Уникальные архитектурные ансамбли России. Значение слова ансамбль в архитектурном словаре Ансамбль зданий
Ансамбль архитектурный анса́мбль архитекту́рный
(от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчинённых единому ритму , размещённых с учётом определённых точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесённых друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль , 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь , 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко , Б. Ф. Растрелли , 1748-54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).
Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.
В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656-65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчёркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через её центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания.
Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.
Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806-23) расположен на набережной Невы. Протяжённый фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединёнными связующими их звеньями. Подчинённость боковых частей центру подчёркивает взлёт башни с высоким шпилем, помещённой над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.
В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зелёная архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определённых видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.
Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647-52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зелёные насаждения, газоны и цветники.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
Смотреть что такое "ансамбль архитектурный" в других словарях:
ансамбль архитектурный - Группа сооружений, объединённых между собой и с окружающей средой в общую художественную композицию, воспринимаемую как единое целое [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN architectural ensemble DE… … Справочник технического переводчика
Группа сооружений, объединённых между собой и с окружающей средой в общую художественную композицию, воспринимаемую как единое целое (Болгарский язык; Български) архитектурен ансамбъл (Чешский язык; Čeština) architektonický soubor (Немецкий язык; … Строительный словарь
Ансамбль архитектурный - (от франц. ensemble вместе, сразу, совокупность, стройное целое) гармоничное единство зданий или сооружений, связ. единством фасадов, стиля, времени или места постройки. М. б. преднамеренно созданы или сложиться в процессе эволюции. В Европе… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
См. ансамбль архитектурный. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) … Художественная энциклопедия
- (франц. ensemble вместе). 1) соответственность, пропорциональность частей между собой и по отношению к целому, общий вид, гармония. 2) в музыке: соединение инструментов и голосов в исполнении музыкального сочинения; стройное, точное и согласное… … Словарь иностранных слов русского языка
Ансамбль(фр. ensemble совокупность, стройное целое). В Викисловаре есть статья «ансамбль» … Википедия
Ансамбль Исаакиевской площади (Санкт Петербург) … Википедия
Современная энциклопедия
АНСАМБЛЬ, ансамбля, муж. (франц. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого нибудь целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение всеми артистами драматической или… … Толковый словарь Ушакова
Ансамбль - (французское ensemble совокупность, стройное целое), 1) взаимная согласованность, гармоничное сочетание частей, образующих какое либо целое (например, архитектурный ансамбль). 2) В сценическом искусстве художественная согласованность всех… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги
- Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря Architectural ensemble of the Savior-St Andronicus monastery , Мерзлютина Н.. Выход альбома приурочен к 70-летию основания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Издание открывает серию, которая будет посвящена уникальному музейному…
Немало строк посвятили Московскому Кремлю русские поэты. На многих полотнах известных художников изображен этот шедевр средневекового зодчества. Московский Кремль - это выдающийся архитектурный ансамбль в России. И именно о нем пойдет речь в данной статье.
Архитектурный ансамбль - это...
Слово "ансамбль" французского происхождения. Оно переводится как "единство, целостность, связанность".
Архитектурный ансамбль - это и общественных зданий, а также прочих сооружений (мостов, дорог, памятников, и тому подобное), которые составляют единую пространственную композицию. Его элементами могут быть не только дома и сооружения, но также и скульптуры, монументы, произведения искусства, скверы и сады. Восприятие того или иного ансамбля архитектуры во многом зависит от времени года, уровня освещенности. Наличие людей, а также интенсивность транспортного движения также имеют вес.
Важнейшей составляющей частью любого архитектурного ансамбля является окружающий его ландшафт. Здесь огромную роль играет прежде всего рельеф местности, а также наличие водоемов (рек, озер, водохранилищ).
Довольно часто композиционным центром архитектурного ансамбля выступает какой-либо памятник или обелиск. Среди таких примеров можно назвать в Ватикане или Круглую площадь в Полтаве. Почтить память выдающейся личности или же подчеркнуть историческую важность какого-либо события - вот основная цель, которую преследует такой архитектурный ансамбль. Фото такого комплекса вы можете видеть ниже (это площадь Святого Петра, Ватикан).
Виды архитектурных ансамблей
Одни архитектурные ансамбли создаются сразу и комплексно, по заранее подготовленному генеральному плану. Другие же складываются на протяжении десятков лет, постепенно дополняясь новыми зданиями и элементами. К слову, второй вариант встречается в мире гораздо чаще.
Существует несколько различных типов архитектурных ансамблей. Среди них:
- ансамбли площадей;
- крепостей;
- проспектов;
- дворцово-парковые;
- усадебные;
- монастырские ансамбли.
Московский Кремль - выдающийся архитектурный ансамбль Европы
Кремль в Москве - это крупнейшая крепость в Европе из числа тех, которые полностью сохранились до наших дней. Этот архитектурный ансамбль расположен в самом центре российской столицы, он является главным общественным и политическим комплексом города, а также неким сакральным символом для всей страны. Именно здесь находится главная резиденция президента Российской Федерации.
Архитектурный ансамбль Кремля в Москве построен у места впадения речушки Неглинной в Москва-реку. Треугольная в плане крепость занимает площадь в 27,5 гектаров. С одной стороны Кремль граничит с Красной площадью, а с другой - с
В начале 90-х годов в пределах архитектурного комплекса была проведена масштабная реконструкция: в частности, тогда реставрировали здание Сената, а также несколько залов Большого В конце ХХ столетия были также отреставрированы крепостные стены и башни ансамбля.
Кстати, не все знают, что стены Московского Кремля не всегда были красными, как мы все привыкли их видеть. На протяжении XVIII-XIX веков, согласно сохранившимся картинам и описаниям, они имели белый цвет (вплоть до 1880 годов). Сегодня же стены Кремля время от времени подкрашивают красной краской.
Еще один интересный исторический факт о Кремле относится ко временам Великой Отечественной войны. Так, в 1941 году был отдан приказ дорисовать на крепостных стенах окна, чтобы строение имело вид жилого объекта.
Краткая история архитектурного ансамбля
Оборонительные сооружения на месте современного Кремля существовали в Москве давно. Однако в древние времена они были деревянными, а потому очень страдали от пожаров. Поэтому в XIV веке было решено окружить стенами (из известняка).
Самый выдающийся архитектурный ансамбль в России сформировался в своем нынешнем виде в конце XV столетия. Первую башню построили здесь в 1485 году. В строительстве комплекса активно участвовали итальянские зодчие, тем не менее, внешний вид крепости выглядит весьма "по-русски".
Очень интересны огромные часы, размещенные на Фроловской башне. За всю историю их меняли четыре раза. Те же, что показывают время сегодня, были установлены в 1852 году. из которые украшают кремлевские башни, были установлены в 1937 году.
Московский Кремль сильно пострадал во время Гражданской войны 1917 года. В частности, были повреждены несколько башен комплекса, а также все его храмы. А вот во Вторую мировую войну Кремль уцелел. Благодаря грамотной маскировке, которую успели провести советские архитекторы, ансамбль не был подвержен бомбардировкам.
Стены, башни и храмы Кремля
Архитектурный ансамбль Кремля в Москве включает в себя 20 башен (три из них - круглые в плане, остальные - квадратные). Самая высокая из них - Троицкая, её высота составляет 79 метров. Все кремлевские башни построены в одном архитектурном стиле, кроме псевдоготической Никольской.
А также крепостные стены были построены на рубеже XIV-XV веков, а окончательно оформлены в XVII столетии. Общая длина всех стен ансамбля составляет более двух километров. Их толщина колеблется в пределах 3,5-6,5 метров, а высота составляет от 5 до 19 метров. Верхушки крепостных стен оформлены в виде зубцов, которые по форме напоминают хвосты ласточек (общее их количество - 1045). В них также сохранились щели-бойницы и амбразуры, напоминающие о главном предназначении этого сооружения.
На территории Московского Кремля расположено семь храмов и одна колокольня, пять дворцовых сооружений, а также два известных памятника - это Царь-пушка и Царь-колокол.
Заключение
Московский Кремль - неповторимый архитектурный ансамбль России, крупнейшая крепость во всей Европе. Для русских он является сакральным местом и символом государственности России. Для иностранных туристов это объект номер один, который они стремятся увидеть, приехав в Россию.
Новосибирская академия водного транспорта
Омский институт водного транспорта
Архитектурный ансамбль
Московского Кремля:
древнерусские черты и итальянское влияние.
Выполнил : студент Пылина Н.Ю.
Факультет: Экономики и управления
Группа : ЭК-10-49
Преподаватель : Гребенникова О.М.
Омск 2011
1. История создания Московского Кремля…………………………….….2
2. Итальянское влияние на современный вид Кремля…………….…….. 3
3. Стены и башни Кремля…………………………………………….…….5
4. Заключение……………………………………………………………….9
5. Список литературы…………………………………………………..…10
История создания московского Кремля
История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы, но и Русского государства в целом. Кремль возник на высоком Боровицком мысу, хорошо защищенном реками Москвой и Неглинной от нападений врагов. Место это задолго до возникновения Кремля было заселено восточнославянским племенем вятичей. В 1156г. Юрием Долгоруким, возводится деревянная крепость с восьмиметровым валом и мощная, по тем временам, деревянная стена, достигавшая 3м в высоту и 1200м в длину, для защиты от набегов. Примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237-1238гг., когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль. Но вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339-1340 гг. при Иване I Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены возведены мощные оборонительные укрепления, а за ними хоромы великого князя, белокаменные соборы. Москва становится политическим и духовным центром Руси, а Кремль - резиденцией великих князей и митрополитов.
В 1367-1368 гг., незадолго до Куликовской битвы, князь Дмитрий Донской, опасаясь очередного монголо-татарского нашествия, обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными примерно на расстоянии 60м от прежних дубовых укреплений. Площадь Кремля достигает почти современных размеров. Со стороны реки Москва стена была возведена у подножия холма, чтобы враг не имел здесь плацдарма для развертывания своих войск при осаде Кремля. В 1368г. и 1370г. Кремль успешно выдержал осаду литовского князя Ольгерда, а в 1382, 1408 и 1451 гг. оказался неприступным для татаро-монгольских войск. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского прослужил более 100 лет. За это время многочисленные осады врагов, частые пожары сильно разрушили Кремлевские стены и башни.
Итальянское влияние
на современный вид Кремля
Эпохой возвышения Московского княжества вообще и Кремля в особенности становится время княжения Ивана III; оно является уже окруженным ореолом славы, могущества, процветания и быстрого преуспевания во всем. Иван III уже именуется “Государь великий князь”.
Во второй половине 11 века великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в Москве грандиозное строительство, т.к. его перестал удовлетворять прежний ее облик с небольшими соборами, построенными ещё в то время, когда Московское княжество было одним из многих небольших русских княжеств. Обветшавшая белокаменная стена уже не соответствовала той роли, которую теперь должна была играть Москва, столица одного из сильнейших государств Европы.
Иван III, очистив от деревянных нагроможденных без всякого порядка жилищ стены Кремля на 110 сажен в окружности, повелел начать строить вокруг Кремля на новом, уже захватывающем более обширное пространство, месте каменную стену с башнями, бойницами, воротами. Для этого пришлось много сломать, кое-что перенести на другие места.
Первым был возведен величавый собор во имя Успения Пресвятой Богородицы - главный собор всего Московского государства. Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине. Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году. В 1473-1474 годах, были сложены стены собора и сведены своды. Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. Причинами разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры, и плохая вязкость раствора. Разрушение, почти готового, собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на москвичей. Иван III пригласил для возобновления строительства мастеров из Пскова, считавшихся тогда лучшими в России зодчими. Но приехавшие в Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез отказались его достраивать. Это побудило Ивана III к нестандартным решениям. Для задуманного им грандиозного переустройства столицы он пригласил архитекторов из Италии.
В 1475 г. в Москву приехал итальянец Аристотель Фиораванти, который прежде выполнял заказы миланского герцога, короля Венгрии и папы римского. Иноземному архитектору поручили строить Успенский собор. В итоге итальянский мастер выстроил своеобразное здание. В его архитектурных формах утонченность и изысканность владимирского зодчества, лаконизм и суровая простота новгородских построек соединялись с художественным видением архитектуры итальянского Возрождения. Успенский собор был построен в смешанной технике: нижние части из белого камня, верхние - из кирпича. Строился собор на основе точных математических расчетов - т. е. с помощью циркуля и линейки, а не на глазок, как прежде. Фиораванти научил русских строителей способу изготовления более качественного красного кирпича и составлению особых известковых растворов. Благодаря новаторству конструктивных решений храм приобрел величественный и строгий вид, стал символом единства и могущества Русского государства.
Рядом с Успенским собором на территории Кремля под руководством других итальянских мастеров были возведены Архангельский собор (Алоизио да Каркано, 1505-1509); знаменитая колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин, 1505-1508, столп колокольни достроен в 1598-1600 гг.). Пожалуй, самым нетрадиционным из храмов Кремля оказался Архангельский собор, напоминающий итальянские дворцы («палаццо»). Он стал усыпальницей московских князей и царей вплоть до Петра I. Рядом с храмами была построена резиденция великого князя московского. Первым зданием ансамбля стала Грановитая палата. Она построена в 1487-1491гг. итальянцами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (он руководил также строительством стен и башен Кремля). В течение всего 16 в. возводились все новые дворцовые здания. Облик Московского Кремля отличался живописными контрастами, для него было характерно соседство построек различных стилей и эпох. Архитектурный комплекс Соборной (Ивановской) площади с ожерельем храмов и Грановитой палатой – важнейшим светским зданием – воплощал важнейшие духовные идеалы Московского царства.
Некоторые башни и храмы Кремля построены русскими мастерами, так как формы их носят на себе характер деревянных сооружений. Наши мастера не могли отрешится от усвоенных ими в совершенстве форм деревянных башен, которые, как известно, были построены во множестве по стенам, окружавшим тогдашний город Москву, и отличались своей громадностью, сложностью конструкции и мастерством исполнения. Плотничное мастерство достигло возможного совершенства в древней деревянной Руси, так как чудный свой материал и постоянная, благодаря пожарам, обильная работа этому крайне способствовали. Именно этому обстоятельству и следует приписать формы нынешних небольших башен Кремля.
К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества. Ярко-зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые флюгера - все это создавало впечатление праздничности, нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной дворец (1635-1635), Потешный дворец (1651-1652), Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (1642-1656).
Смешение разнородных архитектурных стилей явилось очевидным новаторством, преодолением привычного канона храмового зодчества.
стены и башни Кремля
В настоящее время кремлевские стены раскинуты на протяжении 2235 м толщина от 3.5 до 6.5 и высота от 5 до 19 м. и, как бы следя за очертанием кремлевского холма, то спускаются вглубь, то подымаются на самый холм, и образуя неправильный треугольник. По верху стены идет боевой ход шириной 2-4 м, по которому можно пройти от башни к башне. Он уложен квадратными плитами со скатом и лестницами при переломе, а в самой толщине часто можно встретить коридоры и теперь; а в былое время в них же помещались так называемые застенки, каморы, ямы для преступников. У внутренней подошвы были расположены навесы и погребки для снарядов и пороха. Боевой опирается на ритмично чередующиеся арки ("печуры"). С наружной стороны его прикрывают 1045 двурогих зубцов (так называемые мерлоны, или "ласточкины хвосты", высотой 2-2,5 м, толщиной 65-70 см), с внутренней - парапет. Когда-то над стеной была двускатная деревянная кровля, укрывавшая стрельцов в непогоду и предохранявшая стену от дождя, снега и ветра. В 18 в. она сгорела и больше не восстанавливалась за ненадобностью.
Московский Кремль имеет 20 башен. Самая "старшая" из них Тайницкая (1485), самая "юная" - Царская (1680).
Рассмотрим некоторые из них:
Водовзводная башня
В юго-западном углу Кремль охраняет Водовзводная башня. Это одна из красивейших построек всего ансамбля. Башня была построена в 1488 году архитектором Антонио Джиларди. Сначала она носила название Свибловой, по имени бояр Свибловых. Современное название башня получила в 1633 году после установки в ней водоподъемной машины и устройства первого в России напорного водопровода для подачи воды из Москвы-реки в Кремль.
Боровицкая башня
У подножия одного из семи холмов, на которых стоит Москва, находится башня, которая отличается от других своей ступенчатой формой. Это Боровицкая башня. Ее название происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то весь холм. Боровицкая башня была построена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1490 г. Имеет форму ступенчатой пирамиды. Башня имела 5 боевых ярусов. Бойницы навесного боя находились на верхней площадке. Стрельница в этой башне находится не спереди, как в других башнях, а сбоку с учетом поворота стены.
Комендантская башня
Это небольшая глухая строгая башня. Ее строительство было закончено к 1495 году. Прежде она называлась Колымажной - от Колымажного двора в Кремле, где хранились царские повозки, кареты. Свое нынешнее название она получила в 19 веке: рядом с ней в Потешном дворце жил комендант Москвы. Как и все башни Кремля, она была надстроена в 1676-1686 годах шатром с вышкой. Высота башни со стороны Александровского сада - 41.25 м.
Оружейная башня
Это небольшая башня. Ее строительство было закончено к 1495 году. Свое современное название она получила в 19 веке по построенному на территории Кремля зданию Оружейной палаты. До этого она называлась Конюшенной, так как за ней в древние времена находился царский Конюшенный двор.
Троицкая башня
Этой башней архитектор Алевиз Фрязин Старый завершил возведение укреплений со стороны реки Неглинной, позднее Александровского сада. Башня была построена в 1495-1499 гг. Значение башни для западного фасада Кремля такое же, как и Спасской для восточного. Архитектор, который надстраивал башню в 1685г., учел это и придал ее шатровому завершению почти такое же декоративное убранство, как и у Спасской. Башня шестиэтажная, с глубокими двухэтажными подвалами, служившими для оборонных целей, а позднее в 15-16 веках использовавшимися как тюрьма Ворота башни служили проездом к хоромам царицы и царевен, ко двору патриарха. Троицкая башня самая высокая башня Кремля, ее высота - 80 м.
Никольская башня
Башня проездная, находящаяся на восточной стене (высота 70,4 м), построена архитектором Пьетро Антонио Солари в 1491 году, название связывают по одним данным с иконы Николая Чудотворца, помещавшейся над проездными воротами стрельницы. В 17 веке Никольские ворота служили главным образом для подъезда к боярским и монастырским подворьям в Кремле.
Сенатская башня
Башня расположена сразу же за Спасской башней, позади Мавзолея В.И.Ленина. Башня была построена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Сенатская башня выполняла сугубо оборонительные функции, защищала Кремль со стороны Красной площади Высота башни - 34,3 м.
Спасская башня
Она по праву считается самой красивой и самой стройной башней Кремля. Архитектор Пьетро Антонио Солари, построивший ее в 1491 году, по сути дела, положил Спасской башней начало строительству восточной линии укрепления Кремля. Ворота Спасской башни испокон веков были главным парадным въездом в Кремль. В 50-х годах XXVII века на вершине башни Кремля водрузили герб Российской империи – двуглавого орла. Позже подобные гербы установили на самых высоких башнях - Никольской, Троицкой и Боровицкой. Спасская башня имеет 10 этажей. Три этажа заняты механизмом Кремлевских курантов - главных часов государства. Высота башни - 67,3 м.
Царская башня
Это самая молодая и самая маленькая башня. Она сооружена в 1680 году. Точнее, это не башня, а каменный терем. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, как утверждают легенды, царь Иван IV Грозный любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, - отсюда и название башни.
Набатная башня
Эта башня была построена в 1495 году. Свое название она получила от набатного колокола, оповещавшего москвичей о надвигающихся событиях или опасности. Башня была поставлена на взгорье, и с нее открывался обзор южных окрестностей. На башне круглые сутки дежурили караульщики, следя за дорогами.
Тайницкая башня
Самая "старая" башня Московского Кремля - Тайницкая. С нее началось сооружение кремлевских укреплений. Под башней был вырыт тайник-колодец, которому башня и ворота ее обязаны своим названием. В случае осады через этот колодец и подземный ход можно было снабжать Кремль водой. К сожалению, башня, построенная в XV веке, до нас не дошла. В 1770 году ее снесли, так как в Кремле приступали к строительству Кремлевского дворца по проекту В.Баженова. Однако уже в 1771-1773 годах башня была восстановлена по обмерным чертежам М.Казакова с последующей надстройкой шатрового верха. Высота ее 38,4 м.
Безымянная башня
В 1480-х годах рядом с Тайницкой башней была сооружена Безымянная башня, отличающаяся скупыми архитектурными формами. Она всегда выполняла сугубо оборонительные функции. У башни трудная судьба. В 1547 году от взрыва пороха башня разрушилась, а в 17 веке ее возвели вновь. Тогда же ее надстроили шатровым ярусом. В 1770-1771 годах башню разобрали, чтобы освободить место для постройки Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова. Когда строительство дворца было прекращено, башню построили вновь в 1783 году несколько ближе к Тайницкой башне. Высота башни - 34,15 м.
Благовещенская башня
Башня была построена в 1487-1488 годах. Это невысокая четырехгранная башня. В ее основании плиты белого известняка. Они сохранились от древнего белокаменного Кремля 14 века. Во времена Ивана Грозного башня использовалась как тюрьма. Высота башни - 30,7 м.
Кремлевские башни по своей конфигурации делятся на круглые и четырехугольные. Это не прихоть архитектора, а своеобразный фортификационный прием. Расположенный на Боровицком холме, Кремль в плане имеет неправильный треугольник площадью 27.5 га, с юга омываемый Москвой-рекой, с северо-запада ограничиваемый Александровским садом, а с востока - Красной площадью. По углам треугольника располагались круглые башни - Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные четырехугольные башни с проездными воротами - Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская. С наружной стороны их защищали стрельницы. Остальные башни располагались между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер. До 17 в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми были машикули - навесные бойницы для ведения ближнего боя. Они сохранились до наших дней почти на всех башнях.
Заключение.
Несомненно, Кремль ценен не только со стороны истории, но и как величайшее произведение искусства. Московский Кремль является древнейшим сооружением Москвы и представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, складывавшийся на протяжении нескольких веков. В архитектуре Кремля ярко отразились многие этапы исторического развития русского народа и русского государства, и нашли блестящее выражение характерные черты национальной культуры.
Архитектурный комплекс Кремля образован храмовыми и дворцовыми зданиями, прекрасными ярусными кремлевскими башнями и доминирующим над ними столпом «Ивана Великого». Кремль с прилегающей к нему Красной площадью, является композиционным центром Москвы, с которым связаны архитектура города, его крупнейшие архитектурные ансамбли. Новые здания, мосты, облицованные камнем набережные, асфальтированные площади слились с Кремлем в единое архитектурное целое.
Кремль, несмотря на постоянную перестройку частей его древних укреплений, в целом не потерял своих художественных качеств единого ансамбля. Каждая башня Кремля красива сама по себе, но их сочетание друг с другом, с другими постройками Кремля и с городом создает наиболее впечатляющие образы.
Восемьсот лет назад Москва зародилась на месте Кремля и выросла вокруг него, как выросла вокруг Москвы Россия. Кремль обусловил радиально-центрическое развитие плана древней столицы. Являясь композиционным центром Москвы, он не только собрал вокруг себя огромный город в единое целое, но позже и сам органично включился в живописный его силуэт. Трудно представить Москву без Кремля. Это святое место дорого для всех россиян. Кремль - сердце Москвы и России.
Литература
1. Канторович И.В. «Из истории Москвы», М., 1997 г.
2. Иванов В.Н. «Московский Кремль», Государственное издательство «Искусство», М., 1971 г.
3. Сурмина И. О. «Самые знаменитые крепости России» . – М., Вече, 2002 г.
Архитектурный ансамбль ― это здания, сооружения, а также прилегающая к ним территория, которые в своей взаимосвязи представляют единый функциональный объект с определенным художественным обликом. Ансамбль в архитектуре, также как любой строительный объект, создается архитектором.
Для более четкого представления данного понятия, можно привести примеры таких сооружения, параллельно классифицируя их. Так, существуют парковые ансамбли, городские, загородные, которые в свою очередь могут быть структурированы по своим размерам на большие, средние и малые. И, разумеется, в каждом из них, так или иначе обязательно будут присутствовать природные объекты, которые также являются частью ансамбля.
Все сооружения, кроме того, что могут быть соединены между собой физически, в ансамбле объединены еще и с помощью благоустройства прилегающей к ним территории, которая обустроена и организована так, чтобы не только повышать эстетическое восприятие строительной композиции, но и для исполнения определенных функций.
Художественный облик ансамбля в архитектуре ― немаловажная деталь, благодаря которой конкретный объект приобретает индивидуальные черты, которые не только узнаваемы, но порой являются причисленными к историческим памятникам, являя потомкам наследие предков определенных эпох.
Городские ансамбли
Их принято различать по видам, которые отличаются друг от друга по степени длительности возведения, которая к тому же укладывается, либо не укладывается в единый замысел. Например, ансамбль Русского музея в Санкт-Петербурге ― это городской ансамбль, который, во-первых, выдержан в едином архитектурном стиле, во-вторых, построен по единому замыслу, а в-третьих, был создан единовременно. В противовес ему в качестве другого вида архитектурной композиции можно привести в пример главный городской ансамбль столицы ― Красную площадь. Здания на ее территории сложно причислить к единому архитектурному стилю, строились они в разное время, разными людьми, а потому и замысел у всей композиции не единый.
Если обратить внимание на постройки в любом городе, можно найти оба эти вида городских архитектурных ансамбля.
Влияние на архитектурные композиции природных условий
Влияние, которое оказывает природа на городские постройки и на их совокупность, огромно. Только представьте, как меняется облик городской территории, если на ней расположен, например, водоем. Безусловно, архитектор ориентирует свое внимание на том, чтобы и выделить его в городском пейзаже, и дать возможность цивилизованно использовать такое соседство жителям окрестностей, устраивая, например, удобные для прогулки набережные.
А как влияет на архитектурный ансамбль рельеф местности, который порой не дает возможности подстроить себя под замысел архитектора, но взамен предлагает более уникальную возможность: подстроить идею о создании комплекса сооружений, подстроив их под свои изгибы, перепады и холмы.
Заметьте, что там, где в городском пейзаже отсутствуют природные объекты, их приходится даже искусственно создавать. Например, в отсутствие водоемов планируют и строят фонтаны, в отсутствие зеленых насаждений ― разбивают парки и скверы.
(франц. ensemble - совокупность, стройное целое) группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения. * * * взаимная согласованность, стройное единство частей, образующих нечто целое, напр архитектурный ансамбль. Петербург - город ансамблей. Лучшие из них - Петропавловская крепость, стрелка Васильевского острова, Дворцовая пл., Сенатская пл., ансамбль Александрийского театра. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Смотреть значение Ансамбль в других словарях
Ансамбль
— м. франц. худож. общность, совместность, общее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная полнота.
Толковый словарь Даля
Ансамбль
— ансамбля, м. (фр. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого-н. целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение........
Толковый словарь Ушакова
Ансамбль М.
— 1. Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. // Музыкальное произведение или его........
Толковый словарь Ефремовой
Ансамбль
— -я; м. [франц. ensemble].
1. Взаимная согласованность в исполнении несколькими артистами драматического, музыкального и т.п. произведения. Достигнуть ансамбля в игре.
2.........
Толковый словарь Кузнецова
Ансамбль
— (франц. ensemble - совокупность - стройное целое),..1) всценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля,подчиненных единому замыслу...2) Группа исполнителей,........
Ансамбль Народного Танца
— под руководством И. А. Моисеева - крупнейшийхореографический коллектив, создан в 1937 в Москве; с 1965 академический.Исполняет танцы народов мира.
Большой энциклопедический словарь
Ансамбль Народного Танца Грузии
— хореографический коллектив, создан в1945 в Тбилиси Н. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили; с 1971 академический С1985 художественный руководитель Рамишвили и Т. И. Сухишвили.
Большой энциклопедический словарь
Ансамбль Песни И Пляски
— дважды Краснознаменный им. А. В. Александрова -крупнейший армейский художественный коллектив, создан в 1928 в Москве; с1978 академический. Организатор и художественный........
Большой энциклопедический словарь
Берлинер Ансамбль
— (Berliner Ensemble) - немецкий драматический театр.Основан в 1949 в Берлине Б. Брехтом и Е. Вейгель как театр антифашистскойи антимилитаристской направленности. Включает в репертуар........
Большой энциклопедический словарь
Милнера-хэбба Клеточный Ансамбль
— (Р. М. Milner, совр. амер. физиолог) гипотетическая структура в коре головного мозга, представляющая собой совокупность клеток, связанных в результате обучения и возбуждающихся........
Большой медицинский словарь
Нейронный Ансамбль
— совокупность нейронов, составляющих функциональную группу в высших отделах мозга.
Большой медицинский словарь
Камерный Ансамбль
— группа исполнителей камерной музыки (трио, квартети др.), выступающая как единый художественный коллектив. 2) Музыкальноепроизведение, написанное для небольшого состава участников.
Большой энциклопедический словарь
Канонический Ансамбль
— Гиббса - статистический ансамбль длямакроскопической системы, находящейся в тепловом равновесии с окружающейсредой заданной температуры. Если при этом система обменивается........
Большой энциклопедический словарь
Красноярский Ансамбль Танца Сибири
— хореографический ансамбль. Основан в1960. Художественный руководитель - М. С. Годенко (с 1963).
Большой энциклопедический словарь
Мемориальный Ансамбль
— архитектурный художественный комплекс,воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей и событий. объединяет в архитектурно организованномпространстве сооружения,........
Большой энциклопедический словарь
Микроканонический Ансамбль
— Гиббса - статистический ансамбль длямакроскопической энергетически изолированной системы с постоянным числомчастиц.
Большой энциклопедический словарь
Статистический Ансамбль
— совокупность большого числа невзаимодействующиходинаковых физических систем - "копий" данной системы, находящихся водинаковых макроскопических, но разных микроскопических........
Большой энциклопедический словарь
Ансамбль
— «Выступает Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии... Танцевальный ансамбль «Березка»... скрипачей Большого театра...» Такое вы, наверное, слышали........
Музыкальный словарь
Ансамбль
— (от франц. ensemble - вместе).
1) Группа исполнителей, выступающих совместно. К А. относят гл. обр. немногочисл. составы, в к-рых каждую партию исполняет один музыкант (т.н.........
Музыкальная энциклопедия
Ансамбль песни и пляски Советской Армии
— (Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова) - крупнейший армейский художеств. коллектив Советского........
Музыкальная энциклопедия
Ансамбль советской оперы
— (Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества). Работал в 1934-62 в Москве. Основатели ансамбля - К. М. Попов и Е. Б. Лигин. А. с. о. пропагандировал произв.........
Музыкальная энциклопедия
Камерный ансамбль
— 1) Группа артистов, выступающих как единый художеств. коллектив с исполнением камерной музыки. Наибольшим распространением пользуются камерные инстр. ансамбли и в их........
Музыкальная энциклопедия
Краснознамённый имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии
— см. Ансамбль песни и пляски Советской Армии.
Музыкальная энциклопедия
Гиббса Статистический Ансамбль
— совокупность большого числа одинаковых статпстич. систем, к-рые характеризуются одними и теми же значениями термодинамич. параметров, но могут находиться в различных........
Математическая энциклопедия
Статистический Ансамбль
— - принятое в статистич. физике название фазового пространства (пространства состояний) какой-нибудь физич. системы вместе с нек-рым способом усреднения физич. величин (т.
Математическая энциклопедия
Ми́лнера - Хэ́бба Кле́точный Анса́мбль