Исчезнувший поезд с золотом нацистов. В горах на юго-западе Польши, возможно, найден легендарный немецкий «золотой поезд. Почему Польша не хочет делиться
О золоте нацистов ходит много слухов и легенд. Историки, журналисты и профессиональные кладоискатели до сих пор ведут ожесточенные споры о том, куда исчезли золотые слитки Третьего рейха. Ведь союзники, оккупировав гитлеровскую Германию, обнаружили там только пустые банковские хранилища.
Версия о том, что гитлеровская Германия полностью растратила свой золотой запас в последние годы войны, сегодня полностью опровергнута серьезными научными исследованиями. Тем не менее спустя 70 лет после краха Третьего рейха удалось найти только незначительную часть исчезнувших сокровищ. Нацисты тщательно собирали золото по всей Европе и не собирались его транжирить. Главный казначей НСДАП Мартин Борман объявил золото рейха неприкосновенным запасом, его стратегическим резервом. И этот резерв к концу войны, по оценкам американских экспертов, составлял 400-500 миллиардов долларов в современных ценах.
Помимо собственно немецкого золота в него вошли захваченные золотые запасы Австрии, Чехословакии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Венгрии, Румынии и частично Польши. Даже в Советском Союзе гитлеровцам удалось поживиться и захватить на Украине три вагона с золотом, которые не успели эвакуировать сотрудники Гохрана. 120 тонн золота передал немцам «на ответственное хранение» Бенито Муссолини, 100 тонн — хорватский диктатор Анте Павелич. К этому надо добавить золото, конфискованное в частных банках, ювелирных магазинах, изъятые церковные ценности и другие «мелочи». В общем, как говорилось в одном популярном романе, деньги у клиента имелись и деньги немалые.
В конце 1944 года, по предложению министра финансов Германии Вальтера Функа, было решено эвакуировать золотой запас рейха. Эшелоны с золотом направлялись в труднодоступные горные районы Баварии и Австрии. Там оборудовались различные схроны и тайники. Часть ценностей спрятали на дне горных озер. Только в окрестностях австрийского городка Бад-Аусзее разгрузили десятки вагонов с тоннами золота, килограммами платины и бриллиантов. Три вагона с золотом из банков советской Украины пропали у озера Альтзее. Золото из «запаса Муссолини» было вывезено спецкомандой СС, и следы его затерялись на станции Бад-Ишль.
Любопытно, что курировал эту операцию небезызвестный оберштурмбаннфюрер СС Отто Скорцени. Он был арестован американским патрулем как раз в районе озера Топлицзее 16 мая 1945 года. На допросах Скорцени указал американцам на некоторые тайники, но через три года успешно бежал из лагеря военнопленных и оказался в Испании, в гостях у диктатора Франко. Испанцы категорически отказались выдавать Отто Скорцени. И понятно почему. Он много знал о спрятанных сокровищах Третьего рейха, и похоже, щедро делился этой информацией с испанцами.
С другой стороны, нацисты не были наивными людьми и не стали бы складывать все яйца в одну корзину. Определенную часть золота и платины они перевели в Бразилию, Аргентину, Перу, Чили через швейцарские банки и ту же Испанию.
По мнению некоторых современных исследователей, переводить золото в южноамериканские банки гитлеровцам помогала, разумеется небескорыстно, и даже Ватикан. Позже это золото использовали многочисленные военные преступники, а также немецкая диаспора, проживавшая в странах Латинской Америки. По одной из версий, часть
золота была вывезена на подводных лодках и спрятана в труднодоступных районах Чили, Аргентины и даже в Антарктиде.
Немецкое общество полярных исследований исследовало Антарктиду еще в начале XX века. В 1939 году немецкая экспедиция открыла там свободный ото льда и вполне пригодный для жизни оазис Ширмахера. После окончания Второй мировой войны существовал миф о том, что именно там скрывался оставшийся в живых Гитлер и другие нацистские лидеры.
Это, конечно, маловероятно, но вот спрятать там золото и другие ценности было вполне возможно.
Поисками исчезнувших сокровищ Третьего рейха занимались и частные лица, и целые государства. Еще в августе 1945 года Потсдамская конференция постановила: золотой запас нацистской Германии должен быть поделен между СССР, США, Великобританией и Францией. Часть золота удалось найти, что называется, по горячим следам. Так, 11 мая 1945 года, в тоннеле под Зальцбургом, американские солдаты обнаружили эшелон с венгерским золотом. Пользуясь случаем, большую часть слитков американцы забрали себе.
Венграм вернули кое-какие драгоценности, в том числе их национальное достояние — корону святого Стефана. Там же, в Австрии, в заброшенных колодцах, обнаружили 20 тонн маркированного золота диктатора Хорватии Павелича. Но остальные 80 тонн куда-то исчезли.
Сегодня золото рейха находят совершенно случайно и порой в самых неожиданных местах. Летом 1983 года двое туристов обнаружили в лесу, близ городка Бад-А-усзее, заброшенный дом. Стены здания оказались сложены из золотых слитков Рейхсбанка, окрашенных в кирпично-коричневый цвет. Стоимость такой «виллы» тянула на десятки миллионов долларов. А в озере Топлицзее, на глубине ста метров, аквалангисты нашли и достали на поверхность шесть ящиков с золотом.
К 2000 году удалось обнаружить 329 тонн золота, принадлежавшего нацистам. Но это всего лишь пятая часть исчезнувших сокровищ рейха. Говорят, время от времени на черном рынке появляются золотые «кирпичики» со свастикой и надписью Deutsche Reichsbank, которые пользуются огромной популярностью у коллекционеров.
В 2015 году в Польше два кладоискателя нашли в заброшенном горном тоннеле поезд с 300 тоннами золота, алмазами, жемчугом. В окрестностях города Валбжих. Удачливые парни через юристов передали координаты громкой находки властям, требуя 10 процентов от стоимости клада. Точное место не раскрывается. Власти Валбжиха провели пресс-конференцию, фактически подтвердив сенсацию. Неужели в самом деле нашли драгоценный состав? Поезд искали с 1945 года!
— Легенды о золотом эшелоне ходят в этих краях с конца Второй мировой войны, — сказал историк Третьего рейха Константин Залесский. - Недаром «Золото Бреслау» вошло в книгу «100 великих кладов».
— Причем здесь Бреслау? В новостях фигурирует Валбжих.
— Валжбих находится в Нижней Силезии. Она перешла Польше после войны. До того это была германская земля со столицей Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Здесь издавна жили богатые немецкие землевладельцы, аристократы. Золото у них имелось. В историю Второй мировой Бреслау вошел как немецкий Брест. С февраля 45-го советские войска пытались взять город-крепость. Но капитулировал он лишь 6 мая. Обороной руководил гауляйтер обергруппенфюрер СС Карл Ханке, любимец фюрера.
Этот Ханке и отправил вроде бы в конце 1944-го или в начале 1945-го бронепоезд с золотом в Берлин (или еще куда), понимая, что город вот-вот окружат советские войска. Состав вышел из Бреслау в сторону Вальденбурга (нынешний Валбжих). Но до станции не дошел. По одной из версий, секретный эшелон въехал в тоннель возле замка Ксенж и… исчез. В тех краях фашисты построили целую систему тоннелей. По другой версии, его загнали под гору Собес у городка Пелерсдорф, где был подземный военный завод. Там тоже имелась железная дорога. В штольнях, тоннелях и укрыли якобы ценный груз. По третьей версии, золото спрятали под горой Снежка в Судетах.
Поиск золотого поезда третьего рейха в тех краях начался сразу после войны. Черные копатели искали сокровища и в многочисленных подземельях Вроцлава, но безрезультатно.
— Вы верите в находку?
— Слишком уж серьезно все обставлено. И юридическая фирма, и пресс-конференция властей Валжбиха. Это не блеф. Обратите внимание, что сказал на днях представитель министерства культуры Польши Петр Жуковский: «Я призываю прекратить все поиски до завершения официальной процедуры, направленной на обеспечение безопасности этой находки… В спрятанном поезде, в существовании которого я не сомневаюсь, могут находиться опасные материалы времен Второй мировой войны. Существует большая вероятность, что поезд заминирован». Какие тут могут быть сомнения? Нашли!
В эшелоне везли шедевры музеев
— И что там может быть?
— Возможно, ценности, награбленные нацистами в странах Восточной Европы, в СССР. Золото, монеты, алмазы… Не исключаю старинные сокровища. В Бреслау был знаменитый Королевский музей искусства и старины (ныне — Национальный музей Вроцлава), другие музеи. Туда же в 1944 году нацисты свезли коллекции из Берлина, других городов, поскольку Бреслау еще не бомбили. За эвакуацию всех сокровищ в конце войны у гауляйтера Ханке отвечал музейный хранитель Гюнтер Грундманн. Часть ценностей он успел вывезти, часть спрятал в здешних замках, шахтах. По его описи польские власти после войны нашли в Нижней Силезии около 80 таких захоронок. Но многие музейные сокровища Бреслау не всплыли до сих пор. Возможно, они в этом бронепоезде. Впрочем, не будем гадать. Дождемся официальных сообщений. Ждать недолго.
— Этот поезд — последняя громкая находка времен Второй мировой?
— Да что вы! Вспомним хотя бы бесценную Янтарную комнату, похищенную нацистами в Царском Селе. До сих пор энтузиасты ищут ее и в Калининграде, Германии, Польше, Чехии. Много легенд о нацистских сокровищах ходит в Австрийских Альпах, где в конце войны фюрер создавал особый укрепрайон. Там действительно много чего запрятано в шахтах, тоннелях, на дне озер. Мрачную славу приобрело озеро Топлицзее. Вроде бы сюда фашисты сбросили много загадочных ящиков. Немало любителей-аквалангистов погибло, пытаясь их найти. 16 ящиков обнаружили. Но там оказались… фальшивые банкноты. Многие тайники времен Второй мировой еще ждут своих кладоискателей.
Историческая сенсация – в Польше, предположительно, найден железнодорожный состав, который в 1945 году в подземном тоннеле спрятали отступавшие фашисты. В его вагонах, как считают историки, может находиться груз золота и драгоценных камней, вывезенный нацистами с оккупированных территорий. И хотя точно о содержимом «золотого бронепоезда» никто не знает, уже разгорается спор, кому достанутся сокровища, счёт которым может идти на миллиарды долларов. Среди претендентов значится и Россия.
Пора грузить капиталы бочками? Слухи о том, что близ польского города Валжбих скрыты сокровища Третьего рейха, давно муссировались среди профессиональных кладоискателей. Достоверности им придавали сохранившиеся немецкие документы. Среди прочего в них описывался проект по созданию в Нижней Силезии разветвлённой сети подземных оружейных заводов, создать которые Гитлер приказал в 1943 году после активизации налётов союзнической авиации на территорию Германии. Работы вела военно-строительная организация Тодта, секретный проект получил название Riese («Гигант»). За год в Совиных горах близ Вальденбурга, как в ту пору именовался Валжбих, удалось прокопать свыше 9 километров тоннелей. Однако, как оказалось, миллионы рейхсмарок были потрачены зря: вскоре Красная Армия подошла к границам Силезии, и от идеи перебазирования заводов пришлось отказаться.
Сокровища искали, но не нашли
После окончания войны польские власти (надо полагать, не без помощи советских спецслужб) интересовались судьбой подземелий, входы в которые гитлеровцы взорвали при отступлении. В том числе предпринималась попытка выяснить судьбу состава из 12 вагонов, который весной 1945 года вышел из Бреслау (нынешний польский Вроцлав) в направлении Вальденбурга, однако в пункт назначения не прибыл. Имевшиеся о составе сведения позволяли предположить, что бронированный эшелон перевозил значительные материальные ценности. Но то ли компетентные органы в итоге сочли эту информацию неподтверждённой, то ли следствие зашло в тупик, однако «золотой бронепоезд» с годами превратился в легенду, занимавшую разве что авантюристов.
Однако, как теперь выясняется, в Варшаве не теряли надежд на внезапное обогащение. В 1995 году польское министерство финансов договорилось с неким кладоискателем, пообещавшим отыскать немецкий поезд, о передаче ему 10-й части найденного. Впрочем, обнаружить состав он так и не смог. Сделали это два других историка-любителя – немец и поляк, явившиеся месяц назад в министерство культуры и национального наследия Польши с сенсационной новостью. С собой они принесли снимки, полученные с помощью георадара. «Уверен на 99%: «золотой поезд» существует!» – изучив представленные материалы, радостно заявил заместитель министра культуры и национального наследия Пётр Жуховский.
Еврейский конгресс требует своё
Интересно, есть ли в Польше пословица, аналогичная русской, гласящей, что денежки любят счёт? С заявления Жуховского не прошло и суток, как из претендентов на содержимое нацистского эшелона начала выстраиваться очередь. Для начала юрист Михаил Иоффе, прежде представлявший Россию в международных судах, заявил радио Sputnik, мол, имущество должно быть описано и доступно странам – участницам антигитлеровской коалиции. И если ценности были вывезены с территории Советского Союза, то согласно международному законодательству они должны быть переданы российской стороне. Судя по всему, его слова вызвали в Варшаве немалый переполох. Ведь как ни крути, если золото в самом деле было вывезено фашистами с оккупированных земель СССР, его надо отдавать. Пётр Жуховский попробовал было дать отповедь – дескать, согласно нашим законам сокровища будут переданы государственному казначейству, но прозвучало это неубедительно. Однако на сцене неожиданно появился новый игрок. Как заявил глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер, находящееся в эшелоне золото могло изначально принадлежать евреям, умерщвлённым в концлагерях, а потому право на владение им принадлежит наследникам казнённых. Вот только возникает загвоздка – где искать этих наследников и как определять теперь хозяев вещей? У Зингера есть ответ: если концы найти не удастся, сокровища следует передать организации польских евреев, которым «государство не компенсировало их страдания и экономические потери во время холокоста».
Варшава прячет концы
Но и это ещё не всё. На сокровища «золотого бронепоезда» может претендовать –
не поверите! – Германия. Точнее, ряд её граждан. Дело в том, что в годы Второй мировой подавляющее большинство населения Бреслау составляли этнические немцы. Незадолго до прихода Красной Армии комендант города издал указ, предписывающий жителям города сдать всё имеющееся у них золото в государственный банк. Распоряжение было выполнено – это известно достоверно. А вот куда оно затем делось, никто не знает. Не этот ли груз перевозил исчезнувший бронепоезд?
В результате завязывается занимательная интрига, в которой Польше, к большому огорчению для неё, отводится место заведомо проигравшей стороны. Ведь, найдись сокровища, ей из них достанется шиш. Права на клад получат либо Россия, либо польские евреи, либо потомки бежавших в Германию силезских немцев. Потому вполне понятно выглядят нынешние шаги Варшавы: Петру Жуховскому официально запрещено впредь вообще говорить что-либо о «золотом поезде», а глава воеводства Нижняя Силезия Томаш Смолаж уже заявил, что никакого клада скорее всего на самом деле и нет. Так, ошибочка возникла, поспешили в минкульте с сенсацией. Оно и понятно: кому ж хочется тратить деньги на дорогостоящие раскопки, чтобы потом все сокровища достались другим. Ну а то, что место предполагаемого расположения состава взято сейчас под строгую охрану, так это ничего не значит.
Глядишь, через месяц-другой Польша и объявит: раскопали, да только ничего не нашли. Кто сомневается, что такое возможно?
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Стоит ли рассчитывать на то, что Россия действительно может получить часть сокровищ «золотого бронепоезда»? Как видим, вероятность этого не так велика. Потому специалисты советуют обратить внимание на аналогичные клады, которые находятся на территории РФ.
Самым перспективным местом для искателей считается Калининград – бывшая столица Восточной Пруссии. «Когда летом 1944-го война приблизилась к прусским границам, в Кёнигсберге и окрестных старинных замках, поместьях, монастырях, церквях начались работы по захоронению исконно прусских и свезённых туда за время войны культурных и прочих ценностей, – пишет историк Александр Масякин. – По приказу гауляйтера Коха там строились секретные бункеры и тайники, где надлежало спрятать награбленное за войну «достояние рейха».
При этом Кох категорически запретил вывозить что-либо за пределы Восточной Пруссии. В результате после войны ценности достались Советскому Союзу. Однако, как полагают историки, отыскать удалось далеко не все тайники. Как считает историк Андрей Пржездомский, в подземельях Калининграда могут находиться древние иконы и картины русских и западноевропейских художников, старинная мебель, коллекции художественного фарфора, скульптуры из дворцов Гатчины и Павловска, а также предметы из золота и серебра. При этом, что немаловажно, беспокоиться о сохранности экспонатов не приходится – в соответствии со специальным планом раритеты покрывались парафином и паковались в водонепроницаемые ящики, предохранявшие их от сырости.
Однако поиск сокровищ требует большой работы и ещё больших затрат. Дело в том, что карт расположений подземных бункеров не сохранилось. Не так давно вход в один из них был случайно обнаружен в центре города близ здания университета. Также специалисты предполагают, что из бункера последнего коменданта Кёнигсберга Ляша ведёт ход в ещё более глубокие помещения. Однако, поскольку ходы затоплены, попасть в них невозможно.
Не менее интересным местом для охотников за сокровищами является Крым. Достоверно известно, что зимой 1944 года немецкий транспорт «Лэрис» вывез из Севастополя ценности, награбленные немцами в музеях Крыма, а также Кубани, Ставрополья и Ростовской области. Однако по пути корабль был пущен на дно советской авиацией. В случае обнаружения места гибели «Лэриса» можно рассчитывать на возвращение более чем богатой коллекции.
«Существует огромная вероятность, что поезд найден», — сообщил Петр Жуховский, статс-секретарь минкульта Польши. Он призвал частных «искателей сокровищ» воздержаться от самостоятельных поисков, поскольку в грузе поезда могут содержаться «небезопасные материалы» времен Второй мировой войны.
Власти же города Валбжих созвали пресс-конференцию, на которой объявили, что, по имеющимся у них данным, поезд точно находится в административных границах города (об этом объявил вице-мэр города Збигнев Новачик). Кто все-таки обнаружил поезд, тем не менее осталось неизвестным. На конференции присутствовали лишь юристы, представлявшие их интересы.
Впрочем, пока это все сообщения, касающиеся не вполне четкой, но заранее обреченной на сенсацию информации. Такой же шум мог подняться в России, если бы , например, заявил об уверенности в обнаружении Янтарной комнаты или библиотеки . Кстати, в случае с Янтарной комнатой такое заявление, возможно, стоило бы сделать, поскольку среди многочисленных версий о ее возможном местонахождении имеется и предположение о том, что комната также оказалась среди грузов «золотого поезда» из Бреслау.
Собственно, все, что известно о «золотом поезде», базируется лишь на следующих зафиксированных фактах. В конце 1944 года, накануне наступления Красной армии на Нижнюю Силезию, входившую в те годы в состав Третьего рейха, комендант Бреслау, столицы этой земли, издал указ, предписывающий жителям города сдать все имеющееся у них на руках золото и драгоценности в государственный банк. Горожане действительно выполнили распоряжение военных властей. Вскоре к городу подошли советские войска, и началась осада и упорные многомесячные бои за город, завершившиеся лишь весной 1945 года. В ходе этих боев город был подвергнут масштабным разрушениям. После войны обнаружить следы золота, хранившегося в городе, не удалось. Этим вроде бы пыталась заниматься советская комендатура, однако ни к каким внятным результатам это не привело. Тем не менее предположение о том, что до полного окружения Бреслау золото могли вывезти из города и спрятать где-то в Силезии, казалось относительно правдоподобным.
После войны Нижняя Силезия была передана Польше, и польские власти продолжили поиск золота. Первое предположение о том, куда оно могло деться, появилось после ареста в Польше в 1953 году Герберта Клозе — бывшего капитана полиции Бреслау, проживавшего в нижнесилезской деревне по чужим документам. В ходе допроса службой безопасности он рассказал, что был свидетелем вывоза золота и знает о направлениях эвакуации. Правда, в версии Клозе ни о каком поезде речи не было — золото, по его сведениям, погрузили в ящики и вывезли колонной грузовиков в направлении Судет (горная местность на западе нынешней Чехии).
Впрочем, сведения Клозе — довольно специфический источник. Арест польской госбезопасности в начале 1950-х годов означал для бывшего германского полицейского, к тому же служившего в СС, довольно мрачные перспективы, и, стараясь оттянуть суд, он давал все новые и новые сведения о золоте, регулярно меняя показания.
Тем не менее других документальных свидетельств о золоте, кроме протоколов допроса офицера полиции Бреслау, нет.
Позже, однако, появились предположения, что ценности вывезли по железной дороге. Состав с 12 вагонами мог отправиться из Вроцлава в направлении города Вальденбург, однако так и не прибыл на станцию назначения. Во всяком случае, так звучит легенда (подтвердить документально отправление и маршрут состава из прифронтового города после войны было невозможно, остались лишь разрозненные устные свидетельства). В состав, по предположениям, могли входить, помимо золота жителей Бреслау, также похищенные нацистами произведения искусства из европейских музеев и частных коллекций. В том числе, как упоминалось выше, и Янтарная комната.
Что еще можно сказать с определенностью — в Нижней Силезии действительно было где спрятать груз. В шахтерском районе на границе с Чехией хватало шахт и подземных ходов. Кроме того, в последние годы войны немцы предполагали превратить горные районы Нижней Силезии в центр размещения стратегической промышленности и, возможно, некоторых других секретных объектов (здесь точные сведения опять уступают место предположениям и сенсациям: в частности, принято говорить о «тайной штаб-квартире Гитлера» и пользоваться другими подобного же рода сенсационными определениями) и проводили там обширные работы по строительству тоннелей и подземных помещений. Карта этих сооружений до сих пор не составлена до конца и издавна привлекает различных искателей тайн (впрочем, часть подземных ходов давно стали туристическим аттракционом). Именно в этих тоннелях в Совиных горах близ города Валбжих (немецкое название — Вальденбург) склонны помещать «золотой поезд» те, кто в него верит.
Нынешний виток разговоров вокруг поезда начался после того, как власти города Валбжих получили письмо от двух человек — их имена так и не были названы публике. Известно лишь, что один из писавших поляк, а другой немец. Они объявили, что обнаружили поезд, и сказали, что сообщат координаты тому, кто гарантирует им стоимость 10% содержимого. Стоит заметить: даже нашедшие подчеркивают, что не знают содержимого вагонов, т.к. боятся, что они могут оказаться заминированы. Авторы письма описывают находку как бронированный поезд с установленными на нем зенитными орудиями. При этом, по их утверждению, в вагонах можно видеть драгоценности и ценные руды.
По не вполне ясным пока причинам власти города Валбжих посчитали сообщение серьезным (хотя и признаются, что до этого регулярно получали устные сообщения на эту же тему). Письмо было отправлено в , государственного имущества и культуры. Откуда вчера пришло подтверждение одного из членов руководства о «личной убежденности» в том, что поезд найден.
Анонимные открыватели поезда не первые, кто пытается добиться гарантий от польских властей в получении денег за сведения о предположительно замурованном в Совиных горах составе. В 1995 году даже выдало гарантии на получение 10% стоимости ценностей, скрытых в поезде, в случае обнаружения некоему Владиславу Подисибирскому — археологу-любителю из Нижней Силезии. Правда, тогда поиски проводились секретно и о соглашении узнали гораздо позже.
Рассуждать заранее о том, возможно ли обнаружение «золотого поезда», или мы имеем дело с еще одним звеном в этой безнадежной, но никогда не оканчивающейся цепи поисков, невозможно. Немцы действительно строили подземные хранилища и наполняли их определенным содержимым. Некоторые эксперты уже высказали предположение, что, даже если какое-то хранилище обнаружено, в нем с большей долей вероятности может оказаться не золото, а, например, запас вольфрама — стратегического сырья для планировавшихся к размещению в Нижней Силезии промышленных производств. Впрочем, слова «подземелье», «Третий рейх», «золото» и «Совиные горы» создают слишком красивую комбинацию для того, чтобы бороться и искать.
Историки и кладоискатели всей Европы взбудоражены новостями из Польши. Там якобы нашли легендарный "золотой поезд Третьего Рейха".
70 лет после окончания войны ходили упорные слухи, что был некий железнодорожный состав, на котором фашисты пытались вывезти в Германию награбленные богатства. Ни одного подтверждения, доказательства или свидетельства. И вот - двое никому не известных мужчин готовы сообщить его точные координаты.
Юго-запад Польши, горный район на границе с Чехией. Именно здесь был якобы обнаружен бесценный состав - немецкий "золотой поезд" времен Второй Мировой войны. Ни одного документального свидетельства его существования не найдено. Но есть легенда, по которой нацисты, убегавшие от советских войск, увезли из Германии железной дорогой несметные богатства. Эксперты до сих пор относятся к этому скептически.
"Никто, по крайней мере, из тех экспертов, которых я знаю, не может подтвердить информацию о поезде с нацистским золотом", - говорит краевед Джоанна Лампарска.
В юридическую контору польского города Валбжих обратились двое мужчин, поляк и немец. Они утверждают, что нашли "золотой поезд" и могут показать место находки, но только за положенное по закону вознаграждение. В качестве одного из косвенных доказательств кладоискатели сообщили длину состава - 150 метров.
"Мы получили письмо, в котором адвокатская контора, представляющая интересы двух человек, поляка и немца, заявляет, что эти люди обнаружили немецкий поезд, который в 1944 году направлялся в сторону Вальбжиха, но не добрался до конечной точки назначения. В письме предъявлены требования о выплате 10% от содержимого находки. Так что мы можем предположить, что эти люди знают, что находится внутри", - говорит представитель городской администрации Марика Токарска.
Историю о бронированном составе с ценным грузом впервые озвучил местный шахтер в 2003 году. Он говорил, что знает о существовании тайного тоннеля, ведущего к старинному замку Кщёнж. Здесь в 40-х годах прошлого века был построен целый подземный город. Есть предположение, что это был один из секретных бункеров Гитлера. От него мало что осталось. Но если и искать "золотой поезд", то где-то в лабиринтах подземелья. И двое кладоискателей, возможно, знали, куда идти.
"Они - не охотники за сокровищами, они не пытались привлечь к себе внимание. Это люди очень опытные, прекрасно знающие местность", - говорит адвокат Ярослав Шмелевски.
Среди местных поисковиков есть мнение, что, как минимум, один из кладоискателей обладает особыми знаниями о немецком поезде, что этот человек слишком информирован о конкретном маршруте перемещения состава.
"Это или выдумка, или они получили информацию непосредственно от немцев. Возможно, один из них - потомок тех, кто участвовал в операции по перевозке золота", - полагает поисковик Кржистов Спраковски.
История обрастает слухами. Местные жители уже говорят о 300 тоннах золота, аккуратно уложенного в бронированные вагоны, о драгоценных камнях и редких произведениях искусства. Но больших надежд на то, что в замке Кщёнж и окрестностях начнутся поисковые работы, никто не питает. Несмотря на возможный куш, 10-процентный гонорар кладоискателям пока не обещан. Вести же дорогостоящие работы за бюджетные деньги власти не готовы.