Рязанский кремль история краткое. Рязанский Кремль: что посмотреть, достопримечательности, музеи. Железнодорожные вокзалы Рязани
Смело можно сказать, что Кремль - основная городская достопримечательность Рязани. Он находится на месте древней крепости, от которой и пошел весь город. Сейчас в старинных зданиях размещаются экспозиции, охватывающие самые разные вехи истории Рязанского края. Во время последней поездки в Рязань я наконец-то посетила почти все музеи и выставки в местном Кремле, о которых я хочу рассказать в этой статье.
Рязанский кремль
Так как на Соборной площади было довольно сложно найти свободное место для автомобиля, мы проехали немного дальше, и вышли к Кремлю не по центральной аллее, а с правой стороны возле Ильинского храма. Когда-то попасть в Кремль можно было через Глебовские ворота. На их месте сейчас стоит высоченная Соборная колокольня, к которой ведет каменный Глебовский мост.
Рязанский кремль
Если остановиться на нем, то можно увидеть остатки рва, окружающего Кремль.
Рязанский кремль
Мы придерживаемся правой стороны и идем вдоль стен Спасо-Преображенского монастыря.
Рязанский кремль
Так как мы не были одеты подобающим образом, то решили не заходить на монастырскую территорию, тем более, впереди нас ждали многочисленные музеи. Известно, что Спасо-Преображенский монастырь существовал уже в XIII веке. На его территории в позапрошлом столетии хоронили самых богатых горожан. Похоронены там и местные деятели искусства: гравер И.П. Пожалостин, поэт Я.П. Полонский и многие другие. Через какое-то время после революции монастырь был закрыт и в некоторых его помещениях оборудованы квартиры. В 20-е гг. XX века в одной из таких квартир жила семья поэта К. Симонова.
Мы подходим к самому грандиозному сооружению всего архитектурного ансамбля Рязанского Кремля - Успенскому собору.
Успенский собор
Рязанский Кремль
Он был построен в конце XVII века известным зодчим из крепостных Яковом Бухвостовым. Он строил в модном тогда стиле «нарышкинского барокко». При украшении храма использовалась удивительная резьба по камню, которая украшает наличники и порталы храма.
Рязанский кремль
Похожие узоры мы видели на храме в Уборах под Москвой, ведь его строил тот же архитектор практически одновременно с собором в Рязани. К тому же у Успенского собора удивительно красивые двери: они сделаны из кованого железа и покрыты слюдой, что создает эффект кружева. На их фоне часто фотографируются молодожены, так как их необычный узор придает определенную романтику фотографиям.
Рязанский кремль
Мы зашли в храм, внутри он еще восстанавливается, так как многие фрески были закрашены после революции, а ценности вывезены.
Христорождественский собор
Рядом с Успенским желтый Христорождественский собор. Он более древний и служил раньше усыпальницей Рязанских князей. Этот храм зимний, а Успенский открыт только летом.
Рязанский кремль
"Дворец Олега"
Это бывшая домовая церковь, в которой покоятся рязанские архиереи. Проходим во двор. Перед нами красивые архиерейские палаты, которые с XIX века стали называть «Дворцом Олега». Предполагается, что на этом месте стоял двор великого князя Олега Рязанского. Внутри размещается ряд экспозиций и кремлевские кассы.
Рязанский кремль
Осмотр всех выставок одним взрослым стоит примерно в 300 рублей. Причем, мне показалось странным, что единый билет за 270 рублей действует только в выходные. За 90 рублей можно сфотографироваться в историческом костюме, что довольно дешево по московским меркам. В Коломенском такая услуга, насколько я помню, обошлась несколько лет назад в 300 рублей.
Дворец Олега. Экспозиция "От Руси к России"
Итак, первая экспозиция во Дворце Олега называется «От Руси к России». Перед нами макет древней Рязани, которая была разрушена ханом Батыем в 1237 г. Сейчас на месте процветающего когда-то города не осталось камня на камне, поэтому только так мы можем себе представить, как он выглядел. Видно, что все постройки в городе, за исключением храмов, были деревянные.
Рязанский Кремль
В витринах различные экспонаты, найденные во время раскопок на месте Старой Рязани.
Рязанский кремль
В то время в княжестве процветали гончарное и кузнечное дело. Перед нами металлические и керамические изделия, датируемые XII-XIII вв.
Рязанский кремль
Ученые реконструировали древнюю кузницу и гончарную мастерскую.
Рязанский кремль
Также мы видим различные предметы быта и ювелирные украшения из кладов Старой Рязани.
Рязанский Кремль
Рязанский Кремль
Рязанский Кремль
В центре зала макет судна, которое предположительно ходило по Оке в XII-XIII веке.
Рязанский Кремль
Река в то время была важной транспортной артерией, поэтому Рязань и была довольно богатым городом. По версии ученых до нашествия татар все жители Рязани жили в больших городских усадьбах, бедных не было. Здесь мы подошли к диораме «Оборона Старой Рязани в 1237 г.»
Диорама «Оборона Старой Рязани в 1237 г.»
Рязанский кремль
За несколько минут диктор рассказывает о трагических событиях в истории древнего города.
Рязанский кремль
Осенью 1237 г. послы хана Батыя прибыли в Рязань и потребовали в качестве дани десятую часть всего городского имущества.
Рязанский кремль
Князь Юрий Игоревич, правивший тогда Рязанью, отказал им, а сам послал гонцов в соседние княжества с просьбой о помощи. В то же время его сын Федор Юрьевич, правивший в Зарайске, отправился в орду с дарам и пытался договориться с ханом. Батыю донесли, что жена Федора Евпраксия обладает неземной красотой, и он потребовал ее себе в наложницы. Федор Юрьевич отказал ему, за что и был жестоко убит в орде. Евпраксия же, когда услышала о смерти мужа и поняла что враг придет и за ней, сбросилась с малолетним сыном с крепостных стен. Картину на этот сюжет мы видели в музее Константина Васильева в Москве.
Рядом с диорамой мы видим макет Успенского собора, который стоял в Старой Рязани до ее разорения Батыем. В основании храма лежат фрагменты ко-лонн, украшенных резьбой. Как написано на табличке, эти осколки были найдены в городище Старая Рязань у основания Борисоглебского собора.
Рязанский Кремль
Затем мы переходим в залы, где рассказывается об истории княжества во второй половине XIV века. В витринах собраны различные предметы быта, посуда, игрушки того времени.
Рязанский Кремль
Отдельное место отведено военной одежде и оружию. Особо интересна кольчуга князя Олега Рязанского, которая раньше хранилась в Солотчинском монастыре, который этот князь основал и где был погребен.
Рязанский Кремль
Перед смертью князь принял постриг. В музее мы видим его изображение вместе с женой Ефросиньей.
Также в витринах выставлены серебряные чаши и гривны.
Рязанский Кремль
В следующем зале начинается XVII век. Здесь мы видим зарубежные атласы и карты, гравюры изображающие виды России. Также здесь представлена одежда XVII-XVIII вв.
Рязанский Кремль
Мы видим перед собой портреты Петра Великого и его матери Натальи Кирилловны Нарышкиной. В Рязани жил дед Петра Первого Кирилл Полуэктович Нарышкин, его усадьба находилась в центре города. Нарышкиным принадлежали и многочисленные поместья под Рязанью.
Рязанский Кремль
В следующих залах представлены экспонаты, иллюстрирующие эпоху Екатерины Великой. При ней была образована Рязанская губерния и утвержден новый план Рязани и уездных городов.
Рязанский Кремль
Здесь показывают старые фото Рязани. На стенах висят портреты губернаторов и просто известных уроженцев Рязанского края.
Рязанский Кремль
В витринах мы видим посуду, предметы была и одежду того времени.
Рязанский Кремль
В конце зала можно сфотографироваться в исторических костюмах.
Рязанский Кремль
Затем мы проходим на выставку, посвященную 240-летию со дня рождения известного мореплавателя В.М. Головнина, уроженца Рязанской губернии. В первой половине XIX века он совершил кругосветное путешествие, о котором сохранились воспоминания и рисунки.
Рязанский Кремль
После этого мы покидаем Дворец Олега и направляемся в Певческий корпус, где представлена
Певческий корпус. Экспозиция «По обычаю дедову»
Рязанский Кремль
Сначала в холле мы видим изразцы, найденные во время раскопок на территории Кремля.
экспозиция «По обычаю дедову».
Затем мы переходим в расписные сени.
экспозиция «По обычаю дедову».
Здесь можно ознакомиться с бытом состоятельных горожан XVII-XVIII вв. Вот перед нами палата воеводы.
экспозиция «По обычаю дедову».
Рядом женская половина: кто-то занят делом, а кто-то читает нравоучения младшим.
экспозиция «По обычаю дедову».
экспозиция «По обычаю дедову».
В этой комнате можно полюбоваться на великолепную русскую печь, украшенную изразцами.
экспозиция «По обычаю дедову».
По винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж, где можно познакомиться с бытом крестьян того же периода.
экспозиция «По обычаю дедову».
В отдельном зале проходит выставка «Мусульмане в истории России». Здесь выставлены костюмы и фотографии представителей мусульманских народов, проживающих на территории Рязанской области.
экспозиция «По обычаю дедову».
Исторически сложилось, что в Касимове и селах рядом с ним проживает достаточно много татар. Кроме того, рядом с районным центром Сасово есть татарское село Бастаново, сейчас в нем официально зарегистрировано около двухсот человек.
Рязанский кремль
Экспозиция "Российское воинство"
Рязанский Кремль
Здание это было построено в XVII веке и первоначально служило амбаром для зерна. В XIX веке его переоборудовали в гостиницу. Сейчас в залах экспозиции можно проследить этапы зарождения и развития российской армии. Сначала представлены доспехи и оружие периода XII-XVI вв.
Рязанский Кремль
Экспозиция составлена не без юмора: поместить на одну стену с фоновым красным флагом портрет маршала Г. Жукова и икону - это сильно.
Рязанский Кремль
Но большинство историй конечно очень трагичны. Особенно меня поразил портрет колхозницы М.К. Левиной из села Тарадей Шацкого района: на фронт призвали ее мужа и четверых сыновей. Все они погибли. Это вам не фильм «Спасти рядового Райана», а суровая советская действительность.
Рязанский Кремль
На втором этаже развернута экспозиция «Археология открывает тайны». Сначала мы можем ознакомиться с различными этапами работы археологов на примере раскопок на территории Переяславля-Рязанского.
Рязанский Кремль
Перед нами археологические находки и реконструированный портрет князя Олега Рязанского.
Рязанский Кремль
По мнению ученых в XV-XVII вв. горожане жили в крупных усадьбах, макет одной из них можно увидеть в центре зала.
Рязанский Кремль
На этом наш осмотр экспозиций Кремля подошел к концу. Не удалось посетить только Консисторский корпус с экспозициями «Человек и природа» и «До нашей эры», так как он в пятницу не работает.
Рязанский Кремль
В конце прогулки по Кремлю мы зашли в сувенирную лавку и затем направились в музей И.П. Павлова
Кремль является самой древней частью города Рязань. Как раз на этом месте в 1095 году был основан Переяславль Рязанский, который в 1778 году переименовали в нынешнее название. Место для строительства было выбрано идеально. Рязанский кремль расположен на высокой платформе, имеющей площадь 26 га и форму неправильного четырехугольника, окруженного с трех сторон реками. А следы древнего поселения, обнаруженные здесь, датируются вообще одной тысячей лет до нашей эры.
Немного истории
Переяславль, по предположениям археологов, был заложен на берегу озера Быстрого, в северной части холма. Это было подтверждено при помощи самых современных технологий. Затем он начал быстро развиваться и к 14 веку уже занимал весь кремлевский холм. Причина очень простая: к концу 13 века город изменил свой статус, стал стольным градом княжества, так как Рязань, имевшая такой ранг раньше, была многократно разрушена во время монголо-татарских набегов. Переяславль, как говорит история Рязанского кремля, очень быстро вышел за пределы холма и заметно разросся к западу и югу.
А сам кремль оставался наиболее укрепленной, центральной частью города и представлял из себя весьма мощную крепость с системой традиционных для Руси С единственной стороны, юго-западной, не защищенной реками, прорыли ров, а по всему периметру насыпали вал. На нем возвели крепостные деревянные стены с 12 башнями. Ворота Глебовской башни были главными и смотрели в сторону Москвы. В 18 веке Переяславль утратил значение форпоста юга Руси, и большинство военных сооружений снесли. Остался к нашему времени лишь фрагмент вала длиной 300 метров и ров в юго-западной части.
Дальнейшее развитие кремля
Относительно долгое время Рязанский кремль застраивали из дерева. И только в начале 15 века из белого камня, недалеко от княжеского двора, возвели кафедральный общегородской Успенский собор. А на вторую половину 17 века в Переяславле пришелся период расцвета каменного зодчества.
На том месте, где ранее был расположен княжеский дворцовый комплекс, строители возвели целый ансамбль, состоящий из множества гражданских сооружений: ряд хозяйственных и административных построек, в том числе - бочарная, кузница, Консисторский и Певческий корпуса, жилые палаты архиерея, которые впоследствии назвали “Дворец Олега”. В следующем, 18 веке, эти владения обнесли оградой из камня, поставили несколько ворот. В настоящее время у Консисторского корпуса можно наблюдать фрагмент одних из них.
Монастыри Переяславля и Соборная площадь
В давние времена на данной территории располагались два монастыря - оба мужских. На юге - Спасский, самый древний, на северо-востоке - Духовский. На территории первого долгое время находилось городское, очень богатое, кладбище. В 40-е годы прошлого столетия его ликвидировали, оставив в память для наследников два захоронения:
А в 1959 году из-под Рязани туда перенесли могилу крупного русского поэта, жившего в 19 веке. Наиважнейшим местом Переяславля была Соборная площадь, на территории которой располагались: приказные избы - главные учреждения городской администрации, пороховые палаты и тюремный двор.
Рязанский кремль в конце 19-го - начале 20-го века
К 19 веку этот объект постепенно утратил свое центральное значение. Была проведена секуляризация земель церкви, и после этого хозяйство архиерея значительно сократилось. К концу 18 века центр города вынесли подальше от кремля, и с тех пор оживление здесь наблюдалось только в дни различных религиозных праздников.
В остальное время - тихая и спокойная окраина. А вот в начале 20 века, благодаря деятельности научной и культурной городской общественности, а также местных исследователей, Рязанский кремль начал приобретать статус одного из главных и важных исторических мест области. К 800-летию города, в 1895 году, это место стало центром проведения грандиозных торжеств. Во Дворце Олега в 1914 году открылся музей церковных древностей - Древлехранилище, а в 1923 году, уже в советские времена, губернский художественно-исторический музей.
Эти исторические места - сейчас
Новый этап музей-заповедник Рязанский кремль начал в 1968 году, когда местные власти и образовали здесь архитектурно-исторический комплекс. Кроме территории древнего Переяславля, в него включены все архитектурные и оборонительные сооружения прошлых веков, сохранившиеся до тех дней.
Сама местность была приведена в порядок, часть зданий отреставрировали и превратили в музеи. На сегодняшний день этот ансамбль вместе с живописным ландшафтом и красивейшей древнерусской архитектурой достойно представляет не только областной центр, город Рязань, а является одним из украшений и гордостью всей России.
Успенский собор
Каждый год множество туристов приезжает в эти места, чтобы немного познакомиться с прошлым своей страны, иностранцы - чтобы узнать часть российской истории. Так вот, центральным памятником здесь является Успенский собор Рязанского кремля, о котором вкратце мы уже упоминали. Построен он был Яковом Григорьевичем Бухвостовым, крупнейшим зодчим, в 1693-1699 годах. Строился собор как кафедральный летний храм, а получилось грандиозное сооружение, которое своими размерами, 1600 квадратный метров площади и 72 метра высотой, превзошло большинство построек того времени.
Архитектурный стиль здания - нарышкинское барокко, являющееся великолепнейшим образцом органичного синтеза иконописи, скульптуры и архитектуры. Например, не имеет аналогов резьба по белому камню наличников и порталов. Семь ярусов икон общей высотой 27 метров выполнены учеником и последователем Николаем Соломоновым. Резьба иконостаса, выполненная Сергеем Христофоровым, также отличается исключительными художественными достоинствами. Колонны сделаны из одного ствола дерева каждая. В летний период собор открыт для посещения. В нем даже проходят богослужения. В 2008 году он перестал быть музеем и передан местной епархии.
Глебовский мост и крепостной вал
Рассматривая соборы Рязанского кремля, нельзя не упомянуть Христорождественский, в котором находятся мощи святителя Василия Рязанского, епископа, а также усыпальница местных княгинь: Софьи - дочери Дмитрия Донского, и сестры Ивана третьего - Анны. На территории кремля имеется каменный Глебовский мост, который построили к Колокольне в 18 веке. Он имеет арочную конструкцию. Еще раньше на его месте был деревянный мост из дуба, имеющий перила и соединяющий основную часть города с Острогом.
Как только исчезла угроза внешних нападений, его заменили на каменный. С юго-запада кремлевского холма находится еще одно оборонительное сооружение древности - земляной вал. Его длина - 290 метров, все, что осталось. Раньше, до 18 века, на нем были деревянные стены и башни. А за ним находился ров, заполненный водой и глубиной до семи метров. И хотя сейчас вал менее высокий и пологий, но все равно внушительно и гордо возвышается над окружающей территорией.
Дворец Олега
Если вы решите посетить Рязанский кремль, экскурсии помогут более комфортно и подробно ознакомиться со всеми интересными местами. Вам обязательно покажут, например, самое большое по площади гражданское здание - Дворец Олега, которое было возведено на том участке, где первоначально располагался княжеский двор. Здесь раньше были палаты местных архиереев, их хозяйственные службы, братские кельи и домовая церковь. Площадь здания - 2530 квадратных метров.
Оно имеет три этажа, которые возводились не все сразу, а поэтапно. В середине 17 века архитектор Ю. К. Ершов построил первые два, а в конце того же века архитектор Г. Л. Мазухин построил третий. В 1780 году архитектором Я. И. Шнейдером длина здания была увеличена, благодаря пристройке к восточной части. А в следующем столетии губернский архитектор С. А. Щеткин полностью ее перестроил. Получилось очень красивое здание с барочным фронтоном, цветными наличниками и теремными окнами. С тех пор оно и стало называться Дворец Олега.
Певческий корпус
Изучая музеи Рязанского кремля, нельзя не обратить внимание на памятник архитектуры середины 17 века - Певческий корпус. Построенный архитектором Ю. К. Ершовым, он получил свое название из-за проводимых здесь тренировок певчих. Хотя, по сути, основное предназначение здания иное. Это были жилые помещения для казначея и эконома, архиерейских служителей. В торце корпуса размещалась приемная эконома, имеющая свой отдельный вход. Здание - прямоугольное, двухэтажное, выдержано в архитектурном стиле того времени.
Благодаря крыльцу, выполненному в стиле архитектуры древней Руси, имеет особый нарядный вид. На сводах и стенах, в том числе, в приемной эконома, фрагментально сохранилась прекрасная роспись. Сейчас в данном здании расположилась музейная экспозиция, называемая “По обычаю дедову”, которая повествует о праздниках и буднях русского народа тех времен. Еще много чего интересного расположено на территории Рязанского кремля. Потратьте время на осмотр, и будет о чем затем долго вспоминать.
Соборная колокольня в Рязани находится на территории музея-заповедника "Рязанский Кремль". Она расположена на площади перед соборами Успенским и Христорождественским, которые используют ее для перезвона.
Строительство Соборной колокольни в Рязани велось в течении пятидесяти лет с большими перерывами в работе. Фундамент был заложен в 1789 году по проекту архитектора-самоучки из крестьян С.А. Воротилова. Первый ярус был построен по новому проекту в 1797 году, но работы пришлось прекратить из-за аварийного состояния Успенского собора. Новый проект Соборной колокольни в Рязани в стиле классицизма составил архитектор И.Ф. Русско. В 1816 году построили второй ярус, но дальнейшие работы были прекращены в виду отсутствия средств на строительство. Третий ярус строился по проекту архитектора К.А. Тона. Закончил строительство губернский архитектор Н.И. Воронихин, который сумел убедить архиепископа в необходимости строительства четырехъярусной колокольни со шпилем, чтобы она соответствовала задачам градостроительства. Четвертый ярус колокольни построили из железа в виде ротонды. Шпиль выполнен высотою в 25 метров и скреплен с четвертым ярусом.
Здание Соборной колокольни в Рязани строилось разными архитекторами в разное время, но общая композиционная идея была соблюдена. Соборная колокольня в Рязани высотою 83,2 метра представляет собой произведение архитектурного искусства.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/
Колокольня Рязанского Кремля представляет разновременное соединение разных этапов развития стиля, от раннего классицизма к позднему ампиру. Первый ярус выстроен в 1789-1797 гг. по проекту костромского архитектора С.А. Воротилова. Второй ярус возведен в 1816 г. по проекту архитектора И.Ф. Русско, третий и четвертый с громадным шпилем построены в 1835-1840 гг. по проекту рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина (племянник известного А.Н. Воронихина), использовавшего проект К.А. Тона. Общая высота колокольни 83,2 м. Есть данные, что уже при строительстве первого яруса в проект Воротилова были внесены изменения, приведшие к ослаблению живописных черт. Во втором ярусе И.Ф. Русско исходил уже из ранне-классических образцов. В третьем ярусе явны отзвуки позднего ампира. Четвертый ярус (вместе со шпилем) возведен Н.И. Воронихиным на железном каркасе. Камень заменен листовым железом (!).
В целом рязанская колокольня представляет уникальное произведение. Несмотря на разновременное участие разных архитекторов, в стиле колокольни не чувствуется разнобоя. Еще удивительнее то, что столь громадное произведение ордерной архитектуры не диссонирует с безордерной архитектурой Успенского собора. Колокольня удачно вписывается в силуэт собора и ритмом своих многочисленных колонн как бы откликается на вертикальную устремленность сдвоенных тяг-полуколонок, расчленяющих фасады Успенского собора. Первоначально колокольня была окрашена в желтый (стены) цвет. Позднее желтый цвет был заменен кирпично-красным. Именно на этом этапе колокольня хорошо гармонировала с собором. Возвращение колокольне желтого цвета нарушило эту гармонию. Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек А. Захарова для Санкт-Петербурга. По чистоте и строгости стиля Колокольня Успенского собора в Рязани уникальна, подобных ей колоколен в стиле классицизма в других городах России нет. Колокольня Успенского собора - это самое высокое сооружение на территории Кремля высотой 86 метров с позолоченным почти 25-метровым шпилем. Выстроена она в классическом стиле, несмотря на то, что создавалась в течение более чем 50 лет (1789-1840 гг.). На третьем ярусе колокольни оборудована смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама Кремля, Рязани и окрестностей города. В июле 2007 года Колокольня была передана в пользование Рязанской епархии.
По материалам: Г.К. Вагнер «Старые русские города», изд-во«Искусство», Москва, 1980 г. Михайловский Е.В. «Рязань. Памятники архитектуры и искусств». Москва, 1985 г. и сайта http://vidania.ru/temple/temple_ryazanskaya/ryazan_%20kreml_kolokolnya.html
До Батыева разорения Рязани в 1237 году Переяславль Рязанский был лишь одним из многих острогов на территории Рязанского княжества, граничившего с Диким полем. Дата основания крепости - 1095 год - содержится в Следованной Псалтири, происходящей из Рязанской Ильинской церкви и датируемой 1570 годом. "В лето 6603, - гласит она, - заложен бы град Преславль Резанской около церкви святого Николы старого". В конце ХIII века свт. Василий Рязанский перенёс в Переславль архирейскую кафедру, а во второй половине ХIV столетия здесь уже располагалась княжеская резиденция. Именно в этот период на территории кремля появляется первая каменная постройка, дошедшая до наших дней - собор Рождества Христова, заложенный Олегом Рязанским и достроенный его сыном Феодором.
Основание Успенского собора (Христорождественского собора) в Рязанском кремле следует с уверенностью отнести к эпохе примирения великого князя Рязанского Олега и великого князя Московского Димитрия и "породнения" Рязани и Москвы посредством женитьбы княжича Феодора Ольговича на княжне Софии Димитриевне. В Москве к тому времени уже стоял Успенский собор, построенный при князе Иване Калите, и именно его взяли за образец безвестные зодчие, получившие задачу построить усыпальницу рязанских князей. Достраивал собор уже сын князя Олега Рязанского Феодор. Он же первым упокоился под его сводами, а всего в Успенском соборе погребены пять князей и три княгини. А вот стоящий рядом собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных выстроили в 1470-е годы как усыпальницу рязанских архиреев и домовый храм рязанских князей. К концу ХVIII века храм обветшал, служба в нём не совершалась. Лишь в 1819 году на средства рязанских благотворителей он был "возобновлён". Большой ремонт с переустройством пережил он и в 1860-е годы, получив трапезную в псевдорусском стиле. Архангельский собор закрыли в 1919 году, в советское время им распоряжались многочисленные организации, затем с начала 1980-х годов в здании находилась одна из экспозиций Рязанского музея. Лишь в 2011 году его вернули епархии.
В северной части Рязанского кремля находится единственная уцелевшая постройка Духовского мужского монастыря, существовавшего в ХV-ХVIII веках. Это церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, выстроенная в 1642 году зодчим Василием Харитоновым Зубовым, выходцем из Солигалича. Запоминающийся силуэт храма создают два шатра, поставленные на горку из двух ярусов кокошников, завершающих четверик. В основании шатров также имеется пояс из небольших кокошников. Вторит шатрам четверика шатровая же колокольня. В 1930 году церковь закрыли и приспособили под зернохранилище, а затем - под клуб рабочих водного транспорта. Сейчас в ней находится библиотека Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Почти вплотную к древнему валу Рязанского кремля примыкают строения Спасо-Преображенского монастыря, который считается одной из старейших обителей города. Первое письменное свидетельство о нём датируется 1467 годом, когда князь Иван Васильевич пожаловал монастырю вотчины, что и было зафиксировано. В 1501 году обитель вновь встречается в документах: "Князь Федор Васильевич дал Преображению Спасову игумену с братиею село Гавриловское..." Мы имеем сравнительно немного сведений о бытовании монастыря до ХVII века, однако известно, что управляли им архимандриты, а начиная с 1522 года именно колокол монастырский Богоявленской церкви начинал благовест к заутрене, который затем подхватывали все колокола в городе. В монастыре находился чтимый образ Божией Матери "Утоли моя печали", привлекавший множество богомольцев.
В 1920 году монастырь был закрыт. В его зданиях последовательно располагались лазарет, горисполком, воинская часть. В 1935 году весь ансамбль перешёл в ведение музея, но при этом в настоятельско-братском корпусе появились коммунальные квартиры, а в 1960-е годы Спасо-Преображенский и Богоявленский храмы превратились в архивохранилище. В 1996 году начался процесс возвращения монастырского комплекса епархии. В настоятельско-братском корпусе, переданном первым, разместилось Рязанское духовное училище, впоследствии преобразованное в семинарию. В 2005 году в Спасо-Преображенской обители возобновилась иноческая жизнь, а в 2007 году ей передали, наконец, и монастырские храмы.
Главным же сооружением Рязанского кремля является Свято-Успенский собор. Собор увенчан мощным пятиглавием. Главы, центральная из которых вызолочена, а боковые украшены золотыми звёздами по голубому полю, поставлены на световые барабаны, которые кажутся гранёными благодаря полуколонкам, оформляющим окна. Фасады собора имеют трёхчастное членение. В качестве "разделителей" архитектор использовал вместо традиционных лопаток сдвоенные колонки, задающие вертикальную устремлённость здания. Под кровлей идёт изящный зубчатый карниз, нарядно выделяющийся своей белизной на краснокирпичном фоне. Окна собора расположены в три яруса, и в каждом из ярусов для наличников характерно своё оформление. Например, для нижнего яруса - это плотный растительный орнамент, который "прорастает" и в нижней части наличника второго яруса. Вообще, наличники второго яруса являются как бы связующим звеном между нижним ярусом - пышно растительным - и верхним - рокайльным. Выделяется парадный западный вход, офомленный особо богато. В его декоре задействованы все те же элементы, что украшают наличники окон, однако здесь они присутствуют как бы в умноженном виде. Например, витые колонки, которые мы видим в наличниках третьего яруса, здесь ещё "затканы" растительной резьбой. Следует отметить, что белокаменная резьба Успенского собора даже сама по себе, вне остальных достоинств храма, является уникальным памятником искусства.
Несомненной творческой удачей Бухвостова следует признать мысль поместить собор на высокий подклет (решение нетипичное для столь крупного храма), благодаря которому он приобрёл значение архитектурной доминанты в городской застройке. Путник видел купола Успенского собора с Оки, с Астраханского и Московского трактов. Сейчас, конечно, Рязань разрослась и вширь, и ввысь, но - спасибо Бухвостову - соборный храм всё равно прекрасно просматривается с многих точек. Холм, на котором расположились постройки Рязанского кремля, с трёх сторон опоясан реками Трубеж и Лыбедь, а с четвёртой вырыт ров. На протяжении всей своей истории кремль оставался деревянным. Дубовые стены завершались "обломами" - крытыми тёсом площадками, выступавшими наружу, что затрудняло нападавшим приступ.
Единственным каменным элементом кремля была Глебовская проездная башня, стоявшая на месте нынешней соборной колокольни. От неё начиналась дорога на Москву. Рязанские, а впоследствии московские князья и цари следили за состоянием рязанских укреплений, поскольку Переславль Рязанский входил в состав Засечной черты. Впрочем, время от времени случались и недосмотры, как, например, в конце правления Алексея Михайловича: "Глебовская проездная башня разселась, а наугольную... Спасскую башню в полую воду подмыло, и свалилась в Трубеж, и лес рознесло водою". Но уже при Феодоре Алексеевиче "город и острог и башни" были поправлены. К концу ХVIII века городовые укрепления окончательно утратили свою актуальность и обветшали. Регулярный план Рязани от 1778 года не оставил им шансов на существование: стены снесли, а валы частично сровняли. На месте Глебовской башни решено было выстроить соборную колокольню. Возведение этого "долгостроя" затянулось аж до 1840 года. Первый ярус строил архитектор С.И. Воротилов, второй - И.Ф. Русско, третий и четвёртый являются плодом совместных усилий К.А. Тона и Н.И. Воронихина.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №57, 2013 г.
Рязанский кремль – это историко-архитектурный музей-заповедник под открытым небом. Он является древнейшей частью Рязани и одним из старейших музеев России. Расположенный на высоком обрывистом холме, кремль окружен реками Трубеж и Лыбедь. Средневековый ансамбль является памятником архитектуры и заповедником федерального значения, он входит в государственный реестр особо ценных объектов народов Российской Федерации.
В рязанском кремле вы можете отлично провести время среди живописной территории. Уникальный ансамбль исторических и архитектурных памятников располагает для прогулок и встреч. А экспозиции рассказывают об истории и культуре Рязани и области.
Рязанский кремлевский холм естественного происхождения. Его окружают с трех сторон две реки - Трубеж и Лыбедь. А с четвертой стороны можно увидеть рукотворный сухой ров. Он был вырыт городскими жителями в далеком XIII веке. Ров был создан таким образом, что его можно было заполнить водой. Река из двух рек могли здесь соединяется таким образом, что создает непрерывное водное кольцо вокруг холма.
3. Кремлевский вал.
Успенский собор построен в 1693-1699 годах архитектором Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Храм увенчан пятиглавием, в его архитектуре сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII века стремлением к строгой симметрии наружного объема.
4. Успенский собор. Построен в конце XVII века.
На месте собора, построенного в конце XVII века, находился старый Успенский храм, строительство которого относится к концу XIV-началу XV века Об этом говорит кладка некоторых его частей - алтарной апсиды из крупногабаритного белого камня. Внутреннее пространство Успенского собора украшает уникальный резной иконостас. Колокольня Успенского храма была возведена с 1789 по 1840 года на месте воротной Глебовской башни кремля.
1917 год.
Колокольня является самым высоким сооружением рязанского кремля. Его строили в около пятидесяти лет три архитектора: костромич С. Воротилов, И. Русско и Н. Воронихин.
6. Колокольня Успенского собора.
Христорождественский собор был построен на территории рязанского кремля в начале XV века. Об этом свидетельствует белокаменная кладка цоколя, характерная для храмов XV века. Изначально (до XVIII века) он назывался Успенским. Храм является самым ранним каменным сооружением Кремля.Первоначально Христорождественский собор выполнял функции общегородского храма, являясь усыпальницей рязанских князей и княгинь.
7. Христорождественский собор.
8. Когда собор являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь, здесь были погребены рязанская княгиня Анна – сестра Ивана III, дочь Дмитрия Донского Софья. А в начале XVII века сюда были перенесены мощи епископа святителя Василия Рязанского.
1899 год.
Первые поселения людей на прикремлевской территории относятся к эпохе мезолита.
9. Причал у реки Трубеж.
Дом Причта был построен в 1910 году. Это двухэтажное здание, первый этаж которого каменный, второй деревянный. Предназначалось для размещения различных духовных служб духовного ведомства.
10. Дом Причта.
Храм Святого Духа был построен в 1642 году известным архитектором из Солигалича В.Х. Зубовым. Здание является памятником архитектуры, представляющее редкий образец двухшатрового храма.
11. Церковь Святого Духа. Архитектор В.Х. Зубов.
Особенностью церкви Святого Духа является наличие двух апсид. Это пример, который характерен для архитектуры Рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик храма, увенчан горкой кокошников и двумя шатрами.
1917 год.
12. В конце XVIII века к церкви Святого Духа была пристроена трапезная. В 1864 году зодчим И.С. Стопычевым была возведена трехъярусная шатровая колокольня.
13. Четверик храма Святого Духа увенчан горкой живописных кокошников и двумя уникальными шатрами.
15. В 2008 году Успенский собор Рязанского кремля был изъят из оперативного управления музея и передан Рязанской епархии. В нем проходят богослужения.
В XI веке кремль Переяславля-Рязанского (изначальное название города) был хорошо укрепленной крепостью, которая располагалась на месте существующей сегодня церкви Святого Духа. Укрепление занимало площадь примерно в 2 гектара.
16. Дворец Олега.
Дворец Олега является памятником архитектуры XVII-XVIII веков. Это самое большое гражданское сооружение Рязанского Кремля. Его площадь 2530 кв. метров. Этот памятник архитектуры был воздвигнут на участке Рязанского кремля, предположительно, на месте княжеского двора. Здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами как в народе, так и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега».
17. Дворец Олега.
18. Дворец Олега притягивает своими уникальными цветными наличниками, барочными фронтонами и теремными окнами.
Город в средневековье был окружен обширными лесами. Две реки - Трубеж и Лыбедь были судоходными. А на холме, где сейчас Рязанский Кремль, располагались два озера - Быстрое и Карасева, из которых в случае осад брали питьевую воду. При половодьях рек, в том числе и близлежащей Оки, Кремлевский холм превращался в полноценный и неприступный остров.
19. Вид на Христорождественский Собор.
На фронтоне "Дворца Олега" когда-то было изображение самого рязанского князя - Олега Ивановича, который умер в 1402 году. Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно. Во время первого этапа архитектор Ю.К. Ершов построил первые два этажа. В середине XVII века был достроен третий этаж архитектором Г.Л. Мазухиным. А в конце XVII века архитектор Я. Шнейдер пристроил к восточной стороне жилые палаты рязанских архиреев, увеличив длину здания до 94 метров.
20. Дворец Олега.
Во второй половины XVII века в кремле преобладает каменное строительство. Архиерейские палаты существенно увеличивается в размерах. Возводятся Певческий и Консисторские корпуса, а также Богоявленская церковь с колокольней.
Также во второй половине XVIII века закладывается новый Успенский собор, так как старый уже не мог вмещать в себя всех желающих. К 1692 году новый собор был построен. Но из-за допущенных ошибок в расчетах, здание собора рухнуло в одну ночь. В 1693 году к строительству здания приступил Яков Бухвостов. К 1699 году его работа была завершена. И в итоге храм стал в два раза выше предшествующего, с роскошной резьбой, огромными куполами и широким гульбищем.
22. На территории рязанского кремля.
В 1778 году в результате административно-территориальных реформ Екатерины II Переяславль-Рязанский переименовали в Рязань. А в 1796 году город стал центром Рязанской губернии.
23. Дворец Олега является музеем.Здесь находится историческая экспозиция музея-заповедника и выставочные залы.
Консисторский корпус является памятником гражданской архитектуры середины XVII века. Он близок по своей архитектуре к Дворцу Олега и Певческому корпусу. Предположительно, у всех трех зданий общий архитектор - Ю.К. Ершов.
24. Консисторский корпус. Архитектор Ю.К. Ершов.
25. В одном из помещений 2-го этажа Консисторского корпуса сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами - судебными сценами.
26. В Консисторский корпусе работает экспозиция «Человек и природа» и уникальная динамичная экспозиция - музей-театр «Когда заговорили вещи».
27. На территории Рязанского Кремля.
1917 год.
Архангельский собор является памятником древнерусской архитектуры XV - XVII веков. Это одно из древнейших сооружений Рязанского кремля. Собор представляет собой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами.
28. Архангельский собор. Портал трапезной. XIX век.
Церковь Богоявления является памятником архитектуры середины XVII века. Она построена предположительно архитектором В. Зубовым на месте более древней белокаменной церкви XVI века. Старый храм сгорел при пожаре в 1647 году.
29. Церковь Богоявления. Архитектор В. Зубов.
30. Вид на Церковь Богоявления.
31. Третий и четвертый ярусы Колокольни Успенского собора.
32. Вид на Успенский собор со стороны Колокольни.
Гостиница Знати - памятник гражданской архитектуры XVII-XIX веков. На первом этаже здания сохранились значительные части стен древних келий XVII века. Корпус состоит из двух разновременных построек XVIII-XIX веков, которые в начале XX века были соединены между собой церковью во имя Иоанна Богослова.
33. Гостиница Знати.