Бирюлевский монастырь. Страдания берлюковской пустыни. Уникальная монастырская колокольня
Колокольня Николо-Берлюковского мужского монастыря действительно на несколько метров выше 88-метрового Ивана Великого. А о самом монастыре, чаще называемом Николо-Берлюковской пустынью, мало кто знает. Возможно, причина в том, что стоит он в стороне от известных туристических трасс - в 40 километрах к северо-востоку от Москвы, на окраине деревни Авдотьино, что на реке Воре. Это недалеко от Ногинска, которому – ходят слухи – в 2018 году вернут историческое имя Богородск.
Помнит Берлюковская пустынь времена расцвета и забвения, великие бедствия и чудесные обретения, подвижническое служение Богу и жестокое глумление над верой. Кстати, возвращаясь к красавице-колокольне: в советское время не раз пытались спилить с нее крест: и автогеном резали, и даже с вертолета какие-то работы производили. Не получилось. В 1993 году здесь снимали отечественный комедийный фильм «Пистолет с глушителем». Когда, в соответствии с сюжетом, по монастырскому Троицкому собору начали бегать голые женщины, крест упал сам. К счастью, сохранить его удалось, и сейчас, обновленный и позолоченный, он, как и прежде, венчает колокольню.
Однако - все по порядку. История монастыря началась в тяжкие для Руси времена Великой Смуты. В 1606 году в эти места пришел из Стромынского монастыря иеромонах Варлаам и принес с собой древнюю икону святого Николая (Николай Чудотворец, по-другому - Николай Угодник, Святитель Николай – один из самых чтимых православной церковью святых, третий после Спасителя и Богоматери; кстати, почитается он в равной мере всеми христианскими конфессиями). А из Пречистенской женской обители пришли на реку Ворю игуменья Авдотья и казначея Ульяна. Все они оказались здесь потому, что их монастыри были разрушены поляками. Позже по имени Авдотьи стала называться деревня Авдотьино, возникшая там, где поселилась игуменья; Ульяна стала жить на горе, именуемой теперь Ульяниной, а Варлаам - на кладбище, где со временем построил с помощью благотворителей и местных жителей Храм во имя святителя Николая Чудотворца.
Так что первая часть в названии обители объясняется просто: в честь Николая Чудотворца по всей России в разные времена были воздвигнуты десятки храмов и монастырей. А откуда взялись «Берлюки»?
Оказывается, «берлы» – это ладьи. Рядом есть «однокоренное» местечко под названием Берлино. Во время археологических раскопок на Воре в 70-ые годы прошлого века здесь нашлись остатки дубовой пристани: много веков назад река была судоходной. А еще тут был город, построенный в IX-X веках: во время раскопок было найдено немало предметов быта и украшений, среди которых было даже венецианское стекло. Откуда оно взялось здесь, в русской глуши? Или не такая уж глушь была здесь тысячу лет назад?
Начавшись с часовни, обитель постепенно росла, переживая разные времена, однако особо знаменитой никогда не была. Но с 24 мая 1829 года в Берлюковской пустыни начался новый отсчет времени: в этот день здесь произошло обретение чудесной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой». Местная крестьянка Татьяна Кузнецова, ослепшая из-за тяжелой болезни глаз, во сне увидела и саму икону, и ее местонахождение - в монастырской хлебопекарне. Икону нашли, отслужили молебен, затем освятили воду, которой слепая помазала себе глаза – и прозрела!
Икона сделала монастырь знаменитым. За исцелением, за духовным прозрением сюда потянулся поток паломников. Монастырский Троицкий собор, в котором находился чудотворный образ, не вмещал всех желающих. К середине XIX века был построен новый собор - Храма Христа Спасителя (так же, как московский Храм, он строился на пожертвования). Желающих посетить монастырь было так много, что в начале прошлого века планировалось даже проложить трамвайные пути длиной 17 километров от Богородска до Берлюковской обители - однако началась война, а затем грянула революция.
Понятно, что после прихода к власти большевиков монастырь был закрыт, а все хранившиеся здесь ценности изъяты. Что стало с чудотворным образом Спасителя – неизвестно. Еще два десятилетия тут чуть теплилась церковная жизнь. В 1937 году состоялась последняя литургия. 80 монахов и 350 трудников с семьями (трудники - люди, живущие и работающие в монастыре, но не принадлежащие к братии) были арестованы и сосланы. Сегодня в монастыре хранится икона с образами священников из окрестных церквей, расстрелянных в 20-30-ые годы и много позже возведенных в святые великомученики.
В заброшенном монастыре, как и во многих других, с середины прошлого века размещалась психиатрическая туберкулезная клиника. Иначе как глумлением, издевательством властей, это не назовешь: мол, что верующие - что дурачки, да еще заразные… место вам в резервации. Зато одна из предприимчивых главврачей этой больницы, принадлежащей, кстати, к московской системе здравоохранения, успешно сдавала квартиры своих больных – у кого они еще сохранились.
С 2002 года начались переговоры Московской епархии РПЦ со столичными ведомствами о возвращении монастырю территории и строений. Через два года здесь прошла первая служба, а с 2006 года Николо-Берлюковская пустынь вновь стала официально считаться мужским монастырем. Всех больных перевезли в Химки. Те из них, кто пожелал исповедаться и причаститься, смогли это сделать. Вот и прикоснулись к Богу - напоследок…
Сказать, что монастырь тогда был в чудовищном состоянии, - это ничего не сказать. Но все как-то сошлось и объединилось для того, чтобы он возродился.
Во-первых – серьезная государственная поддержка, без которой восстановление было бы просто невозможно: в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012 – 2018 годы» Министерство культуры РФ выделило монастырю серьезные средства (кстати, за годы реализации программы уже восстановлены более 50 храмов и монастырей по всей России). Сегодня практически полностью отремонтированы колокольня и Храм Христа Спасителя. В Храме готов почти весь алтарь: иконы для него за немалые деньги монастырь покупает у иконописцев Троице-Сергиевой Лавры.
Во-вторых - энергия настоятеля монастыря, игумена Евмения (Лагутина), спокойно и уверенно руководящего его возрождением (кстати, первое образование отца Евмения, родившегося 49 лет назад в семи километрах от Берлюковской пустыни, - Бауманский институт. Вот откуда его необходимые при всяком ремонте и реставрации инженерные знания, профессиональное вникание во всякое техническое дело).
Но на территории монастыря - еще пять заброшенных церквей, не говоря о жилых и хозяйственных постройках. Сейчас начинается ремонт Троицкого собора, где размещался больничный пищеблок. Пока туда даже входить страшновато… Нужны деньги, и много. У монастыря есть жертвователи и дарители. Некоторые известны - например, Ольга Остроумова с Валентином Гафтом. ЗАО «Щелковохлеб» выделило средства на покупку колоколов для колокольни. А есть и такие, кто помогает щедро, но о себе распространяться не хочет.
Одна из церквей, ждущих своего возрождения – пещерная. Да-да, пещерная! Пещеры в этих краях очень древние, нерукотворного происхождения. В них издавна селились схимники-старцы, избравшие для себя строжайший устав Афонской горы, предполагающий почти круглосуточную молитву. В XIX веке идея строгого, подвижнического образа жизни была очень популярна в монастырской среде. В 1865 году здесь был построен пещерный храм во имя святого Иоанна Предтечи. Для него на знаменитом Каслинском заводе был изготовлен чугунный вызолоченный иконостас весом 180 пудов (чугунный – потому что под землей металл сохраняется гораздо дольше по сравнению с деревом).
В 2007 году удалось начать исследовательские работы на месте пещерного храма – оно представляло собой огромную свалку мусора. Целью было спасение уникального иконостаса. На работу выходили все: начиная от настоятеля и братии, и заканчивая прихожанами и жителями деревни Авдотьино. И вот открылся удивительный вид на иконостас, стоявший на церковном полу, на весь пещерный храм, на подземные переходы. К сегодняшнему дню частично открыты и расчищены подземные пещеры, служившие жилищем для монахов-отшельников, поднят наверх чугунный иконостас. Впереди - работы по его реставрации и возрождение всего удивительного храма.
Есть в монастыре еще одно уникальное место: «Романовская Аллея Славы», которую начали создавать в 2011 году. Сегодня на аллее - бюсты российских императоров Павла I, Александра I, Александра II, Николая II. Рядом - таблички, рассказывающие о деяниях представителей императорской династии, о великих победах, о временах процветания Российской Империи. Кстати, многие из настоятелей монастыря в разное время состояли в переписке с членами дома Романовых; игумен Евмений - член совета Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества.
Katerina ★★★★★
(30-05-2016)
Святое место! Благодатное!
Мы побывали здесь 29 мая и были так счастливы. Матушка Херувима, монахиня, рассказала трогательную историю монастыря и его возрождения. Трапезная -чудесная! Вкусные пироги, картошка обалденная, иван чай очень вкусный. Я накупила всего себе.
Трапезная находится за аллей славы, где государям дома Романова стоят памятники.
Нижний подземный храм впечатлил, сыро, холодно....и молитвенно.
Очень понравился игумен монастыря Евмений. Открытый батюшка, очень тактичный, я его встретила по пути из трапезной. Благодать!
...продолжение
src="/jpg/plus.gif">
Хочу вернуться еще раз в этот монастырь.
елена ★★★★★
(19-03-2016)
В этом монастыре такой батюшка, что года 2-3 и вся территория превратится в райские кущи. Дай бог здоровья!
23 ноября 2015,освятили Колокольню! Стоит,красавица! Выселили больницу, окончательно.Сразу стало просторно, но, работы, видимо, еще больше-площадь монастыря увеличилась!Аллея Царей, увеличилась на Павла. В Соборе Христа Спасителя,уже тоже приятно посмотреть(правда,в иконостасе только центральная часть), особенно на оформление Иконы Лобзание Иисуса Христа Иудой. Ну, и в храме Архангела Михаила в подклете, уютнее всего.Стоит посмотреть на перемены!За перемену к лучшему-5!
Игорь ★★★★★
(4-12-2014)
Первый раз попал в монастырь в 2008 году. Теперь стараюсь каждое воскресение приезжать на литургию. Раньше работал только нижний храм. Удивительное место. Побывав в нем не хочется уходить.
Avtodor ★★★★★
(2-07-2014)
Сам недавно узнал про этот монастырь, заехали. Колокольня по состоянию на июль 2014 года вся в лесах, идет активно реставрация. По окончании реставрации будет очень красиво. Храм Христа Спасителя без лесов, был открыт нижний храм. Территория достаточно ухоженная, есть маленькая трапезная с чаем и пирожками. Не самый известный монастырь Подмосковья, но заехать однозначно стоит.
Монастырь активно реставрируется. В храме ведутся службы, много прихожан. При входе на территорию монастыря и до храма аллея славы дома Романовых – бюсты представителей династии, с пояснительными табличками. Колокола по прежнему не земле. Колокольню даже не начинали реставрировать.Поражает своей высотой. Со слов местных жителей, не могут решить территориальный спор – часть зданий монастыря до сих пор занимает психиатрическая лечебница.
Место очень приятное, тихое, спокойное, величественное. Дорога хорошая, природа вокруг - просто обалдеть, особенно сейчас, осенью. Жаль только что сам монастырь восстанавливается, причем как видно, весьма неспешно. Храм, например, реставрируют с 2004-го года (судя по надписи на нем) и он до сих пор в лесах. Большая часть территории вокруг храма занята какими-то стройматериалами. От этого возникает ощущение, будто пришел к другу на дачу у которого ремонт. Зато можно полюбоваться на красивые колокола, которые пока стоят прямо во дворе. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">
И, самое главное, прогуляйтесь по противоположному берегу реки Вори, там замечательный лес и открывается лучший вид на монастырь.
★★★★★
(13-09-2012)
Монастырь восстанавливается, недалеко в лесу находится святой источник. Красивая природа. Немного удручает то обстоятельство, что до сих пор по соседству с монастырем ещё с советских времен находится психиатрическая больница...
Evgesha83 ★★★★★
(23-08-2011)
Да, действительно красивые места. Высота колокольни (105 метров) поражает.
За монастырем находится кладбище, а на кладбище стоит часовинка. Около часовинки отрыли два входа в подземный "лабиринт". Когда спускаешься дух завораживает. Кирпичные стены и мраморные полы. Для похода в "подземелье" запоситесь рациями и фонарями, а так же не мешало бы взять с собой баллоны с кислородом, пройдя под землей под кладбищем метров сто дышать уже тяжело.
Если кто зайнтересуется могу выслать фото и подробное...продолжение src="/jpg/plus.gif">
описание с схемой.
Валерий ★★★★★
(6-07-2011)
Часто бываем в этом храме. Впечатляет отношение служителей храма к прихожанам. Очень доброе, приветливое и, на фоне московских церквей,человеколюбивое. Освещал свой автомобиль. На вопрос: сколько стоит эта услуга? получил ответ - сколько дадите. А в Московских церквях озвучивали по 5-15000 р. Дал сколько мог. Получил благодарность и теперь стараюсь всегда, когда там бываю, жертвовать по мере возможности и делаю это с радостью.
Самым впечатляющим для меня оказалась даже ещё не восстановленная колокольня. Красива! В остальном сейчас монастырь-это стройка. Восстанавливается церковь, закладывается фундамент для какой-то новой постройки. У братского корпуса, едва заметно к стене прислонён старый иконостас. С ходу сразу и не приметишь.
Татьяна ★★★★☆
(11-04-2011)
Снова побывали в монастыре 09.04.11г. Действительно, реставрация идет очень медленно. Монастырю пока отданы только одна церковь и мощная колокольня. Церковь пока отремонтирована только снаружи, службы ведутся в подвале.
Огромный по площади монастырь, находится в состоянии постоянной реставрации. Колокольня видна издалека, и когда на ней поставили крест, это было очень заметно. Постоянно проезжаю мимо. В Воскресенском тоже был много раз, и гулял по территории церкви.
Наблюдаю реставрацию в монастыре много лет, т.к. часто проезжаю мимо. Она идет очень медленно. Впервые с экскурсией посетил это место. Архитектура любопытная, положительные сдвиги тоже есть. Почти отреставрирован главный храм, в его подвале создан с нуля теплый храм с кирпичными сводами, очень интересный с т.з. технических и архитектурных решений. На колокольне несколько лет назад установлен крест, однако работы по ее реставрации почти не сдвинулись с места.
Юлия Альбертовна ★★★★★
(6-09-2010)
Да действительно красиво!бываем очень часто!там при монастыре есть трапезная,очень вкусный квас и мед,а еще там можно купить молоко (коровье,козье),сметану.В источнике вода прсто класс!!!всем советую,(лечит ноги)
Наталья ★★★★★
(17-04-2008)
Любим бывать в этом монастыре проездом. Сильное впечатление оставляет внезапно открывающийся вид на монастырские стены и (конечно) колокольню, если ехать со стороны шоссе.
Возможно, когда всё восстановят, тоже будет красиво, но, по-моему сейчас особую прелесть монастырскому комплексу придаёт именно его "невосстановленно-кирпичное" состояние, травка и молодые деревца, растущие на колокольне. Характерно: на стене рядом с колокольней висит табличка "Осторожно, падают кирпичи".
Кстати, об источнике...
В сорока двух километрах к северо-востоку от Москвы, на берегу реки Вори расположен Николо-Берлюковский переживший вместе с большинством святых обителей России и периоды расцвета, и годы запустения. На его судьбе со всей наглядностью отразились и гнев, и милость власть предержащих. И сегодня, когда народ очнулся после десятилетий атеистического безумия, он вновь необходим людям как хранитель их исконных духовных ценностей.
Первые иноки на реке Воре
Среди историков бытует мнение, что Николо-Берлюковский монастырь берёт своё начало от пещер, выкопанных здесь первыми иноками, пришедшими сюда в XII-XIII вв. Несмотря на то что в русских землях пещерножительство, ввиду климатических условий, было уделом лишь сравнительно небольшого круга наиболее ярых аскетов, примеры этого монашеского подвига можно встретить на протяжении всей нашей истории.
Установлено, что в давние, ещё дохристианские времена на берегу находилось языческое капище, и первые насельники монастыря, обосновавшись в этих местах, воздвигли на месте поверженных ими истуканов два храма - во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В связи с этим невольно приходит на память история основания Киево-Печерской Лавры, где первые постройки были возведены на месте сброшенных в днепровские воды идолов.
Иеромонах-погорелец
Место, выбранное находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.
Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».
Имеет ли эта легенда под собой реальные основания - неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая также якобы основанная разбойником Оптой.
Начало монашеского общинножития
О том, как начинал своё монашеское служение на берегах Вори отец Варлаам, сохранились лишь отрывочные сведения, которые донесли до нас документы той эпохи. Однако известно, что вскоре после того, как подвижник ископал себе земляную келью и, поселившись в ней, предался посту и молитве, к нему стали приходить другие иноки из разорённых монастырей, а вместе с ними и миряне, желавшие посвятить жизнь служению Богу. Постепенно число насельников пустыни стало увеличиваться.
Известно также, что однажды к отцу Варлааму явились две почтенные старицы - игуменья Евдокия, возглавлявшая находившейся невдалеке Успенский Предтеченский монастырь, и её казначея Иулиания. Они принесли в дар обители древнюю икону святителя Николая Чудотворца.
Для этого святого образа старец Варлаам и братия поставили деревянную часовню, срубленную из стволов раскинувшегося вокруг соснового леса. О появлении святыни вскоре узнали жители окрестных деревень и начали во множестве приходить в Николо-Берлюковский монастырь. Очень скоро по молитвам перед образом начали совершаться чудеса, и многие страждущие получили исцеление.
Первая каменная постройка монастыря
По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.
Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.
Игумен-диссидент
В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии - родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.
Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.
Крамольный монастырь
В опалу попали и многие монахи, согласно поступившим в Тайную канцелярию доносам, «благосклонно внимавшие» своему игумену. Правда, в отношении братии приговор не был столь суров, и власти ограничились лишь их высылкой в другие обители. Однако с тех пор сам монастырь (Николо-Берлюковский) стал постепенно приходить в упадок. В России светская власть всегда имела приоритет над церковной, естественно, что обитель, запятнавшая себя политической крамолой, не могла рассчитывать на поддержку Святейшего Синода.
Первое упразднение обители
Положение обители не изменилось к лучшему и в последующие царствования. Более того, в 1770 году, при Екатерине II, проводившей, как известно, политику секуляризации, то есть отъёма церковных земель, монастырь Николо-Берлюковский и вовсе был упразднён, а находившийся на его территории Никольский храм получил статус приходской церкви.
Лишь по истечении девяти лет, благодаря многочисленным обращениям местных жителей и представителей духовенства, указом Московской Духовной Консистории монастырь (Николо-Берлюковский) вновь обрёл свои права. Однако прежнее вольнодумство его братии не прошло даром - обитель получила статус заштатной пустыни, то есть лишалась со стороны церковных властей всякой материальной поддержки и должна была существовать исключительно за счёт собственных ресурсов. В тот год таких заштатных монастырей в Московской епархии насчитывалось восемь.
Под покровительством митрополита Платона
Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф - человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой. Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью.
Век активного строительства монастыря
После кончины игумена Иоасафа, в 1794 году, монастырь продолжал расширяться. В течение всего XIX века на его территории воздвигались различные постройки как богослужебного, так и хозяйственного назначения. В 1835 году состоялась закладка храма Христа Спасителя, ставшего впоследствии архитектурным центром монастырского комплекса.
Кроме того, наиболее заметными сооружениями являются: построенная в 1840 году надвратная каменная церковь в честь Василия Великого, а также воздвигнутая в 1851 году колокольня, на которую был поднят колокол весом более тысячи пудов. Кроме того, двумя годами позже братия совершила торжественное освящение новой каменной церкви, выстроенной на пожертвования купца Ф. Ф. Набилкина.
Уникальная монастырская колокольня
Конец XIX века ознаменовался постройкой наиболее грандиозного сооружения, которым на всю Россию прославилась Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь сумел изыскать средства и возможности на возведение одной из Это сооружение, построенное по проекту московского зодчего Александра Степановича Каминского, уникально и как архитектурный памятник, и как смелый инженерный проект.
Её высота равна восьмидесяти восьми метрам, и сверху она была увенчана крестом, отлитым мастером Шуваловым из красной меди и весившим более шестисот килограмм. Всё строительство осуществлялось на добровольные пожертвования столичных купцов Самойлова и братьев Ляпиных.
Второе упразднение монастыря
В 1920 году антирелигиозная кампания, предпринятая новыми властями, докатилась и до Авдотьино. Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, большинство его строений стали использоваться для различных хозяйственных нужд, а главный храм превращён в приходской. Через год, усиливая атеистическую деятельность, власти запретили крестные ходы, а в 1922 году произвели изъятие ценностей.
Реквизировали всю серебряную утварь, включая сосуды, оклады икон и богослужебных книг, а также наперсные и напрестольные кресты. Последний раз Божественная литургия в храме была совершена в феврале 1930 года. Весь дальнейший период, вплоть до начала девяностых годов, постройки монастыря использовались в сугубо хозяйственных целях.
Возрождение монастыря
Началом возрождения обители следует считать осень 1992 года, когда при храме Христа Спасителя была создана и зарегистрирована религиозная община. Однако восстановительные работы в нём заняли значительное время, и первая литургия была отслужена лишь в 2004 году. Это событие стало началом нового исторического периода, в который вступил Николо Берлюковский монастырь. Расписание богослужений, появившееся на его дверях после многолетнего перерыва, стало первой ласточкой наступающего духовного обновления. Тогда же храм, колокольня и часть территории монастыря были официально переданы вновь образованной общине.
Важным этапом возрождения обители стало решение Священного синода, принятое им на январском заседании 2006 года. Согласно его постановлению, храм, действовавший прежде как приходской, вновь преобразовывался в Николо-Берлюковский монастырь. Фото обители, возвращённой верующим после шестидесяти лет поруганий, представлены в статье. Они говорят сами за себя.
Работы, начатые в монастыре
Впереди предстоит ещё длительная работа по восстановлению всего, что было так безжалостно уничтожено, и она уже началась. В скором времени после придания монастырю официального статуса на вершину колокольни была поднята пятнадцатиметровая главка, увенчанная позолоченным крестом. Вновь над обителью воссиял символ искупительной Христовой жертвы.
В 2011 году братия монастыря приступила к реализации уникального проекта - созданию «Романовской Аллеи Славы». По замыслу авторов, на ней должны быть установлены памятники представителям династии, правившей в России на протяжении трёхсот лет. Сегодня в этом мемориале, создаваемом как дань памяти Романовых, воздвигнуты первые четыре монумента.
В полном объёме восстановлены и церковные службы, привлекавшие в прежние годы тысячи паломников в Николо-Берлюковский монастырь. Расписание богослужений храма Христа Спасителя в целом соответствуют графику, установленному для большинства храмов. В будние дни полуночница, утреня и часы начинаются в 6:00, Божественная литургия - в 8:00, вечерня - в 17:30. В праздничные дни расписание может меняться, но об этом можно узнать на монастырском интернет-сайте.
Николо-Берлюковский монастырь - как доехать до него?
Несмотря на то что строителям и реставраторам обители ещё предстоит большая работа, уже можно видеть значительное число паломников, приезжающих сюда не только из Москвы и близлежащих городов, но и со всех концов страны. Сообщаем для тех, кто желает посетить Николо-Берлюковский монастырь, адрес: Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино. Добраться до него можно автобусом № 321 от станции метро «Щелковская» до остановки д. Авдотьино. Другой вариант: электропоездом с Ярославского вокзала до станции Чкаловская, а далее тем же автобусом № 321.
Об этой «шалости урагана» по горячим следам не упомянули центральные телеканалы и газеты: в деревне Авдотьино, ураган своротил крест на колокольне Николо-Берлюковского монастыря - одной из самых высоких колоколен, возведенных в наших краях.
Ее «рост» - 88 метров. На 7 метров больше, чем у знаменитого Ивана Великого в Кремле! Этого исполина начали возводить в монастыре летом 1895 года «на жертвуемую московским купцом Федором Никитичем Самойловым сумму 30 000 рублей». Проект колокольни в русском стиле выполнил известный архитектор Александр Каминский. В нижнем из четырех ярусов кирпичной «высотки» были предусмотрены ворота парадного въезда в монастырь, а самый верхний ярус увенчали позолоченной главкой с восьмиконечным крестом. Все работы на новой звоннице были завершены в 1899 году.
Свои непосредственные функции почти 90-метровая красавица выполняла лишь два десятилетия. Уже вскоре после революции Николо-Берлюки закрыли. Ее храмы разорили, служебные постройки приспособили для нужд спецбольницы «с психиатрическим уклоном»... Однако на протяжении десятилетий на колокольной главке, на кресте сохранялась позолота: слишком сложно было «утилизаторам» добраться на такую верхотуру, чтобы «национализировать» драгметалл.
Ситуация поменялась в постсоветское время. Осенью 1992-го в одном из авдотьинских храмов была зарегистрирована церковная община. Потом часть старых построек вернули Русской православной церкви для возрождения здесь монастыря. Однако в «небесной канцелярии» по отношению к колокольне вновь обустраиваемой Николо-Берлюковской обители явно допустили какие-то просчеты: летом 1994 года во время разыгравшейся бури с этой звонницы сорвало навершие вместе с крестом.
Колокольня простояла обезглавленной более 10 лет. Лишь в августе 2006 года в ходе начавшихся реставрационных работ на колокольне вновь установили сверкающую позолотой «луковку» с крестом. Но этот символ православия продержался на своем месте лишь до нынешней весны. 29 мая беда повторилась: вновь налетел сильный ураган и уронил крест. (Как указано в старом справочнике, высота креста вместе с «яблоком» составляет 12 аршин (около 8,5 метра), а вес - 38 пудов (более 600 килограммов).
Ситуацию прокомментировал для «МК» специалист - архитектор-реставратор Наталья Князева:
В 2006 году, во время проводимых тогда реставрационных работ, крест вместе с главкой (их общая высота около 15 метров) поднимали и устанавливали при помощи вертолета. Подобный же вариант возможен сейчас. Другой способ - соорудить так называемые выносные строительные леса. В любом случае весь комплекс восстановительных работ потребует немалых затрат.
В Московской области, на границе Щелковского и Ногинского районов, на берегу речки Воря находится село Авдотьино. Около 1606 года именно здесь появился Берлюковский Монастырь (Николо-Берлюковская пустынь) .
В те далекие годы одинокий скиталец инок иеромонах Варлаам по преданиям и был основателем монастыря. Соорудил часовню и поставил в ней икону Николая Чудотворца. позже к нему присоединились две старицы — Авдотья (от ее имени и названо село) и Ульяна (Ульянина гора близ села)...
Фото 1.
После окончания смутного времени Варлаам отстраивает уже каменный храм во имя Николы Чудотворца. Здесь же и почил Варлаам.
В 1700 годах монастырь приписывают к угодьям Московского Чудова монастыря и присылают несколько семей монастырских крестьян для жития и бытия.
Фото 2.
Именно они выстраивают на территории конный и скотный дворы. На их же средства выстраивается новая церковь.
Свое наименование — Берлюковский — монастырь получил от свирепствовавшего в данной окрестности пустынника, прозванного Берлюком (Бирюком) за звероподобный вид. Именно он, после смерти Варлаама, имел власть над жителями монастыря. Долго «бандитствовал» Берлюк, да только однажды убил он «не того» купца, за что бы быстро пойман и...
Фото 3.
История Берлюка до подлинно не известна. Известно только, что помогли ему бежать из тюрьмы, в коей он томился в ожидании казни, за рассказ и указ на тайник с награбленными сокровищами...
Фото 4.
Долго ли, коротко ли но так и существовала «ни шатко ни валко» пустынь, пока в 1779 году не возглавил пустынь архиепископ Платон. Он пригласил в качестве игумена старца Луку, который по приходу и увидев окружающую действительность так расстроился, что не стал жить в келье, а поселился в соседней монастырю деревне — Авдотьино...
Фото 5.
На его место быстренько назначили иеромонаха Иосафа. Он оказался деятельным товарищем и понеслась! Цветущий сад, терхпрестольный собор, настоятельские и братские кельи, помещения для паломников, множество хозяйских построек. Стройка развернулась во всю!
Фото 6.
Иоасаф так и умер при монастыре. Был погребен в ограду монастыря. Его дело стойко подхватил брат — Николай. Достроил каменную ограду, возвел трапезную.
Фото 7.
После кончины Платона монастырь возглавил митрополит Филарет. При нем была построена каменная пятиглавая церковь во имя Христа Спасителя. Возведена одноглавая с шатровым куполом церковь во имя Всех Святых. позже выстроена церковь во имя Св. Василия Великого над Святыми воротами.
Фото 8.
После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.
Фото 9.
Кстати, великий русский писатель — М. Ю. Лермонтов частенько гостил у своей возлюбленной в усадьбе Никольско-Тимонино. С ней как-то посетив Берлюковскую пустынь написал стихотворение «В Воскресенске», имея ввиду село Воскресенское недалеко от монастыря (кстати, про него я вам расскажу в следующем отчете в ЖЖ ). Примечанием к этому стихотворению Михаил Юрьевич сделал следующее примечание: «Написано на стенах жилища Никона».
Фото 10.
Спасибо за внимание, а также познавательному чтиву на ресурах.