А. Н. КорсунГеографические открытия. Арабские путешественники на Великом шелковом пути (IX-X в.в.) Арабские путешественники средневековья
Юлиан Венгерский, «Колумб Востока» — монах-доминиканец, отправившийся на поиски Великой Венгрии, прародины венгров. К 895 году венгры поселились в Трансильвании, но все еще помнили далекие земли своих предков, степные области к востоку от Урала. В 1235 году венгерский князь Бела снарядил четырех монахов-доминиканцев в путешествие. Спустя время двое доминиканцев решили вернуться назад, а третий спутник Юлиана скончался. Монах решил продолжить путь в одиночестве. В итоге, миновав Константинополь, пройдя вдоль реки Кубани, Юлиан достиг Великой Булгарии, или Волжской Болгарии. Обратный путь доминиканца пролегал через мордовские земли, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Чернигов и Киев. В 1237 году Юлиан Венгерский отправился в повторное путешествие, но уже в пути, достигнув восточных земель Руси, узнал о нападении на Великую Болгарию монгольских войск. Описание путешествий монаха стали важным источником в изучении истории монгольского вторжения в Волжскую Болгарию.
Гуннбьорн Ульфсон.
Наверняка вы слыхали про Эйрика Рыжего, скандинавского мореплавателя, первым поселившимся на берегах Гренландии. Благодаря этому факту многие ошибочно думают, что он же и был первооткрывателем гигантского ледяного острова. Но нет — до него там побывал Гуннбьорн Ульфсон, направлявшийся из родной Норвегии в Исландию, чье судно сильнейший шторм отбросил к новым берегам. Почти столетие спустя по его стопам отправился Эйрик Рыжий —путь его не был случайным, Эйрик точно знал, где находится открытый Ульфсоном остров.
Раббан Саума,
которого называют китайским Марко Поло, стал единственным выходцем из Китая, описавшим свое путешествие по Европе. Будучи несторианским монахом, Раббан отправился в долгое и опасное паломничество в Иерусалим в районе 1278 года. Выдвинувшись из монгольской столицы Ханбалык, т. е. нынешнего Пекина, он пересек всю Азию, но уже приблизившись к Персии, узнал о войне на Святой земле и изменил маршрут. В Персии Раббан Саума был радушно принят, а несколько лет спустя по просьбе Аргун-хана был снаряжен с дипломатической миссией в Рим. Сперва он посетил Константинополь и короля Андроника II, затем побывал в Риме, где наладил международный контакт с кардиналами, и в итоге оказался во Франции, при дворе короля Филиппа Красивого, предлагая союз с Аргун-ханом. На обратном пути китайский монах удостоился аудиенции новоизбранного папы римского и встретился с английским королем Эдуардом I.
Гильом де Рубук,
монах-францисканец, после окончания Седьмого крестового похода был направлен королем Людовиком Французским в южные степи — с целью установить дипломатическое сотрудничество с монголами. Из Иерусалима Гильом де Рубук добрался до Константинополя, оттуда до Судака и двинулся в сторону Азовского моря. В итоге Рубук пересек Волгу, затем реку Урал и в конце концов оказался в столице Монгольской империи, городе Каракорум. Аудиенции великого хана не дали особенных дипломатических результатов: хан предложил королю Франции присягнуть на верность монголам, но время, проведенное в заморских странах, не прошло даром. Гильом де Рубук подробно и с присущим ему юмором описал свои путешествия, поведав жителям средневековой Европы о далеких восточных народах и их жизни. Особенно его впечатлила несвойственная для Европы веротерпимость монголов: в городе Каракорум мирно соседствовали и языческие, и буддистские храмы, и мечеть, и христианская несторианская церковь.
Афанасий Никитин,
тверской купец, в 1466 году отправился в коммерческий вояж, который обернулся для него невероятными приключениями. Благодаря своему авантюризму Афанасий Никитин вошел в историю как один из величайших путешественников, оставив после себя проникновенные записки «Хождение за три моря». Едва лишь покинув родную Тверь, торговые суда Афанасия Никитина были разграблены астраханскими татарами, но это не остановило купца, и он продолжил свой путь — сперва добравшись до Дербента, Баку, потом до Персии и оттуда до Индии. В своих записках он красочно описал обычаи, нравы, политическое и религиозное устройство индийских земель. В 1472 году Афанасий Никитин отправился на родину, но до Твери так и не доехал, скончавшись под Смоленском. Афанасий Никитин стал первым европейцем, преодолевшим путь до Индии.
Чень Чен и Ли Да
— китайские путешественники, которые совершили опаснейшую экспедицию по Средней Азии. Ли Да был опытным путешественником, но он не вел путевых заметок и поэтому не так прославился, как Чень Чен. Два евнуха отправились в дипломатическое путешествие по поручению императора Юн-лэ в 1414 году. Им пришлось пересекать пустыню в течение 50-и дней и карабкаться вдоль гор Тянь-Шаня. Проведя 269 дней в пути, они достигли города Герата (что расположен на территории современного Афганистана), вручили дары султану и вернулись домой.
Одорико Порденоне
— монах-францисканец, посетивший Индию, Суматру и Китай в начале XIV века. Францисканские монахи стремились увеличить свое присутствие в странах Восточной Азии, для чего направляли туда миссионеров. Одорико Порденоне, покинув свой родной монастырь в Удине, проследовал сперва в Венецию, затем в Константинополь, а оттуда в Персию и Индию. Монах-францисканец много путешествовал по Индии и Китаю, посетил территорию современной Индонезии, добравшись до острова Ява, несколько лет жил в Пекине, а затем возвратился домой, миновав Лхасу. Скончался он уже в монастыре в Удине, но перед смертью успел надиктовать богатые подробностями впечатления от путешествий. Его воспоминания легли в основу знаменитой книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля», которой зачитывалась средневековая Европа.
Наддод и Гардар
— викинги, открывшие Исландию. Наддод высадился у берегов Исландии в IX веке: он держали путь на Фарерские острова, но шторм привел его к новой земле. Изучив окрестности и не найдя там признаков жизни человека, он отправился домой. Следующим, ступившим на землю Исландии, был шведский викинг Гардар — он обошел на своем судне остров вдоль побережья. Наддод назвал остров «Снежная земля», а своим сегодняшним именем Исландия (т.е. «страна льдов») обязана третьему викингу, Флоки Вильгердарсону, добравшемуся до этой суровой и красивой земли.
Вениамин Тудельский
— раввин из города Тудела (Королевство Наварра, ныне испанская провинция Наварра). Путь Вениамина Тудельского не был таким грандиозным, как у Афанасия Никитина, но его записи стали бесценным источником информации об истории и жизни евреев в Византии. Вениамин Тудельский отправился из родного города в Испанию в 1160 году, миновал Барселону, путешествовал по южной Франции. Далее он прибыл в Рим, откуда, спустя время, выдвинулся в Константинополь. Из Византии раввин проследовал ко Святой земле, а оттуда в Дамаск и Багдад, обошел Аравию и Египет.
Ибн Баттута
славен не только своими странствиями. Если другие его «коллеги» пускались в путь с торговой, религиозной или дипломатической миссией, то берберского путешественника звала за собой муза дальних странствий — он преодолел 120 700 км исключительно из любви к туризму. Ибн Баттута родился в 1304 году в марокканском городе Танжер в семье шейха. Первым пунктом на персональной карте Ибн Баттуты стала Мекка, куда он попал, двигаясь по суше вдоль берегов Африки. Вместо того, чтобы вернуться домой, он продолжил путешествие по Ближнему Востоку и Восточной Африке. Добравшись до Танзании и оказавшись без средств, он отважился на путешествие в Индию: поговаривали, что султан в Дели невероятно щедр. Слухи не подвели — султан снабдил Ибн Баттуту щедрыми дарами и отправил с дипломатической целью в Китай. Однако по пути он был разграблен и, боясь султанского гнева и не смея вернуться в Дели, Ибн Баттута вынужден был скрываться на Мальдивах, попутно посещая Шри-Ланку, Бенгалию и Суматру. До Китая он добрался только в 1345 году, откуда направился в сторону дома. Но дома ему, конечно же, не сиделось — Ибн Баттута совершил небольшое путешествие в Испанию (тогда территория современной Андалузии принадлежала маврам и называлась Аль-Андалус), затем отправился в Мали, для чего ему потребовалось пересечь Сахару, а в 1354 году обосновался в городе Фес, где продиктовал все подробности своих невероятных приключений.
В эпоху Средневековья (5-15 века) география успешно развивалась по всем направлениям на Арабском Востоке, в Индии, Китае. Большую роль в развитии географии сыграли не только учёные и путешественники, но и купцы, становившиеся открывателями новых земель.
Арабский Восток
В результате завоевательных походов арабов в 7 веке возникло огромное государство - Арабский халифат. Помимо , оно включало территории , Ирана, Палестины, Пиренейского полуострова и некоторые другие. В результате культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов сложилась особая арабская культура. В 8-9 веках на арабский язык были переведены многие труды учёных Древнего мира, в том числе древнегреческие, персидские, индийские. Это способствовало развитию математики, астрономии, химии, медицины и географии.
Арабы были великолепными мореплавателями, они прекрасно по звездам и , составляли довольно точные . Сведения о странах содержали не только описание, но и точное местоположение городов и других важных объектов.
Арабские путешествия
Активно занимаясь торговлей, арабы проложили древние караванные пути через и открыли её южный край, назвав его Сахель («берег пустыни»). Опытные мореходы, они ещё в 9 веке вдоль восточных берегов Африки достигали острова Мадагаскар, вдоль южных берегов Азии - Индии и Китая. Преградой для арабских путешественников стал лишь Атлантический океан, если не считать плаваний к .
Самым известным из арабских путешественников считается Абу Абдаллах Ибн Баттута. В 14 веке он объехал и исследовал почти все страны Азии и Северной Африки, пересёк Сахару. Итогом его путешествий стал большой труд, в котором подробно описаны города и страны, представлены сведения о .
Освоение Азии
В Азии географическое познание новых территорий шло морским и сухопутным путём. По суше из Индии и Китая двигались буддийские монахи, купцы и путешественники. Их путь лежал через пустыни Центральной Азии, Тибет и . Странствуя по разным районам Азии, они собирали географические сведения о природе и народах увиденных стран. Большую роль в освоении обширных пространств Азии сыграли скотоводы кочевники.
Освоение Азии морским путём привело к заселению Больших и Малых . Начиная с 10 века китайские суда (джонки) подходили Калимантан, Ява, Суматра. Китай устанавил широкие торговые связи с и .
В 14-15 веках для торговли со странами Востока русские использовали путь по , затем по , а далее по суше в Персию и Индию. Именно этим путём отправился в Индию в 1468 году тверской купец Афанасий . Он первым из европейцев подробно описал эту страну в своих путевых записках «Хождение за три моря».
Европа
В начале Средневековья в Европе наблюдался упадок научных знаний, что отразилось и на развитии географии. Однако к середине Средних веков географический кругозор расширился. Происходило повторное знакомство европейцев с далёкими , освоение северных районов Европы и Северной , западных берегов Африки.
Состояние географии
Накопленные цивилизациями Древнего мира географические знания в средневековой Европе были забыты. Путешествия чаще всего носили случайный характер, а главными путешественниками стали паломники к святым местам. Географические представления расширились во время Крестовых походов (11-13 века). Это были военные походы европейцев на с целью освобождения от мусульман Святой земли (Палестины) и Гроба Господня в . Крестоносцы плыли в Палестину вдоль берегов Южной и Юго-Восточной Европы, уточняя на картах очертания островов и заливов Средиземного моря.
Походы викингов
С конца 8 века большую роль в открытии и освоении новых земель играли викинги - жители Скандинавского полуострова. В русских летописях викингов называют варягами, а в европейских источниках - норманнами («северными людьми»). Главными занятиями викингов были рыбный промысел, торговля, а нередко и морской разбой. На своих надёжных судах - дракарах они совершали морские походы как под парусом, так и на вёслах.
Варяги плавали по , которое на Руси называли Варяжским. Их путь в Византию проходил через Финский залив, затем по рекам и волокам в Чёрное и Средиземное моря. Этот путь в русских летописях называют путём «из варяг в греки». Викинги были в Англии и , ходили в через Гибралтарский пролив. В 9 веке они поселились на острове , в 10 веке достигли берегов и островов у восточного побережья Северной Америки.
Путешествия Марко Поло
В 12-13 веках расширялись торговые связи между и азиатскими государствами. Путешествия в дальние страны для купцов стали регулярными, хотя и были небезопасны. Это способствовало накоплению географических знаний. Венецианский купец Марко Поло первым из европейцев побывал в Китае, а также в других странах Азии. Вернувшись на родину, он издал «Книгу о разнообразии мира».
Книга Марко Поло содержит описания природы и жизни населения неизвестных в то время европейцам стран. В ней приводятся подробные сведения о Китае, Персии, Индии, Японии, об островах Ява и Суматра и других богатейших территориях. Европейцы впервые узнали о бумажных деньгах, саговой пальме, горючих «чёрных камнях» (каменном угле) и, главное, о районах, где выращивали пряности, ценившиеся на вес золота. В течение нескольких веков книга Марко Поло пользовалась огромным успехом, в том числе у таких великих мореплавателей, как , Магеллан.
Португальские мореплаватели
В 15 веке могущественной морской державой стала . Для путешествий в дальние страны португальцы вывели на морские просторы новый тип парусников - трёхмачтовые каравеллы. Они могли легко двигаться не только при боковом, но и при встречном ветре. Вдохновителем и организатором морских путешествий был принц Португалии Энрике. Он получил прозвище Мореплаватель, хотя сам редко выходил в море. Энрике задумал грандиозное географическое - достичь морским путём Индии. В 1434-1460 годах в поисках такого пути организованные им многочисленные экспедиции отправлялись к островам центральной части . Продолжалось освоение португальцами Африки. В стране была создана обсерватория, открыта мореходная школа. Португалия, а затем и долго были главными центрами мореплавания и мореходной науки в Европе.
Каждый день для нас - это день больших открытий, которые мы делаем в течение всей своей жизни. Много лет назад выдающиеся путешественники сделали большое дело - они открыли для нашего понимания новые уголки мира, по которым еще ни разу не ступала нога человека. И со временем те безлюдные территории переполнились разнообразным населением, которое живет там до сих пор.
Арабские путешественники
Для арабских народов очень много факторов повлияло на развитие не только торговых и религиозных путешествий, но и широкого масштаба получили культурно - познавательные путешествия . Люди хотели познавать окружающий мир все больше, открывать новые земли, чтобы прославиться. Самыми известными арабскими путешественниками стали:
- Абу Хамид аль-Гарнати (начал свое путешествие в 1130 году, посетив многие страны, он не останавливался на одном месте и через определенный отрезок времени переезжал из города в город в поиске новых приключений вплоть до 1169 года. А в следующем году внезапно Абу Хамид аль-Гарнати умер);
- Ибн Баттута (всю жизнь провел в странствиях с 1325 до последнего своего вздоха, был свидетелем Черной смерти, которая прошла Сирией, Палестиной и Аравией, эта болезнь забрала у него родителей);
- Ибн-Хаукаль (большую часть жизни провел в путешествиях по Азии и Африке);
- Ибрагим ибн Якуб (путешествовал западнославянскими землями, был знатным человеком в Германии);
- Лев Африканский (путешествовал с раннего детства вместе с родителями);
- Аль Масуди (в своих странствиях любил собирать материалы по истории, географии и культуры разных народов);
- Ибн Фадлан (любил описывать свои путешествия и путешествовать с разными народами).
Территории, исследуемые арабскими путешественниками
Арабские приключения искатели исследовали очень много территорий, но основными территориями, которые считались полезными в их торговых делах , были:
- Персидский залив;
- берега Сомали;
- остров Занзибар;
- Мальдивский архипелаг;
- острова Индонезии;
- берега Индии.
Ежедневно каждый из нас открывает что-то новое, не стоит бояться перемен, следует экспериментировать и узнавать все больше о том, что тебя окружает.
Арабские путешественники на Великом шелковом пути (IX-X в.в.)
Джуманалиев Т.Д., кандидат исторических наук, доцент КГНУ.
Возникновение ислама, а затем последовавшие арабские завоевания на Западе и на Востоке, привели к образованию арабского халифата. Однако завоевания продолжались на северо-востоке в первой четверти VIIIв., где были присоединены Мавераннахр и ряд других сопредельных областей. С ростом и укреплением халифата в VIII-IX.в.в. возник ряд государственных задач, особенно в финансово-налоговой системе. Конечно, арабы могли заимствовать хозяйственно-финансовую систему покоренных народов, в принципе они взяли за основу, но изменившиеся условия требовали и вновь проверенных точных сведений о распределении провинций, заселенных пунктов, о продуктах земледелия и промышленности, о размере обложений натуральных и денежных.
Кроме того, централизованная система управления требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения.
Интересы государства, будучи мировой державой своего времени, не позволяли ему ограничиваться знанием только своей территории; необходимо было иметь точное представление о других, в первую очередь о соседях и предполагаемом противнике. И война и мир этому содействовали: сведения доставляли и посольства, и пленники, возвращавшиеся на родину.
Путешествия с первых веков халифата приобрели очень оживленный характер. Как известно, одним из требований ислама было паломничество в Мекку, обязательное раз в жизни для мусульманина при наличии известного достатка и свободных путей сообщения. Поэтому существования последних имела религиозную сторону, а также торговля сухопутными маршрутами, не только объединяла самые отдаленные области халифата, но выходила далеко за пределы его, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. Короче, и религия, и торговля расширяли масштабы путешествия; тому же содействовала и система образования, которая рассматривала путешествия в поисках науки завершением круга учения и считалась обязательным.
До IX в. у арабов отсутствовало самостоятельное географическое произведение, но в девятом веке начинается знакомство с географическими трудами Птолемея как Альмагеста и География в переводах сирийских авторов и другими произведениями древних греков. Одновременно, подвергая их обработке, и завершается оформления научной и описательной географии арабов. Основное значение арабской географической литературы заключалась на новых фактах, сведениях сообщаемых ею особо не вдаваясь в теорию. Арабы, в своих географических описаниях, охватили всю Европу за исключением крайнего севера, южную половину Азии, Северную Африку, берега Восточной Африки. Арабы дали полное описание всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных пространств и пустынь, с указанием сферы распространения культурных растений, мест нахождения полезных ископаемых. Их интересовали не только физико-географические или климатические условия, но в такой же мере быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения. Сведения их не были ограничены областями халифата и значительно выходили за пределы известного грекам мира. Последние плохо знали страны к востоку от Каспийского моря, не имели почти никакого представления о восточном береге Азии к северу от Индокитая. Арабы же сообщают сведения о пути по суше к верховьям Иртыша и Енисея, о морском береге Азии вплоть до Кореи.
Таким образом, вышеотмеченные объективные и субъективные факторы дали толчок возникновению собственно арабской географической литературы, которая оставила глубокий след и, в последующем, оказала влияние на европейскую географическую науку.
Как выше отметили, арабы в географических описаниях не ограничивались пределами халифата, они продолжали свои путешествия на северо-восток и юго-восток, где находились исторические области, как Мавераннахр, Семиречье и Восточный Туркестан и вышли на торговые пути существовавших уже несколько столетий до прихода арабов.
Арабские путешественники в своих географических описаниях дали подробную картину городов и поселений, их жителей, местностей и ряд других ценнейших сведений, которые были расположены на Великом шелковом пути и тем самым они внесли весомый вклад в изучение истории и культуры народов Центральной Азии в эпоху средневековья. Благодаря сообщениям арабских путешественников нам известно о существовании средневековых городов и поселений, названия племен и местностей, маршруты торговых путей, в известной степени дают некоторые сведения хозяйственной и религиозной жизни жителей этого региона.
Для арабских географов IX-X в.в. характерно давать описание только мусульманским странам, поскольку нет необходимости в описании страны безбожников. В то время Таласская долина и западная часть нынешней Ошской долины до г. Узгена входили в область ислама. В Центральной Азии караванная торговля переживала своеобразный торговый бум, поскольку основные ветви шелкового пути проходили через территории данного региона.
Сведения арабских авторов IX-X в.в. позволяют с большей или меньшей точностью восстановить для рассматриваемого периода отрезок Великого шелкового пути со всеми его ответвлениями, проходивший через Центральную Азию. Основная трасса этого отрезка начиналась в Багдаде - столице Аббасидского халифата - крупнейшем центре культуры и торговли всего мусульманского Востока, связанном с многочисленными странами мира.
Естественно, торговые связи с другими государствами зависели от интенсивности межгосударственных отношений, а также от стабильности в регионах расположенных на торговом пути.
В указанный период Центральная Азия переживала своеобразный торговый бум, связанный с развитием городов, ремесла и торговли, предметом торговли были самые разнообразные товары, привозимые из разных стран, которые пользовались огромным спросом на среднеазиатских рынках, в частности ткани, ювелирные украшения и металлические изделия и т.д. К числу товаров вывозившихся из Центральной Азии следует отнести ферганских лошадей, кожу, меха, изделия из стекла, драгоценности, ковры, сельскохозяйственные культуры и т.д., которые также пользовались большим спросом на рынках других стран.
Несомненно и другое, что арабские путешественники ходили только по самым удобным, хорошо известным караванным путям, где можно было получить (или купить) все необходимое для дальнейшего путешествия. Это свидетельствует о том, что маршруты исследования совпадают с уже ранее существовавшим торговым путям.
Среди арабских путешественников следует выделить ибн Хардадбеха, Кудама ибн Джафара, Ибн ал- Факиха, ал - Мукаддаси, ал-Истахри, которые дали свои географические описания северной ветви Великого шелкового пути. В свою очередь северная ветвь состояла из двух основных ответвлений: Южной и Северной. Судя по описаниям арабских путешественников, они сумели пройти оба ответвления, кроме того, дать характеристику этим маршрутам. Согласно их описанию, арабские путешественники двигались от Багдада через северную Месопотамию, попадали в Иран, а затем по персидскому участку шли к северо-востоку, в область Хорасан, где начинался собственно центрально-азиатский участок. В качестве ворот в Центральную Азию служил г. Мерв (ныне Мары, Туркмения), последний имел важное политическое и торговое значение в IX-X в.в. От Мерва путешественники направлялись в Амулю (ныне Чаржоу, Туркмения) далее в Бухару, оттуда в Самарканд. Расстояние между этими городами арабы указали, и они занимают от 36 до 39 фарсахов (1 фарсах - 6-7 км.). Причем ибн-Хардадбех, Кудама ибн Джафар и ибн ал- Факих дают разные расстояния между этими городами и эта разница составляет от 3 до 5 фарсахов. При установлении их современного эквивалента необходимо учитывать разницу между дорожным и картографическим расстоянием, разницу между древним и современным расстоянием. Дело в том, что путешественники стремились к выпрямлению и упрочению путей, если географический рельеф позволял это сделать, и открывали новые пути или их участки и ряд других моментов. Это можно заметить при дальнейшем описании маршрутов арабских путешественников.
Далее путешественники двигались от Самарканда к Замину (Узбекистан), здесь торговый путь разделялся на ветви, это, так называемая, Ферганская (южная) и Шашская (тюркская). По В.В. Бартольду этот путь разделялся в Сабате. От Замина дорога шла к г. Ахсикету (ныне руины Иски-ахсы, Узбекистан). По мнению О.К. Караева, что между этими городами от южной дороги отходило (еще) четыре ветви: две селении Сабата, третья в г. Ходженте, а четвертая в г. Ахсикете. Эти дороги соединяли между собой мусульманские области с районами Центральной Азии. Далее путь следовал от г. Ахсикета через Куба в Ош, а затем в Узген. Этот путь для караванной торговли был удобен и проходил по степи. От Узгена путь лежал через высокие горные проходы по Кудама ибн Джафара ал-Акаба, где автор отмечает, что дорога очень крутая и труднопроходимая, с подъемами и спусками и оттуда можно попасть в г. Атбаш. О.К. Караев дает пояснение, что арабское слово Ал-Акаба означает - горный проход, горная дорога, крутой подъем. По Махмуду Кашгарскому этот горный проход называется Качук Арт и он находился между Узгеном и Кашгаром. По мнению А.Н. Бернштама, этот горный проход, о котором упоминает Кудама ибн Джафар, находился не в районе Арпа, а долине реки Ала-Бука.
От Акаба дорога вела через долину Кара-Коюн в средневековый г. Атбаш (ныне развалины Кошой-Коргон). По данным археологии г. Атбаш в VIII-XII в.в. являлся ставкой тюркских каганов.
О.К. Караев ссылаясь на сообщения Кудама ибн Джафара соединяет дорогу Атбаш- Верхний Барскан, и она проходила через кочкорскую и иссык-кульскую долины. У В.В. Бартольда этот путь не указан.
Очевидно, Южная дорога играла второстепенную роль, поскольку этот путь менее освещен у арабских географов, за исключением Кудама ибн Джафара.
Что касается тюркской или шашской дороги, Северной ветви Великого шелкового пути, как называли арабские путешественники, то она начиналась у г. Замина, оттуда путь лежал к реке Тюрк (совр. Чирчик) и далее г. Шаш (г. Ташкент). Согласно арабским писателям р. Тюрк рассматривалась как граница между мусульманскими областями и страной тюрков или неверных. От г. Шаш дорога вела в Исфиджаб (Чимкент), оттуда в Тараз. Все указанные арабскими путешественниками расстояния между городами и селениями почти совпадают с современными и поэтому у нас нет повода не доверять авторам.
От г. Тараза северный путь проходил через селения Уч-Булак и Кулан (ст. Луговая), этот участок упоминает ибн Хардадбех и ал-Мукаддаси, что в Кулане была соборная мечеть и укрепление.
Северная дорога от с. Кулан до с. Аспара (с. Чалдовар), проходила по территории современного Кыргызстана через многочисленные селения Чуйской долины в г. Невакет (Кеминь). На этом участке, по сообщениям арабских географов, находились многочисленные города и селения Мерке, Аспара, Нускет, Харанджуван, Сарыг, Джуль, Кирмираб и Невакет (с. Орловка), ныне все вышеперечисленные города и селения в развалинах.
Северная дорога от г. Невакета вела через г. Суяб (ныне с. Шабдан) в Верхний Барскан, последний находился на юго-восточном берегу Иссык-Куля, далее путь лежал через перевал Сан - Таш в районе Каркары в Восточный Туркестан.
По мнению О. Караева, в районе Верхнего Барскана соединяются северные и южные торговые дороги.
В долине Талас и Чу, северная дорога разделялась на пять ветвей, проходивших непосредственно по территории современного Кыргызстана.
Первая (Чаткальская) ветвь северного пути начиналась у г. Тараза и шла через перевал Кара-Бура и долину Чаткала в Фергану. О долине Чаткал сообщают мусульманские географы X в. Ибн Хаукал, ал-Мухаддаси и автор анонимного сочинения Худуд ал-алам и ее городе Ардаланкет.
Вторая ветвь северной дороги начиналась также у г. Тараз и проходила через территории Кыргызстана и вела в Верхний Барскан через долины Таласа и Суусамыра.
Третья (илйская) ветвь начиналась в районе Харран (с. Ак-Су). По мнению А.Н. Бернштама, этот путь проходил через брод Тайкечу на р. Чу, Курдайский перевал, в районе Алма-Аты.
Четвертая ветвь северной дороги связана с г. Джулем (развалины Чала- Казак). В.В. Бартольд писал на основе письменных источников IX-X в.в., что этот путь проходил от Джуля через Тараз и соединялся с дорогой из Ахсикета.
Последняя, пятая ветвь начиналась в г. Невакет и шла по Боомскому ущелью к берегам Иссык-Куля, где соединялась с южной дорогой. Хотя А. Бернштам отрицает существование этой торговой линии, ссылаясь на то, что Боомское ущелье лишено каких-либо следов былых обжитых пунктов.
Таким образом, возникновение, а затем расцвет арабской географической науки были связаны с рядом факторов, прежде всего с образованием арабского халифата и распространением ислама, а также освоение греческой географической науки арабами, и ее творческие достижения. Кроме того, арабы одновременно все достижения в области науки связывали с нуждами и интересами государства и финансово-хозяйственной системы.
Итак, арабские географы ибн- Хардадбех, Кудама ибн-Джафар, ал-Истахри и др., дали в своих трудах географическое описание северной ветви Великого шелкового пути, в которых отметили существование городов и поселений в IX-X в.в. на территории Кыргызстана. Можно сказать, судя по сообщениям арабских географов, что северная ветвь торгового пути занимало особое место, как и все другие ветви Великого шелкового пути. Более того, путешественники указали маршруты дорог и местностей, расстояния между ними, без которых невозможно было бы восстановить пути движений караванной торговли. Несомненно, что оседлое и кочевое населения принимали активное участие в международной торговле, это подчеркивают арабские географы. Кроме того, благодаря сообщениям этих путешественников, мы знаем, что на территории Кыргызстана, в то время бурно развивались городская цивилизация, ремесло и торговля, и занимало значительное место в их хозяйственной жизни.
Список литературы
Несмотря на развитую систему паломничества и миссионерства в Европе, доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи Средневековья принадлежит арабским путешественникам. В VII в. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали огромную территорию. На востоке - Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии - Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе - Сирию и Палестину, на западе - всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский полуостров. К VIII в. арабы владели западным, восточным и южным побережьем Средиземного моря, побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем.
Одним из первых арабских путешественников был купец из Басры Сулейман. В 851 г. он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай. Попутно он посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. Во время путешествия Сулейман вел записи. Впоследствии эти записи были дополнены арабским географом Лбу-Зейд-Гассаном и в таком виде сохранились до наших дней.
В начале X в. персидский писатель Ибн-Даст путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе. Результаты своих странствий он изложил в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ». В ней он упоминает о славянах, описывает их быт, нравы, обычаи. О славянах и древних русичах писал в своей книге «Путешествие на Волгу» Ахмед-Ибн-Фодлан. Он в составе посольства багдадского халифа Муктадира отправился к волжским булгарам с целью укрепления их в исламской вере. Посольство прошло через Иранское нагорье и Бухару в Хорезм, пересекло плато Устюг, Прикаспийскую низменность и достигло средней Волги близ устья Камы. Ибн-Фодлан свидетельствует, что видел там много русских купцов. Это говорит о том, что к тому времени торговые пути русских купцов пролегали далеко на восток.
Из путешественников первой половины X в. можно отметить багдадского историка и географа Массуди. До нас дошли две его книги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения». Он посетил все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, а на юге - Восточную Африку до Мадагаскара. В середине X в. по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Индии путешествовал арабский писатель Истахри, который на основании личных наблюдений и литературных материалов написал «Книгу климатов». Побывавший во всех мусульманских странах другой арабский путешественник Ибн-Хаукаль дополнил труд Истахри, написав книгу «Пути и царства». Последователем Истахри был также палестинский араб Мукаддаси (в другом варианте Ман- диси), который 20 лет странствовал по Передней Азии и Северной Африке.
Известным путешественником в X в. был хорезмский ученый- энциклопедист и поэт Абу-Рейхан Бируни (973-1048). Во время своих вынужденных странствий он изучил Иранское нагорье и часть Центральной Азии. Не по своей воле ему пришлось сопровождать завоевателя Хорезма афганского султана Махмуда Еазневи во время похода на Пенджаб. Бируни собрал материалы по индийской культуре и положил их в основу своего большого труда об Индии, который назвал «Канон Массула». Бируни также написал книги: «История Индии», «Минералогия», «Памятники минувших поколений». В своей книге «Ключ к астрономии» Бируни критиковал мнение о неподвижности Земли и высказал предположение о гелиоцентрическом строении мира. Он указал на постепенное возникновение различных слоев земной поверхности.
Выдающимся арабским ученым был Идриси (1100-1166). Он посетил Малую Азию, Англию, Францию, Испанию, а образование получил в Кордове. Идриси был приглашен сицилийским королем Роджером II в Палермо для составления географических карт. В течение 15 лет Идриси занимался обработкой доставляемых ему сведений. Итогом работы стали два больших сочинения: первое - «Развлечения истомленного в странствии по областям», больше известное как «Книга Роджера», снабжено 70 картами; второе - «Сад приязни и развлечение души» - было снабжено 73 картами. Под руководством Идриси в Палермо был построен макет небесного свода, а также земной диск с нанесенными на нем изображениями семи климатов Земли. Но все это было разрушено в 1160 г. во время беспорядков.
В XIII в. карты, составленные Идриси, были исправлены и дополнены арабским путешественником Ибн-аль Варды, который написал книгу «Жемчужина чудес». В XIII в. все географические познания арабских путешественников были обобщены в многотомном «Географическом словаре», созданном византийским греком, мусульманином по вероисповеданию Якутом. Он использовал не только материалы арабских авторов, но и византийских христианских писателей. Много лет он жил в Старом Мерве и работал в библиотеках этого средневекового культурного и научного центра.
Самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн Батута (1304-1377). В 1325 г. он отправился из своего родного города Танжера в Александрию. Затем он поднялся вверх по Нилу до первого порога, посетил Сирию, Палестину, Западную Аравию и Ирак. Затем посетил Мекку и пошел берегом на юг Йемена, а оттуда морем до Мозамбикского пролива. На обратном пути Ибн Батута через Занзибар морем добрался до Ор- музда, побывал на Бахрейнских островах и в Южном Иране, а затем вернулся в Египет. Из Египта через Сирию и Малую Азию он прошел до города Синопа на Черном море, переплыл к южному берегу Крыма, а оттуда направился в столицу Золотой Орды Сарай-Берке, расположенную в низовьях Волги, на верхней Ахтубе. Далее путешественник пошел на север до города Болгар. Вернувшись в Сарай- Берке, Ибн-Батута сопровождал татарское посольство в Константинополь. Из Константинополя Ибн Батута через Прикаспийскую низменность и пустынное плато Устюг дошел до города Ургенч, а оттуда в Бухару. Он посетил Самарканд, затем повернул на юг, пересек Амударью, преодолел Гиндукуш и вышел в долину среднего Инда. Там он через Пенджаб дошел до Дели. Ибн Батута прожил в Индии несколько лет как чиновник делийского султана. В 1342 г. он был послан султаном в Китай, но по пути в (Южной Индии) был ограблен. Оставшись без средств к существованию, он вынужден был поступить на службу к мусульманскому правителю Мальдивских островов. Раздобыв средства, Ибн Батута прибыл на Цейлон, оттуда морским путем отправился в Китай, побывал в Пекине. Затем снова отплыл на Цейлон, оттуда через Малабар, Аравию, Сирию и Египет в 1349 г. вернулся в Танжер.
Закончив свои странствия, Ибн Батута продиктовал описания своих путешествий. За 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Книга «Путешествия Ибн Батуты» переведена на многие европейские языки. Она содержит большой исторический, географический и этнографический материал.
Арабские ученые-путешественники IX-XIV вв. внесли большой вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомив Западную Европу с Азиатским материком, что способствовало сближению азиатской и европейской цивилизаций. Но арабские завоевания имели и негативный оттенок для Европы. С возникновением Арабского халифата для европейцев были закрыты пути на рынки восточных и европейских стран, полностью исключалось сухопутное сообщение с Индией. Это привело к тому, что в IX в. произошел сдвиг торговых путей на север Европы.
Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в этот период были норманны. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, жившие на территории современных Бельгии и Голландии; кельты, англосаксы, франки, жившие на территории современных Ирландии, Англии и Франции; викинги, скандинавы, остманы, нордлейды, жившие на территории современных Финляндии, Норвегии и Швеции; даны, аксамиты, гейды, исторлинги, жившие на территории современной Дании, на севере Германии, на побережье Балтийского моря.
Норманны, т.е. северные люди, было общим названием для этих народов. В Византии их называли варангами, на Руси - варягами, а арабы называли ихмадхусами, что значит «языческие чудовища». Субцивилизация норманнов существовала с середины VIII до начала XII в. Основными занятиями норманнов были скотоводство и рыболовство. Корабли норманнов были построены из дубового и елового дерева. Их корабли отличались от тех, которые плавали по Средиземному морю. Они были с высокими бортами и заостренным дном. Это были суда типа «река - море», длиною не более 30 м, а в ширину
4,5 м. На них норманны доходили до Константинополя. Остродонные (килевые) корабли норманнов произвели настоящую революцию в кораблестроении. Впоследствии такие суда были введены на всем побережье Европы.
Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. Навигационных приборов норманны не знали. В открытом море они ориентировались по звездам и Солнцу. Определить свое местоположение им помогала также глубина и температура воды в океане. Кроме того, они ориентировались по полету птиц. Известно также, что когда норманны плыли к Гренландии, они ориентировались в пути по движению косяков рыбы - трески и сельди.
Один из кораблей (985), руководимый Бьярни, плывший из Исландии в Гренландию, был отнесен далеко на запад, но моряки сумели все же приплыть обратно в Гренландию, где рассказали о новой чудесной земле, покрытой густыми лесами. В 1000 г. Лейф Эйриксон открыл Америку. На этот раз открытие новых земель не было случайным. Лейф отправился всего на одном корабле с командой из 35 человек. Они делали остановки на полуострове Лабрадор, которому дали имя Маркланд - «Лесная страна», и в районе острова Ньюфаундленд или Новой Англии, назвав эту землю Винланд - «Земля винограда». В Винланде норвежцы зазимовали. После возвращения в Гренландию было решено колонизировать эти земли. Группа переселенцев, возглавляемая братом Лейфа Эйриксона, прибыла в Винланд и даже поселилась в тех домах, которые викинги себе построили для зимовки.
Но дружественные отношения с аборигенами у переселенцев не сложились. Это даже следует из того, что викинги назвали их «скра- елингами» - негодяями. Викинги бежали. И хотя были предприняты еще пять экспедиций в Винланд, они также окончились неудачей из-за столкновений с индейцами. Память о великих морских походах норманнов сохранилась в «Саге о гренландцах», «Саге об Эрике Рыжем», «Саге о Гисли».
Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и колонизировали Исландию. Согласно легенде, Исландия была открыта в 860 г. норвежцем Наддодом, чей корабль сбился с курса и пристал к незнакомым берегам. Вскоре здесь появляются переселенцы из Скандинавии, которые посчитали, что климат южных районов Исландии очень схож с климатом их родины, что позволило им заниматься хорошо известными видами хозяйственной деятельности. Колонисты не теряли связи со Скандинавией и торговали также с другими народами континентальной Европы и населением Британских островов.
Шторм стал причиной открытия Гренландии (900), корабль, возглавляемый Гуннбъерном и направляющийся из Норвегии в Исландию, был отброшен к незнакомым берегам. Мореплаватель не стал исследовать неизвестный берег и возвратился в Норвегию. Позже Эрик Рыжий нашел эту страну и в течение трех лет исследовал ее побережье. Для того чтобы привлечь переселенцев, он даже назвал эти не очень приветливые земли Зеленой землей (Гренландией). В 985 г. первая партия переселенцев на 25 кораблях отправилась из Исландии на новые земли. Лишь 14 кораблей сумели добраться до Гренландии, остальные или затонули во время шторма, или повернули обратно в Исландию. Потомки викингов были вытеснены из Гренландии спустя почти 400 лет коренными жителями этого острова - эскимосами. Норманны укрепились на северных и восточных берегах Британии и на востоке Ирландии. На территории нынешней Франции они укрепились в низовьях Сены. Эта территория и до сегодняшнего дня носит название Нормандия.
Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, проникали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Южную Европу и доходили до Сицилии. Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное влияние на подготовку и проведение путешествий последующих мореплавателей. Кроме того, они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей.
В IX-XI вв. в Европе продолжал развиваться паломнический туризм, который в большей степени совершался с целью замаливания грехов. Начиная с IX в. паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. В 868 г. знатный и богатый бретонец Фротмонд, убивший своего дядю и одного из братьев, был осужден на трехразовое «путешествие» в Святую Землю для получения полного искупления своих грехов. Римский префект Цен- зий, оскорбивший самого папу в церкви Санта Мария Маджоре, пленив его в алтаре и посадив в тюрьму, был вынужден вымаливать себе прощение у подножия Гроба Господня.
К знаменитым западноевропейским паломникам XI в. относят Фулька Анжуйского, обвиненного в убийстве жены и в других преступлениях, который три раза посещал Святую Землю; Роберта Нормандского, отца Вильгельма Завоевателя, по велению которого был убит его брат Ричард. После поста с молитвами, одетые в саван паломники посещали церковь Гроба Господня. Этот саван сохранялся ими всю оставшуюся жизнь и, как правило, в нем их и хоронили. Многие старались посетить Вифлеем и брали оттуда с собой на родину пальмовую ветвь.
Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы - госпитали (hospes). В XI в. особенно славился своим приемом паломников, следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Ценнее. В этом же веке в Испании для паломников создаются приюты - алъбергерии и оспиталии, где можно было не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь и обменять деньги. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокол и даже выступать в роли проводников.
Особую услугу паломникам оказывал рыцарский орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую землю. Задачей братства была помощь паломникам и купцам, а также их защита от разбоя неверных, что вызвало боевой дух рыцарей этого ордена. Госпитальерами была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку. Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные цели, помощь паломникам оказывали лишь отдельные рыцари ордена. В 1259 г. папа римский даже специальным указом утверждает три вида членов ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.
Несмотря на развитую систему приютов и гостиниц, совершать паломничество к святым местам становится все труднее. Паломники попадали в Иерусалим через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. Перед воротами часто скапливались многотысячные толпы странников в ожидании богатого паломника, который смог бы уплатить за них пошлину. Измученные голодом и нищетой странники вынуждены были месяцами ждать своего часа. Были случаи, когда люди умирали у ворот Иерусалима. Но даже те, кто заплатил налог, не чувствовали себя в безопасности. В городе царила атмосфера вражды и неприязни к христианам. Участились случаи нападения на паломников, идущих к святым местам.