Святые ярославля. Собор воскресения христова в городе тутаев Феодоровский кафедральный собор
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса. Икона - Образ Спаса Всемилостивого. Сначала икона принадлежала мужскому монастырю Борисоглебска (правый берег современного Тутаева) и помещалась в куполе (была "небом") обители... В 18 веке икона Спасителя была вывезена митрополитом Арсением Мацеевичем в Ростов. Спустя 40 лет она вернулась. Возвращая икону из Ростова Великого, люди несли ее на руках. В том месте, где они остановились обмыть ее от дорожной пыли, на реке Ковать забил целебный родник... Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой - раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва. В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
Паломничество по святым местам Ярославской области
По благословению настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы /Никитского/ г. Калуги протоиерея Алексея Пелевина дети, родители, педагоги воскресной школы при храме и прихожане храма отправились в паломничество по святым местам Ярославской области.
11 июня поздно вечером паломники заняли свои места в автобусе. Провожая своих духовных чад в путь, о. Алексей пожелал провести паломничество в трудах и молитвах, ну и, конечно же, получить духовное укрепление. Получив благословение настоятеля, Калужане отправились в путь. Проезжая по Калуге, все вместе вспомнили об истории возникновения своего родного города, об истории возрождения Калуги как духовного центра, об истории Никитского храма. Дорога предстояла долгая и в ночное время суток, поэтому дети и взрослые, прочитав вечерние молитвы, стали готовится ко сну.
На Ярославскую землю автобус въехал на рассвете. Над Волгой стоял невероятно густой и необычайно красивый туман. И те, кто не спал, смогли увидеть красоту утренней природы и услышать Божественное пение птиц.
В семь часов утра калужане прибыли в г. Тутаев. В храме Воскресения Христова группу встречал настоятель храма и благочинный Романово-Борисоглебского округа иерей Василий Мозяков. История Воскресенского собора уходит корнями в далёкий 13 век. Тогда на этом месте ярославскими монахами был заложен небольшой храм в честь святых Бориса и Глеба. В середине 17 века своды стали разрушаться, и здание пришлось перестраивать. Двухэтажный семипрестольный каменный собор был воздвигнут к 1678-му году. И с тех пор не претерпел практически никаких изменений. Стены обширного внутреннего помещения, а также галерея Воскресенского собора, украшены фресками с изображением библейских сюжетов. История создания мира, крещение Руси, иллюстрации к Житиям святых. Собор разделён на две равнозначные, и в то же время вполне самостоятельные части - верхнюю и нижнюю. Несмотря на весьма солидный возраст собора, в обеих его частях постоянно проходят богослужения. В верхнем, летнем, - с праздника Святителя Николая до Покрова, в нижнем храме – в остальное время. Верхний храм более праздничный, нарядный, а нижний – уютный и тёплый. Воскресенский собор - это не только символический центр Тутаевского правобережья, но и один из ценнейших памятников архитектуры Ярославской области. Одно из центральных мест в соборе занимает икона Бориса и Глеба. В Тутаеве эти святые особенно почитаемы - издавна их считают покровителями города. А главной святыней собора считается огромная, площадью около трёх квадратных метров, потемневшая от времени икона Спаса Вседержителя. Её создание относят к 15-му веку. По преданию она принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали. Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.
До начала Божественной Литургии паломники смогли познакомиться не только с историей собора, но и молитвенно припасть к иконе Спаса Всемилостивого и, не нарушая традиции, проползти под этой чудотворной иконой. Со смотровой площадки, расположенной чуть ниже собора, дети и взрослые смогли увидеть красоту природы Ярославской земли, величественные храмы и матушку – Волгу.
А в 4-х км от правобережного Тутаева недалеко от трассы Тутаев-Ярославль, на берегу малой реки Ковать (приток Волги) расположен святой источник Николая Чудотворца, который посетили паломники. С этим источником «бок о бок» идет древняя легенда. При посещении Воскресенского собора в 1749 году митрополит Ростовский Арсений Мациевич увидел большую икону Спасителя, написанную известным живописцем Дионисием Глушицким. Он забрал ее в свой архиерейский дом в Ростов Великий, где она и находилась более 40 лет, пока жители Тутаева не попросили вернуть свою святыню. Это произошло уже при новом святителе - архиепископе Арсении Верещагине. От самого Ростова на своих руках несли тутаевцы икону. Не дойдя до города трех верст, они остановились возле реки Ковать, решили омыть образ от дорожной пыли и потом уже с честью внесли в родной город. А на том месте, где стоял образ, забил ключ чистой воды. Это произошло 18 сентября 1793 года. В Тутаеве ходит поверье, что вода родника целебна и излечивает верующих людей от всех болезней. Со дна бьют 57 струек воды, вьются песчинки. Рядом с колодцем сделана купель. Окунувшись в святом источнике, калужане направились в Свято-Введенский Толгский монастырь г. Ярославля.
Толгский монастырь – пригородный Ярославский монастырь, от Ярославля в 6 км. Монастырь был основан в 1314 году. В тот год 7 августа в устье речки Толги ростовскому епископу Трифону чудесным образом явилась икона Божией Матери. Объезжавший подвластные ему земли епископ остановился на ночь на правом берегу Волги. В полночь он проснулся и, выйдя на улицу, увидел на другом берегу столп огня и ведущий туда через реку мост. Трифон перешел по мосту реку. В лесу на ветвях огромного дерева увидел он источник неземного света - икону Богородицы. На следующий день епископ, вдохновленный видением, сам начал рубить деревья на месте чудесного явления. Подоспевшие спутники и горожане помогли ему, храм в честь Толгской иконы Богородицы был построен за один день. С этой церкви и начался Свято-Введенский Толгский монас-тырь. Долгое время был он малоземельным и небогатым, но свято хранил сокровище - чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1553 году Иван Грозный, страдая от боли, ехал мимо монастыря на Белозеро. Он остановился здесь на ночь и перед чудотворной иконой исцелился от так долго мучавшей его болезни ног. Пораженный царь отправил в монастырь богатые дары. Среди прочего были саженцы кедров. Их посадили на монастырской земле, и деревья прижились. Вскоре в монастыре росла роща кедров в 160 деревьев. Это посчитали чудом, ведь в кедры растут у нас плохо, а в монастыре они не только прекрасно себя чувствовали, но и плодоносили. В среднем кедры живут 250 лет, и сейчас в монастырской роще только 27 деревьев, которые по-прежнему прекрасно себя чувствуют. 21 августа из храма выносят чудотворную икону. С крестным ходом идет она по кедровой роще, и люди вспоминают, как пришла она к ним с ветвей огромного дерева.
В Толгском монастыре паломники прожили три дня. Утром все вместе шли на Божественную Литургию, причащались Святых Христовых Таин.
В этом году 21 августа монастырь будет праздновать свое 700-летие со дня его основания, поэтому дел у сестер очень много. И после Божественной Литургии и взрослые, и дети шли помогать сестрам. Взрослые трудились на поле, а дети выполняли несложную работу: обрывали листики с освященных в день Святой Троицы березок, чтобы потом сестры смогли сшить из них благоухающие подушечки. Игуменья, матушка Варвара, была очень довольна работой Калужан. За свои труды дети получили в награду возможность покататься на электромобиле. В монастыре была очень благодатная атмосфера а к паломникам из Калуги относились дружелюбно!
Сама территория монастыря утопает в цветах, в пруду плавают лебеди и утки (детям даже разрешали их кормить), а в кедровой роще гуляют павлины. После благодатных трудов паломники шли в монастырскую трапезу, где их кормили приготовленным с молитвами завтраком, обедом и ужином. Вообще паломников в монастыре кормят всего два раза в день: в обед и на ужин. Но наша группа была награждена матушкой Варварой за благодатный и усердный труд еще и завтраком. После обеда паломники отправлялись на экскурсии.
За эти дни калужане посетили храм в честь Михаила Архангела в г. Ярославле, где пребывают мощи Ярослава Мудрого. После разорения в годы богоборчества храм восстанавливается, и в нем идут работы по реставрации росписи. Детям и взрослым разрешили подняться на колокольню. Колокольня в храме Архангела Михаила очень высокая, поэтому с нее открывается прекрасный вид на Ярославль.
Прогулка по Ярославлю познакомила калужан с историей ярославского зодчества. Ярославские зодчие умели не только хорошо строить, но и проявлять в своих произведениях особый местный характер. Первой в веренице прекрасных храмов, один за другим возводимых в городе, стала церковь Николы Надеина . Это сейчас, искаженная позднейшими перестройками, окруженная современными зданиями, она немного потерялась среди других памятников архитектуры. А в XVII веке первая каменная церковь на ярославском посаде производила огромное впечатление на современников. Следом за ней появился храм Рождества Христова в Ярославле украшенный изразцами, с уникальной надвратной церковью-колокольней. В середине столетия была возведена жемчужина ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка . Она необычайно живописна, Асимметрично расположенные объемы храма строго уравновешены и пропорциональны. Сейчас церковь Ильи Пророка стоит в центре главной площади Ярославля. Эти храмы строились на средства богатых купцов. Позднее жители посада в своих приходах «в складчину» стали возводить каменные церкви. Так появились три храма вдоль берега Которосли – церковь Николы Рубленого , церковь Спаса на Городу и храм Архангела Михаила. Построенные в разное время, они образовали очень интересный и гармоничный ансамбль.
И взрослые, и дети отметили красоту и величественность Казанского женского монастыря. Мать Клавдия, которая оказалась близка и духом и родством к Калужской земле (ее бабушка проживала в Калуге, а сама она поддерживает связь с Казанским женским монастырем в Калуге), с радостью и улыбкой на лице встретила калужан и рассказала интереснейшую историю об основании монастыря. В период Смутного времени в мае 1609 года Ярославль выдержал 23-дневную осаду польских интервентов. Эта победа в сознании ярославцев была связана с заступничеством Казанской иконы Божьей Матери. В честь иконы, спасшей город от захватчиков, в 1610 году была сооружена всем миром деревянная церковь Казанской Божией Матери вблизи городского Земляного вала «в меньшем остроге», «на болотце». Вскоре рядом с церковью поселились 72 монахини из сожженного поляками Рождественского монастыря, который располагался близ церкви Богоявления на месте нынешней площади Богоявления . Эти события и положили начало истории Казанского женского монастыря в Ярославле. Деревянными были все первые постройки монастыря, включая стены. Каменная церковь была сооружена только в 1649 году, но большой городской пожар 1658 года уничтожил все деревянные постройки монастыря, существенно повредив и каменный храм, который вскоре был вновь отстроен. С 1770 по 1850-е. гг. монастырь почти полностью отстроен в камне. Заново выстроили келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды соорудили новую, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1835 – 1838 годах был перестроен, а в 1845 году освящен соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. В монастыре существовали иконописная, а также золотошвейная мастерская, работы которой за участие в Парижской выставке 1900 года были отмечены дипломом Высшей награды Министерства Финансов. Казанский монастырь в Ярославле славился церковным пением большого монашеского хора (до 200 чел.), а так же выпечкой разнообразных просфор. После Ярославского восстания 1918 года монастырь был упразднен, все его имущество изъято, а монахини направлены в Толгский монастырь, где находились до его закрытия. Участь чудотворной иконы до сих пор низвестна. С 1919 г. - по 1922 гг. на территории обители был концентрационный лагерь. В 1928 году в Казанском соборе был размещен Государственный архив Ярославской области. Спустя 80 лет в 1998 г. Казанский монастырь был открыт вновь. Сразу ему был передан новочудотворный список с Ярославской Казанской иконы, выполненный монахинями монастыря до его закрытия. С 2000 года в Казанском монастыре находятся мощи святителя Агафангела (Преображенского), Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомучеников и исповедников Российских. С 2001 года в Казанском соборе начались богослужения. В 2002 году возродили старинный крестный ход с Казанской иконой Богородицы до города Тутаева. В настоящее время при монастыре существует также регентская школа, где обучают будущих регентов, уставщиц и псаломщиц для храмов Ярославской и других епархий.
Но как же побывать в Ярославле и не прокатиться на теплоходе по Волге!.. Прямо от Толгского монастыря ведет тропинка к пристани. Прогулка по Волге привела всех в восторг. Спокойная гладь воды, мягкие волны у кормы теплохода…красота природы, которую даровал нам Господь! Но особая радость была у детей, ведь они получили возможность искупаться. В тот день вода в реке была теплой, и даже многие взрослые не удержались и решили искупаться вместе с детьми.
Еще одно из святых мест, которое посетили Калужане –на юге-востоке Ярославской области в 15 км от посёлка Петровск, расположенного на трассе Москва-Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново среди нескольких сохранившихся жилых домов возвышается на пригорке каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста, где нашел свою обитель Животворящий Крест Господень - одна из величайших святынь православной России.
Его стройный белоснежный силуэт, будто птица, одиноко парит над бескрайним простором окрестных полей и лесов. Сюда едут паломники со всего света. Впервые добравшийся сюда не сразу понимает, чем привлекает стольких людей эта местность. И только окунувшись в неё, видит, что сама природа и окружающий пейзаж создают особое душевное состояние умиротворения, покоя и промыслительной заботы Творца о нас. Как драгоценный ковчег, сокровенный от суетного мира, хранит он великую православную святыню, одно из бесценных сокровищ России – Животворящий Крест Господень. Сотворён не руками человека, но Промыслом Божиим. Чудом сошедший с небес на землю.
В Годеново паломники приехали ближе к обеду, когда служба уже закончилась. Тем не перед чудотворным Распятием служился молебен. После моления и прославления Животворящего Креста открыли стеклянную дверцу, которая закрывает Крест, и все приложились к стопам Спасителя. В храме было прохладно, а Крест был теплым!!! Теплота была окутывающей, всеобъемлющей, всепроникающей…. Испросили в молитве благословения на дорогу обратно. Ответом был удивительный покой на душе.
«Будет вам по вере вашей», - говорил Господь. И дается по вере тем, кто верит. И не дается – по неверию.
Три дня прошли одухотворённо и благодатно. В последний вечер пребывания в монастыре калужане услышали слова благодарности, молитвенное напутствие и благословение игумении матушки Варвары и благословение самой Богородицы, приложившись на прощание к ее чудотворному образу.
Утром четвертого дня группа Калужан прибыла в Троице - Сергиеву лавру. Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, и в их числе прпп. Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около 3 тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни. В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.
В 1920 г. Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 г. разместились историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В Великую субботу ожившие лаврские колокола возвестили о первом богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы.
Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры - Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, и которым приехали поклониться калужане. В этот день Господь сподобил нас всех причаститься Его Святых Таин в святой обители.
По дороге домой взрослые и дети заехали в Покровский Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне. В царский период было немыслимо представить паломническую поездку в Троицкий монастырь, который со временем стали называть Троице-Сергиевой лаврой , без посещения монастыря в Хотьково, находящегося поблизости от лавры.
Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых - Сергия Радонежского.
В память о завещании Сергия Радонежского паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей. Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители этого великого русского святого - ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335-1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.
И раньше, и теперь, обращаясь в молитвах к преподобным Кириллу и Марии , православные люди просят помощи в даровании сил и терпения для достойного служения Господу Богу, Родине, их семьям; молят о рождении у них хороших детей, их долгой и славной жизни на благо православия и Отечества; просят помочь испросить у Бога прощение собственных грехов, причем не ради себя, а прежде всего в тревоге о судьбах их детей.
«Не похваляем его, как бы требующего похвал, но просим только, да помолится о нас сей истинный подражатель Христов".
/Пахомием Логофетом (1458-1471)/
Поклонившись родителям прп. Сергия, умиротворенные и наполненные духовной благодатью, автобус с паломниками взял курс на Калугу. Четыре дня пролетели как на одном дыхании. Калужане и потрудились во славу Божию, и помолились, и поклонились Святыням.
Слава Богу за все!
- Обзорная экскурсия по Ярославлю с посещением действующих храмов
- Посещение Толгского монастыря с экскурсией по монастырю (Чудотворная Толгская икона Богоматери, мощи Игнатия Брянчанинова и др.)
- Посещение Успенского Собора в Ростове Великом (свт. Леонтий Ростовский - помощник в чадородии, дарование мудрости и терпения)
- Посещение Спасо - Яковлевскго монастыря (свт. Димитрий Ростовский, Ватопедская икона Богоматери "Отрада и утешение" и др.)
- Посещение Варницкого монастыря (поклонение Кресту, установленному на месте явления старца отроку Варфоломею)
Подробное описание программы. Стоимость см. в конце страницы
1-й день (По Святыням Ярославля)
- Встреча группы в Ярославле (площадь Богоявления, на стоянке у Храма Богоявления)
- Обзорная экскурсия с осмотром и посещением храмов:
1.Успенского кафедрального собора (посещение)
Святыни: мощи Ярославских чудотворцев, святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Василия и Константина
2. Ильи Пророка,Михаила Архангела,Иоанна Предтеча (внешний осмотр)
3. Спаса на Городу (посещение)
Святыни Храма: прп.Серафим Саровский с част. Мощей,фресковый образ Всемилостивого Спаса (17 век); икона Святой Троицы с желудем от Мамврийского дуба, привезенного православными паломниками со Святой земли еще до революции; икона - мощевик «Всех святых» с изображением по центру иконы Божией Матери «Всецарица» и около 1000 образов святых угодников Божиих, по периметру иконы — 120 наиболее почитаемых изображений Пресвятой Богородицы (в мощевике находится 131 частица мощей святых угодников Божиих и частица Животворящего Древа Креста Господня); икона- мощевик всех Киево-Печерских святых с 84 частицами святых мощей; икона- мощевик «Умягчение злых сердец» (с частицами мощей избраных угодников Божиих, в том числе Марии Магдалины и блж.Матроны Московской); чтимый образ Божией Матери «Прибавление ума»
4. Богоявленского собора (посещение)
Святыни: чудотворный список с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» , «частицы мощей св. Николая Чудотворца»
5. Казанского собора Казанского женского монастыря (посещение)
Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Казанская» , мощи свт. Агафангела
- Переезд в Свято - Введенский женский монастырь (вечерняя трапеза, ночлег) Вечернее богослужение (вынос ковчега с Ризой Господней) Начало в 16:00, окончание в 19:00
2-й день (Толгский монастырь- Ростов Великий)
- 6:00 Утренние молитвы, полунощница, акафист,если накануне была простая служба, богослужение начинается в 5:30 молебном перед Толгской иконой Божьей матери.
- 7:00 Божественная Литургия
- 09.30 - Утренняя трапеза(будни) или 10.30 - воскресные и праздничные дни.
- 11.00 -12.00 Экскурсия по Толгскому Свято - Введенскому монастырю (в будни)
- с 12.00 - 13.00 - воскресные и праздничные дни.
Во время экскурсии посетители узнают историю монастыря, жизнь сестер сегодня. Совершат поклонение чудотворной иконе Божией Матери «Толгская» , мощам свт. Игнатия Брянчанинова.
- 11.30 - 12.30 переезд в г. Ростов Великий. Путевая информация. Экскурсия по Ростову Великому.
Успенский Собор в Ростове Великом
Паломническая поездка в Ростов Великий начинается с Успенского Собора за стеной Ростовского Кремля сооруженного в 17 веке по образу Небесного Града Иерусалима на Земле. (Экскурсия по территории Кремля не входит в стоимость программы и проводится дополнительно по желанию, а также по предварительному оповещению. Стоимость -300 руб./ чел)
Затем путь будет продолжен на берег озера Неро, где установлен и освящен он на 18- тонном валуне 4-х метровый Поклонный крест, в память о крещении в 991 году первых жителей Ростова князем Владимиром Святославовичем. Лишь в двух городах князь Владимир лично осуществлял и участвовал в обрядах крещения - в Киеве и Ростове Великом. В России ни один город подобной чести не был удостоен. Ростов на протяжении веков был и остается одним из духовных центров страны, и событие установки креста подтверждает его высокий статус.
12.30 - 13.00 Успенский собор Ростовского Кремля (мощи Леонтия Ростовского). Посещение Владимиром Крестителем места крещения ростовцев на озере Нэро.
13.30- 14.30 Посещение Спасо - Яковлевского мужского монастыря (мощи Димитрия Ростовского, Ватопедская икона Божией матери, мощи святой источник).
Святыни Яковлевского храма:
- Мощи преподобного Авраамия Ростовского. Ему молятся об отогнании от человека злых духов и об обращении неверующих.
- Мощи святителя Иакова Ростовского (под спудом). Ему молятся о помощи в тяжелых материальных обстоятель-ствах и при болезнях.
- Крест с частицей Животворящего Креста Господня. Ковчег с частицами мощей преподобных Киево-Печер-ских угодников.
Святыни Зачатьевского собора: почитаемое изображение святых Иоакима и Анны (фреска), покровителей семьи и супружества. Им молят-ся о помощи в различных семейных проблемах, а также супруги, не имеющие детей.
Святыни Димитриевского храма: Мощи святителя Димитрия Ростовского. Он является святым покровителем учащих и учащихся, историков, писателей, театральных деятелей. Чудотворная Ватопедская икона Пресвятой Богороди-цы «Отрада, или Утешение» — келейный образ святите-ля Димитрия, данный ему как благословение на написа-ние Житий святых. Эта икона являлась свидетельницей его пастырских и молитвенных трудов. Перед ней 28 октября 1709 года святитель Димитрий был найден почившим в коленопреклоненной молитве.
Ковчеги с частицами мощей:
- вмч. Дими-трия Солунского,
- вмч. и целителя Пан-телеймона,
- блгв. кн. Александра Невского,
- преп. Сергия Радонежского,
- св.блж. Матроны Московской.
Почитаемая Шестоковская икона Пресвятой Бого-родицы. Происходит из затопленного Афанасьевского монастыря г. Мологи, дана как благословение возрожда-ющемуся монастырю его первым духовником известным старцем архимандритом Павлом (Груздевым).
Почитаемая копия чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Умиление-Ростовская».
На территории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря действуют четыре церковные лавки, где можно купить выпеченный в монастырской пекарне хлеб, который не черствеет, молоко козье и коровье, сыр, и другие молочные продукты произведенные на монастырской ферме. У монастырских стен местные рыбаки предложат выловленную в озере Неро щуку
14.30 -15.30 Посещение Свято-Троицкого Варницкого монастыря (родины прп. Сергия Радонежского).
Варницкий монастырь
Ростов Великий - родина Сергия Радонежского. Варницкий монастырь основан в 15 веке на месте, где стоял дом его родителей, боярина Кирилла и Марии.
Вы узнаете о счастливом детстве Сергия Радонежскогоо, о его родителях, побываете на месте " явления отроку Варфоламею старца". Это событие, когда "Господь даровал ему знание грамоты" , Вы могли видеть в картине художника Нестерова.
Стоимость экскурсии для организованных групп паломников
от 41- 50 чел. |
от 31 - 40 чел. |
от21 -30 чел. |
от 10-20 чел. |
||||
Транспорт заказчика |
Транспорт Центра |
Транспорт заказчика |
Транспорт Центра |
Транспорт заказчика |
Транспорт Центра |
Транспорт заказчика |
Транспорт Центра |
1700 |
2100 |
1800 |
2200 |
2100 |
2600 |
2900 |
3500 |
В стоимость входит: экскурсии, проживание, ужин, завтрак, проезд.
Дополнительно можно заказать обед или монастырскую трапезу - 350 руб.
Посещение Ростовского Кремля не входит в стоимость программы. Экскурсия по Кремлю оплачивается дополнительно 300 руб./чел. и по предварительному оповещению.
Возможна посадка на поезд в Ростове Великом
Город Ярославль был основан в 1010 году. Это была деревянная крепость, вокруг которой селились ремесленники и торговцы. Иногда вспыхивали в городе пожары, или враги нападали и поджигали деревянный Ярославль, и тогда сгорало все.
После пожара жители заново отстраивали свой город, еще краше и богаче, чем раньше.
Так продолжалось до того момента, когда монголо-татары напали на Русь. В 1238 году Ярославль был разграблен и разрушен ордами хана Батыя.
Город полностью обезлюдел. Его правитель – князь Всеволод - сложил голову в битве на реке Сить. Вместе с ним погибла и почти вся ярославская дружина.
Чудом спаслись два сына князя Всеволода – Василий и Константин. Страшную картину увидели они, когда вернулись в разоренный Ярославль. Нужно было восстанавливать город, поддерживать обездоленных, вдов и сирот. Сколько столетий прошло с тех пор, а ярославцы до сих пор рассказывают, как щадили жителей города ярославские князья Василий и Константин , брали совсем маленькие налоги, всего «по три денежки с души», по другому варианту «по три куриных яичка». Избегали эти князья и участия в междоусобных княжеских «разборках».
Так и возродился город. Во многом это была заслуга двух ярославских князей – Василия и Константина.
Оба князя были похоронены в Успенском соборе . В XVI веке собор перестраивали и под его развалинами обрели нетленными мощи, как узнали по надписям на гробах, святых князей Василия и Константина Всеволодовичей.
Открыв их, снова зарыли в прежнем месте. И вдруг поднялась в Ярославле сильная буря с громом молнией и проливным дождем. Продолжалась эта буря целых две недели. Поняли ярославцы, что святыню скрывать не следует. Святые мощи князей Василия и Константина были торжественно перенесены во вновь построенный собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.
Так мирно почивали мощи святых князей 243 года, пока в 1744 году не случился в Успенском соборе пожар. 20 февраля, загасив по окончании богослужения свечи, сторожа сложили огарки в стоящий около раки с мощами святых князей ящик и собор заперли. Плохо затушенные огарки загорелись и вспыхнули. Пламя дошло до стоящей над ракой деревянной сени, а затем перешло и на саму раку. В результате этого пожара мощи ярославских князей Василия и Константина обгорели.
Ныне они почивают в Федоровском соборе Ярославля. Память святых Василия и Константина Ярославских чтится 3/16 июля и 8/21 июня.
Но это случилось много позднее…
А пока стонала Русь под гнетом монголо-татарского ига. Нужно было платить Орде огромную дань; чуть что, набегали татары, грабили, убивали. Каждый князь должен был ездить в Орду, чтобы получить от хана ярлык, подтверждающий его право на княжение в этом городе.
Вот так и отправился в Орду ярославский князь Федор Черный . Да в Орде он не только ярлык получил, ни многих обратил в христианскую веру. Красивого ярославского князя полюбила ханская дочь, вышла за него замуж и приняла веру мужа – христианскую веру.
В Орде у них родились два сына – Давид и Константин. Наконец, Федор Черный с женой и детьми вернулся в Ярославль.
Время его правления стало временем мира и покоя на ярославской земле. Прекратились татарские набеги, умный князь Феодор сумел избежать и княжеских междоусобиц.
Возводили Феодор Черный и его жена Анна в Ярославле храмы, заказывали для этих храмов прекрасные иконы. И это в то время, когда другие города переживали упадок и разорение. Поистине благом стало для Ярославля время правления князя Федора Черного и его сыновей Давида и Константина.
Эти князья были похоронены в Спасо-Преображенском монастыре .
Около двухсот лет не потревоженными лежали мощи ярославских князей Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. И вот в 1463 году было решено их захоронить. Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.
Благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина почитали не только в Ярославле, но и по всей Руси. За благословением к святым ярославским князьям шли великие и малые, богатые и бедные. Царь Иван Грозный четыре раза посещал Спасо-Преображенский монастырь, молился у мощей святых князей, и по их молитвам дано было исцеление царице Анастасии. В 1612 году вожди ополчения Минин и Пожарский перед походом на освобождение Москвы прибегали к молитвенной помощи Ярославских князей. В 1613 году в Спасо-Преображенский монастырь прибыл юный царь Михаил Федорович со своей матерью инокиней Марфой. Они также просили благословения у святых Ярославских князей Федора Давида и Константина. В 1704 году ростовский митрополит Дмитрий на пожертвованные ярославскими купцами деньги устроил новую кипарисовую раку для мощей святых князей.
22 июня мощи были помещены в новую раку. Этот день святитель установил праздновать как день памяти Ярославским чудотворцам.
В 1763 году императрица Екатерина II посетила Ярославль и перед тем, как отправиться в Успенский собор, где ее ожидали, «слушала молебен и прикладывалась к мощам Благоверных князей Феодора, Давида и Константина» в Спасо-Преображенском монастыре.
Несколько веков вплоть до закрытия Спасского монастыря в 1923 году шли люди за помощью к Ярославским чудотворцам и получали просимое. Возвращенные в 1988 году Церкви святые мощи благоверных князей находятся в Федоровском соборе Ярославля.