Самостоятельная экскурсия из берлина в потсдам. Потсдам, германия Потсдам как добраться из берлина
Всегда стараюсь подготовиться к поездке дома, максимально продумать все нюансы заранее. И тогда разные мелочи и нестыковки не будут портить драгоценное время отдыха.
Для поездки в Потсдам как нельзя лучше подходит дневной проездной, который действует на все виды городского транспорта в этих городах и на электричку до Потсдама. Я дома долго изучала форумы о транспорте Берлина, в том числе инструкции с картинками, как покупать билеты в автомате. На деле оказалось все просто. Главное, выбрать нужный билет правильно, чтобы не оштрафовали. Проезд в Германии по зонам. Как правило, 1-2 зоны – это центр города. А мы едем аж в пригород, значит, нужен самый дорогой проездной на один день.
Товарищи, запасайтесь евромелочью заранее! Со мной смешной случай получился. Я стою в переходе в метро и пытаюсь купить проездной. Но у меня нет без сдачи, и ничего не выходит. Уже человек 5 немцев пытались мне помочь, но ни у кого не было мелочи. А на этой станции метро не было кассы, не разменяешь. Можно поехать на другую станцию и купить там в кассе. Да, но чтоб поехать на метро, нужно купить билет, а нет мелочи. Вот такой замкнутый круг получился. Я потеряла около часа драгоценного времени. Не повторяйте моих ошибок, пожалуйста!
Ездила я в феврале, было около нуля, и постоянно шел мелкий дождь. Взяв на вокзале в Потсдаме в инфоцентре бесплатную карту, я прикинула, что расстояния небольшие, и решила ходить пешком. Это была моя вторая ошибка. Уж коли купила проездной, то почему бы не поберечь ноги? Но все равно мой проездной окупился.
Заранее о Потсдаме не читала ничего, хорошо, хоть буклет с картой попросила на русском, хоть какое-то представление о городе. Если сравнивать город с Берлином, который я посетила накануне, Потсдам понравился в несколько раз больше. Он прочно поселился в моем сердце, прямо возле Праги и Львова.
Посетила почти все достопримечательности, выделенные на карте, даже римские развалины, хотя они находятся посреди парка (а я бы сказала, что леса). Вот с ними тоже была история. Пока я их искала, заблудилась, и не могла вообще понять, куда иду. Народу – ни души, я уже было и реветь собралась, и тут на мое счастье шел дяденька немец с собачкой. Я все-таки расплакалась, тыкала ему свою карту, что-то лепетала на английском, в итоге, он показал, где выход. Счастью не было предела! Ребята, никогда не надо отчаиваться, даже без знания языка можно найти путь!
Поскольку я была в феврале, то парк Сан-Суси был частично на зимовке – деревья в деревянных ящичках, чтоб не замерзли, скульптуры убраны частично, фонтаны не работают. Печально, конечно, но даже в таком виде парк настолько очарователен, что не могу передать словами. К сожалению, не было времени зайти в сам дворец. В сувенирном магазинчике цены такие запредельные, ужас! Но выбор большой, и я задушила свою жабу и купила магнитик с изображением парка Сан-Суси за 7 евро.
От парка до вокзала проехалась на автобусе, а то ноги уже отваливались. Вот и закончился интересный, полный приключений день. Теперь Потсдам мне даже снится иногда, очень советую выделить день и посетить это чудо.
Берлин… Моя детская мечта! Сколько раз я мечтала, как попаду в этот чудесный город, но всё время что-то отвлекало. Ну вот этот час настал! Мы провели в Берлине самостоятельно несколько дней. Но Берлин взял и стал одним из самых больших детских разочарований из путешествий…
О разочарованиях подробно будет рассказано в соответствующей рубрике. А здесь — отчёт о нашей самостоятельной поездке в Германию.
Подготовка к зимней поездке в Германию началась, как водится, с бронирования дешёвых билетов на новогодние каникулы. Лоукостер — уже знакомый Ryanair, вылетом из Риги. Нам попались авиабилеты Рига — Берлин по хорошей цене: и с этого момента всё завертелось 🙂 Как видно из маршрута , мы посетили три города Восточной Германии: Берлин, Потсдам и Дрезден.
Переезд в Латвию
Так как вылет в Берлин был из Риги, надо было как-то туда добраться. Обычно, если мы берём дешёвые лоукостерные билеты по Европе из Риги/Варшавы/Вильнюса, то едем туда автобусами Ecolines. Дёшево и сердито, и одна ночь (плюс-минус) в пути. В этот раз мы решили разнообразить нашу поездку. До Риги мы добрались на blablacar. Дорога из Москвы заняла часов 17, латвийские пограничники, как всегда, расторопностью не отличались. Мы простояли часов шесть точно. Мой совет — езжайте на автобусе, если есть возможность: для них есть отдельная полоса на границе, и все процедуры займут полтора-два часа, а не пять, как на легковом авто. В общем, стартанув из Москвы в 6 утра, мы прибыли в Латвию часам к 10 вечера, уже по местному времени. Если бы не долгое стояние на границе, первая поездка с blablacar нам очень даже понравилась — недорого, тепло, удобно, да и компания подобралась отличная.
- Латыши зажали мультивизу 🙁 Консул не впечатлился пятью моими мультивизами, работой в туроператоре по Балтике, многократными въездами-выездами через латвийскую границу, и поставил мне визу под сроки поездки.
- Самые медлительные пограничники в мире
- Далее: латвийские пограничники ставят въездной штамп не аккуратненько сбоку, чтобы оставить место для других печатей в этой мультивизе (как это делают финны, эстонцы, поляки — в общем, все остальные), а лепят её посерёд страницы, да ещё и вертикально. Потом сложно ставить на такую страницу другие въездные штампы, драгоценное место в загранпаспорте тем самым расходуется. Каждый раз, Карл!
- А ещё — в Риге каждый раз начинаются нехорошие приключения. То автобус опоздает, то оказывается, что в нём нет зарезервированных нами мест (и такое было), то рейс отложат.
В этот же раз, когда мы, уставшие, прибыли в 10 вечера в латвийскую столицу, выяснилось, что банковская карта из-за операции в несколько евро за оплату в незнакомом месте (хостел в Риге) заблокирована, наличных евро ни на что не хватает — мы намеревались снять деньги в банкомате или вообще платить по возможности безналом, а позвонить в банк нельзя, так как моя симкарта тоже ушла в минус из-за необдуманно отправленной друзьям смс. У Ника не подключен роуминг. В итоге мы не могли пополнить баланс по причине замороженного счёта, а счёт разблокировать — по причине того, что телефон в минусе. Так что не люблю я приключения в транзитной Латвии. Но поспорить нельзя: Рига — город красивый.
Ночью побродили по заваленным снегом улицам Риги, поели пельмешек в кафе.
Останавливались в хостеле (виновнике блокировки карты) за сущие копейки.
Перелёт Рига — Берлин
Утром от автовокзала доехали до Рижского аэропорта на маршрутке №22. Перелёт Рига — Берлин. Райнаэйр устанавливает ограничения по багажу, так что ознакамливайтесь с правилами провоза багажа заранее: с собой в ручную кладь одна маленькая сумка/рюкзачок и средних размеров чемодан/большой рюкзак. С этими мерами мы уже были знакомы, так что обошлось без проблем. Еще важно иметь с собой распечатанный авиабилет, иначе придётся печатать его на стойке авиакомпании не то за 30 евро, не то за 50. В общем, выйдет дороже билета. Если с ручной кладью и билетом всё ок, то дальше можно расслабиться, так как и сервис и борт вполне приличные. В Берлине мы приетели в аэропорт Berlin Schonefeld (SXF).
От аэропорта Шёнефельд до Берлина можно добраться за полчаса прямо на метро за полчаса. Аэропорт Шёнефельд относится к зоне C, билет покупается тут же в терминале. Поезда в Берлин ходят часто, каждые минут 10-15. Станция Berlin Schonefeld у аэропорта:
Отсюда мы доехали на нужную нам станцию Ostkreutz и благополучно высадились, пешком добравшись до отеля Holiday Inn Berlin City East Side. Отель находится недалеко от одноименной галереи (той самой Берлинской стены), тянущейся вдоль реки Шпрее.
Фото с сайта booking.com
Сам по себе отель — хорошая четвёрка. Мне удалось забронировать его за копейки, пользуясь рабочими контактами. Рядом с отелем находится Mercedes Benz Arena и вот такие офисы:
В этих офисах постоянно вечерами работали какие-то трудяги. У немцев начало января (за исключением 1.1 и вроде бы 2.1) — обычные рабочие дни.
В первый вечер в Берлине мы прогулялись до знаменитой бургерной Burgermeister на другой стороне от Шпрее по мосту Oberbaumbrücke. Бургеры оказались действительно очень вкусными, удивила местная газировка Mischmasch (мы называли её Миш-Мяш) — микс колы с фантой. Из минусов — точка крошечная, больше похоже на киоск, поэтому места только стоячие и, по сути, едите вы прямо на улице — то есть ни присесть, ни погреться. Летом наверное, супер, а вот в начале января не очень 🙂
На следующее утро у нас была запланировала бесплатная экскурсия по Берлину . То есть, не совсем бесплатная, конечно 😉 В конце экскурсии гид всегда просит всех скинуться на благо дальнейших свершений (так называемые donations). Обычно дают 5-10 евро c человека. В любом случае, это дешевле, чем обычная групповая экскурсия. Такие бесплатные экскурсии есть практически в каждом городе, поэтому стоить посёрфить в интернете заранее. Мы записывались заранее на бесплатную экскурсию по Берлину . Люди на такие предложения реагируют гораздо активнее, чем на групповую экскурсию, стоимостью, скажем в 15-20 евро, поэтому подобные «бесплатные» экскурсии окупаются на 100 и более процентов. Некоторые отсеивались после половины экскурсии и не платили.
На самом деле, в этот январский день погода в Берлине была очень морозная. Температура -15 при высокой влажности — бррр!
Выходим из отеля. Утром Берлин открылся нам во всей своей индустриальной красе:
Шучу, конечно. Разве это краса? Но так выглядит большая часть города. (Справедливости ради, стоит заметить, что это Восточный Берлин. Сказывается постсоветское наследие…) Но такой тоски я даже в российской глубинке не видела. Панельные девятиэтажки, трубы заводов, везде какие-то заборы, проволока натянута… Всё серое и мрачное. Граффити, которого тут очень много, только усиливает общий эффект безнадёги.
Ждём поезд.
Начинается обзорная экскурсия по Берлину — вот и место встречи с гидом, у Бранденбургских ворот. Несмотря на хмурую погоду и мороз, все разбиваются на группы и терпеливо ждут начала экскурсии. На запланированное нами время (11:00 утра) любителей халявы было человек 60-70, и нам пришлось разбиться на три группы.
Я очень недовольна тем, как холодно 🙂
Маршрут экскурсии по Берлину пролегает от Бранденбургских ворот мимо Мемориала погибшим евреям, чек-пойнта Чарли, Гитлеровского бункера, тянется вдоль центральных улиц. Тут всё уже не так печально — улицы по-европейски аккуратные, но серые, холодные.
Кое-где в берлинской архитектуре прослеживаются элементы самовыражения:
Заканчивается всё на Музейном острове у собора Berliner Dom , по традиции пожертвованием гиду за оказанный сервис.
Попрощавшись с группой, мы зашли в сам Берлинский собор и поднялись на смотровую площадку. Внутри собора тепло и красиво:
А вот и вид на город со смотровой площадки Кафедрального собора. Это уже центр Берлина, его западная часть.
Да, фото с телефона, да, погода серая и мрачная. Но это не отменяет того факта, что город действительно некрасив. Где улицы, вдохновляющие на творчество? Где тут по улицам бродят Rammstein и прочие немецкие красавчики? Ничего этого нет. Одни краны, серость и безнадёга.
Мы не фанаты пива, но, основательно замёрзнув, решили, что просто необходимо перекусить, благо в пешей доступности (в районе Hackeschen Markt) есть пивная Brauhaus Lemke . Находится она под переездом. Эту пивоварню мы выбрали заранее — хорошее место, чтобы оценить немецкую кухню и устроить дегустацию пива в Берлине. Гигантские порции сосисок (и берлинских, и тюрингских), и эльзасский пирог, и проба шести сортов немецкого пива была нам обеспечена. Впрочем, мы не ценители, так что равнодушно попробовали всё, но остались при своём мнении: пиво мы не любим. Вход в пивной ресторан:
И, собственно, эльзасский пирог — проще говоря, лавашик с начинкой сверху.
Пешком идём к отелю. Примеры народного творчества на каждом углу и заборе:
Мы уже снова в Восточном Берлине. Так выглядит вход в берлинский метрополитен:
East Side Gallery и немецкий хоккей
Тянется вдоль реки Шпрее. В 90е годы художники разрисовали её, сделав основной идеей своих картин свободу, мир, неправильность произошедшего ранее. В основном картины позитивные, но встречается и из ряда вон выходящее, но всё же классика 🙂
И мрачные, страшные сюжеты:
Вечером того же дня в Берлине мы совершенно внезапно попали на хоккей . Выйдя прогуляться перед сном, решили подойти поближе к арене Mersedes Benz и посмотреть афиши. Нас тут же атаковали пара мужчин у входа. Оказалось — сейчас игра, первый период, а они пытаются продать свои билеты. В итоге мы купили с рук у одного из мужичков два билета по 5 евро (при первоначальной стоимости 23 евро за билет). Играл берлинский Eisbären c кёльнским клубом Haie.
Хоккей здесь игра семейная, многие приходят с жёнами и детьми. При этом пиво льётся рекой. Что любопытно, вместо новой и новой пластиковой тары оно наливается всё время в один и тот же стакан — то есть человеку выдаётся пластиковый стакан 0,5, и он с ним всё время ходит и при необходимости наполняет пивком у продавца.
Вот и сама арена:
Следующим утром вы выехали в Потсдам, включённый в наш маршрут по Германии. Это стандартный пункт для всех отдыхающих в Берлине — Потсдам находится на близком расстоянии, ехать из Берлина недолго и есть много, что посмотреть. Дорога до Потсдама на метро занимает полчаса, в зону С. Несмотря на близость к Берлину, Потсдам — это уже столица федеральной земли Бранденбург.
Про Потсдам много рассказывать не буду, так как посмотрели мы там далеко не всё. Однозначно, лучшее время для посещения парков Потсдама — весной или летом . На крайний случай — осенью, но никак не зимой 🙂 Всё-таки, Потсдам — это город парков. В январе и в Берлине. и в Потсдаме было очень холодно, поэтому из всего мы успели посмотреть немного сам город, дворец ан-Суси (не заходя внутрь), парк Люстгартен и близлежащее и малопонятное под снегом. Карта города:
Поезд из Берлина едет прямо до станции Potsdam Hauptbahnhof — это главный вокзал Потсдама, вполне большой и приличный. Идём от вокзала к старой части Потсдама. Всюду снег:
Пешеходная улица Brandenburger Straße, по прямой ведущая к местным Брандербургским воротам, за которыми и начинается зона парков — на ней расположено много кафе, сувенирных магазинчиков, банкоматов.
Интересная традиция избавляться от рождественских ёлок в Германии — их просто выносят на тротуар/дорогу и всё. Проезжает специальная служба, и всё убирает.
Витрины и оставшиеся после праздников украшения:
По одной из парковых аллей идём к Сан-Суси — самому известному дворцу Фридриха Великого. Кажется, что мы одни в во всём парке.
У фонтана перед дворцом Сан-Суси пасутся гуси и утки, просящие сухарики. Всё-таки есть люди, кроме нас! Какая-то пара кормила уток, обступившей их плотной стаей.
Лестница перед дворцом и виноградные террасы:
В целом, побродив по парку час-полтора, мы поняли, что зимой в Потсдаме и Сан-Суси делать особо нечего. Вся красота скрыта под снегом. В саму картинную галерею заходить не стали, дошли до ветряной мельницы, пообедали в городе и двинули к вокзалу, чтобы доехать из Потсдама до Белина на поезде.
На вокзале в одном из киосков увидели следующее:
В Берлине мы были уже в 7 вечера, поэтому решили продолжить потсдамскую историю посещением Potsdamer Platz и Sony Center .
Выходим на Центральном вокзале Берлина. Отсюда можно мимо Рейхстага, Бранденбургских ворот дойти до площади минут за 20. В начале января на вокзале была установлена гигантская рождественская ёлка. На следующий день ёлку уже убрали.
Мимо здания Рейхстага мы пошли к югу, к Потсдамской площади. Видите стеклянный светящийся купол? Под него мы решили попасть в последний день путешествия.
Знаменитые Бранденбургские ворота:
Торговый центр недалеко от Potsdamer Platz:
На Потсдамер плац установлены куски Берлинской стены, почему-то залепленные жвачками.
Сама Потсдамская площадь на фоне всего остального Берлина — и Восточного и Западного — выглядит вполне современно. Слышала, что её критикуют и за архитектуру, и за то, что она не вписывается в панораму города. По мне, так довольно мило и живенько, всё красиво подсвечивается. Всяко лучше, чем уныло бродить по Восточной части города.
Под куполом, соединяющим несколько построек, расположен кинотеатр, магазины Apple, Sony, рестораны, кафе.
Поездка из Берлина в Дрезден
Если до Потсдама можно доехать на метро, то из Берлина до Дрездена добираться надо на поезде или автобусе. Автобус до Дрездена выйдет дешевле, поэтому мы купили билеты у автобусного перевозчика berlinlinien.de за пару дней до нашей поездки в Германию. Билетов было множество, рейсы — каждые полчаса или около того, стоимость — 6 евро в одну сторону.
За два часа автобус из Берлина довез нас до Старого вокзала в Дрездене. Дрезден — это уже земля Саксония. Город лежит не реке Эльбе, делящей его на две части — Старый город Альтштадт и более современный Нойештадт. В Старом городе, как водится, находится всё самое интересное.
Мы спонтанно сходили в Музей Гигиены (Deutsches Hygiene-Museum) , вдохновившись названием, но попали в царство анатомии и болезней. Я ожидала увидеть виды мыла, стиральных порошков и прочего, поэтому была удивлена 🙂
Подобный музей будет интересен медикам, студентам медицинского и всем интересующимся. Тем не менее, мы тоже залипли на пару часов. В одном из залов был тепловизор, так сказать, лайв фото.
Часа через два, вопреки тому, что насмотрелись всяких кранкенов и прочих болячек, мы проголодались и вышли к Старому городу Дрездена.
Центр Старого Дрездена очень красив. Несмотря на то, что по факту мы пробыли там всего несколько часов, успели проникнуться. В Дрездене однозначно стоит провести два-три дня. Может, в следующий раз? Тем более, что в округе много чего интересного.
Закатное зимнее солнце выглядывает из-за Фрауэнкирхе:
Эта церковь — один из самых известных символов города. Как и весь центр Дрездена, она была полностью разрушена в 1945 году. Горожане по кускам и камешкам собирали остатки сооружения, помечали и сохранили. В 1990е годы было принято решение восстановить Фрауэнкирхе заново.
Единственное, что не понравилось в этом чудесном городе — слишком, слишком много шумных туристов автобусного класса. Дрезден — популярная точка на карте, которую часто объединяют в автобусных турах с Мюнхеном, Прагой, Будапештом. Поэтому он наполнен горланящими по-русски людьми, шумной толпой устремляющимися в кафе, магазины, расталкивающими всех на своём пути в поисках сувениров 🙂 По улочкам Альтштадта расставлены вот такие сувенирные лавки со всякой дребеденью. Многие надписи на русском. Пестрят ещё вывески «Только русским за 1 евро» или что-то вроде того 🙂
Цвингер. В музеи мы не пошли, полюбовались ансамблем снаружи и со стороны внутреннего парка.
Наверное все слышали, что Дрезден был почти полностью разрушен во время Второй мировой войны. Несмотря на то, что город отстроили заново, и центр его всё так же красив, разрушения были ужасающими. Желающие могут посетить инсталляцию-панораму, рассказывающую о том, как выглядел Дрезден после налётов 1945 года. Мы не успели — панорама открылась буквально через пару недель после нашего отъезда из Германии. Так что очень рекомендую — должно быть :
От Замковой площади Дрездена отправляются экскурсионные автобусы по Дрездену (вроде популярного Hop-on Hop-off), на один из таких маршрутов мы приобрели билеты. Смеркается:
Вечерний автобус на Берлин только в 9 вечера. Идём к автобусу, который на этот раз отправлялся с другого вокзала Дрездена — в Neuestadt. Пока, Дрезден!
Прогулка по Берлину
Последний день в Берлине был забит планами до отказа: мы хотели посмотреть всё, что не успели увидеть или посмотрели плохо. Значительно потеплело, температура в Берлине в наш последний день поездки была около 0. Начали день с прогулки по центру Берлина: от чек-пойнта Чарли до панорамы Berlin Wall. Деталь, которая постоянно бросалась в глаза: в городе очень много граффити и афиш. Все стены в афишах! Причём, не поштучно, как у нас, а приклеено штук по 4-8 подряд, чтобы уж наверняка 🙂
— просто туристический аттракцион, ничего особенного. Пара мужиков одета в шинели, стоят и паясничают на забаву туристам. Туристы фотографируются с ними за деньги, но можно и изподтишка.
Следующий пункт из прогулки по Берлину — посещение панорамы Berlin Wall . Это временная инсталляция (аналогичная дрезденской, о которой говорилось ранее), и она очень клёвая. Художник создаёт и клеит 30-метровую панораму, относящуюся к какому-то моменту из жизни города.
Действие, изображённое на панораме, относится к одному из осенних дней 1980 года, когда стена всё ещё делила Берлин на две части. Инсталляция сопровождается звуковыми эффектами, можно забраться на балкончик и посмотреть сверху. Автор создаёт подобные проекты по всему миру.
Музей Карри-Вурст
Совсем рядом с чек-пойнтом Чарли и панорамой находится музей немецких колбасок Curry Wurst . Колбаски — на самом деле нечто среднее между сарделькой и сосиской 🙂 Не сказать, чтобы огонь, но в целом ничего, этакий аналог хот дога. Продают их и правда по всему Берлину. Можно купить входной билет в музей за 13, кажется, евро, с дегустацией трёх типов карри вурст:
Можно посидеть на сосисочном диване:
И попробовать себя в роди продавца этих колбасок:
Легенда гласит, что изобретательница этих колбасок несла в одной руке кетчуп, а в другой — приправу карри, спускаясь по лестнице. Когда она споткнулась, всё это рассыпалось и перемешалось. Вуаля — рецепт готов! Занятный музей, и перекусить можно, так что тоже рекомендую к посещению.
Пока мы гуляли по Берлину, почти стемнело. Небо над мемориалом жертвам холокоста :
Мы зашли в музей памяти погибшим евреям около мемориала. Фотографий оттуда нет. Дальше в нашей прогулке по Берлину у нас по плану было посещение музея (точнее, магазина) Ritter Sport.
Ох, вот это настоящий шоколадный рай! Прекрасно понимаю девушку с озадаченным выражением лица — глаза и правда разбегаются от такого количества шоколада. Тут и конфетки, и обычные плитки, и гигантские шоколадищи, и кафе на втором этаже с пирожными а-ля Риттер спорт.
Хотя мы и не сладкоежки, но всё равно, вышли из магазина с двумя огромными пакетами. А это человечек Ампельманн — символ Берлина:
В качестве сувенира для наивного туриста часто можно увидеть якобы обломки берлинской стены — всё красиво упаковано и окрашено, чтобы радовало глаз.
Рейхстаг ночью
Завершающей жирной точкой в нашем восточногерманском вояже было посещение Рейхстага . Ничего за это платить не надо, главное оставить заявку на сайте Бундестага на определённое время, которую с вероятностью 99% подтвердят. Ну или подтвердят на другое время. Пока мы ждали нашу запись в Рейхстаг, перекусили в ресторанчике на вокзале. Забыли там пакет со сластями из Ritter Sport, понеслись галопом обратно (благо от Рейхстага до вокзала в Берлине 10 минут) и чуть не профукали нашу запись в Рейхстаг. Но всё обошлось 🙂
Бесплатно выдают аудиогид. Внутри под куполом Рейхстага:
В Берлин, как я думаю, в ближайшее время мы не вернёмся. Но на очереди — южная Германия, Мюнхен, замок Нойшванштайн. Так что с Германией мы не прощаемся. Чао!
Потсдам (Potsdam) расположен на востоке Германии, на берегу реки Хафель и нескольких озер, всего в 20 км к юго-западу от Берлина, и является столицей федеральной земли Бранденбург.
Бывший резиденцией прусских королей, Потсдам известен в первую очередь, как город дворцов и садов, что не осталось незамеченным ЮНЕСКО, в 1991 г. давшей всему городу статус объекта Всемирного наследия.
Как добраться до Потсдама
Пригородные поезда S-Bahn курсируют из Берлина в Потсдам каждые 10 минут. Региональные поезда отправляются с вокзалов Berlin-Hauptbahnhof, Berlin-Zoo and Berlin-Charlottenburg в Берлине, и следуют до вокзалов Potsdam-Charlottenhof и Potsdam-Sanssouci в Потсдаме.
Каждый час из Потсдама отправляются поезда в берлинский аэропорт Sch?nefeld.
Транспорт
Компания VBB предоставляет услуги общественного транспорта. По городу можно передвигаться на автобусах и трамваях.
Велосипеды можно взять в аренду в пункте проката CityRad, расположенного у Bahnhofspassagen рядом с ж.-д. вокзалом., за 11 евро в сутки или в Potsdam per Pedales, расположенного на станции Griebnitzsee S-Bahn за 8-12 евро в день.
Шоппинг
В голландском квартале расположено более 70 антикварных магазинов. Раз в неделю на площадях Bassinplatz и Weberplatz открываются рынки, где можно отведать местные национальные блюда. В зависимости от сезона, это могут быть вишни из Вердера, судак, пойманный в реке Хафель, красная свекла (Teltower R?bchen) или знаменитая спаржа из Белица.
Кухня
Традиционную кухню можно отведать в ресторанах Klosterkeller на улице Friedrich-Ebert-Strasse 94; Loft на Brandenburger Strasse 30/31 или в Zum Fliegenden Holl?nder, расположенном в голландском квартале на Benkertstrasse 5.
Развлечения, экскурсии и достопримечательности Потсдама
В Потсдаме сосредоточено большое количество памятников, внесенных ЮНЕСКО в список Всемирного наследия - в общей сложности 150 объектов, построенных в период между 1730 и 1916 годами. Это парки Сан-Суси, Новый сад, Бабельсберг, Глинике и Пфауэнинзель вместе с дворцами, расположенными на их территориях, а также дворец и парк Закров с церковью Спасителя в Закрове, дворец и парк Линдштедт, русская колония Александровка, Бельведер на Пфингстберге, Императорский вокзал и обсерватория в Бабельсбергском парке.
Историческим центром города считается Старый рынок. А Новый рынок Потсдама 17-18 вв. представляет собой одну из хорошо сохранившихся барочных площадей Европы. Из городских укреплений в Потсдаме сохранилось трое ворот: малые Бранденбургские ворота, Науэнские ворота и Охотничьи ворота.В Потсдаме хранятся величайшие собрания живописи, выставленные в галерее Сан-Суси. Большую часть коллекций составляют произведения в эпохи барокко, маньеризма и ренессанса, а также представлены итальянские и фламандские художники.
Дворцы Потсдама
Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Sans Souсi, «беззаботный») считается символом города и является самой главной достопримечательностью Потсдама. На территории парка расположено несколько архитектурных объектов - это летний дворец, построенный в стиле рококо в 1745-1747 гг. и новый дворец в стиле прусского барокко, возводившийся в 1763-1769 гг., считается самым крупным дворцом Потсдама. Помимо дворцов на территории Сан-Суси расположены храмы, павильоны, многочисленные скульптуры, ботанический сад и историческая мельница. Оранжерейный дворец, расположенный на холмах между Клаусбергом и дворцом Сан-Суси, проектировался в 1851-1864 гг. в стиле итальянского барокко.На территории дворцово-паркового ансамбля «Новый сад» расположены Мраморный дворец в стиле классицизма, дворец Цецилиенхоф, небольшая пирамида, сфинкс у египетского портала оранжереи и обелиск.На территории парка Бабельсберг примечательны два дворца и башня Флатов высотой 46 м, с которой открывается потрясающий вид на город. В самом Бабельсберге находится Ткацкий квартал и церковь Фридрихскирхе, потсроенные в 1751 г. для богемских протестантов.Дворец Линдштедт построен в стиле позднего классицизма в 1858-1860 гг. В Потсдаме есть голландский квартал, строившийся специально для переселенцев в 1733-1740 г. по приказу короля Фридриха Вильгельма I. Сейчас квартал ограничен Науэнскими воротами и церковью Петра и Павла.
События
Примечателен Парад флота, который традиционно знаменует начало сезона.
Ежегодное мероприятие «Ночь в замке» приветствует всех желающих вкусным угощением, театральными представлениями и фейерверком.А в ночь Potsdamer Erlebnisnacht более 50 владельцев ресторанов и 180 торговцев приглашают посетителей на незабываемую прогулку по лучшим ресторанам, барам, кафе и магазинам города.
Расстояние от Берлина до Потсдама — 36 км. Добраться от столицы Германии до столицы федеральной земли Бранденбург довольно просто: на электричке, пригородном поезде, арендованном автомобиле, на такси или с попутчиком. Поезда ходят чуть ли не каждые 10 минут со всех железнодорожных станций.
В этом материале мы подробно расскажем, как добраться в Потсдам из Берлина самостоятельно.
Электричка Берлин — Потсдам
Речь идет, а о пригородно-городских поездах, проще говоря, электричках S-Bahn, которые обслуживают зону Verkehrsverbund Berlin-Brandenburg (VBB), куда входят Берлин и Бранденбург.
По состоянию на 2019 год берлинский S-Bahn состоит из 16 маршрутов и 166 станций. Вообще, уехать можно с любой из них, но мы за точку отправления возьмем наиболее популярный туристический район — Бранденбургские ворота , откуда берет начало парк Тиргартен .
Станция так и называется — Brandenburger Tor.
Станция назначения — Potsdam Hauptbahnhof. Вам нужна линия S7. Но она не проходит через Brandenburger Tor, поэтому здесь вы садитесь на линию S1 до вокзала Фридрихштрассе (Friedrichstraße), где пересаживаетесь на S7 до Потсдама. Если это слишком сложно, от Бранденбургских ворот до вокзала Фридрихштрассе пешком идти около 10 минут (1 км).
Поездка из Берлина в Потсдам на электричке — от Friedrichstraße до Potsdam Hauptbahnhof — займет 40 минут и будет стоить 3.40 евро (станции в Бранденбурге — это зона С). Билеты приобретаются в автоматах на станциях, там же компостируются.
Электрички курсируют круглосуточно с максимально коротким промежутком.
Удобный планировщик поездок по железнодорожной сети Берлина — sbahn.berlin . Здесь вы можете ввести станции отправления и прибытия, посмотреть, когда отправляется ближайший состав, как долго будет длиться поездка и сколько она будет стоить.
Поезд Берлин — Потсдам
От вокзала Фридрихштрассе, как от Главного железнодорожного вокзала , можно уехать и на региональных поездах, обозначенных маркировками RE (RegioExpress) и RB (Regionalbahn). Они идут чуть быстрее электричек — 30 минут, а билет стоит столько же — 3.40 евро .
Нужные нам линии — RE1 и RB21.
Не забывайте компостировать билет, иначе придется заплатить большой штраф. Контролеры в поездах ходят регулярно, и они неумолимы.
Напоминаем, что планировать поездку можно с помощью планировщика sbahn.berlin.
Купить билет можно на сайте , который специализируется на европейских железнодорожных направлениях, а также через поиска билетов на транспорт по всему миру.
Из аэропорта Берлина в Потсдам
Проще всего заказать трансфер — смотрите информацию ниже.
Но можно и самостоятельно, ведь так дешевле.
Поиск попутчика
Доехать до Потсдама возможно и с водителем-попутчиком. Наверняка вы найдете водителя, который согласится подбросить пассажиров — конечно, за умеренную плату. Крупнейшее сообщество попутчиков — Blablacar.ru. Чтобы связаться с пользователем, необходимо зарегистрироваться, ничего сложного в этом нет.
Поиск попутчиков на BlaBlaCar
Также вы можете заказать экскурсию из Берлина в Потсдам с частным гидом. Гиды, зарегистрированные в нашем проекте , предлагают как индивидуальные, так и групповые экскурсии.
Единый поиск билетов OMIO
Сервис Omio позволяет сравнить все доступные варианты общественного транспорта по стоимости и времени в пути. Здесь вы найдете билеты на поезда, междугородние автобусы по выбранному направлению. Благодаря удобному поиску удастся подобрать лучшее предложение.
Как-то раз в феврале, отдыхая в Берлине, Елена и ее мама решили съездить в Потсдам. Для этого сели на железнодорожной станции «Зоосад» (Berlin Zoologischer Garten) на электричку S-bahn 7, идущую прямо в этот город, и отправились на ней на юго-запад.
Поезд S7 (можно сесть в него и на другой станции маршрута, не только на Zoo) ходит каждые 10 минут. Правда, по дороге нам пришлось сделать пересадку на станции Berlin Wannsee в другой поезд того же направления S-bahn 7, стоящий на соседнем пути, буквально через платформу. Об этом нам подсказала одна из пассажирок - молодая мама с коляской. О необходимости пересадки предупреждал и громкоговоритель, но мы не понимаем по-немецки. Вероятно, она была связана с какими-то временными работами на путях. У нас она заняла секунд 20.
Сколько стоит доехать до Потсдама?
Прибыли мы на железнодорожный вокзал Потсдама - Potsdam Hbf, а прямо в нем располагается торговая галерея. Это не могло не задержать Ленину маму, и она пошла смотреть магазины. Елена в это время ждала ее в центральном холле, молча изучая буклет Berlin Welcome Card. И тут к ней подошел бородатый дяденька и предложил экскурсионный тур по Потсдаму, добавил, что есть аудиогид на русском языке и скидка за Welcome Card.
Когда мама вышла из магазина, посоветовавшись, мы согласились и пошли к экскурсионному автобусу, припаркованному у вокзала, где купили тур (15 евро за человека, непонятно, была ли на самом деле скидка). Поскольку до отправления еще было время, вернулись в торговую галерею вокзала и не обошлись без покупок. В косметическом магазине приобрели крема, а в ювелирном - серьги.
Обзорная экскурсия на автобусе: Голландский квартал, Берлинерштрассе, Глиникский мост
В 11 часов экскурсия стартовала. Из окна автобуса мы увидели церковь Святого Николая, восстановленный городской дворец, насосную станцию в форме мечети, Бранденбургские, Охотничьи и Науэнские ворота, проехали мимо Голландского квартала. По Берлинерштрассе доехали до моста Глиникер, где переехали через реку Хафель, оказавшись таким образом снова в Берлине, развернулись и вернулись в Потсдам.
Глиникский мост примечателен своей историей - после раздела и до объединения Германии он разделял не просто федеральные земли Бранденбург и Берлин, но государства и даже миры - ГДР и Западный Берлин. На этом знаменитом «мосту шпионов» не раз происходил обмен арестованными агентами советских и американских спецслужб.
Вновь проехав по Берлинерштрассе, мы повернули в «закрытый город» - район Потсдама, в период ГДР являвшийся пограничным и занимаемый советскими военными и разведкой. Автобус проехал мимо симпатичных вилл и небольших одноэтажных домиков, построенных, как говорил аудиогид, в 30-е годы для железнодорожников, мимо современного отеля Kaiserin Augusta Stiftung. Он был построен в начале ХХ века как интернат, а во второй половине столетия был занят секретными службами.
Цецилиенхоф и Александровка
Так мы доехали до Нового сада и дворца Цецилиенхоф, где в 1945 году проходила Потсдамская конференция и была достигнута договоренность о послевоенном устройстве Европы. Сегодня дворец, построенный в начале ХХ века для сына последнего немецкого императора Вильгельма II и его супруги Цецилии, используется как музей и гостиница.
Отличием потсдамского сити-тура от берлинского, который мы тоже покупали, стала пешеходная часть. На территории Цецилиенхофа гид вывел всех туристов из автобуса и провел вокруг замка, рассказывая о нем на немецком и английском. Для русскоязычных участников (а это были только мы) имелся буклет в папке-скоросшивателе. Обойдя вокруг дворца, группа вернулась в автобус.
Далее маршрут прошел мимо старой тюрьмы, превращенной в музей, прочь из «запретного города» - в Александровку, русскую деревню. В 1826-1827 году эту небольшую колонию отстроили для певцов русского солдатского хора, бывших военнопленных, участников наполеоновских войн. Аудиогид поведал, что на территории Александровки живет еще 2 семьи с русскими фамилиями - потомки тех самых первых поселенцев.
Сан-Суси
Сделав круг по русской деревне, автобус привез нас в парк Сан-Суси (от французского san souci - «без забот»). Там располагается самый известный дворец прусского императора Фридриха Великого, также названный Сан-Суси. Он построен в середине 18 столетия. Рядом — могила Фридриха, захотевшего быть погребенным возле своего загородного дома (правда, останки кайзера были перезахоронены у дворца лишь спустя 205 лет после его смерти). Помимо цветов, на его могилу приносят клубни картофеля, поскольку именно Фридрих Великий был популяризатором картошки в Германии.
Дворцовый комплекс Сан-Суси часто называют «немецким Версалем». Там есть сетчатые павильоны, многоярусный виноградник, чайный домик в китайском стиле, оранжерейный дворец, Новый дворец, предназначенный для официальных приемов; домик с драконами (ныне ресторан), пейзажный парк.
Аудиогид в экскурсионном автобусе и живой, пешеходный гид рассказали участникам тура про основной и Новый дворец, после чего экскурсия завершилась, и желающие могли вернуться на том же автобусе в центр города. Однако Елена и ее мама ненадолго остались в Сан-Суси, чтобы осмотреть парк, посетить сувенирный магазин и туалетные комнаты (они около ветряной мельницы). После этого нам пришлось подождать обычный пассажирский автобус № 695 , и около 16 часов на нем мы приехали в центр Потсдама - к Охотничьим воротам.
Пешком: Браденбургер штрассе и снова Голландский квартал
Оттуда по Lindenstraße мы вышли на центральную пешеходную улицу Brandenburger Straße, соединяющую Бранденбургские ворота и церковь Святых Петра и Павла. По ней мы прогулялись, заходя в магазины (в основном обувные) и попытавшись зайти в один из ресторанов (но неудачно, так как он находился на втором этаже, куда посетителей должен был доставлять лифт, однако кнопка вызова лифта не работала - возможно, ресторан был просто закрыт).
Затем мы повернули на Friedrich-Ebert-Straße в сторону Науэнских ворот и весьма вкусно поужинали в ресторане Der Klosterkeller http://www.klosterkeller-potsdam.de/. У мамы Елены был сырный суп и что-то вроде говяжьего холодца с овощами (Home made boiled round beef in Jelly), а у самой Елены - кусочки свинины в беконе с пюре (The coachman´s favourite dish: Roasted medallions of pork wrapped in bacon enhanced by a Thyme sauce, served with fresh herbal mushrooms and butchess potatoes). Ну и, конечно же, пиво.