В египетском зале эрмитажа. Главное здание гмии – ii Где находится египетский зал в эрмитаже
Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.
Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей
Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах
В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.
Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского
Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.
Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского
По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".
Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк
Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня , устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.
Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.
Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе.
Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры - уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.
Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе
Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5-6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.
Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.
Статуя бога Осириса
Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
Египет - страна настолько древняя, что ученые давно оставили попытки определить ее возраст. История Египта прослеживается примерно на 5 тысяч лет назад в прошлое, эти данные получены по результатам археологических раскопок. Известно, что знаменитые пирамиды, усыпальницы египетских фараонов, строились в середине третьего тысячелетия до н. э. составляет четыре с половиной тысячи лет. И вся культура Египта, архитектура и искусство овеяны древностью.
Для того чтобы систематизировать археологические ценности Египта и сделать историю этой страны доступной широкой публике, в Петербурге был создан Египетский зал Эрмитажа, рассчитанный на массовые посещения. Произошло это событие по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году.
Зал находится на первом этаже, в конце анфилады правого крыла. Основу экспозиции составили раритеты египетской культуры, привезенные в Петербург хранителем Эрмитажа В. Г. Боком в 1889 и 1898 годах. Большинство древних предметов были найдены ученым в монастырях города Сохага и в некрополе Багауат. В монастырских подвалах посланцы музея нашли немало сокровищ, имеющих историческую ценность, а в гробницах некрополя покоились многочисленные предметы обихода простых египтян.
Специальный сертификат от имени правительства Египта позволил вывезти большую часть экспонатов в Россию и таким образом Египетский зал Эрмитажа получил интересную обширную экспозицию, которая до сих пор привлекает сотни туристов со всего мира.
Экспозицию разместили в трех последних залах анфилады, по принципу этнографического деления. Отдельно экспонируется древний Египет, затем Египет птолемеевского периода и, наконец, Египет римский. Часть - Египетский зал, фото которого размещены в этой статье, посвящена одной из самых загадочных цивилизаций мира. Посетители музея могут проследить весь ход развития страны, эволюцию династий фараонов, основные исторические вехи, войны и мирное созидание египетского народа.
На протяжении многих веков культура Египта переплеталась с культурой и искусством других стран: Ирана и Сирии, Греции и Рима. Взаимосвязь всех этих близких по менталитету стран несет в своих экспозициях Египетский зал Эрмитажа, причем эти экспозиции периодически пополняются из запасников музея.
Хорошо просматривается период нахождения Египта под игом Византии. Под стеклом выложены сотни монет александрийской чеканки, с изображением византийских правителей. Особую ценность имеют папирусные свитки о выдаче пособия на содержание египетских поселений, и другие документы, свидетельствующие об эксплуатации египтян завоевателями.
Разнообразные экспонаты Египетского зала Эрмитажа позволяют проследить эволюцию великой цивилизации в период с IV тысячелетия до н. э. и до III тысячелетия нашей эры.
По теме строительства египетских пирамид в музее представлены фотографии, сделанные в разные периоды на протяжении всего 20-го века.
По сути дела, Египетский зал Эрмитажа является грандиозной коллекцией, отражающей многовековую историю целой страны. Среди тематических экспозиций - предметы быта, произведения искусства древности, женские украшения, скульптуры, а также саркофаги как символ особой ритуальной принадлежности.
В зале Египта есть один уникальный экспонат - это подлинная Ей четыре тысячи лет, она является доказательством искусства бальзамирования. Также в зале экспонируется каменный саркофаг, в котором лежала эта мумия. Высеченный из цельного камня каменный гроб представляет собой настоящее произведение искусства. Украшенная богатым орнаментом и затейливой резьбой, крышка саркофага свидетельствует о трепетном отношении египтян к памяти усопших.
Этот большой выставочный зал был создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
Сейчас в зале расположена выставка, посвященная культуре и искусству Древнего Египта. Cобрание памятников Древнего Египта - монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла - позволяет представить облик великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа - является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства.
К числу шедевров музея относятся огромная гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.) и деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV вв. до н.э.)
Зал Древнего Египта
Зал Древнего Египта
тела начальника гончаров Пепи
Описание:
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы.
Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы. Стела Пепи происходит из Абидоса.
Боги Древнего Египта. Амон, Хонсу и Мут
Описание:
Асон - бог Фив, впоследствии Амон-Ра, верховное божество Египта.
Хонсу - бог луны.
Мут - супруга Амона, мать Хонсу.
Заупокойные статуэтки
Описание:
Слева - заупокойная статуэтка госпожи дома Мутри (дерево, XV в. до н.э.)
В центре и справа - заупокойные статуэтки Кен-амона, управителя царским хозяйством фараона Амменхотепа II (алебастр, базальт, XV в. до н.э.)
Боги Древнего Египта. Осирис и Исида
Описание:
Осирис - владыка загробного мира.
Исида с Хором.
Статуэтки из зала Древнего Египта
Статуя фараона Аменемхета III
Описание:
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.
Статуя бога Осириса
Описание:
Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Изиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора, Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.
Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его.
Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.
Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.
Корнями же своими миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.
Настенная роспись с Осирисом
Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.
Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
Царица Клеопатра VII
Описание:
Статуя Царицы Клеопатры VII.
Базальт. Вторая половина I в. до н.э.
Клеопатра VII (др.-греч. Κλεοπάτρα, 69 — 30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).
Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.
Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа — так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу — несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.
Источники по Клеопатре — Плутарх, Светоний, Аппиан, Дион Кассий, Иосиф Флавий. В большинстве своем древняя историография ей неблагоприятна; существует мнение, что она инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися очернить царицу, представив её опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония.
Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.
Саркофаги Древнего Египта
Описание:
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист.
Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище).
Дерево. X век до н.э.
Писец Маа-ни-амон
Описание:
Статуя писца счета зерна Маа-ни-амона (известняк).
Середина XV в. до н.э.
Богиня Мут-Сохмет
Богиня Мут-Сохмет
Описание:
Статуя богини Мут-Сохмет (базальт). XV в. до н.э.
Сехмет (Сохмет) — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха.
Сехмет ("могучая")- богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона.
Обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове ее изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой (в частности, об Исиде говорили, что она любезна как Баст, но страшна как Сехмет).
В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только приготовленное богами пиво, на которое Сехмет набросилась и от которого опьянела, заставило ее прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.
В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с мечом в руках.
Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют ее создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная».
Носила имена Великая и Владычица пустыни. Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что ее гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов.
Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.
Стела с изображением управителя царским хозяйством,царского опахалоносца Ипи перед богом Анубисом. Время правления фараона Тутанхамона
Время правления фараона Тутанхамона - I-я пол. XIV в. до н.э.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым" имена и титулы владельцев стел и их близких нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.
Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела статуя статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.
Бог Птах и Богиня Сохмет
Скульптурная группа: Писец Шери с женой и сыном.
Зеркало
Стела с изображением военачальника Хар - ем - хеба (впоследствии фараона) перед богами: Амутом,Осирисом,Птахом - Сакаром.
ЗАЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ЭРМИТАЖЕ (1 ЭТАЖ, ЗАЛ 2)
Сегодня мы с тобой пришли в Зимний дворец . Здесь раньше жила царская (императорская) семья. Императрица Екатерина II часть дворца сделала музеем, где начали собирать коллекцию картин и статуй.
С 1852 году этот музей, который стали называть Эрмитажем мог посетить любой желающий.
Сейчас мы идем в Зал древнего Египта….
Главное правило этого зала: Соблюдение тишины, здесь можно разговаривать только вполголоса. Здесь все экспонаты погружены в глубочайший сон и пронизаны тайной!
Итак, начинаем разгадывать загадки и выполнять задания:
Задание 1. На каком континенте находится государство Египет?
Подсказка – вставь пропущенное слово в детский стишок, и ты узнаешь ответ:
«Маленькие дети, ни за что на свете
Не ходите, дети, в _ _ _ _ _ _ гулять!
В _ _ _ _ _ _ акулы, в _ _ _ _ _ _ гориллы,
В _ _ _ _ _ _ большие злые крокодилы.»
В Древнем Египте царей называли фараонами. Признаки, по которым можно узнать статую фараона:
· Платок был обычным головным убором в Египте. В Египте жаркое и сильное солнце. Голова всегда должна быть прикрыта. Царский платок, был золотым с синими полосами. Иногда на него надевалась и корона.
· Борода была символом власти и мужской силы царя, изготовлялась искусственно и подвязывалась.
· Крюк - короткий жезл с изогнутым верхним концом. Его носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники.
· Жезл (уас) - длинная трость с раздвоенным нижним концом и верхушкой в виде головы собаки или шакала.
Задание 2. Найди в зале по этим признакам статую фараона. Как его звали?
Рисунок подсказка
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Когда фараон умирал, его хоронили в большой каменной пирамиде. Фараон начинал строительство своей пирамиды еще при своей жизни. Потому что тогда использовали только ручной труд, кранов и экскаваторов еще не было. Строили пирамиду из блоков известняка, базальта и гранита. Внутри пирамиды было много разных помещений.
Пирамида Хеопса - самая высокая и самая объемная из всех египетских пирамид, ее высота 138,5 метров. Это 46 этажный дом! Средний вес одного блока, из которых состоит пирамида 2,5 тонны (2500 кг или вес 100 тебя в одежде!)
Но прежде чем умершего фараона перенести в пирамиду его тело мумифицировали (превращали в мумию) и закрывали в саркофаг.
Задание 3. Найди в зале мумию. Кому она принадлежит?
Ответ _ _ _ _
Мумия это способ захоронения в Древнем Египте. Это могли себе позволить только фараоны, советники фараонов, жрецы и другие богатые граждане.
Подсказка Тело мумии обернуто повязкой из разрезанного на ленты полотна.
Задание 4. Давай посчитаем, сколько саркофагов находится в этом зале.
Мой ответ _ _ Твой ответ _ _
В Древнем Египте кошки считались воплощением богини плодородия Баст и почитались как священные животные. Наказанием за убийство кошки служила смертная казнь. Существует много статуэток и изображений кошек этого периода.
Задание 5. Найди статуэтку Сколько кошек здесь всего?
Мой ответ _ _. Твой ответ _ _.
Много об истории Древнего Египта современные люди узнали, прочитав найденные папирусы .
Папирус – это то на чем писали раньше.
Для изготовления папируса использовалось водно-болотное растение папирус.
Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках.
Задание 6. Отгадай загадку:
« Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная _ _ _ _ _ _ .
Это то, на чем ты пишешь сейчас! Исходный материал получение бумаги древесина.
А ТЕПЕРЬ ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗ ОТГОДАЙ КРОССВОРД!!!
1. Как называется дворец на Дворцовой площади?
2. На каком континенте находится государство Египет?
3. Как назывался материал, на котором писали в Древнем Египте?
4. Как называли царя в Древнем Египте?
ТЫ МОЛОДЕЦ! ПОЛУЧИ ПРИЗ!
Мумия жреца Па-ди-иста - одна из старейших, хранящихся в музеях мира. В Древнем Египте мертвецов сперва клали в могилы в позе зародыша вместе со всеми их ценными вещами. Мумифицировать их начали в 2400 годы до нашей эры с использованием, к примеру, мёда и ладана.
Впервые документально зафиксировал процесс мумификации греческий историк Геродот в 450 году до нашей эры. Вместе с мумиями в пирамидах и гробницах погребались и ценные вещи покойника, среди которых было немало дорогих украшений. Именно из-за них в XIX–XX веках началась настоящая охота за мумиями, сопровождавшаяся разграблением гробниц. Тогда же появились и легенды о «проклятиях мумий»: мол, кто войдёт в пирамиду, умрёт. На самом деле это не более чем слухи. Даже причастные к проникновению в гробницу Тутанхамона умерли своей смертью и далеко не сразу после открытия могилы.
Па-ди-ист - не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти. Он лежит под специальным пуленепробиваемым стеклом, его постоянно дезинфицируют, чистят, к нему приставлен специальный охранник.
Египетский зал
Одно из ключевых произведений раннего Леонардо да Винчи, написанное им на рубеже 1460–1470 годов. «Мадонна с цветком» стала образцом для тогдашних живописцев, а масляные краски при создании картин стали использовать как раз после ранних опытов да Винчи. История того, как она попала в Россию, окутана тайной. По легенде, семья Бенуа выкупила её у бродячего астраханского цирка. На самом деле это неправда. Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила эту картину по наследству от отца. А первое упоминание её в российских описях имущества датируется началом XIX века: на тот момент Мадонна принадлежала семье недавно умершего сенатора Корсакова. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж. Примечательно, что выплата не была разовой: часть денег была перечислена ей уже после Октябрьской революции.
По соседству с Мадонной Бенуа в Эрмитаже хранится Мадона Литта, её музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины является Леонардо да Винчи - в музее хранится эскиз женской головы - но ряд искусствоведов сомневается в авторстве великого художника. Возможно, говорят они, часть картины была написана кем-то из учеников Леонардо, на что указывают неестественные позы матери и ребёнка в композиции.
Уникальное механическое приспособление мастера Джеймса Кокса, который придумал его вместе с Фридрихом Юри. Часы были куплены Потёмкиным для Екатерины II. Их привезли в Петербург только в 1792 году, когда фаворит императрицы уже скончался. Сперва их экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений - это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.
«Даная» Рембрандта
Картина изображает традиционный древнегреческий сюжет: царь города Аргос, узнав о том, что умрёт от руки внука, сына Данаи, заточает её в темницу. Но бог Зевс всё равно проникает к ней в виде золотого дождя. После этого Даная родит сына Персея.
Саму Данаю Рембрандт писал сразу с двух женщин. Первым прообразом героини стала его жена, Саския ван Эйленбюрх, вторым - любовница Гертье Диркс, с которой художник вступил в отношения после смерти супруги. На самой картине изображён как раз тот момент, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя. Как это было принято в те времена, древнегреческий сюжет изображён в декорациях Нового времени (костюм служанки, кровать, пышные формы девушки, считавшиеся в те времена эталоном красоты).
В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда её купила Екатерина Вторая. А спустя 200 лет именно с этой картиной случился самый знаменитый акт музейного вандализма. Литовец Бронюс Майгис, движимый, как он сам говорил, политическими мотивами, 26 августа 1985 года облил картину серной кислотой и дважды поранил её ножом.
Майгиса признали невменяемым. Борис Пиотровский тотчас же послал за химиком Шульцем, который давал рекомендации по предотвращению окончательного разрушения картины (поливать водой в вертикальном положении, найти скрепляющий раствор и тому подобное). Несмотря на то что потери в итоге составили 27 % полотна, картину удалось полностью восстановить, с 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии. Под бронированным стеклом.
Зал голландской и фламандской живописи
Ещё одно - наряду с «Данаей» - великое произведение Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже. «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», - это концовка знаменитой библейской притчи о блудном сыне.
Рембрандт рисовал картину очень долго. Первые рисунки и офорты появились ещё в 1630–1640-е годы, а окончательно он взялся за иллюстрацию к библейскому сюжету только в 1660-е. Картина стала одной из самых узнаваемых в творчестве Рембрандта. Например, одна из сцен в конце «Соляриса» Тарковского визуально полностью её повторяет. А знаменитый композитор-авангардист Бенджамин Бриттен даже написал оперу, восхитившись красотой картины.
Один из лучших портретов эпохи барокко. Гейнсборо, как считается, рисовал его с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Он стал вершиной творчества художника: утонченная женская красота, изящество, полуулыбка, полутона. Все аккуратно и чинно. В Эрмитаж портрет попал от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо, которое находится в российских музеях.
Одно из величайших произведений модернизма, огромное полотно с «красными человечками», поначалу вызвавшее страшный скандал и неприятие публики. Заказавшего его для своего московского особняка Сергея Щукина называли «собирателем всякого хлама». Не щадила критика и самого Анри Матисса, написавшего «Танец» (и «Музыку») под влиянием одновременно «Русских сезонов» Дягилева и греческой вазовой живописи (фигуры людей, их движения - все это очень напоминает рисунки на кувшинах и вазах, хранящиеся на первом этаже Эрмитажа).
Потом, когда коллекцию Щукина национализировали, большую часть принадлежавших ему произведений искусства отправили в ГМИИ, Эрмитажу достались только «Музыка» и «Танец».
В свое время эта скульптура стала частью композиции «Врата ада» у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства: то было главное произведение скульптора. Впоследствии Роден повторил эту скульптуру. Это редкий случай, когда мрамор частично был специально сделан таким неотёсанным, чтобы придать композиции большую естественность.
Считается, что за русским искусством надо ехать в Михайловский дворец, а Эрмитаж - это только мировое наследие. На самом деле не во всем. Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, будто подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвящённый творчеству Кандинского. Главное полотно - «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века. Как писал сам Кандинский, «грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой». Картина была написана в мае 1913 года. Спустя год, видимо, и случилась та самая катастрофа, о которой говорит художник.