Интересные факты связанные с железной дорогой. Интересные факты о поездах и железных дорогах. Безопасность превыше всего
Железные дороги в России каждый год перевозят 1 миллиард 300 миллионов пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 15 раз в год.
Транссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной в мире. Её длина почти 9.300 километров.
Cтанция «Половина» это самая середина Транссиба. От этой станции одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока.
После открытия первой железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) первые трое суток проезд был бесплатным. Потому что никто не хотел ехать на этой «страшной штуке».
Во Франции до сих пор действует закон, который запрещает поцелуи на вокзалах. Причиной запрета были задержки с отправлением поездов. Закон издали ещё 100 лет назад и его до сих пор никто не отменял.
Оказывается, путевые обходчики, которые постукивают колеса поездов обладают идеальным музыкальным слухом. По изменению тона они должны определять неисправность колеса.
В поезде, который курсирует на западе Перу, проводники предлагают пассажирам кислородную подушку. Потому что поезд идёт по самой высокогорной железной дороге в мире (на высоте более 3 километров).
Однажды на железнодорожной дороге в штате Огайо (США) произошло столкновение поезда с пароходом. Дело в том, что озеро Огайо вышло из берегов, и железнодорожный путь оказался под метровым слоем воды. Тем не менее, машинист решил провести поезд по залитому пути, но столкнулся с пароходом.
Начальник баварских железных дорог в 1910 г. вынужден был издать приказ о запрещении машинистам и кочегарам покупать во время остановок на станциях пиво.
В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».
Несколько лет назад между Парижем и Венецией начал курсировать специальный «поезд любви». В купе такого поезда: VIP-обслуживание, есть телевизор, душевая кабина и специальная двуспальная полка.
Однажды в турне по Швейцарии отправился поезд, на котором ехали сливки швейцарского общества: министры, депутаты, почетные граждане и т.п. По случаю торжества поезд был составлен из одних вагонов-ресторанов. Но организаторы не учли маленького нюанса: в швейцарских вагонах-ресторанах нет туалета. Поэтому когда поезд подошел к станции, собравшиеся встречать его местные жители, были очень удивлены: почетные гости сыпанули из дверей вагонов как горох.
Как известно, некоторые поезда имеют своё название. Например, «Красная стрела», «Россия», «Байкал» и т.д. Часто названия поездам дают сами пассажиры: например, поезд « Ростов – Одесса» пассажиры ласково зовут «Папа – Мама»
Японская фирма «Тошиба» построила поезд на магнитной подушке. Поезд способен развивать скорость в 517 км/час.
Однажды группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги. И в итоге вынесла решение, что рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а… из золота.
Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах следовали в передней части состава и были снабжены жесткими скамьями. Но пассажиры чаще ездили под скамьями. Потому что у этих вагонов не было крыши, и пассажиры прятались от непогоды и искр.
В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 км на ней нет ни одного поворота.
Среди коллекции Фаберже есть яйцо «Транссибирская магистраль», которое содержит в себе заводную модель императорского транссибирского поезда из золота и платины.
В ближайшем будущем в России могут появиться двухъярусные пассажирские вагоны. Такие вагоны будут гораздо экономичнее для железной дороги и гораздо комфортабельнее для пассажиров. В каждом купе такого вагона имеются душ, туалет и кондиционер.
В Монте-Карло можно увидеть людей, которые встречают поезда в ожидании тех, кто прибыл в княжество впервые. После чего пассажирам предлагают деньги для игры, обещая за это долю выигрыша. Во всём виной примета, что новичкам везет.
А вот на станции Сибуя в Японии стоит памятник собаке с «фуражкой начальника станции» на голове. Этой чести собака удостоилась за свой подвиг, она 10 лет встречала хозяина, уехавшего на поезде.
Когда в Англии построили первый участок железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, решили устроить своеобразное состязание между пятью паровозами. Однако перед самым началом соревнований пятая машина была отстранена от участия в них «из-за устаревшего двигателя». Под стальной обшивкой там были спрятаны обыкновенные лошади.
Самый длинный грузовой состав в мире курсировал в Советском Союзе по маршруту Экибастуз - Урал. Поезд длиной 6,5 километров перевёз 42.000 тонн угля в 440 вагонах.
В начале 90-х гг. была известна такая афёра: африканцу обещали эмиграцию в Европу, забирали оговоренную сумму, привозили в Москву (тогда это было просто и дешево). А затем этого африканца сажали в поезд, заверив, что это поезд в Германию. Но на самом деле это был поезд метро, который двигался по кольцевому маршруту. Бедняга мог ехать очень долго.
Суровое наказание заслужил однажды машинист поезда «Ахваз – Тегеран». Его вина была в том, что он не остановил поезд во время намаза (молитвы). Из-за этого пассажиры были вынуждены молиться в купе, более того, при каждом повороте поезда им приходилось вертеться на месте.
Специалисты советуют в целях безопасности, при покупке билетов отдавать предпочтение центральным вагонам. В случае аварии они страдают меньше, чем головные или хвостовые. А также лучше выбирайте сидячие места против движения поезда. Кстати,согласно статистике, поезда в 45 раз безопаснее автомобилей
Максимальная скорость на рельсовом пути зафиксирована на отметке 9851 км/ч! Именно такую скорость развила во время эксперимента платформа с ракетным двигателем в штате Нью-Мексико (США)
Для всего человечества поезда уже стали более чем привычным видом транспорта. Однако мир вагонов и железнодорожных путей совсем не прост. В этом материале мы расскажем о некоторых интересных фактах, связанных с этим средством передвижения: от исторических до смешных.
- Железная дорога соединяет между собой города, страны, а иногда и целые части света! Такой дорогой является Транссибирская железнодорожная магистраль. Ее длина составляет около 9300 км.
- В коллекции яиц Фаберже есть и экземпляр, изображающий Транссибирскую магистраль. В яйцо помещена заводная модель императорского поезда, выполненного из золота и платины.
- Как и в Бологом, где, по легенде, питерский поребрик переходит в московский бордюр, у Транссибирской магистрали есть своя середина – это станция «Половина». Исторически Транссибирская магистраль шла от Владивостока до Миасса, и «Половина» делила напополам этот путь.
- Первой железнодорожной магистралью стала дорога между Москвой и Петербургом. В год смерти Николая I, при котором началось строительство, она была названа Николаевской. Первые трое суток путешествие по Николаевской железной дороге было бесплатным, так как никто не хотел ехать на незнакомой «страшной штуке».
- Первый в нашей стране поезд с холодильной установкой проектировался и создавался специально для транспортировки к царскому столу свежих устриц из Севастополя.
- Во Франции на протяжении уже ста лет существует закон, запрещающий поцелуи на вокзалах. Причиной для выхода такого правила стали частые задержки поезда из-за трогательных прощаний пассажиров и провожающих.
В России пока ограничиваются простыми предупреждениями – в одном из аэропортов можно увидеть плакат со словами: «Просим пассажиров начать целоваться прямо сейчас, чтобы самолет вылетел вовремя».
- Знаете, в чем сходство скрипача и путевого обходчика? Им обоим нужен абсолютный слух. Работнику железной дороги он требуется для того, чтобы определять наличие неисправностей в колесах. А ведь многие думали, что с этой работой справится любой человек – ходи и стучи в свое удовольствие.
- В нашей относительно равнинной стране нет проблемы со строительством высокогорных путей. А вот в Перу пути проходят высоко в горах – на высоте 3 км от уровня моря. Пассажирам на этом участке предлагают кислородные подушки.
- Все фирменные поезда в России имеют свое имя, написанное на борту вагона. Но у некоторых составов есть и имена, данные им пассажирами. Таким, например, является поезд «Ростов – Одесса». Его прозвали «Папа – Мама».
- Австралийская железная дорога , проходящая по пустынной равнине, занесена в книгу рекордов Гиннесса. На ее участке в 500 км нет ни одного поворота.
- Памятник собаке, на протяжении девяти лет ждавшей возвращения уехавшего на поезде хозяина, стоит на станции Сибуя в Японии. Эта история стала самой известной иллюстрацией собачьей преданности и верности.
- На первом построенном между Ливерпулем и Манчестером участке дороги англичане решили провести состязание между пятью паровозами. Однако непосредственно перед гонкой пятый участник был отстранен от соревнования с формулировкой «из-за устаревшего двигателя». Под обшивкой паровоза были спрятаны настоящие лошади.
- Машинист поезда «Ахваз – Тегеран» был сурово наказан за движение во время намаза (молитвы). Дело в том, что во время совершения обряда мусульманин должен быть повернут строго в сторону Мекки, и при каждом повороте поезда пассажирам приходилось вертеться на месте.
- Специалисты по безопасности советуют приобретать билеты на сидячие места в центре и избегать первых и последних вагонов, на случай аварии. В целом же, безопасность поезда оценивается в 45 раз выше автомобиля.
- Говорят, что однажды произошел случай столкновения совершенно разных видов транспорта – поезда и парохода. Озеро Огайо в США вышло из берегов и затопило железнодорожные пути метровым слоем воды. Машинист принял решение продолжать путь по затопленному пути, но столкнулся с пароходом. Очевидно, к такому повороту ни жизнь, ни учеба этих водителей не готовили.
Людей во все времена завораживали поезда. А некоторым они давали повод для творчества. Братья Люмьер в качестве объекта для своего первого фильма выбрали паровоз. Как мы помним, фильм назывался «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и поверг зрителей в ужас своей реалистичностью.
На создание такого масштабного проекта, как железные дороги, было затрачено много сил, времени и денежных средств. Порой, великие гении-конструкторы доходили до безумных решений и создавали нелепые ситуации. Курьезные случаи стали нередкими в данной реформаторской деятельности. А также с развитием скоростного транспорта, тема поездов и дальних поездок стала очень часто упоминаться в искусстве- музыке, кинофильмах, театральных постановках; и даже в политике. Вот самые интересные факты и упоминания о железных дорогах:
1) Кто проживает на дне океана?
В 1896 году между английскими городами Брайтон и Роттингдин начало курсировать необычное транспортное средство под названием Daddy Long Legs - помесь трамвая и парома. Прокладка железной дороги по суше на этом маршруте требовала множества инженерных конструкций, и инженер Магнус Волк предложил проложить рельсы прямо по дну моря - общая длина пути составила 4,5 км. Платформа с пассажирами возвышалась над рельсами на четырёх опорах длиной по 7 метров и имело флаг, спасательную шлюпку и другие морские атрибуты, так как формально считалась судном. Сообщение было отменено в 1901 году, когда около Брайтона решили поставить новые волноломы, а перенос пути сочли слишком затратным.
2) Когда и где неуправляемый поезд проехал более 100 км, разогнавшись до скорости 76 км/ч?
15 мая 2001 года в штате Огайо, США, железнодорожная бригада перетаскивала состав из 47 вагонов с одного пути на другой. Из-за технической ошибки никем не управляемый поезд под названием CSX 8888 набрал ход и отправился в самостоятельное путешествие, в ходе которого разгонялся до скорости 76 км/ч. Проехав более 100 км, состав был остановлен машинистом догнавшего его тепловоза, который сцепился с последним вагоном и применил реостатное торможение.
3) Какой механизм получил название от фамилии изобретателя прототипа велосипеда?
Прототип велосипеда сконструировал и запатентовал немецкий барон Карл фон Дрез в 1818 году. У этого механизма была деревянная рама, металлические колёса и руль, но не было педалей - чтобы он двигался, нужно было отталкиваться ногами от земли. Фамилия изобретателя в названии велосипеда не закрепилась, зато дала название дрезине - устройству для передвижения по рельсам с механической тягой.
4) Каким образом горбачёвская антиалкогольная кампания повлияла на тексты песен «Машины времени»?
Во время горбачёвской антиалкогольной кампании цензуре подверглись многие произведения искусства. Например, Андрей Макаревич изменил текст в песне «Разговор в поезде»: после строки «Вагонные споры - последнее дело» вместо «когда больше нечего пить» он стал петь «и каши из них не сварить».
5) Что главным образом обусловило переход на систему часовых поясов в 19 веке?
До 19 века не было никакого деления на часовые пояса, везде определяли время по Солнцу. Необходимости во временных зонах не было, так как не было скоростного транспорта. Унификацию обусловило развитие железных дорог в Англии, потому что из-за различий во времени в каждом городе было очень трудно составить нормальное расписание. Именно железнодорожные компании добились того, чтобы на всей территории страны был один часовой пояс по Гринвичу. А затем постепенно система часовых поясов начала распространяться по миру.
6) Кто стал жертвой убийцы, брат которого ранее спас жизнь сыну убитого?
Президент США Авраам Линкольн был убит в театре Джоном Бутом в 1865 году. Незадолго до этого по случайному совпадению брат последнего, Эдвин Бут, спас на железнодорожной платформе жизнь сына президента - Роберта Линкольна.
7) Где произошла железнодорожная катастрофа, причиной которой стал языковой барьер?
В 2001 году в Бельгии произошла железнодорожная катастрофа, в которой в результате лобового столкновения поездов погибли 8 человек, включая обоих машинистов. В ряду других аварий эта уникальна тем, что её главной причиной стал языковой барьер. Когда машинист первого поезда выехал со станции несмотря на красный свет семафора, диспетчер позвонил на следующую станцию, чтобы предупредить об этом. Однако диспетчеры не поняли друг друга, так как один говорил на французском, а другой на голландском. Оба этих языка являются государственными в Бельгии, и по правилам железнодорожной компании персонал должен знать хотя бы один из них.
8) Какую аварию устроили американцы в 1896 году для развлечения публики?
В 1896 году одна из американских железнодорожных компаний устроила шоу - преднамеренное столкновение двух поездов на полном ходу. На «спектакль» было продано 40 000 билетов, а для купивших билеты зрителей был построен временный городок. Однако инженеры неправильно рассчитали силу взрыва, и толпа не была отведена на достаточно безопасное расстояние, в результате чего три человека погибли и ещё несколько пострадали.
9) Что представляли собой военные бронедрезины?
Известно, что в войнах 19 века, Первой и Второй мировой войнах многие страны использовали бронепоезда. Однако кроме этого пытались вести бой и с помощью отдельных боевых единиц - бронедрезин. Это были почти что танки, но ограниченные в движении только рельсами.
10) Серия Ы?
С 1910 по 1920 год в России серийно выпускались грузовые паровозы серии Ы.
11) Почему прямая железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом имела в одном месте криволинейный изгиб?
Октябрьская железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, сейчас является совокупностью прямых линий, хотя раньше существовал небольшой криволинейный изгиб между Окуловкой и Малой Вишерой. Существует легенда, что при проектировании дороги император Николай I лично начертил прямую линию между двумя столицами, а изгиб возник из-за того, что карандаш обогнул приложенный к линейке палец.
На самом деле в том месте был перепад высот, что затрудняло движение составов, движимых маломощными паровозами. Для того, чтобы не вцеплять дополнительный локомотив, и был создан объезд.
12) Кто и где сумел выжить и не стать инвалидом после того, как его мозг пронзил железный лом?
В 1848 году американский железнодорожный рабочий Финеас Гейдж получил производственную травму - металлический прут пронзил лобные доли его мозга, войдя через левую щеку и выйдя около темени. Меньше чем через час Гейдж пришёл в себя, а затем пошёл в больницу и по дороге спокойно и невозмутимо рассуждал о дыре в своей голове. В ране развилась инфекция, но рабочий выздоровел и прожил ещё 12 лет. У него не нарушились память, речь, восприятие, только изменился характер - он стал более раздражительным и потерял склонность к труду.
13) Какой миф советских времён про фильм «Прибытие поезда» жив до сих пор?
Вопреки расхожему мнению (которое попало даже в советский учебник по истории зарубежного кино), фильм «Прибытие поезда» не показывался на знаменитом первом платном киносеансе в Париже в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок.
14) Как назвали город, где Анна Каренина бросилась под поезд?
В романе Льва Толстого Анна Каренина бросилась под поезд на подмосковной станции Обираловка. В советское время этот посёлок стал городом и был переименован в Железнодорожный.
15) Кто изобрёл азбуку Морзе?
Азбуку Морзе в привычном нам виде изобрёл не Морзе, а немецкий инженер Герке. Оригинальная азбука Морзе была неудобной, хотя и использовалась на некоторых американских железных дорогах вплоть до 1960-х годов.
16) У кого больше?
Интересный факт, что колея железной дороге в России больше чем в Европе на 8 сантиметров. Существует былина, что когда русские инженеры пришли к царю и спросили, какой ширины делать колею, такой же как в Европе или больше, то он ответил: нах… й больше. Вот они и сделали колею ровно на столько шире. Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза.
17) Чей стандарт?
Железнодорожная колея точно соответствует расстоянию между колесами древнеримских колесниц, с которыми римляне совершали завоевательные походы по территориям современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам, этот стандарт был учтен и при строительстве железных дорог.
18) Почтовые поезда под конвоем
В первое время существования Николаевской железной дороги почта особенно бдительно охранялась на всем пути следования. С этой целью почтовые поезда отправлялись под конвоем конных жандармов, скакавших во весь дух вдоль железной дороги.
19) Спасательные скамьи
Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах устанавливались в передней части состава, были снабжены жесткими скамьями, но… не имели крыши, и поэтому пассажиры чаще ездили под скамьями, где они спасались от искр, снопами вылетавших из паровозной трубы, и холода.
20) Парадоксальная любовь
Самым парадоксальным является тот факт, что при небольшой протяженности российских железных дорог (всего 7 процентов от общей цифры ж/д мира), на долю РФ приходится около 35 процентов от мирового объема железнодорожных грузоперевозок. Объясняются эти цифры необычной популярностью железных дорог среди российских бизнесменов, причем предпочтение данному виду транспорта отдают как владельцы крупных предприятий, так и индивидуальные предприниматели, нуждающиеся в перевозке небольших партий груза.
Причину такой любви русского народа, да и всего бывшего СССР, к железным дорогам объяснить легко, если вспомнить, хотя бы, тот факт, что данный вид транспорта считается самым безопасным. Пусть скорость доставки оставляет желать лучшего, зато всегда можно быть уверенным, что груз прибудет к месту назначения в целости и сохранности. Ведь по статистике, аварии на железной дороге случаются в десятки раз реже, чем на автотрассах, а в каждом выпуске новостей уже привычным явлением стали сообщения об очередной авиакатастрофе. Высокий уровень безопасности особенно важен при транспортировке ценных и хрупких продуктов, а такая продукция составляет сегодня немалую часть в общем потоке грузов. Пока самолеты падают, а дороги, как известно, продолжают оставаться одной из главных проблем СНГ, поезда будут занимать лидирующую позицию на рынке грузоперевозок. Не секрет, что в отдаленных уголках наших стран многие дороги в весенне-осенний период приходят просто в непроходимое состояние, поэтому доставка поездами остается вообще единственно возможным вариантом.
Немаловажным фактором в пользу выбора железнодорожных грузоперевозок является и их сравнительно невысокая стоимость. Более выгодного транспорта для перевозки леса и строительных материалов просто не найти. Ограничения по видам груза тоже отсутствуют – сыпучие, наливные, летучие и продовольственные – возможна транспортировка муки и цемента, угля и спирта. Все что нужно сделать владельцу груза - выбрать подходящий контейнер (вагон, полувагон, платформу, цистерну, рефрижератор).
Но при всей экономической привлекательности и надежности у железнодорожных грузоперевозок есть ряд минусов.
Во-первых, в малых городах попросту отсутствуют железнодорожные станции, поэтому приходиться все-таки воспользоваться автомобильным транспортом для доставки груза до места назначения. Во-вторых, существует целый ряд трудностей, связанных с различными требованиями к технологии транспортировки в разных странах. Поэтому международные грузоперевозки требуют знания множества нюансов и способности налаживать дружественные внешнеэкономические отношения.
Сегодня транспортные компании, с целью обеспечить максимальный комфорт заказчику и получателю груза, разрабатывают логистическую схему для каждого отдельно взятого груза, согласовывают особенности и условия транспортировки, исходя из характеристик продукции, и предоставляют четкую информацию о следовании поезда и времени его прибытия на станцию.
21) Первый механический (не на ручной либо лошадиной тяге) лифт с приводом от паровой машины, называвшийся «вертикальной железной дорогой», был установлен в США в 1850 году. К 1880-м годам этим типом лифтов были оборудованы крупные гостиницы и богатые здания в США и Европе.
22) «Подпольной железной дорогой» в США в 1850-х годах называли тайную организацию аболиционистов (общественное движение, добивающееся отмены рабства), переправлявшую беглых негров с Юга на Север.
1.
Самой высокогорной в мире железной дорогой является Цинхай-Тибетская, высота подъема которой 5 километров. По этой железной дороге ездит поезд из индивидуально разработанными вагонами, специфика которых осуществляется в подаче кислорода, и кроме этого в каждого пассажира имеется в индивидуальном использовании кислородной маской.
2. В Таиланде есть интересное место где жд шпалы с рельсами проложены по середине местного рынка, проезжает поезд каждый день. Перед его проездом подается предупредительный громкий сигнал сирены, после чего продавцы в спешке убирают свой товар и навесы с проездной части поезда, а после проезда поезда в таком же быстром ритме ставят обратно навесы и свой товар, после чего торговля продолжается в спокойном ритме. А вот некоторые овощи и фрукты так и лежат в то время когда проезжает поезд, так как те что возле проездной части не мешают проезду поезда и он их совсем не задевает.
3. В Японии есть одна интересная станция по имени Сибуя, на которой был установлен памятник самому верному другу собаке. Этот верный пес ждал своего хозяина 10 лет, который однажды сел на поезд и уехав на нем, больше не вернулся. Таким образом появился на станции Сибуя памятник собаке за его преданную верность.
4. Есть легендарная железная дорога Австралии, которая без ежиного поворота с продолжительностью в 500 километров, а проложена она на пустынной равнине. Эта железная дорога занесена в книгу рекордов Гиннесса.
5. Первый поезд который едет без рельс был построен японской фирмой Тошиба. Скоростной поезд на магнитной подушке имеет способность разгоняться до скорости в 517 километров в час.
6. А вот максимальную скорость поезда который ездил по железной дороге было зафиксировано в США в штате Нью-Мексико, она достигла в 9851 километров в час. Это поезд имел экспериментальный ракетный двигатель.
7. В одно время по Швейцарии отправили Vip поезд, в котором собрались знатные из высшего общества Швейцарии. По торжественному случает в составе этого поезда присутствовали лишь вагоны рестораны. Самое досадное в этих вагонах было то что организаторы забыли о туалетах. Подъехав поезд к конечной своей станции, где собралось не мало людей их встречать, встречавшие были ошеломлены тем что увидели, тем как почетные пассажиры, после остановки очень стремительно ринулись их всех дверей вагонов.
Самая первая железная дорога в мире, предназначенная для использования паровых двигателей, соединила угольные шахты, расположенные неподалёку от английского населённого пункта Шилдон, с городами Стоктон-на-Тисе и Дарлингтон. Её официальное открытие состоялось в 1825 году. Экономический смысл этого проекта заключался в оперативной доставке угля из шахт в порт для погрузки на морские корабли. Перевозки по первой железной дороге в мире быстро превратились в весьма прибыльный бизнес. Коммерческая выгода стала причиной постройки дополнительной линии до порта Мидлсбро. На ранних этапах эксплуатации первой в мире железной дороги составы с углём приводились в движение паровыми локомотивами, а пассажирские вагоны тянули лошади.
Предыстория
Подземные шахты в окрестностях Шилдона существовали с давних времён. До появления первой в мире железной дороги уголь вывозили на телегах. В самом начале 19-го столетия возник проект постройки канала, который мог стать решением транспортной проблемы, но воплотить этот замысел не удалось. Основным препятствием стало несогласие Джона Скотта, пэра Англии и второго графа Элдона. В соответствии с составленным инженерами планом, канал предполагалось провести через его земельные владения.
Зарождение идеи
Проект строительства первой железной дороги в мире был представлен британскому парламенту для утверждения в 1821 году. Основным инвестором стал коммерсант Эдвард Пиз, вложивший в это предприятие огромную по тем временам сумму в семь тысяч фунтов стерлингов. Будучи самым крупным акционером, он оказывал существенное влияние на процесс сооружения первой в мире железной дороги. Проект получил одобрение парламента и короля, однако в тексте официального разрешения на строительство отсутствовало упоминание использования паровых локомотивов.
Джордж Стефенсон
Главный инвестор и вдохновитель проекта первой в мире железной дороги стремился найти наиболее компетентного специалиста, способного воплотить в жизнь передовые для начала 19 века технологии. Он остановил свой выбор на Джордже Стефенсоне, талантливом инженере, уже имевшем опыт конструирования паровых двигателей. Для руководства проектом создали особый комитет, члены которого были назначены собранием акционеров. Основные инвесторы предприятия принадлежали к христианскому протестантскому движению квакеров. В их число входил и Эдвард Пиз, которого впоследствии назвали "отцом первой в мире железной дороги". Из-за конфессиональной принадлежности авторов проекта рельсовый путь Стоктон-Дарлингтон также известен как "квакерская линия".
Джорджу Стефенсону помогал в работе над составлением планов его сын Роберт. Инженер внёс ряд предложений, призванных способствовать реализации задачи, довольно сложной по меркам той эпохи. Например, он рекомендовал использовать для изготовления рельс ковкий сорт железа. В 1822 году собрание акционеров официально назначило Стефенсона главным инженером. В соответствии с окончательным вариантом проекта, протяжённость первой в мире железной дороги должна была составить около 40 километров. Расстояние между рельсами - четыре фута и восемь дюймов (1,42 метра). Стефенсон активно выступал за эксплуатацию паровых локомотивов и сумел убедить акционеров в перспективности этой идеи. В 1823 году британский парламент дал специальное разрешение на использование "самоходных машин".
Открытие
Эдвард Пиз и Джордж Стефенсон вместе основали первый в истории завод по строительству локомотивов. Он располагался в городе Ньюкасле. 16 сентября 1825 года первый локомотив с паровым двигателем покинул стены завода. Вскоре он был представлен широкой публике.
Стоимость создания первой железной дороги в мире сильно превысила изначальные расчёты. Компания была вынуждена взять краткосрочный кредит на 60 тысяч фунтов стерлингов. Акционеры надеялись на то, что проект в скором времени начнёт приносить прибыль, которая даст возможность вернуть огромный долг. Первая железная дорога в мире была построена в 1825 году. Её официальное открытие состоялось 27 сентября. Локомотив, тянувший за собой 21 вагон, отправился в путь около 7 часов утра. Впереди поезда скакал всадник с флагом. В оборудованном сиденьями составе находилось от 450 до 600 пассажиров. На некоторых участках пути поезд развивал скорость до 24 километров в час.
Первое испытание не обошлось без технических неполадок. Поезд сделал вынужденную остановку продолжительностью в 20 минут из-за того, что у вагона, в котором ехали представители компании и инженеры, отвалилось колесо. Ещё полчаса пришлось потратить на ремонт парового локомотива. Поезд преодолел расстояние в 14 километров и был встречен восторженной толпой в 10 тысяч человек в Дарлингтоне. Это путешествие в общей сложности заняло два часа. Владельцы предприятия сочли открытие удачным и организовали праздничный банкет.
Эксплуатация на ранних этапах
Когда появилась первая железная дорога в мире, финансовая ситуация компании, которая её построила, оставляла желать лучшего. Предприятие находилось под бременем долгов и не могло привлечь новых кредитов. Начало функционирования дороги стало ключом к решению финансовых проблем. К 1827 году компания выплатила долги. Курс её акций быстро поднялся со 120 до 160 фунтов стерлингов. Компания начала получать прибыль, которую можно было инвестировать в развитие первой в мире железной дороги.
На ранних этапах рельсовый путь использовался исключительно для транспортировки угля. За первые три месяца эксплуатации объём перевозок составил 10 тысяч тонн. Применение паровых двигателей увеличило количество поставляемого угля и спровоцировало значительное падение его рыночной цены. В скором времени объём перевозок достиг 52 тысяч тонн в год.
Рентабельность
Первые локомотивы не отличались надёжностью. Источником проблем часто становились их чугунные колёса. Регулярный ремонт отнимал много времени и требовал дополнительных финансовых расходов. В ранний период паровые локомотивы были менее выгодны в экономическом смысле, чем лошади. Однако по мере решения технических проблем их рентабельность повысилась. В 1828 году собранию акционеров был представлен доклад, в котором утверждалось, что применение паровых двигателей уменьшает расходы на транспортировку в два раза. Однако часть пассажирских поездов по-прежнему использовала конную тягу.
Основание Мидлсбро
Бизнес по перевозке угля, ставший главным источником прибыли железнодорожной компании, нуждался в дальнейшем развитии и расширении. Порт Стоктона не мог вместить достаточное количество кораблей. Один из инженеров компании предложил построить новую ветку до Мидлсбро. Этот план получил одобрение со стороны Джорджа Стефенсона и собрания акционеров. Глубоководный порт Мидлсбро мог значительно ускорить процесс доставки угля. До появления железнодорожной ветки в этой местности находилось только несколько жилых домов. Превращение Мидлсбро в важный транспортный узел стало причиной возникновения города. В настоящее время его население насчитывает 174 тысячи человек.
Усовершенствования
Железная дорога постоянно модернизировалась. В 1832 году были построены вторые пути. Примерно в то же время прекратилось использование конной тяги для пассажирских составов. Паровые локомотивы заменили лошадей. Было введено расписание движения поездов и сигнализация, впоследствии ставшая общепринятой на всех железных дорогах Великобритании. Постепенно возрастала мощность локомотивов. В 1839 году средняя скорость пассажирских поездов составила 35 километров в час. Количество рейсов между Стоктоном и Дарлингтоном достигло шести в сутки. Ежегодно услугами железной дороги в среднем пользовались 200 тысяч пассажиров. Началось разделение вагонов на три класса, в зависимости от которых устанавливалась стоимость проезда. В 1863 году линия Стоктон-Дарлингтон стала частью Северо-восточной железной дороги Великобритании.