформлении храма преобладают золотой и белый цвета.
Главный хурул Калмыкии относительно новый, он основан и построен чуть меньше 10 лет назад и был освящён в конце декабря 2005 года.
Памятный камень об освящении места Далай-ламой XIV
Открытие храма для верующих было приурочено к калмыцкому празднику Зул. В обряде освящения участвовали видные религиозные буддийские деятели, а также представители стран, связанных с буддизмом…
Буддийская архитектура исполнена символики. Золотое колесо с восьмью спицами и две лани по бокам – символ первой проповеди Будды в Оленьем парке. Автор фото izvozshik
Территория хурульного комплекса окружена оградой, в которой сто восемь белоснежных ступ.
При храме стоят семнадцать пагод-беседок со статуями пандитов (буддийских учителей).
Перед тем как войти в сам храм, мы обошли по часовой стрелке обитель, и покрутили молитвенные барабаны.
Молитвенные барабаны в Золотой обители Будды Шакьямуни
На территории храма 4 больших молитвенных барабана – внизу, по углам хурула. И 108 малых молитвенных барабанов с трёх сторон света (кроме южной), наверху холма, прямо под стенами храма.
Малые барабаны Золотой обители Будды Шакьямуни
Правда, когда мы там были, часть барабанов отсутствовала – видно, их оси не выдержали: местами они были сломаны.
Местами молитвенные барабаны отсутствовали… Автор фото izvozshik
Одна из местных женщин, увидев, что мы крутим барабаны, рассказала нам, что внутри каждого барабана (их тут называют «кюрде») заложено множество мантр (молитв). Главная буддийская мантра «Ом Мани Падме Хум» написана сотни и тысячи раз на тончайших листах бумаги, обёрнутых вокруг оси барабана.
Калмычка рассказывает про молитвенные барабаны. Спапараццил (правда, издалека) izvozshik 🙂
Когда мы вращаем кюрде, это равносильно тому, что все эти молитвы читаются. При этом надо просить о том, что очень важно для тебя. И желательно – не о материальных благах, а о счастье, здоровье, избавлении от препятствий в достижении целей. Вращая молитвенный барабан, желательно повторять мантру «Ом Мани Падме Хум».
Молитвенный барабан на территории Золотой обители Будды Шакьямуни
Не буддистам не возбраняется крутить кюрде. Кстати, не знаю, всегда ли это действует, но у двух моих знакомых самые сокровенные мечты, как им казалось, очень маловероятные, сбылись. Наверное, главное – очень сильно верить. И ещё что-то делать, чтобы твои желания сбылись. Мне кажется, само по себе место силы чудес не делает. Оно просто помогает правильному настрою. А там – как знать…
Возле храма висит множество коней ветра. Их развешивают в священных для буддистов местах.
Сюда приезжают молодожёны.
Молодожёны в Золотой обители Будды Шакьямуни. Автор фото izvozshik
Кстати, с западной стороны возле хурульного комплекса возвышаются трубы котельной. Так вот для того, чтобы они не портили общий вид храма, их тоже оформили в соответствующем архитектурном стиле.
У подножия лестницы, ведущей ко входу в храм, стоит статуя Белого старца.
Это – сансарическое божество Цаган Аава, хранитель жизни и долголетия, благоденствия и плодородия. В его правой руке – посох с ручкой в виде головы дракона. Верующие, выходящие их храма, поклоняются Белому старцу.
Сама лестница украшена по центру каскадами фонтанов с семью чашами (семь – особенное число в буддизме).
А в самом верху фонтана сидит бог богатства Кубера с мангустом на левой руке.
В правой руке он держит раковину – символ объявления миру о просветлении Будды.
По обе стороны от входа в хурул сидят священные львы.
Они считаются хранителями, стражами ворот и всяческих порталов.
Лев у входа Золотую обитель Будды Шакьямуни
Когда входишь в храм, надо разуться. Обувь оставляют на полочках слева у входа. Головной убор снимают все, независимо от пола. Женщины должны быть в юбке (полотна ткани с завязками лежат там же, на полочках, если нет своей юбки, можно бесплатно воспользоваться любой из общественных, как и в православном храме).
Музей истории буддизма
В Золотой обители Будды Шакьямуни семь этажей. На первом находятся буддийская библиотека, Музей истории буддизма, конференц-зал, где читают лекции для буддистов и проводят семинары.
Мы побывали в Музее истории буддизма. К сожалению, там нельзя фотографировать, поэтому просто расскажу, что там видели.
Музей совсем маленький, один большой зал. Все музейные экспонаты связаны с буддизмом. В экспозициях представлены старинные статуи Будды, маски различных буддийских божеств, ритуальные предметы, кони ветра, буддийские иконы, фотографии, рассказывающие об истории буддизма в Калмыкии, и фото главных буддийских святынь (в основном тибетских, так как в Калмыкию буддизм пришёл именно из Тибета).
Танка – буддийская икона
А ещё там есть Золотая обитель Будды Шакьямуни из бисера! Очаровательная коллективная поделка (кто именно сделал я, увы, не запомнила, но это творение учащихся какого-то учебного заведения Элисты). Мы с детьми несколько раз подходили к этой поделке из бисера и всё не могли налюбоваться.
К сожалению, в те дни, когда мы там были, музей был закрыт на инвентаризацию (объявление об этом висело на двери). Но мы всё равно каким-то чудом в него попали (чудеса, как это нередко с нами случается, преследовали нас на протяжении всего путешествия по Калмыкии). Просто дверь в музей на какое-то время открыли, и мы, воспользовавшись этим, тихонько побродили по музею. Нас никто не выгнал, никто не стал ругать, что мы туда зашли, не смотря на табличку о том, что музей закрыт.
Обычно Музей истории буддизма работает всегда, когда открыт храм. И только в понедельник в музее выходной.
Лучше сюда приходить с экскурсоводом, тогда всё будет понятнее и интереснее.
Огромная позолоченная статуя Будды
На втором этаже – внутреннее храмовое помещение, молельный зал (дуган). Первое, на что обращаешь внимание – огромная, девятиметровая, позолоченная статуя Будды. Ни в Европе, ни в России больше по размеру нет.
Самая большая в Европе и в России статуя Будды Шакьямуни. Фото сделала моя подруга в 2006 году
Поверхность статуи сияет сусальным золотом и бриллиантами – это символ сияния Будды. А внутрь статуи заложено множество предметов, священных для буддистов: мантры (молитвы), различные благовония, земля буквально из каждого района республики (по пригоршне), растения, испокон веков растущие в Калмыкии…
Ачарья Васубандху – один из 17 пандитов
В молельном зале стоят лавки. Можно на них присесть, но при этом нельзя вытягивать ноги в направлении алтаря (лучше вообще никуда их не вытягивать) – это считается проявлением неуважения. Как и во всех храмах, тут подобает вести себя тихо.
Один из монахов Золотой обители угостил нас и наших детей печеньем. Наверное, у них так принято. Для меня получить что-то из рук монаха – это большая честь. Кстати, служитель Сякюсн-Сюме тоже угостил нас печеньем и конфетами, из чего я сделала вывод, что угощать гостей храма – это нечто вроде местной традиции.
Вообще посещение этого храма оставило у меня очень благостные и светлые впечатления. Тишина, умиротворение, светлые лица, улыбающиеся монахи, никаких тебе нищих у входа и злых старушек, которые одёргивают на каждом шагу… Кстати, тут, в храме, с нами здоровались незнакомые люди. Это было удивительно. Конечно, мы тоже здоровались в ответ. Очень доброжелательная атмосфера в местных храмах.
На третьем этаже Золотой обители проводят приём верующих. Тут же располагается администрация хурула. Мы туда не поднимались, вход туда был закрыт (временно).
На следующие этажи вход для туристов запрещён. Выше, на четвёртом этаже, покои главы всех буддистов Калмыкии. На пятом – Далай-ламы XIV (он там не живёт, но его там всегда ждут). Шестой этаж – чисто хозяйственный.
А седьмой предназначается для медитаций монахов.
В храме (справа от самого входа) есть небольшая лавка с ритуальными принадлежностями (я там купила коней ветра, которых мы развесили в Сякюсн-Сюме) и сувенирами буддийской тематики.
Повязываем молитвенные флажки у буддистских святынь в Сякюсн-Сюме
Внимание! Внутри храма нельзя фотографировать и вести видеосъёмку. Но, как нам рассказал охранник, запрет на фотографирование не полный. Можно предварительно получить благословение ламы на съёмку. И ещё снимать желательно без вспышки, потому что от яркого света портятся росписи на стенах. К сожалению, я узнала о такой возможности слишком поздно…
За пять дней пребывания в Калмыкии, мы четыре раза посещали хурульный комплекс. В первый день хотели туда ещё и вечером, но проезжая мимо на машине, увидели, что хурул не подсвечивают.
На следующий день Сергей спросил у охраны, почему хурул не подсвечивался. Охранник извинился, сказав, что, видимо, вчера просто забыли включить подсветку. И предупредил, что если мы вечером увидим, что храм не подсвечивается, чтобы просто постучали в двери и подсветку включат.
Это – буддизм, здесь нет ничего невозможного.
Однако стучать в двери храма не пришлось. Все последующие дни хурул подсвечивался.
Вечерами территория хурульного комплекса пустынна.
И очень красива…
В один из дней, когда мы приехали сюда вечером, был туман.
В тумане всё небо над Золотой обителью светится и сияет золотой водяной пылью…
Он придавал мистическую атмосферу и без того фантастическому пейзажу…
И Белый старец в этом золотом тумане тоже казался золотым…
Восточная архитектура в тумане невольно наводила на мысли о Китае…
Золотая обитель Будды Шакьямуни открыта для посетителей с утра до вечера, с 8:00 до 20:00.
Можно заказать экскурсию по хурульному комплексу.
С 9:00 до 10:30 утра в Золотой обители Будды Шакьямуни проводится молебен о благоденствии всего живого.
Адрес: ул. Юрия Клыкова (центральный вход) или ул. Ленина (на пересечении с ул. Илюмжинова). Телефон хурула: +7 (847 22) 4-01-09, +7 (847 22) 4-00-10.
Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни в вечернем тумане
Жаль, погода была все дни очень пасмурная, фотографии в солнечный день получились бы куда ярче, под стать окружающей обстановке.
Вам понравилась Золотая обитель Будды Шакьмуни?
Потрясающе красивое место, правда?
——————
Схожие записи:
Надеюсь, Вам понравился мой рассказ о Золотой обители и Вы поделитесь со своими друзьями в соцсетях, нажав на копки ниже:
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");Главная достопримечательность Калмыкии, буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», представляет собой огромное белоснежное здание, выполненное в характерном буддистской культуре стиле.
По периметру центральный хурул в Элисте обнесен забором с чередующимися через каждые пять метров небольшими статуями. Ограда имеет четыре входа с каждой стороны света, сам же храм имеет два входа с юга (парадный) и севера (служебный). Посетитель может войти на территорию центрального хурула через любой вход, однако главными являются южные ворота, через которые по калмыцким обычаям принято входить в храм.
У подножия храма посетителей встречает Белый старец или Цаган Аав – калмыцкий языческий бог, покровитель местности.
За статуей следуют две лестницы, между которых установлен фонтан. На вершине находится скульптура божества богатства Куберы.
Вход в храм обрамлен красными колоннами, а особое восхищение вызывают высокие красные двери, украшенные резными золотыми узорами. У входа стоят львы в характерной окраске.
Однако на этом композиция буддийского храма в Элисте не заканчивается. Особого внимания заслуживают скульптуры, разбросанные по всей территории центрального хурула: в 17-ти пагодах на пьедестале восседают позолоченные фигуры буддийских святых.
Вокруг центрального хурула (Элиста) расположены молельные барабаны «кюрде», внутри которых заложены сотни молитв.
Буддийский храм в Элисте был построен в значительно сжатые сроки: за 9 месяцев строителям и архитекторам удалось создать не только сам храм, но и украсить внутренний интерьер хурула. Авторами проекта стали С.Курнеев, В. Гиляндиков и Л. Амнинов. Он был построен на месте завода железобетонных изделий и открыт в 2005 году. Главный храм Гол-сюме высотой 51 метр расположен на семиметровом возвышении так, что его видно из разных уголков города.
Внутреннее убранство хурула поражает еще больше, чем внешний вид здания. Войдя в хурул, можно обнаружить своеобразный гардероб, где верующие оставляют верхнюю одежду и обувь, а также небольшую сувенирную лавку, в которой можно приобрести различные украшения и благовония. На втором уровне, в главном зале центрального хурула, дугане, где проходят молитвы, расположены несколько скамей для верующих, а в центре комнаты – золотая статуя Будды Шакьямуни, высота которой составляет 9 метров. Видимая часть статуи покрыта сусальным золотом, а внутрь фигуры Будды запрятаны священные для буддистов предметы - мантры, молитвы, благовония и земля со всех уголков республики. Авторы скульптуры – заслуженный художник РФ, скульптур Владимир Васькин и группа калмыцких художников.
Внутренние стены украшены искусной росписью, олицетворяющей сюжеты буддийской культуры. Над оформлением внутреннего интерьера хурула работало девять художников-танкописцев, которые периодически освежают роспись. Также здесь находится полное монашеское одеяние Далай-ламы XIV.
Центральный храм Элисты поделен на семь уровней, каждый из которых несет свою определенную функцию. На первом уровне центрального хурула Элисты расположен и музей истории буддийской культуры : фотографии и предметы буддизма как нельзя лучше отражают специфику этой религии. Также на первом уровне расположен конференц-зал на 460 мест и библиотека с читальным залом, на втором – молельный зал на полторы тысячи мест. Третий уровень занят кабинетами администрации, выставочными залами и комнатами индивидуального приема, куда можно попасть в определенные дни по записи. На четвертом уровне буддийского храма располагается резиденция Президента республики Кирсана Илюмжинова и главы калмыцких буддистов Тулку Ринпоче, а также комнатами монахов. Пятый уровень занят резиденцией Далай-ламы XIV, шестой этаж технический, на седьмом – помещения для специальных обрядов.
Буддийский храм (Элиста) ежегодно посещают тысячи туристов из разных уголков России и зарубежья. Именно в центральном хуруле вы сможете поближе познакомиться с буддийской культурой, узнать характерные особенности и обычаи этой религии.
Фото: Илья Шувалов, Юрий Левко, Александр Орионов, Леонид Намруев.
Ранее, в конце ноября 2004 года, в ходе своего визита в республику Его Святейшество Далай-лама XIV освятил место строительства будущего храма в самом центре столицы Калмыкии. А в начале марта 2005 года в Дхарамсале возглавлявший в то время республику Кирсан Илюмжинов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче представили Его Святейшеству эскизный проект нового хурула, который утвердил его с рекомендациями и благопожеланиями.
Через год Его Святейшество Далай-лама дал имя хурульному комплексу - «Золотая обитель Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»). Хурул был построен в рекордно короткие сроки – всего за девять месяцев. В его строительстве было задействовано 52 организации, а непосредственно на строительной площадке работало более тысячи человек.
Возведение «Золотой обители Будды Шакьямуни» без преувеличения можно назвать всенародной стройкой. Жители всех районов Калмыкии, вне зависимости от религиозной принадлежности и убеждений, совершали пожертвования на возведение святыни; музыканты давали благотворительные концерты, глава республики Кирсан Илюмжинов внес на его строительство личные средства, а также привлек средства различных фондов.
Территория комплекса
Современный архитектурный стиль с традиционными элементами культовой символики стал основой храмового сооружения. Территория хурула обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани».
Вокруг храма по совету Его Святейшества Далай-ламы XIV установлены статуи 17 пандитам – великим Учителям Наланды, некогда являвшегося самым большим буддийским университетом, основанным во 2-ом веке до нашей эры.
По четырем углам комплекса расположены пагоды с большими молитвенными барабанами – «кюрде», в которые по традиции заложены плотно свернутые свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум». Одно вращение барабана с чистыми помыслами и верой равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.
Главными декоративными украшениями фасада явились 8 символов буддийского учения: колесо Учения, золотые рыбы – символ духовного освобождения, лотос – символ чистоты, сосуд – символ скрытых знаний, зонт – символ защиты дхармы, штандарт – символ победы над невежеством и смертью, раковина – как символ распространения Учения во все стороны, бесконечный узел счастья – геометрическая фигура, символизирующая переменчивый характер бытия.
Над входным порталом традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению.
На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Авы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь.
На верхней площадке храма еще одна галерея с малыми кюрде. 108 малых кюрде расположены в общей сложности с трех сторон хурульного комплекса: с востока, запада и севера.
Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, ритуальные площадки для совершения священных обрядов «гал тяклгн» и «усн тяклгн».
Молельный зал
На втором уровне храмового комплекса по обеим сторонам парадных дверей установлены фигуры снежных львов – стражей Учения. Войдя в хурул, вы попадаете в фойе, далее расположен основной молельный зал.
В молельном зале основным по величине и значимости объектом является фигура Будды Шакьямуни. Высота статуи – 9 метров. Она сделана в соответствии с традиционным миропониманием 32 признаков совершенства. Будда сидит в асане (поза касания земли), в которой он призвал Землю быть свидетельницей его просветления. В левой руке патра – чаша для сбора подаяний, признак отречения от мирской жизни. Статуя Будды покрыта сусальным золотом, символом того, что тело Будды совершенно и излучает золотой свет.
На небольшой платформе в алтарной части находится трон Учителя – Его Святейшества Далай-ламы XIV. В правой части алтаря стеклянная пагода, внутри которой одежда Далай-ламы – одна из величайших реликвий буддийского мира. Монашеское одеяние даровано по просьбе калмыцкого народа в знак многовековой связи ойрат-калмыков и Далай-ламы.
Стены храма расписаны историями из жизни Будды и 16 архатов, здесь же портреты всех четырнадцати Далай-лам, божества Авалокитешвары – живым воплощением которого являются Далай-ламы, а также изображения Зеленой Тары, защитников Учения, и ритуальный орнамент с символикой и изображениями защитников.
В центре зала расположены столики (ширя) и сидения монахов для проведения служб. Впереди стоит трон Шаджин-ламы Калмыкии.
Просвещение
На цокольном этаже размещены конференц-зал, Музей истории буддизма, буддийская библиотека, а также гардероб, рассчитанный на тысячу посетителей.
Основу библиотеки «Золотой обители Будды Шакьямуни» составляет дары Его Святейшества Далай-ламы XIV: «Ганжур» – полное собрание «Слова Будды» (108 томов), и «Данжур» – комментарии на «Слово Будды», составленные великими пандитами Наланды (213 томов).
Помимо классических сочинений в библиотеке собраны труды современных буддийских философов – Его Святейшества Далай-ламы XIV, Богдо-гегяна IX, Сакья-пандиты и многих других. В библиотеке есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.
Фонд библиотеки составляют книги, преподнесенные в дар книжными издательствами Элисты, Москвы, Санкт-Петербурга, мирянами. Ученым А.В. Бадмаевым библиотеке был подарен рукописный текст XVII века «Сутра золотого света» на старокалмыцком языке. Библиотека оснащена компьютерами с открытым доступом в Интернет, что существенно облегчает читателю поиск необходимой литературы.
Музей истории буддизма содержит в своей коллекции реликвии, содержащие фрагменты старинных священных текстов – «ном», одежду гелюнгов, архивные фотографии, предметы буддийского искусства XII-XIII веков. В экспозицию музея входит богатейшее собрание масок божеств буддийского пантеона. Это подарок монахов монастыря Гьюдмед.
Конференц-зал вместимостью 460 человек оборудован новейшей аппаратурой, в том числе позволяющей транслировать видеолекции посредством Интернет. Здесь проходят лекции, семинары по философии буддизма, демонстрируются фильмы по основам буддийского учения, о жизни Будды Шакьямуни, Далай-ламы и других буддийских учителей.
Место, где можно отрешиться от суетного мира
На третьем уровне находятся выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приема. С галереи открывается вид на статую Будды Шакьямуни. Колонны расписаны узорами, священными мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на калмыцком и тибетском языках. Специально для проведения уроков медитации была написана большая танка «Путь освоения сконцентрированной безмятежности ума» (Шаматха). Звуки мантр и молитв пронизывают пространство всего храма.
По всему периметру зала расположены удобные кресла и диваны, здесь можно отрешиться от суетного мира, просто отдохнуть в одиночестве или с друзьями, побеседовать со священнослужителем о религии, философии, о чем-то другом.
Под защитой субурганов
На четвертом уровне расположен кабинет Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. На этом уровне также можно увидеть модель мандалы, которая написана на ткани, натянутой по центру зала религиозного совета, и как бы олицетворяет собой своеобразный синтез государственной и духовной власти.
Здесь же находится открытая смотровая площадка для прогулок высоких учителей. По внешним углам установлены субурганы, в основание которых заложено оружие как символ подавления причин войны: агрессии, ненависти, нетерпения и т.д. Глава РК Кирсан Илюмжинов передал кубачинские и монгольские сабли, другое оружие с драгоценными камнями.
В субургане заключен образ Будды, символ ума Будды. Духовно подготовленный человек, созерцая субурган, может достичь полного просветления, простые миряне могут накопить огромное количество благих заслуг почитанием, подношением, поклонением.
Резиденция Далай-ламы XIV и обитель просветленных существ
На верхнем этаже храма располагается резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. В нее входят зал для приема гостей, кабинет и личные покои Учителя, комнаты для членов его секретариата и помощников. Со времен Джунгарского ханства при помощи Гуши-хана в Тибете была установлена духовная и светская власть Далай-ламы и правительства Кашаг. С тех пор прослеживается тесная связь между Далай-ламой и ойрат-калмыцким народом.
Седьмой уровень храмового комплекса – «Бурхн Багшин Алтн Сyм» – представляет собой обитель просветленных существ, где все видимые элементы архитектуры, внутреннего интерьера служат для особого настроя верующих, создают атмосферу, способствующую созерцанию, успокоению и размышлению.
Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» виден из любой точки города – его высота 63 метра. Свет, отраженный от золотой крыши, являет собой символ Духовности, символ веры в прекращение страданий. С углов «парящей» крыши свисают колокольчики, благодаря которым разносится звук Дхармы по всем сторонам света.
Расписание работы Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
9.00 – 10.30
общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 – 16.00
индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 – 16.00 поминальный молебен (йорял) каждую пятницу
Мацг одр – большие молебны
8 лунный день
– Молебен-обращение к Зеленой Таре (Ноган Дэрк Моргул)
15 лунный день
– Молебен-обращение к Будде Медицины (Манла Моргул)
29 лунный день
– Молебен-обращение к защитникам Дхармы (Сякусн Моргул)
Музей «История буддизма»
С 9.00 до 17.00
(Выходной: понедельник)
Буддийская библиотека России
С 10.00 до 18.00
(Выходной: понедельник)
Центр традиционной медицины
Понедельник-пятница: с 9.30 до 14.30
Выходной: суббота, воскресенье
Киноклуб «Дхарма без границ»
Вторая и четвертая суббота каждого месяца (могут быть изменения)
16.00 (конференц-зал)
Несмотря на относительную молодость (храм был окончен в 2005 году), «Золотая обитель Будды Шакьямуни» носит статус буддийской святыни по праву: Далай-лама лично контролировал все этапы, предшествовавшие строительству. Он не только освятил место, где воздвигли храм, но и утвердил его эскиз, и, главное, дал комплексу название. Причем для буддийской общины Калмыкии одобрение внешнего облика хурула Далай-ламой было настолько важным, что на встречу с духовным лидером буддистов отправились лично глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов и верховный лама Республики Тэло Тулку Ринпоче. Они привезли эскизные проекты храма в Дхарамсалу - небольшой город в Индии, где базируется так называемое «тибетское правительство в изгнании» (в 1959 году Далай-лама вместе со многими другими буддистами покинул Тибет в знак протеста против политики Китая).
Его Святейшество Далай-лама XIV посещал Калмыкию трижды: в 1991, 1992 и 2004 годах. Во время третьего визита духовный лидер тибетских, монгольских и российских буддистов освятил запланированное место возведения хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Поэтичное название «Золотая обитель Будды Шакьямуни» основано на особенностях калмыцкого храма: в его оформлении преобладает золотой цвет, а на втором уровне хурула, в молитвенном зале, находится крупнейшая в Европе статуя основателя буддизма Будды Шакьямуни. Согласно легенде, им был индийский принц из богатого рода Шакьев, который посвятил свою жизнь поиску выхода из круговорота земных страданий, достиг просветления и указал этот путь другим. Статуя достигает 9 м в высоту. Сидящий в асане «поза касания земли» гигантский Будда в левой руке держит патру - чашу для сбора подаяний, символ отречения от мирской жизни. Статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами: их сияние - знак того, что тело Будды совершенно и излучает свет. А внутри монумента заложены священные предметы: мантры, благовония, драгоценности и пригоршни земли из каждого района республики. Они призваны наполнить статую благой энергией. Стены молитвенного зала расписаны сценами из жизни Будды и изображениями всех четырнадцати воплощений Далай-ламы. Помимо этого, убранство храма дополняют еще около сотни маленьких статуй, сложенных в красивые пирамиды.
Расписание работы хурула
9.00 - 10.30 - общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 - 16.00 - индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 - 16.00 - поминальный молебен (йорял) каждую пятницу
Храм как культурный центр
На верхнем уровне хурула, в соответствии с тибетской традицией, расположена резиденция Далай-ламы. Это не главная резиденция духовного лидера буддизма. Более того, Его Святейшество пока еще не посещал построенные для него в Элисте покои. Роскошная резиденция в хуруле размещена не для постоянного проживания Далай-ламы, а для того, чтобы он знал: его всегда ждут в Калмыкии.
Кроме того, по убеждению буддийской общины Калмыкии, хурул XXI века должен быть не просто храмом, но образовательным и культурным центром. Поэтому на первом уровне «Золотой обители Будды Шакьямуни» были открыты библиотека, музей и конференц-зал для проведения семинаров и лекций о буддизме, рассчитанный на 460 человек. Книги в фонд библиотеки преподносили также книжные издательства Элисты, Москвы и Санкт-Петербурга; в ней есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.
Среди буддистов, посетивших храм, были голливудские знаменитости. В 2007 году посмотреть «Золотую обитель» приезжал Стивен Сигал. «Таких храмов, как этот, я не видел никогда в жизни. Вы - очень счастливые люди», - признался голливудский актер во время визита.
Всего в хуруле семь уровней; общая высота здания превышает 60 метров. Храм виден из любой точки города, и его золотая крыша сияет в любую погоду. Стены хурула белоснежны, ворота выкрашены красным, а крыши пагоды исполнены в золотом и зеленых цветах. Для росписи стен специально пригласили тибетских художников. Главными элементами на фасаде стали восемь символов буддийского учения - колесо, рыбы, лотос, сосуд, зонт, штандарт, раковина и геометрическая фигура «бесконечный узел счастья». Каждый этот символ имеет сакральный смысл.
Территория, прилегающая к хурулу, также оформлена в соответствии с традициями буддизма. По периметру комплекс обнесен невысокой оградой с расставленными через каждые пять метров белыми ступами - куполовидными сооружениями для хранения реликвий, не имеющих доступа внутрь. Название «ступа» более характерно для Индии, в Калмыкии их чаще называют субурганами. В ограде четыре пары ворот, их число соответствует числу стихий и сторон света. Они исполнены в восточном стиле и призваны напоминать, что входящий вступает на путь духовности и просветления. В храм посетитель может войти только через южные врата. Ступени, ведущие к ним, украшены каскадными фонтанами со скульптурой бога богатства на верхней панели, а у подножия лестницы гостя встречает калмыцкий языческий бог, покровитель местности Цаган Аав, выполненный в серебре и всегда украшенный яркими лентами.
Храм был возведен на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина.
Еще одно сокровище главного калмыцкого хурула можно увидеть на идеально подстриженном зеленом газоне, между ведущими ко входу в храм дорожками: 17 пагод со статуями великих буддийских учителей Наланды. Установить эти скульптуры вокруг храма рекомендовал лично Его Святейшество Далай-лама: он считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии, основанного во II веке до н. э. В IX веке он был разрушен мусульманами, но его учителя успели передать свои знания и опыт жителям Тибета, откуда буддизм распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву. Статуи учителей Наланды, сохранивших мудрость буддизма для мира, возводятся во многих хурулах. Однако «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в этом отношении уникальна. «Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды. Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям, я добавил к ним еще девять. Так что этот храм - своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», - пояснил особую ценность статуй Далай-лама.
Возможно, именно благодаря благословению Его Святейшества весь храмовый комплекс удалось построить в рекордные сроки - за девять месяцев. В работах участвовали 52 организации. Глава республики вложил в строительство личные средства, жители Калмыкии собирали добровольные пожертвования на возведение святыни, а музыканты давали благотворительные концерты. В строительных работах ежедневно были задействованы более тысячи человек, а за архитектурную часть отвечал целый коллектив - инженеры В.К. Сангаджиев и В.В. Васильев, архитекторы С.Е. Курнеев, Л.Д. Амнинов и В.Б. Гиляндиков. Труды всех этих людей не прошли даром: «Золотая обитель Будды Шакьямуни» считается одним из красивейших хурулов мира, и ежегодно в Элисту специально приезжают посмотреть на него тысячи туристов и паломников.
История появления буддизма в Калмыкии
В Калмыкию буддизм пришел из Тибета. Религия распространялась среди предков современных монголов и калмыков с XIII века, когда сформировалась Великая Монгольская империя. В значимом тибетском документе «Красная книга», составленном в середине XIV века, говорится, что Чингисхан лично встречался с проповедником буддизма. С учением тибетских монахов познакомились приближенные к хану представители ойратской -западномонгольской - элиты. Многие знатные ойраты приблизили буддийских монахов к своим дворам.
На территорию российского государства ойраты пришли в XVII веке, образовав в степях Северного Прикаспия Калмыцкое (Торгутское) ханство. В границах этого образования и складывалась народность калмыков. Причем образование будущей Калмыкии совпало по времени с популяризацией буддистских учений среди ойратов: в 1640 году на съезде по случаю принятия свода законов буддизм был объявлен государственной религией для всех монгольских народов.
В XVIII веке из Калмыкии в Тибет начали отправляться группы людей, желавших изучить буддизм. Согласно буддийским архивам, учеников-ойратов было так много, что они составили в монастырях два отдельных землячества. Некоторые из этих людей, пройдя обучение в хурулах Тибета, вернулись на родину, чтобы проповедовать буддизм.
В XIХ веке распространение этой религии шло не менее активно, однако после революции 1917 года и образования Советского Союза ее влияние заметно сократилось. С началом перестройки все вернулось на круги своя: в 1988-м в Элисте была впервые зарегистрирована буддийская община.
Вклад ойратов в развитие буддизма
Согласно сочинению «Правление обитателей дворца Гандэна над всем пространством Тибета в поздний период распространения учения», в XVII веке ойраты сыграли значительную роль в деле укрепления буддизма и оказали важную помощь Тибету. В документе утверждается, что в 1641 году «покровитель и ученик» Далай-ламы - хошеутский Гуши-хан - завоевал территорию Тибета и передал бразды правления Далай-ламе. За это Гуши-хану было даровано имя «Царя Тибета» и титул Номин-хана. Ойратские тайши на постоянной основе начали получать от Далай-ламы почетные титулы ханов: как, например, Галдан Бошигту-хан - ученик Далай-ламы, которого, как считают некоторые исследователи, готовили на роль нового религиозного лидера среди ойратов. В числе тайшей, которым предлагали ханский титул, были и приволжские калмыки: Дайчин и Аюка.