Пирамида фараона хеопса и история египетских пирамид. Семь чудес света: пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк Пирамида хеопса чудо света из гизы
Самые ранние сведения о семи чудесах света найдены в трудах древнего философа и ученого Геродота. Пять тысяч лет до нашей эры Геродот попытался классифицировать эти чудесные и загадочные объекты. Труд Геродота, в котором он подробно описывал уникальные архитектурные шедевры древнего мира, сгорел при пожаре в Александрийской библиотеке, как и множество других уникальных рукописей. До наших дней дошли только отдельные записи в уцелевших рукописях и фрагменты сооружений, относящихся к семи чудесам света, которые найдены в результате археологических раскопок.
В небольшом сочинении Филона Византийского, имеющего название «О семи чудесах света» на двенадцати страницах описываются семь объектов древности. Но писал свой труд автор на основе услышанных рассказов других, однако, сам никогда их не видел.
В Европе о семи чудесах света узнали после выхода книги «Наброски по истории архитектуры». В ней автор, Фишер фон Эрлах, скрупулезно описал семь уникальных объектов древности.
На Руси самое первое упоминание о семи чудесах света найдено в трудах Симеона Полоцкого, который в своих записях ссылается на некий византийский источник.
В перечень самых знаменитых памятников древнего мира входят:
1.Египетская пирамида в Эль-Гизе,
2.Статуя Зевса Олимпийского,
3.Маяк,
4.Висячие сады Семирамиды,
5.Мавзолей в Галикарнасе,
6.Колосс Родосский
7.Храм Артемиды Эфесской.
1.Пирамиды Гизы.
Сегодня из всех перечисленных семи чудес света древнего мира сохранилась только Великая пирамида Хеопса, находящаяся в Эль-Гизе.
Около четырех тысяч лет пирамида Хеопса была самым высоким сооружением. Спроектирована и построена она была как усыпальница самого известного фараона – Хуфу (Хеопса). Строительство пирамиды завершилось в 2580 году до н.э. Затем здесь же были построены еще пирамиды для внука и сына Хеопса, а также пирамиды для цариц. Но великая пирамида Хеопса самая большая из них. Археологи предполагают, что строительство этой пирамиды осуществлялось около 20 лет и в возведении ее участвовало не менее ста тысяч человек. Для постройки потребовалось 2 млн. каменных блоков, вес каждого не менее 2,5 тонн. Рабочие использовали рычаги, блоки и пандусы для укладки без раствора и подгонки друг к другу каждого такого блока. В завершенном виде пирамида представляла собой ступенчатое сооружение. Затем ступени были закрыты отполированными белоснежными блоками из известняка. Блоки так плотно прилегали друг к другу, что между ними нельзя даже просунуть лезвие ножа. Великая пирамида вознеслась ввысь на 147 метров! Длина одной из сторон основания пирамиды Хеопса составляет 230 метров. Пирамида занимает площадь большую, чем девять футбольных полей. Древние египтяне считали, что если сохранить тело фараона, то его дух будет жить и после смерти, поэтому они мумифицировали тело фараона Хуфу и поместили его в погребальную камеру, находящуюся в центре пирамиды.
Первое чудо света из семи чудес древнего мира и единственное сохранившееся до наших дней является Пирамида Хеопса , тайны которой до сих пор будоражат умы людей. Находится она в Египте, в Гизах. Она была создана по повелению фараона Хеопса, жившего около 2551 — 2528 до н.э., по имени которого и была названа. Это величественное сооружение не имеет себе равных из того, что было когда-либо построено руками человека, исключая Великую Китайскую стену.
Высота Пирамиды Хеопса достигает 146,6 м, что приблизительно равно высоте пятидесятиэтажного здания. Фундамент в основании имеет площадь 52 900 кв.м. Для сравнения, на этой площади вполне могли бы уместиться 5 величайших соборов мира. Пирамида состоит из блоков огромного размера, число которых переваливает за 2 миллиона. Масштабные размеры этого первого чуда света поражают воображение и уже в течении многих веков приковывают к себе взгляды миллионов туристов со всего мира.
Приказ о начале постройки пирамиды молодой фараон отдал тотчас же после смерти своего отца фараона Снофу. Он мечтал построить такую пирамиду, которая бы сохранила его имя в веках. Надо отметить, что пирамиды строились и раньше. Это были традиционные постройки для захоронения мумии фараона. Но каждый из фараонов, сменив предыдущего, старался отстроить для себя достойную усыпальницу, превосходящую гробницу предшественника роскошью, размерами и богатством отделки. На это тратились громадные суммы денег из казны государства, а постройки стоили жизни многим миллионам рабов.
До начала строительства проводились длительные подготовительные исследования. Первоначально необходимо было найти площадь достаточного размера с крепкой почвой, так как пирамида по расчетам должна была весить 6 400 000 тонн и надо было предусмотреть все варианты, чтобы она не ушла под землю под тяжестью своего собственного веса. Подходящую площадь вскоре нашли в пустыне в семи километрах западнее поселка Гиза.
Работы по возведению пирамиды продолжались 20 лет. Она состоит из 128 слоев каменных глыб, уложенных ступенями. Но потом эти ступени были заложены камнями, так что стены пирамиды стали хоть и не совсем гладкие, но достаточно ровные, без выступов.
В заключении все четыре треугольные внешние грани были отделаны плитами из совершенно белого известняка. Причем края этих плит были подогнаны настолько плотно, что между ними невозможно вставить даже тонкое лезвие ножа. Внешняя сторона плит была отшлифована до зеркального блеска. И днем, при свете солнца, и ночью в не ярком свете луны пирамида загадочно сияла как драгоценный кристалл.
Внутри пирамида имеет разветвленную систему ходов. Из большой галереи, длиной 47 м, можно попасть в камеру самого фараона. Это достаточно просторное помещение, полностью облицованное гранитом, длина которого 10,5м, ширина 5,3 м, а высота 5,8 м. Оно должно было стать последним прибежищем фараона. Однако был ли на самом деле здесь захоронен фараон Хеопс, до сих пор остается загадкой. Вот в этом и заключаются Пирамиды Хеопса тайны. Ученые отмечают тот факт, что камера фараона не имеет никаких украшений, которыми обычно отделываются такие помещения. Саркофаг не имеет крышки и лишь грубо отесан, работа явно не была доведена до конца. И, наконец, в камеру фараона приникает воздух через два небольших хода, заканчивающихся небольшими отверстиями в корпусе пирамиды. Но странно, зачем было устанавливать систему вентиляции, если умершему фараону это уже не нужно? Вот поэтому и появились расхождения во мнениях, использовалась ли эта постройка для захоронения фараона.
Почти 3 500 лет простояла пирамида Хеопса, ничем и никем не потревоженная. По верованиям египтян, её охраняли духи, и они должны были наказать всякого, кто осмелился бы проникнуть в тайны Пирамиды Хеопса. Однако халиф Аб-далла аль-мамун, сын Гаруна аль-Рашида, проник внутрь постройки в надежде разыскать там несметные сокровища, как в других пирамидах. И был очень удивлен, не обнаружив там ничего, кроме густого слоя помета летучих мышей, достигавшего в глубину 28 м.
Сегодня в Египет со всего мира приезжают туристы, чтобы насладиться величественным зрелищем пирамиды в лучах заходящего солнца, поклониться свидетелю давно минувших дней, памятнику человеческого тщеславия и безмерного труда миллионов рабов.
Единственное из семи чудес света Древнего Мира, которое сохранилось до наших дней и, как ни странно, самое древнее — Египетская пирамида Хеопса . Названа она по имени фараона Хеопса — ее создателя. Размеры ее огромны. Высота около 140 м (соответствует примерно высоте 50-этажного небоскреба). Площадь основания сейчас составляет около 53 000 м? (изначально была 85 500 м?) с длиной сторон основания примерно 230 м. Для сравнения можно сказать, что на такой площади могли бы свободно разместиться пять самых крупных в мире соборов.
Сразу же после смерти фараона Снофру, его сын юный фараон Хеопс приказал начать стоить собственную пирамиду, которая должна была превзойти все существовавшие пирамиды не только размерами, но и роскошью и великолепием.
Место строительства было выбрано недалеко от селения Гиза. Прочная скалистая площадка должная была выдержать вес пирамиды около 6,25 млн. тонн.
По свидетельству греческого историка Геродота, почти 100 тысяч человек работали на строительстве пирамиды в течение 20 лет (~2560 до ~2540 до н. э.). Кроме чужеземных рабов, здесь работали и египетские крестьяне, каждый из которых наделся, что и его коснется частица славы и бессмертия фараона, которого искренне считали сыном бога Солнца Ра.
Захоронение фараона было особым ритуалом.
Тело покойного властителя очищали, тщательно бальзамировали и помещали в специальную погребальную камеру пирамиды. Внутренние органы отдельно помещались в специальных герметичных сосудах, так называемых ка-нопах, которые размещались в погребальной яме рядом с саркофагом.
После того, как тело фараона находило свое последнее земное пристанище внутри пирамиды, его «ка» покидало гробницу. По представлением египтян «ка» — это душа фараона, которая покидала тело в момент его смерти и свободно перемещалась между земным и загробным миром. Покинув гробницу, «ка» устремлялась к вершине пирамиды, где ее уже ждал в своей солнечной ладье отец всех фараонов — бог солнца Ра. Так начиналось путешествие фараона в бессмертие….
Солнечная ладья
Простояла нетронутой более 3500 лет. Все входы были тщательно замурованы и считалось, что ее охраняют духи, готовые умертвить каждого, кто попытается в нее проникнуть. И все же мумия фараона и все его сокровища бесследно исчезли. Эту тайну до сих пор пытаются разгадать историки всего мира.
Если вы решите сами отправиться в Египет и увидеть Пирамиды своими глазами, советую прочесть статью . Думаю советы опытного путешественника вам пригодятся.
Пирамида Хеопса – это единственное строение, из семи чудес света, которое уцелело до наших дней. Пирамида прочно удерживала лидерство как самая высокая постройка в мире на протяжении 4000 лет. Не смотря на то, что строительство древних храмов в то время шло полным ходом, возвести сооружение выше и масштабнее пирамиды Хеопса не удалось некому.Фараон Хуру, более известный нам по своему греческому имени Хеопс, был одним из самых значительных правителей египетского царства. Строительство пирамиды продолжалось до 2580 года до навей эры. По проекту пирамиды Хеопса были так же построены множество пирамид. Первыми после возведения пирамиды Хеопса были пирамиды для сына и внука самого великого фараона, далее для их жен. Но, несмотря на то, что пирамиды строились ужё позже, они имели меньший размах, были менее высокими и помпезными.
На берегу Нила существовало особое, священное для всех Египтян место, кладбище древних царей и фараонов, долина Гизы. Именно там и была построена пирамида Хеопса и другие пирамиды. На правом же берегу располагается столица Египта город Каир. Археологические раскопки и исследования дают возможность судить, что строительство пирамиды продолжалось около 20 лет, и на её строительстве было задействовано более 100000 рабов. Пирамида возводилась из каменных, прямоугольных блоков, которые заранее выпиливались из горной породы и доставлялись на место строительства с помощью пандусов, валов и различных технических приспособлений. Работа была не из лёгких, потому что, вес такого блока составлял не меньше 2,5 тон. Далее, уже на месте блоки подгонялись до нужного размера и собирались в единую конструкцию.
Помимо основных строительных работ, пирамиду облицовывали плитами полированного белого известняка. Это позволило сгладить ступенчатую фактуру пирамиды и сделать её практически гладкой. Фрагменты полированного камня так точно подгонялись один под другой, что фактура пирамиды выгладила зеркально ровной, щелей между камнями просто не было заметно. После завершения всех строительных и отделочных работ пирамида имела высоту 147 метров. До наших дней облицовка известняковыми плитами сохранилась лишь на одной из малых пирамид, но и это даёт нам возможность представить, как великолепно это выглядело тогда.
Площадь пирамиды Хеопса просто огромна, для сравнения она равняется примерно девяти футбольным полям. До наших дней, к сожалению, сохранилась не вся пирамида, со временем она разрушалась под действием ветров и верхушка пирамиды обвалилась. Длинна основания пирамиды составляет 230 метров.
По верованиям древних египтян, тело недавно умершего человека нужно бальзамировать и мумифицировать и тогда его дух остается жить вечно. Такой процедуре подверглось тело фараона Хуфу после смерти. Все органы были извлечены из тела, после чего оно, было, смазано солью и маслами для мумификации. Поскольку процедура мумификации была уделом знати и не была доступна простым смертным из-за своей дороговизны, точный рецепт бальзамических растворов хранился в строгом секрете. Тело заворачивали в льняные простыни для лучшего доступа воздуха. Так проходил процесс мумификации.
После мумификации тало фараона поместили в прекрасный саркофаг, который уже сам по себе был произведением искусства. Египтяне считали, что для загробной жизни человеку может понадобиться множество земных вещей, именно поэтому она собирали в гробницах одежду, посуду, драгоценности, еду и прочее приспособления и вещи, для того, что бы загробная жизнь человека была комфортной.
В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.
Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...
1. Пирамиды Хеопса (Гиза)
Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.
Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.
Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.
На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.
Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.
Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.
2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)
Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.
Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.
Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).
Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).
Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:
- Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
- Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.
Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.
Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.
Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.
Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.
Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.
Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.
Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.
На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.
В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.
Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.
Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.
4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)
Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.
В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.
Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.
Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.
Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.
В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.
К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.
31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.
5. Мавзолей в Галикарнасе
Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.
Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.
Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.
Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.
Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.
Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.
6. Колосс Родосский (Родос)
Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.
Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.
Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.
Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.
Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.
До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.
Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.
Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.
Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.
Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.
7. Александрийский маяк (Фарос)
Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.
Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.
Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.
Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.
Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.
Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.
Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).
После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.
Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.
Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.
С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.
Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.
Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.
Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.
После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.
В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.
|