Готические тайны собора святого вита в праге. Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха Где собор святого вита
Непревзойдённый собор святого Вита является ярчайшим символом Праги, культурным достоянием чешского народа и духовным центром страны. Увидеть великолепные башни грандиозного готического собора можно не только из , но и из многих других мест города. Здесь короновались правители Богемии, здесь же находится королевская усыпальница и хранилище монарших регалий. Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (именно так звучит полное официальное название храма) является великим шедевром готической и неоготической архитектуры.
Собор не сразу строился…
Строительство величественного собора заняло почти 600 лет! Началось оно еще в середине XIV века на месте уже существовавшей ранее церкви. По одной из легенд, первый храм здесь заложил сам святой Вацлав в 925 году. Это была ротонда, то есть круглое здание с куполом, выполненная в романском стиле. Вацлав посвятил церковь святому Виту, так как части его мощей, а именно десницу, ему подарил германский король Генрих I. Уже в XI веке, ротонду заменила базилика, то есть здание в форме прямоугольника. Она также была романской, и в ней было три нефа – вытянутых помещения, разделённых колоннами. Но она была снесена, и на её месте в 1344 году началось строительство более крупного собора. Инициировал это император Карл IV, добившийся от Папы Римского создания пражского архиепископства. Кстати, и сейчас собор святого Вита является резиденцией архиепископа Пражского.
Первым архитектором храма был французский мастер Матьё Аррасский. Он составил общий план собора, но довольно скоро скончался. Его дело продолжил молодой архитектор Петер Парлерж, который также прославился строительством Карлова моста и многих других легендарных сооружений в Праге. Два сына Парлержа подхватили от отца архитектурную «эстафету». А после работу над строительством собора святого Вита продолжил мастер Петрилк. К началу гуситских войн в 1419 году многие части храма были уже готовы, в том числе и башня высотой в 96,5 метра. Но смутные времена стали причиной большого перерыва в строительстве. Более того, многие украшения собора пострадали от военных действий.
В последующие века возведение храма то начиналось, то вновь приостанавливалось. За собор брались разные архитекторы, привнося в готический образ элементы других стилей, даже таких, как барокко. По разным причинам полностью завершить строительство собора святого Вита не получалось. Только во второй половине XIX века за здание снова взялись серьезно. Архитектор Йозеф Краннер занялся ремонтом сооружения. Он убрал многие барочные элементы, восстановив по мере возможностей изначальный готический стиль. К заслугам Краннера относят восстановление единства всей храмовой композиции.
Последним архитектором, занимавшимся главным храмом чешской столицы стал Камил Гильберт. Но не только его стараниями удалось завершить эпопею строительства. В облике храма обращают на себя внимание работы скульптора Войтека Сушарды и выдающегося художника Альфонса Мухи. Официальной датой окончания строительства собора святого Вита стал 1929 год – это событие приурочили к тысячелетию со дня смерти святого Вацлава.
Собор святого Вита снаружи
Грандиозность собора святого Вита поистине поражает! С южной стороны находится парадный вход, которым раньше пользовались во время коронаций правителей или же при проведении свадебных церемоний – так называемые Золотые ворота . Над входом красуется великолепная мозаика с изображением Страшного Суда, работы неизвестных венецианских мастеров. Чтобы создать этот шедевр, были использованы около миллиона кусочков цветного стекла! Сами Золотые ворота закрыты интересной решёткой. Она покрыта металлическими фигурками, изображающими средневековые ремёсла – занятия для разных знаков зодиака.
Расположенная левее от этого входа колокольная башня была спроектирована Петром Парлержем, а построена уже его сыновьями. Это одна из старинных частей собора. Купол башни выполнен в барочном стиле, но он прекрасно вписывается в общий готический образ. На башне есть необычные часы – с двумя циферблатами, на каждом из которых всего по одной стрелке. На одном циферблате показываются часы, а на другом – минуты. Восхищает своим изяществом и резная позолоченная решётка. Внутри башни находятся колокола, самый большой из которых весит 18 тонн и носит имя Зигмунд. Другие крупные колокола также имеют свои имена: Вацлав, Иоанн Креститель, Йозеф. Они были водружены на колокольню после крупного пожара 1541 года, уничтожившего старые колокола и повредившего часовой механизм.
С западной стороны собора святого Вита расположены три входных портала, украшенные замечательными барельефами. Над центральным входом изображён процесс строительства храма. Барельефы слева рассказывают о жизни святого Вацлава, а справа – святого Войтеха. Рассматривая фасад, можно увидеть необычные водостоки в виде химер и горгулий.
Над входными порталами возвышаются классические готические башни. Их высота достигает 80 метров. Между ними размещено 10-метровое окно-розетта. Это витраж, созданный в 1921 году. Её автор, живописец Франтишек Кисела, изобразил легенду о создании мира.
Если обходить собор по часовой стрелке, то с северной стороны вы попадёте на достаточно узкую улочку. Восточная часть собора святого Вита – это внешняя стена полукруглого деамбулатория. Выйдя снова на южную сторону, вы увидите крытый коридор, соединяющий собор со старым королевским дворцом.
Собор святого Вита: интерьер
Внутри собора царит уникальная атмосфера, которая создается во многом благодаря уникальному оформлению и архитектурным решениям. Свет в собор будто льется из крупных верхних окон. А благодаря цветным витражам с библейскими сюжетами у находящихся в храме создается ощущение, что здесь они находятся будто в особом измерении. Благодаря продуманному освещению и особым сетчатым сводам, центральный неф высотой 33,5 метра создаёт впечатление устремлённости ввысь.
Главный алтарь собора святого Вита расположен в восточной части помещения. А перед ним находится королевская усыпальница. Она состоит из двух частей: надземный Мавзолей и подземная Крипта. В Мавзолее расположен мраморный саркофаг, сделанный в 1564 году и окружённый красивой кованой решёткой в стиле ренессанс. На плите саркофага виднеются рельефные изображения императора Фердинанда II, его жены и сына. А по бокам можно увидеть образы других монархов, погребенных в Крипте.
Среди известных исторических личностей, упокоенных в крипте собора святого Вита: Карл IV, Вацлав IV, Рудольф II, гуситский король Иржи из Подебрад и многие другие правители, а также святые. Кроме того, в подземелье сохранились остатки первоначальных строений: древней ротонды и базилики.
Капеллы собора святого Вита
По всему периметру собора святого Вита расположено 19 капелл. Это боковые ниши-пределы, многие из которых когда-то использовались для закрытой молитвы членов знатных семейств. Каждая из них интересна своим оформлением, а во многих хранятся христианские святыни.
, – а случилось это в 2006 году – меня, без преувеличения, ошеломил собор Святого Вита. К тому времени я уже не раз слышала о главном храме в Праге. Но, когда я оказалась на площади перед ним, была поражена его размахом и величием. Сразу появилась масса вопросов: кто и как построил всю эту красоту, почему назвали в честь Святого Вита и т. п. Возможно, вас тоже интересуют подобные вопросы. Читайте эту статью, на некоторые из них я постараюсь ответить.
Сразу поясню, где мы с вами будем искать ответы, чтобы они не оказались обычной обывательской фантазией. Во-первых, за несколько посещений Чехии я собрала неплохую подборку справочных материалов по Праге, а во-вторых, в маленьком книжном магазинчике… на маленькой … Пражского Града я приобрела солидное издание чешских историков «Прага историческая». Изучив это пособие и сопоставив ряд фактов, можно многое понять.
Но, пока мы проясняем с названием, уделим немножко внимания самому собору. Согласитесь, даже издалека видно, какой он огромный и величественный:
Кафедральный собор Святого Вита
приобрел тот вид, в котором он предстает сегодня, почти за 600 лет. Первый камень закладывал Карл IV в 1344 году, а завершающие строительные paботы были закончены в 1929. Собор строили с большими перерывами. За это время несколько архитекторов успели внести свою лепту в проектирование внешнего вида и конструктивных составляющих собора.
Выбирать место для строительства храма не было необходимости, оно уже было определено самой историей.
Еще в 929 году особо почитаемый чехами правитель Вацлав построил в самой высокой точке крепости небольшую каменную ротонду, посвященную Святому Виту. Вацлав к тому времени проникся идеями христианства, которое только начало распространятся в Европе. Он стремился привить своему народу христианские ценности. Веру Вацлава поддержал германский король Генрих I, подарив ему реликвию – мощи (часть руки) юного сицилийца Вита, погибшего за свои христианские взгляды в Римской империи еще в III веке и причисленного к лику святых.
Наверное, это довольно скучные факты, но именно они и важны для понимания, почему так назван собор Св. Вита. Добавлю еще немножко.
Когда сам Вацлав погиб в результате заговора родного брата, придерживающегося других религиозных взглядов, народ и церковь наделили святостью и Вацлава. Его похоронили в святовитской ротонде. Там же похоронили еще одного человека, активно проповедующего христианство и погибшего за свою деятельность в конце X века – чешского епископа Войтеха. И когда в 1060 году на месте ротонды воздвигли базилику, то назвали ее в честь трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха.
Когда же самый просвещенный чешский монарх Карл IV собрался обновить весь Пражский Град, первым делом он запланировал воздвигнуть грандиозный собор в самом святом и почитаемом месте – на площади, вмещающей святовитскую ротонду и окружающую ее базилику трех святых. В будущем соборе король планировал проводить самые торжественные церемонии, а также хранить самые ценные государственные сокровища и реликвии.
Собор посвящался все тем же святым, что и базилика. И кстати, нынешнее официальное название воздает почести трем святым, отдавшим свои жизни за христианство: Кафедральный собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха. Но много ли официальных наименований закрепилось в народе? Риторический вопрос. О полном названии не вспоминают даже чехи, а нам тем более храм известен как собор Св. Вита.
Немного из истории возведения собора Св. Вита
Проектирование собора Карл IV доверил зодчему папского двора Матье Арраскому . Потом его paботу продолжил молодой талантливый чешский архитектор Петр Парлерж . 47 лет занимался строительством Парлерж, потом его сыновья, но успели построить только восточную часть собора. Если посмотреть на фотографию, то это правая часть, только доходящая до центральной башни. А восточные стены собора выглядят вот так:
Но заслуги Парлержа огромны. В я упоминала, что Парлерж строил самые важные объекты. Что касается собора Святого Вита в Праге, то по его проекту были сконструированы те красивые своды, которые и сейчас украшают храм.
Он же проектировал и Золотые ворота, отделанные венецианской мозаикой и прекрасно сохранившиеся до наших дней. долгое время служили центральным входом в храм. Посмотрите фрагмент мозаики из позолоченного стекла на фото:
Когда же появилась та высоченная центральная колокольня? Это южная башня, и она реально высокая – 96 м. Во всяком случае, доставит вам проблемы, когда вы будете пытаться сфотографировать собор в полный его «рост». Центральной башней занимались еще при Парлерже, но вот тот вид, который мы видим сегодня, был отстроен только в 1556—1593 гг. Посмотрите, какие необычные часы украшают башню. Видите два циферблата? И на каждом из них только одна стрелка. Так вот, верхний показывает только часы, а диск ниже – только минуты. Вопрос напрашивается сам собой: во сколько я сделала этот снимок?
Между циферблатами находится утонченная золотая решетка, за которой притаился главный колокол собора, именуемый Зигмунд. Его вес – 16 тонн!
Так что у нас со строительством? До конца XIX века собор все еще заканчивался с левого крыла колокольней, а тех парных башен, которые представляют западный фасад собора, и в помине не было. Только в 1873 году архитектор Йозеф Краннер , работающий в стиле неоготики, приступил к последнему этапу строительства. Но и его жизни не хватило, чтобы завершить строительство храма в Пражском Граде. Его преемником стал Йозеф Мокер , который уже прославился к тому времени реконструкцией готической . Так был воздвигнут западный фасад с 82-метровыми башнями и прекрасной розой-окном 10 м в диаметре. Только один собор в Европе обладает подобным окном, которое превышает по размерам розу собора Св. Вита. Это храм Св. Теклы — .
Как раз перед западным фасадом оказываются посетители, если заходят в Пражский Град через центральные ворота. Здесь сейчас находится основной вход.
Посещение собора
Для того чтобы войти в собор Святого Вита в Праге, билeты покупать не нужно. Только территория для бесплатного доступа, к сожалению, весьма ограничена. Она заканчивается на уровне третьей капеллы. Да, отсюда видна вся красота центрального нефа, окно-роза, несколько витражей знаменитого Альфонса Мухи .
Но алтарь, королевский мавзолей, серебряный саркофаг Яна Непомуцкого, множество капелл (всего в соборе 21 капелла), орган и многие другие достояния храма доступны только по билeтaм. Нужно посмотреть обязательно! Сейчас у вас есть возможность увидеть внутреннее пространство храма, обратившись к .
Отдельный интерес представляет подземная часть Королевской усыпальницы. Это Крипта, вход в которую расположен ближе к алтарю рядом с капеллой Св. Креста. Посещать? Ну, скажем, это на любителя. В Крипте похоронены все королевские особы Чехии. Лично меня больше привлекает наземное пространство собора: огромное, величественное, прекрасное в своих строгих готических линиях.
Смогла ли я пролить хоть немножко света, почему именно так назван собор Святого Вита в Праге, и кто подарил стольким поколениям этот архитектурный шедевр? Друзья, может, вам известны какие-то интересные факты, касающиеся этой самой значимой достопримечательности Праги. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Ваш euro-проводник Татьяна
Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.
История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.
Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.
Собор Святого Витта
Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.
Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.
Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия
У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.
Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.
Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.
Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.
Смотровая площадка в соборе святого Вита
Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.
Один из самых красивых готических храмов Европы, Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. виден с любой части Праги. Перед ним меркнут все остальные достопримечательности Чехии готического стиля, настолько он уникален и неповторим. Расположен он на территории Пражского Града.
Собор святого Вита: по страницам истории
Это колоссальное сооружение не имеет аналогов во всем мире не только по своей готической архитектуре, но прежде всего – по своей истории. Собор святого Вита в Праге начал строиться в середине XIV века и был закончен к XX веку. Историки выделяют несколько этапов его легендарного возведения.
- I этап: 1344-1419 гг. Инициаторами строительства собора выступили архиепископ Эрнест и король Чехии Карл IV. Храм изначально замышлялся как место для коронации, фамильный склеп и королевская сокровищница. Из-за гуситских войн строительство было остановлено.
- II этап: 1490-1510 гг. Чешский король Владислав Ягеллон хотел закончить строительство великого собора и поручил его Бенедикту Рейту, талантливому архитектору, однако процесс был приостановлен из-за нехватки средств.
- III этап: 1556-1593 гг. Были предприняты новые попытки достроить собор святого Вита, которые привнесли в архитектурный ансамбль собора элементы барокко.
- IV этап: 1873-1929 гг. Архитектор Йозеф Краннер представил программу по окончанию строительства собора. Он лично возглавлял ремонтные работы и сумел избавиться от элементов барокко. После смерти Краннера новому архитектору Йозефу Мокеру пришлось заканчивать реконструкцию. Наконец в 1929 году строительство легендарного собора, длившееся почти 600 лет, было закончено.
Особенности готической архитектуры
Кафедральному собору Праги присущи все черты типичного готического архитектурного стиля. От остальных готических сооружений он отличается внушительными размерами и другими особенностями:
- длина главного нефа составляет 124 метра;
- длина поперечного нефа – 60 метров;
- высота Большой южной башни – около 97 метров;
- высота каменных неоготических башен – 82 метра;
- высота внутреннего свода – 33 метра;
- круглое окно в виде розетты – 10 метров.
Три портала собора украшены каменными, а также бронзовыми скульптурами и рельефами. Уникальная особенность – это гаргульи из Средних веков, которые по легенде отпугивают злых духов, а на практике являются водостоками.
Внутреннее убранство
Наибольшее внимание в соборе привлекают необыкновенной красоты цветные витражные окна. Ведь в Средневековье считалось, что свет в храме должен быть особенным, неземным. Когда лучи солнца попадают на окна – собор как будто загорается радужными цветами. Над витражами работали десятки чешских художников, в числе которых был известный Альфонс Муха.
Собор Святого Вита – это католический собор, а также королевская усыпальница и место хранения коронационных регалий, так как до 1918 года здесь проходили коронации чешских королей. В храме захоронены десятки королевских персон и их родственников. Тела императоров и королей находятся в мавзолее Габсбургов и в крипте.
Также в отдельном боковом помещении размещаются семейные капеллы, которые создавались за счет местных дворян. В те времена было большой привилегией иметь свое место для молитв, причем обустроить свою капеллу меценаты должны были самостоятельно, пригласив художников и скульпторов. Покупались даже святые мощи и ценные реликвии для обустройства собственных капелл.
Информация для туристов
Режим работы:
- с ноября по март: Пн - Сб – 9:00 - 16:00 (воскресенье - 12:00 - 16:00);
- с апреля по октябрь: Пн - Сб – 9:00 - 17:00 (воскресенье - 12:00 - 17:00).
Цена билетов:
- Южная башня - смотровая площадка – 150 крон;
- экспозиция «Сокровища Собора святого – 250 крон;
- «Пражский град - круг B» – 250 крон;
- «Пражский град - круг А» – 350 крон.
Как добраться до собора Святого Вита в Пражском Граде
Адрес: III. nádvoří 48/2, Pražský hrad.
Как доехать:
- На трамвае №22 – до остановки «Pražský hrad».
- На метро: до станции Malostranská, далее подниматься по старой замковой лестнице.
Свои достопримечательности Прага свято хранит и чтит: в этом городе кафедральный собор является настоящей святыней для местных горожан. Увидев его величие и красоту, оценив его культурно-историческое наследие, туристы прекрасно понимают жителей Праги. А вечером можно отдохнуть у изумительно красивого поющего фонтана . Он также не менее любим и почитаем.
Адрес: Pražský hrad III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1.
Тел: 724-933-441.
Время работы: с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
в зимнее время с 09:00 до 16:00;
воскресенье с 12:00 до 16:00.
Как добраться: на трамваях № 1, 18, 22, 25, 56, 57, 91. Остановка "Pražský hrad", далее - пешком.
Входная плата отсутствует.
Медленно, неспешно несет свои воды Влтава. Размывает песчаные броды, поднимается пенной волной, цепляясь за камни у отвесной скалы утеса. Отражаясь в зеркальной глади, моют свои ветви-косы ивы Оленьего рва. Встрепенулся петушок на шпиле, хочет напиться, да не отпускает хозяин - самый значимый памятник Чехии, собор Святого Вита . Поднимаясь на 96 м ввысь, он весь - стремление в небеса, желание приблизиться к Отцу Небесному, запечатл енная руками смертных, извечная мечта о бессмертии.
История создания собора Святого Вита
Тысячелетие минуло с того момента, когда Генрих I преподнес Вацлаву в качестве подарка часть правой руки Св. Вита
. Реликвия была слишком ценной, чтобы просто держать ее в раке. Князь принял решение построить достойное хранилище для мощей. В 926 - 929 годах поднялась ротонда, превратившаяся в придворный храм
. Спустя почти 200 лет ее перестроили в базилику, имевшую 3 нефа, где нашли вечное пристанище нетленные останки Вита, Вацлава, Войтеха.
Когда повысили статус епископства Праги до архиепископства, император Рима Карл IV взялся за переделку постройки. Для воплощения великого замысла пригласили лучшего архитектора, вызвав из Авиньона. Гениальный Маттиас сделал проект, получив одобрение заказчиков, приступил к работе. Не покладая рук, трудился 7 лет, возводя стены, аркады, молельни. Его математический ум требовал четкости расчетов, правильности форм, не позволяя отклонений. К сожалению, человек не властен над нитью судьбы: Мойры прядут ее, обрезая, когда сочтут нужным. Пришло время прервать жизнь первого архитектора. На его место пришел другой, молодой мечтатель, видевший в кладке не голый расчет, а искусство - своеобразную скульптуру. Петр Парлерж, продолжая труд, начатый предшественником, внедрил в проект новые дерзкие идеи. В результате вознесется к поднебесью главная башня с необыкновенными по красоте Золотыми воротами, колоссальный свод, венчающий основное помещение. После его смерти дело продолжали сыновья, но недолго.
Дома, как люди, болеют, стареют, ветшают. Не обошла подобная участь и это сооружение: войны, нехватка финансов, испытание огнем, восстания, грабежи, удар молнии, расколовший купол. Словно снежная лавина, сметающая все на своем пути, неслись трагические события, оставляя святыню долгостроем. Но Чехия
так любила свое многострадальное дитя, что постоянно пыталась возродить, помочь, поставить на ноги.
В 1873 - 1929 гг. провели завершающие работы - к 1000-летию основания. Страна позвала талантливейших мастеров декора, художников, реставраторов для внутреннего и внешнего оформления. Неотразимым совершенством творений Альфонса Мухи, Франишка Киселы можем сегодня любоваться, восхищаясь, радуясь, удивляясь.
Архитектура собора
Из отдаленных уголков столицы видны его шпили. Ветер путается между колоколами, силясь хотя бы на чуть-чуть сдвинуть их, но это не удается. Солнечные лучи разбиваются на мириады бликов о драгоценный металл, время изумленно застывает, цепляясь за единственную стрелку часов. Грандиозность постройки притягивает некой таинственной силой, берет в плен, надолго удерживает возле себя. Глаза разбегаются от обилия элементов, имеющих свой тайный смысл.
Южный портал - это центральный парадный вход - "Золотые ворота", представляющий восхитительную тройную арку в готическом стиле. Над ней - мозаика, изображающая страшный суд: ангелы поддерживают Иисуса, совершающего правосудие. Покровители чешских земель просят о прощении и милости. Молитвенно сложив руки, обратив к Царю Небесному взор, стоят Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцеслав, Адальберт, Прокопиус. Ниже - фигурки Карла IV с женой. По правую руку от Христа - спасенные души, а по левую - грешники, осужденные на геенну огненную. Художники использовали позолоченное стекло для фона мозаики, тысячи разноцветных кусочков, до 40 оттенков. Это изящная, тонкая работа, требующая терпения и выдержки. Завершает тему витраж вверху.
Башня-колокольня украшена позолоченной решеткой, за которой висят колокола. Самый тяжелый - "Зикмунд". Понадобилось 16 пар коней, чтобы доставить его, но не могли придумать, как поднять на колокольню эту махину. К королю подошла его старшая дочь с необычной просьбой: разрешить поднять чудо-звон. Все поразились дерзости, но отец позволил. Принцесса соорудила странный механизм, соткала шелковый канат. В назначенный день, на виду у тысячной толпы, девушка сделала невозможное - колокол занял свое место, где расположен и ныне. Ученые мужи, придворные пытались разузнать тайну двигателя, юная дева лишь улыбалась, уничтожив свое детище. Чуть повыше - стилизованная буква "Р", напоминающая потомкам, как много отдал сил и финансов Рудольф II, а еще выше - часы, имеющие одну стрелку и 2 циферблата. Один ведет часовой отсчет времени, другой - минутный и четвертной.
Поднявшись на смотровую площадку, увидите столицу, как на ладони, но для этого нужно преодолеть 287 ступенек без остановок! Зато почувствуете себя совсем рядом с облаками, хотя высота всего 56 м. (башня - 96м.).
На барельефах порталов с западной стороны - сцены из жизни строителей, архитекторов. О сотворении мира напомнит великолепная розетка. Водостоки сделаны в виде мистических существ, отпугивающих демонов. Причудливых горгулий, злобно разинувших пасти, можно хорошо рассмотреть, стоя под ними. Невольно охватывает трепет, колени подгибаются, появляется желание присесть в полупоклоне, отдать должное мастерам, сумевшим через тьму веков донести в рукотворном чуде силу человеческой мысли и духа, воспеть торжество веры и таланта.
Внутреннее убранство
С сильно бьющимся сердцем входим под сень собора, оглядываемся по сторонам, вспоминаем создателей. Огромное прямоугольное пространство (128х60 м) святого места окутывает преломленный в цветных стеклах свет, разделяющий мир светский и потусторонний. На 37-ми витражах - различные сцены жизни Кирилла и Мефодия. Тут же и малютка Вацлав со своей бабушкой Св. Людмилой - покровители Чехии. Вьющиеся женские волосы, струящиеся ниспадающие одежды в сочетании с лилиями, тонированными овалами, кругами - великолепный образец в стиле модерн.
Колонны (28) по периметру поддерживают кружевной свод, поднимающийся на 33, 5 м. На балконе (трифориуме) на высоте 14 м замерли скульптурные изображения тех, кто внес свою лепту в эпохальное строительство: короли, члены их семей, епископы, зодчие. Поразительное сходство изваяний с оригиналами кажется нереальным. Разное выражение глаз, улыбок. Угадываются строгость, сосредоточенность, пульсирующая мысль. Воистину нет предела дару божьему - таланту.
Капеллы святыни
Их насчитывается в этих стенах 21. Перечислять убранство всех нет нужды - необходимо смотреть. Но об отдельных, более запомнившихся, хочется рассказать.
В капелле, носящей имя Богородицы, стоит красивейший Тревирский реликварий, выполненный из серебра, - хранитель бренных останков 43 святых. Ювелиры украсили его драгоценностями, на стенах - фрески из жизни Св. Анны, под полом - могилы рода Ностицких.
На алтаре часовни Св. Троицы - жизнь Марии. На золоченых панелях справа от Богородицы - Христос, проповедующий народу, Умиление; с левой стороны - эпизоды Сретенья и Благовещения. Под ними - одно из чудес: превращение в вино воды на свадьбе в Галлии.
Алтарь молельни Яна Непомуцкого украшен серебряными бюстами святых. Это Вит, Войтех, Вацлав, Кирилл. Надгробье весит 2 тонны, представляя шедевр литья из серебра. Платина и золото дополняют роскошь шедевра, созданного на народные деньги. Его автор Фишер Фон Эрлах. Статуя самого мученика, ангелы, поддерживающие гроб, крылатый путти, держащий катуш, на котором виден язык как напоминание о том, что он остался нетленным, хотя ученые сей факт отрицают.
Часовня Вацлава
Мощи святого никогда не переносились - захоронение всегда было именно здесь, над ротондой, ставшей основой сооружения. Облаченный в латы, с копьем и щитом замер он на фоне фрески, инкрустированной полудрагоценными камнями, самоцветами. В позолоченных обрамлениях роспись стен рассказывает о жизни князя. Каменные с позолотой плиты пола подчеркивают общее впечатление - все уникально, направлено на почитание, бесконечную благодарность, память.
Коронная палата
В ней за семью замками находятся символы власти: скипетр, держава, корона, мантия. Только семеро высокопоставленных мужей во главе с президентом, собравшись вместе, могут ее открыть - у каждого свой ключ. Все из чистого золота: корона весит 2, 5 кг, скипетр - более 1 кг, держава - 780 г. В благородный металл вкраплены сапфиры, изумруды, шпинели, жемчуг. Высокохудожественная гравировка сцен коронации, увитая виноградными листьями, усиками, цветами растекается загадочной вязью по предметам. В библиотеке хранится раритетная коллекция рукописей, внешняя стена - образец надгробий эпохи Возрождения.
Хранилище старины
Здесь нашли свою прописку многие сокровища древности: вершина творений ювелира - Тревирская шкатулка-рака, алтарь из дерева с вырезанным распятием, волшебные рожки Роланда, любимца Карла IV. Легенда гласит: монарх отыскал реликвию, положил для сохранности в тайник. Во время сильного пожара Фердинанд, думая, что звучание рога сможет заглушить звук плавящихся колоколов, затрубил в него. Жителей близлежащих домов охватила паника. Думая, что пришел конец света, они выпрыгивали из окон, крепостного вала, ибо земля тряслась, а гул был страшен. С тех пор не объявлялись смельчаки, пожелавшие прикоснуться к магическому артефакту.
Концерт органной музыки - истинное наслаждение для гурманов, инструмент - один из лучших в Европе.
Выйдя их храма, оглянувшись еще раз на изумительный, неповторимый памятник готики, обязательно отметьте на шпиле петуха. Сказания доносят, что изначально на вершине утеса стоял идол Святовита. К жертвеннику главного славянского божества несли хлеб, калачи, приносили в жертву черных петухов. Так и соединилось идолопоклонство и христианство: Святовит - Святой Ви
т.