Триумфальная арка на поклонной горе. Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы. Мраморная Триумфальная арка в Лондоне
Со времен Петра Великого самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.
История возникновения памятника
История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.
Николай I и Триумфальная арка
Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору Николаю I, который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет.
Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.
Перенос Триумфальной арки
Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане - Белорусский вокзалАрка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.
По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей!
Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.
По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.
Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества.
Триумфальная арка – это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.
На фото: процесс переноса арки с Тверской заставы, 1939 г.
1974 Кутузовский проспект
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Автор И.С. Буров. Москва. 1984 год Фото: Главное архивное управление города Москвы
Триумфальные ворота на площади Победы — одна из самых узнаваемых достопримечательностей столицы. А ещё это напоминание о важной странице российской истории — Отечественной войне 1812 года. И немного осталось старожилов, которые видели величественное сооружение совсем на другом месте…
Триумфальные ворота на Тверской заставе
Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.
Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов .
В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.
В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества .
Беспокойная судьба памятника
В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .
В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.
Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…
Арки и ворота: взгляд в историю
Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.
Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.
Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.
Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).
Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок .
В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.
Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл
Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.
В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.
А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» .
Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.
Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии . Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.
Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года . А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко .
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники
- Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
- Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91-96.
- Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
- Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102-119.
И многими другими городами, где есть такие же или похожие сооружения. Вместе с тем московская Триумфальная арка, несмотря на внешнее сходство с ними, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем другой: самобытной, со своей изюминкой и, конечно же, с собственной неповторимой историей. Она впечатляет своей красотой и величием. В этих воротах даже самый неискушенный турист видит воплощение высокого самосознания русского народа, его гордости своими сынами, которые на полях сражений отстаивали свободу родного Отечества.
Немного предыстории
В мае 1814 года русские войска, наголову разгромившие французов, возвращались из Парижа домой. Глава Кабинета министров Российской империи Сергей Кузьмич Вязмитинов распорядился о торжественной встрече наших подразделений, разослав по всем губерниям соответствующее постановление. Одновременно с этим государь Александр I официально известил генерал-губернатора Москвы графа Федора Васильевича Растопчина о заключении Парижского мирного договора, юридически закрепившего разгром Великой армии Наполеона и победу России в этой кровопролитной войне.
Московский градоначальник распорядился устроить пышные празднества в честь вступления во французскую столицу союзных войск и достижения долгожданного мира. По его же приказу в июне 1814 года началось возведение деревянных триумфальных ворот у Тверской заставы. Почему было выбрано именно это место? Других вариантов, похоже, просто не было. Когда император приезжал в Первопрестольную, именно здесь его встречали руководители Москвы вместе с многочисленной свитой из представителей местного дворянства и купечества.
Следует заметить, что упомянутые ворота были не единственными, установленными по маршруту следования русских войск из поверженной Франции . Строительство аналогичных сооружений велось еще в двух местах: на Нарвской заставе, что на въезде в Санкт-Петербург (это вблизи Обводного канала), и в столице Донского казачества городе Новочеркасске .
Вместе с тем император Александр I боялся, что торжественная встреча победителей может перерасти в народные волнения, и в связи с этим он в начале июля 1814 года запретил проведение массовых встреч и приемов. На тот момент Триумфальная арка в Нарве была уже практически готова, оставались только работы по внешнему декорированию, которые завершили до конца месяца.
Строительство Триумфальной арки в Москве
Триумфальные ворота в столице воспринимаются сегодня как некий собирательный символ всех наших побед над иностранными захватчиками, которые когда-либо ступали на нашу землю и получали достойный отпор. Между тем, история этой достопримечательности начиналась с одной победы – в Отечественной войне 1812 года. Бессмертный подвиг именно ее героев было призвано увековечить это уникальное архитектурное сооружение.
Инициатива строительства в Москве арки наподобие петербургской принадлежит императору Николаю I, который озвучил ее в апреле 1826 года во время торжеств по случаю собственной коронации. Разработка проекта была поручена Осипу Ивановичу Бове, самому авторитетному отечественному архитектору того времени. С задачей он справился в сжатые сроки, но возникла необходимость внесения корректировок, на которые ушло значительно больше времени – целых два года. И вот 17 августа 1829 года, после утверждения окончательного варианта государем, состоялась церемония закладки Триумфальной арки, обставленная очень торжественно. Присутствовали генерал-губернатор Москвы Дмитрий Голицын и митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов).
Следует отметить, что церемония закладки была большей частью формальностью, так как к тому моменту работы по возведению ворот уже шли полным ходом. Фундамент, в основу которого легла закладная плита из бронзы, уже довели до уровня поверхности. Также было забито 3000 свай. Интересный факт: в фундамент положили горсть серебряных монет того же года чеканки, что называется, «на счастье».
Для сооружения Триумфальной арки в Москве использовался самый разнообразный материал из разных мест. Стены облицовывались камнем из Самотечного канала, который, так совпало, как раз разбирали, и «татаровским мрамором» – камнем, завозившимся из села Татарово Московского уезда. Колонны же и венчающая сооружение скульптура были чугунными, а вот над скульптурным декором ворот работали Иван Тимофеевич Тимофеев и Иван Петрович Витали. Мастера ориентировались на рисунки «отца» проекта, архитектора Бове.
На декоративном аттике, венчающем Триумфальную арку, имеется надпись, текст которой в 1833 году утвердил лично император. Она на двух языках – русском и латинском, оба варианта идентичны. Первый можно было прочитать со стороны города, второй – на противоположной стороне. Из надписи мы узнаём, что триумфальные ворота посвящены «благословенной памяти Александра I».
В тексте также отмечалось, что государь воздвиг из пепла и украсил многими памятниками «первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный». И указан год: «1826». Правда, он не соответствует дате официального открытия памятника, которое состоялось только в сентябре 1834 года. Строительство растянулось по времени в силу двух главных причин: недостатка финансирования и безразличия к проекту со стороны властей Москвы .
С московскими триумфальными воротами, пусть и косвенно, связано такое историческое для столицы событие, как начало эксплуатации в 1899 году первого в городе электрического трамвая – он прошел как раз под ними. Трамвайная линия пролегала от Пушкинской площади (она тогда называлась Страстной) до Петровского парка, который ныне примыкает к Ленинградскому проспекту. На подходе к арке кондуктор неизменно объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
К 100-летнему юбилею Бородинской битвы, который праздновался в 1912 году, столичную Триумфальную арку почистили и отреставрировали. В день торжеств по случаю этой эпохальной даты руководство Москвы возложило к ее подножию венок. В следующий раз памятник обновлялся уже после Октябрьской революции, в середине 20-х годов. Реставрационными работами руководил талантливый русский и советский архитектор Николай Виноградов.
Впоследствии, однако, судьба памятника сложилась незавидно. В соответствии с планом реконструкции расположенной на Кутузовском проспекте площади – это в районе его пересечения с улицами Барклая, Генерала Ермолова и 1812 года – летом 1936 года триумфальные ворота были разобраны. Архитекторы перед демонтажем тщательно обмерили арку, сфотографировали ее и сделали соответствующие чертежи и зарисовки, поскольку планировалось, что ее в будущем восстановят на новом месте, а именно на площади Белорусского вокзала. Но поскольку этого сделано не было, детали ворот и часть скульптур остались там, куда были отправлены на хранение после демонтажа – в Музее архитектуры, на территории бывшего Донского монастыря. Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время Великой Отечественной войны не ушли на переплавку. Все, кроме одной.
Колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники
В 1965 году советское правительство таки признало, что Триумфальная арка имеет большую общественно-историческую и художественную ценность, приняв соответствующее постановление об ее восстановлении. Был сформирована группа архитекторов в составе И. П. Рубена, Д. Н. Кульчинского и Г. Ф. Васильева под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона, которая в течение двух лет (1966-1968) соорудила новую Триумфальную арку. На Кутузовском проспекте для нее нашли новое место – рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва», открытом к 150-летию крупнейшего сражения Отечественной войны 1812 года.
Несмотря на то, что при сооружении ворот были использованы сделанные перед демонтажем зарисовки и обмерные чертежи, получившаяся копия все же отличается от арки-предшественницы. Приведем основные различия: стены, своды и цоколь сделали железобетонными (на прежних воротах они были кирпичными), сероватый крымский известняк и гранит заменили на облицовке белый камень, а решетки и кордегардии и вовсе не восстановили. Не пригодились и подлинные детали, которые хранились в бывшем монастыре – те же статуи и чугунные рельефы. На заводе в Мытищах отлили «с нуля» более 150 скульптур, а на заводе «Станколит» – 12 новых чугунных колонн, взяв за основу ту самую единственную оригинальную колонну, уцелевшую во время войны. Высота каждой составляет ни много ни мало 12 метров.
Изменения коснулись и текстов на памятных досках. В частности, в них нашли свое место строки из приказа главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова от 21 декабря 2012 года, в котором он чествует наших воинов-победителей, указывая, что будущие поколения сохранят их подвиги в памяти своей.
И вот настал долгожданный день открытия новой столичной Триумфальной арки. Торжественная церемония состоялась 6 ноября 1968 года.
Триумфальная арка в Москве в наши дни
В 2012 году в России отмечалось 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. В рамках подготовки к торжествам было принято решение отреставрировать этот уникальный памятник. Руководство Москвы устами мэра Сергея Собянина официально объявило, что Триумфальная арка находится в аварийном состоянии, из чего следовало, что ремонтно-реставрационные работы властями планируются масштабные.
Триумфальная арка в ночной подсветке
Их выполнением занималось государственное казенное учреждение «Мосреставрация». Пришедшая в негодность облицовка была заменена практически полностью, основательно расчищены каменные стены и скульптурные группы. Венчающая арку колесница с шестеркой лошадей и скульптурой богини Ники тоже была снята (31 мая 2012 года их вернули на прежнее место). Реставраторы не обошли вниманием даже те элементы ворот, которые демонтажу не подлежали и еще какое-то время могли послужить.
Реставрация триумфальных ворот обошлась казне столицы в 231,5 миллиона рублей. Обновленная и помолодевшая красавица-арка была торжественно открыта 4 сентября 2012 года в присутствии председателя правительства России Дмитрия Медведева – за три дня до исторической даты 200-летия начала Бородинского сражения. В ходе этой битвы, как известно, ни одна из сторон не добилась решающей победы, однако французам, получившим серьезный урон, не удалось уничтожить русскую армию и вынудить Россию к капитуляции на своих условиях, что в конечном итоге предопределило поражение Наполеона.
Как добраться
Триумфальная арка в Москве находится по адресу: площадь Победы, 2, к1.
Добраться можно на метро, доехав до станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Оттуда можно дойти пешим ходом.
29 июля 1836 года в Париже на площади Звезды (сейчас это площадь Шарля де Голля) была торжественно открыта Триумфальная арка, сегодня ставшая одним из символов французской столицы. На ее строительство ушло 30 лет. Соорудить арку приказал Наполеон сразу после Аустерлицкого сражения. Правда, сам император результат так и не увидел, строительство завершили во времени царствования Луи-Филиппа. Арка достигает в высоту 50 метров и украшена изображениями боевых походов французской армии.
Триумфальные арки как память о победе в сражениях можно найти по всему миру. Мы собрали еще 7 самых впечатляющих.
Триумфальная арка в Москве
В 1826 году арку было решено заменить на каменную.
История московской арки началась в XIX веке. Поначалу она была деревянной — ее возвели в честь возвращения русских войск с победой над наполеоновской армией. В 1826 году арку было решено заменить на каменную. Строительство заняло долгих 20 лет, а после и вовсе разобрали как пережиток прошлого. Однако спустя еще 30 лет власти столицы приняли решение воссоздать арку и установить ее на Кутузовском проспекте. Работа была завершена в 1968 году. Монумент состоит из арки и 12 колонн. Между парами колонн на постаментах размещаются большие фигуры, экипировка которых повторяет снаряжение древнерусских воинов. Над этими фигурами расположены изображения сцен боев, а также русского императора Александра I и героев древних мифов. Над аркой находится скульптурная группа — колесница, запряженная в шестерку коней, которой управляет богиня победы Ника.
Арка Ворота Индии в Нью-Дели
Индийская арка очень напоминает свою «сестру» из Парижа — не только масштабом, но и значимостью для города. Мемориал был возведен в 1931 году в честь воинов, сражавшихся во время Первой мировой войны — имена каждого погибшего высечены на арке. 48-метровая арка расположена на главной улице Нью-Дели, так называемом Пути царей.
Триумфальная арка в Барселоне
Верх арки украшен гербом Испании.
Арку в Барселоне возвели в 1988 году специально к проведению Всемирной выставки. Монумент построен из красного кирпича и расположен на стыке бульваров Пасе-де-Люис Компанус и Пасе-де-Сан Хуан. Верх арки украшен гербом Испании, а на дугах фасадов размещены гербы провинций страны. В верхней части арки имеется несколько скульптурных композиций.
Арка Бранденбургские ворота в Берлине
Знаменитая берлинская арка была воздвигнута в 1791 году. Во время Второй мировой войны она была сильно повреждена, и ее восстановление в 1957 году стало символом разделения и последующего воссоединения Германии. Ворота являются границей старого центра города. Во времена холодной войны именно отсюда началось строительство Берлинской стены, и здесь же в 1989 году первые восточные немцы переходили границу , чтобы попасть в Западную Германию. Верх арки украшает скульптурная группа: четверка лошадей, которой управляет богиня победы Виктория.
Мраморная Триумфальная арка в Лондоне
Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом.
Эта арка расположена возле Ораторского уголка в Гайд-паркер. Она была создана в 1828 году архитектором Джоном Нэшем, взявшим за основу Триумфальную арку Константина в Риме. Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом и служил ему парадным входом. Сооружение перенесли в 1851 году. Арку украшают коринфские колоны, она имеет три арочных прохода: одна большая центральная арка и две меньших по сторонам от центральной арки. Наверху расположен барельеф, представляющий Англию, Шотландию и Ирландию.
Арка Августа в Римини
Арка в Римини — одна из самых древних в мире. Она была возведена в честь императора Октавиана Августа и поначалу служила главными воротами в город — по бокам от нее располагались его стены. Высота арки — 9,92 м, ширина — 8,45 м, толщина — 4,10 м. В ее четырех медальонах изображены четыре божества: Юпитер, Нептун, Аполлон, сын Юпитера, Минерва, а с обеих сторон установлены головы двух быков, символизирующих Римини как колонию Рима. Раньше в верхней части арки располагалась четверка лошадей (традиционная для римской архитектуры), которой управлял император Август.
Триумфальная арка в Бухаресте
Арка — один из главных символов столицы Румынии.
Арка — один из главных символов столицы Румынии. Она расположена возле самого большого парка на одном из важнейших шоссе столицы, которое носит имя русского генерала и дипломата, графа Павла Киселева. Арка была установлена в честь защитников независимости Румынии в 1922 году. Как и московская, поначалу эта была построена из дерева, и только в 1936 году ее заменили на арку из железобетона и гранита. Ее высота — 27 м. На арке высечены тексты великого румынского историка Николае Йорга и список названий населенных пунктов, в которых велись боевые действия.
Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) - сооружены в 1829-1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро - «Парк Победы».
Триумфальная арка в Москве заменила собой старую деревянную арку 1814 года на площади Тверской заставы, которую строили для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французами. Стены новопостроенной арки были облицованы белым камнем, а колонны и скульптура отливались из чугуна. Первоначально арка называлась Московскими триумфальными воротами.
На обеих сторонах триумфальной арки была сделана памятная надпись, с одной стороны на русском, с другой - на латинском: "Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826", но после реконструкции её сменили на другую: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков".
Первая деревянная Триумфальная арка, предназначенная для торжественного въезда в Москву русских войск, возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном, была сооружена в 1814 году на месте коронационных ворот Павла I (современная Триумфальная площадь).
Деревянная постройка быстро обветшала, и в 1826 году император Николай I пожелал выстроить каменную Триумфальную арку перед Тверской заставой при въезде в столицу.
В качестве образца архитекторами использовались триумфальные арки Древнего Рима.
Все скульптуры отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры.
В 1936 году в связи с перепланировкой площади Белорусского вокзала и расширением транспортной магистрали Триумфальная арка была разобрана и в 1968 году восстановлена на новом месте, на Кутузовском проспекте. Её кирпичные перекрытия заменили железобетоном, а чугунные 12-метровые колонны отлили заново по примеру единственной сохранившейся до того времени колонны старой арки...
Кутузовский проспект, вид с Триумфальной арки
После 1968 года масштабных реставрационных работ на объекте не проводилось.
В 2008-2010 годах по заказу Мосгорнаследия были проведены научно-исследовательские и проектные работы по объекту, по результатам которых было выявлено его крайне неудовлетворительное состояние.
Колесница славы
Правительством Москвы было принято решение о реставрации Триумфальной арки.
Решение тем более актуально, что в этом году мы отмечаем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Специалистам предстоял очень большой объем работы...
Все работы по реставрации арки будут завершены, а ее торжественное открытие состоится 8 сентября в день Бородинского сражения...
Колесница славы
После проведенных обследований стало очевидно, что арка находится в тяжелейшем состоянии. Специалисты буквально ахнули, когда увидели следы коррозии на металлических элементах. Когда влезли на леса, стало ясно: только колесницу и богиню Победы можно и нужно реставрировать в заводских условиях. Все остальные скульптуры слишком массивные и слишком ветхие.
Скульптура Ники была вся разрезана и собрана снова. Собрана сваркой. Где-то были подложены тряпки вместо шпаклевки, все это было с большим количеством песка внутри. Назвать реставрацией это сложно, была демонтирована колесница, демонтированы и кони. Предстояла задача „распрячь“ колесницу наверху и спустить ее для необходимых работ вниз...Но смогли опустить только богиню Победы Нику, а коней пришлось демонтировать на месте..Не рискнули спускать их с 21 метровой высоты.
По контракту суммарная стоимость работ по реставрации Триумфальной арки - 220 млн рублей. Максимальная цена контракта на реставрацию арки составляет 234,42 миллиона рублей. «Нам выпала большая честь привести в порядок этот, без сомнения важный и значимый объект, символ российской победы. Мне, как потомку участника Бородинского сражения, вдвойне приятно, что к этому причастен я»,-сказал А.Кибовский. (руководитель департамента культурного наследия Москвы)...
Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» -писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому подтверждение.