Пещерный город тепе кермен как добраться. Тепе-кермен - гора и пещерный город. Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"
Обновлено 02/04/2019
Пещерный город Тепе-Кермен в Крыма одна из самых популярных достопримечательностей полуострова. Сюда приезжают не только из близлежащих курортов, но и издалека.
История крепости на холме
Пещерный город Тепе-Кермен – одна из самых известных достопримечательностей Крыма . Она находится между поселками Кудрино и Машино, на расстоянии 7 километров от Бахчисарая – в долине реки Кача. Древнее городище расположено на горе Тепе-Кермен, которая возвышается над речной долиной на 300 метров. По форме гора очень похожа на пирамиды майя (фото к статье взяты с commons.wikimedia.org).
Пещерный город, бывший некогда большим и развитым населенным пунктом Тавриды, окутан тайнами и легендами. Он входит в число главных крымских достопримечательностей-загадок . Недалеко от этого поселения находятся другие пещерные города Бахчисарая. Больше нигде на полуострове Крым нет такого количества древних историко-археологических памятников. Каждый год руины Тепе-Кермен и остальных бахчисарайских городищ посещают тысячи туристов.
«Тепе-Кермен» в переводе на русский язык означает «Крепость на холме». Ее история берет начало в конце V – начале VI вв. нашей эры. Именно в этот период на Крымском полуострове начинают массово возникать пещерные поселения, в которых можно было укрыться от набегов кочевых племен. Часть историков склоняется к мысли, что пещерные крымские города были основаны в период правления Юстиниана Первого – императора Византии, решившего таким способом дополнительно обезопасить подступы к Херсонесу.
Время расцвета города-крепости пришлось на XII – XIII века. В тот период ее активно застраивали. В Тепе-Кермен появилось множество жилых и хозяйственных построек, были усилены и оборонительные укрепления. Фундаменты многих непещерных сооружений сохранились до настоящего времени. До конца XIII столетия Крепость на холме входила в число процветающих пещерных городищ Средневековой Тавриды.
Но 1299 год стал переломным в истории города. Большинство историков и ученых-археологов убеждены в том, что Тепе-Кермен прекратил свое существование в результате нашествия татарских полчищ под предводительством хана Ногая. Татары попросту уничтожили все население после захвата города, и восстанавливать его было некому.
Тепе-Кермен в наши дни
Историко-археологический комплекс «Крепость на холме» занимает территорию больше гектара. Природные и рукотворные пещеры расположены в шесть ярусов – на высоте от 1 до 5 метров. Они имеют различную форму – квадратную, прямоугольную, овальную и круглую. Несколько столетий назад в пещерах находились жилища, храмы, ремесленные мастерские, хозяйственные и складские помещения. Самые большие пещеры состоят из нескольких «комнат». Бродить по территории древнего города можно очень долго.
Всем экскурсантам обязательно стоит побывать в пещерном храме постройки 11 века, находящемся в западном районе городища – на вершине холма. Эта культовая достопримечательность уникальна – ничего подобного среди сакральных памятников Крыма, вырубленных в скалах, нет. Храм с баптистерием интересен прежде всего своей архитектоникой, нехарактерной для 11 века. Его алтарь смещен внутрь, а неф расположен поперек. Это не единственная, но самая знаменитая церковь Тепе-Кермен.
Все экскурсии традиционно завершаются восхождением на вершину Крепости на холме, где можно увидеть громадный камень, стоящий в одиночестве на краю крутого обрыва. Когда-то эта монолитная глыба была частью большого здания. В одном из преданий пещерного города говорится, что именно в этот камень переселилась душа последнего градоначальника, не пожелавшая покидать Тепе-Кермен.
После прогулки по многочисленным пещерам этой достопримечательности Бахчисарая возникает ощущение сопричастности к многовековой истории городища, созданного нашими далекими предками, которые жили, трудились, сражались с врагами и умирали на этой земле. С горной вершины открывается потрясающий панорамный вид на долины и другие горы, склоны которых покрыты зелеными лесами.
Полезная для посещения информация
Тепе-Кермен на карте
Как добраться до пещерного города
Проще всего до пещерного города Тепе-Кермен добраться на машине – собственной, если вы приехали в Крым на ней, или арендованной. Дорога из Бахчисарая займет около 20 минут . Маршрут из Бахчисарая и любого другого населенного пункта полуострова можно проложить прямо на карте, расположенной выше. Например, из Ялты, где советую покорить , на машине ехать около часа.
Тем, кто захочет арендовать машину заранее и при этом уже на этапе заказа желает знать какой железный конь ему достанется, я рекомендую . Большой плюс этого агрегатора в том, что при поиске сразу видны год выпуска, модель и комплектация машины. Кот в мешке вам точно не достанется.
Цены на аренду вполне конкурентноспособны , тем более, что компания сотрудничает с местными прокатными конторами, которые в отличие от международных обычно отличаются более вкусными ценами. Также запомните такой момент: при заказе автомобиля цена на сайте будет такой же, как если бы вы заказывали ее непосредственно в прокатной конторе.
Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .
Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking
Городище Тепе-Кермен (Крепость на горе) расположено в долине реки Качи, в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Поселение находится на отдельно стоящем останце площадью 1 га, на высоте 544 м над уровнем моря. Над Качинской долиной плато возвышается на 225 м, сбегая в нее мергелевыми осыпями, а высота вертикальных обрывов -- 10-12 м. Подъем на плато только с северо-восточной стороны.
Как добраться
Городище Тепе-Кермен относится к Качинской группе "пещерных городов". Тепе-Кермен находится в Качинской долине, примерно в 5 км от Бахчисарая.
Из Симферополя
Если вы начинаете свое путешествие в Симферополе, то вначале необходимо добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или на электричке Симферополь-Севастополь.
Из Севастополя
Если вы начинаете путешествие в севастополе, то так же необходимо вначале добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или же на электричке Севастополь-Симферополь.
Далее необходимо доехать на маршрутном автобусе от железнодорожного вокзала до конечной остановки "Староселье". И пешком необходимо добраться до Чуфут-Кале (см. Как добраться до Чуфут-Кале). Далее необходимо выйти на восточные окраины городища Чуфут-Кале, за ворота Биюк-Капу (Восточные ворота). За этими воротами вы сразу увидите грунтовую дорогу в восточном направлении. По ней и необходимо идти. Пройдя путь менее 1.5 км от грунтовой дороги будет ответвляться тропа влево (перед этой тропой вы должны увидеть указатель в виде камней, выложенных в форме стрелки и слова ТЕПЕ-КЕРМЕН). По этой тропе и следует продлжать свой путь. Она спускается с плато Чуфут-Кале в балку. Пройдя около 1 км по лесной балке вдоль плато Чуфут-Кале, вы окажетесь в сосняке. Чуть левее оборудованная туристическая стоянка "Сарабей". Здесть, при желании, можно переночевать.
Сразу за стоянкой высится плато Тепе-Кермен в виде усеченного конуса. Вы стоите с северо-восточной стороны палто.
Выйдя из соснового леса, вы увидите тропу на плато. Она довольно крута и, преодолев, последние экстремальные участки оказываетесь перед восточными пещерами. Далее нужно двигаться вправо и вверх. Тропинка выведет к остаткам вырубленной в скале лестницы с сильно разрешенными стпупенями. По ним необходимо подняться на плато.
Так же есть и другой вариант:
Необходимо от автовокзала в Бахчисарае сесть на рейсовый автобус Бахчисарай-Синапное. Дорога предстоит по живописной Качинской долине. Вначале, за селом Предущельное, вы минуете стоянку древнего человека - Качинский навес, затем знвменитый своими наскальными рисунками навес Таш-Аир. Далее последует Качи-Кальонский известняковый массив в виде носа гигантского корабля, устремленного вниз по течению реки Качи. В его борту, подобно иллюминаторам, зияют ряды пещер, вырубленных человеческой рукой. На носу "корабля" хорошо виден огромный крест, образовавшийся в результате природных явлений. Минуя монастырь Качи-Кальон, перед взором предстает горный массив, словно огромная неприступная стена. Это гора Кыз-Кермен (Девичья крепость). На плато Кыз-кермен и находится одноименное городище. Сразу за Кыз-Кермен вы увидите гору-останец в виде усеченного конуса - это и есть цель нашего путешествия - Тепе-Кермен. Выйти необходимо на остановке Кудрино. Пройдя поле, вы окажетесь в сосновом лесу, где расположена т/с "Сарабей". Далее за небольшой поляной есть тропа на плато. По ней и необходимо подниматься.
План городища. Достопримечательности
Тепе-Кермен - церкви городища
Особенностью Тепе-кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250.
Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.
Среди пещер Тепе-кермена особый интерес вызывают две церкви. Одна - "церковь с ризницей" (данные названия пещерных церквей в научный оборот введены Н. Боровко (1913) находится в северо-западном обрыве городища. Попасть в нее можно не поднимаясь на плато. Вторая, "церковь с баптистерием", расположена на самом плато, на его северо-восточном краю.
Непосредственная близость Тепе-кермена от Бахчисарая и обилие искусственных пещер уже с начала XIX в. сделали его одним из наиболее популярных объектов посещения. Отметим самые интересные сообщения о церквах городища, встречающиеся в литературе.
П. Сумароков в начале XIX в. составил первое небольшое описание "церкви с баптистерием" и опубликовал ее глазомерный план.
Краткие сведения о церкви встречаются в "Крымском сборнике" П. Кеппена. Интересно замечание ученого: "Каких трудов стоило изсечь этот дом божий? Каким терпением должны были обладать те, которые оставив по себе этот памятник сами погружены в мрак забвения".
Оставил нам описание и рисунки церкви Дюбуа де Монпере. Упоминает о ней В.Кондараки.
Подробные сведения и рисунки церкви опубликовал Г. Караулов. Автор датировал ее первыми веками христианства. В обзоре Караулова обращают на себя следующие моменты: а) он видел обломки обрушившихся колонн от алтаря; б) не находил следов стенной живописи. Описание и планы церкви можно найти и в работах Д. Струкова, А.Попова, Е.Маркова.
В 1890г. житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил храм от мусора, проделал в нем окна и двери, пригласил священника и отслужил молебен. Он же заметил замазанную известью надпись на стене напротив входа, скопировал ее и передал в Одесское общество истории древностей. В. Латышев опубликовал следующий перевод: "Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила...". Полностью текст восстановить не удалось, не было сделано и точной копии, поэтому ученый не счел возможным ее датировать.
В.Юргевич и А.Попандопуло-Керамевс на основании этой же копии, по палеографическим данным, все же попытались установить хронологию надписи, но их мнения разошлись: первый считал ее позднейшей, а второй счел возможным отнести к IX- Х вв.
Первое подробное и полное описание всех пещерных церквей городища выполнил Н. Боровко в статье "Тепе-кермен" (1913). Он собрал все известные ему сведения, выполнил точные замеры, скопировал греческую надпись в апсиде "церкви с ризницей".
В 1927 г. краткий обзор пещерных церквей Тепе-кермена был составлен И. Никольским. Касаясь "церкви с баптистерием", он сообщал: "Справа от жертвенника, под известкой можно различить контуры Христа, изсеченного прямо на стене". Это кажется странным, так как ни в более ранних работах, ни в более поздних об этом не упоминается. Скорее всего, "изображение Христа" является не более чем плодом фантазии Н. Никольского. Подробные сведения о рассматриваемых памятниках можно найти в неопубликованной "Археологической карте..." Н. Репникова.
Касаясь упомянутой датировки надписи, предложенной Попандопуло-Керамевсом, он замечал: "Столь ранняя датировка по общему характеру пещерного храма, нам представляется невероятной".
В 1940г. церкви Тепе-кермена были обследованы П. Бабенчиковым. Интересным представляется следующий вывод: "... В старину вся восточная часть пещеры (церковь с баптистерием. - Ю. М.) до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение случайно хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной. В пользу моего предположения говорит и существование крупной и правильно четырехугольной формы вырубки в восточной стене, которую считают "сидением", но которую следует считать переделанным впоследствии престолом".
Интересно наблюдение П. Бабенчикова, касающееся аналогии с "храмом с крещальней" в Инкермане: при всех архитектурных различиях данных церквей исследователь обратил внимание на важное сходство - расположение в храмах баптистериев, которые в древности отделялись от церквей перегородкой, и крещален со ступенькой.
Относительно много места "церкви с баптистерием" уделил в своих работах А. Якобсон, датировавший ее VIII-IX вв., практически не приводя никаких аргументов, за исключением поперечного расположения нефа. Кроме указанных работ, пещерные церкви Тепе-кермена еще неоднократно упоминались в литературе, однако в основном в пей повторялись уже известные выводы Н. Боровко и А. Якобсона.
Подводя итог, можно отметить, что подземные храмы Тепе-кермена, несмотря на известность и популярность, изучены слабо. За исключением описаний, не был сделан архитектурный анализ, не приведены серьезные аргументы в пользу той или иной датировки.
Вероятно, первоначально в XI-XII вв. была вырублена "церковь с баптистерием", расположенная на плато, внутри крепостных стен, а остальные появились позднее, по мере роста поселения.
Очевидно, после прекращения жизни на Тепе-кермене в конце XIII-XIV вв. пещерные церкви в какой-то мере продолжают использоваться жителями соседних долин и отдельными отшельниками. В пользу этого говорит надгробная надпись монаха Николая, найденная здесь и датированная В. Латышевым XVI в.. Однако говорить о полнокровной жизни этих церквей в данное время не представляется возможным.
Ю.М.Могаричев
Тепе-Кермен - "Церковь с ризницей"
"Церковь с ризницей" имеет размеры 4,9 х 2,2 х 2,1 м. В плане это простой одноапсидный храм. Апсида подковообразная 1,85 х 1 х 2 м, в верхней части отделяется от наоса подпружной аркой. Внизу видны подрубки под установку алтарной преграды и, вероятно, более позднего иконостаса. В полу имеется квадратная вырубка для основания престола. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши - возможно жертвенник и диаконник. В конхе апсиды высечена четырехстрочная греческая надпись.
Наос прямоугольный, вдоль западной и южной стен, на высоте 0,43 м, устроена скамья. В южной стене (западная половина) вырублена могила 2,75 х 0,8 х 0,72 м. Над ней, на высоте 1,5м,- арочная ниша размерами 0,37 х 0,35 х 0,2 м. В восточной части южной стены вырублен проход в ризницу, скругленную в плане, размерами 2,1 х 2,3 х 1,7 м.
В северной стене к западу от входа, на высоте 0,85м - арочная ниша (0,17 х 0,3 х 0,2 м). К востоку от входа - еще одна, размерами 0,24 х 0,53 х 0,5м, сооруженная на высоте 0,9 м. Рядом с ней вырезаны два концентрических круга, внутри которых изображены крестообразно четыре спицы. В нижней половине круга видны (сохранились) четыре буквы древнееврейского алфавита, которые А. Гидалевич интерпретировал как фамилию "Бакши".
В полу церкви вырублены две могилы с заплечиками, размерами 2 х 0,57 х 0,5 м северная и 2,1 х 0,8 х 0,5 м - южная.
Обработка помещения - сглаженная Т.2. Вход в церковь - прямоугольный (1,36 х 1,58м). По его бокам видны подрубки для крепления дверей.
В архитектурном плане "церкви с ризницей" среди пещерных храмов трудно найти прямые аналогии. Наличие в западной части апсиды углублений (северная и южная стены) сближает ее с храмом Южного монастыря Мангупа и главной церковью Шулдана, ризницы - с малым храмом в районе подъемной дороги Эски-кермена. По внутренней обработке "церковь с ризницей" выглядит более новой по сравнению с "церковью с баптистерием".
Вполне возможно, что она появилась на последнем этапе жизни Тепе-кермена как придорожная церковь, расположенная у входа на городище. Отметим, что именно под ней проходила дорога, ведущая на плато Тепе-кермена.
Ю.М.Могаричев
Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"
"Церковь с баптистерием" (N 1). В плане помещение трапециевидной формы, размерами 10,5 х 4,5 х 2,6 м, потолок слегка покатый к западной стене. Функционально помещение делится на две части - собственно церковь и крещальню.
Храм, размерами 6,4 х 4,5 м, расположен в западной части. Его алтарь, вынесенный внутрь помещения, занимает северо-восточный угол и представляет собой отгороженное, высеченной в скале алтарной преградой квадратное помещение 2,7 х 2,7 м. Он поднят над наосом на 0,3 м. В него ведут два входа - царские врата (южный) шириной 0,5 м и боковой (западный) - 0,7 м.
Плиты алтарной преграды со стороны царских врат, толщиной 0,25 м, высотой царские врата.
Наос прямоугольной формы. Вдоль западной, южной и частично северной стен вырублена скамья шириной 0,25 м, высотой 0,35 м. В западной стене устроена гробница 2 х 0,65 м, а еще две, 1,75 х 0,65 м (восточная) и 1,9 х 0,75 (западная), вырублены в скамье южной стены. Над западной могилой южной стены процарапана упоминавшаяся восьмистрочная надпись. Еще одна могила вырублена в полу к югу от алтаря. Вход в церковь, шириной 0,8 м, вел с севера и находился в северозападном углу.
Крещальня, размерами 4 х 4,2 м, прямоугольной формы, расположена в восточной части помещения и возвышается над наосом на 0,15 м. Купель крестообразной формы (1,25 х 0,9 х 0,8 м) вырублена в юго-восточной половине. Над полом она возвышается на 0,35 м. В купель имеется спуск из двух ступеней, первая глубиной 0,3 м, вторая - 0,2 м. К западу от купели в полу вырублена могила, а еще одна - в северо-западном углу, рядом со стеной алтаря. Вдоль южной стены проходит скамья, над которой в стене находится ниша-гробница. Рядом с баптистерием в стене выемка четырехугольной формы 1,2 х 1 х 0,55 м. По бокам баптистерия - две ниши 0.25 х 0,3 м, над одной вырезана монограмма. С севера в помещение вел частично разрушенный вход шириной 1 м. К югу от него в западной стене устроена еще одна ниша 1,4 х 0,9 м.
К северу от церкви на краю плато в скале вырублено 9 гробниц и 5 усыпальниц. Могил, вероятно, было больше, однако территория перед входом в церковь частично засыпана землей.
"Церковь с баптистерием" является уникальным памятником. Во-первых, она имеет поперечное расположение нефа, во-вторых, вынесенный внутрь алтарь, в-третьих, баптистерий, и, наконец, в-четвертых, храмы с таким архитектурным решением среди скальных культовых сооружений Крыма больше не известны.
Наиболее близкая аналогия данному памятнику - комплекс "Судилище" (до расширения). Сходные черты проявляются: вынесенный внутрь алтарь, наличие горнего места, расположение алтаря в правом дальнем от входа углу. крещальня, отделенная от остального помещения стеной алтарной преграды. Последнее объясняет архитектурное решение алтаря.
Тепе-керменская церковь имеет общее и с "храмом с крещальней" в Инкермане, а именно: наличие баптистериев со ступенькой.
Датировка. Прямых хронологических признаков, позволяющих однозначно датировать церковь, нет. Надпись над могилой на южной стене также не содержит даты.
Датировка А.Якобсона VIII-IX вв. на основании поперечного расположения нефа не выдерживает критики. Как отмечалось, на Эски-кермене храмы с таким архитектурным решением датируются не ранее конца X в., подобные сооружения среди пещерных церквей Каппадокии существовали в X-XI вв. Казалось бы, датирующим элементом могут быть формы крестов на алтарной преграде, которые выглядят архаично, аналогии им есть на раннесредневековых алтарных преградах Херсона. Однако такие же кресты имеются на саркофаге XI в., на кивории, изображенном в миниатюрах кодекса бесед монаха Иакова XI в. и других поздних памятниках.
Декор, близкий орнаменту на капителях "церкви с баптистерием" имеется на капителях церкви Халас монастыря в Каппадокии, который датируется XI в.
Поэтому весь комплекс архитектурных особенностей церкви позволяет отнести ее ко времени не ранее XI в.
Важным в датировке данного памятника может стать анализ археологической ситуации на Тепе-кермене. Это один из наиболее слабо изученных "пещерных городов". Археологические исследования здесь проводил только Д. Талис в 1969-1972гг., который выяснил, что городище существовало с VI до конца XIII-XIV вв. Однако "весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически различных напластования, относящиеся ко времени после Х в.", а плотная застройка появляется только в XII-XIII вв.
Такая археологическая ситуация является отражением исторических процессов, протекавших в средневековой горной Таврике.
Тепе-кермен возникает, очевидно, в конце VI-VII вв. как крепость, построенная на границе византийских владений в Таврике. Вероятно, сооружение оборонительных стен имело место на одном хронологическом этапе со строительством обороны на Эски-кермене, Мангупе и Чуфут-кале. Очевидно, в раннем средневековье люди жили на Тепе-кермене в основном во время проникновения неприятеля в горный Юго-Западный Крым. Период VIII-IX вв. не нашел отражения в археологическом материале городища. Известно, что в это время жизнь сосредоточивалась в сельских поселениях, расположенных в долинах. В Х в. эти поселения погибают.
С XI в. ситуация меняется. Ослабление и гибель Хазарского каганата, вхождение Таврики вновь в сферу влияния Византии, развитие процессов феодализации приводит к складыванию городских центров. Вероятно, одним из них и был Тепе-кермен.
Надо думать, что именно с XI в. на поселении начинают сооружаться пещерные церкви. Кроме них, здесь известен один наземный храм - однонефная часовня с полукруглой апсидой, размерами 5,5 х 2,2 м, датированная Д. Талисом XI-XIII вв. Исходя из массивности стен, ученый считал ее частью какого-то большого комплекса, может быть крупной усадьбы.
Несомненно, что сооружение "церкви с баптистерием", на данный момент самого крупного из известных здесь культовых сооружений, было связано с началом застройки городища, так как только этим можно объяснить наличие баптистерия и обилие погребальных сооружений в церкви и ее округе. Последнее указывает и на относительно долгое функционирование храма.
Возможно, именно "церковь с баптистерием" была главным культовым сооружением Тепе-кермена.
Таким образом, все аргументы - архитектурные особенности, анализ археологической ситуации - позволяют отнести появление церкви к XI-XII вв.
Ю.М.Могаричев
Тепе-Кермен - другие церкви
"Церковь с ризницей", "церковь с баптистерием" - наиболее известные скальные культовые сооружения поселения. Однако, по нашему мнению, на городище могли быть и другие внутрискальные храмы. В историографии предпринимались попытки их выделить.
Одну церковь на юго-западном обрыве находил Н. Боровко, однако, в ходе размышлений, отказался от этой идеи. О каких-то пещерных церквах упоминается в путеводителе по Крыму М. Сосногоровой.
На наш взгляд, культовым является комплекс, расположенный к востоку от "церкви с ризницей". В настоящее время указанные помещения почти или полностью разрушены, в частности, сохранились только южная и западная стены. В южной стене видны две прямоугольные ниши, в одной из которых видны следы плохо сохранившейся греческой надписи. В полу вырублены четыре могилы. В южной стене вход в небольшое помещение, возможно ризницу, с обработкой Т.2.
Вполне возможно, что данная церковь являлась предшественницей "церкви с ризницей", а некоторое время могла составлять с ней культово-погребальный комплекс у входа на плато Тепе-кермена.
Ю.М.Могаричев
Окрестности
В селе Кудрине находится памятник архитектуры - остатки Архангельской церкви, 1328 г.
Пещерная крепость в окрестностях Бахчисарая, является памятником средневекового зодчества и градостроения.
Географические координаты Тепе-Кермен на карте Крыма GPS N 44.715895 E 33.931037
Сегодня Тепе-Кермен работает , как музей под открытым небом. Посещение.в летний период, платное. Цена билета для взрослых-100 руб.,для детей- 50 руб. Телефон для справок в Тепе-Кермен отсутствует.Консультацию можно получить только на входе у лесничего. Во время межсезонья вход бесплатный.
Как добраться до пещерного города Тепе-Кермен
Добраться до Тепе-Кермен можно от с Бахчисарая: выезжаете на ул. Строительную, по ней двигаетесь в сторону выезда из Бахчисарая, к поселку Предущельное, далее Баштановка, Машино и конечный пункт- Кудрино. В поселке Кудрино ищете туристическую стоянку. По трассе ее найти не составит труда. Расстояние от Бахчисарая до Тепе-Кермен 10,7 км. Если Вы хотите добираться не на своем транспорте,то с центра города до Кудрино ходит маршрутка и так же можно добраться на такси.
От туристической стоянки и начинается подъем по тропе к Тепе-Кермен. Время подъема в среднем 30-40 минут. Тропа промаркирована и сбится с нее, практически, не возможно. Также, с туристической стоянки Вам предложат подняться к Тепе-Кермен на внедорожнике. Цена от 500 до 1000 руб. в зависимости от времени года и загрузки автомобиля.
Второй вариант добраться до Тепе-Кермен- с Бахчисарая пешком. От Бахчисарая направляетесь в сторону Успенского монастыря, далее идете на подъем к крепости Чуфут-Кале, пересекаете Чуфут-Кале насквозь, выходите через Восточные ворота,идете по тропе около 4,5 км. и Вы также попадаете на туристическую стоянку и пункт пропуска (будка лесничего,который собирает деньги за вход).
История Тепе-Кермен
История Тепе-Кермен
берет свое начало с раскола Римской империи, с появления Византии. Северная граница Византии проходила по части Крымского полуострова, от Юга Крыма до территории будущего Бахчисарая. В 4-5 веках, именно на этих границах и начинают появлятся первые сторожевые посты, которые в 5-6 веках станут городами- крепостями: Чуфут-Кале, Тепе-Кермен и Эски-Кермен.
Поскольку крепость Тепе-Кермен, выполняла роль сторожевого поста на границе Византии, то город формировался как крепость по всем правилам того времени. Город находился в труднодоступном месте, в нашем случаи на одноименной горе Тепе-Кермен.Высота 246 м или 540 над уровнем моря. Также немаловажную роль играла не только высота горы но и ее неприступность.
С трех сторон имеет довольно крутой склон, забраться по которому не просто.Выполнить военные маневры или осаду- довольно затруднительно. Именно по этим причинам, небольшой форпост, становится крепостью уже к 6 веку, а позже начиная с 11 по 13 века превращается в большой город, по меркам того времени.
Пещерный город Тепе-Кермен расположен на плато одноименной горы. Площадь плато составляет 1,1 Га. Город выстроен в несколько ярусов.У самого подножья горы начинаются небольшие пещеры, которые раньше деревянными конструкциями соединялись со срединой горы. В средней части горы все пещеры были приспособлены для обороны города. В них располагались лучники и другие защитники города. Нижняя часть- служила, в основном. для подсобного хозяйства-помещения для скота и для запасов корма. А вот верхнее плато предназначалось для жилых помещения, небольших келий для монахов и непосредственно для храмов. Так,к примеру, на Северо-Востоке плато находится самый большой христианский храм 7-9 века нашей эры. По мнению археологов храм был основан, беглыми проповедниками из Римской империи, во времена иконоборчества в Риме. К сожалению более точной информации о храме не сохранилось, как впрочем, и название этого города.
Название Тепе-Кермен появилось в 16 веке и переводится из тюркского, как Крепость на вершине, а вот как называлось это место во времена Византии, историки пока не знают.
На территории Тепе-Кермен
, по данным на сегодняшний день, насчитывается около 246 построек. Но данная цифра очень образная, по причине того, что это местность хоть и известна с древних времен, но до сих пор является мало изучена. Известна приблизительная дата исчезновения города-1299 год, во времена набега Золотой Орды.Но это не подтверждено историческими фактами и не имеет под собой исторического обоснования.
Так.к примеру, немецкий ученый-археолог Иоганн Эрих Тунманн пишет, что на рубеже 16 века жизнь в Тепе-Кермен, практически. затихла. То есть,получается, что 300 лет истории города просто не известно.
Экскурсии на Тепе-Кермен.
Размышляя на тему того- стоит ли посещать Тепе-Кермен с экскурсоводом или самостоятельно, можно ответить так:смотря чего Вы ждете от похода в крепость. Если Вы хотите сделать хорошие снимки и прогуляться, то скорее всего брать экскурсию не стоит. С тропы Вы не собьетесь, все достопримечательности подписаны и имеют краткую историю на щитах возле значимых мест, и немаловажное- ваши затраты будут минимум 100 руб. за вход. Если захотите -1000 руб. за подъем на внедорожнике.Но зато Вы не будете ограничены временем на фото и прогулку.
Но если Вы решите выбрать вариант с экскурсоводом, то получите довольно качественный экскурс в историю, начиная с Византии до царства Феодора и опустошении этих земель, во времена Золотой Орды. Экскурсия в среднем длится от 1-2 часа, а объем информации получатся весьма обширный, и в большинстве случаев наглядный. В общем выбор за Вами.
Тепе-Кермен на карте КрымаЭтот маршрут выходного дня подойдёт как исследователям богатейшей истории Крыма, так и просто любителям его великолепной природы. Маршрут будет под силу практически любому здоровому человеку. Протяжённость его в обе стороны – около 15 километров.
Пещерный город Тепе-Кермен хорошо известное место, как туристический объект, маршрут туда описан во многих туристических путеводителях по Крыму. Но мы хотим предложить к этому интересному месту НАШ МАРШРУТ, который по расстоянию не много больше известных маршрутов, но по красоте гораздо их превосходит.
Городище Тепе-Кермен, с тюрского – крепость на вершине, является средневековым поселением-крепостью Качинской группы пещерных городов. Оно расположено на обрывистом плато одноимённой горы-останце высотою 540 метров в 4-х километрах к юго-востоку от окраин Бахчисарая.
Тепе-Кермен ещё недостаточно изучен. Так как источников воды там не было обнаружено, то предполагается, что здесь находилась крепость-замок в котором население округи укрывалось при набегах неприятеля. Крепость существовала в VI - XIV веках. Наибольшего расцвета город достиг в XII-XIII веках. Предполагается, что город пал от набега золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году. Тепе-кермен отличается от других пещерных городов Крыма наибольшей, концентрацией пещер. На площади около 1 га их обнаружено более 250.
НАШ МАРШРУТ мы начнём от Свято-Успенского пещерного монастыря, куда можно добраться на рейсовой маршрутке от Бахчисарайского железнодорожного вокзала или автостанции до конечной остановки - Староселье. Личное авто можно припарковать здесь же.
Свято-Успенский монастырь хорошо известен, как одно из наиболее популярных паломнических мест православных святынь Крыма. Посещение его не займёт много времени, но принесёт вам новые впечатления и приобщит к этому святому месту.
Далее идём по дороге вдоль Иософатовой долины. Эти места хорошо были обжиты с древних времён. Здесь, на мысовом плато, к северу, расположен самый известный и довольно хорошо сохранившийся пещерный город-крепость Крымского средневековья – Чуфут-Кале. Вскоре открывается панорама его пещерного комплекса, крепостных стен и строений. Туда ведёт каменная лестница. Многое повидали эти места. Стены, укрепления и пещерные сооружения города служили и феодоритам, и крымским татарам, и караимам. Сохранились и охраняются законом древние мусульманское и караимское кладбища.
Исторический комплекс Чуфут-Кале требует отдельного посещения, поэтому останавливаться на его описании мы не будем, а продолжим наш маршрут. Следуем по дороге под обрывами Чуфут-Кале. Над нами возвышается хорошо сохранившийся угол оборонительной стены у восточных ворот. Проходим родовое кладбище крымских караимов. Это древнейшее тюрское кладбище в Европе. Первые памятники на нём датируются 1 в. н.э. О верной службе сынов караимского народа своей Родине можно прочитать на могильных плитах: «Сооружёнъ въ назидание потомству в честь доблестного сына караимского народа командира 7-й роты Квантунскаго флотскаго экипажа поручика ТАПСАШАРА геройски погибшаго за ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО в бою 16 октября 1904 г. подъ портъ Артуромъ впереди укрепленiя 3-го.».
Теперь дорога выводит нас к восточной стене Чуфут-Кале с воротами. Пройдя вдоль стены на север выходим к обрывам плато горы Чуфут-Кале. На кромке северных обрывов открывается захватывающий дух вид на долину Биюк-Ашлама и плато Беш-Кош.
Следуем далее на юг вдоль западного обрыва плато Чуфут-Кале. К югу раскинулась великолепная панорама на главную гряду Крымских гор. Видны практически все её основные вершины. Обособленно возвышается массив горы Чатыр-Дага с острым кончиком его вершины Эклизи-Бурун. На ближнем плане, перед Чатыр-Дагом, хорошо просматриваются купола Крымской астрофизической обсерватории, судьба которой уже предрешена.
С проходом далее и выходом на смотровую площадку вершины горы Чуфут-Кале появилась цель нашего похода – усечённый конус горы Тепе-Кермен. Правее видны отроги горы Кыз-Куле-Бурун, известной пещерным городищем Кыз-Кермен. Здесь можно передохнуть, полюбоваться великолепными видами, сделать красивые фотоснимки.
Подходим к южному мысу Чуфут-Кале. Перед нами встали стеной обрывы Кыз-Куле. За ними – вершины Бешик-Тау и Караул-Тепе. Теперь, пройдя немного по тропе к западу, спускаемся в узкую расщелину. Спуск крутой, но растущие в расщелине деревья помогают удерживаться на наиболее трудных участках.
Спустившись, попадаем на промаркированную лесную дорогу, которая проходит под обрывами, где мы недавно находились, и приводит нас в сосновый бор у подножья Тепе-Кермена. Здесь находится турстоянка Сарабей. Можно немножко отдохнуть перед решающим рывком по крутому склону вверх к городищу.
Тропа, круто поднимаясь, приводит нас к главному входу. Сразу замечаем обилие пещер. Вправо идёт тропа на плато, но перед подъёмом можно пройти влево, под обрыв для осмотра пещерных сооружений нижнего уровня.
Теперь по каменной лестнице поднимаемся на плато мимо пещерной церкви с ризницей. Идём влево вдоль обрыва. Метров через 100 на краю северо-восточной части обрыва находится пещерная церковь с крещальней. Вход в неё труднозаметный. Ориентир – могильные ниши, расположенные под косыми углами. Эта церковь – наиболее интересный объект городища. Он неплохо сохранился и по-своему красив.
(Бахчисарайский р-н, с.Машино)Совершим еще одно путешествие по долине реки Качи. Позади остались грандиозные скалы Качи-Кальона. За селом Машино сворачиваем влево и по наезженной дороге поднимаемся к подножию горы. Далее по крутой тропинке среди разросшихся кустарников и деревьев, поднимаемся к вершине Тепе-Кермена.
Последние метры подъема по крутой тропе - самые трудные. Но когда, задыхаясь, выходишь из зарослей, неожиданно открывается впечатляющая картина, своеобразная награда за настойчивость. Нависающей стеной возвышается отвесная скала, изрытая в два яруса пещерами, уходящими куда-то вдаль по склону. Это главный вход в пещерный город. Пещеры здесь невысокие, обработка стен грубая, характерная для раннего этапа пещерного строительства. Во многих пещерах сохранились каплевидные углубления - круглые ямки с боковой канавкой - остатки очагов.
У большинства пещер отсутствуют передние стены, часть скалы в древние времена обвалилась. Скорее всего, в этой стене были окна и двери, вдоль нее тянулись навесы и террасы, украшавшие фасад двухъярусного комплекса. Сохранившаяся лесенка могла быть внутренней и не такой узкой. Сейчас во многих пещерах можно видеть кормушки, ванны и углубления под глиняные сосуды – это следы хозяйственного использования помещения. Здесь после обвала стены содержались домашние животные.
Храмы у входа характерны для многих пещерных городов. Стены одной из пещер обработаны тщательнее, чем у остальных. В них пробиты три полукруглые ниши, явно культового назначения. В стенах остались вертикальные пазы от деревянной перегородки, разделявшей комнату. На скальном выступе, ведущем в соседнюю пещеру, вырублены четыре гробницы. Три из них позднее были углублены и, вероятно, использовались как резервуары.
Повернув вправо, продолжаем свой путь на плато. Важно не пропустить еще один придорожный храм XIII века - церковь с ризницей. Она находится на верхнем ярусе и забраться на ее площадку не так просто. Небольшое по объему помещение отличается хорошо обработанными стенами и какой-то неуловимой гармонией размеров и пропорций. Ориентированная строго на восток подковообразная апсида отделялась в прошлом алтарной преградой, пазы от которой сохранились в стенах. Вдоль западной и южной стен вырублена сплошная скамья, в полу и боковой нише - три гробницы с выборкой под крышку. В северной стене устроены небольшие ниши.
По вырубленной в скале лестнице, поднимаемся на плато. Его высота над уровнем моря чуть больше 540 метров, и на 250 метров он возвышается над окружающими долинами. С его вершины открывается изумительный вид на долину реки Кача.
Тепе-Кермен («Холм-крепость») с южной и западной стороны по существу недоступен: высота обрывов здесь достигает 12 метров. Особенностью этого городища является то, что на небольшой площади до одного гектара обнаружено почти 300 искусственных пещер. Часть из них расположена в несколько ярусов, есть целые комплексы от двух до четырех помещений. На западной стороне большая часть пещер составляет оборонительный комплекс. Вырубленные в них отверстия предназначались для стрельбы из лука и сбрасывания камней.
В северо-восточной части городища находится высеченный в скале храм весьма оригинальной архитектуры, необычной для средневековой Таврики. В значительно большей степени он схож с пещерными храмами Малой Азии, входившей в состав Византийской империи. Такие храмы появлялись в период иконоборчества. По мнению ряда исследователей, этот храм в VIII-IX вв. устроили иконопочитатели - монахи и миряне, бежавшие от преследования из Византии и осевшие на нашем полуострове.
Его размеры достаточно большие: в длину до 11 метров и в ширину от 4,2 до 5,4 м, причем внутреннее пространство вытянуто в длину не как обычно, от входа к алтарю, а вдоль него. Молящиеся размещались полукругом перед выступающим внутрь церкви алтарем, окруженным шестью грубо высеченными из цельного камня колоннами. В нижней части алтаря высечены кресты, а под окном находится углубление для жертвенника. Сохранились свидетельства XIX в. о том, что на стене с правой стороны можно было различить контуры изображения Христа. Рядом с храмом в скале вырублен могильник из нескольких могил.
Тепе-Кермен труднодоступен, здесь нет источника воды, поэтому археологические исследования затруднены и городище мало изучено. Однако по всему городищу хорошо видны следы многочисленных застроек. Из-за небольшой площади плато усадьбы были тесными, большинство жилых построек имели второй этаж. Рядом с домами помещались хозяйственные постройки и навесы. Многие пещеры, очевидно, использовались как загоны для скота, в них неплохо сохранились вырубленные в скале кормушки, в верхних краях которых имеются отверстия для привязи животных. В целом ряде пещер в каменном потолке высечены «полукольца» для светильников.
Значительная часть вещей, найденных в результате археологических раскопок, фрагменты амфор, пифосов, поливных тарелок и мисок, кровельных черепиц - датируются в основном ХII-ХIV вв. Вместе с тем часть находок относится к \/-VI вв., в это время начинает обживаться Тепе-Кермен. С вершины Тепе-Кермена прекрасно просматривается по существу все плато соседнего городища Кыз-Кермена («Девичья Крепость»): их разделяет только глубокое ущелье.
Две рядом стоящие крепости, разделенные глубоким ущельем, на склонах которого разбросаны гигантские валуны, - такая картина просто не может обойтись без красивой и трагической легенды.
«Давно это было... Тогда Кыз-Кермен был хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала удивительной красоты дочь. Однако князь соседнего Тепе-Кермена со своей воинственной дружиной никому не давал покоя, и Кыз-Кермену они непрестанно чинили обиды, разбойничали в окрестных долинах, грабили торговые караваны и во что бы то ни стало хотели покорить жителей города.
Поселилась вражда между соседями, а она порождает смерть, горькие слезы, гибнут поля, нет торговли. «Необходим мир, надо растить хлеб и детей, пусть восторжествует любовь», - так думали мудрые старейшины. И решили они поженить дочь князя наследника замка Тепе-Кермена. Молодые согласились, но перед самой свадьбой затеяли спор: молодой князь потребовал, чтобы невеста пришла в его замок, однако красавица была горда и считала, что вначале князь должен явиться к ней. Что делать? Порешили на том, что через ущелье,разделяющее Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, надо соорудить мост. Пусть молодые встретятся его середине, чтобы никому не было обидно. Как решили, так и сделали. Настал день свадьбы. Нарядные и красивые молодые в сопровождении свиты вступили на мост и направились навстречу друг другу. Но что будешь делать! Дойдя до середины моста, девушка, вспомнив старые обиды, выхватила кинжал и убила жениха. От меча дружинника князя погибла и девушка... Вновь разгорелась вражда между соседями. Возведенный ими мост рухнул. Посмотри, огромные камни, из которых его возводили, и сейчас лежат по всему ущелья, разделяющего оба города».
октябрь 2006 г.