Сабетта климатические условия. Как живет закрытый вахтовый поселок сабетта на крайнем севере. Работа на Ямале СПГ вахтовым методом
Много фото
К 2030 году, по мнению экспертов, доля России на мировом рынке СПГ может вырасти до 15 процентов. Еще не произведенный сжиженный газ продан уже на 20 лет вперед. И сегодня, несмотря на санкции, проект «Ямал-СПГ» темпов не снижает.
В апреле экскурсию по стройке провели для руководства ямальских муниципалитетов. Главам городов и районов предлагалось лично убедиться в масштабах и перспективах стратегической идеи.
Лучше всего масштабы этой стройки видны с воздуха. Еще пару лет назад здесь не было ничего, кроме старых бараков. А теперь у поселка есть даже собственный аэропорт. Он открылся только в феврале, а принял уже 18 тысяч пассажиров.
С февраля этого года «Ямал СПГ» организует постоянное пассажирское авиасообщение с городами Новый Уренгой и Москва с последующим расширением сети маршрутов. Аэропорт в первую очередь предназначен для обслуживания вахтового персонала, в этом году планируемая численность пассажиропотока составит около 150 тыс. человек, а в пиковые годы реализации проекта превысит 300 тыс. человек.
Ввод в строй современного международного аэропорта, построенного в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ», является важным событием не только для Ямало-Ненецкого автономного округа, но и для всей России. Учитывая активное освоение Арктики, аэропорт Сабетта может быть широко использован и в обслуживании перевозок пассажиров и грузов в этом труднодоступном регионе, в том числе и международных.
Международный аэропорт Сабетта — один из первых российских арктических аэропортов, построенных с нуля. Аэропорт соответствует первой категории ИКАО и может принимать практически все типы самолетов. ООО «Международный аэропорт Сабетта» имеет сертификат соответствия аэродрома, свидетельство о государственной регистрации аэродрома, сертифицирован по всем видам аэропортовой деятельности.
В Сабетте впервые собрались все главы ямальских муниципалитетов. Экскурсия начинается с территории будущего завода, тут пока свайное поле.
Рядом уже выросли гигантские резервуары, из которых жидкий газ будут перекачивать в газовые танкеры. Гарантированные запасы Южно-Тамбейского месторождения, газ которого и будет перерабатываться — 1,2 триллиона кубометров голубого топлива. С завода Ямал-СПГ в год будет выходить 16,5 миллионов тонн сжиженного газа. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ.
В Сабетте работают уже около 9 тысяч человек. На пике строительства их будет 15 тысяч, и на месте старого поселка быстро возводится новый. Стройка уже дала работу многим ямальцам. Но главное, конечно, впереди.
«На сегодняшний день активно идет обустройство. На площадке работают 9 тысяч человек. Только за февраль приняли 65 судов. Проект уже в высокой степени реализации, процентов, наверное, 30 основных работ выполнено, произведены все горизонтальные работы, забиты сваи, монтируются крупные РВС под сжиженный природный газ», — рассказал Дмитрий Кобылкин на рабочей встрече у Президента РФ Владимира Путина в марте этого года.
Инвестиционные проекты, реализуемые на Ямале, такие как «Ямал СПГ», порт «Сабетта», Бованенковское месторождение, «Северный широтный ход» и другие, являются драйвером роста российской экономики, поэтому темпы их реализации не должны снижаться. Об этом заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев на IV Международной конференции «Ямал Нефтегаз-2015», прошедшей в 20-х числах мая в Салехарде.
«Тюменская область активно участвует в реализации инвестпроектов на территории округа, однако правительство региона направляет усилия на расширение сотрудничества, в этом вопросе мы находим понимание и со стороны руководства округа, и со стороны представителей нефтегазовой отрасли», — заметил Владимир Якушев.
«Ямал — это не только российская, но и мировая кладовая. В ближайшие 50-60 лет как минимум этот регион будет основной точкой роста для нашей страны. Здесь уже достаточно развита инфраструктура, регион богат природными ресурсами. Полярный Урал, арктический шельф, множество нефтяных и газовых месторождений, подтвержденные в них запасы — это говорит о том, что Ямал в ближайшее время останется основным драйвером роста российской экономики», — сказал глава региона.
По его словам, для Тюменской области развитие Ямала также даст благоприятный эффект. В регионе традиционно развиваются и работают на большую Тюменскую область НИИ, проектные институты, нефтесервисные компании, машиностроительные предприятия, ориентированные на нефтегазодобычу в ХМАО и ЯНАО.
«На долгосрочную перспективу, примерно 50-60 лет, у России нет другого такого мощного проекта, как Ямал. Сегодня его освоение дает работу специалистам и заказы предприятиям по всей стране», — отметил он, сравнив по важности для государства освоение полуострова с великой эпохой формирования ТЭК Западной Сибири.
Глава области подчеркнул большую роль нефтегазовых компаний в развитии социальной сферы, здравоохранения, образования. «Эти вложения окупаются сторицей, ведь мы вкладываем в людей, вкладываем в будущее, это наше общее дело», — резюмировал Владимир Якушев.
Через порт Сабетта по Северному морскому пути должна идти транспортировка не только сжиженного природного газа, но и других грузов. Об этом 27 мая заявил полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских на пресс-конференции в Екатеринбурге.
«На строительстве завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта „Ямал СПГ“ на 90 процентов подготовлены основные и вспомогательные площадки. Идет монтаж фундаментов под газотурбинные установки. В различной степени готовности находятся емкости для хранения сжиженного природного газа. В реализации проекта „Ямал СПГ“ принимают участие только отечественные подрядчики, все работы выполняют российские рабочие и специалисты», — подчеркнул полномочный представитель президента РФ.
На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет сознано 1 тысяча 400 рабочих мест, сообщил Игорь Холманских.
Северный путь
Сабетта за 2014 год приняла более 1,1 миллиона тонн грузов, продемонстрировав почти трёхкратный рост. Таким образом, строящийся ямальский порт обеспечивает сейчас почти треть всех перевозок по Северному морскому пути. В текущем году Сабетта должна сгрузить на берег три миллиона тонн грузов, из которых два миллиона доставят по Севморпути. Это модульные конструкции будущего завода по сжижению природного газа, элементы резервуаров для хранения СПГ, буровое и прочее оборудование. А уже в 2017-м начнётся отгрузка первых партий продукции. С 2020 года из Сабетты ежегодно планируют отравлять по 16,5 миллиона тонн сжиженного газа и 1,2 миллиона тонн конденсата.
Точно в срок
Леонид Михельсон, глава «НОВАТЭКа», заверяет, что проект «Ямал СПГ» будет реализован точно в срок. Первую очередь завода, рассчитанную на сжижение 5,5 миллиона тонн природного газа Южно-Тамбейского месторождения, обещают запустить в 2017 году. Всего планируют построить три очереди. Стоимость проекта превышает 27 миллиардов долларов. В настоящее время, правда, возникли технические сложности по валюте, в которой привлекаются средства от китайских банков. Однако все проблемы должны быть разрешены до конца первого полугодия.
Китай поможет?
Проект «Ямал СПГ» может получить финансирование от китайских банков. До 13,5 миллиардов долларов могут перевести до конца 2015 года. Как сообщает Bloomberg, ссылаясь на финансового директора французской нефтегазовой компании Total Патрика де ля Шевардье, китайские банки подписали предварительное соглашение о кредитовании «Ямала СПГ». Шевардье также сообщил о продолжении переговоров с экспортно-кредитными агентствами для получения дополнительного финансирования.
Одновременно руководство «Ямал СПГ» вынуждено было начать переговоры с зарубежными пароходствами. «Совкомфлот», победивший ранее в тендере, так и не смог заключить соглашение с «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» о строительстве пяти газовозов ледокольного типа. Хотя по условиям контракта обязан был сделать это ещё в прошлом году. Поэтому «Ямал СПГ» сам заключил соответствующее соглашение с корейской верфью и теперь ищет покупателей на суда.
Вокруг света
«Ямал СПГ» рассчитывает получить от китайских банков до 13,5 миллиарда долларов. Ранее Минфин РФ выкупил облигации компании на 74,9 миллиарда рублей. Это лишь половина суммы, одобренной правительством Дмитрия Медведева. Кроме того, подписано соглашение с бельгийской «Fluxys LNG», которая берётся построить в Зеебрюгге резервуар для хранения сжиженного газа с комплексом сопутствующего оборудования. В свою очередь, «Ямал СПГ» получит право эксклюзивного использования данных объектов. Стоимость данного договора превышает миллиард евро, заплатить которые партнёру россияне берутся в течение 20 лет с даты начала перевалки газа. Принятая схема поставок по Северному морскому пути предусматривает, что в летний период углеводороды будут вывозиться танкерами усиленного ледового класса напрямую на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а зимой будут переваливаться в Зеебрюгге на танкеры конвенционного типа для последующей транспортировки через Суэцкий канал.
На мировой арене
Евгений Кот, генеральный директор «Ямал СПГ», отметил всё возрастающую роль в мировом энергетическом балансе сжиженного природного газа. В силу смещения спроса на новые рынки, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, традиционные трубопроводные поставки зачастую просто технически невозможны.
Развитие СПГ-проектов — это будущее российского газа на мировой арене, — убеждён докладчик. - Наша компания реализует пилотный проект на Ямале, рассчитанный на производство 16,5 миллиона тонн сжиженного газа в год. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ. Наши усилия должны быть направлены на реализацию именно таких глобальных целей. И здесь крайне важна координация между правительством и недропользователями. В следующих проектах будут использованы уже наработанный нами опыт, обкатанные технологии и оборудование, с максимально возможной локализацией производства в России.
Дидье Барбандьер, вице-президент «Technip», заверяет, что международные санкции ни в коем случае не повлияют на успех российско-французско-китайского проекта. Завод на Ямале отгрузит первую партию газа из Сабетты по Северному морскому пути уже в 2017 году. У французов в этом деле большой опыт. Именно «Technip» по собственной технологии ещё в 1960-х построила самый первый на планете завод СПГ — в Африке.
Сабетта — это класс!
Арктический проект «Ямал СПГ», который российский НОВАТЭК реализует совместно с французскими и китайскими партнёрами, продолжает активно развиваться. Если в уходящем году в ещё только обустраиваемый порт Сабетта из-за границы прибыло 27 судов с грузами, то в следующем через таможню планируется пропустить 100-150 судов, которые доставят на стройку более трёх миллионов тонн импортных грузов. Создание полноценного морского порта планируют завершить к 2016 году.
А уже в 2017-м, несмотря на все международные санкции, из Сабетты обещают отправить на экспорт первый газовоз со сжиженным природным газом Южно-Тамбейского месторождения. Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямала, убеждён, что после завершения строительства на Ямале многофункционального морского порта и железной дороги до Сабетты многие российские регионы через Северный морской путь получат доступ в мировой океан. Этот проект откроет новые возможности и для дальнейшего освоения арктических территорий.
О САБЕТТЕ
Сабетта – вахтовый поселок, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал (ЯНАО) у Обской губы Карского моря, – опорный пункт проекта «Ямал СПГ».
Название поселка является производным от названия реки Сабетта-яха - в переводе с ненецкого «река в шапке». Однако существует еще несколько версий происхождения названия: от переделанного на ненецкий язык названия существовавшей здесь фактории «Советская» до имени рода Сабе - самоедов (ненцев), живших в этом районе.
В советское время поселок был базой геологов. Сотрудники Тамбейской экспедиции высадились в Сабетте в начале 1980-х. Тогда в поселке было лишь несколько деревянных строений, характерных для обычных северных поселков конца XX века. Таких тогда много было. Несколько десятков геологов занимались разведкой, бурили скважины, проводили исследования.
В Сабетте нет выходных и праздничных дней, каждый день - рабочий. Но, как и везде, на Новый год здесь традиционно на главной площади устанавливается большая праздничная елка, а в первое воскресенье сентября проходит концерт в честь профессионального праздника нефтяников и газовиков. В сентябре 2016 года в поселке появился православный храм, который лично освятил патриарх Кирилл.
В ходе реализации проекта «Ямал СПГ» в поселке была создана вся необходимая инфраструктура для проживания строителей, возведены вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: котельная, четыре столовые, кафе, больница, бани, большой спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, магазины, канализационные и водоочистные сооружения, склады хранения продовольствия.
САБЕТТА
АЭРОПОРТ
Международный аэропорт на такой широте был построен в российской практике впервые. При проектировании взлетно-посадочной полосы и комплекса зданий аэропорта учитывались сложные природно-климатические условия в районе Сабетты: вечная мерзлота, заболоченность, озера, реки. В таких климатических условиях в качестве покрытия взлетно-посадочной полосы использовались предварительно напряженные аэродромные плиты.
4 декабря 2014 года состоялся первый рейс – технический, по итогам которого аэропорт получил сертификат годности аэродрома и свидетельство о государственной регистрации.
В январе 2015 года аэропорт Сабетта получил сертификаты соответствия по направлениям: авиационная безопасность, аэродромное обеспечение полетов, штурманское обеспечение, обеспечение обслуживания пассажиров и багажа при внутренних воздушных перевозках.
2 февраля 2015 года аэропорт Сабетта принял первый пассажирский рейс. Организовано регулярное сообщение с пятью городами России.
В 2016 году аэропорт Сабетта начал принимать международные рейсы.
26 мая 2017 года международный аэропорт проекта «Ямал СПГ» получил «географический паспорт».
Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолеты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boeing-767-200, а также вертолеты МИ-26, МИ-8. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» – ООО «Международный аэропорт Сабетта».
За время эксплуатации аэропорта было перевезено более 490 тысяч пассажиров и почти 6 тысяч тонн срочных грузов.
20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка морского порта, расположенного в 5 км к северо-востоку от посёлка. В октябре 2013 года первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта. 25 июля 2014 года морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.
В марте на трассе Северного морского пути лед достигает максимальной толщины. Доставлять грузы в Сабетту по тяжелому льду помогают атомные и дизельные ледоколы. Благодаря проекту «Ямал СПГ» грузопоток по Северному морскому пути увеличился вдвое. С начала активного строительства проекта (с 2012 года) доставка строительных материалов и оборудования осуществляется на круглогодичной основе, в зимний период используется ледокольная поддержка.
Морской порт Сабетта – ключевая точка роста в развитии Северного морского пути. Всего в порт с 2012 года было доставлено более 13 млн тонн грузов.
МОРСКОЙ ПОРТ
В июне 2014 года было начато строительство первых двух (из четырех) резервуаров хранения СПГ. В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра, рядом с каждой из которых установлен термостабилизатор. Бетонные стены резервуаров высотой более 50 метров были возведены в короткие сроки, всего за 21 день.
Диаметр одного резервуара 80 метров, рассчитан на хранение 160 тыс. куб. м газа при температуре -163 градуса. Для сравнения - в резервуаре может поместиться два самолета типа Airbus 380, уставленные друг на друга.
Сейчас все четыре резервуара построены и прошли гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.
РЕЗЕРВУАРЫ
ЗАВОД СПГ
Завод СПГ мощностью около 16,5 млн тонн СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.
В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать три технологические линии сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая. Первую очередь планируется запустить в 2017 году.
В условиях низких среднегодовых температур в Арктике требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства СПГ по сравнению с проектами, расположенными в южных широтах и использующими аналогичное оборудование.
После запуска завода углеводородная смесь из скважин будет поступать по газосборным сетям на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа.
На входных сооружениях комплекса будет происходить сепарация – отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.
Отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Далее очищенный газ будет поступать на предварительное охлаждение и сжижение. СПГ будет подаваться на хранение в специальные изотермические резервуары закрытого типа.
Интегрированный комплекс также будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.
БУРЕНИЕ
В начале 2013 года начато бурение эксплуатационных скважин на Южно-Тамбейском месторождении. Эксплуатационное бурение ведется с использованием передовых технологий. Проект разработки месторождения предусматривает бурение более 200 наклонно направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием с 19 кустовых площадок.
Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «АРКТИКА». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров и низких температур, что обеспечивает комфортные условия труда для персонала и непрерывность бурения в течение года.
Ресурсной базой для реализации Проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, открытое в 1974 году и расположенное на северо-востоке полуострова Ямал. Лицензия на освоение Южно-Тамбейского месторождения действительна до 31.12.2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ».
Доказанные и вероятные запасы Южно-Тамбейского месторождения по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд куб. м газа. Потенциальный уровень добычи газа для обеспечения потребностей завода СПГ превышает 27 млрд куб. м в год.
ТАНКЕР ARC7
26 августа 2016 были начаты ходовые испытания СПГ-танкера Arc7 в водах между побережьем Южной Кореи и островом Цусима. Впервые все судовое оборудование было протестировано в реальных эксплуатационных условиях. Ходовые качества судна полностью подтверждены.
Первый танкер назван «Кристоф де Маржери». Танкер Arc7 – это высокотехнологичный газовоз СПГ высшего ледового класса, специально разработанный с учетом потребностей проекта «Ямал СПГ». Дизайн газовоза, трехтопливная дизель-электрическая энергетическая установка, пропульсивный комплекс, состоящий из трех винторулевых колонок типа Azipod, конструктивные особенности корпуса и механизмов в арктическом исполнении (ледовый класс Arc7 по классификации РМРС и комплекс оборудования для работы в условиях низких температур до –52 °C) – все это дает судну серьезные конкурентные преимущества и делает его уникальным.
«Кристоф де Маржери» был построен в кратчайшие сроки судостроительной верфью DSME (Южная Корея), являющейся одним из лидеров в области мирового судостроения. В разработке и реализации проекта участвовали ведущие российские и зарубежные научно-исследовательские организации.
В конце марта 2017 года танкер ледового класса Arc7 прибыл в порт Сабетта. За церемонией швартовки по прямой линии из Архангельска наблюдал Президент РФ Владимир Путин. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, что для меня даже, честно говоря, несколько удивительно, то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может стать, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире. У нас есть все основания так считать, так думать и добиваться этого результата».
Владимир Путин также поблагодарил иностранных партнеров проекта «Ямал СПГ». «Они верят в этот проект, активно в нем участвуют, поддерживают и технологически, и финансово. Это очень важно, если иметь в виду, что на мировых энергетических рынках сейчас не самая лучшая погода, но мы исходим из того, что потребности в энергоресурсах будут возрастать. Мы работаем на перспективу», – подчеркнул глава государства.
Президент отметил, что прибывшее сегодня в порт судно названо в честь ушедшего из жизни «нашего большого друга, бывшего главы компании Total Кристофа де Маржери»: «Это очень символично, это будет закреплять наши отношения даже на таком духовном уровне». Кристоф де Маржери с 2007 года руководил Total. В октябре 2014 года он погиб в авиакатастрофе во Внуково.
Трудиться на Крайнем Севере дело нелегкое. Работать приходится в сложных климатических условиях: экстремальные температуры, постоянные ветра, и горы снега. Все это знакомо жителям поселка Сабетта, что трудятся на строительстве завода «Ямал СПГ». Масштабную стройку мы показывали уже не раз, а вот как налажен быт и досуг работников?
Одна из трудовых смен подошла к концу, и те, кто отработал, спешат поскорее в общежитие. Здесь еще морозно, к вечеру на улице до минус двадцати, и полным-полно снега. В этой белой пустыне оранжево-синий поселок выглядит как яркое пятно. А вот и магазинчик, тоже оформлен в такие цвета. Вечером здесь многолюдно. Впрочем, посетителей всегда хватает.
Здесь хоть и тесно, но ассортимент товара радует глаз. Продукты в поселок большими партиями завозят по воде, а в магазин доставляют через день. Лакомства и питьевая вода, вот что самое востребованное у местных покупателей.
«Сладостей здесь не хватает. Я тут очень долго - порядка 4 месяцев, и могу сказать, что тянет на вкусное. Цены, конечно, отличаются от тех, что на «земле», а вот по ассортименту - все отлично», - рассказывает Денис Харченко.
Продавец Юлия работает здесь вахтовым методом уже два года. Приехала на Сабетту из Омска. Трудятся с напарницами практически без отдыха. Но работу свою любят. В лицо узнают почти каждого, помнят и гастрономические предпочтения своих покупателей.
«Всем же хочется чего-то вкусненького, представьте - постоянно в столовой питаться, не хочется же. Кто-то сам готовит. Много покупают куры, вот сейчас мы торгуем овощами. Много берут овощей - постоянно просят, а мы заказываем. Возят мужики с собой мультиварки - и готовят», - делится продавец Юлия Парахуда.
Дом-работа, работа-дом. Жизнь в рабочем поселке разнообразием не радует. Но для трудяг здесь постарались сделать все максимально комфортным. Удобные общежития, просторные столовые, а для досуга - большой спортивный зал. Те, у кого после работы еще остались силы, могут пойти в тренажерный зал или погонять мяч. Условия жизни для людей здесь достойные.
Поселок на 15 тысяч жителей посреди снежной пустыни - еще одно доказательство того, что люди в нашей стране не только масштабно мыслят, но и дела поднимают большие. Стройка века - именно так сейчас можно назвать завод “Ямал СПГ”. Ну, а все эти люди, - только песчинки масштабного проекта. Арктику выстроить нельзя, а вот созидать, - с её разрешения - можно.
Морской порт Сабетта на карте - совершенно новое географическое название, появившееся около нескольких лет назад, когда возникла необходимость освоения огромных месторождений нефти и газа на полуострове Ямал и доставки груза в порт Сабетта, а также для транспортировки углеводородов Северным морским путем. Порт назван так по имени рабочего поселка, в пяти километрах севернее которого он находится. Порт Сабетта на карте располагается в восточной части Ямала, на берегу 800-километровой Обской губы, выходящей в арктическое Карское море.
Официальная церемония начала строительства морского порта Сабетта состоялась 20 июля 2012 года, в рамках проекта «Ямал СПГ».
В качестве первоочередной задачи строители порта Сабетта должны были отстроить морские причалы, способные принимать любые грузы - от строительных материалов до оборудования. Для этого были проведены дноуглубительных работы и прорыты подходный и морской каналы, акватория порта глубиной свыше 15 метров. Эта задача была полностью решена, и уже в октябре 2013 году порт Сабетта открыл зимнюю навигацию и принял первые грузовые корабли.
Сейчас мощности порта Сабетта позволяют принимать грузы круглый год. В настоящее время заканчивается строительство второй очереди - терминалов для отгрузки сжиженного природного газа, который доставляется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.
В дальнейшем из порта Сабетта планируются поставки нефти, природного газа и газового конденсата не только в страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, но также в страны Северной и Южной Америки. Следующим этапом работ будет строительство производства по переработке сжиженного природного газа (СПГ).
Активная разработка месторождений буквально преображает полуостров. Ранее в рабочем поселке находилось только несколько старых полуразвалившихся бараков, а сейчас поселок-порт Сабетта на фото представляет собой населенный пункт европейского типа.
В нем располагается несколько десятков новых общежитий, рассчитанных на проживание 17 тыс. человек. Есть своя столовая, отделение полиции и медицинский пункт. Построены гостиница, административно-бытовой комплекс со спортивными залами, оборудованными тренажерами. На фото порта Сабетта можно увидеть, что в нем есть собственная котельная и энергоцентр, станция пожарной охраны, теплый паркинг для автомобилей, складские помещения для ГСМ, продуктов питания и других необходимых товаров. Экологию поселка обеспечивают сооружения для канализации стоков и водоочистки.
Доставка груза в порт сабетта
В настоящее время наиболее востребованным и экономичным способом доставки груза в порт Сабетта является доставка автотранспортом по зимним дорогам - зимникам. Кроме того, в поселке-порту Сабетта находится действующий аэропорт, которому придан статус международного. При строительстве порта Сабетта предусмотрено строгое соблюдение международных экологических стандартов, при этом воздействие на природу стараются свести к минимуму.
На фоне вполне реального общего развала всего и вся, в стране все же кое- что делается. Причем в самых неожиданных местах (хотя, как сказать, может, тут как раз и ожидаемо).
На Крайнем Севере, практически на берегу Арктического океана (по самостийному Северный Ледовитый), точнее, на западном побережье Обской губы, практически на выходе в океан, в 650 км на северо-запад от Нового Уренгоя, в тундре и вечной мерзлоте, буквально за год был построен новейший, суперсовременный аэродром с красивым иностранным названием Сабетта (по названию поселка вахтовиков).
Разумеется, строило не государство, а «частная» компания Новатэк (крупнейший после Газпрома добытчик газа, и его конкурент). Суперсовременные материалы и технологии, по западной моде модульные конструкции зданий аэровокзала и аэропортовых служб ярких веселых расцветок (оранжево-синий), паутина ажурных стальных блестящих никелированных конструкций, по которым проложены трубы и кабели. Больше похоже не на аэропорт, а на химический завод.
Порядки тоже на западный манер. Дисциплина жесточайшая. Появление на летном поле без светоотражающего жилета- штраф 30 тыс, курение в неположенном месте- 30 тыс. Кругом видеокамеры, не скроешься. Из-за этого пока не рискнул сделать фото аэровокзала. Вдруг тоже нельзя, и засекут? Лишних денег-то нет Присмотрюсь, освоюсь, выясню, можно ли, и сфоткаю.
Более того, Сабетта объявлена «территорией, свободной от алкоголя». Причем все по-взрослому, по настоящему. На выходе из аэропорта наружу на КПП досматривают багаж и изымают весь алкоголь, если есть. Возвращают ли потом на вылете, как-то не спросил. Один из наших экипажей немножко пострадал. Рейс из Н. Уренгоя в Сабетту должен был состояться 30 декабря и потом сразу на базу, домой. Прилетели в Сабетту днем 30 декабря, планировали быстро разгрузиться и домой. И погода испортилась. На Севере погода зимой крайне нестабильна. Может днями подряд стоять CAVOK (Ceiling & Visibility Ok) (видимость более 10 км, облачность выше 1500, т.е. идеальная погода, в русской метео-терминологии «хорошая») при слабом ветре. А может за считанные минуты испортиться на неделю, или задуть такой ветер (как часто в Норильске), что о никаких полетах и думать нельзя. В итоге они застряли в Сабетте на 4 дня, до 3 января. А это всего лишь крошечный вахтовый поселок- там даже магазинов нет, даже связи нормальной нет, не говоря об интернете. Кормят по расписанию в столовке. Более того, при выходе у них изъяли весь алкоголь. Так и встретили НГ насухую, у черта на куличках.
Сотрудники с гордостью рассказывают, как построен аэродром. Тут же вечная мерзлота, грунт нестабильный- зимой твердеет как камень, летом тает и «плывет». Оказывается, вся площадь аэродрома- взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, перрон, места стоянок, и даже дорога до вахтового поселка (несколько км вокруг аэродрома), сделаны по одной технологии. Земля разравнивается, на землю укладываются сплошняком плиты из материала типа пеноплекс толщиной 10-15 см. На них насыпается песчаная подушка 2-3 метра, затем укладываются бетонные плиты. Разумеется, описание очень грубое и приблизительное (на летном поле бетонная поверхность идеально ровная, швов-стыков плит вообще не чувствуется даже на ощупь ногой, как будто это цельная заливка). В отличие от летного поля дорога сделана далеко не так идеально. Дык-дык-дык на швах и дорога волнами. Водитель сказал, что одну из важных дорог заставили переделывать.
Вахтовый поселок- не убогие балки-вагончики, как раньше показывали в репортажах с Севера. Здесь тоже все по западным стандартам. Ощущение, что находишься в декорациях фильма про нефтяников какой-нить Аляски или вахтовиков Ньюфаундленда. Ровные ряды ярко-раскрашенных (в фирменный оранжево-синий) трехэтажных «бараков»- здания- конструкторы из «вагончиков»-жилых модулей. Забиваются в мерзлоту сваи, на них монтируются каркасы, далее собираются кубики-модули. Как детский конструктор. Внутри потрясающая тепло-шумоизоляция. Никакой мороз (бывает, опускается до -50) и ветер (который здесь постоянно) не страшен. Комнаты на двоих. Есть общая кухня на этаж. В комнате телевизор, водопровод, канализация, центральное отопление. Драконовские штрафы за любое нарушение. Такса стандартная- 30 тыс. За курение в неположенном месте (справедливости ради, курилка выделена- железный контейнер без одной стенки на улице между домами). За перекрытый кран батареи отопления. Поселок весь опутан трубами. Трубы достаточно высоко над землей, но под ними ходить нельзя- штраф. Кругом камеры. Нужно обязательно переходить их через лестничные переходы. Чтобы дойти от нашего «общежития №…» (так дома официально называются) до столовой (Предприятие питания №…), нужно идти кругом и через 2 лестничных перехода, хотя по прямой-менее 100 м. Но все идут как положено. Столовая похожа на солдатскую. Огромный зал. Питание очень дешевое и вкусное. Расплачиваются все особыми картами. Но можно и наличными. Как ни странно, в очереди видел много женщин в рабочей форме. Не сотрудницы столовой или уборщицы, а настоящий рабочий класс. Кстати, ни одного человека в грязной или замасленной спецовке или комбезе не видел. Все рабочие чисто, аккуратно одетые. Западный стандарт и сюда докатился.
Пока ехали до поселка, водитель сказал что-то про американцев. Я заинтересовался. Оказалось, здесь вовсю работают американцы (какая-то фирма Шлюберже, привожу на слух). БУрят газ. Передают современные технологии. Какие там санкции… То-то я удивлялся- аэропорт еще полностью не открыт, а пограничный пост уже есть.
Несмотря на то, что аэродром полностью оборудован всеми необходимыми радиолокационными и навигационными средствами, причем самыми современными, он пока не сертифицирован полностью (процедура долгая и муторная. Даже право заправлять топливом они получили лишь недавно после длительных тягомотных согласований и комиссий). Поэтому диспетчерский пункт на аэродроме называется «Сабетта-информация» (т.е. официально он не имеет права управлять воздушным движением, давать разрешение на взлет или посадку, он лишь «предоставляет информационное обслуживание»- т.е. выполняет обычные диспетчерские функции- сообщает погоду на аэродроме, информирует о схеме захода на посадку и схему выхода после взлета, сообщает давление, «рекомендует» занять определенную высоту, но без выдачи разрешений). Любопытный нюанс- на финальном участке, на посадочной глиссаде, в ответ на запрос «К посадке готов!» отвечает не как положено «Посадку разрешаю», а «Полоса свободна!». То же самое на взлете- «К взлету готов!» - «Полоса свободна!». Т.е. ребята, полностью под вашу ответственность- хотите, садитесь, взлетайте, а я тут не при чем. Процедура такая, пока аэродром окончательно не сертифицируют. Причем из-за этого его пока нет даже в официальных сборниках АНИ (аэронавигационной информации, так называемый Jeppesen, в которых собраны данные всех сертифицированных аэродромов мира, включая африканские грунтовые). Приходится пользоваться полуофициальными схемами. Оформлены по всем правилам, но с большими водяными знаками «Внимание! Не использовать в сборниках!» (т.е. официально не одобрены). Но сотрудники аэропорта говорят, что дело движется, и достаточно живо (деньги очень серьезные заряжены).
Кстати, еще один забавный нюанс. Барометрические высоты для выдерживания схемы захода на посадку задаются в Сабетте в метрах, но по давлению QNH (кью-эн-эйч) (минимальное давление, приведенное к уровню моря), как делается во всем мире, включая самобытный Китай. Прикол в том, что Россия- единственная страна в мире (не считая Белоруссии с Украиной и постсоветских азиатских республик) летает не по QNH, а по давлению QFE (высота отмеряется от уровня ВПП). Наследие СССР. Разница в том, что QNH- более удобный и точный способ выдерживания безопасных высот в полете (особенно в горной местности). Для того, чтобы вычислить фактическое давление аэродрома (QFE), нужно от указанного диспетчером (или в сообщении автоматической службы посадочной информации ATIS) значения QNH (измеряется в гектопаскалях) отнять цифру превышения данной конкретной ВПП. К примеру, задан QNH 1004, превышение ВПП 04 в Сабетте составляет 14 метров, это примерно 1 гектопаскаль (1 гПа=11 м), значит, QFE будет 1004-1=1003. В обычных российских аэропортах именно это значение устанавливалось бы на электронном барометрическом высотомере при переходе со стандартного (1013, соответствует 760 мб) на давление аэродрома. А в Сабетте- как в «цивилизованном» мире- 1004. И уже ориентируясь по нему, происходит дальнейшее снижение и заход на посадку. Кроме того, полученное значение QFE(1003) умножаем на 0, 75 и получаем 752 миллибар. Это чтобы установить на аналоговых стрелочных высотомерах старого образца. Они давно уже применяются не для руководства, а для контроля.
Стандартное давление (1013 или 760) применяется при полетах на эшелоне (горизонтальный полет на высоте), и при снижении до «эшелона перехода» (высота, на которой нужно перестраивать высотомеры со стандартного на давление аэродрома)- который зависит от аэродрома, но, как правило, в России и равнинной Европе это FL40-50 (4000-5000 футов или 1200-1500 м), на горных аэродромах может и 2500 м быть. А китайцы не заморачиваются- у них по всей стране единый эшелон перехода- 3600 м (они упорно не переходят на футы, как весь остальной мир), хоть на равнине, хоть в горах. И высота перехода (когда наоборот, при наборе высоты нужно переставлять значение давления с аэродромного на стандартное) одна на всех- 3000 м. В России это, как правило, 800-1000 м. Значения превышения ВПП и значения эшелона/высоты перехода указываются в сборниках АНИ. Любопытно, что и в системе измерения высоты Россия пошла поперек всего мира. И нашим и вашим. Ниже высоты перехода – метры, от эшелона перехода и выше- футы (по белорусской модели). Вроде и в мировом тренде, но и не совсем «под пиндосов прогнулись»
Отношение в Сабетте (говорю про аэропорт) к работникам двоякое. С одной стороны- хорошие условия жилья и работы. Теплые просторные светлые помещения, оснащение рабочих мест по последнему слову техники, столовая внутри аэропорта для работников (цены: порция курицы- 42 руб, шницель – 54, «немецкий» суп (овощной с колбасой)-25 руб, гарнир- гороховое пюре- 6 (шесть) руб, гречка- 11, компот-11 руб.)
С другой стороны- зарплаты явно не западные (опять же про аэропорт, про остальных не знаю). Работают вахтовым методом- 28 дней здесь, 28 дней – дома. Зарплата – около 100 тыр. Вроде неплохо. НО. Оплата идет ТОЛЬКО за вахту. За пребывание дома денег не платят (во всяком случае, так работники говорят). На круг выходит по 50. Для севера совсем негусто. Большинство аэропортовских работников- из Самары (гендир Сабетты- бывший директор аэропорта Самары). Для Самары это неплохо, но и там особо не разживешься. Плюс к этому вахта летает одним самолетом из Самары. Иногородние (есть люди из Спб, Томска, из других неблизких мест)- добираются до Самары за свой счет.
Недовольных нет. Все рады, что смогли устроиться. В самой Самаре своя авиакомпания давно умерла, аэропорт скорее жив, чем мертв. С отменой туристических чартеров в Египет и Турцию пассажиропоток резко упал, персонал сокращают, с работой беда.
Так что попавшие работать в Сабетту считают себя счастливчиками.
Но и тут встречается быдло.
«Якорный арендатор» Сабетты- компания Ямал-СПГ-строит огромный завод производству сжиженного природного газа (даже на здании аэровокзала её символика), чтобы возить потом танкерами по всему миру (в Сабетте аж 2 порта-речной и морской). В рабочей столовой висит объявление «Работники Ямал-СПГ обслуживаются вне очереди». Из-за этого произошло полукурьез- полунедоразумение. Какой-то наглый тип с рыжей бородой и брезгливо оттопыренной нижней губой, одетый в гражданку без опознавательных знаков (обычно работники ходят в фирменных комбезах), подошел и просто отпихнул моего коллегу, взял поднос и встал к раздаче. Мы не опознали в нем работника Ямал-СПГ, да и наглость возмутила, тихонько начали мужика давить. Словами и действиями (выталкивать). Мужик начал угрожать- я вас вышлю, вам закроют сюда въезд! Потом достал телефон, и начал якобы давать команды по телефону- наведи камеры сюда, выясни что за люди и готовь депортацию! Типа, большой начальник (это при том, что связь, особенно местная, настолько нестабильная, что проходят в основном только СМС). При чем вся ругань происходила вполголоса, с «милыми улыбками». Видимо, для местных депортация- самое страшное наказание, и её малейшая угроза приводит самых буйных в чувство. Даже при том, что абсолютно никаких оснований для депортации нет (как в нашем случае). Видимо, произвол и бесправие тут абсолютное.
А у нас ничего, кроме улыбки эта «угроза» не вызвала. Депортируй. Если успеешь. Мы вылетаем отсюда сами через 2-3 часа. А еще лучше, если позвонишь в контору и скажешь им, чтобы нас больше сюда не посылали. Пускай в эту дыру другие летают. А то налет мизерный (всего час лететь), а геморроя выше крыши. То груз не подготовлен, то машин нет, то грузчиков отозвали, то у них рабочий день кончился (!), то еще что (обычные ситуации для России), то вдруг погода испортилась. И получается налет 2 часа за 2-3 дня. Зарабатывай и в чем себе не отказывай. Интересно, что мужик был настолько обескуражен нашей реакцией, что потом подошел к нашему столу и спросил «Мужики, вы что, прикалывались?» Он никак не мог поверить в нашу независимость. Видимо, привык, что люди наоборот, рвутся сюда, и чужаки вроде нас настолько редки. А экипажи прилетающих самолетов (регулярное пассажирское сообщение с Москвой довольно интенсивное- несколько частот в день, плюс вахтовые самолеты с газовиками и строителями из разных городов) не остаются ночевать, а стараются убраться отсюда поскорее. Так и ушел в недоумении.