Лиепая: Северный мол, Кароста и мост Эйфеля. Военный городок кароста Лиепая разводной мост перед военным городком
Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III, на мой взгляд наиболее впечатляющая и известная часть города, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков в качестве крупного военно-морского порта и форпоста Российской империи на Балтике. Лиепая (тогда город назывался Либава) обладала незамерзающим коммерческим портом и было принято сомнительное решение обустраивать опорную базу Балтийского военно-морского флота именно здесь. Сомнительное, ибо она (база) не могла представлять надёжного и безопасного прикрытия ввиду чрезвычайной близости к прусской границе, которая была километрах в 60-ти от Либавы. Да и для флота потенциального противника не составляло труда блокировать выход в море для русской эскадры. Кстати, ещё за несколько десятилетий до сооружения военного порта Либаве было отдано предпочтение перед Виндавой (Вентспилсом) в выборе кандидатуры главного торгового порта России на южной Балтике, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам.
В конце ХIХ века Либава вновь вышла на авансцену - здесь решили сооружать военный порт, причём специальная Комиссия "О связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства" отвергла такие варианты как Виндава, Моонзунд и Екатерининская гавань, что аж на севере Кольского полуострова. В итоге судьба истории сыграла с Лиепаей злую шутку уже после распада СССР - ничего не скажу за Моонзунд и Екатерининскую гавань, но Вентспилс, что в 100 км севернее Лиепаи, в советское время превратился в мощный торговый порт с современными причалами и пирсами, и пережил действительно бурный расцвет, что при умелом руководстве оставленным наследием положительно сказалось на благосостоянии города уже в наши дни - а Лиепая, получив статус закрытого города как база военно-морского флота СССР, осталась в 1991 году у разбитого корыта. Одно из подтверждений тому - жесточайшее запустение военного городка (он же Karosta) в последние два десятилетия.
Так или иначе, сегодня это впечатляющий и уникальный памятник архитектуры, район со своими особенностями и своеобразной аурой, тяжело переживший смутные 90-ые, а ныне, как говорят латвийские источники информации, понемногу превращающийся в цельный туристический объект. Однако до большой известности ещё далеко, так как при всём желании явление в два с половиной прибалта и полтора немца, приезжающие посетить наиболее известный объект городка Лиепайскую гарнизонную тюрьму, я не могу назвать массовым. Привлечение туриста - задача тяжёлая и творческая, на это требуется не одно десятилетие. Так что можете считать, что этим постом я продвигаю Лиепаю в интернете, хотя от местного туристического центра я не получил не копейки. Шутка!
На самом деле прогулка получилась не совсем целостной, потому что планировал приехать сюда на следующий день вновь, но не вышло, так что наверстаю упущенное в следующий раз, который будет, надеюсь, летом.
Я вам так скажу - ещё недавно, лет пять назад, военный городок являлся страшнейшей дырой, но в последнее время местные власти вроде бы взялись за облагораживание этого района. Ремонтируют дороги, прокладывают новые тротуары, выделяют жилье малоимущим слоям населения. Лично я ожидал увидеть ситуацию намного печальнее, но заметил, что процесс медленно продвигается в позитивную сторону. Очень медленно, но продвигается. Предстоит пройти долгий путь, когда массовый турист, да что турист - обычный лиепайчанин, сможет приехать в городок и сказать, что здесь круто.
Административное здание судоремонтного завода, некогда производившего ремонт боевых кораблей. Сейчас вроде бы предприятие работает, но далеко не в прошлых масштабах. С распадом СССР и обружением плановой экономики город покинули тысячи военнослужащих и гражданских лиц, для которых не осталось работы, а 90-ые ознаменовались повальным исходом активной, трудоспособной части населения.
Неподалёку можно увидеть удручающее зрелище на месте бывшего дома культуры "Балтика". Подобных заколоченных и забытых зданий в Каросте и Тосмаре (Tosmare - прилегающий район) здесь немало, но опять же, повторюсь, необходимо время.
В во времена СССР в военном городке проживали военные, их семьи, рабочие с окрестных производств и гражданские вольнонаёмные. Район был приятный и ухоженный, а в середине 90-ых соваться сюда было опасно для здоровья. Вдруг появилось огромное количество разнообразных гопников, люмпенов и маргиналов, криминальная обстановка была крайне неблагоприятной.
Сейчас в Каросте живёт порядка 7 тысяч человек. Разговаривал с людьми, там живущими. Настроены позитивно, не жалуются, магазины есть, транспортное сообщение с основным городом хорошее и регулярное. Бедность вот только, зарплаты совсем невысокие, пенсии тоже маленькие, работы мало.
Это жилой массив Тосмаре, внутренний двор между пятиэтажками. Обращает на себя внимание граффити с российским флагом, ярко выделающееся на фоне февральской серости. Кстати, национальному состав нынешних резидентов городка примерно такой: 70% русскоговорящие, а для остальных 30% родным языком является латышский.
Одна из местных достопримечательностей - водонапорная башня, построенная в 1905 году и обеспечивающая водой всю территорию Военного порта.
Территория военного городка буквально нашпигована железнодорожными путями, особенно при подъезде к нему. Те пути на снимке ведут к зернопогрузочному терминалу на берегу Военного канала, о котором чуть ниже.
Так называемый в простонародье Красный магазин, по цвету строительного материала. Неподалёку есть ещё и Белый магазин, в смысле там тоже какая-то местная торговая сеть, но местные жители называют магазины по-прежнему: красным и белым.
Какую-то часть городка занимает подобный жилой фонд - дома, построенные после войны.
Некоторые дороги в Каросте ещё заасфальтированы бетонными авиационными плитами, которые постепенно снимают.
Большой ремонт, замена дорожного покрытия и коммуникаций на улице, где находился Подплав - военная база подводного плавания. Поясню, что в 1906 году в Подплаве был организован первый в России учебный отряд подводного плавания. Родина российского подводного плавания находится именно здесь, в Лиепае. А в советское время здесьбыла база подлодок Балтийского флота.
Эта часть городка наиболее запущена. Состояние зданий плачевное.
Здесь располагались службы Подлава и казармы, когда-то тут базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота. Сейчас в Военном городке ни подводных лодок, ни Подплава, зато функционирует единственный в Балтии центр подготовки водолазов. И сапёров там тоже обучают.
Где-то здесь был большой плавательный бассейн, но от него не осталось и следов. Здесь, кстати, вроде бы есть открытый проход к гавани Подплава, но и запрещающие надписи тоже имеются. Так что не пошёл я дальше на закрытую территорию порта.
Ещё немного советского жилого фонда Каросты. Хотите узнать сколько стоит недвижимость в таких домах? 2-хкомнатную и требующую небольшого косметического ремонта квартиру в 48 кв.метров можно взять за 4-5 тысяч евро. Желающих пока откровенно немного.
Лиепайский Свято-Никольский морской собор, освящение которого состоялось в 1903 году в присутствии Императора Николая II и его семьи. Во времена Латвийской СССР в соборе располагался обычный матросский клуб и кинотеатр.
От собора по прямой 300 метров до берега. На горизонте виднеется северный мол, защищающий Лиепайский порт от ветра и песчаных наносов.
Затем я направился к руинам Либавской , а выезжал из военного городка уже через известный разводной мост, что на Военном канале. Мост был спроектирован по эскизу того самого Эйфеля и предназначался для обеспечения судоходства по каналу военного городка либавской базы и сухопутного сообщения между Каростой, являющейся отдельной административной единицей и Либавой. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.
Немного информации о мосте. Он считается технический памятником, ето единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Интересно, что сам Александр Густав Эйфель лишь набросал технический эскиз, по которому в Петербурге был разработан окончательный проект, а металлические конструкции привезли из Брянска.
Мост неоднократно выходил из строя, он был повреждён и немецкой армией в ходе Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной войны. А чуть менее 10 лет назад произошёл и вовсе анекдотический случай - танкер "Анна", ходивший под флагом Грузии, врезался в северный пролёт моста, вновьповредив его, причём случилось это перед долгожданной масштабной реконструкцией. Проэкт реконструкции вновь пришлось пересматривать.
Военный канал, сооружение которого потребовало грандиозных дорогостоящих гидротехнических работ.
Хмурая, но спокойная Балтика на горизонте.
Далее направляюсь уже в "материковую" Лиепаю и с надеждой вернуться в городок летом. Что можно сказать в итого? Район непростой и неоднозначный, понемногу происходят изменения к лучшему. Безусловно, в городке много страшных запущенных углов, впереди много работы, но...возможно, сейчас происходит медленное пробуждение после многолетней спячки.
Если вы приехали в Латвию ненадолго, и выбираете, какой один город посмотреть помимо Риги, то лучше всего ехать в Лиепаю. Сюда легко добраться (из Риги можно даже на самолёте), а сам город очень красивый и интересный. На машине от Елгавы мы с дядей Аустрисом добрались за 2 с половиной часа, несмотря на то, что по дороге попали в снегопад.
Все региональные трассы в Латвии - двухполосные (четырёхполосные шоссе с разделителем встречаются только в окрестностях Риги). Качество дорог высокое - асфальт ровный, по бокам часто установлен отбойник, разметка везде свежая, знаков и указателей хватает. Про дороги будет отдельный пост.
Ближе к Лиепае встречаются ветряки. Город стоит на берегу Балтийского моря, с которого постоянно дуют сильные ветры (это даже нашло отражение в культуре, но об этом позже).
В роще рядом со въездом в город находится заброшенный советский мемориал. Советские памятники в Латвии никак не поддерживаются и не ремонтируются, из-за чего постепенно разрушаются от времени.
Мы въезжаем в город с севера, где находится район Кароста (Karosta, в переводе с латышского, «военный порт»). Порт был построен в 1890-1906 годах как русская военно-морская база и носил имя заложившего его царя Александра III, а в советское время использовался Балтийским флотом СССР. Едем мимо старой водонапорной башни.
В 1960-1970-е годы для военных и их семей был возведён панельный микрорайон. После вывода советских войск население района упало, а уровень безработицы, преступности, наркомании и прочих социальных недугов сильно возрос. Район по-прежнему считается очень неблагополучным, живут тут преимущественно русскоязычные. Выглядит очень депрессивно.
Ничего кроме облезлых панелек и пустырей.
Не представляю, чем тут можно заниматься.
В этом районе, однако, есть множество достопримечательностей. Одна из них - большая русская церковь, Свято-Никольский морской собор, построенный в 1900-1903 годах по проекту В. Косякова.
В Латвии абсолютно во всех церквях (независимо от религии) запрещена съёмка. Прямо на входе, а иногда даже на дверях, будет оповещающая об этом табличка. Непонятно, зачем такое нужно. Я же не во время службы и не мешаю никому.
От русского гарнизона осталось множество исторических зданий конца 19 и начала 20 века, включая казармы, адмиральские особняки, различные постройки и даже дворец, в котором царь останавливался только один раз. Часть зданий используется.
Но большинство после вывода советских войск было заброшено.
В некоторые можно войти, хотя смотреть там нечего.
Тут в царские времена был манеж.
А тут - кочегарка.
Остаётся надеяться, что когда-нибудь на реконструкцию появятся деньги, и тут откроют исторический музейный комплекс. Или что-нибудь ещё. Жалко смотреть, как такое ценное историческое наследие разрушается.
В настоящее время музей действует в портовой гауптвахте, правда, открыт он только с мая по сентябрь. В музее можно поучаствовать в исторической реконструкции - провести в тюрьме сутки в качестве заключённого. Помимо самой тюрьмы музей организует экскурсии по всей территории порта.
От открытого моря бухта отделена искусственно построенными сооружениями.
Если у вас есть много свободного времени, то в порту можно посмотреть много интересного - укрепления, подземные бункеры, и другие оборонительные сооружения. Фотография ниже взята из Википедии, автор - Andrius Vanagas , 2006.
Вдали виднеется лиепайский промышленный порт.
Некоторые объекты используются вооружёнными силами Латвии.
Через портовый канал проложен построенный в 1904-1906 годах поворотный мост, разработанный немецким инженером Гаральдом Халлом. В 1920-х годах мост получил имя Оскара Калпака (1882-1919), первого командующего латышским батальоном, который впоследствии стал основой для национальной армии первой Латвийской Республики.
В советское время гражданскому населению запрещалось проходить на территорию военного городка, поэтому возле моста находился КПП.
Сейчас проезд свободный. Несколько раз в день автомобильное движение перекрывается, и через канал проходят корабли.
Мост в разведённом состоянии.
Видео разведения.
А теперь направимся в центр города.
Большой пост о Лиепае, включающий в себя три части: военный городок, построенный как база флота Российской империи в конце ХIХ века, береговые укрепления того же времени и один из нетуристических районов города, сформировавшийся опять же на на рубеже ХIХ-ХХ веков.
// conrad.livejournal.com
Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III, на мой взгляд наиболее впечатляющая и известная часть города, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков в качестве крупного военно-морского порта и форпоста Российской империи на Балтике. Лиепая (тогда город назывался Либава) обладала незамерзающим коммерческим портом и было принято сомнительное решение обустраивать опорную базу Балтийского военно-морского флота именно здесь. Сомнительное, ибо она (база) не могла представлять надёжного и безопасного прикрытия ввиду чрезвычайной близости к прусской границе, которая была километрах в 60-ти от Либавы. Да и для флота потенциального противника не составляло труда блокировать выход в море для русской эскадры. Кстати, ещё за несколько десятилетий до сооружения военного порта Либаве было отдано предпочтение перед Виндавой (Вентспилсом) в выборе кандидатуры главного торгового порта России на южной Балтике, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам.
В конце ХIХ века Либава вновь вышла на авансцену - здесь решили сооружать военный порт, причём специальная Комиссия "О связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства" отвергла такие варианты как Виндава, Моонзунд и Екатерининская гавань, что аж на севере Кольского полуострова. В итоге судьба истории сыграла с Лиепаей злую шутку уже после распада СССР - ничего не скажу за Моонзунд и Екатерининскую гавань, но Вентспилс, что в 100 км севернее Лиепаи, в советское время превратился в мощный торговый порт с современными причалами и пирсами, и пережил действительно бурный расцвет, что при умелом руководстве оставленным наследием положительно сказалось на благосостоянии города уже в наши дни - а Лиепая, получив статус закрытого города как база военно-морского флота СССР, осталась в 1991 году у разбитого корыта. Одно из подтверждений тому - жесточайшее запустение военного городка (он же Karosta) в последние два десятилетия.
// conrad.livejournal.com
Так или иначе, сегодня это впечатляющий и уникальный памятник архитектуры, район со своими особенностями и своеобразной аурой, тяжело переживший смутные 90-ые, а ныне, как говорят латвийские источники информации, понемногу превращающийся в цельный туристический объект. Однако до большой известности ещё далеко, так как при всём желании явление в два с половиной прибалта и полтора немца, приезжающие посетить наиболее известный объект городка Лиепайскую гарнизонную тюрьму, я не могу назвать массовым. Привлечение туриста - задача тяжёлая и творческая, на это требуется не одно десятилетие. Так что можете считать, что этим постом я продвигаю Лиепаю в интернете, хотя от местного туристического центра я не получил не копейки. Шутка!
// conrad.livejournal.com
На самом деле прогулка получилась не совсем целостной, потому что планировал приехать сюда на следующий день вновь, но не вышло, так что наверстаю упущенное в следующий раз, который будет, надеюсь, летом.
// conrad.livejournal.com
Я вам так скажу - ещё недавно, лет пять назад, военный городок являлся страшнейшей дырой, но в последнее время местные власти вроде бы взялись за облагораживание этого района. Ремонтируют дороги, прокладывают новые тротуары, выделяют жилье малоимущим слоям населения. Лично я ожидал увидеть ситуацию намного печальнее, но заметил, что процесс медленно продвигается в позитивную сторону. Очень медленно, но продвигается. Предстоит пройти долгий путь, когда массовый турист, да что турист - обычный лиепайчанин, сможет приехать в городок и сказать, что здесь круто.
// conrad.livejournal.com
Административное здание судоремонтного завода, некогда производившего ремонт боевых кораблей. Сейчас вроде бы предприятие работает, но далеко не в прошлых масштабах. С распадом СССР и обружением плановой экономики город покинули тысячи военнослужащих и гражданских лиц, для которых не осталось работы, а 90-ые ознаменовались повальным исходом активной, трудоспособной части населения.
// conrad.livejournal.com
Неподалёку можно увидеть удручающее зрелище на месте бывшего дома культуры "Балтика". Подобных заколоченных и забытых зданий в Каросте и Тосмаре (Tosmare - прилегающий район) здесь немало, но опять же, повторюсь, необходимо время.
// conrad.livejournal.com
В во времена СССР в военном городке проживали военные, их семьи, рабочие с окрестных производств и гражданские вольнонаёмные. Район был приятный и ухоженный, а в середине 90-ых соваться сюда было опасно для здоровья. Вдруг появилось огромное количество разнообразных гопников, люмпенов и маргиналов, криминальная обстановка была крайне неблагоприятной.
// conrad.livejournal.com
Сейчас в Каросте живёт порядка 7 тысяч человек. Разговаривал с людьми, там живущими. Настроены позитивно, не жалуются, магазины есть, транспортное сообщение с основным городом хорошее и регулярное. Бедность вот только, зарплаты совсем невысокие, пенсии тоже маленькие, работы мало.
// conrad.livejournal.com
Это жилой массив Тосмаре, внутренний двор между пятиэтажками. Обращает на себя внимание граффити с российским флагом, ярко выделающееся на фоне февральской серости. Кстати, национальному состав нынешних резидентов городка примерно такой: 70% русскоговорящие, а для остальных 30% родным языком является латышский.
// conrad.livejournal.com
Одна из местных достопримечательностей - водонапорная башня, построенная в 1905 году и обеспечивающая водой всю территорию Военного порта.
// conrad.livejournal.com
Территория военного городка буквально нашпигована железнодорожными путями, особенно при подъезде к нему. Те пути на снимке ведут к зернопогрузочному терминалу на берегу Военного канала, о котором чуть ниже.
// conrad.livejournal.com
Так называемый в простонародье Красный магазин, по цвету строительного материала. Неподалёку есть ещё и Белый магазин, в смысле там тоже какая-то местная торговая сеть, но местные жители называют магазины по-прежнему: красным и белым.
// conrad.livejournal.com
Какую-то часть городка занимает подобный жилой фонд - дома, построенные после войны.
// conrad.livejournal.com
Некоторые дороги в Каросте ещё заасфальтированы бетонными авиационными плитами, которые постепенно снимают.
// conrad.livejournal.com
Большой ремонт, замена дорожного покрытия и коммуникаций на улице, где находился Подплав - военная база подводного плавания. Поясню, что в 1906 году в Подплаве был организован первый в России учебный отряд подводного плавания. Родина российского подводного плавания находится именно здесь, в Лиепае. А в советское время здесьбыла база подлодок Балтийского флота.
// conrad.livejournal.com
Эта часть городка наиболее запущена. Состояние зданий плачевное.
// conrad.livejournal.com
Здесь располагались службы Подлава и казармы, когда-то тут базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота. Сейчас в Военном городке ни подводных лодок, ни Подплава, зато функционирует единственный в Балтии центр подготовки водолазов. И сапёров там тоже обучают.
// conrad.livejournal.com
Где-то здесь был большой плавательный бассейн, но от него не осталось и следов. Здесь, кстати, вроде бы есть открытый проход к гавани Подплава, но и запрещающие надписи тоже имеются. Так что не пошёл я дальше на закрытую территорию порта.
// conrad.livejournal.com
Ещё немного советского жилого фонда Каросты. Хотите узнать сколько стоит недвижимость в таких домах? 2-хкомнатную и требующую небольшого косметического ремонта квартиру в 48 кв.метров можно взять за 4-5 тысяч евро. Желающих пока откровенно немного.
// conrad.livejournal.com
Лиепайский Свято-Никольский морской собор, освящение которого состоялось в 1903 году в присутствии Императора Николая II и его семьи. Во времена Латвийской СССР в соборе располагался обычный матросский клуб и кинотеатр.
// conrad.livejournal.com
От собора по прямой 300 метров до берега. На горизонте виднеется северный мол, защищающий Лиепайский порт от ветра и песчаных наносов.
// conrad.livejournal.com
Затем я направился к руинам Либавской морской крепости. Это интересное место для фанатов и почитателей военной истории, крепостей и различного рода фортификационных сооружений. Это так называемая 3-я береговая батарея, расположенная на северной окраине военного городка.
Мощную и современную по тем временам морскую крепость решили строить в 1890 году в качестве прикрытия военного порта на Балтике, необходимость создания которого назревала уже давно. Однако судьба крепости сложилась трагично и в какой-то степени бездарно, менее чем через 20 лет её просто упразднили и ликвидировали, и это несмотря на колоссальные средства потраченные на строительство, а само сооружение крепости было признано стратегической ошибкой.
// conrad.livejournal.com
Вообще, система подобных укреплений опоясывала всё побережье города и относительно неплохо сохранилась до наших дней, являясь сегодня городской достопромечательностью наравне с военным городком Каростой, лиепайским трамваем и успешно сохранившейся городсой застройкой конца 19 века. Причём артиллерийские батареи, подземные сооружения и склады даже пытались взрывать, но это не дало желаемого результата.
// conrad.livejournal.com
В наши дни, особенно летом, эти места чрезвычайно популярны у местных жителей. А я попал на форты в февральский туман и на море стоял штиль, с волнами, конечно, вид был бы более эффектным. Тут вообще настоящее раздолье для профессиональных фотографов. Пишу эти строки и улыбаюсь, вспомнил как с десяток лет назад я увидел царский форт в на страницах одного латвийского мужского журнала. И одну из бывших одноклассниц на его фоне в весьма интересном и пикантном виде))
// conrad.livejournal.com
На самом деле повезло с погодой, я считаю, ибо сильный пронизывающий холодный ветер, какой обычно дует в этих краях, не самый приятный спутник для приморской прогулки, а так получилось хорошо и спокойно прогулятся. Хотя из всех фортов в этот раз я был только на 3-ей береговой батарее, именно она и на снимках. Личного времени в этот раз в Лиепае у меня практически не было, я пытался совмещать частные встречи со своими интересами. Получилось в целом, считаю, неплохо, посмотрел, пусть и в стиле "галопом по Европам", практически всё, что планировал.
// conrad.livejournal.com
Здесь всё очень впечатляюще, эта система фортов и приморские укрепления, опясывающие город действительно уникальны в своем роде. Что происходит с фортами сейчас? Природа берт свое. Ветер и море с годами подтачивают былую мощь и разрушают старую крепость, бетонные куски зданий отваливаются и падают в воду.
// conrad.livejournal.com
Зрелище грустное и печальное одновременно.
// conrad.livejournal.com
Мегапроект прошлого, на который было потрачены огромные деньги без смысла и без прока.
// conrad.livejournal.com
// conrad.livejournal.com
// conrad.livejournal.com
// conrad.livejournal.com
// conrad.livejournal.com
// conrad.livejournal.com
Следующие две фотографии сделаны в полукилометре или около того от фортов. Действительно нереально красиво, мои фото не передадут, конечно, подобных впечатлений. Невысокий отвесмый берег Балтийского моря, свержайший воздух, сосновый лес, поваленное ветром дерево на жёлтом песке и многокилометровая безлюдная полоса пляжа. Красота. Baltic Beauty.
// conrad.livejournal.com
// conrad.livejournal.com
Выезжал я через известный разводной мост, что на Военном канале. Мост был спроектирован по эскизу того самого Эйфеля и предназначался для обеспечения судоходства по каналу военного городка либавской базы и сухопутного сообщения между Каростой, являющейся отдельной административной единицей и Либавой. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.
// conrad.livejournal.com
Немного информации о мосте. Он считается технический памятником, ето единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Интересно, что сам Александр Густав Эйфель лишь набросал технический эскиз, по которому в Петербурге был разработан окончательный проект, а металлические конструкции привезли из Брянска.
// conrad.livejournal.com
Мост неоднократно выходил из строя, он был повреждён и немецкой армией в ходе Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной войны. А чуть менее 10 лет назад произошёл и вовсе анекдотический случай - танкер "Анна", ходивший под флагом Грузии, врезался в северный пролёт моста, вновьповредив его, причём случилось это перед долгожданной масштабной реконструкцией. Проэкт реконструкции вновь пришлось пересматривать.
// conrad.livejournal.com
Военный канал, сооружение которого потребовало грандиозных дорогостоящих гидротехнических работ.
// conrad.livejournal.com
Хмурая, но спокойная Балтика на горизонте.
// conrad.livejournal.com
И немного о наиболее колоритном районе города на мой скоромный взгляд. Это Яунлиепая или Новая Лиепая, расположенная между железнодорожным вокзалом и Торговым каналом, соединяющим Балтийское море с Лиепайским озером и делящим город на две части. Здесь отлично сохранилась архитектура рубежа XIX-XX веков, когда Лиепая развивалась фантастическими - не побоюсь этого громкого определения - темпами. Судите сами, в 1871 году сюда пришла железная дорога, давшая серьёзный импульс для развития города и торгового порта, спустя два десятка лет в Лиепае начале сооружать уже военный порт для флота Российской империи, семимильными шагами стала развиваться промышленность, включая металлургическую, появился первый в Прибалтике трамвай. К началу Первой мировой войны население Лиепаи насчитывало более 100 тысяч человек, почти в два раза больше, чем во Владивостоке (сейчас для сравнения 70-80 тысяч, данные разнятся). В общем, для города существовали объективные предпосылки вырасти в масштабный город уровня Кёнигсберга либо Хельсинки. Исторический, однако, жребий Либаве выпал крайне неудачный, мрачноватый в какой-то степени жребий.
Весь в будущем предполагаемый авторитет города затонул в пучине двух мировых войн, нестабильности и смены государственных режимов. Сейчас, откровенно говоря, Лиепая - это провинциальный латвийский городок, из года в год теряющий активных и работоспособных людей, которые уезжают либо в Ригу, либо в Европу. Скажу сразу, видно, что общая картина визуально медленно улучшается, городские власти пытаются что-то делать, но кардинально и быстро изменить положение к лучшему не получится. Но если не вдаваться в перипетии нынешней экономической ситуации города, а просто приехать с целью туризма, то Лиепая безусловно хороша своим удивительным шармом запущенности, который проявляется именно в районе, о котором идёт речь. 100-летние деревянные и кирпичные дома, бывшее рабочее предместье, почти не затронутое разрушениями последней войны, в отличии от центра города, претерпевшем значительные изменения в своём облике.
// conrad.livejournal.com
Яркий образец архитектуры города - добротный трёхэтажный дом из красного кирпича.
// conrad.livejournal.com
На главной площади Новой Лиепаи, раньше тут был неплохой рынок с местной крестьянской продукцией.
Практически вся сознательная жизнь мною прожита в Латвии. Учёба в школе до 9 класса, затем выезд из Латвии на два года и возвращение на учёбу в Рижский мединститут, работа в районе на протяжении 35 лет. Пенсия по чернобыльской инвалидности. Я ведь потомок «оккупанта», по меркам наших нацозабоченных.... Не хочу обсуждать эту тему, но хочу вспомнить «тот город, которого нет» и который часто мне снится до сих пор, город моего детства – Приекуле, где стояла войсковая часть 44008, куда перевели отца из Забайкалья. Заметьте, перевели, а не сам напросился. Приказы, как известно, не обсуждаются!
Приекуле в Латвии два. Один все знают – Цесисского района, где картошку разводят, но есть ещё Лиепайского, в 40 км от Лиепаи. Небольшой городок с железнодорожной станцией, где рядом стояла войсковая часть, занимавшая площадь бОльшую, чем сам городок. Часть была ракетная, войск стратегического назначения. Теперь это не секрет, но шахты ракет находились в Вайнеде, в лесу. Секрет и тогда был - «полишинеля», потому что от грунтовки Приекуле – Вайнеде в лес уходила прямая асфальтированная дорога (кто-то же придумал так "засекретить"!), и когда останавливался местный автобус «пазик» около этого поворота, шофёр объявлял: «Rakesu baze!» (ракетная база). Это была, конечно, издёвка, но это Курземе, где больше всех ненавидят русских, особенно военных и где тебе и воды не дадут, если ты не скажешь по-латышски!
Прибыли мы туда зимой 1961 года. Было слякотно и сыро, шёл дождь со снегом при нулевой температуре, и после Забайкалья с его морозами под тридцать и снегом по пояс, а то и больше, показалось что очень противно!
Военный городок находился отдельно на расстоянии в 300 метров от окраины города Приекуле. К городу относилась и русская школа на ближайшей окраине, где меня и определили в четвёртый класс.
Дома в военном городке были двухэтажные, "сталинской" ещё постройки, добротно сделанные, кирпичные, оштукатуренные, и в фазе строительства были ещё две "трёхэтажки" современных. Часть жилого фонда располагалось в «финских» домиках из дерева, на две квартиры, по две комнаты с кухней и туалетом «люфт-клозет» и к ним небольшой участок земли для грядок.Вода из крана была.
Поселили поначалу в офицерской гостинице, которая пахла сапожным кремом и как не странно – сельдереем, наверно у кого-то в горшочке рос. Через время поселили в финском домике - освободилась квартира зама комполка.
Сама часть находилась рядом за серьёзным забором с проходной. Там были казармы, столовая с пекарней, автопарк, склады, ангары, клуб с широкоэкранным кинозалом и спортзалом, штаб и прочее, даже медсанбат.
По началу отец работал в части, но когда шахты загрузили ракетами, начались дежурства в Вайнеде. В 1963 году отец уезжал на учения и пуски ракет в Читинскую область на Ачинский полигон. Оттуда проводились пуски ракет на Новую Землю, причем атомными боеголовками. Это я, конечно, узнал уже недавно из мемуаров ракетчиков.
До чего же насыщенной была наша пацанская жизнь! Быстро перезнакомился со всеми ребятами, меня быстро ввели в курс дела по основным занятиям и развлечениям. Ну, футбол летом и хоккей зимой это само собой, лыжи – в основном прыжки с трамплинов на горе около части со скосом около 45 градусов и трамплином посередине горы.
Потрясающее чувство полёта на метров десять! Прыгал на обычных широких солдатских лыжах, пока один раз вылетел далеко и приземлился не на склоне горы, а на горизонтальную часть трассы. Ноги естественно не выдержали и я врубился животом в спрессованный снег. Как не лопнула диафрагма не знаю, но от удара наступил её паралич на время, и я не мог вдохнуть. Умирал. Кто-то из пацанов подъехал, увидел что я синий и надавил на грудь, чтобы помочь вдохнуть. И я задышал.
Испугался здорово! Еще бы! Лежишь и присутствуешь при своей смерти...! Больше с трамплина не прыгал. Играли в хоккей с шайбой. Клюшек не было и делали их сами, вырезая из растущих деревьев, где внизу был изгиб под крючок, сбивали из реек, но они быстро ломались. Рубились до темноты и потери чувствительности пальцев на ногах. Вратаря одевали в самодельные щитки и валенки, на грудь фуфайку с фанеркой. " Выше живота шайбу не поднимать!" - кричали, но выходило всяко...
Летом же жизнь била ключом! Поездки на Кирпичное озеро на велосипеде, в парк на "купалку", рыбалка в «Переплюйке» - речке, что протекала вдоль части и текла вдоль железной дороги, под ней, и впадала в запруду промкомбината. Там водились плотва, усачи, щучки и самое главное форель! Да-да, форель по 200-400 грамм, которую, правда, поймать было крайне сложно. Если она тебя видела – никогда не возьмёт наживку! Легче её было ловить весной на донки, которые ставили на ночь. Бывало, попадало и по 5-8 штук! Вкуснятина!
Усачей летом кололи вилкой на палке. Щуку - на удочку с большим поплавком из пробки и карасиком на крючке. Спиннинга не было. Пока были детские интересы, ходили в часть через проходную, куда нас пропускали солдаты так как знали детей офицеров в лицо. В части, около складов можно было найти много интересного для пацанов, в том числе противогазные маски, резина которых являлась лучшей для изготовления рогаток. Это оружие было очень распространено и «спецы» били из него с очень высокой точностью. Там же можно было найти щеколды от рам и медные трубки под калибр 5,6 мм. Патроны "мелкашки" в то время можно было достать и даже купить более старшим товарищам. А щеколда нужна была для изготовления бойка для МК пистолета. Но это я позже начал делать.
Ещё очень ценными находками являлись обыкновенные фотопленки, которые горели в то время как целлулоидные игрушки ярким пламенем с шипением, как спички.
Плёнок было много на свалке, солдаты часто фотографировали друг друга для родственников и «дембельских» альбомов.
Пленки были нужны для запуска ракет!
Плёнка скручивалась в рулон, затем закручивалась в фольгу во много слоев в виде трубочки, потом передняя часть скручивалась в остриё , а задняя часть делалась в виде стабилизатора ракеты с отверстием для выхода газов. Ракета устанавливалась в любой лоток и подогревалась спичкой со стороны стабилизатора. Она начинала дымить, потом срывалась с места и взлетала! Бывало летела на 20 и более метров. С той же целью использовались и алюминиевые тюбики из под зубной пасты, только те приходилось просушивать на огне и вытряхивать остатки. Зато и летали они дальше и выше!
В части же можно было достать и сухой карбид кальция для запускания банок и взрывания бутылок. Ну, про банки все знают. Нужно вырыть небольшую ямку и налить в нее немного воды. В жестяной банке из под тушенки пробивается гвоздем дырка по центру. В ямку кладут карбид и банка плотно прижимается. Сразу же нужно на палочке, прутике к отверстию поднести зажженный кусок газеты. Банка с сильным хлопком взлетает на метров 20-30! Однажды мне такой банкой врезало по носу. Кровь хлестала фонтаном и еле остановил льдом из холодильника, нос был сломан. "Фары" под глазами были классные! Отцу сказал, что свалился с дерева...
А вы знаете как делать карбидную бутылку - гранату?
Карбид кололся на кусочки, чтобы проходило в горлышко, в бутылку наливалась вода на одну треть, сверху засовывалась трава до сужения и на неё насыпался карбид. Вместо пробки забивалась тщательно подогнанная палка из сырой ивы, чтобы было и плотно, и не лопнуло горлышко. Снаряд был безопасен до момента опрокидывания и соприкосновения карбида с водой. Взрыв был сильный и осколками бутылки могло посечь за метров тридцать! Иногда бутылку срывало с палки, которая была воткнута в землю и она взлетала как ракета! Балдёж!
Осенью ходили по грибы, коих в окружающих лесах было множество! Таскал их корзинами, а мать солила, мариновала и жарила. Тоже подспорье для дома.
Около дома был небольшой сарайчик. Отец утеплил его сеном и мы завели кур и уток, а пару лет держали даже гусей и кроликов. Был и огород, прополка которого была возложена на меня.
Гиблое дело! "Терпеть-ненавижу!" Нарвать травы для кроликов - тоже на меня! Пришлось научиться косить и мне сделали косу. Еще и за сестрами надо было летом приглядывать если они не шли в детсад.
Со временем появились и более интересные занятия. Начали делать «поджиги» - пистолеты из медных трубок, залитых свинцом, с дырочкой для поджигания заряда, которые поначалу заряжали серой от спичек, газетой в виде пыжа и пулькой от мелкашки или свинцом. Здорово палило, и даже попадали куда надо. Потом сделал самодельный мелкокалиберный пистолет.
В связи с тем, что Приекуле входило во время войны в «Курземский котёл», там шли очень кровопролитные бои, и Приекуле переходило из рук в руки 15 раз. Соответственно и оружия и боеприпасов там осталось с войны немало. Это пацаны быстро определили и начались поиски оружия и боеприпасов. Раскапывались бывшие окопы, блиндажи и обязательно что-то находили. Самое ценное было найти «цинки» с русскими патронами. Они были запаяны и внутри в масляной бумаге отлично сохранялись патроны. Оружие тоже попадалось, но больше ржавое, непригодное для стрельбы.
Немецкие патроны были без «цинков» и часто негодные, зато попадались разрывные пули и "трассеры". Немецкое оружие было и хорошее иногда, особенно найденное на заброшенных хуторах, на чердаках. Курземцы - запасливый народ! Вдруг опять пригодится...
С патронами были проблемы, то стрельнут, то нет. Русские боеприпасы были хорошие, но не было из чего стрелять! Вот беда…. Начали делать «поджиги» из отпиленных стволов и заряжать порохом и пулями. Вот это уже стрельба! Как дашь по старому пню разрывной пулей, пень вдребезги!
Позже начали подрывать мины и снаряды. Проходили подготовку у «спецов местного разлива», что можно трогать, а что нельзя, так как снаряд или мина на боевом взводе, то есть выпущена из ствола, но не взорвалась. Об этом, кстати, и в школе сапёры тоже говорили.
Перед каникулами, за пару недель, в школе появлялись сапёры и предлагали показать, кто и где видел взрывчатку и освобождали от занятий. Все пацаны знали где есть и учились в итоге только девчонки. Ездили далеко и показывали только то, что уже обследовано на предмет подрыва, но трогать, к сожалению, нельзя. Остальное взрывали сами в кострах.
Хорошее было время.
Однажды сапёры подрывали 500кг бомбу в болоте на месте, так как её трогать было нельзя и был виден только стабилизатор. Увезли нас далеко, но рвануло так, что все потроха перевернуло и набило полный рот земли, потому что лежали!
Почему саперы звали пацанов, а не искали и разминировали сами?
Всё очень просто, земля там так нашпигована осколками, что миноискатель бесполезен.
Около братского кладбища воинов, погибших при освобождении Приекуле (за городом) ровные поляны, но сапёры запретили пахать в этих местах из-за опасности подрыва. Местная власть, народ упертый был и решили послать этих сапёров на ….
И пустили гусеничный трактор с прицепным плугом и седоком на нем (были в то время такие), чтобы распахать такое ровное поле. Ну, и ясное дело зацепили снаряд.... Седока разнесло на куски, а тракторист ещё метров 200 пробежал по направлению к больнице, пробитый насквозь осколками через бак, кабину и сиденье. Больше не пахали…
После наших подрывов надо было "смываться" по-быстрому, так как моментом приезжали сапёры и «особист» и могли крепко наказать. Тяга к оружию и взрывам, как наркотик для наркомана – и знаешь что смерть, но хочется!
Сколько отец выкинул моего оружия, не счесть! А боеприпасов – море!
В седьмом классе появился интерес к девчонкам и оружие отошло на второй план. На первом – «танцы – шманцы –обжиманцы».
В восьмом классе отец купил мне охотничью одностволку, чтобы меньше баловал с трофейным оружием и пристрастил к охоте, в основном на птицу и зайцев, благо этого добра там было много и на полигоне можно было спокойно охотиться на уток, куропаток и даже тетеревов и зайцев. Мне понравилось. Учеба пошла на пользу, и я стал метким и заядлым охотником к 16 годам, когда и получил охотничий билет "Военохота".
В девятом классе с грустью покинул Приекуле. Отца переводили в Белоруссию.
С тех пор Приекуле мне часто снилось в снах.
В 1968 году я вернулся в Латвию поступив в мединститут. Городок еще функционировал и я один раз даже съездил в Приекуле на охоту. С 1974 года я там не был, но городок мне все время виделся в снах, видно прикипел душой к нему.
В 1999 году не выдержал и поехал посмотреть на военный городок. Лучше бы не ездил. Военный городок, кроме трёх позже построенных пятиэтажек, полностью РАЗРУШЕН! Как будто кто бомбил его – груды кирпичей вместо домов! Финские домики, кроме двух, снесены. То же и с самой частью – все казармы разрушены! Всё заросло лесом и травой.
Какую же ненависть надо иметь, чтобы рушить всё и столько труда от ненависти затратить, лишь бы снести «воспоминания» о времени Союза! А может все прозаичнее и разбирали на стройматериалы?
Со всех точек Приекуле видна только высокая водонапорная башня из красного кирпича в военном городке, что одиноко «взирает» на развалины когда-то сданных в целости и сохранности домов жилого фонда и зданий части, местным властям Приекуле…
Эту реликвию местным "борцам с канувшим в небытие Союзом" осилить не удалось! Просто опасно, она же рухнуть может и похоронить разрушителей!
В Вайнеде остались не только шахты и капониры, но и взлетная полоса из бетонных плит большой толщины, которая могла принять даже ракетоносцы стратегической авиации. И этого даже использовать не смогли.
Школа сохранилась, но в ней теперь латышская школа. И мостик через речку ещё есть. В последних трёх пятиэтажках, что построены позже, из окон торчат трубы буржуек и в крайней живут бомжи.
Сам город Приекуле как-то съёжился и осиротел, все старые магазины и универмаг закрыты, больница еле "дышит", промкомбинат закрыт, озеро спущено и заросло травой. Людей мало и молодёжи не видно совсем.
Пара отреставрированных церквей и памятников барону Корфу только подчёркивают убогость и запустение городка…
Когда-то жизнь здесь кипела! И мы тоже искали потайной ход от замка барона к церкви, который был выложен кирпичом и шел под речкой. И нашли его. С фонариками удалось дойти приблизительно до реки, но дальше все было затоплено. Да и рискованно было там ходить - могли стоять мины -ловушки с войны.
Война и разруха оказалась и нынче, только в умах… и сердцах!
Уезжал расстроенный, с жёстким сердцем. Я приехал в тот город, которого НЕТ! И уже никогда не будет…
Лиепая - самый западный и третий по величине город Латвии, крупнейший в Курляндии-Курземе. Его исторический центр, т.н. Вецлиепая (Старая Лиепая) занимает перешеек между Балтийским морем и Лиепайским озером. К северу от Старого города, между Торговым каналом, соединяющим море и озеро, и железнодорожной станцией расположен город Новый (Яунлиепая), где еще в дореволюционные времена были сконцентрированы основные промышленные предприятия Либавы. За железной дорогой - предместья, частично занятые советским спальником, а еще севернее, уже за каналом Кароста, одноименный с ним район, где ранее размещалась крупная имперская, а потом советская военно-морская база с жилым городком. Вот, собственно, об этом обо всем я и попытаюсь рассказать в следующих нескольких сериях.
И начну как раз с окраины, с Каросты. Военно-морскую базу в процветающем и, что самое странное при этом, всего лишь заштатном городе Либаве в нескольких десятках километрах от границ с Германией стали строить в 1893 году. Т.н. "Порт Александра III" должен был стать одной из основных баз имперского флота, и государство на него не поскупилось, вложив туеву хучу денег (более 15 млн рублей) в гидротехнические и прочие строительные работы, включавшие не только возведение портовых и крепостных сооружений, прокладку железнодорожной ветки и создание жилого городка, но и, например, рытье специального судоходного канала вглубь суши, где собственно и предполагалось размещать флот.
В советское время Кароста была закрытым военным городком, где, помимо прочего, размещалась и база подводных лодок. Теперь с уходом отсюда военных район влачит довольно депрессивное существование, представляя при этом немалый интерес для любителей военной истории. Я к последним не отношусь, но все же счел нужным заглянуть на часок сюда, чтобы, так сказать, получить общее представление о местной застройке и атмосфере. Прогулялись мы и по длиннющему Северному молу, возведенному в конце XIX века для защиты новой портовой гавани от балтийских штормов.
Лиепая стала последним новым латвийским городом в нашей майской поездке, и этот тот самый случай, когда сладкое мы оставили на десерт.
1. Лиепая в Латвии известна как весьма ветренное место, неудивительно поэтому, что именно тут расположена крупнейшая в стране ВЭС, ветровая электростанция с 33 ветряками немецкой компании Enercon. Это все хозяйство хорошо видно при подъезде к городу со стороны Кулдиги.
3. Въездной знак в город с гербом и якорем.
4. Для начала мы сразу отправились к Северному молу.
5. Пляж в его районе.
6. На берегу видны остатки сооружений бывшей Либавской крепости и одинокий ветряк.
7. Это бывшая 3-я батарея крепости. Вообще любители фортификации и абандона в Лиепае вообще и Каросте в особенности нашли бы много материала для лютого бешеного фапанья.
8. Гавань, откуда на русско-японскую войну ушла погибшая у Цусимы 2-я эскадра флота Тихого океана вице-адмирала Зиновия Рожественского, а позже выходили на боевое дежурство советские подлодки. У левого края снимка видны сооружения Лиепайского порта, справа на горизонте еле заметны волноломы, ограничивающие гавань с запада.
9. Порт отсюда крупнее.
10. А это уже вид в противоположную сторону, на север, в открытое Балтийское море.
11. Северный мол был сооружен в конце XIX века в процессе строительства "Порта Александра III". Его длина составляет 1,8 км, а ширина до 7 метров. Сейчас мол открыт для свободного доступа, и, надо сказать, здесь было довольно людно, учитывая ебеня, в которых он находится.
12. Финальный часток мола в ужасающем состоянии. Стремновато здесь наверное в шторм.
13. Северный мол в сторону берега.
14. Особенно впечатляюще, горой надолбов, сооружение выглядит с пляжа.
15. Хорошо отсюда заметно наверное и самое эффектное здание всей Каросты - Никольский морской собор.
16. Здание было построено в 1900-03 гг. по проекту петербургского архитектора Василия Косякова и было освящено в присутствии императора Николая II, из собственных средств в основном и профинансировавшего стройку.
17. Сейчас собор на реставрации и весь стоит в лесах.
18. Вокруг собора, занимающего центральное место в ансамбле военного городка, остатки дореволюционной Каросты. Застройка велась по регулярному плану с использованием типовых (или вероятно как говорили тогда, "образцовых") проектов зданий.
19. Здесь конечно очень много заброшки. Увы, середина солнечного дня в конце мая - не лучшее время для фотографирования застройки бывшего военного городка. К тому же многие здания просто не видно за деревьями.
20. А многие из тех, что не были обсажены со всех сторон зеленью, как назло, находились в контровом свете.
21. Дворец Офицерского морского дворянского собрания.
22. Это одно из немногих используемых сейчас дореволюционных зданий Каросты. Тут и в соседних постройках размещается Учебный центр Военно-морских сил Латвии.
23. Что делать с остальными, городские власти, такое впечатление, пока не определились.
24. Впрочем, в одном из домов открыли музей-гостиницу "Каростская тюрьма", где всем желающим предлагают испытать на себе прелести бывшей тюрьмы Лиепайской военно-морской базы. Фото из Викимапии .
25. Я здание не снимал, оно за забором, но зато щелкнул экскурсионную группу из школьников. Мужик в форме советского полковника построил детей в колонну, сказал "Руки за голову", приказал сесть и далее прыгать на территорию заведения. Видимо, это один из элементов программы посещения музея, позволяющий глубже проникнуться его атмосферой.
26. Вообще застройка Каросты и соседнего военного городка Тосмаре довольно разнообразная. Есть и сталинки.
27. И типичные панельные пятиэтажки с облицовкой мелкой бирюзовой плиткой, каких тысячи в военных городках на просторах бывшего Союза и тех государств, где советские войска дислоцировались.
28. Все выглядит весьма депрессивно, хотя порой попадаются и реновированные здания.
29. Но заброшки все же куда больше.
30. Тщательно я Каросту не исследовал. И из-за неподходящих условий для фотосъемки, и из-за желания подробнее посмотреть саму Лиепаю, потому за деталями отправляю вас к постам коллеги nordprod
и коллеги periskop.su
и . Я же направился к каналу Кароста (тому самому прорытому искусственным образом) для осмотра еще одного любопытного объекта. Канал Кароста в сторону военно-морской базы. Вот все это сооружение вырыли специальным землечерпальными машинами, импортированными из Марселя. Ширина канала 128 метров. Году в 1965-м за такой снимок мне бы провели личную эскурсию по интерьерам местной тюрьмы с подробной демонстрацией всех ее порядков.
31. На фото выход канала в гавань Каросты.
32. Интересный же объект, за которым мы сюда приехали - это прекрасно отреставрированный мост Оскара Калпака, построенный через канал Каросты в 1903-05 гг. по проекту фирмы Гюстава Эйфеля.
33. Обратите внимание на элегантные кованые фонари, от которых так и несет Парыжом. Во время прохождения по каналу судов обе половины моста поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.
34. У моста висит электронное табло с точным временем следующего развода. Подмывало конечно обождать, но т.к. никаких ожидающих судов рядом заметно не было, я рассудил, что мост могут и не развести вовсе, потому рисковать потерей времени не стал.
35. Вместо этого я зато успел посмотреть Яунлиепаю, Новый город Либавы с железнодорожной станцией.
Об этом очень атмосферном районе города в следующей серии.