Миланский собор дуомо. Миланский собор - совершенный образец усовершенствованной готики. Проектирование Дуомо: Леонардо да Винчи, Браманте и Амадео
Санта-Мария Нашенте.
Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.
В истории есть неоднократные примеры того, что оформление фасада готического собора заканчивается в последнюю очередь, обычно после того, как здание уже начало выполнять свои религиозные функции.
Работа над Дуомо велась долго, и только благодаря Наполеону, мечтавшему провести свою коронацию как итальянского монарха именно в этом соборе, строительство в конце концов завершилось. Но и после коронации работа над внутренними помещениями велась еще в течение 150 лет: устанавливались бронзовые двери и витражи, выполненные по оригинальным рисункам XV века.
Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.
По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты.
Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.
Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.Знаменитая позолоченная Мадонна на шпиле миланского собора.
Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну. Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.
Готический стиль предполагал украшение собора скульптурами. В их изготовление было вложено много сил, поэтому только они уже представляют огромный интерес. Самой колоритной культурной композицией можно назвать пару женских фигур на центральном балконе фасада. Их считают прототипом американской статуи Свободы. К тому же, автор статуи Свободы, Огюст Вартольди, не раз бывал в Милане.Главный портал "Житие Девы Марии".
Главный портал "Житие Девы Марии".
Главный портал "Житие Девы Марии".
За импозантным фасадом скрываются замечательные шедевры искусства, встреча с которыми сулит множество впечатлений. Войдя в собор через правый боковой портал (1) (центральный вход чаще всего закрыт), вы первым делом видите гробницу Ариберто да Интимиано (2) с драгоценным распятием (оригинал находится в Музее собора). Ариберто, бывший с 1018 по 1045 г. архиепископом Милана, оказал сильное влияние на политику немецких кайзеров Генриха II и Конрада II в отношении Италии: поначалу он поддерживал их, а позднее вёл с ними ожесточённую борьбу.Гробница архиепископа Ариберто да Интимиано
На полу видна латунная полоска (3) , которая тянется вдоль всей передней стены. Ближе к полудню посетители сразу поймут, что она обозначает: это меридиан, на который в астрономический полдень падает солнечный луч. Это явление можно наблюдать благодаря проделанному в крыше собора отверстию.
Рядом с порталом находится спуск, ведущий к останкам раннехристианской базилики Санта Текла (Basilica Santa Tecla) (4) , церкви-предшественницы нынешнего храма. Здесь в 387 году святой Амвросий, покровитель и епископ Милана, крестил отца церкви Августина. Этот епископ, очень почитаемый в народе, создал ряд трудов, посвящённых толкованию библии и догматике, а также первую христианскую этику. В комплекс базилики входили отдельный баптистерий и епископский дворец.В мраморном полу XVI века воплотились фантазии Пеллегрино Тибальди. Плиты белого мрамора из Кандольи инкрустированы затейливыми барочными узорами из красного и чёрного мрамора, привезённого из Тессина и Варенны. Строительная мастерская собора регулярно проводит реставрацию, следя за сохранением рисунка узоров.
Оригинально выглядит купель (5) в северном боковом продольном нефе, изготовленная из римской порфировой чаши. В эпоху поздней античности и в ранний византийский период этот ценный материал держался в запасе для создания императорских статуй и сооружений.Порфировая египетская ванна IV в., которую используют как крестильную купель.
Собор прославился своими искусно выполненными витражами. Один из самых красивых и старых витражей (1470–1475 гг.) изображает житие Христа (6) . К вершинам этого вида искусства относится и витраж над малой часовней Креста с изображением матери императора Константина I Великого: «Обретение истинного креста святой Еленой» (7) (1570–1577 гг.).
Примечательная особенность Миланского собора – опоясывающие кольца высотой примерно 6 м на пилястрах вместо обычных капителей. Вверху они украшены монументальными фигурами святых.Самая знаменитая гробница в соборе – мавзолей Джана Джакомо Медичи (8) по прозванию Медегино (Medeghino) . В 1563 году его брат, Папа Римский Пий IV, заказал создание этой усыпальницы скульптору Леоне Леони. На ней Джан Джакомо Медичи (1495–1555) изображён между двумя аллегорическими женскими фигурами Войны и Мира и бронзовыми рельефами речных богов Адды и Тессина. Сам он одет как полководец и закутан в широкий плащ, чтобы скрыть изувеченную левую ногу.
Tomba del Medeghino.Надгробие Джан-Джакомо Медичи,Медегино
В южном поперечном нефе стоит статуя святого Варфоломея (9) (1562 г.), покровителя рыбаков. По преданию, с этого святого заживо содрали кожу. Именно такой вид он имеет в Миланском соборе. Скульптор был очень горд своим произведением искусства, поэтому написал на постаменте «Не Пракситель меня создал, но Марко д"Аграте». Это произведение по натуралистичности напоминает анатомическую модель.
От первого этапа строительства собора, когда ведущим архитектором был Джан Галеаццо Висконти, сохранились ещё и цокольные рельефы на портале южной ризницы (10) (1393 г.) работы рейнского мастера Ганса фон Фернаха.
В крипте (11) собора хранятся замечательные сокровища, а также гроб св. Карло Борромео (1538–1584) из горного хрусталя (в восьмиугольной часовне). Этот кардинал из дворянского рода Борромео вёл решительную борьбу с протестантизмом, а в 1565 году стал архиепископом Милана.San Carlo Borromeo"s crypt in the Milan Duomo.
Главный алтарь (12) на хорах собора (куда могут входить только священники) создал Пеллегрино Тибальди. Работу над этим творением из мрамора и бронзы он начал в 1581 году, но завершена она была только в 1927 году архитектором Дзакки из Чезены. Над алтарём находится дарохранительница – святилище, состоящее из восьми позолоченных бронзовых колонн и купола с фигурой торжествующего Христа. Это произведение выполнил Пеллицони по эскизу Тибальди. Позади главного алтаря в 1560 году появился балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов. Здесь на рельефе показаны сцены из жития Христа.
Деревянные хоры состоят из верхнего и нижнего рядов (13) . Места в верхнем ряду предназначались для каноников. Картины Джузеппе Меда, Камило Прокаччини и Амброзиуса Фиджини изображают эпизоды из жития святого Амвросия. Прекрасная резьба по дереву на хорах принадлежит братьям Тауринам из Руана, а также Паоло де Гаццису и Вирджилио дель Конте.Витражи в апсиде, созданные в XIX веке братьями Бертини, – это, пожалуй, самые большие из всех известных Средневековые витражей. Они изображают сцены из Ветхого Завета (14) , Апокалипсиса (15) и Нового Завета (16) .
"Ветхий Завет"
"Новый Завет"
Портал северной ризницы (17) , завершённой в 1389 году, украшает картина «Христос наш Господь и Судия».Перед алтарём «Мадонны с деревом» в стиле рококо работы Лелио Буцци возвышается знаменитый чёрный подсвечник Тривульцио (18) , романский бронзовый семисвечник 5-метровой высоты (XII век). Автором этого шедевра считают лотарингского мастера Никола да Вердуна. Бронзовую ножку канделябра украшают библейские персонажи из Ветхого и Нового Завета (среди них три волхва перед Марией с младенцем, сидящей на троне) и аллегорические фигуры (в том числе кардинальских добродетелей и искусств). Центром композиции служат четыре дракона, на которых опирается подсвечник. Своё название он получил в честь Джованни Баттиста Тривульцио, принесшего его в дар собору в 1562 году.
В Миланском соборе находится один из гвоздей, которыми по преданию прибили к кресту Иисуса Христа. Всего в истории встречалось три гвоздя. Все они были найдены святой Еленой, которая передала их своему сыну, императору Константину. Первый гвоздь был брошен в море, чтобы усмирить стихию, второй находится в соборе в Монце, третьим крепилась подкова на Константиновой лошади. Последний гвоздь потерялся на некоторое время, а потом его нашел святой Амвросий в одной из кузен, выкупил за небольшую плату и положил в драгоценную дарохранительницу. Для нее специально была оставлена ниша в апсиде при возведении собора. Гвоздь можно увидеть всего два дня в году, в другие дни вместо него на стене виден лишь красный луч. Чтобы достать сам гвоздь, используется специальное устройство, изобретенное еще Леонардо, при помощи которого миланский епископ взбирается к нише.Rodwell, G. F. “South by East Notes of Travel in Southern Europe” (1877)
Адрес:
Италия, Милан
Начало строительства:
1386 год
Начало строительства:
1965 год
Координаты:
45°27"51.4"N 9°11"29.9"E
Duomo di Milano - символ Милана, посвященный рождению Девы Марии
Грандиозный, ошеломляющий, великолепный, неподражаемый, роскошный, восхитительный… - какими только высокопарными эпитетами не награждают Duomo di Milano - собор, расположенный на главной (одноименной с ним) площади Милана!
Вид Миланского собора с высоты птичьего полёта
Но даже они не в силах передать те чувства и впечатления, которые испытывают впервые увидевшие его люди.
Гигантский беломраморный собор, выполненный в витиеватом стиле пламенеющей готики (поздней готической архитектуры), стал символом Милана и одним из известнейших сооружений в мире. Официальное название собора - Santa Maria Nascente, он посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но чаще его называют просто Миланским собором .
Начиная рассказывать о нем, гиды прежде всего упоминают следующие факты: Дуомо ди Милано является самым крупным готическим и 4-м по величине католическим собором в мире после Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (Кот д"Ивуар), соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне . По своей вместимости среди католических уступает лишь собору Св. Петра (Рим), среди готических - собору Мария-де-ла-Седе (Севилья). Общая площадь этого сооружения - 11,3 тыс. кв. м, высота - 106,5 м. В ясную погоду с крыши собора видны вершины Альпийских гор.
Более подробное знакомство с Миланским собором может затянуться надолго, поскольку его внушительные размеры - это далеко не единственное его достоинство.
Фасад собора
История строительства собора - дорога длиною в… 5 столетий
Первый камень будущего собора был заложен архиепископом Антонио ди Салуццо в 1386 г. В предшествующие этому событию времена на том же месте уже успели побывать кельтское поселение, храм Минервы, церкви Санта-Текла и Санта-Мария-Маджоре. Последнюю из них снесли, расчищая участок для Duomo di Milano.
Строилось это великое сооружение из лучшего мрамора, добываемого в карьерах Кандолья, расположенных близ городка Мергоццо в Пьемонте. Используемый в благих целях, этот очень ценный строительный материал по распоряжению пришедшего тогда к власти герцога Джана Галеаццо Висконти не подлежал обложению налогом. Тем не менее, несмотря на просто огромный народный и правительственный энтузиазм, которым сопровождалось строительство собора, оно растянулось на долгие годы, десятилетия и даже века.
Первоначальная разработка архитектурного проекта принадлежала итальянскому архитектору Симоне де Орсениго. Строить собор пригласили мастеров из других стран (Германии , Франции), поскольку сложные готические фасады были более характерны для Франции, нежели для Италии . Спустя 3 года архитектора итальянца заменили на француза - Николя де Бонавентура. Еще через 10 лет его сменил другой француз - Жан Миньо.
Вид собора с площади Милана
Всего в сооружении Миланского собора до 1470 г., в котором строительство возглавил Джунифорте Солари, успело поучаствовать более десятка известных европейских архитекторов . За это время собор из 3-нефного сооружения превратился в 5-нефное, из проекта исчезли часовни, вносились другие значительные и незначительные изменения. Солари и его консультанты Донато Браманте и Леонардо да Винчи внесли в создание архитектурного облика собора весьма значительную лепту: они приняли решение осовременить готику, разбавив ее отдельными ренессансными элементами. Так возник знаменитый 8-угольный купол.
В последующие века храм медленно, но верно продолжал расти, достраиваться и декорироваться. 106-метровый центральный шпиль с 4-метровой статуей Мадонны, выполненной из бронзы с позолотой, был установлен, например, только в 1769 году. (Шпиль разработал Франческо Кроче, статуя работы Джузеппе Перего). Тогда же, кстати, был издан указ с запретом строительства в Милане зданий, заслоняющих его святую покровительницу (увы, современность уже начала вносить в него свои коррективы - первым исключением стал небоскреб «Пирелли», крышу которого украсили точной копией статуи Мадонны).
Так и получилось, что начались работы по созданию этого беломраморного шедевра архитектуры в 1386 г., а завершились (и то не полностью) лишь в 19 веке, когда архитекторы Карл Амати и Джузеппе Занойя по личному распоряжению Наполеона срочно закончили оформление фасада. Главный алтарь Дуомо ди Милано, когда он не был еще даже достроен, в 1417 г., освятил папа Мартин V.
Для прихожан храм открыл свои двери в 1572 г., торжественное открытие провел кардинал Карл Борромео, ставший позднее святым католической церкви.
Оставшиеся строительные и отделочные работы доделывались в здании собора вплоть до 2-й половины прошлого века. Все это время собор достраивался, на его роскошном готическом фасаде находили место все новые и новые декоративные элементы и витражи, были построены главные врата. И только в 1965 г. строительство храма было официально завершено. Тем не менее, даже сейчас еще остались отдельные блоки фасада, которым еще только предстоит превратиться в скульптуры.
Фрагмент фасада собора
Несмотря на частую смену архитекторов, каждый из которых стремился внести в сооружение что-то свое, Миланский собор все же является абсолютно целостным произведением искусства, имеющим при этом совершенно уникальный облик. С одной стороны, он обладает ярко выраженным готическим стилем, который не спутаешь ни с каким другим. С другой стороны, в его фасаде чувствуется североитальянское, а еще точнее, ломбардское влияние, благодаря которому собор приобрел некоторую «приземленность» и тяжеловесность.
Восьмое чудо света и его достопримечательности
Позднеготическое здание Миланского собора отличается огромным количеством изящных шпилей (135 мраморных игл), остроконечных башенок и колонн , соединенных множеством парящих опор, изысканностью фасадов и изобилием скульптур, которых снаружи и внутри собора более 3 тысяч. Здесь присутствуют статуи библейских персонажей, химер, исторических личностей (Наполеона, Муссолини и др.). С крыши собора открываются потрясающие панорамные виды Милана, подняться сюда рекомендуется каждому посетителю, желающему получить полноценное представление об этом архитектурном шедевре в частности и о Милане в целом. Осуществить подъем можно как по лестнице от северной стены храма, так и на специальном лифте.
На крыши собора
Поразить воображение Дуомо ди Милано способен не только внешним обликом, но и внутренним убранством: характерный для позднеготического стиля интерьер, полные величия мавзолеи, уникальные деревянные хоры 16 века (работа Франческо Брамбильи), высочайшие крестовые своды, огромные арочные окна с невероятными цветными витражами, некоторые из которых сохранились еще с 15 века, и многое другое. Храм выглядит огромным и очень торжественным.
Внутреннее пространство храма, способного одновременно вместить до 40 тыс. человек, состоит из 5-ти нефов, разделенных между собой сорока 25-метровыми колоннами. Перед алтарем стоит 5-метровый бронзовый подсвечник Тривульцио с весьма изящным основанием из бронзовой виноградной лозы, изготовленный в 12 веке Николя Вердюном. А над алтарем, под самым куполом хранится главная святыня собора - священный гвоздь, который по преданиям взят непосредственно со Святого Распятия (с креста Спасителя). Каждый год, в ближайшую к 14 сентября субботу, гвоздь подлежит торжественному снятию - это действие выполняется архиепископом, который поднимается к гвоздю на подъемнике, сконструированном, как гласит предание, самим Леонардо да Винчи.
В соборе также располагаются саркофаги нескольких архиепископов Милана, относящиеся к 14-18 векам и выполненные известнейшими итальянскими мастерами. Заметной отличительной чертой собора является на первый взгляд неисчислимое количество статуй: только интерьер 8-угольного купола располагает статуями в 4 ряда по 15 штук в каждом! Самая известная в соборе - статуя Св. Варфоломея, созданная Марко д"Аграте в 1562 г. Обращают на себя внимание скульптуры Джан Джакомо Медичи (Леоне Леони, 16 век), Мартина V (Якопино да Традате,15 век), Владимира Мономаха.
Среди прочих достопримечательностей храма стоит отметить «Меридиан» - солнечные часы со знаками Зодиака (на знак, соответствующий текущему месяцу ровно в полдень безошибочно указывает солнечный луч); два больших органа; три уникальных алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини; египетскую ванну 6 века, использующуюся в качестве крестильной купели, и другие произведения искусства.
Миланский собор в 21 веке
Несколько лет в начале нашего века (до 2009 года) - Миланский собор был закрыт на реконструкцию. До этого момента реставрационные работы в нем проводились лишь однажды - после 2 мировой войны, когда здание храма пострадало от воздушных налетов. Сейчас все работы завершены, и фасад здания вновь предстал перед жителями и многочисленными гостями Милана во всей своей могучей красе.
Миланский собор Дуомо на закате.
Главный Миланский собор (Duomo di Milano) - Дуомо или Собор Рождества Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Nascente) строился более 500 лет. Строительство началось в XIV веке, а закончилось в начале XIX века, причем последняя дверь храма была поставлена в 1965 году.
Первоначально на месте собора находилось кельтское капище. В 1386 году по приказу архиепископа Антонио Салуццо был заложен первый камень Миланского собора, посвященный Рождеству Девы Марии. Строящееся здание переживало радости и несчастья горожан и стало городским символом - защитником от злых сил.
Трудности строительства
Параметры собора впечатляют: 108 метров в высоту, 158 метров в длину и 96 в ширину, Собор украшают 150 фигурок и 135 шпилей. Это третий по величине собор в мире, после Святого Петра и Севильи. Вместимость собора 40 000 человек.
Джан Галеаццо Висконти, правитель Милана, который решил построить собор
Правитель Милана той эпохи, Джан Галеаццо Висконти, пожелал построить здание в модном готическом стиле, непривычном для Италии. Для работ были приглашены мастера из Франции и Германии. Главный алтарь был освящен в 1417 году.
Строительство продвигалось медленно, правители сменяли друг друга, и каждый вносил свои изменения в проект, собор должен был стать символом величия власти герцога – «небоскребом средневековья». Случалось, что новый хозяин велел перестроить постройки предшественника.
Стиль собора – «Пламенеющая готика», украшения создания создают эффект языков пламени. Стиль популярен в средневековой архитектуре Франции и Германии.
Собор в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)
В годы правления Людовико Сфорца в XV веке в работе над проектированием собора принимал участие Леонардо да Винчи. Гений Леонардо предложил «двери-близнецы» («porta gemella»), то есть парная дверь с двумя арками. Архитекторы поддержали идею, они даже решили сделать дверь-триптих с высоким изящным шпилем. К сожалению, до конца идею воплотить не удалось.
После падения герцога Сфорца в Милане настали тяжелые времена, финансирование строительства собора прекратилось. Иностранные правители не были заинтересованы в таком масштабном проекте.
Туманным вечером Милан напоминает Петербург (вид с крыши собора)
Когда дождливо, мрачно
Однако Милан оставался точкой пересечения великих художников, миланская школа искусств ценилась во всем мире.
В XVI веке шел спор за площадку для продолжения строительства, многие знатные семьи пытались отобрать себе кусок земли в центре города у Рыночной площади.
Собор в XIX веке (Рис. Angelo Inganni)
Строительство собора в середине XVI века продолжил Карло Борромео, архиепископ Милана, который снискал добрую славу среди горожан благодаря своей благотворительной деятельности. Благодарные горожане добились, чтобы любимого епископа причислили его к лику святых в следующем столетии.
Портрет Карло Борромео, который находится в Эрмитаже.
(Рис. Орацио Борджанни)
Могила архиепископа Борромео в соборе
Собор был освящен архиепископом Карло Борромео в 1572 году, хотя еще не был полностью завершен.
Дело брата в XVII веке продолжил Федерико Борромео, который сумел систематизировать сумбурное проектирование и строительные работы.
Пламенеющая готика очаровывает
Собор в начале XX века
Он отстранил от работы архитектора Пеллегрини, у которого даже не было точного проекта фасада собора, к тому же рабочие враждебно относились к архитектору, начальник задерживал им выплату жалования. После смены начальства стройки работы начали продвигаться эффективнее.
Федерико Борромео настоял, чтобы каждая из десяти колонн высотой почти 20 метров была бы создана из одного гранитного монолита. Идея казалась безумной. Отыскать кусок подходящего мрамора удалось, но он разбился на три части при погрузке на лодку для транспортировки от места добычи.
Федерико Борромео описан в романе "Обрученные", он помогал населению в борьбе с чумой
Только в 1769 году появился 106-метровый шпиль со статуей Мадонны из позолоченной бронзы. В городе был принят закон, что ни одно строение в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Даже в наши дни, когда в Милане возвели небоскреб «Пирелли», на его крыше установили точную копию Богородицы.
Собор в начале XIX века, почти готов
Узоры готики
Архитектурный замысел готических игл-шпилей осуществили только в начале XIX века. Строительство здания было завершено в 1813 году (хотя последняя дверь была поставлена только в 1965 году).
Наполеон Бонапарт был восхищен проектом и щедро участвовал в финансировании завершения работ. В 1805 году в Миланском соборе Наполеон был коронован как король Италии.
Над алтарем храма хранится гвоздь, которым был распят Иисус Христос. Гвоздь спускают для прихожан в день празднования дня Воздвижения Креста Господня.
Вокруг собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)
Легенды собора
По сводами Дуомо есть известная в городе икона - Мадонна Роз. На иконе нет изображений цветов, но ее имя связано с легендой.
Мадонна Роз (репродукция картины)
В 1409 году в Милане правил жестокий герцог Джан Мария Висконти, он был молод, красив и безжалостен. Герцог любил войну и собак, которых ради развлечения натравливал на людей.
Джан Висконти в образе святого мученика Домнина, который изображался с собаками
В мае 1409 года уставшие от кровопролитных войн горожане окружили процессию герцога с криками: «Мира! Мира!». Разгневанный правитель велел своим солдатам убить мятежников, в этот день погибло двести горожан. Герцог запретил произносить слово «Мир», даже в церковной службе заменили латинское слово «pacem» (мир) на «tranquillitatem» (покой).
Оскар Уальд упоминает герцога Джана Висконти в романе «Портрет Дориана Греня» среди «тех, кого Пресыщенность, Порок и Кровожадность превратили в чудовищ или безумцев».
Однажды для военных нужд герцог приказал разграбить строительную площадку Дуомо. Очень набожная женщина боялась небесной кары, она каждый день приходила к образу Богородицы с букетом роз и просила пощадить город. Однажды она нашла свой засохший букет оставленный несколько дней назад и начала плакать, молясь о спасении своего сына, раненного в бою. Розы снова расцвели: поэтому икона получила название – Мадонна Роз.
В 1412 году герцог Джан Висконти в возрасте 23 лет был убит заговорщиками на пороге церкви.
«Джан Мария Висконти, травивший людей собаками; когда он был убит, труп его усыпала розами любившая его гетера».
Правителем Милана стал его брат Филипп, тоже жестокий психопат… но это уже другая история, к которой мы потом вернемся.
Милан и Миланцы
До середины девятнадцатого века часы Милана регулировались меридианом Дуомо. В отверстие на потолке попадал луч света, который падал на пол, а когда свет достигал отметки «полдень», передавался сигнал звонить в колокол Кордузио (Cors Ducis, герцогский суд), который контролировал торговлю. Торговая деятельность регулировалась на Рыночной площади у Дуомо.
Торговля на площади возле собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)
Призрак собора
Говорят, в соборе бродит местный призрак – Невеста в черном. Этот призрак проявляется на свадебных фотографиях молодоженов, сфотографировавшихся на фоне Дуомо.
Эта таинственная фигура - призрак некой Карлины, жившей недалеко от озера Комо, где по древнему обычаю невеста кутается в черный шелковый наряд. Эта маскировка помогала обмануть слуг феодала, который часто требовал «Право первой ночи» с невестой.
В холодный и туманный октябрьский день Карлина вышла замуж за своего жениха Рензино. Новобрачная была в традиционном черном шелковом наряде. Молодожены отправились в Милан на медовый месяц и решили подняться на крышу собора. Среди шпилей, покрытых туманом, постепенно стали появляться статуи химер и драконов, которые испугали бедную Карлину.
Вечером на крыше Дуомо всякое может привидеться
Ее мучило чувство вины, Карлина изменила накануне свадьбы своему жениху и была беременна от любовника. Она решила ничего не говорить будущему мужу… И вот это вызывающие волнение воспоминания, тихое место возле неба, где в дымке появились тревожные фигуры - все это напугало новобрачную. Карлина отпустила руку жениха и бросилась бежать среди статуй, крича от страха.
Ее испуганный муж увидел, как Карлина упала в пустоту, а затем исчезла, поглощенная шпилями Дуомо. Легенда гласит, что тело Невесты в черном так и не было найдено.
Ночной собор
На сегодняшний день есть много свидетельств, рассказывающих о тревожной черной фигуре с белыми глазами, которая появляется на фотографиях за молодоженами у Миланского собора.
Не бойтесь, говорят, это доброе привидение и желает всем счастливого и мирного брака, которого у нее не случилось.
Туманное утро в Милане, "Городская стража" выходит на пост
Информация о входе:
Вход в собор платный. Очередь длинная. Касса находится в соседнем здании, а там тоже очередь. Билет лучше купить на сайте. https://www.duomomilano.it/en/ticket/
Можно войти утром бесплатно назвавшись «руссо пилигримо» (русский паломник) и послушать мессу, но тогда походить по собору и фотографировать не получится.
Билет на крышу собора продается отдельно, поэтому лучше купить сразу общий билет: собор и крыша.
Кто не устал,
– безумно атмосферный, утонченный и разрозненный, спокойный и громкий, в общем, противоречивый город. Все, кто узнавал о том, что мне предстоит провести тут время, произносили сакральную фразу: «А, ну шопинг, Дуомо, а больше и делать-то нечего….» Но я упрямо отказывалась верить в то, что в мире вообще существуют города, в которых нечего делать. Ну а раз все говорят «Дуомо», то с него, пожалуй, и начнем.
Кафедральный собор Дуомо – главная, самая известная и поразительная достопримечательность Милана. Это четвертый по величине в собор в Европе, немыслимых размеров храм из белого резного мрамора, возвышающийся на одноименной площади, заполненной голубями и китайскими туристами. Челюсть сама невольно отваливается на пол (а точнее на великолепную брусчатку) при виде этого архитектурного чуда.
Как добраться
Добираться до Дуомо удобнее всего на метро – по желтой ветке (М3) или по красной (М1) до станции с логичным названием Duomo. Разовый проезд в метро стоит 1.5 евро, проездной на 10 поездок можно купить за 10 евро или приобрести суточную карту за 4.5 евро. Перед входом на станцию не забудьте прокомпостировать билет! Билет без отметки является основанием для штрафа в 100 евро. График работы метро в Милане- с 6.30 до 0.30, и, кстати, устроено оно достаточно просто и понятно, разобраться можно в два счета!
Официальный адрес:Duomo di Milano, Piazza del Duomo, Milano, Italy – если вы добираетесь на автомобиле.
Парковка в центре Милана, как и в любом другом мегаполисе, дорогая и проблематичная. Стоимость за час около 1.2 евро, но найти место не так просто. Оплата возможна через паркомат монетками, при помощи специальной карты Sosta Milano или через смс. Но если вы собираетесь гулять по центру Милана весь день, то лучше всего будет оставить автомобиль на одной их перехватывающих парковок Park & Ride.
При выходе из метро сразу оказываешься на людной площади перед кафедральным собором, где заботливые ребята обязательно предложат тебе корм для птиц «фуд фор бёрдс», а потом потребуют за это баснословные 2-3 евро. Мне повезло, я на развод не повелась, хотя наблюдала многочисленных согласившихся.
Время работы и цены
И вот я, не в силах справиться с желанием сделать еще пару тысяч фото, стою перед миланским собором. Надо сказать, что собор – это целый комплекс культурных объектов, включающий в себя непосредственно собор, крипту внутри, церковь, террасы и крышу, музей и зону археологических находок.
В собор можно попасть каждый день с 8 утра до 7 вечера, террасы и крыша ждут гостей с 9 утра.
Стоимость посещения также будет зависеть от выбранного набора опций.
- минимальная – 2 евро (собор и все, что внутри него),
- максимум – 15 евро (церковь, собор, террасы на лифте, музей и раскопки).
Подробная и актуальна информация всегда есть на сайте самого собора . Если выбрать английский язык, то все понятно даже тем, кто «ландан ис зэ кэпитал оф грейт британ». Если совсем нет желания заниматься поиском касс, то билеты тут можно купить онлайн.
Экскурсии в собор проходят регулярно на итальянском и английском языках. Стоимость такой экскурсии начинается от 16 евро с человека и далее рассчитывается индивидуально, в зависимости от состава группы, языка, желаемой темы экскурсии и т.д.
- начните осмотр с внутреннего убранства, а только потом, прикупив воды и невероятно вкусного итальянского мороженого, отправляйтесь наверх;
- кассы с билетами есть с двух сторон собора. Вполне вероятно, что в одной кассе туристы стоят как в голодные годы за колбасой, а в другой кассе вообще нет очереди;
- если планируете посетить собор, то стоит позаботиться о том, чтобы колени, плечи и живот были закрыты. При входе в собор вас могут попросить привести себя в подобающий вид.
Дуомо снаружи
Фасад миланского Дуомо можно рассматривать бесконечно. Несколько тысяч беломраморных скульптур взирают со шпилей и башенок на великолепный город. Поговаривают, что среди них прячутся не только святые, мученики и философы, но и Муссолини, и древний прототип статуи свободы . Я честно пыталась разглядеть их, но ничего не вышло.
Дуомо – настоящий итальянский долгострой. Заложили его еще в 1386 году, а считать объект законченным можно было только в начале девятнадцатого века, когда уже даже Наполеон не выдержал и распорядился завершить фасад храма. Хотя, если честно, мне показалось, что они и сейчас там что-то доделывают... Итальянцы привлекали к строительству ближайших соседей, так что строили, можно сказать, всей Европой, что не могло не отразиться на облике храма. Собор – вневременная компиляция всех стилей европейской готики. Кстати, одна из легенд гласит, что восьмиугольный купол Джомо – идея самого Леонардо, который тоже принимал участие в проектировании собора.
Дуомо внутри
От рассматривания фасада у меня заболела шея, слишком уже сильно и долго приходится задирать голову. Отличный повод прекратить это и зайти внутрь. Прохлада, пробивающийся сквозь громадные витражи свет, колонны, уходящие в бесконечный потолок, удивительные скульптуры и мрачные полотна – все это детали внутреннего мира собора, в котором теряешься и растворяешься.
Конечно, можно взять аудиогид (стоимость гида от 6 до 9 евро, в зависимости от набора опций) на русском языке и дотошно разбираться в подлинности шпалер и орнаменте пола... Но, на мой взгляд, стоит просто отдаться своему внутреннему чувству прекрасного и бродить по собору, замечая миллиарды деталей. Например, на полу собора можно увидеть металлическую полоску, вдоль которой расположены плитки с изображениями знаков зодиака. Это своего рода солнечные часы, указывающие на созвездие этого периода времени. Ходит слух, систематические ошибки в показаниях этих часов дали понять, что фундамент собора медленно проседает. Главная реликвия храма находится под самым потолком – это гвоздь из распятия Христова. Ежегодно, 14-ого сентября, его являют народу при помощи особого механизма, похожего на механическое облако.
Крыша Миланского собора
Интерьеры поражают, но мысль о том, что впереди еще крыша, не дает мне покоя, а значит, скорее, скорее наверх! Существует 2 варианта подъема: на лифте и пешком. На лифте, соответственно, дороже (от 7 до 13 евро), но быстрее. Наверх ведет достаточно узкая и неживописная винтовая лестница. Но, как мне кажется, подняться по ней можно достаточно спокойно без особого вреда для здоровья и нервной системы. Я так и сделала.
Здесь перед глазами открывается настоящее великолепие, расположившееся на 3-х уровнях существования. Первый, самый нижний – бурлящий жизнью город, с его модными бутиками, повседневной суетой и бесконечными птицами. Настоящий , шумный и очаровательный.
Крыша собора Дуомо – лучшая смотровая площадка в Милане, однозначно. На втором уровне, прямо перед глазами, десятки шпилей, с примостившейся на них мраморной публикой. А на самом верху, на третьем уровне – сияющая позолоченная дева Мария, покровительница города, добродушно взирающая на . В этих мраморных джунглях можно бродить бесконечно, ловя теплый итальянский ветер и любуясь видами.
***
Я поняла, почему в разговорах о Милане все сразу вспоминают Дуомо. Дело совсем не в том, что тут больше нечего смотреть. Просто собор настолько поражает воображение, что все остальное уходит на второй план.
Вывод: Дуомо – must see! И не забудьте про мороженку:)
Миланский собор Дуомо является символом не только этого многогранного города, но и Италии в целом за рубежом, поэтому говорить о нём не так-то просто.
Строительство Дуомо было начато в 1388 году и продолжалось до начала XIX столетия из-за постоянных приостановок и изменений проекта. В результате чего Миланский собор — это не один исторический стиль, а своеобразная смесь. Реинтерпретация готики, которая получила в последующем название пламенеющей готики.
Красота Миланского собора Дуомо, а также история, факты и легенды его возникновения — всё это вы узнаете ниже.
Чтобы рассказ не получился слишком монотонным, мы разбили его на две части, одна из которых посвящена внешнему облику собора, а другая – внутреннему. Начнем!
Легенда о происхождении Дуомо
История Собора начинается как сон, причем страшный сон. По легенде, однажды ночью в 1386 году во сне к Джану Галеаццо Висконти явился дьявол и приказал ему построить здание, украшенное множеством демонических изображений. В случае неповиновения, душа правителя будет обречена на вечные муки.
Джан Галеаццо Висконти, терзаемый адским пламенем, с ведома архиепископа Антонио Да Салюццо начал строительство архитектурного произведения искусства, содержащего сатанинские изображения. К сожалению, Джан Галеаццо умер в 1402, так и не увидев завершенную работу, для которой понадобилось более 500 лет упорного, невозмутимого труда.
Миланский собор , конечно, был построен не в честь дьявола, а в честь Святой Девы Марии. Но по своей тематике, внутреннему и внешнему оформлению. Благодаря тому, что 96 скульптурных композиций из 3400 были демонического характера, он напоминает о своем мистическом происхождении.
Место строительства Дуомо
Собор вырос на месте, где до него стояли собор Санта Марии Мадджоре, или зимний собор, и базилика Санта Текла, или летний собор (сегодня частично заметные в подвальной части Собора).
Выбор такого места для строительства, преимущественно, основывался на невозможности реставрации церкви Санта Марии Мадджоре, колокол которой, сорвавшись, разрушил часть нефа и фасад. Также на желании архиепископа построить новый большой собор в самой древней религиозной части города.
Многие сразу же начали перечислять деньги на строительство; на самом деле, многие делали это не из религиозных побуждений, а для того, чтобы получить индульгенции сначала от архиепископа, а затем от Папы Бонифация IX. Этот обычай не менялся веками. Даже сегодня можно перевести средства, которые запишут в Реестр Пожертвований, хранящийся в архиве Почетного Строительства Собора, основанном в 1387 и занимающимся проектированием, строительством и – в настоящее время – реставрацией Собора.
Дуомо и мрамор Кандолья
Собор целиком сделан из мрамора. Сам Джан Галеаццо Висконти пожелал, чтобы будущий Собор был построен не из кирпича, а из мрамора, чтобы у каждого, кто его увидит, захватывало дух. Для этих целей был выбран мрамор из карьеров Кандолья, расположенных более чем в ста километрах от Милана, но имеющих мрамор наивысшего качества, известный еще во времена Римской империи, но не используемый ранее в полной мере из-за сложности транспортировки. Эти трудности не смутили миланцев, и для транспортировки в эпоху судоходства стали использовать Великий Флот.
Напомним, что до середины 19в. Милан был крупным судоходным городом, пересеченным каналами, которые, в основном, использовались для перевозки грузов, так что огромные глыбы мрамора переправляли по воде и выгружали неподалеку от озера Сан Стефано. Именно там, где сегодня проходит улица Лагетто (одна из многих других улиц, свидетельствующих о каналах, находящихся сегодня под землей), мрамор специальными механизмами поднимали и на телегах перевозили к докам вблизи
Собора, так называемую сыроварню каменотесов, где им занимались уже разработчики, архитекторы, скульпторы.
На самом деле, сложность представляла не только доставка материала, но и его добыча, которая занимала много времени и даже в некоторой степени была связана с риском. Но и тогда никто не опустил руки! Вблизи карьеров построили хижины, где жили рабочие и куда доставляли продукты питания и необходимые инструменты. Только в 1874 году там была построена проезжая дорога.
В память об истории карьеров сегодня в Кандолья установлены две мемориальные плиты, целиком из мрамора. Зона добычи мрамора закрыта для посетителей, однако два раза в год для желающих устраивают экскурсии. Во время которых есть возможность посетить также реставрационные мастерские, куда доставляют пострадавшие от времени и под воздействием окружающей среды частички Миланского Собора, чтобы сделать копии. Отслужившие свой век частички не просто реставрируют, а уничтожают.
Небольшой исторический факт: мрамор Кандолья использовался только при строительстве Миланского Собора, следовательно, его экономическая ценность невероятно высока.
Проектирование Дуомо: Леонардо да Винчи, Браманте и Амадео
Архитекторов, инженеров и проектировщиков, работавших на строительстве Собора, было множество. Среди историй, связанных с долгим процессом строительства, вспомним проблему с тибуриумом (определенной архитектурной конструкцией куполов, типичных для эпохи Возрождения), который присутствовал в планах 14в., но не был реализован из-за технических проблем: при попытке его построить, он все время рушился.
Тем не менее, Людовико Моро все-таки удалось добиться осуществления его постройки.
В 1487 году герцог Миланский объявил конкурс среди инженеров и архитекторов на поиск решения проблемы строительства тибуриума. На призыв, среди прочих, откликнулись Леонардо да Винчи и Браманте, представившие деревянный макет проекта, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Воплощавший их идею, по которому впоследствии был написан трактат Opinio super Domicilium seu Templum Magnum. Это единственный теоретический текст, частично дошедший до нас в переводе. Выиграл конкурс проект Джованни Антонио Амадео , близкий по решению к ломбардской традиции.
Миланский собор Дуомо — внешний облик
Скульптуры, гаргулии, шпили и Музей Дуомо
Миланский собора поражает количеством скульптур внешне, гаргулий, шпилей, которые невозможно оценить. К счастью, внутри Музея Собора можно наблюдать шпили Дуомо вблизи – зрелище непередаваемое.
Невозможно представить, насколько богаты элементы, пока не увидишь их с близкого расстояния и, возможно тогда вы сможете заметить изображение боксеров . Среди прочих скульптур выделяются четыре пары боксеров в процессе поединка. Эта композиция посвящена Примо Карнера, первому итальянскому чемпиону мира в тяжелом весе 1933 года и Эрминио Спалла, первому итальянскому чемпиону Европы. Спалла, известный также как скульптор и оперный певец, снимался в картине «Чудо в Милане».
Кроме боксеров можно увидеть и изображения самых «коренных» завсегдатаев Собора и площади – голубей!
Внутри Музея можно найти и материалы, связанные с историей строительства Собора, Сокровища, собранного из литургических предметов и предметов культа в период с 5 по 17в и принадлежавшего Почтенному Капиталу. Если вам удастся туда заглянуть, обязательно посмотрите на митру, сделанную из разноцветных перьев колибри (кажется, в мире существуют всего четыре таких).
Загадка колокольни
За всеми многочисленными украшениями Собора вы, скорее всего, не обратите внимание на отсутствие колокольни – одного из главных элементов классической церкви.
Однако знайте, что колокола есть и были здесь на протяжении 500 лет!
Их три , и спрятаны они в свободном пространстве тибуриума главного шпиля, между внешней и внутренней стеной, звонят в них с помощью подвижных молотков. До 1866 года колокола находились в колокольне, здании на террасе над центральным нефом, впоследствии разрушенной. По поводу строительства новой колокольни велись жаркие споры, которые так ни к чему и не привели.
Был один грандиозный проект Вико Вигано в 1938 году, включавший множество самых немыслимых архитектурных решений. Он даже был одобрен Муссолини. Однако, к сожалению или к счастью, идею раскритиковали, так как в противном случае по сложности и даже по высоте колокольня могла превзойти Собор.
Мадонна
Один из самых знаменитых элементов Собора – конечно же, Мадонна. Свое настоящее расположение – на центральном шпиле – она заняла только в 1774. Это творение скульптора Джузеппе Перего , резчика Джузеппе Антиньяни и ювелира Джузеппе Бини.
Поражает то, что статую Мадонны на шпиль водружали без всяких церемоний и ритуалов. Более того, говорят, что некоторые, а среди них и Пьетро Верри, миланский философ, историк, имели серьезные опасения, что под весом статуи может обрушиться церковь. А также и то, что сделанная из металла, она будет притягивать молнии.
Рассказывают также, что во время Второй мировой войны Мадонну завешивали тряпьем, чтобы ее позолоченная поверхность, отражающая лучи, не привлекала к церкви бомбардировщиков.
Уже в 1848 году, во время Пяти Миланских Дней Луиджи Торелли и Шипьоне Багадджи подняли трехцветный флаг над статуей Девы Марии. Он пробудил угасший дух борцов на баррикадах после пятидневного затишья, приведя их к победе. До сих пор во время религиозных и светских праздников на алебарде справа у Ассунта развевается итальянский флаг.
Статуя Мадонны высотой 4,16 м и весом около 399 кг, 585 кг весит несущая плита из нержавеющей стали, а 6, 75 кг – листы золота, которыми облицована статуя.
Самая знаменитая и любимая миланцами песня посвящена Мадонне с Собора. Ее написал Джованни Д’Анци одной из ночей в 1935 году. он подумал, что настало время сочинить песню для миланцев, равную аналогичным неаполитанским и римским, наводнившим улицы в тридцатые годы.
Вплоть до строительства Пиреллоне Собор с Мадонной оставался самым высоким зданием в Милане. Согласно закону, вышедшему в 30-е гг, башня Бранка Ди Джио Понти и башня Веласка должны стоять на почтительном расстоянии в 108,5 м от Мадонны. Возможно, из опасения просадки грунта – несколько метров земли у поверхности представляет собой пласт грунта, испытывающий давление каменных оснований построек. Только в 60-х построили Пиреллоне, который стал выше Собора. По традиции и из уважения к Деве Марии на небоскреб поместили копию статуи Мадонны с Собора.
Террасы Дуомо — захватывающая панорама Милана
Миланский собор конечно впечатляет своей красотой внешне, но это ещё не всё. Вы можете также насладиться захватывающим панорамным видом на город с террасы Дуомо. Обязательно уделите час вашего времени, чтобы подняться нас террасы, поверьте оно того стоит.
Подняться наверх можно как на лифте, так и пешком: 201 ступенька отделяет землю от возможности насладиться панорамой Милана. Во время визита вы сможете увидеть 135 шпилей, более 180 статуй и кончено же главную золотую статую Дуомо — Мадонину.
С террас Дуомо можно также увидеть самые высокие вершины города. Небоскреб Кадорна, замок Сфорца в Милане, башню Веласка, башни Порта Гарибальди и Пирелли, небоскребы площади делла Репубблика.
Полезная информация о Дуомо
Адрес
Площадь Дуомо (Piazza del Duomo, Milan)
Как добраться
На автомобиле: для передвижения по Милану вы можете арендовать автомобиль или воспользоваться .
Миланский собор Дуомо расположен в историческом центре Милана, поэтому добраться до самого собора на машине не получится. Тем не менее, вы можете доехать до площади Фонтанов и после всего в 400 метрах по направлению к площади Дуомо пройти пешком.
На метро: добраться на метро до площади Дуомо, пожалуй самый удобный вариант. Остановка Миланский собор обслуживается красной линией (M1) и желтой (М3).
На трамвае: л инии, которые достигают площади Дуомо следующие:
- трамвай 15, остановка на площади Фонтанов
- трамвай 2 и 14, остановка на улице Виа Торино
- трамвай 16, 24 и 27, Остановка на улице Виа Мадзини
Время работы
Дуомо: без выходных, с 7.00 до 19.00.
Террасы: без выходных, с 9.00 до 19.00.