Норвежские сказки: дороги, тролли и фьорды. Дорога троллей (Норвегия): фото и отзывы Отравляемся дальше в горы по тропам троллей
В дословном переводе с норвежского название этой дороги переводится как «лестница» и если посмотреть на нее свысока, то можно понять, почему именно так ее называют норвежцы.
"Лестница троллей" (Trollstigen, в русских источниках также распространено название "Дорога троллей") - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии. Дорога расположена в 15 км южнее городка Ондалснес (Åndalsnes) в провинции Мёре-о-Румсдал (Møre og Romsdal). Строительство дороги началось в нач. XX в. Дорогу открыли 31 июля 1936 г. На открытии присутствовал король Норвегии Хокон VII, который и дал название новой дороге - "Лестница троллей". Эта популярная туристическая дорога, соединяющая долины Валльдал (Valldal) и Румсдал (Romsdal), поднимается на высоту 858 метров над уравнем моря и считается примером инженерного искусства.
Захватывающий дух серпантин с 11 крутыми поворотами протянулся на 6 км. Дорога в окружении высоких гор и низвергающихся с огромной высоты водопадов выглядит чарующе.
Величие природы подчеркивают и названия здешних горных пиков: Король (Kongen), Королева (Dronningen), Епископ (Bispen). Поднявшись к высшей точке дороги и выйдя на смотровую площадку, можно полюбоваться прекрасным видом на долину Валльдал, водопад Стигфоссен (Stigfossen), город Ондалснес.
Интересна и старая пешеходная дорога, тропа Клёвстиен (Kløvstien). В течение сотен лет она использовалась местными жителями как единственный способ попасть из долины Румсдал в регион Суннмёре (Sunnmore). После открытия в 1936 г. "Дороги троллей", пригодной для автотранспорта, эта тропа по-прежнему используется. Пешая прогулка начинается в густых лесах долины и заканчивается в скалистой местности у водопада Стигфоссен (высота 180 м).
Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.
Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.
В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.
Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.
История строительства
Акт приёмки дороги за подписью короля Норвегии Хокона VII
В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905—1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.
Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом.
Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes ) в коммуне Рёума (норв. Rauma ) и Валлдал (норв. Valldal ) в коммуне Нордаль (норв. Norddal ) в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Эта дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъема находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen ). На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.
Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён.
В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться.
Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон.
История строительства
В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak ) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl ) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген, однако новое обследование, проведенное в 1896 году, подтвердило это. В последующие годы Ховденак многое сделал, чтобы сообщение через Тролльстиген стало реальностью. Эта работа принесла свои плоды, и в 1905-1906 гг. на строительство дороги из государственного бюджета было выделено 4000 крон.
Работы начались в 1905 году, а в 1913 году строительство дороги было завершено. И хотя дорога была готова, у Нильса Ховденака имелись более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В частности, он писал: «Помимо прочего, дорога через горы между Вальдаленом и Ондалснесом станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей стране». Ховденак разработал новый план и составил смету расходов на строительство автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена. В письме от 5 октября 1916 года директор Строительного ведомства сообщил, что Департамент общественных работ (норв. Arbeidsdepartmentet ) дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926-27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строительство заняло продолжительное время. Лето было коротким, а местность горная, поэтому строительству угрожали камнепады и снежные лавины. Однако 31 июля 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей»..
Как добраться
Лестница троллей
Ондалснес
Ейрангер
Расстояние
- -Ондалснес 480 км
- Отта-Ондалснес 140 км
- Домбос-Ондалснес 105 км
- Молде-Ондалснес 50 км
- Олесунн-Ондалснес 120 км
- Ейрангер-Ондалснес 85 км
от Домбоса (норв. Dombås ) (Осло)
- по трассе E136 на запад от Домабаса через долину Румсдаль (норв. Romsdal ) в направление к городу Ондалснес (норв. Åndalsnes )
от Олесунн (норв. Ålesund )
Дорога троллей (Норвегия) – это одна из множества природных достопримечательностей страны. Благодаря своей истории и уникальному ландшафту, тропа считается самым популярным норвежским туристическим маршрутом. Суровые пейзажи Скандинавии, крутые спуски и подъемы – именно за этим в летнюю пору съезжаются туристы со всех концов Земли.
Чем знаменита Тропа Троллей?
Трасса, известная всему миру как Лестница троллей в Норвегии, на самом деле часть национальной дороги Norwegian County Road 63. Интересующий нас участок соединяет между собой Олданснес и Валлдал. Города находятся в двух разных долинах, которые веками были разъединены ущельями и горными реками.
Лестницу троллей сами жители Норвегии называют Trollstigen (Трольстиген). Расположилась дорога на юго-западе страны в регионе Вестланн. Маршрут протягивается на 106 километров и представляет собой узкую трассу-серпантин с 11 крутыми поворотами. Обочины дороги огорожены небольшими заборчиками из природного камня. Трасса настолько узкая, что в некоторых местах ее ширина доходит до 3,3 метров. Поездка по такой дороге испытание не для слабонервных. Но местные вполне спокойно преодолевают даже самые крутые повороты, правда неспешно.
Но туристов интересует не только сама тропа. Проехав по ней, вы сможете оценить все прелести дикой природы Норвегии. Живописные виды холмов и фьордов, парковых зон и острых скал – мало кого оставят равнодушными. Тропу троллей смело можно назвать гармонией природы с архитектурой. Трасса хоть и создана человеком, но невероятно органично вписывается в местные ландшафты.
История создания Дороги троллей
О строительстве дороги, которая бы соединила города и поселения Норвегии между ущельями и позволила комфортно перемещаться между ними, задумались еще в XIX веке. Необходимость возникла из-за трудностей перемещения между Валлдалом и Румсдалене, где регулярно проходила крупнейшая ярмарка региона.
Первый проект увидел свет в 1894 году. Но воплощения в жизнь так и не получил из-за сложностей ландшафта и уверенности местных властей в невозможности постройки такого сложного пути. Только на рубеже веков дорога начала строиться, и была закончена в 30-х годах ХХ века, во время правления Хокона VII.
Сейчас трасса примечательна идеально ровным покрытием, впрочем, как и большинство дорог Норвегии. Популярность Лестницы троллей среди путешественников вызвала необходимость постройки туристического центра, смотровой площадки, кафетерия и сувенирных лавочек неподалеку от тропы. Возведены эти строения были на вершине подъема.
- На некоторых участках уклон дороги достигает 9%.
- Из-за узкости большей части трассы проезд по ней запрещен транспортным средствам длина которых превышает 12,4 м.
- Лестница открыта для туристов с конца мая или начала июня до глубокой осени. Конкретные даты зависят от погодных условий. В другие месяцы дорога закрыта, так как правительство сочло ее слишком опасной для передвижения зимой.
- Лестницей дорогу называют из-за крутого серпантина, каждый поворот которого напоминает ступеньку лестницы.
- Горный серпантин поднимается на высоту 858 метров, где и располагается смотровая площадка.
- В летний период на смотровой площадке бывает около 2000 авто, что приблизительно равно одной машине каждые 10 секунд.
На что обратить внимание путешествуя по дороге?
Помимо уникальности самой дороги и невероятных видов, которые с нее открываются, стоит обязательно посетить два места, которые расположились как раз по маршруту тропы. Приблизительно на середине пути, на самой высокой точке дороги находится зона парковки с магазинчиками, рестораном и сувенирными лавками. Именно отсюда можно попасть к главным достопримечательностям Лестницы троллей.
Смотровая площадка
С нее открывается вид на серпантин трассы, только отсюда можно увидеть ее невероятные изгибы и то, как органично она смотрится среди норвежских холмов. Именно с этой смотровой площадки делают большинство фото Дороги троллей в Норвегии, которых так много на просторах Интернет. Но место теряет свою привлекательность в плохую погоду, из-за высокой туманности со смотровой площадки не видно ничего. Поэтому для поездки по Дороге троллей следует выбирать исключительно ясные дни.
Водопад Стигфоссен
Неподалеку от смотровой площадки находится мост, откуда туристам открывается вид на большой горный полноводный водопад. Его высота составляет 180 метров.
Для любителей пеших прогулок от водопада можно по пешеходной тропе спуститься вниз. Наиболее полноводным Стигфоссен становится весной.
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы
Как добраться до Лестницы троллей?
Учитывая то, что по факту Тропа троллей является, пусть и не совсем обычной, но асфальтированной дорогой, ехать сюда лучше всего на автомобиле.
Автомобиль
Путешествие на машине позволит неспешно полюбоваться всеми красотами, открывающимися с дороги. Авто можно взять в прокат в одном из крупных городов. Но у самостоятельной поездки есть и свои недостатки. Во-первых, опасность тропы для неподготовленного водителя. Во-вторых, высокая стоимость аренды машины.
Если ехать на машине с севера, то не доезжая до Ондалснеса примерно 5 км, нужно свернуть на трассу fv. 63, которая и выведет вас к нужному горному маршруту. Если ваше путешествие начинается из Осло, то по трассе Е4 или Е6 следует доехать до Лиллехаммера. Оттуда по Е6 до Думбоса, где нужно свернуть на шоссе E136, и точно так же, не доезжая до Ондалснеса, выехать на fv. 63.
Автомобильный маршрут к достопримечательности и места, упомянутые в тексте, отмечены на карте:
Туристический автобус
Второй вариант поездки по Тропе троллей в Норвегии – автобус. Туристические автобусные рейсы по этому маршруту ходят из автобусной станции города Ондалснес. Как правило, поездка сопровождается дополнениями гида и на смотровой площадке автобус делает остановку в 25 минут, чтоб путешествующие могли посмотреть виды и спокойно сфотографировать Лестницу троллей с выгодных ракурсов.
Доехать до ближайших городов можно также на поезде, а уже оттуда на автобусе или авто проехать по Лестнице троллей. Но все равно большинство пассажирских и туристических автобусов идут из Ондалснеса. Стоимость такой поездки обойдется от 1000 норвежских крон (на сезон 2019).
Сравните цены на проживание с помощью данной формы
Дорога троллей (Норвегия) – это один из самых успешных проектов, выполненных совместно человеком и природой. Результат вышел настолько органичен, что смотря на то, что дорога рукотворная, кажется, будто она была там испокон веков. Посмотреть на безумные изгибы серпантина едут туристы со всего мира. Еще раз напоминаем, что увидеть все прелести Тропы троллей можно только в летние месяцы, так как из-за сложности участка большую часть года дорога закрыта.
В заключение, посмотрите видео — не для слабонервных, зато можно рассмотреть красоты данной местности.
Похожие записи:
Тролли для Норвегии - это больше, чем медведи для России. Это национальный символ. Оно и понятно - где же ещё водиться троллям, как не в стране с таким количеством причудливых скал и гор. Смотришь на них и поневоле начинаешь верить, что это гигантские существа, не успевшие до восхода солнца спрятаться в пещеры и потому превратившиеся в камень.
Лестница троллей или Дорога троллей - это одно из самых интересных сооружений в Норвегии. Ещё в 19 веке жители долины Валльдален мечтали о том, чтобы у них была дорога, ведущая в другую долину, Румсдален, в которой действовала ярмарка, одна из крупнейших в регионе. Однако между двумя долинами лежали неприступные горы, и сообщаться можно было только в обход, а это более полутора сотен километров.
В конце 19 века стали проводить инженерные изыскания на тему того, нельзя ли построить дорогу напрямую через горы, хотя на первый взгляд было очевидно, что это невозможно - слишком уж крутым был подъём, изрезанный к тому же горными реками и водопадами. В 1894 году один из инженеров предложил возможный маршрут дороги, однако его начальству он показался слишком авантюрным, и они отправили проект на дополнительное обследование, которое продлилось ещё два года. После подтверждения возможности постройки такой дороги прошло ещё 40 лет до того момента, как все работы были завершены - дорогу торжественно открыли лишь в 1936 году.
Норвежский король Хокон VII лично принимал окончание работ. Его попросили дать название дороге, и король нарёк её "Тролльстигвеген", то есть "Дорога Лестница Троллей".
Это долина Румсдален, зажатая между горными хребтами. Именно по ней мы подъехали к Лестнице троллей:
Перед самым подъёмом есть небольшая стоянка для того, чтобы люди перевели дух и полюбовались на то, что им сейчас предстоит. Практически все стоят, задрав головы, и разглядывают головокружительный подъём:
Знаменитый дорожный знак "Осторожно! Тролли!" перед въездом на Лестницу:
Шлагбаум, перегораживающий проезд. Дорога троллей открыта достаточно короткое время - с мая по октябрь. В другое время года она смертельно опасна, поэтому её закрывают.
А вот и сама Лестница, точнее её первая часть. Сначала дорога в несколько витков карабкается примерно до середины горы.
Потом доходит до узенького мостика, переброшенного через бурный горный поток Стигфоссен, который обрывается 180-метровым водопадом:
За мостиком она делает ещё несколько петель, преодолевая вторую половину горы. Всего за этот подъём дорога делает 11 крутых поворотов и поднимается на 858 метров. При этом во многих местах ширина пути составляет всего 3,3 метра, поэтому разъезжаются встречные машины с трудом - одна прижимается почти влотную к скале, другая - нависая над пропастью. Из-за этого проезд по Лестнице запрещён транспорту длиннее 12 метров, однако более короткие автобусы и трейлеры всё-таки прутся на эту дорогу, подчас вызывая целые заторы.
Везде даются предупреждения, что эта дорога - только для опытных водителей. Я проехал её без особых проблем, хотя девчонки охали и ахали, когда прямо за окном машины начиналась пропасть.
Интересных ощущений добавляет и то, что трасса не огорожена какими-либо современными барьерами - по бокам, обозначая конец дорожного полотна, многие десятилетия стоят лишь крупные булыжники. Если машина сорвётся, то эти камушки, конечно, её не удержат. Кстати, такие дорожные ограждения исторически приняты на многих горных дорогах Норвегии.
Вот, наконец, мы поднялись наверх, можно остановиться, перевести дух и разглядеть Лестницу Троллей во всём великолепии. К сожалению, даже панорама не даёт полного представления о том, как это всё выглядит сверху. С вершин, грохоча, несутся несколько водопадов, которые в итоге сливаются в один поток и превращаются в речку, текущую по долине. А от петель дороги и букашек-машин, вертящихся по ним, испытываешь головокружение.
Вот, смотрите - дорога идёт из долины (там виднеется стоянка, откуда я делал фотографии снизу), потом начинает петлять, поднимаясь в гору, доходит до мостика - и дальше ещё в несколько крутых петель забирается до того уровня, откуда сделана фотография:
До самых вершин дорога, конечно, не идёт - незачем. Она продолжается дальше по горному плато. Однако вершины видны очень хорошо, они называются "Котлы троллей":
Вот Наташа пытается столкнуть огромный булыжник вниз, на дорогу. :-) Обратите внимание на треугольные тени внизу - это тени "Котлов троллей".
А здесь Наташа сидит у небольшого каменного очага и столика троллят. На заднем плане виден один из "Котлов".
Долина остаётся позади и далеко внизу. Слева - "Котлы":
Здесь дорога уже совершенно не опасна - мы набрали высоту и дальше движемся по горному плато:
Деревья здесь не растут, мы вновь поднялись до тундры. Ощутимо похолодало.
Сине-зелёные озёра натекают из снега. Который к концу июля так и не успел полностью расстаять.
Норвегия славится как суровая и холодная страна. Туристам нужно быть готовым к тому, что даже летом она встретит их негостеприимными погодными условиями – даже в июне холодные ветра, дожди и сырость здесь не являются редкими гостями. Так же суровы и местные пейзажи, однако именно в этой суровости и неприступности кроется их очарование для посетителей.
Тем, кто отважится посетить с туристическим визитом норвежские фьорды, в память врежутся скалистые вершины гор, холодные морские берега, изрезанные заливами, стремительные горные реки и водопады. Одной из достопримечательностей туристической Норвегии является Дорога Троллей (или Лестница Троллей, как еще ее называют). Расположена Trollstigen в северной части Вестланн – западного региона страны. Она представляет собой часть национальной трассы RV63, которая соединяет города Ондалснес, что в коммуне Реума, и Валлдалл из коммуны Нордаль.
Чем же так привлекает туристов всего лишь участок горной дороги?
Лестница Троллей – это по сути сочетание современных инженерных технологий и природной красоты. В этой части страны можно увидеть величие, как естественных сил, так и антропогенного влияния на мир.
Длина трассы составляет 106 километров, в течение которых она не раз меняет свое направление, поднимаясь в горы. За время прохождения Дорогой Троллей можно отметить 11 резких поворотов, которые станут настоящим испытанием для водителей.
Не знаете как провести зимние каникулы? Тогда вам в любителя горных лыж и сноуборда.
А может вы любитель рыбалки? Тогда необходимо отправиться в Норвегию, но для начала ознакомиться с статьей.
На всей своей протяженности, Лестница Троллей поднимается на 858 метров над уровнем моря. Перепад высот между некоторыми ее поворотами порой доходит до рекордной отметки в 12%. Как и любая горная дорога, Лестница Троллей узкая, а в некоторых участках имеет 3,3 метра ширины.
Проезд по ней автотранспорту, длиной больше 12,4 метров, запрещен.
По причине сложности проезда, а также из-за специфики погодных условий этого региона, Лестница Троллей открыта не всегда. Сезонность накладывает свой отпечаток на ее посещение. Трасса открыта в период с мая по октябрь, однако, даты открытия и закрытия зависят от текущих погодных условий.
Однако, несмотря на трудности проезда, Trollstigen привлекает тысячи туристов. Все они первым делом оказываются впечатлены крутыми изломами Лестницы – ведь при взгляде на нее снизу, из долины, кажется, что подняться по ней не то, что на автотранспорте, но даже при помощи альпинистского снаряжения затруднительно. Но это только на первый взгляд. На самом деле, трасса RV63 славится отличным покрытием и качественной продуманной разметкой, как и все дороги Норвегии.
Въезд на Лестницу Троллей не спутать ни с чем – он обозначен специальным дорожным знаком, на котором закономерно изображен силуэт тролля. Знак этот любим туристами, которые оставляют на нем стикеры и надписи со своими именами – чтобы увековечить собственное посещение этого места. А вот за знаком начинается настоящее волшебство – практически с каждого метра Дороги Троллей открываются потрясающие виды на горы, ущелья, многочисленные водопады и леса.
Для удобства автомобилистов по всей ее протяженности на разных уровнях высоты есть специальные карманы для автомобилей – в них можно припарковаться, выйти и, как со смотровой площадки, осмотреть окрестности.
От подобных карманов также часто уходят в стороны специальные тропы, ведущие к другим смотровым площадкам и местам, предназначенным для проведения пикников. Так что, если есть желание пообедать, сделать это можно прямо на свежем воздухе, на одном из уступов скал.
В летнее время для туристов есть возможность искупаться в ступенчатых бассейнах, расположенных вдоль достопримечательности. Вода в них чаще всего прохладная, но нагревается от солнечных лучей.
Примерно на середине Лестницы водителей ожидает еще одно впечатляющее испытание – им предстоит преодолеть узенький мост, перекинутый через водопад Стигфоссен.
Мощный поток воды бурлит под колесами автомобиля, когда пересекаешь это место. Кульминацией посещения Trollstigen станет обзор с верхней смотровой площадки на высоте свыше 800 метров над уровнем моря. С нее можно обозреть прекрасные виды на долину Валльдален, фьорд Ромсдал, стену Троллей, увидеть с высоты город Ондалснес и взглянуть на водопад Стигфоссен.
На вершине достопримечательности расположен сувенирный магазин. В отличие от ярких лавочек, которые встречаются в Европейских городках, магазин здесь настолько органично вписан в окружающий ландшафт, что его можно не заметить с первого взгляда.
Да и в целом, рукотворные элементы этой трассы вписываются в естественный пейзаж, как будто были задуманы самой природой. Это касается и мостов, которых придется пересечь в пути целых три – Гудбранн, Холь и Крихе, и выложенных естественным камнем боковых заграждений, которыми аккуратно выложен весь путь.
Для чего же понадобилась норвежцам необычная трасса на столь сложной для проезда местности?
Необходимость в дорожном сообщении на этом участке возникла еще в 1905 году, когда правительство Норвегии приняло решение о создании дороги, соединяющей долины Румсдаллен, где с XVI столетия регулярно проводилась ярмарка, и Вальдллен, жители которого на ярмарку хотели попадать с комфортом. Первые 8 километров были построены еще тогда.
Историческая справка
К 1913 году первый вариант соединяющей долины дороги был окончен. Однако архитектор Ховендак предложил более масштабный вариант – автомобильную трассу, соединяющую эти долины. Он предположил, что живописный перевал, через который должна была пролегать будущая Дорога Троллей, станет отличной точкой в туристическом маршруте по стране.
Поскольку норвежское лето очень коротко, строительство затянулось на долгие годы – в зимнее время ему всячески препятствовали лавины, снегопады и камнепады, сводившие деятельность по прокладке трассы на «нет».
— это то, что вам необходимо зимой.
Решили посетить Норвегию? Тогда прочитайте интересные об этой удивительной стране.
Видео-заметка о фьордах Норвегии. Смотрите тут —
В 1936 году король Хокон принял сдачу дороги, и она начала свое существование, как туристический маршрут. Тогда же по просьбе жителей коммун он дал ей название – Лестница Троллей. Чтобы добраться до этого норвежского чуда, туристам потребуется обзавестись личным или арендованным автотранспортом, поскольку это – удобный и безопасный способ путешествия по Дороге Троллей.
Как добраться до Лестницы Троллей
Если планируется начинать путешествие с северной части страны, к примеру, из Тронтхейма, то по дороге в Ондалснес следует свернуть на трассу RV63 на мосту Согге. При проезде из столицы Норвегии, следует ехать по шоссе Е60 до Лиллехаммера, а оттуда выезжать на трассу Е136, которая приведет все к тому же мосту Согге, откуда можно попасть на RV63.
Если же путешествие планируется средствами общественного транспорта, то попасть на Лестницу Троллей можно из города Ондалснеса, откуда ходят туристические экспресс-автобусы.
В Ондалснес можно попасть как рейсовыми автобусами, так и поездами, которые ходят из Осло и Тронтхейма ежедн.
Для туристов с 2012 года у подножия Лестницы Троллей работает туристический центр. Кроме получения любого рода помощи в затруднительных ситуациях, там можно приобрести сувениры, пообедать в кафе перед длительным путешествием.
Лестница Троллей – повод для посещения Норвегии. Это подтвердит любой турист, побывавший на этой дороге. Правительство страны заслуженно считает эту достопримечательность жемчужиной туристических маршрутов Норвегии.
Для тех, кто любит активный туризм, ценит красоту и суровость пейзажей северного края и мечтает увидеть воочию фьорды и водопады, этот маршрут станет незабываемым приключением, а также способом провести летний отпуск нестандартно и интересно. А пикник на высотах Лестницы Троллей и вовсе станет самым необычным событием в жизни любого туриста.