Владычный введенский женский монастырь в серпухове. Владычный женский монастырь, Серпухов: отзывы. Кто помогает Владычному женскому монастырю в Серпухове? Серпуховский владычный женский монастырь требы
Введенский владычный женский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры в Россию
История Введенского владычного женского монастыря в Серпухове непосредственно связана с житием святого Алексия, Митрополита Московского. Согласно преданию, сама Божия Матерь явилась святителю и повелела основать обитель, которая сослужит большую службу в деле спасения человеческих душ. Святому было указано и место - окрестности города Серпухова. А также сказано, что основание монастыря станет одним из главнейших дел в жизни Алексия.
Немного истории
Основанный еще в 1360 г., монастырь прошел множество испытаний за несколько столетий непростой российской жизни. Но во все времена оставался местом паломничества, куда стремились верующие со всех уголков русской земли. Известен он и тем, что здесь, в Георгиевском храме находится чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая чаша». С момента основания это один из крупнейших духовных и культурных центров центральной России.
Первым игуменом обители стал преподобный Варлаам, при котором была построен каменный Введенский собор. Монастырь почитался московской династией князей, и к концу 17 столетия имел обширные вотчины не только в окрестностях Серпухова, но и в Москве. В начале 19 столетия его преобразовали в женский, еще спустя полвека тут был обретен образ «Неупиваемая Чаша».
Икона «Неупиваемая Чаша»
Согласно рассказам инокини Елизаветы, все было так. В одной из деревень жил отставной солдат, сильно хворавший ногами и горько пьющий. Однажды ему явился во сне старец и сказал ступать в Серпухов, во Введенский монастырь, дабы помолиться пред иконой Богоматери «Неупиваемая Чаша». Однако тот не внял старцу. Но сон повторился вновь, и тогда болезный отправился в путь.
Сначала он шел на четвереньках, останавливаясь у добрых людей на ночлег. Как-то раз он остановился в доме, где старуха растерла ему ноги перед сном, а на утро он смог хоть и не твердо, но стоять на них. Через день, взяв две палки, старый воин двинулся в путь. Ему становилось все лучше, и к Введенской обители он дошел уже вовсе без подпорок. Там он попросил отслужить молебен у образа Богородицы «Неупиваемая Чаша», но инокини не ведали о такой иконе. Тогда предположили, что речь идет об образе в Георгиевском храме, на котором есть изображение сосуда. Каково же было всеобщее удивление, когда на обороте иконы было начертано совершенно то же самое. Оказалось, что явившийся солдату старец - Святой Варлаам.
Что посмотреть
Монастырь обнесен толстой кирпичной стеной, которая когда-то служила защитой для жителей Серпухова. Войти в обитель можно через арку, которую венчает изящный надвратный храм во имя мученика Федота Анкирского. Самая древняя церковь - белокаменный Введенский собор 14 века, построен в русском стиле - в виде массивного четверика. Кровлю украшают объемные кокошники и пятиглавие, а позднее с разных сторон к нему пристроили апсиды и паперть. Еще один храм обители - во имя Георгия Победоносца, относится к более поздней эпохе и представляет собой яркий образец времен Бориса Годунова. Его отличает характерная шатровая кровля - один из признаков московского зодчества второй половины 16-17 веков. А вот колокольня, которая составляет единое целое с общим объемом здания - выполнена в стиле Московского Кремля, что возводили с привлечением мастеров из Италии.
Рядом с входом во Введенский собор стоит небольшая деревянная часовенка, в которой покоятся мощи основателя монастыря - святого Варлаама. Ему молятся об избавлении от бесов и о здоровье домашнего скота. В последние годы было документально зафиксировано несколько десятков чудесных исцелений по молитвам святого.
Внутри Введенского храма все покрыто росписями в старинном русском стиле, что создает уютную намоленную атмосферу. В храме Св. Георгия - наоборот, нет росписей, только иконы висят на белоснежных стенах. Стоит обратить внимание на необычные по форме и исполнению светильники. Вся территория монастыря усажена цветами и ухожена, недаром это женский монастырь. Собираясь в обитель, нужно не забыть тару для воды - источник «Неупиваемая чаша» славится своей помощью страдающим от алкогольных и иных излишеств. Рядом с монастырем есть пекарня, где можно купить вкусную монастырскую выпечку и перекусить.
Практическая информация
Адрес: Серпухов, ул. Октябрьская, 40. Веб-сайт .
Как добраться: на автомобиле - по Симферопольскому, Борисовскому ш., ул. Ворошилова, Ленинского Комсомола и Октябрьской; на электричке - с Курского вокзала столицы до станции «Серпухов», далее на автобусе № 4 до конечной остановки.
Богослужения проходят ежедневно в 7:15 по будням, в 8:00 и 17:00 по праздничным и воскресным дням; исповедь проводится после вечернего богослужения.
Введенский Владычный женский монастырь
Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская,д. 40.
Монастырь как мужской основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю: «Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему». Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ: «В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».
Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Он увидел ангелов, держащих обитель на своих плечах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм. Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ее помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение. Но оно не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.
Первый храм Владычного монастыря, созданный первым настоятелем преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного был сооружен каменный храм. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма.
После смерти святого Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на войны и смуты, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами.
Период упадка для монастыря наступил в начале XVIII в., когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения.
В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу XVIII в. Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. Ввиду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне.
Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченых колоннах.
В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в XIV веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и Владимирская икона Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворный образ Христа Спасителя, иконы святого Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и святого Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.
К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь XV века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями.
В 1598–1609 годах, после посещения Серпухова Борисом Годуновым, монастырь был практически полностью перестроен на пожалованные деньги. Сегодня он представляет собой уникальный комплекс годуновской архитектуры. В конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен каменный двухъярусный храм в честь святого великомученика Георгия. О небесной защите, явленной этим святым, повествует местное предание: во время осады города Серпухова неприятелями горожане видели великомученика Георгия, выехавшего на белом коне из задней калитки монастыря и подъехавшего к вражьим полчищам. Последние, увидев святого, устрашились и бежали, а великомученик вернулся в монастырь через ту же калитку. В память этого священного события в обители установлено празднество святому великомученику и победоносцу Георгию. Совершается оно в седьмой понедельник после дня Успения Божией Матери (в середине октября) и именуется в народе «Георгий Потаенный».
К северной стороне Георгиевского храма был пристроен придел во имя святого царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел – один из первых, если не первый в России храм, посвященный святому Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ святого Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевским храмом в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом святого Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя святого Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне. Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами.
Церковь была построена в XVI веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители.
В XIX веке Владычный монастырь стал женским по благословению митрополита Московского Платона (Левшина). С этого времени начался невиданный расцвет обители. Обновлены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре были огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник. К середине столетия число насельниц возросло до 300.
Святынями храма были храмовый образ Нерукотворного Спаса и Иверская икона Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.
В начале XX в. в монастыре были игуменья, 50 монахинь и 326 послушниц.
В 1919 году монастырь был закрыт, его территория стала Авиагородком. На ней открылась школа «красных военлетов», затем – среднее военное училище. А потом всего за семнадцать лет он был почти полностью разрушен.
В мае 1995 года во Владычном женском монастыре возобновлена монашеская жизнь. После революции подлинник иконы «Неупиваемая Чаша» был утерян. Сейчас во Владычном женском и в Высоцком мужском монастырях города Серпухова находятся списки с иконы, которые также являются чудотворными. В обители находятся чудотворные иконы святого царевича Дмитрия Угличского и святого мученика Иоанна Воина.
Перед тремя святынями Владычного монастыря: иконами «Введение Богородицы во храм», «Неупиваемая Чаша» и на надгробии преподобного Варлаама горят неугасаемые лампады.
Говоря о Введенском Владычном монастыре, нельзя не сказать о другой обители: Высоцком Зачатьевском мужском монастыре.
Высоцкий монастырь расположен напротив Владычного – на другом берегу реки Нары при впадении ее в Оку. Это архитектурное решение делает городское пространство Серпухова уникальным.
В 1374 году Преподобный Сергий Радонежский пешком пришел в Серпухов из своей обители, чтобы благословить князя Владимира Храброго на строительство монастыря.
В 1381 году Владимир Храбрый возвел первые каменные храмы в монастыре в память о Куликовской битве. С тех пор монастырь строился и изменялся – все его сооружения созданы в разное время.
В 1387 году игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху которому когда-то при постриге дал собственное имя. Преподобный Афанасий младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли.
С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи покинули Высоцкий монастырь. Но неприятели и некоторые жители города видели, как однажды вечером из обители выехал на белом коне инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой – как преподобный Афанасий младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и татары, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более ста пятидесяти лет после смерти святого.
Мощи преподобного Афанасия младшего обретены лишь недавно. До 1994 года мощи святого, по его собственному завещанию, покоились под лестницей соборного храма.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» – явленная во Владычном монастыре, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий. Сегодня списки с первоначального образа хранятся в обоих серпуховских монастырях.
В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку…
В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы. «А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?» – пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».
Из Серпухова крестьянин возвращался здоровым, получив исцеление больных ног, освободившись от непреодолимой тяги к вину. А в явившемся ему схимнике крестьянин узнал, увидев икону преподобного Варлаама – строителя Владычного монастыря.
После революции Владычный монастырь был закрыт, а чудотворная икона – перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году был закрыт и Никольский собор. Все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли.
Память о ней вернулась в город в 80-х годах ХХ века. Была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости – по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери.
Когда же открылся Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» сюда. По его благословению, известный российский иконописец Александр Соколов создал список чудотворной иконы. А в 1996 году еще один список появился во Владычном монастыре.
С тех пор в Серпухове два образа «Неупиваемой Чаши». Оба они, как и первообраз, чудотворные.
«Неупиваемая Чаша» сегодня признана всероссийской святыней. К этой иконе устремляется огромное число паломников. А кто не может приехать, высылает письма и телеграммы с просьбами отслужить молебен за близких и родных. В монастырях ведутся книги благодарности от верующих, получивших помощь по молитвам перед чудотворными образами.
Из книги Вам поможет святая блаженная Матрона Московская автора Чуднова АннаПриложение 2 Покровский женский монастырь Если вы зайдете на подворье Покровского женского монастыря, то увидите, что от самых ворот вглубь тянется длинная очередь. Множество людей, кто со свечками в руках, кто с цветами, терпеливо ждут, когда они смогут подойти и
Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина НадеждаСвято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь "начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах
Из книги 100 великих монастырей автора Ионина НадеждаФЛОРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КИЕВЕ Женские монастыри существовали в Киеве еще с XII в. По древнему обычаю почти при каждом мужском монастыре находился и женский; например, при древнем Софийском монастыре - женский монастырь Святой Ирины, при Михайловском мужском -
Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина АнатольевнаСвято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его
Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина ВикторияЗачатьевский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2 (м. «Кропоткинская», м. «Парк Культуры»)Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 году святитель Алексий (Бяконт), митрополит Московский,
Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир АлександровичПокровский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, ул. Таганская, д. 58 (м. «Марксистская»).Царский Покровский монастырь был основан в пяти верстах от города царем Михаилом Федоровичем. В 1635 году он пожаловал на его на строительство обители 17 четвертей земли,
Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун ГеоргийВоскресенский Новодевичий женский монастырь Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100.Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь
Из книги автораКрестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была
Из книги автораМироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением
Из книги автораБогоявленско-анастасиин женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, д. 26.Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центра города – костромского кремля. Его строителем
Из книги автораЗнаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,
Как гласит древняя монастырская летопись, написанная на доске, в 1360 году, когда святитель Алексий читал молитвы в келии вместе с диаконом Герасимом, после очередной молитвы его жилище озарил яркий поток света. В недоумении и благоговении они смотрели на икону Божией Матери, которая заговорила с митрополитом Алексием и попросила его построить монастырь в Ее честь. Святитель и диакон завершили службу, и ушли по своим келиям. Митрополит Алексий долго думал и размышлял над услышанным от Царицы Небесной. Он упал на колени и молился, прося объяснить, что ему надо сделать, ведь он не знает где строить монастырь. Богородица снова ответила святителю и сказала, что хочет, чтобы он построил монастырь в Ее честь в городе Серпухове на спасение многим человеческим душам.
Святитель Алексий, повинуясь воле Царицы Небесной, послал на поиски места преподобного Варлаама, своего келейника, и дал ему наказ, что как только он найдет подходящее место, пусть немедленно доложит, ведь он хотел сам убедиться в правильности выбора. Варлаам долго ходил, но все-таки нашел подходящее для монастыря место и решил остановиться там на ночь. Среди ночи Варлаама разбудил звук звенящих медных колоколов, он прислушался и понял, что это знак свыше. Вернувшись, он рассказал все святителю Алексию. Тот обрадовался и послал Варлаама готовиться к постройке.
Перед тем как Варлаам отправился в путь, святитель служил напутственный молебен. Едва он договорил последние слова, Варлаам упал замертво. Увидев это, святитель Алексий упал перед образом Владычицы и воскликнул: «О Матерь Божья! Зачем же ты его забрала к Себе? Кто же теперь построит монастырь в Твою честь?". И услышал он ответ: «Алексий, возьми Варлаама за руку, и подыми его, он тебя послушается." Святитель взял Варлаама за руку, тот встал весь в слезах. Митрополит Алексий спросил о причинах его слез. «Прошу тебя, не понуждай меня рассказывать об этом до смерти» - ответил Варлаам.
Тот час святитель поехал осматривать место, выбранное Варлаамом, но оно ему не понравилось. Но он так же услышал колокольный звон и голос: "Здесь поставь монастырь". Митрополит Алексий покорился воле Божией, поставил Варлаама строителем монастыря и велел ему заложить деревянную церковь. Через два года Варлаам построил еще одну каменную церковь и трапезную (1362 г).
Варлаам пробыл строителем 13 лет, а затем ослеп. Прожив так два года, чувствуя приближение смерти, он послал одного из монахов к святителю Алексию и просил передать: "Ты основал монастырь, сам храмы освятил, прошу, похорони меня своими руками." Приехав в Серпухов, митрополит Алексий пришел к Варлааму и увидев его болезненное состояние спросил: "Варлаам, что ты видел перед основанием монастыря?". "Словами я поведать это не могу - ответил Варлаам, -страшно мне, а написать не могу, потому как незрячий." Святитель послал за бумагой и чернилами. Они вместе провозгласили молитву. В этот момент зрение вернулось к Варлааму, он взял перо и начал писать: «Почему монастырь называется Владычний, а не Алексиевский? Потому что видел Богородицу, и все было по Ее повелению. Когда я умер, видел я ангелов, которые держали наш монастырь, Захария стоял в церковных дверях, Богородица и Ее родители зашли, и Захария посадил Богородицу на третьей ступени."
Неожиданно келию озарил поток света, Варлаам отложил перо, велел привести к нему брата Гедеона. Он был так же слеп. Варлаам положил на него руку и сказал: "Со мною ты ослеп, со мною и прозри!". Гедеон прозрел. Варлаам сказал: "Я уже отхожу. Ты проживешь три недели в покаянии и придешь ко мне хотя и не хочешь, я встречу тебя с радостью. Ты умрешь в церкви, во время перенесения Честных Даров." "Прошу, молю тебя, пощади - воскликнул Гедеон, - не готов я умирать." "Ты уже готов",-ответил ему Варлаам. Попрощавшись и поцеловав святителя, Варлаам умер 5 мая (18 мая по новому стилю) 1377 года.
Святитель Алексий выполнил последнюю просьбу Варлаама и провел обычное погребение. Похоронили его на церковной паперти, так как он хотел всегда лицезреть церковь Пресвятой Богородицы. По предсказанию Варлаама, Гедеон прожил три недели и умер при перенесении Даров. Его погребли рядом со святым Варлаамом.
В 1378 году по видению преподобного Варлаама, святитель Алексий велел написать икону "Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых". Она находилась в храме 540 лет и считалась чудотворной.
В 1806 году мужской монастырь был реорганизован в женский.
В 1878 году в монастыре через предстательство преподобного Варлаама была явлена чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
В 1919 году монастырь закрыли. На его территории разместили школу "красных военлетов".
Только в 1978 году военное училище освободило территорию монастыря. После этого почти 20 лет монастырь разрушался людьми.
И только в 1995 году монастырь был возрожден.
Полное название монастыря – Серпуховский Владычный Свято-Введенский женский монастырь . Расположен он в Подмосковье, в городе Серпухове.
В монастырский комплекс входят несколько храмов и церквей, святой источник, многочисленные монастырские постройки, гостиница для паломников, православная гимназия, а также гробница Варлаама Серпуховского, главного строителя монастыря, и основная святыня храма – икона «Неупиваемая чаша».
История монастыря
История монастыря начинается в 1360 году. Согласно преданию, Святителю Алекию во время молитвы было видение: сама Пресвятая Богородица обратилась к нему с призывом построить храм в ее честь в пределах града Серпухова. Алексий тот час же отправил на поиски подходящего места преподобного Варлаама. Найдя такое место, преподобный Варлаам решил переночевать там. Ночью услышал он звон, неизвестно откуда взявшийся, и решил, что это знак от Богородицы, что место он нашел то самое. Через некоторое время сюда пришел и Алексий. Выбором места остался доволен и повелел поставить здесь деревянную церковь. Варлаама же назначил главным строителем.
В 1362 году уже была построена первая каменная церковь и трапезная. Преподобный Варлаам строил монастырь 13 лет, вплоть до самой своей смерти. Чувствуя, что скоро земные дни его закончатся, попросил он Алексия похоронить его около монастыря, чтобы и после смерти смотреть на результаты своих трудов, быть рядом с главным делом своей жизни.
После смерти Варлаама по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Эта икона в течение 540 лет была главной святыней монастыря и по праву почиталась, как чудотворная.
Вплоть до конца 16 века монастырь продолжал строиться, обитель получала от разных царей земли и пожертвования. Царь Иван Грозный , отличавшийся, как известно, не только особой кровожадностью, но и такой же безграничной набожностью, пожаловал монастырю мельницу и землю, чтобы монахи могли хоть как-то прокормиться.
В 1599 году был построен Надвратный храм Феодотия Анкирского. В 1598—1609 монастырь полностью перестраивается на деньги царя Бориса Годунова в честь бескровной победы русского войска над ханом Казы-Гиреем на реке Оке. Строительство осуществлялось не только на деньги Годунова, но и под его контролем. Преобразования охватили все без исключения постройки монастыря: расширен Введенский собор, построен храм в честь Святого Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями.
В 1607 году по велению Василия Шуйского монастырю был подарен Чудотворный образ царевича Дмитрия. В это время в обители уже было около 30 монахов. Обитель процветала и принимала множество паломников.
Самостоятельность монастырь потерял спустя век. В 1724 году, согласно новому духовному Регламенту, обитель была приписана к Московскому Заиконоспасскому монастырю. На протяжении нескольких лет обитель постепенно пустела, ветшала, и дошло даже до того, что некому было проводить церковные службы. Настоятелями монастыря на протяжении долгого времени были простые иноки-строители.
В 1806 году монастырь пришел в такой упадок, что решено было его упразднить. Но, как это часто бывало на Руси, положение спасли женщины. Монастырь получил вторую жизнь, благодаря игуменье Дионисии , которая прибыла сюда из Новодевичьего монастыря с пятью монахинями и четырьмя послушницами. Скорее всего, немалую роль в возрождении монастыря сыграла и княгиня Евдокия Вяземская , которая прожила здесь последние свои дни под именем старицы Ефросиньи.
Примечательна также личность еще одной обитательницы Введенского монастыря – игуменьи Митрофании . До 26 лет будущая игуменья и не помышляла о монастырской жизни. Тогда ее звали Прасковья Розен, и принадлежала она к древнему аристократическому роду баронов Розен. Что именно так повлияло на образованную и умную барышню, да к тому же еще и фрейлину супруги Николая первого – неизвестно. Но в 26 лет она принимает монашество и уходит в Алексеевский монастырь. В 1861 году Митрофания становится игуменьей Владычного Свято-Введенского монастыря в Серпухове и ставит себе цель: сделать монастырь не просто процветающим, а лучшим из лучших. Свои связи при дворе она успешно конвертирует в денежные пожертвования, которые так нужны обители. При ней монастырь прирастает и постройками, и послушницами.
Современники Митрофании отмечали ее организаторские способности, сильный характер, решительность и деловой склад ума. Благодаря ей была создана первая община сестер милосердия, а монастырь стал известен своей миссионерской деятельностью. Но такая миссионерская помощь людям была чужда православным традициям и многим не нравилась. В 1874 году игуменью обвинили в попытках мошеннически завладеть чужим имуществом, подвергли судебным разбирательствам и по приговору сослали в монастырь Енисейской губернии.
Обретение иконы «Неупивемая чаша»
В 1878 году в монастыре произошло знаменательное событие – обретение чудотворной иконы «Неупивемая чаша».
Официальная версия этого обретения такова. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат николаевской армии, имел непреодолимую тягу к спиртному. Справиться сам с этой болезнью он не мог, пропивал все, что было в доме. В довершении всего у него отнялись ноги, но и это не могло остановить его. И вот однажды ночью видит он во сне старца, который велит ему идти в Серпухов и во Владычном монастыре отыскать икону «Неупиваемая чаша». Старец обещает, что молитва перед этой иконой излечит и его тело, и его душу. Крестьянин поначалу не внял советам старца, да и отправляться в такой долгий путь, не имея возможности встать на ноги, не захотел. Старцу пришлось еще два раза грозно повторить свое наставление во сне, прежде чем крестьянин решился на четвереньках ползти из Тульской губернии в Серпухов. Дорога была трудной, но, видимо, не располагала к распитию спиртного. Поэтому в монастырь крестьянин вошел на своих ногах, хоть и опираясь на палку. Икону, о которой крестьянин слышал во сне, сестры нашли в проходе Георгиевского храма. До этого никто не знал, что эта икона носит такое название и исцеляет от пьянства. С тех пор икона была помещена в храм и к ней потянулись многие страждущие.
В 1919 году с приходом Советской власти для монастыря настали самые трудные времена. Всех монахинь изгнали, монастырь закрыли, а драгоценная чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была навсегда потеряна. Георгиевский храм стал кинотеатром, во Введенском соборе и приделе св. Алексия разместились склады, а остальные постройки были отданы летному училищу.
В 1978 году летное училище закрыли, и монастырь пришел в окончательный упадок. Храмы и монастырские стены буквально растаскивали по кирпичам местные дачники.
Лишь в 1995 году в монастыре вновь начались службы. Обитель начала свою новую историю.
Владычный Свято-Введенский монастырь сегодня
Под руководством игуменьи Алексии в марте 1995 года началось восстановление полуразрушенного монастыря. Каким-то чудом сохранившиеся кресты на церквях снова дают надежду всем верующим, а заново написанная икона «Неупиваемая чаша» — исцеляет от тяжкого недуга.
Сегодня, как и много веков назад, белоснежный Введенский собор открыт для посещения, а Надвратный храм святого Феодота Анкирского встречает паломников. Также на территории монастыря расположена Церковь святого Георгия, Церковь святого Алексия, основателя монастыря, сень над гробницей преподобного Варлаама Серпуховского, главного строителя обители.