Что будет с беларусью в будущем. Будущее беларуси мнение ясновидящих. Об отмене виз для западных стран и активной белорусизации
Ушедший год Беларусь завершила со стагнирующей экономикой и продолжающимся нефтегазовым конфликтом с Россией. В новогоднем обращении президент Александр Лукашенко заявил, что возлагает большие надежды на 2017 год: "Он должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны". Опрошенные DW аналитики смотрят в будущее с заметно меньшим оптимизмом. Они сделали для DW свои прогнозы на наступивший год, обозначив основные тенденции в экономике и внутренней политике Беларуси.
1. Нащупывание дна в экономике
"Большая часть мер, запланированных правительством на 2017 год, была обещана еще несколько лет назад. Даже если они и будут реализованы, то уже запоздали", - отметил в интервью DW главный редактор "Экономической газеты" Леонид Фридкин. Он полагает, что в наступившем году белорусам не следует ожидать роста экономики.
Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин в беседе с DW высказал предположение, что 2017 год "готовит завершение периода макроэкономической стабилизации и нащупывания того самого заветного дна". Вместе с тем эксперт указывает, что с большей долей вероятности "руководству Беларуси удастся удержать экономику в тех параметрах, которые заложены в бюджете".
2. Возврат к обещанию 500-долларовых зарплат
В новогоднем обращении Александр Лукашенко пообещал: "Чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан". 21 декабря при назначении Натальи Кочановой новой главой президентской администрации Лукашенко озвучил более конкретную цель: "500 долларов в будущем году средняя зарплата. При всех сложностях, чего бы это ни стоило - украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено".
По данным Белстата, в ноябре средняя начисленная заплата в Беларуси составляла 717 рублей (366 долларов в пересчете). Выполнение аналогичного требования Лукашенко перед президентской кампанией 2010 года на следующий год после выборов привело к трехкратной девальвации рубля. Опрошенные DW экономисты не считают вероятным повторение того обвала.
Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский предположил, что никто не будет всерьез выполнять данное устное поручение президента: "Насколько я понимаю, это (средняя зарплата в 500 долларов. - Ред. ) нигде не прописано в целевых показателях программных документов. А значит, с чиновников не за что будет спросить". Эксперт подчеркнул, что для достижении 500-долларовых зарплат придется снова включать печатный станок, запускать инфляцию и снижать стабильность курса рубля, "а на этом уже много раз обожглись".
Между тем 30 декабря Лукашенко, общаясь с журналистами, вернулся к теме 500-долларовых зарплат, уточнив: "Кто призван это сделать, но не хочет - с ними мы расстанемся. Чего бы нам это ни стоило, мы будем идти к этой цели".
3. Реформы и реструктуризации госкомпаний
Каждая накачка белорусской экономики деньгами заканчивалась очередным кризисом и девальвацией, загоняя накопленные структурные проблемы вглубь, напоминает Владимир Ковалкин. "Есть определенный риск, что власти поддадутся уговорам и искушению решить задачу роста с помощью эмиссии. Но такая вероятность минимальна, пока есть надежда получить кредиты от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)", - уверен Леонид Фридкин.
Структурные реформы, на необходимости которых настаивают независимые экономисты, с их точки зрения, возможны либо под воздействием внешних факторов (требования иностранных кредиторов), либо как реакция на развал экономики.
Павел Данейко, гендиректор минского Института приватизации и менеджмента, в интервью DW основным вопросом 2017 года назвал принятие белорусскими властями решения о реструктуризации госкомпаний. Данейко не видит для правительства другого выхода. Кстати, такая реструктуризация является и одним из главных условий предоставления Беларуси кредита от МВФ.
Опрошенные DW специалисты сомневаются, что власти в Минске отважатся на массовое банкротство неплатежеспособных предприятий. "Скорее они попытаются тянуть резину и искать способы исправить положение привычными административными мерами", - считает Фридкин.
4. Продолжение нефтегазового конфликта Беларуси и России
В новый год Беларусь вступила с неурегулированным спором с Россией относительно условий поставок углеводородов. В этой связи вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко 29 декабря заявил агентству БЕЛТА, что "мы не теряем оптимизма". По словам Семашко, белорусское правительство надеется "достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее первого квартала 2017 года".
Контекст
Александр Автушко-Сикорский не разделяет оптимизма вице-премьера. По словам эксперта BISS, 2016 год был последним, когда Беларусь имела более или менее выгодные условия закупки нефти и газа в РФ. "Выгодность российских поставок будет падать, а договариваться станет все сложнее", - прогнозирует эксперт.
5. Депрессия, местные выборы и 100-летие Октябрьской революции
Белорусские левые намерены в 2017 году пышно отпраздновать 100-летие Октябрьской революции, а церковь и правые политики - помянуть жертв коммунистического террора. Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью DW отметил, что белорусы, с одной стороны, устали жить в состоянии постоянной политической депрессии, а с другой - не имеют сил на то, чтобы изменить ситуацию, и не надеются на лучшее.
"Вероятнее всего, население столкнется с новыми формами экономического принуждения (вроде налога "на тунеядство") со стороны властей, что будет усиливать протестные настроения и недовольство. Но оно вряд ли найдет выражения в открытом противодействии властям за исключением локальных бунтов", - полагает Усов.
Для председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько 2017 год - преимущественно год рисков и вызовов: "Для граждан - кризис и тупиковая экономическая политика правительства. Для властей - российский фактор и окончательное разрушение социального контракта с населением. Для сторонников перемен - перезагрузка Западом отношений с официальным Минском".
В ноябре 2017 года начнется кампания по выборам в местные советы. Первый зампредседателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Олег Гайдукевич и лидер кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев высказали надежду, что выборы пройдут вместе с референдумом по изменению избирательной системы. С нынешней мажоритарной на смешанную, предусматривающую выборы в парламент по партийным спискам.
Смотрите также:
-
Из Москвы - в Минск
Серия фотографий "Москва-Минск" - долгосрочный проект фотохудожников Сандры Ратковиц (Sandra Ratkovic) и Андре Фишера (André Fischer). Главная задача немецких фотографов - правильно понять и задокументировать культуру на постсоветском пространстве.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов
Время назад
Интерес к России и Беларуси у Сандры Ратковиц и Андре Фишера возник три года назад: тогда молодые фотографы снимали памятники советской архитектуры в Берлине. "Во многих местах время будто остановилось", - поделилась своими впечатлениями в интервью DW Ратковиц. Спустя несколько лет фотографы решились на новое путешествие. В объектив камеры попали памятники архитектуры Москвы и Минска.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов
Милитаризм в деталях
Во время двухнедельной поездки фотографов больше всего поразил милитаризм, который проник во все сферы жизни россиян и белорусов. На фото - сувенирная лавка в Москве.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов
Две недели в столице
"Выбрать Москву в качестве первого этапа путешествия было правильным решением. После посещения столицы сразу появляется желание посмотреть другие российские города. Кроме того, в Москве находятся важные для нас памятники архитектуры и Центральный музей Великой Отечественной войны", - пояснил Андре Фишер.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов
Летняя прогулка
Посетительницы одной из самых больших прогулочных зон столицы - Измайловского парка в Москве.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов
Оружие в цветочек
"Было очень интересно понаблюдать за военной и повседневной культурой в Москве и Минске. В Германии редко встретишь жениха и невесту, которые фотографируются на фоне Вечного огня", - рассказала Сандра Ратковиц. На фото - пушки в стиле гжель и хохлома.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов
Эффектные сооружения
Фотографы описывают Москву как удивительный город: "Он привлекает многочисленными историческими местами и впечатляющей архитектурой: старые церкви, здания в стиле соцреализма, московский метрополитен".
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов
Следующая остановка - Минск
Андре Фишер оказался в белорусской столице неслучайно: "После языковых курсов в лингвистическом университете у меня появилась возможность провести в Минске целый месяц, чтобы окунуться в местную культуру и повседневную жизнь. Многое в этом городе напоминает Москву, только в уменьшенном формате".
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов
День танкиста
Во время пребывания в Минске Андре Фишер попал на необычное представление. День танкиста - профессиональный праздник, который с 1946 года ежегодно отмечается в Беларуси во второе воскресенье сентября.
4 января 2017, 08:44
Площадь Независимости в Минске
Ушедший год Беларусь закончила с растущими проблемами. В 2017-м власти страны ожидают мощного импульса для экономики. Эксперты говорят о нащупывании дна. собрала прогнозы для Беларуси.Ушедший год Беларусь завершила со стагнирующей экономикой и продолжающимся нефтегазовым конфликтом с Россией. В новогоднем обращении президент Александр Лукашенко заявил, что возлагает большие надежды на 2017 год: "Он должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны". Опрошенные DW аналитики смотрят в будущее с заметно меньшим оптимизмом. Они сделали для DW свои прогнозы на наступивший год, обозначив основные тенденции в экономике и внутренней политике Беларуси.
1. Нащупывание дна в экономике
"Большая часть мер, запланированных правительством на 2017 год, была обещана еще несколько лет назад. Даже если они и будут реализованы, то уже запоздали" , - отметил в интервью DW главный редактор "Экономической газеты" Леонид Фридкин . Он полагает, что в наступившем году белорусам не следует ожидать роста экономики.
Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин в беседе с DW высказал предположение, что 2017 год "готовит завершение периода макроэкономической стабилизации и нащупывания того самого заветного дна" . Вместе с тем эксперт указывает, что с большей долей вероятности "руководству Беларуси удастся удержать экономику в тех параметрах, которые заложены в бюджете".
2. Возврат к обещанию 500-долларовых зарплат
В новогоднем обращении Александр Лукашенко пообещал: "Чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан". 21 декабря при назначении Натальи Кочановой новой главой президентской администрации Лукашенко озвучил более конкретную цель: "500 долларов в будущем году средняя зарплата. При всех сложностях, чего бы это ни стоило - украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено".
По данным Белстата, в ноябре средняя начисленная заплата в Беларуси составляла 717 рублей (366 долларов в пересчете). Выполнение аналогичного требования Лукашенко перед президентской кампанией 2010 года на следующий год после выборов привело к трехкратной девальвации рубля. Опрошенные DW экономисты не считают вероятным повторение того обвала.
Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский предположил, что никто не будет всерьез выполнять данное устное поручение президента: "Насколько я понимаю, это (средняя зарплата в 500 долларов. - Ред.) нигде не прописано в целевых показателях программных документов. А значит, с чиновников не за что будет спросить" . Эксперт подчеркнул, что для достижении 500-долларовых зарплат придется снова включать печатный станок, запускать инфляцию и снижать стабильность курса рубля, "а на этом уже много раз обожглись".
Между тем 30 декабря Лукашенко, общаясь с журналистами, вернулся к теме 500-долларовых зарплат, уточнив: "Кто призван это сделать, но не хочет - с ними мы расстанемся. Чего бы нам это ни стоило, мы будем идти к этой цели".
3. Реформы и реструктуризации госкомпаний
Каждая накачка белорусской экономики деньгами заканчивалась очередным кризисом и девальвацией, загоняя накопленные структурные проблемы вглубь, напоминает Владимир Ковалкин. "Есть определенный риск, что власти поддадутся уговорам и искушению решить задачу роста с помощью эмиссии. Но такая вероятность минимальна, пока есть надежда получить кредиты от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)", - уверен Леонид Фридкин.
Структурные реформы, на необходимости которых настаивают независимые экономисты, с их точки зрения, возможны либо под воздействием внешних факторов (требования иностранных кредиторов), либо как реакция на развал экономики.
Павел Данейко, гендиректор минского Института приватизации и менеджмента, в интервью DW основным вопросом 2017 года назвал принятие белорусскими властями решения о реструктуризации госкомпаний. Данейко не видит для правительства другого выхода. Кстати, такая реструктуризация является и одним из главных условий предоставления Беларуси кредита от МВФ.
Опрошенные DW специалисты сомневаются, что власти в Минске отважатся на массовое банкротство неплатежеспособных предприятий. "Скорее они попытаются тянуть резину и искать способы исправить положение привычными административными мерами", - считает Фридкин.
4. Продолжение нефтегазового конфликта Беларуси и России
В новый год Беларусь вступила с неурегулированным спором с Россией относительно условий поставок углеводородов. В этой связи вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко 29 декабря заявил агентству БЕЛТА, что "мы не теряем оптимизма" . По словам Семашко, белорусское правительство надеется "достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее первого квартала 2017 года".
Александр Автушко-Сикорский не разделяет оптимизма вице-премьера. По словам эксперта BISS, 2016 год был последним, когда Беларусь имела более или менее выгодные условия закупки нефти и газа в РФ. "Выгодность российских поставок будет падать, а договариваться станет все сложнее", - прогнозирует эксперт.
5. Депрессия, местные выборы и 100-летие Октябрьской революции
Белорусские левые намерены в 2017 году пышно отпраздновать 100-летие Октябрьской революции, а церковь и правые политики - помянуть жертв коммунистического террора. Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью DW отметил, что белорусы, с одной стороны, устали жить в состоянии постоянной политической депрессии, а с другой - не имеют сил на то, чтобы изменить ситуацию, и не надеются на лучшее.
"Вероятнее всего, население столкнется с новыми формами экономического принуждения (вроде налога "на тунеядство") со стороны властей, что будет усиливать протестные настроения и недовольство. Но оно вряд ли найдет выражения в открытом противодействии властям за исключением локальных бунтов", - полагает Усов.
Для председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько 2017 год - преимущественно год рисков и вызовов: "Для граждан - кризис и тупиковая экономическая политика правительства. Для властей - российский фактор и окончательное разрушение социального контракта с населением. Для сторонников перемен - перезагрузка Западом отношений с официальным Минском".
В ноябре 2017 года начнется кампания по выборам в местные советы. Первый зампредседателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Олег Гайдукевич и лидер кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев высказали надежду, что выборы пройдут вместе с референдумом по изменению избирательной системы. С нынешней мажоритарной на смешанную, предусматривающую выборы в парламент по партийным спискам.
Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.
By courtesy of valery_brest_by
. Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.
Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова
(Модест Колеров
: кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
1.
Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2.
Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
3.
Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4.
Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5.
Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6.
Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7.
Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
8.
Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
9.
Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.
Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта
(Алексей Дзермант
: философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
1.
«Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
2.
Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
3.
Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
4.
Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
5.
Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
6.
Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
7.
Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
8.
В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
9.
Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».
А теперь - демагогия от Антисемита .
1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.
2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.
3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?
4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.
5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.
6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!
7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.
8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.
9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...
Будущность любой державы зависит от целого перечня немаловажных факторов. Одним из главных можно назвать экономическое состояние, влияющее абсолютно на все сферы жизнедеятельности страны. Накануне наступления очередного года, эксперты и аналитики составляют прогноз того, какой окажется экономическая ситуация любого государства на фоне целого списка нюансов. Разобраться в этом «дремучем лесу» неопытному человеку весьма проблематично, посему желательно, чтобы подобные сведения подавались на доступной языке.
Одной из стран, будущее развитие которой хочется знать заблаговременно, является Беларусь. Ранее республика входила в состав СССР, а поэтому считается родственной душой для России. Разобраться с тем, как предстоят дела на территории отмеченного государства, поможет экономический прогноз для Беларуси на 2018 год.
Коротко о главном
По словам представителей всемирного банка, реальное значение ВВП Беларуси в 2016 году снизилось на 3%. В 2017 ситуация станет менее печальной, ведь экономика ухудшит свои показатели лишь на 1%, тогда как в 2018 стоит полагаться на долгожданное возобновления – 0,3%. На сегодняшний день дела идут не слишком хорошо исключительно из-за привязки ко внешнему финансированию. По некоторым предположения, в ближайшем будущем можно даже ожидать снижения реальных доходов белорусских домохозяйств.
Несмотря на сплошной негатив, ВБ с нескрываемым оптимизмом оценивает среднесрочную перспективу развития здешней экономики. Отмечается небывалая готовность властей идти следовать рекомендация банка и даже совершить ряд запланированных ранее реформ.
Ян Чул Ким, глава представительства Всемирного банка в Беларуси, высказал мнение, что предстоящие структурные реформы могут лишь немного улучшить перспективы развития государства относительно среднесрочного периода. Правда, не стоит надеяться на то, что темпы роста ВВП сразу же начнут восстанавливаться – помехой тому является диверсификация продукции и рынков сбыта.
Что ожидает Беларусь в 2018?
Экономика отмеченного государства в 2018 году зависит от низкого уровня стоимости нефти, и слабого развития ряда стран, в том числе и России. К тому же не стоит забывать о внутренних структурных проблемах, ведь некоторые из них, по словам специалистов ВБ, удерживают развитие державы «стальными прутьями». Скорее всего, в 2017 году средняя стоимость нефти окажется на уровне 40-42 долларов за баррель, тогда как в 2018 эта планка достигнет отметки в 50 долларов.
Спад экономического состояния Беларуси может лишь ухудшаться из-за снижения активности на внешних рынках. Оказывается, больше 33% совокупного экспорта страны приходиться на минеральные продукты и удобрения. В итоге правительству государства просто необходимо начинать ужесточать денежно-кредитную политику, чтобы выровнять ситуацию хотя бы не на убыль. К примеру, предприятиям пришла пора переходить от качественных показателей к явной производительности и рентабельности. ВБ продолжает говорить о том, что Беларуси нужно всерьёз задуматься относительно более эффективного метода распределения ресурсов и сокращения директивного кредитования.
Прогноз от экспертов и аналитиков
Экономист ВБ Кирилл Гаудк высказал мнение о том, что правительству Беларуси необходимо увязывать сокрушение государственных программ с началом процесса реструктуризации на предприятиях. Конечно же, подобные меры приведут к сокращению штата, поэтому придётся заранее позаботиться об изменении нынешней системы по безработице.
Неплохо разработать и попытаться внедрить механизм адресной
поддержки, так как большинству малообеспеченных домохозяйств понадобится дополнительная социальная помощь на фоне роста коммунальных услуг и тарифов. Если рассмотреть уровень бедности Беларуси на основе международного стандарта в 5 долларов на день, преодолевает её границу лишь 1% населения.
По словам Ян Чул Кима, по нынешним проектам ВБ для страны инвестиционный портфель на 2018 год составит 1,5 млрд долларов. Кстати, не так давно президент государства Александр Лукашенко рассказа своему народу о том, что часть средств, предоставленных на развитие экономики Всемирным Банком, ещё не использована. Также было отмечено, что сейчас приходится пересматривать условия кредитования Беларуси прежними акционерами. Если государству удастся доказать возможность использования выделяемых средств на реальные действия, ВБ сможет увеличить поток финансирования в 2018 году.
Прошлое, отражающееся на будущем
В 2015 был зафиксирован экономический спад, из-за которого началось затянувшееся инвестиционное давление. Рост широкой денежной массы оказался выше начальных предположений на 30%. Ранее инфляция равнялась 13,5%, теперь, в конце 2016, рост цен замедлился до 12,4%.
Совместная миссия Всемирного банка и Международного валютного фонда, проходившая в апреле 2013 года, провела оценку реального состояния здешнего финансового сектора. По мнению экспертов, собравших всю необходимую информацию, для денежной стабильности Беларуси не хватает уменьшения долларизации, решения ряда вопросов относительно реструктуризации предприятий и устранения некоторых структурных проблем.
Сами же власти республики заверили граждан державы в том, что до конца года инфляционные процессы не опустятся ниже 12%, тогда как в 2018 можно будет выйти на более нормальную цифру – 5%. Бывший глава национального банка Беларуси Станислав Богданкевич заверил, что экономическое состояние государства стагнирует, а вот инфляция к концу нынешнего года сможет достигнуть нежелательных 20%.
МВФ решило ухудшить прогноз относительно падения роста ВВП в 2016 году и теперь вполне логично предполагает, что подобное сокращение предвидеться и в ближайшем будущем. К примеру, в 2017 году состояние экономики ухудшится на 2,7%, тогда как в 2018 ситуация станет немного легче – 2,2%. Сами же власти республики надеяться на то, что в ещё до конца нынешнего года Беларусь покажет рост в 0,3%, которые в 2017–2018 перерастут в нечто долгожданное и реально хорошее.
Остаётся лишь добавить, что резкого позитивного скачка в экономике Беларуси пока не предвидеться. Возможно, по итогам 2017 года ситуация станет существенно лучше, чем сейчас, но это никак не помешает низкому уровню ВВП тормозить общее развитие государства, как и его состояние на международном рынке.
В конце года эксперты традиционно представляют свои прогнозы на будущий год. Экономике Беларуси, которая постепенно оживает после двухлетней рецессии, прочат относительно благополучное будущее, предупреждая, что она остается слишком уязвимой и не способной генерировать устойчивый рост.
Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик, представляя прогноз , отметил, что пока восстановление набирает обороты: рост реального ВВП ускоряется пятый квартал подряд.
График: www.research.by
В третьем квартале рост реального ВВП ускорился до 2,8% год к году, а в октябре-ноябре достиг и вовсе 4,6% (год к году). Эксперт обращает внимание на то, что в основе роста лежат циклические факторы, а темпы роста долгосрочного тренда все еще отрицательные, хотя и уменьшаются (дно - март 2016 г., темпы прироста долгосрочного тренда -1,44% год к году; ноябрь 2017 г. - темпы прироста долгосрочного тренда - 0,99% год к году).
Александр Чубрик предположил, что рост реального ВВП начнет замедляться уже в первом квартале 2018 г. Прогноз Исследовательского центра на 2018 год для Беларуси выше июньского на 0,5 процентного пункта. Как ранее сообщалось, базовый сценарий прогноза Исследовательского центра ИПМ на 2018 год . При этом источником прироста была как благоприятная внешняя конъюнктура, так и рост потребления из-за увеличения доходов граждан.
В 2018 году директор Исследовательского центра ИПМ прогнозирует замедление роста потребления вследствие замедления увеличения реальной зарплаты. При этом, считает Чубрик, номинальная зарплата, вероятно, достигнет 1000 рублей в месяц к концу 2018 года.
Ранее эксперты ИПМ прогнозировали увеличение реальной зарплаты на 4% и 7,8% год к году в 2017 и 2018 годах соответственно. Однако, предполагали они, восстановление потребления домохозяйств будет более медленным из-за падения занятости. Причем снижается занятость при всех сценариях развития экономики примерно одинаково — более 2% в 2018 году. «Зарплата растет вслед за производительностью труда, но занятость сокращается, как вследствие старения, так и под влиянием падения экономической активности», — поясняют специалисты.
Международный валютный фонд , эксперты которого в конце года работали в Беларуси в рамках традиционных ежегодных консультаций по статье IV. МВФ прогнозирует прирост экономики Беларуси на 1,7% в нынешнем году и 1,8% - в 2018-м, темпы прироста совокупного внутреннего спроса будут соответственно 0,3% и 2,3%.
Ожидается, что неблагоприятная демографическая динамика, слабые условия кредитования, связанные с проблемными балансами предприятий и банков, а также отставание в области конкурентоспособности в рамках строящейся вокруг государственного сектора экономической модели ограничат среднесрочные темпы экономического роста приблизительно 2 процентами, предупреждают эксперты Фонда.
Президент недавно , что оснований для самоуспокоенности в связи с ростом экономики нет. Лукашенко заявил, что 2018 год будет особым, так как предстоит преодолеть отставание, допущенное в 2016 году, для выхода на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития.
«Экономика за 2015−2016 годы потеряла 6%. В этом году отыграли только 2%, что явно недостаточно», — отметил президент.
По словам Лукашенко, возникает закономерный вопрос: почему при росте ВВП нет запланированного увеличения доходов населения? «Я не настаиваю на том, чтобы это был заоблачный рост — приемлемый рост, и он определен. Даже за два года мы не восстановили уровень, который был в конце прошлой пятилетки. Да и с выполнением моего поручения по достижению средней заработной платы в тысячу рублей много вопросов и проблем» — признал глава государства.
При этом в качестве безусловно достижения все эксперты признают то, что в 2017 году в Беларуси будет самый низкий уровень инфляции за всю историю независимости - около 6%.