Что такое Пандора? Ящик Пандоры в мифах древней Греции. Ящик Пандоры – легенда из Древней Греции Открыть ларец пандоры
*** Предостережение! Информация содержит в себе множество энергетических штампов, способных провести активацию ядра диссонанса человека. Прежде, чем знакомиться с ней, приведите в равновесие свой внутренний мир, успокойтесь и не участвуйте в услышанном. ***
Глубинным источником всех болезней человека есть ядро диссонанса. Составлено оно на протяжении всех земных воплощений бессмертной Души. С каждой новой земной жизнью, ядро диссонанса обрастает, словно снежный ком, новыми негативными энергетическими штампами человека. Формирование ядра диссонанса начали субатомные частицы, в момент преодоления ими гравитационных порогов между уровнями сознания Неявного и Явного порядка, из которых создавались клеточки человеческого существа. На момент " сейчас " ядро диссонанса в каждом человеке уже сформировано и с каждой новой земной жизнью, только увеличивает свою силу. В ядро диссонанса включены все негативны энергетические штампы, приобретённые за все земные воплощения бессмертной Души. Энергетические штампы- это эмоциональные зависимости человека, который застрял в выхревых энергопотоках жизненного опыта. Энергетические штампы-это особая форма энергии, созданная и запечатанная в энергетическом теле человека в результате определённых переживаний в течении земной жизни. Люди должны знать, что их бессмертая Душа, покидая земную жизнь, выбирает какие именно негативные энергетические штампы навсегда включить в ядро личности. Все, имеющиеся в ядре личности, негативные энергетические штампы -составные части ядра диссонанса. Ядро диссонанса -ящик Пандоры, который пополняет человек на протяжении своей земной жизни. Пополняя его, человек увеличивает в размерах, словно снежный ком, ядро диссонанса. Содержимое "ящика Пандоры" человек беспечно раздаёт другим людям, наделяя "щедрыми подарками" всю Вселенную. Эти подарки Вселенная принимает с любовью и, усилив их энергетические потоки, возвращает назад человеку.
Несмотря на то, что энергетические штампы можно исцелить и отпустить, человек этим себя не особенно утруждает. Зачем? Ведь "Разумнее человека нет ни кого на земле!"
Только-что вы познакомились с одним энергетическим штампом ядра диссонанса. С точки зрения логического разума человека, это утверждение позитивное.
ЭГО человека вместе с энергиями власти, значимости и сравнений составляет негативные энергетические штампы:
-"Кто они, а кто я!"
-" Вам до меня ползти и ползти!"
-"Я плачу деньги, значит заказываю музыку!"
- "Деньги -это всё!"
-"Рука руку моет!"
-"Не помажешь -не поедешь!"
-"Ворон ворону глаз не выклюет!"
С этой же энергии власти и энергий жадности, деспотизма, человек создаёт негативные энергетические штампы:
-" Я-хозяин! А вы- биомасса!"
- " Все вы быдло!"
-"Твоё место на помойке!"
-"Я это могу, а вы нет!"
-"Только я могу противостоять несправедливости"
-"Я- народ! Я -страна!"
С энергий лживых обещаний, эгоизма, хитрости и подлости, обещая другим сделать невозможное, а сам себе при этом говоря:
Вы -стадо! ВЫ ленивые и мерзкие! За вашу Душу я не дал бы и гроша! Все вы только и ждёте подачки и манны с небес!
С энергий страха, вины, обязательств, греха и справедливости, обсуждения и осуждения, создаются негативные энергетические штампы:
-" НЕ было на молоке, не будет и на киселе!"
- "Нищим родился, нищим и помру!"-
- "Я никому не нужен!"
-"Жизнь -сплошной бардак!"
- "Устал от жизни!"
- "Зачем так жить?"
-" Вокруг одни аферисты!"
- "Моё не отдам никому!"
-"Что люди-то скажут?"
-"Наплевать на всё!"
Можно было бы продолжать до бесконечности. Каждый негативный энергетический штамп на протяжении всей жизни прилепливается к ядру диссонанса, которое приходит в это земное воплощение с ядром личности новорождённого на земле человека. Снежный ком ядра диссонанса увеличивается за счёт ядра диссонанса, присутствующего в генетических историях двух родов (матери и отца) молекулы ДНК клеточек человека. Смешанные особые формы энергии ядра диссонанса способны атаковать сознание субатомных частиц клеточек человеческого существа и подчинить их своей воле (зомбировать). Необходимо помнить, что субатомные частицы клеточек человека принимают такой образ, который для них создал владелец Храма Бога, который они создали: - человек. Беспрерывная атака сознания субатомных частиц энергиями ядра диссонанса, приводит к разрушению коллективного сознания одного или нескольких органов человека и возникновению заболевания этих органов.
Человеку дан мощнейший процессор- человеческий мозг. Его возможности безграничны. При помощи мозга запускаются все процессы в теле человека. Именно мозг способен исцелить, нейтрализовать и отпустить негативные энергетические штампы человека и разрушить ядро диссонанса уже в этой земной жизни. Для этого необходимы:- эти знания, сила воли, намерение и вера. Вы все свободны в выборе своём. Можете и дальше наполнять свой ящик Пандоры, и ящик Пандоры своего дома, деревним, селения, города, страны и планеты.
Тогда не молите Бога, крестясь одной рукой, а другой, загребая к себе всю энергетическую грязь и, наполняя ею Храм Бога -ваше существо. Тем самим вы превращаете храм Бога в муссорную свалку. Прежде чем она станет превращаться в плодородную почву для урожая необходимо не одно земное воплощение.
Когда человек смотрит на другого человека, он видит перед собою Бога, а не то, что "видит логический разум".
Выражение «ящик Пандоры» пришло к нам из Древней Греции, став олицетворением внезапных бед и несчастий. Существует версия, якобы вещь, которую хранила девушка Пандора, греки называли иначе. Но, переводя этот миф, ученый Эразим Роттердамский окрестил этот предмет ящиком в своем научном труде «Пословицы». В таком виде изречение сохранилось до наших дней.
Ящик Пандоры - что это?
Ящик Пандоры - это ларец, в котором были заключены несчастья и болезни, такой суровый дар подготовил для людей греческий титан Зевс. Со временем выражение «ящик Пандоры» стало крылатым, и получило двойное толкование:
- Олицетворение всевозможных бед.
- Чрезвычайно любопытный человек, который своей настырностью может нанести вред себе и другим.
Этот миф был очень популярен и у греков, и у римлян, в обоих сказаниях вина за случившееся возлагалась на богов и Пандору, которая этот ящик открыла. Интересно и другое толкование, появившееся в 17 веке, благодаря модельерам. Для демонстрации модной одежды были созданы манекены, которые охотно ставили в домах богачи. Эти фигурки назвали Пандорами, потому что:
- куклы открыли сундуки с нарядами;
- несчастья превратились в красоту модных вещей и разлетелись по миру, даруя женщинам радость.
Ящик Пандоры - миф или реальность?
Ученые не одно десятилетия спорят, существует ли ящик Пандоры на самом деле. Если взять за основу теорию, что до появления на Земле Пандоры с вредным багажом человечество не знало болезней, можно предположить, что речь идет о развитии расы. Есть версии, что таинственный ларец Пандоры это:
- Экологическая катастрофа, изменившая генетику людей.
- Подарок инопланетных цивилизаций, которые проводили эксперимент над населением Земли.
- Предмет, уничтоживший более развитые цивилизации нашей планеты, оставив одну, которая выжила, но потеряла в мутациях задатки здоровья и умение повелевать энергиями.
Легенда о ящике Пандоры
Сразу возникает вопрос: почему сосуд несчастий связывают с именем девушки, и не Зевса, который начинил его? Эту историю излагает миф про ящик Пандоры, который сохранили жители Эллады. Когда люди получили огонь от титана Прометея и почти сравнялись с богами, властелины Олимпа сильно рассердились и решили всех наказать. Они создали красавицу Пандору, чтобы она принесла на Землю ящик с бедами.
Имя переводится, как «всеми одаренная», каждый бог постарался наделить девушку лучшими качествами:
- Гефест изваял дивную фигуру;
- Афродита наделила красотой;
- Афина приготовила самые богатые одежды;
- Гера подарила большой ум;
- Гермес – находчивость и ;
- Зевс вдохнул душу и неуемное любопытство.
Для чего нужен ящик Пандоры?
Ящик Пандоры – миф, похожий на историю про троянского коня, ведь сама девушка не знала, куда и зачем ее направляют, да еще и с непонятным багажом, который дал сам Громовержец. Изначально красавицу предлагали в жены Прометею, но тот отказался, поскольку ждал подвоха от богов. В Пандору влюбился брат титана Эпитемей и принял в свой дом со скромным приданым. По версии римлян поклажу невесты принес сам бог Меркурий.
Что означает ящик Пандоры - это изощренная кара для людей, которую подготовил Зевс. А позже стал олицетворением того, чем его начинили:
- болезней;
- несчастий.
Что хранится в ящике Пандоры?
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что содержимое подарка Зевса было мудро зашифровано сказателями древности. Тайна ящика Пандоры многие столетия оставалась не разгаданной, а ведь беды и болезни, заключенные в сосуде, можно растолковать, как:
- смертельные или опасные вирусы;
- невидимые глазу семена, отравляющие землю;
- излучения, провоцирующие всевозможные катаклизмы.
Если предположить, что богами в древние века люди называли пришельцев с других планет, вполне реально допустить и существование ящика с опасным содержимым. В пользу версии говорит и то, что Зевс создал несчастья немыми, чтобы подкрадывались к людям тихо и незаметно. Ведь вирусы и излучения тоже не заметны человеческому глазу. Философы объясняют суть мифа по-своему, якобы ящик Пандоры был вместилищем энергетики зла, которое распространилось по свету.
Кто открыл ящик Пандоры?
Зевс запретил Пандоре открывать подарок, но при этом рассчитывал, что любопытная красавица не сможет удержаться от соблазна. Тайна ящика Пандоры быстро перестала таковой быть, избранница богов поинтересовалась содержимым. Миф повествует, что оттуда вылетели крохотные существа, которые стали жалить девушку. Если опираться на это изложение, можно предположить, что в реальности красавица выпустила насекомых – носителей страшных вирусов. Про ключи от ящика Пандоры легенды умалчивают. В поэмах некоторых греческих поэтов говорится, якобы ключи дал девушке сам Зевс.
Что осталось в ящике Пандоры?
В мифе сказано, что после того, как красавица открыла опасный ларец и пострадала от укусов крылатых существ, то быстро закрыла крышку. Но тут чей-то голос велел снова открыть ее, чтобы исцелиться от ран. Это говорила Надежда, которую дал людям в утешение Зевс. Дальше сохранилось два варианта событий:
- Пандора послушалась, выпустила Надежду и исцелилась.
- Девушка побоялась снова открыть ларец, и на дне навечно осталась Тщетная Надежда.
Русско-украинский мини-сериал «Ящик Пандоры» о том, что тайное всегда становится явным. Главные роли в этой мелодраматичной истории исполняют Владимир Гостюхин, Ольга Волкова, Дмитрий и Даниил Певцовы, Михаил Богдасаров, Константин Милованов («Суперменеджер, или Мотыга судьбы»), Виктория Исакова («Остров»). Помимо хорошего актерского состава этот многосерийный фильм может похвастаться продуманным сюжетом, который держит зрителей в напряжении с первого кадра. Чтобы убедиться в этом, начните смотреть онлайн «Ящик Пандоры» прямо сейчас. Всеволод и Анна Ларионовы прожили вместе долгую жизнь и были счастливы во всем, за исключением одного момента – у них не было детей. Всеволод работал врачом в детском доме, и однажды они вместе с женой решили усыновить сначала девочку Варю, а затем еще Наташу и Максима. Супруги решили не говорить детям, что они неродные. Документы об усыновлении Ларионовы хранили в шкатулке, которую называли между собой ящиком Пандоры. Но однажды этот ящик распахнулся…
Смотреть онлайн все серии подряд сериала Ящик Пандоры вы можете совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Что означает выражение «Ящик Пандоры» ? Иносказательно это источник различных бед и несчастий. Для многих этот фразеологизм предельно понятен и ясен, но не многие знают историю его происхождения.
История словосочетания «ящик Пандоры» корнями уходит в древнегреческое сказание. Согласно которому, миром со священного Олимпа правил Зевс, а люди, жившие на Земле, не знали горести и бед, были счастливы и довольны. Но на Земле не знали огня. Чтобы помочь людям Прометей украл с Олимпа священный огонь и принес его на Землю. За этот проступок Зевс решил наказать не только Прометея, но и людей, которые осмелились пользоваться этим даром.
В соответствии с мифом изначально человечество состояло исключительно из мужчин. Мужчины вели беззаботную жизнь, воевали, веселились, пели и плясали. Но Зевс (бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев) в наказание людям за похищенный Прометеем для них огонь повелел Гефесту (Богу Огня) создать женщину.
Гефест для создания сложного существа привлёк множество богов каждый из которых наделил её особым даром. Афина вместе с харитами нарядила ее в сверкающее платье и надела на шею золотое ожерелье. Афродита подарила красоту, обольстительную улыбку и нежный голос. Гермес одарил умом,сладкоречием, хитростью и коварством. Назвали «новорожденную» Пандорой -«одаренная богами».
Меркурий отнес неземное чудо к брату Прометея, титану по имени Эпиметей, что в переводе с греческого значит «думающий потом». И не смотря на предостережения брата Прометея: «Не принимай даров от Зевса». не смог устоять Эпиметей, ведь так хороша и обольстительна была Пандора, и взял девушку в жены. Пандора была первой женщиной на Земле.
Они провели первые дни своей совместной жизни, безмятежно гуляя, взявшись за руки, в прохладной лесной тени, среди гирлянд благоухающих цветов, утоляя голод сочными плодами, которые висели так низко, что достаточно было только протянуть руку, чтобы сорвать их.
Однажды вечером, танцуя на лужайке, они увидели, что к ним приближается посланец Юпитера, Меркурий. Он шел медленно и устало, одежда его была покрыта пылью и заляпана грязью, а на плечах лежал сундук, пригибавший его к земле своей тяжестью.
Пандора остановилась и с женским любопытством стала гадать, что может быть в этом огромном сундуке. Она шепотом попросила Эпимета узнать, что привело сюда Меркурия. Эпимет выполнил ее просьбу, но Меркурий ничего не ответил на его вопрос и только попросил разрешения оставить сундук на хранение в их доме, объяснив, что слишком устал, чтобы доставить его по назначению сегодня, и пообещал скоро забрать ящик. Это разрешение было ему дано. Меркурий со вздохом облегчения поставил сундук в угол и удалился, отказавшись от предложения гостеприимных хозяев отдохнуть и перекусить.
Эпимет не задумываясь сдержал слово и продолжал веселится. Но Пандоре захотелось взглянуть на содержимое таинственного ящика. Эпимет, удивленный и шокированный желанием жены, заявил, что нарушать указы богов нельзя.Эпимет поспешил позвать жену на свежий воздух, где веселились и играли их друзья, но Пандора впервые отвергла его предложение. Расстроенный и обескураженный, Эпимет вышел из дома один, надеясь, что она вскоре присоединится к нему.
Оставшись наедине с таинственным сундуком, Пандора сгорала от любопытства. Она осторожно подошла к нему и стала с интересом разглядывать. Он был изготовлен из темного дерева, а на крышке была вырезана голова, да столь искусно, что Пандоре показалось, что она улыбается и подбадривает ее. Ящик был обвязан блестящим золотым шнуром, который на крышке был завязан сложным узлом. Пандора, гордившаяся своими искусными пальчиками, не сомневалась, что сумеет развязать его, и подумала, что не будет ничего плохого, если она просто немного ослабит узел, не заглядывая под крышку.
Из ящика до уха Пандоры донеслись звуки, похожие на шепот. После того как она развязала узел, они стали громче, и она, затаив дыхание, приложила ухо к крышке, желая убедиться, что эти звуки и вправду несутся оттуда. Легко же представить ее удивление, когда до нее донеслись слова, произнесенные жалобным голоском: «Пандора, дорогая Пандора! Пожалей нас, выпусти нас из этой мрачной тюрьмы! Открой крышку, умоляем тебя, открой!»
Сердце Пандоры забилось так часто и громко, что его удары на мгновение заглушили все остальные звуки. И тут же до ее слуха донеслись знакомые шаги. Это был Эпимет. Она знала, что он идет, чтобы заставить ее выйти из дома. Предположив что она может не успеть выпустить жалобных существ она поспешно приоткрыла его крышку, чтобы взглянуть, что там.
Коварный Юпитер вложил в сундук все болезни, беды, пороки и преступления, и, как только крышка сундука приоткрылась, они вылетели вон и под видом маленьких существ с коричневыми крылышками, очень похожих на мотыльков, принялись кружиться вокруг Эпимета, вошедшего в дом, и вокруг Пандоры, безжалостно кусая и жаля их. Потом они вылетели через открытые окна и дверь и набросились на друзей Эпимета, и их радостные крики тут же сменились жалобными стенаниями.
До этого Эпимет и Пандора никогда не испытывали боли или гнева, но, как только крылатые злобные духи искусали их, они заплакали и - увы! - впервые в жизни поссорились. Эпимет принялся горько упрекать жену за ее безрассудство, но в самый разгар своих упреков неожиданно услышал жалобный голосок, взывавший о свободе. Голос доносился из сундука, крышку которого Пандора захлопнула, как только почувствовала первые приступы боли. «Откройте, откройте, я исцелю ваши раны! Прошу вас, выпустите меня отсюда» - умолял голосок.
Несчастные супруги вопросительно посмотрели друг на друга и снова прислушались. До их слуха опять донесся жалобный голосок, и Эпимет разрешил жене открыть крышку и выпустить того, кто просился на свободу, добавив при этом, что она принесла своим несносным любопытством столько зла, что хуже уже не будет. Пандора открыла ящик во второй раз. И чудо, кто то из богов преисполнившись жалости к человеку, спрятал среди духов зла одно доброе существо, Надежду, которая стала исцелять раны, нанесенные теми, кто сидел с нею в сундуке.
Надежда дотронулась до искусанных мест на теле Пандоры и Эпимета, и боль тут же утихла. После этого она быстро вылетела в открытое окно и занялась исцелением других жертв злых духов, вселяя в них бодрость.
Так, согласно верованиям древних, в мире появилось зло, принеся с собой невыносимые страдания, но за ним по пятам всегда идет надежда, помогая страждущим людям и суля им счастливое будущее.
С тех пор люди забыли многих богов, но Надежду они почитали всегда.
Не смотря на то, что большинство людей соглашается с выводом что женщины как и Пандора творят зло и во всем виновны. Многие эксперты считают историю искаженной церковниками которые всегда ненавидели женщин за их не покорность, плохую внушаемость религии, ум и проницательность, о чем писала ещё инквизиция в Молоте Ведьм. Эксперты предполагают что Пандора могла открыть не горести, а знания (так же как и Ева вкусила яблоко мудрости) , и танцующие и беззаботные люди просто стали осознавать свою жизнь смотря на себя критически Ведь согласитесь довольно странно бесконечно плясать и веселится в экстазе. К тому же более не разумно было оставлять у себя не знакомый предмет чем его проверить, ситуация могла сложится как угодно. Ну и конечно же ни один жалобный голосок не может оставить женщину равнодушной.
В древнегреческий миф, как в повествование, сложившееся в предписьменную эпоху, встроено особое устройство, с помощью которого всякий, кто переписывает или пересказывает этот миф, должен сначала выдать свое местоположение во времени и пространстве.
Так и мы, пересказывая содержание мифа о Пандоре, должны определить позицию рассказчика и его - моей - аудитории. Итак, отчего это мы вообще находим важным узнавать некие подробности мифа о Пандоре?
К сожалению, ответ нам не понравится. Мы все еще живем в эпоху перехода от патриархата, от так называемых традиционных ценностей - права сильного, господства массового человека, культа развития и расширения человеческого присутствия в природе и космосе - к ценностям гуманистическим, к уважению к слабым, гонимым, бедным и больным, к взаимоуважению не на основе силы, а на основе человечности, к расширению прав и человеческих возможностей для изгнанных.
А Пандора если не главная, то одна из главных героинь вступления в мир нашего еще не кончившегося и, к счастью, пока что не прикончившего нас вчерашнего дня.
Джон Флаксман // wikipedia.org
Миф о Пандоре
Считается, что миф о Пандоре - это очень поздняя переработка каких-то восточных сказаний, произведших столь сильное впечатление на Гесиода, что тот решился инкрустировать мифом о Пандоре главное предание греков - о происхождении мира. И он придумывает сказочку о «прекрасном зле», или κακὸν καλόν, воплощенном в Пандоре.
Женщину эту глашатай бессмертных Пандорою назвал,
Ибо из вечных богов, населяющих домы Олимпа,
Каждый свой дар приложил, хлебоядным мужам на погибель.
Хитрый, губительный замысел тот приводя в исполненье,
Славному Аргоубийце, бессмертных гонцу, свой подарок
К Эпиметею родитель велел отвести…
(Гесиод. Труды и дни. Перевод В.В.Вересаева)
С чем сравнить это новаторство Гесиода, граничащее с фальсификацией? Представьте себе, что кто-то, вознамерившись описать проблемы современного общества, вдруг объявит, что всему виной индустрия моды и секс-услуг: индустрия моды создала манекены, из которых вырос смертоносный культ сверхтощих манекенщиц, а другая научилась производить надувных резиновых женщин для психосоматических упражнений богачей, якобы опасающихся связей с настоящими женщинами. Занятно, но не слишком убедительно.
«Пандора увенчанная Временами года». Уильям Этти // wikimedia.org
Рождение Пандоры
Итак, Пандора родилась не сама по себе. Как и другая женщина, знакомая нам из древнееврейской мифологии, и эта женщина была вылеплена по приказу верховного божества ― специально для того, чтобы обольстить или самого первого, или самого умного человека, или недавно покоренное божество.
Бог, создавший Адама без особого плана, счел себя вынужденным дорабатывать проект. Так возникла первая, если не считать Лилит, женщина - Ева. А греческий Зевс собирался отомстить титану Прометею за кражу огня для людей (мужчин) и велел своему одаренному сыну Гефесту создать существо, которое поставило бы границы почти бесконечным возможностям человека.
Он добился своего благодаря двум уловкам. Первая, действенность которой была подтверждена в ходе Троянской войны, навсегда прервавшей отношения между богами и людьми, ― это невероятная красота женщины. Нужно помнить, что Гефест был супругом Афродиты - ревнивым, но и ценимым самой прекрасной из богинь - теткой его отца. Поэтому и в Пандору Гефест, внучатый племянник своей супруги, вложил не только всю свою страсть к Афродите, но и всю свою ревность к жене.
Пороки Пандоры
Прелесть Пандоры, пробуждающая в туповатом племени мужчин неодолимую и неутолимую похоть, копировала в чем-то и мать Гефеста, умевшую отвлечь отца богов и людей от любого сколь угодно захватывающего дела.
Однако же, даже это свойство было бы терпимо и не стоило бы миру мужчин никаких особых затрат, если бы только сработанная Гефестом женщина соблюдала определенные правила. Вместо этого, и в отличие от Елены Прекрасной, вылупившейся из яйца, снесенного Ледой, Пандора была наделена четырьмя пороками: ленью, любопытством, ревностью и мстительностью.
Очевидно, что пятым пороком было лишенное всякой гармонии сочетание пороков: мы видим уже в этом наборе довольно типичные мужские стереотипы, определявшие отношение к женщине как к подчиненному биологическому подвиду - вместе и презираемому, и вожделенному, и опасному, а в чем-то весьма существенном превосходящему «старший подвид», мужчин.
Миф о Прометее
Пока Прометей создавал человека вместе с братом Эпиметеем, некоторые условия технического задания соблюсти не удалось. Прометей нашел поначалу только один выход: для показа действующей модели нужно подделать условия испытаний.
Постепенно все слабости и болезни, страсти и страхи, которые человеческое существо должно было преодолевать собственными силами, Прометей прятал в глубокий пифос (бочку). К числу страстей и напастей, которые не должны были мешать человеку действовать как разумное существо, относилась и избыточная мечтательность. И эту склонность мечтать о неисполнимом Гефест отложил в свой спецхран. Только когда бочка стала переполняться, Прометей понял, что за счет внутренних ресурсов человек не пройдет приемку, и решил снабдить свое детище божественным огнем - тем самым инструментом, без которого и Зевс не был Зевсом, а Гефест - Гефестом.
Прометей понимал, что Зевс обязательно придумает что-нибудь, лишь бы разрушить его детище, раз уж сам он - как божество - не может быть уничтожен. Гесиод не уточняет, знал ли Прометей, каким именно образом Зевс добьется своего, но общепринятой и общеизвестной версией мифа является вот какое сообщение.
Прометей и Пандора. Johann David Schubert // wikimedia.org
Прометей велит Эпиметею не принимать от Зевса никаких подарков. Тем временем Зевс отправляет свежеиспеченную Пандору прямиком к Эпиметею и притом в сопровождении бога курьеров и торговцев Гермеса. Когда же Эпиметей, предупрежденный Прометеем, отказался принять Пандору, Зевс в ярости велел Гефесту приковать Прометея к одной из гор в области нынешних Кавказских минеральных вод, где орел рвал титану бессмертную печень, еженощно отраставшую вновь и вновь после каждой трапезы птицы.
Еще одна занятная подробность, характеризующая более Зевса, чем Прометея. Чтобы запугать Эпиметея и ввести в заблуждение остальных богов, Зевс обвинил Прометея в желании сойтись с самой Афиной, которая, видимо, и заманила титана в горы, вот только вместо Олимпа, где его ждали, титан очутился на Кавказе. Этот сюжетный поворот особенно интересен: никакой встречи Афины и Прометея и быть не могло, но в подтексте этой сплетни - мысль о незадавшемся производстве совершенного человека, которое так хотелось спасти самим богам.
И только узнав, в какую беду попал его подвижник-брат, Эпиметей счел за лучшее не отказываться от подарка Зевса и взять Пандору в жены.
Ящик Пандоры открыт
Как было сказано, ленивая, но любопытная Пандора скоро добралась до пифоса и собралась переложить оттуда в свою пиксиду, или в ящик, уже носивший к тому времени ее имя, хоть что-нибудь ради дальнейшего использования. Но, раскрыв бочку, она выпустила собранные Гефестом баги автономной компьютерной приставки «Человек» в исполнении Прометея. Только вмешательство Гермеса позволило хоть что-то оставить в пиксиде, герметично закрыв эту шкатулку.
Но все же многие напасти, подкарауливавшие человека и до поры до времени спрятанные в пифосе Прометея и в пиксиде Пандоры, - от безумия и старческой бесчувственности до болезней и пороков, которые молодые взращивают бездумно, а старики безумно, - вырвались наружу и с тех пор не утихают.
Пандора открывает ящик // wikimedia.org
Миф о Пандоре как антифеминистская притча
Писатель и мифолог Роберт Грейвс был уверен, что весь этот рассказ «не настоящий миф, а антифеминистская притча, причем не исключено, что изобретенная самим Гесиодом, хотя и на основе истории Демофонта и Филлиды. Пандору («одаренную всеми») Грейвс отождествляет с богиней земли Реей, которой под этим именем поклонялись в Афинах и кое-где. Рею пессимистически настроенный Гесиод обвинял в том, что из-за нее человек стал смертным, претерпел в жизни столько зол, а жены столь склонны к супружеским изменам.
Можно сказать, что миф о Пандоре - это хитро сплетенная идеологема «опасной и бездумной женщины, запущенной в производство без соответствующих испытаний». В схолиях к стихам Гесиода о Пандоре чувствуется желание примирить самую примитивную женоненавистническую идеологию с первыми попытками антропологической периодизации вселенной.
Согласно этой периодизации, первый урожай людей сняли в Аттике, а первый человек, Алалкоменей, сразу оказался в свите Зевса и Геры, всячески разрешал их ссоры и даже воспитывал Афину, когда та была ребенком.
Мы, однако, помним, что Афина родилась сразу во всеоружии и совершенно взрослой из головы своего отца. Он, незадолго до этого, проглотил свою возлюбленную беременную Метиду из опасения, что их общий сын свергнет Кронида. Первое поколение людей и поклонялось отцу Зевса, Крону, хотя никаких жертв они не приносили, были вегетарианцами, радостно жили, не старели и вместо смерти впадали в приятный сон. Золотое поколение и до сих пор каким-то образом сопровождает человечество в счастливых снах. Его блаженными представителями считают правдолюбцев и защитников справедливости.
С другой стороны, многим архаистам и консерваторам близка интенция Гесиода-женоненавистника, и в более поздние времена то и дело появляются на свет философы, можно сказать живущие с мифом Гесиода. Таков известный немецкий философ-пандорианец - Артур Шопенгауэр.
Героический эпос
Гесиод и его схолиаст называют людей серебряного века «маменькиными сынками», которые так привыкли во всем подчиняться женщинам, что прославились только нытьем и сварливостью, за что Зевс их всех в конце концов и извел. О мучительном сходстве серебряновечных с людьми так называемых «серебряных веков» в императорском Риме и в царской России перед концом последней Гесиод совсем ничего не говорит. Следующее за серебряным медное поколение уже умело пользоваться оружием, их воинственность стала источником их жестокости, и медное поколение скосила чума.
Четвертое, так называемое героическое, поколение, сменившее людей медного века, было продуктом смешанных союзов богов и богинь и смертных мужчин и женщин. Это о них повествует героический эпос. Воинская и политическая слава не помешала им, однако, перед смертью и отбытием на острова блаженных отметиться в многочисленных кейсах убийства родственников, инцеста, похищения людей и так далее.
Героический век не мог бы продержаться долго, потому что как раз в самом его начале Зевс и велел создать Пандору. Гермес, сопровождавший Пандору к тяжелодуму Эпиметею, с точки зрения многих исследователей, ― это аллегория фундаментального недоверия, которое только и могут испытывать друг к другу люди и боги, даже такие чрезвычайно близкие друг другу сугубые обманщики, как Гермес и Пандора. Не забудем, что Гермес регулярно приводит Персефону к матери от Аида, а потом ведет ее назад, в подземное царство. И Евридику - сначала к Орфею, а потом - в обратном направлении - отвел Гермес-Психопомп (то есть Снаряжающий Душу в последний путь).
Пандора. Dante Gabriel Rossetti // wikimedia.org
Трагизм людей героического века еще и в том, что они понимали невольно заложенное в Пандоре сильное эротическое начало, постоянно нуждающееся в толковании. Что же это такое - «Пандора»? А это еще и та, ради которой даже рациональный человек героического века может «отдать все». Вот почему еще Гермес сопровождает Пандору к Эпиметею. Об этой функции таинственной пары рассуждает Эрих Фромм, предчувствовавший, как и критикуемый им Зигмунд Фрейд, опасность, исходящую от плоского человека следующего века.
Да, на смену всем этим поколениям придут железные люди, главной характеристикой которых считаются уже не сами преступные деяния, но ожесточенная коллективная ложь нашего века. Вот почему нет ничего удивительного в любопытстве, с каким мы ждем новостей о Пандоре, воплощении двойной или даже тройной рекурсии. Это любопытство особенно разогрето вспышками огненного женоненавистничества, которые время от времени случаются даже в развитых странах, оставаясь печальной нормой для большинства стран земли.