Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии. Катастрофа самолета Як‑42 с ХК "Локомотив" в Ярославской области Крушение як 42
По данным нашего источника, заслуживающего доверия, комиссией уже установлено, что самолет начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Это устройство - аналог ручного тормоза в автомобиле - используется только во время стоянки. Мощности двигателей вполне хватает, чтобы воздушное судно тронулось с места, находясь на стояночном тормозе (так же, как некоторые забывчивые автомобилисты трогаются на "ручнике") и проехало по рулежной дорожке на ВПП. А вот разогнаться до взлетной скорости уже становится проблематично.
Справка МК Между тем
Ошибки, когда пилоты не отключают стояночный тормоз, хоть и редко, но все же случаются. Так, в 2005 году в Хабаровском аэропорту не смог взлететь Boeing американской компании Kalitta Air, поскольку экипаж не снял шасси со стояночного тормоза. В результате колеса разрушились, их фрагменты попали в двигатели. К счастью, тогда обошлось без тяжелых последствий.
Кроме того, источник сообщил "МК", что, как следует из расшифровки речевого самописца Як-42, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием.
Стояночный тормоз должен был отключить именно командир. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели (звуковым сигналом он не дублируется).
Неисключено, что когда Як-42 начал разгоняться на взлет и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз. Кстати, теоретически на то, что стояночный тормоз не отключен мог обратить внимание и выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов, хотя на взлетном режиме он загружен работой не меньше командира.
Кабина “Як-42”. Ручка стояночного тормоза. Фото: Антон Банников.
Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, можно только предполагать. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП - самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к разрушению лайнера.
По данным "МК", официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду. Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина доложила премьеру Владимиру Путину, что самолет был полностью исправен и даже "разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено". Кроме того, по ее словам, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.
Тем не менее наш источник предположил, что в официальных выводах, которые будут оглашены, "комиссия из чисто этических соображений попытается не валить всю вину на экипаж, а найти, что же все-таки там могло сломаться". Поскольку летчики сами стали жертвами катастрофы.
Год назад, 7 сентября 2011 года пассажирский самолет Як‑42Д с бортовым номером RA‑42434 ЗАО "Авиационная компания "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Ярославль (Туношна) - Минск, из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.
На борту самолета находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" ‑ 37 пассажиров ‑ и восемь членов экипажа. Игроки основного состава хоккейной команды направлялись в Минск, где на следующий день была назначена игра с хоккейным клубом "Динамо" ‑ первый матч "Локомотива" в сезоне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).
Ярослав Неелов
Хоккейный клуб "Локомотив" (Ярославль)
В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно‑посадочной полосе (ВПП) аэропорта "Туношна".
Самолет набрал высоту не более пяти‑шести метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП, на берегу реки Туношонки, и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800‑900 метров от торца ВПП.
43 человека погибли сразу (39 человек ‑ от мгновенных механических повреждений тела, три человека ‑ из‑за утопления, один человек погиб из‑за термических повреждений тела).
Выжили только двое ‑ хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции.
Выжившие были госпитализированы.
Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября.
Сизов на следующий день после катастрофы НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела. Состояние пациента было крайне тяжелым.
Нападающий команды "Локомотив" 20‑летний Максим Зюзякин и финский тренер вратарей Йорма Валтонен, работавший в ярославском клубе, на матч в Минск и остались живы.
7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин и обстоятельств катастрофы.
По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следствием о технической неисправности самолета и ошибке пилотирования.
В связи с гибелью основного состава команда "Локомотив" ‑ Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) ‑ в сезоне 2011‑2012.
10 сентября в ледовом дворце спорта Ярославля . Непосредственно в Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных погибших были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.
РИА Новости. Владимир Терентьев
"Локомотив", каким мы его запомним
К 15 сентября Ространснадзор проверил все 15 авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты Як‑ 42. По итогам проверки были отстранены от полетов три воздушных судна, всего было проверено 28 самолетов Як‑42.
22 сентября выживший в катастрофе наземный инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов был допрошен заместителем председателя МАКа по расследованию авиационных происшествий, заслуженным пилотом СССР Георгием Ячменевым. По словам Александра Сизова, никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолетом во время взлета. Момент самой катастрофы Сизов не запомнил, он помнил только, как лайнер взлетал, а в следующий момент очнулся в воде, где горел разлившийся керосин.
По показаниям Сизова МАК уточнил фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник. Это о том, что самолет не смог штатно взлететь по причине смещения центровки, так основная часть пассажиров якобы находилась в переднем салоне.
В начале октября 2011 года бортинженер Александр Сизов успешно перенес пластические операции на лице и шее.
РИА Новости. Ярослав Неелов
Мемориальный комплекс членам хоккейного клуба "Локомотив", погибшим в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, на Леонтьевском кладбище в Ярославле.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
7 сентября 2011 года самолет Як-42 авиакомпании "Як Сервис" разбился при взлете рядом с аэропортом Туношна в Ярославской области. На борту самолета находились 45 человек, в том числе члены ярославской хоккейной команды "Локомотив". По данным МЧС на 19.30 мск, выжили два человека.
Случаи крушений самолетов Як-42 были сравнительно редки.
26 мая 2003 года потерпел катастрофу Як-42, принадлежавший компании "Украинские Средиземноморские линии". В результате катастрофы погибли 62 испанских миротворца , возвращавшихся из Афганистана. Трагедия произошла при посадке для дозаправки в турецком аэропорту Трабзон.
Согласно материалам комиссии по расследованию обстоятельств трагедии, причиной катастрофы стал "человеческий фактор". В итоговом документе расследования отмечается, что к моменту крушения экипаж находился в полете без отдыха 23 часа, что на пять часов больше разрешенного испанскими нормами. Летчик был переутомлен и не выполнил команды авиадиспетчера повернуть в сторону моря, а повернул в сторону гор, где и разбился.
25 декабря 1999 года Як-42 кубинской компании "Кубана де авиасьон" потерпел катастрофу примерно в 200 х километрах к западу от Каракаса (Венесуэла).
Лайнер во время совершения посадочного маневра над аэропортом города Валенсия врезался в расположенную неподалеку гору. Вслед за этим раздался сильный взрыв и вспыхнул пожар. Все находившиеся на его борту 22 человека погибли. Среди десяти пассажиров четверо были кубинцами, четверо - венесуэльцами и двое - голландцами. По мнению экспертов, трагедия произошла из за ошибки членов экипажа, плохо знавших особенности аэропорта назначения - Валенсию.
17 декабря 1997 года самолет Як-42 украинской компании "Аэросвит" врезался в горный массив Пиерия на севере Греции при попытке произвести посадку в международном аэропорту Салоник (Греция). Погибли 74 человека, в том числе восемь членов экипажа. В 2005 году суд в Греции признал двух авиадиспетчеров виновными в преступной халатности, повлекшей за собой авиакатастрофу.
21 ноября 1993 года
самолет Як-42, арендованный частной македонской авиакомпанией "Авиаимпекс", потерпел катастрофу в Македонии. В плохих метеоусловиях и в темноте самолет врезался в гору в двух километрах от аэродрома города Охрид. Экипаж погиб, из 108 пассажиров уцелел только один. Катастрофа произошла во время захода на посадку из за ошибки в определении высоты.
(по материалам РИА Новости).
Летом 1992 года
Як-42 разбился в китайском городе Нанкине. На борту самолета было более 100 пассажиров. Самолет был приобретен Китаем у бывшего Советского Союза в 1986 году за 15 миллионов долларов по каналам межправительственной торговли. До начала эксплуатации в КНР он имел два капитальных ремонта. Китайские техники самостоятельно обслуживали лайнер, без помощи российских специалистов.
(по материалам газеты "Сегодня", 06.06.1994, Китайский Ту 154 разбился под Сианем).
13 сентября 1990 года
при заходе на посадку разбился Як 42, летевший из Волгограда в Свердловск (ныне Екатеринбург). Авария произошла около аэропорта Кольцово. Из 128 человек, находившихся на борту, погибли четверо.
(По материалам Российской газеты, 06.02.1991, №24, Жертвы ЧП всегда конкретны. Научимся ли мы находить конкретных виновников?).
Крушение Boeing 747-200
269 погибших
baaa-acro.com
1 сентября 1983 года советским истребителем «Су-15» был сбит пассажирский «Боинг 747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, который отклонился от основного пути на 500 км и пересек границу с СССР. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа, никто не выжил. На борту находился член Палаты представителей США Ларри Макдональд.
Этот инцидент стал причиной серьезной конфронтации между США и СССР. Согласно расследованию, проведенному Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат.
Катастрофа Ту-154 под Учкудуком
200 погибших
wikimedia.org
10 июля 1985 года регулярный рейс № 7425 Карши—Уфа—Ленинград набрав высоту 11600 м, потерял скорость, свалился в плоский штопор и столкнулся с поверхностью земли вблизи аула Кокпатас в 30 км северо-восточнее г. Учкудук.
Погибли все 200 человек, находившиеся на борту, включая 9 человек экипажа. Это крупнейшая по числу жертв авиакатастрофа в истории советской авиации и компании Аэрофлот, а также крупнейшая авиакатастрофа в истории самолетов Ту-154.
Катастрофа Ту-154 в Омске
178 погибших
votpuske.ru
11 октября 1984 года в аэропорту Омск-Центральный самолет Ту-154Б-1 (бортовой № 85243), выполнявший рейс №3352 по маршруту Краснодар—Омск—Новосибирск, столкнулся с тремя аэродромными машинами, производившими работы на взлетно-посадочной полосе.
Катастрофа произошла по вине авиадиспетчера стартового диспетчерского пункта, заснувшего на рабочем месте. Разрешив выезд машин на полосу, он не включил световое табло «ВПП занята».
Это крупнейшая в истории советской и российской авиации катастрофа на территории нынешней России.
Крушение Ил-62 в Москве
176 погибших
wikimedia.org
13 октября 1972 года в Московской области на берегу Нерского озера при заходе на посадку в аэропорт Шереметьево разбился авиалайнер Ил-62 компании Аэрофлот, выполнявший международный чартерный рейс Париж—Ленинград—Москва.
В катастрофе погибли все находившиеся на борту 174 человека (164 пассажира и 10 членов экипажа). На момент событий это была крупнейшая авиакатастрофа в мире.
Точная причина катастрофы не установлена, предположительной причиной является неверная установка высотомера.
Крупные авиационные катастрофы случаются реже, чем, к примеру, смертельные ДТП, но такие происшествия вызывают широкий общественный резонанс, особенно в тех случаях, если случаются с известными личностями, отличаются большим количеством жертв или другими исключительными обстоятельствами. Далее перечислены несколько ЧП с воздушным транспортом, которые произошли на территории России в XXI веке.
Авария "Ту-154" под Иркутском в 2001
В среду, 4 июня 2001 года, "Ту-154" совершал рейс Екатеринбург - Владивосток с дозаправкой в Иркутске.
На день крушения лайнер, который получил имя «Уссурийск», совершил более 11 тысяч взлетов и посадок, налетал почти 21 тысячу часов. Самолет, с которым случилась данная авиационная катастрофа, был выпущен в 1986 году. Управлял лайнером опытный экипаж, командир воздушного судна налетал практически 13,5 тысяч часов, второй пилот - 6,8 тысяч часов, работал в авиакомпании 20 лет, штурман - налетал 6,4 тысяч часов, бортинженер - 954 часа, все на "Ту-154".
На борту находились 145 человек, из них 9 членов экипажа. Большая часть пассажиров являлась гражданами РФ, также летели рейсом 12 граждан КНР.
Полет проходил в штатном режиме до момента посадки в аэропорту Иркутска. Катастрофическая ситуация развивалась стремительно (всего 15 секунд). Все попытки экипажа воздушного судна выровнять лайнер были безуспешными из-за недостатка высоты. Самолет вошел в штопор и свалился на землю. "Ту-154" исчез с радаров в 02:08, уже в 03:25 обломки были обнаружены в 22 км от Иркутска.
5 июля 2001 года, следующий после трагедии день, был объявлен траурным в РФ. Погибли все, кто находился на борту. Расследование авиационной катастрофы велось недолго, так как все три самописца были найдены сразу же. Причиной крушения эксперты назвали ошибки экипажа.
Теракты "Ту-154" и "Ту-134" в 2004 году
В августе 2004 практически одновременно в самолетах "Ту-154" (авиакомпания «Сибирь», маршрут Москва - Сочи) и "Ту-134" («Авиаэкспресс», Москва - Волгоград) сработали взрывные устройства, которые были пронесены на борт смертницами. Оба самолета разбились, в "Ту-154" погибли сорок шесть человек, в "Ту-134" - сорок четыре человека. Первый рейс вылетел из «Домодедово» в 21:25, второй - в 22:00, тоже из «Домодедово». Первым с экранов пропал Т"у-134" (в 22:56), через несколько минут связь оборвалась и с "Ту-154".
Обломки и останки пассажиров, погибших в авиационной катастрофе с "Ту-134", были обнаружены в Тульской области в 2:00, "Ту-154" - в 08:15 в Ростовской области. Следствие быстро установило причины крушения.
Причины авиационной катастрофы были одинаковыми - теракт. Совершили его чеченские смертницы А. Нагаева и С. Джебирханова. Террористки собрали взрывные устройства уже на борту, в туалетах. Мощность взрывов могла быть небольшой. В результате терактов погибли все находившиеся на борту и одного, и другого воздушного судна. Общее количество жертв составило 90 человек.
Катастрофа самолета А-320 3 мая 2006
Другая авиационная катастрофа в России произошла 3 мая 2006 года в Сочи. Самолет национального авиаперевозчика Армении совершал рейс Ереван - Сочи. На борту находились сто пять пассажиров и восемь членов экипажа. Большая часть пассажиров и все члены экипажа были гражданами Армении, россиян в лайнере находилось 26 человек, также летели этим рейсом один украинец и один грузин. Среди пассажиров был также Артур Тумасян, один из авторов шоу «Камеди Клаб».
Рейс вылетел из Еревана и взял курс на Сочи, полет проходил в штатном режиме. Погода в Сочи была плохой, так что экипаж решил вернуться в Ереван. Позже решение изменилось: садиться решили все же в Сочи. Тем более что погода была лучше посадочного минимума. Однако самолет упал в Черное море и разрушился. Все, кто находился на борту, погибли.
Согласно официальному отчету Межгосударственного авиационного комитета Армении, причиной катастрофы стали неправильные действия пилотов и сложные метеорологические условия при заходе на посадку. Вскоре после авиационной катастрофы в СМИ появились слухи, что на борту находились криминальные элементы и даже произошла перестрелка. Эти мнения были впоследствии опровергнуты официальным докладом МАК.
Авария А-310 в аэропорту Иркутска 9 июля 2006
В июле 2006 года самолет совершал рейс Москва - Иркутск. Полет проходил в штатном режиме, но после приземления экипаж не смог остановиться на ВПП и врезался в гаражи. На борту находились 203 человека (из них 8 - члены экипажа), погибли 125 пассажиров. Из выживших — 78 человек, 63 получили ранения.
Особенно отличились два бортпроводника, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли около 50 пассажиров рейса, потерпевшего крушение. Андрей Дьяконов, по свидетельствам уцелевших пассажиров, действовал строго по инструкции. Когда начался пожар, молодой человек выбил дверь самолета и начал буквально выталкивать людей. Когда судно стало разваливаться на части, бортпроводник, видимо, не успел выпрыгнуть. Андрей Дьяконов погиб, посмертно награжден.
Аварийный выход открыла и Виктория Зильберштейн - двадцатидвухлетняя стюардесса. Она выбралась из-под завала кресел и багажа, добралась до аварийного люка и начала выпускать людей. Последней самолет покинула через этот люк сама Виктория. Девушка получила сотрясение мозга, но, восстановившись, смогла снова приступить к работе.
Причиной катастрофы, как и многих других авиационных аварий, эксперты назвали неправильные действия пилотов. Уголовное дело было закрыто в связи со смертью подозреваемых лиц. Также причиной в ходе ведения расследования называли неисправность оборудования и другие факторы, доподлинно установить которые не представляется возможным.
Крушение при посадке в Перми в 2008
В крушении «Боинга 737», которое произошло 14 сентября 2008 года в 11 км от аэропорта Перми, погибли все - всего 82 человека. Рейс совершал полет по маршруту Москва - Пермь, но недалеко от конечного пункта назначения самолет рухнул на землю и разрушился. Это происшествие стало первой катастрофой «Боинга 737» на территории России.
Падение президентского борта Польши
Крушение "Ту-154" в Смоленске стало катастрофой, в которой погибло практически все высшее военное командование Польши, президент с супругой, известные польские политики. Делегация направлялась в Россию, чтобы посетить траурные мероприятия по случаю годовщины расстрела в Катыни.
Экипаж самолета, как выяснилось, был недостаточно подготовлен к полету. По факту только лишь бортинженер в день вылета имел действительный допуск к полетам на "Ту-154". Кроме того, экипаж не имел актуальных метеорологических данных по смоленскому аэропорту, а также точных координат. Впоследствии некоторые СМИ назвали одной из причин катастрофы давление на пилотов со стороны президента Польши. Ранее уже имел место случай, когда президент потребовал изменить курс, но пилот отказался выполнить это требование, так как в противном случае пассажиры подверглись бы опасности.
На борту были девяносто шесть человек, восемьдесят восемь из них - пассажиры. Этим рейсом, как уже упоминалось, летел президент Польши Л. Качиньский с женой, руководитель канцелярии, замминистра иностранных дел, замминистра культуры, глава нацбанка, руководитель бюро нацбезопасности и другие видные политические, общественные, военные и религиозные деятели. На борту должен был находиться еще и родной брат Леха Качиньского, но ему не удалось полететь из-за резко ухудшившегося состояния здоровья матери.
Полет проходил в штатном режиме, заход на посадку тоже поначалу выполнялся правильно. Самолет столкнулся с деревьями, но, как потом установила комиссия, условия были таковы, что даже если бы воздушное судно не встретилось с препятствием, через несколько секунд все равно произошла бы катастрофа.
Согласно окончательному протоколу расследования, причинами катастрофы стали сложные метеорологические условия, игнорирование пилотами сигналов системы предупреждения и снижение ниже минимальной высоты, т. е. ошибки экипажа. Кроме того, было выявлено несовершенство оборудования, установленного на борту.
Крушение "Як-42" с «Локомотивом» на борту
Авиакатастрофа, в результате которой погибли игроки хоккейного клуба «Локомотив», произошла под Ярославлем 7 сентября 2011 года. Крушение случилось при взлете, воздушное судно находилось в полете всего несколько секунд. Лайнер столкнулся с маяком, врезался в земную поверхность и разрушился. В крушении выжил лишь один человек - инженер по оборудованию. Все остальные (восемь членов экипажа и тридцать семь пассажиров) погибли. В связи с гибелью состава хоккейной команды «Локомотив» выбыл из КХЛ в 2011-2012. Причиной крушения эксперты назвали ошибку пилотов: кто-то из них нажал на тормозные педали при разбеге.
Катастрофа в аэропорту Казани в 2013
«Боинг 737», принадлежавший компании «Татарстан», выполнял рейс из Москвы в Казань 17 ноября 2013 года. Заход на посадку производился в автоматическом режиме, в какой-то момент в кабине прозвучали сигналы, указывающие на предельную для этой высоты близость к земле. Все 50 человек, которые находились на борту, погибли. Крушение стало крупнейшим по количеству жертв в 2013 году. На текущей момент это последняя катастрофа на регулярных линиях России.
Падение "Ту-154" Минобороны РФ в Сочи
25 декабря 2016 года участники Академического ансамбля летели на авиабазу Хмеймим в Сирии, чтобы поздравить российских военнослужащих с наступающими новогодними праздниками. Дозаправка сначала планировалась в Моздоке, но из-за неблагоприятных погодных условий ее перенесли в Сочи. Лайнер успешно вылетел из Сочи, но уже через две минуты пропал с радаров. Воздушное судно рухнуло в Черное море. Погибли все люди, находившиеся на борту (а это восемьдесят четыре пассажира и восемь членов экипажа).
Для авиационной катастрофы характерны некоторые обстоятельства, которые обычно заканчиваются трагедией. В данном случае, вероятно, к катастрофе привели техническая неисправность самолета и ошибки экипажа или перегруз. Именно это установила комиссия. Есть также версия, что в кабине экипажа находился посторонний человек, который не имел допуска к полетам.
Авиакатастрофы в России в 2017 году
Список авиационных катастроф за 2017 год на территории России включает всего 15 происшествий. Это меньше прошлогоднего показателя на 53,1%. В 2016-м число катастроф и авиационных аварий, которые произошли в РФ, составило 32 случая. Жертвами происшествий с воздушными судами в 2017 году стали всего 22 человека. По сравнению с показателем предыдущего года зафиксировано уменьшение на 81,1% (в 2016-м - 119 жертв). Число пострадавших тоже существенно сократилось: 29 человек в 2017-м против 132 - в 2016-м. Согласно официальным данным МЧС, больше всего катастроф в предыдущие годы происходили в Южном и Дальневосточном (по двадцать четыре процента), а также в Центральном (семнадцать процентов) ФО. Больше всего самолетов терпели крушения в Южном ФО (33%), вертолетов - в Дальневосточном (45%).