К черному морю на авто отчеты. Автопутешествие на Черное море. Начало. По чему лучше ориентироваться
В свете последних событий, когда наша страна взяла курс на «импотозамещение», встал особенно актуально вопрос - где отдохнуть этим летом. Ведь, скорее всего, в ближайшие несколько лет Европейские курорты будут большинству россиян не по карману. Курорты Египта и Турции пока закрытии и неизвестно будут ли открыты вообще.
Таким образом, единственной возможностью провести отдых на море для многих россиян остаётся отдых в Крыму или Краснодарском крае. Но добраться туда тоже задача. У многих из наших соотечественников нет возможности купить билеты на самолёт и единственным из способов добраться дешево до Черного моря, является поездка на машине. Особенно это выгодно для компаний из трёх-четырёх человек и для путешественников.
Именно для тех, кто рассматривает поездку к морю на машине, как наиболее приемлемый вариант для отдыха и подготовлен этот материал. Надеемся, наши несколько советов помогут вам в дороге сэкономить время и не потратить нервы.
1. Первое. Для начала немного информации о наиболее вероятном маршруте следования.
Главный наш маршрут будет пролегать от Москвы до Краснодара. Далее вторая часть - до Черного моря. Для петербуржцев добавляется третья, а вернее первая часть - от Петербурга до Москвы.
Расстояния по трассе Дон:
Москва - Воронеж - 531 км. Автомагистраль в 4 полосы. Много населенных пунктов, движение может быть плотным. Отрезок с 48 по 71 км - платный.
Воронеж - Ростов-на-Дону - 560 км. Движение в четыре полосы. Только в районе города Павловска и пункта Тарасовский - 2 полосы.
Ростов-на-Дону - Краснодар - 270 км, 4 часа. Четыре полосы. Имеют место быть ремонтируемые участки.
Итак, первая часть программы выполнена - мы в Краснодаре. Далее:
Из Краснодара в Новороссийск - 228 км. Трасса идет воль моря. Места живописные, но дорога разбита.
Из Краснодара в Сочи - 290 км, от 5 до 12 часов в пути. Чтобы не попасть в пробку лучше перед Краснодаром выставить на GPS следующий пункт остановки — Горячий Ключ.
2. Советы по составление маршрута и возможным ночевкам в пути
По всей трассе Дон придорожная инфраструктура развита хорошо. Достаточно оборудованных мест для остановки. Туалетами лучше пользоваться на заправках. На газпромовских заправках иногда даже можно встретить душ. Многие АЗС предлагают услуги автосервиса, шиномонтажа и мойки.
Специалисты не советуют выезжать из Москвы в субботу утром - попадете в пробку перед пунктами оплаты на трассе «Дон». Очередь может занять до 4 часов. Обращайте внимание на чек, чтобы не заплатить дважды. На чеке записаны километры, за которые вы заплатили. Поэтому, на промежуточном пункте оплаты вам следует просто показать чек.
Даже выезжая из Москвы в 3-4 часа утра до Аксая (пригорода Ростова-на-Дону) добираются только к 2 ночи. А дальнейший путь от Аксая до Краснодара может занять вместо 4часов все 10 часов.
Специалисты советуют выезжая из Москвы в 5-6 утра остановиться около 18.00 в Миллерово. Здесь можно организовать полноценный отдых с ночевкой. А дальше в 5-6 утра вновь продолжить путь в Краснодар и прибыть туда около в 14 часов по полудни.
Трасса до Воронежа считается хорошей, но рассчитывается на среднюю скорость передвижения в 80 км/ч. На дороге - множество камер. Лучше не превышать скорость.
В Ростовской области из-за строящихся и ремонтируемых дорог вас также ждет достаточно многокилометровых пробок. Старайтесь не обгонять фуры при двух-полосном встречном движении.
В Адыгее пользуются нехорошей репутацией, лучше покупать топливо только на станциях известных брендов.
Будьте внимательны с парковками. Практически все они в Сочи - платные. Эвакуаторы работают отменно, так что рисковать не стоит.
3. Расходы на поездку
В сети можно рассчитать расстояние и расход бензина на поездку. В среднем это около 5 тыс.руб. Ночевка в пути - от 2 тыс.руб. в номере эконом класса с доп.местом для третьего или ребенка. В среднем на дорогу потребуется 2 дня с ночевкой. На еду в день на человека можно потратить от 800 до 1000 руб. Вы можете немного уменьшить бюджет поездки, сэкономив на питании.
4. Что необходимо взять с собой для поездки на машине на Черное море
Обязательно соберите аптечку. Возьмите больше средств и лекарств, чем требует ПДД. Не забудьте крем от солнца и мазь от насекомых. Возьмите достаточное количество питьевой воды, лучше не в канистрах.
Следует взять видеорегистратор, антирадар и навигатор. Возьмите в дорогу аудиокниги, музыкальные записи или концерты юмористов. На Черном море пляжи каменистые или достаточно горячий песок, возьмите с собой пляжную обувь. Зонтики и лежаки - платные, так что зонтики и пляжные коврики можно тоже взять из дома.
Если добираться на побережье Черного моря на самолете, то на авиабилеты уйдёт 15000 руб. в пик туристического сезона. Самый дешевый вариант — это поездка на море на машине в 2019 году. На бензин уйдёт около 10000 руб., и эту сумму можно разделить на несколько человек. Прибавьте к этому свободу передвижения, возможность в любой момент поехать куда вздумается, и преимущества поездки на море на машине в 2019 году очевидны. Рассмотрим, как добраться на Черное море на машине.
Едем на море на машине: документы
Обязательные документы в поездку на море на машине в 2019 году.
- Водительское удостоверение
- Свидетельство о регистрации ТС
- ОСАГО (если полис скоро заканчивается, можно продлить онлайн и сравнить цены и )
Перед поездкой на Черное море на машине необходимо узнать информацию о маршруте следования, выяснить, через какие города нужно проехать, и сколько времени и денег уйдет на дорогу.
Первая часть пути на море на машине в 2019 году у всех одинаковая — начинается в Москве и заканчивается прибытием в Краснодар. Второй маршрут пролегает через Краснодар, конечной точкой следования станет Черное море. Путешественникам из Питера сначала необходимо добраться до Москвы, а затем следовать намеченному маршруту.
Трасса М-4 «Дон» очень хорошая, ехать по ней на море на машине не сложно. Но путь все равно предстоит долгий. Трасса разбита на много участков, часть из которых платная. Участок М-4 «Дон» Москва – Воронеж — 531 км. Здесь вас ждет автомагистраль в 4 полосы, много населенных пунктов по пути, возможно усиленное движение. Участок трассы на Черное море на машине с 48 по 71 км является платным.
После этого проезжаем Воронеж – Ростов-на-Дону. Расстояние — 560 км, движение в 4 полосы. В районе Павловска и пункта Тарасовский движение сокращается на две полосы.
Затем проезд через Ростов-на-Дону – Краснодар, расстояние — 240 км, время движения 4 часа. Стоит учитывать, что на участках дороги могут проводиться ремонтные работы. Количество полос — четыре. Первая часть путешествия окончена.
После Тимашевска большой поток машин сворачивает в сторону Крыма. Можно поехать и туда, благо в открытием Крымского моста можно доехать от Тимашевска до Керчи за 4 часа.
Примерно столько же времени нужно, чтобы доехать до Геленджика. Ближе всего ехать до Анапы и Новороссийска.
До Новороссийска расстояние от Краснодара 228 км. Трасса пролегает вдоль морского побережья. Несмотря на плохую и разбитую дорогу, здесь можно насладиться живописной природой.
Самый длинный маршрут на море на машине Краснодар — Сочи. Это ещё и самый сложный участок дороги. Много крутых перевалов, большое скопление машин. Необходимо будет преодолеть расстояние в 290 км, время в пути от 5 до 12 часов.
Совет: чтобы не попасть в пробку до приезда в Краснодар, рекомендуем выставить на GPS — навигаторе следующий пункт назначения — Горячий Ключ.
На отдых на Черном море на машине: маршрут и ночевка
Трасса «Дон» имеет хорошо развитую инфраструктуру. По пути на море на машине можно делать остановки, сходить в туалет, принять душ, а также при необходимости воспользоваться услугами автосервиса или заправить и помыть машину. Чтобы не попасть в пробку перед пунктами оплаты на трассе «Дон», не стоит выезжать на Черное море на машине из Москвы в субботу рано утром. Иначе вы рискуете застрять там на 4 часа, ожидая своей очереди. На выданном вам чеке отображается информация за оплаченные километры. Поэтому по приезду на очередной пункт проверки, просто покажите его, чтобы не пришлось платить дважды. Такие пробки часто встречаются, даже если вы выедете из Москвы в 3-4 утра, вполне вероятно, что к пригороду Ростова-на-Дону — городу Аксаю, вы доберетесь к 2 часам ночи. Причем дальнейший путь от Аксая до Краснодара может растянуться вместо 4 часов на все 10.
Самый оптимальный вариант поездки следующий. Выезд на Черное море на машине из Москвы рано утром в 5-6 утра. Примерно в 18.00 доезжаем до Миллерово и делаем там окончательную остановку. Здесь можно переночевать и с новыми силами двигаться дальше. В 5-6 утра выезжаем и продолжаем путь в Краснодар. Прибываем туда примерно в 14.00. В зависимости от направления, в Крыму вы будете в 18.00, в Анапе и Новороссийске в 17.00, Геленджике 18.00, в Сочи позже всего (зависит от времени преодоления серпантина).
Будьте внимательны: на трассе до Воронежа установлены видеокамеры, поэтому двигайтесь со скоростью примерно 80 км/ч. В Ростовской области множество трасс с участками ремонтируемых дорог, а также многокилометровых пробок, в которых можно застрять.
Не пытайтесь обогнать проезжающие фуры при встречном двухполосном движении. Покупайте топливо только известных вам производителей. Например, в Адыгее нам попалось очень низкокачественное топливо. Не забывайте о том, что почти все парковки в Сочи платные, поэтому старайтесь придерживаться правил.
Можно вообще без остановок сделать марш-бросок и доехать на Черное море на машине за 1 день. Этот вариант подойдёт для тех, кто едет в Анапу, Новороссийск или Керчь. В Сочи это не лучший вариант, потому что к серпантинам Вы приедете уставшим и вымотанным.
Сколько стоит поездка на Черное море на машине
Заранее рассчитайте все необходимые расходы в поездке на Черное море на машине на бензин и еду, а также учтите стоимость ночевок. Расход бензина можно посчитать с помощью интернета. Он обойдется примерно в 5000 руб. в одну сторону из Москвы. Из Питера — 7000 руб. в одну сторону. Для ночевки выбирайте номера эконом класса, с дополнительным местом для третьего человека или для ребенка. Стоимость проживания в номерах от 2000 руб. На поездку вы потратите в среднем два дня с ночевками. Питание на одного человека обойдется от 800 до 1000 руб., если есть в кафе. И 400-500 руб., если брать еду с собой (на этом можно немного сэкономить).
Для сравнения, можно купить за те же 5000-7500 руб. в одну сторону (если заранее отслеживать). Но на машине будет больше возможностей и свободы выбора в плане времяпровождения на Черном море.
На можно взять от 3500 руб., но поездка долгая и утомительная.
На Черное море на машине: что понадобится для поездки на Черное море
1. Медицинская аптечка. Возьмите с собой как можно больше необходимых лекарств, помимо автомобильной аптечки. Путешественники со слабым вестибулярным аппаратам должны заранее принять лекарства и взять с собой нужные медикаменты, чтобы избежать укачивания. Во время движения на горных серпантинах практически нет обочин, поэтому, если кто-то почувствует себя плохо, придется подождать до следующей остановки.
2. Спрей, крем или мазь от укосов насекомых. В дороге и на отдыхе это особенно важно.
3. Не забудьте взять достаточное количество питьевой воды . Лучше брать воду в бутылках, а не в канистрах.
4. Видеорегистратор, навигатор и антирадар для фиксации всего происходящего на дорогах — важные составляющие поездки, которые обязательно понадобятся в пути.
5. Чтобы не скучать в дороге, прихватите с собой аудиокниги, музыкальные записи или концерты юмористов .
6. Подберите подходящую обувь . Учитывайте, что пляжи на Черном море бывают как каменистые, так и песочные. На отдыхе лежаки и зонтики платные, поэтому эти вещи можно привезти с собой.
Несколько советов для путешественников на море на машине в 2019 году
1. На незнакомой дороге в горной местности ведите себя аккуратно, не превышайте скорость, иначе рискуете упасть с обрыва. Слишком медленно ехать тоже не стоит, так вы будете раздражать участников движения позади вас.
2. Хотите увидеть самое настоящее синее море, тогда вам придется преодолеть десятки пробок на федеральной трассе М-27 Джубга - Сочи, которая является основной дорогой, ведущей ко всем приморским городам.
3. Не забывайте о том, что самые большие и долгие пробки образуются в пятницу после 12 часов дня, когда жители Кубани, Ростовской области и Адыгеи спешат отправиться на море на выходные. То же самое происходит и в воскресенье вечером, когда отдыхающие уезжают домой.
4. Если ваш путь лежит через город Туапсе, то есть вероятность, что вы можете попасть в пробку на три часа. Все потому, что федеральная трасса проходит через единственную дорогу, по которой местные жители едут из одной части города в другую.
5. Лучше всего ехать в ночное время суток. Однако, нужно быть опытным водителем, ведь ночью на трассе можно встретить большегрузные машины и длинномеры.
6. Если в пути вас застал субтропический ливень, лучше остановиться и переждать некоторое время. Остановку делайте на открытой местности, подальше от горных склонов и рек. Если возможности остановиться пока нет, необходимо сбросить скорость до разумных пределов, и стараться не совершать резких маневров. Ни в коем случае не разбивайте лагерь, не делайте остановку рядом с берегом горных рек. Вас может унести в море сильным течением. Поэтому, переждите дождь на открытом пространстве, вдали от рек.
7. Продукты и воду лучше приобретать в крупных сетевых магазинах. В придорожных киосках продукты не всегда свежие, а стоят достаточно дорого. Поинтересуйтесь у местных, где они покупают качественные и вкусные продукты питания.
8. Захотелось свежих фруктов и овощей? Не берите их у торговцев вдоль трассы. Зачастую они обманывают покупателей, выдавая товар из Турции за продукты местного происхождения. Нередко торговцы обвешивают путешественников, в надежде на то, что они больше никогда сюда не вернутся.
Как видите, доехать на Чёрное море совсем не сложно. С открытием Крымского моста стало проще ездить на отдых в Крым. А если не хочется петлять по горным серпантинам перед Сочи, то можно поехать в Анапу, Новороссийск или Геленджик. Хорошей поездки на Черное море на машине в 2019 году!
Дали мне в этом году путевку на наше Черное море, что поспособствовало нашему решению совершить очередное автопутешествие. Собственно автопутешествие банальное, наверное все увлекающиеся его уже совершали.
Поэтому только вкратце:
0. Маршрут: Екатеринбург - Черное море - Красная поляна - Сухум и обратно с заездом в Архипо-Осиповку.
1. Пришло осознание, что нет смысла в первый же день упираться и проезжать максимально возможную дистанцию. Потому что начало движения на следующий день также сдвигается. Поэтому просто поделил дистанцию на 3 части и заранее (еще в мае) на букинге заказал гостиницы по трассе.
Первую гостиницу заказал в какой-то деревне недалеко от трассы, звоню днем, что вечером приеду, мне в ответ - "Афигеть, Вы первые, кто с букинга ко мне едет за два года, думал что это какая-то ошибка и не принимал всерьез". Посмеялись в общем.
2. Летнее время. Раньше было удобнее, на час позже рассветало и темнело. Сейчас же рассветает часа в 4 утра, а просыпаешься и начинаешь движение часов в 7, когда уже солнце высоко. Теряется лишний дневной час. Не сдвигать же режим сна на час ради поездки.
3. Видно, что дороги потихоньку приводят в порядок, уже меньше ремонтов дорог, меньше участков, требующих ремонта, гроза М5 - перевал Сим проходится на ура. Дорога от Саратова до Волгограда, на которой два года назад мы потеряли большую половину дня, проехав всего 300 км, в полном порядке и проходится уже быстро.
4. Повесили кучу знаков типа "не сорить", "дорожники благодарят за чистые обочины" и т. п.
И да, на дорогах чисто и видно, что прибирают. Но стоит отъехать на 5 метров от дороги на привал в поле - вокруг лютый срач. Я не представляю, что движет этими людьми, которые после стоянки не могут свой же мусор собрать в пакет и довезти до ближайшей помойки.
5. Пробки. Рождаются и рассасываются на пустом месте. Например, стоит на обочине разбитая машина, каждый притормаживает, чтобы посмотреть в деталях, что там и как, все это приводит к тому, что за ним притормаживают еще больше и так до полной остановки потока и хвоста на несколько километров.
Тут опять же надо менять менталитет водителей. Типа если ты едешь в стабильном потоке машин, то если начнешь этот поток останавливать, то за тобой все встанет. А если перед тобой все тормозят, то не допускай остановки, медленно, но подкатывайся, потом меньше времени потратишь на старт. Думай не только о себе в общем.
6. Обочечники. Поражают не они, а водители, которые пускают их обратно в ряд. Неужели самим не обидно простоять в пробке кучу времени, а потом пустить ушлого перед собой?
Более того, решил в одном месте перегородить обочину, так получил ругань от следующей машины за собой, которая также стоит в пробке - типа чего это я мешаю нормальным людям проехать, видишь они спешат.
7. Джубга. Дети, смотрите внимательно, через 10 минут мы увидим море, осталось 5 километров. По факту - потенциально бы увидели, но не через 10 минут, а через 5 часов, если бы не стемнело к тому моменту. Это настолько узкое горлышко как на въезд к черноморскому побережью, так и на выезд, что оно перекрывает любое желание ехать на машине к морю. И так там почти каждый день, как я понимаю.
8. Наконец-то реализовал свою давнишнюю мечту - проехать по всему побережью, от Джубги до Сочи. И повезло, что это случилось ночью, на это ушло всего 3 часа (до Лоо).
К слову сказать обратно днем дорога от Сухума до Архипо-Осиповки заняла весь день с перерывом в 4 часа на аквапарк и обед в том же Лоо.
В общем, мечта реализована, галочка поставлена.
9. Отстроили дорожную инфраструктуру Сочи к Олимпиаде конечно классно. Одни туннели в обход Сочи и на Красную поляну чего стоят. В общем, ездить одно удовольствие. Соблюдая скоростной режим конечно же, ибо камерами увешано все. Пару раз все равно превышал скорость, писем счастья не приходило.
Интересно, на чей бюджет упало содержание этой инфраструктуры. Как обычно бывает - денег вложили, мероприятие провели, а потом местная власть загибается на ее содержании. Надеюсь в данном случае это не так.
Впечатления от Абхазии требуют отдельного описания:
1. Государственные регистрационные знаки. Такое впечатление, что сначала навыдавали все красивые комбинации, потом уже - что осталось.
Ну реально - каждая вторая машина имеет или все три одинаковые буквы или цифры или еще какую запоминающуюся комбинацию.
2. Эти же самые половина машин не могут проехать мимо ихней ДПС, чтобы не поприветствовать сигналом или вообще остановиться, перекинуться парой слов с ними. Все живут в одном колхозе, знают друг друга и выставляют это знание напоказ.
3. Полное пренебрежение другими участниками движения - пешеходами. На переходах никто никого не пропускает, на тротуарах паркуются так, что не оставляют прохода вообще.
Особенно поразил один водитель/продавец арбузов - перегородил своей машиной и арбузами абсолютно весь тротуар и половину дороги, так что не только пешеходам, но и машинам надо объезжать по второму ряду. Сколько мы там были - он там стоял. И это дорога на море была, т. е. основной поток людей там ходил.
Недалеко пару раз стояла их ДПС, которая видимо это тоже считало нормальным (видимо были заняты на каждую вторую машину, которая им подавала приветственный сигнал).
У страны, которая 70% доходов имеет от курортного бизнеса, полностью отсутствует понимание, что они должны обеспечивать комфорт отдыхающих. Почему-то в той же Болгарии это понимание есть, там никто так машину не бросит в месте прохода людей к морю и все всех пропускают.
И это не только в части транспортной инфраструктуры. За 6 дней я только в одном месте увидел улыбку у продавца и слова "спасибо/пожалуйста".
Как раз вчера посмотрел репортаж про Абхазию, где у них Министр туризма рассказывал, как у них хорошо, какие у них проблемы и как они их решают, прям хотелось написать ему, что реши вопрос с менталитетом людей, придумайте национальную идею, что все для людей и отдыхающие к вам начнут ездить.
(К слову, такая же проблема и на русском черноморском побережье, но там причины другие.)
4. Полное отсуствие фур. Это радует.
5. Хорошие дороги. Возможно следствие отсуствия фур. А горные дороги должны быть по умолчанию хорошие.
6. Все машины чистые. Вот как раз это у них в крови заложено - машина должна быть чистой.
7. Ну и обычный менталитет южных мужчин-самцов - машина, это не средство передвижения, а продолжение его мужского начала и чем больше он его будет выставлять напоказ (чем сильнее затонированы стекла, ненужных украшений, опять же номера, чем громче говномузыка из говноакустики), тем больше у него будет самок, как он считает. Был там в Сухумском обезьянем питомнике - поведение самцов один в один.
В целом, автопутешествия по европейской части России перестали приносить удовольствия, потому что трассы загружены фурами и уже не получаешь того удовольствия от езды, а только напряги из-за необходимости обгонять эти фуры и стоять в пробках.
Так что следующее путешествие запланировано совсем в другое направление. Если вдруг реализуется, будет о чем написать.
PS. Так как современные информационные технологии в лице интернета дошли до неравнодушных к внучкам бабушек и дедушек, то был заведен инстаграм, куда оперативно сливались все фотки с путешествия, для их своевременного успокоения, что у нас все хорошо. Найдете вот тут: http://www.instagram.com/userovitnik/ , листайте в самое начало.
Спасибо за внимание!
Наше автопутешествие к Черному Морю началось с планирования маршрута.
Выбрали следующий маршрут:
Москва - Воронеж - Ростов на Дону - Краснодар - | Порт Кавказ - Тамань - Анапа - Новороссийск - Геленджик - Туапсе - Сочи - Адлер - Красная Поляна |
Путешествовали вчетвером на машине Volkswagen Golf 4
Водители запаслись энергетиками и двинулись в путь. Путь, надо сказать, не близкий. За рулем сидели 2 человека, которые менялись каждые 5-6 часов.
В целом надо сказать, что путь туда всегда переносится гораздо легче, чем оттуда. Мы доехали менее чем за сутки. Дорога неплохая. Где-то хуже, а где-то лучше. Мне уже доводилось дважды ездить на автобусе на море и я помню, что по пути встретится такой город Елец, где вы обязательно часа 3-4 постоите. Связано с тем, что в Ельце на выезде (или на въезде) очень узкая дорога и низкая пропускная способность моста. Эту проблему никто решать не собирается, поэтому который год там огромные пробки.
В остальном все хорошо.
Так получилось, что наше путешествие по побережью началось не с крайней его западной точки, не с Порта Кавказ, а с Абрау-Дюрсо. GPS привел нас именно туда. Так как это противоречило плану, нам пришлось повернуть на запад и ехать в сторону Тамани к Порту.
Но поскольку в Абрау Дюрсо мы приехали поздно вечером и устали, нам пришлось искать место для ночлега. Делать это по темноте было непросто, но мы справились и с этой задачей. Предварительно было оговорено, что ночевать мы будем в кемпингах. Проблема только в том, что кемпинги расположены не на каждом шагу и GPS не всегда находит их.
Но к счастью в ту ночь нам повезло и удалось найти что-то наподобие кемпинга. Правда палатку пришлось ставить мало того что в полной темноте, так еще и на крутом склоне. Это было довольно забавно.
После незабываемой ночи, где постоянно приходилось быть начеку, чтобы не съехать вниз, мы сразу же поехали на запад, в Порт Кавказ.
Наверно в такого рода рассказах нельзя не упомянуть о сотрудниках ГАИ. Любой, кто был в Краснодарском крае знает, что существует существенная разница между Московскими ГАИшниками и Краснодарскими. Вторые настолько ответственно подходят к своему делу, что при остановке для "проверки документов", проверкой дело не кончается. Пару раз нас останавливали минут на 20. Проверяли номера, пробивали по базам, забирали паспорта всех сидящих в машине, устраивали допросы и т.д и т.п.
Без нарушений, конечно, никуда. Пару раз выбегали непойми откуда и штрафовали либо за выезд на встречку, либо за превышение.
Итак, мы достигли стартовой точки нашего путешествия, Порта Кавказ. Бывало ехали по дороге, по правую сторону которой было Черное Море, а по левую - Азовское.
Вид на Крым
В Тамани мы задержались, чтобы побывать в доме Лермонтова. Вот этот дом (на заднем плане)
Место довольно живописное
Без музея, конечно, никуда
Время наше было ограничено. До вечера мы должны были найти кемпинг и устроиться на ночь.
Когда находим кемпинг - это хорошо, а если удается найти "дикое" место, где можно поставить палатку и ничего при этом никому не платить - это еще лучше. К счастью, таких мест в районе Тамани много.
Сразу подчеркну, что с каждым километром к востоку вам будет все труднее найти такое место. После Анапы в основном только платные кемпинги. После Туапсе даже в дорогих кемпингах люди спят друг на друге. После Сочи кемпингов просто нет.
Так вот, мы успешно устроились на ночь. Это была первая "нормальная" ночь в палатках у берега Черного Моря. Место выбрали отличное, но довольно открытое.
Кстати, спали в палатках на надувных матрасах - это немного непривычно, но удобно.
Утренняя зарядка
Погода с утра не заладилась
Снова в путь!
Следующей на очереди была Анапа.
В Анапе мы решили сходить в кино, на Гарри Поттера 6:-) После просмотра фильма погода улучшилась и мы двинулись дальше.
Анапа с обзорной площадки
Так получилось, что мы очень мало купались. На самом деле купались всего пару раз под Геленджиком. Связано это было с плотным графиком.
По пути из Анапы в Новороссийск мы остановились в одном замечательном месте, название которого я, к сожалению, забыл. Ночевали на этот раз в кемпинге.
Сначала не могли найти нормальных дров, чтобы развести костер
Но и тут решение было найдено. Страшный треск ломающегося забора и вот, Василий уже идет с охапкой дров:-)
После обеда можно и отдохнуть
Но даже в таком замечательном месте мы долго задерживаться не могли. Следующей точкой на карте был город Новороссийск.
Достаточно большой и красивый город. В Новороссийске есть на что посмотреть.
Нагулявшись и наевшись мороженого мы поехали дальше, в Геленджик.
Первое, что бросается в глаза в Геленджике - это водители, готовые разорвать друг друга за клиента на аренду их квартиры/дома. Предлагают чуть ли не за бесплатно.
В Геленджике мы хотели посетить аквапарк Золотая Бухта и дольмены. Начнем со второго.
Если будете проезжать мимо дольменов - не пропустите. Вам придется достаточно много пройти пешком, но оно того стоит!
Первый дольмен расположен недалеко от города и находится почти рядом с дорогой. Около него обычно очень много туристов
Нельзя упустить шанс постоять под настоящим водопадом
И вот спустя час ходьбы мы дошли до дольменов
После дольменов мы вернулись в наш кемпинг в Кабардинке. Кстати, Кабардинка - замечательное место, расположенное рядом с Геленджиком. Если бы меня спросили, какое место я бы выбрал для отдыха на Черном Море, то это именно оно.
На следующий день мы посетили Скалу-Парус
Аквапарк Золотая Бухта занимает первое место в России не только по своим размерам, но и по очередям. И все же время провели классно
Мы знали, что после Геленджика начнутся проблемы с ночлегами, поэтому выехали в сторону Туапсе заранее.
Я был в Туапсе лет 10 назад и тогда мне показалось что это самый лучший город на свете, но сейчас я в этом не уверен. Кроме того, что в Туапсе самые красивые девушки, я ничего не могу про него сказать. Но ведь этого повода достаточно, чтобы вернуться? Ведь правда? :-)
Девушек, к сожалению, я не фотографировал, потому что в Туапсе мы задержались буквально на час, чтобы перекусить. Поедем дальше.
А что дальше? Дальше Сочи. Расстояние в 120 киллометров между Туапсе и Сочи преодолевается за рекордные 7 часов езды за фурой по серпантину. Дорога нас настолько вымотала, что по приезду в Сочи нам хотелось только поскорее найти место где переночевать.
Но такого места мы не нашли. Пришлось ехать дальше, до Адлера. Там тоже ничего.
Делать нечего, двинулись в сторону Красной Поляны, на север. Было уже поздно, но к счастью нашлись добрые люди, которые согласились пустить нас на свою частную территорию, где мы и устроились. По правде сказать, та ночь была одной из худших.
Во первых сказывалась сильная усталость от дороги, во вторых чувствовалось напряжение и какая-то сырость. То место, надо сказать, было мягко говоря слабо приспособлено для ночевки. Мне вспоминается передача Беара Гриллса "Выжить любой ценой".
Вот это место
А вот Красная Поляна, куда мы направились на следующее утро. Да, именно тут будут проходить олимпийские игры 2014 года.
Ну вот и все. Наше путешествие подошло к концу. А теперь в обратный путь.
Этот самый наш обратный путь лежал через Кабардинку, где мы с удовольствием устроились в своих палатках и отдохнули перед дорогой домой.
Можно выделить несколько ключевых аспектов.
Во первых, это тяжело. Если у вас нет хорошой машины с высокой подвеской (!), то тяжелее вдвойне. Вам нужно морально быть готовым к любым трудностям, а трудности будут.
Как минус отмечу проблемы с поиском места для ночлега после Туапсе.
Есть еще несущественные мелочи, на которых не хочется останавливаться.
Из плюсов выделю большое кол-во интересных мест, как те же дольмены или Скала-Парус. Скучать не будете. Также это автопутешествие обойдется сравнительно недорого. Если ехать вчетвером, то по 10 тысяч с каждого и вы наверняка покроете все свои расходы. Конечно, подход к цене чисто индивидуальный.
С другой стороны, смотреть на такое путешествие можно по разному. Я считаю, что хотябы один раз съездить попробовать стоит, НО по моему, нужно четко понимать, что вы хотите получить. Если вам нужно море, солнце и спокойный отдых - то это не для вас.
Итак, лучшее на мой взгляд место для отдыха на Черном Море - Кабардинка (недалеко от Геленджика). Если вы собираетесь но не знаете куда ехать - присмотритесь.
Самым же живописным могу назвать вот это место
Ну вот и все:-)
Читайте, оставляйте комментарии.
До скорой встречи!
Строительство моста в Крым идет полным ходом, однако в этом туристическом сезоне все еще придется обходиться паромами. Загрузка паромов в разгар сезона прогнозируется весьма приличная. Посему визит на полуостров отложим до лучших времен и рассмотрим более простые и быстрые маршруты недельных путешествий на машине к синему Черному морю.
Для европейской части России главной артерией, связующей страну с черноморскими курортами, является трасса М4 «Дон», несмотря на достаточно длинный участок ремонтов и ростовские пробки. Платная трасса с ограничениями на некоторых сегментах аж до 130 км/ч позволяет добраться от столицы до черноморской развилки трассы М4 всего за один световой день. Для этого, правда, придется выехать из Москвы в районе 5 утра, но зато, даже с учетом пары остановок на обед и дозаправку, уже в сумерках вы будете в районе Джубги, оставив за спиной без малого полторы тысячи километров дорог и 840 р. за право проезда по ним.
У Джубги, где, упираясь в Черное море, трасса М4 расходится в две стороны, предстоит сделать выбор: налево свернешь, в Туапсе и Сочи попадешь, направо повернешь - в Геленджик, Новороссийск и Анапу приедешь. Тем, кто не любит сидеть на одном месте и стремится на юг не только для того, чтобы пролежать весь отпуск на пляже, советуем не зацикливаться на одном курорте, а неспешно прокатиться вдоль всего побережья, останавливаясь на пару дней в разных городах: так и впечатлений наберется побольше, да и пляжи отыщете получше. Сегодня рассмотрим «восточное крыло» побережья - от Джубги до Анапы или наоборот. Выбирая этот маршрут для путешествия на машине, лучше всего, не спускаясь к джубгской развилке, уже за Краснодаром сразу свернуть на трассу А146, сократив таким образом путь через печально знаменитый Крымск.
В последние годы в Анапе выросло огромное количество частных мини-отелей самого разного уровня. Конкуренция высока, и за счет этого цены, даже в сезон, вполне приемлемые. Это притягивает в Анапу огромное количество бюджетных туристов, и пляжи в сезон забиты почти как в курортных кинофильмах советских времен - ступить некуда. Качество отдыха при этом оставляет желать лучшего: вода на мелководье и в лиманах местами зацветает и весьма насыщена бактериями. Обязательно стоит съездить полюбоваться дюнами Витязевского лимана (в сезон въезд на прибрежную косу платный - 200 р.), но надолго задерживаться здесь не стоит: на побережье есть и более интересные и не столь перенаселенные безлошадными туристами места.
Выехав из Анапы по побережью на восток в сторону Новороссийска, уже через полчаса вы окажетесь в районе заповедного озера Сукко с его болотными кипарисами и знаменитого мыса Утриш. Здесь можно посетить дельфинарий (впрочем, их еще много попадется на нашем пути вдоль моря), искупаться и перекусить. Ресторанов и закусочных множество. Самое дорогое и пафосное заведение «Форт Утриш»: с замечательным видом и очень небюджетными блюдами.
Следующей остановкой нашего черноморского маршрута по логике должна стать «русская Шампань» - знаменитый винодельческий регион АбрауДюрсо. Если вы путешествуете на легковом автомобиле, добраться туда можно только одним путем - вернувшись на трассу, а затем вновь свернув на юг перед Новороссийском. Для тех же, в чьем распоряжении имеется внедорожник или кроссовер, есть альтернативный красивейший маршрут через Утришский заповедник. Дорога весьма скверная, зато проходит через реликтовые леса, ущелья и пустынные пляжи с достаточно чистым морем. Нужно быть лишь готовым к тому, что 40 км пути до Абрау растянутся для вас без малого на три с половиной часа и станут не самым легким испытанием для подвески любого внедорожника.
Но вот среди зелени проступает синяя гладь озера Абрау. За несколько последих лет в окрестностях озера также отстроилось множество частных, в основном бюджетных отелей: по большей части - в поселках при выезде из АбрауДюрсо в сторону Новороссийска. Но если вы хотите отдохнуть с комфортом, попивая элитные сорта местных игристых вин у бассейна с видом на озеро, лучше забронировать номер в отеле «Империал Hotel & Champagne Spa», расположением и уровнем сервиса вполне оправдывающем каждое слово своего длинного имени. Вообще, в Абрау вполне логично будет задержаться на пару дней: попить игристых и тихих вин, покататься по виноградникам, съездить на озеро лотосов... А затем - отправиться дальше на восток через Новороссийск в сторону Геленджика.
В самом Новороссийске обязательно стоит заехать к морвокзалу, где можно побывать на уже 15 лет стоящем тут на приколе крейсере «Михаил Кутузов». С парковками в районе набережной, правда, беда: придется намотать несколько кругов, чтобы найти место, где приткнуть машину.
Экскурсия по заводу и историческому комплексу Абрау-Дюрсо как правило завершается дегустацией элитных сортов игристых вин, поэтому лучше ехать в Абрау с ночевкой
Зато большая часть остальных памятников и достопримечательностей города (в основном связанных с его героическим прошлым) располагается прямо вдоль дороги, ведущей в Геленджик. На Новороссийском серпантине при выезде из города есть две смотровые площадки с замечательными видами на Цемесскую бухту. Особенно примечательна вторая, с грандиозным гранитным мемориалом «Морякам революции», в июне 1918-го затопившим в Цемесской бухте 16 кораблей Черноморского флота, чтобы не передавать их Германии согласно Брестскому договору. Наряду с Цусимой этот эпизод стал одной из самых черных страниц в истории отечественного флота в XX веке.
Стрелки с профилями судов указывают направления и расстояния до тех мест Цемесской бухты...
Где летом 1918-го были затоплены корабли Черноморского флота
На парапете смотровой площадки установлены бронзовые стрелки-указатели, указывающие направление и расстояние до каждого затопленного корабля.
За мемориалом Новороссийский серпантин переходит в более или менее прямой участок трассы «Дон», и уже через 15–20 минут вас приветствуют надпись «Город-курорт Геленджик» и довольно строгий пост ДПС: на всякий случай будьте готовы «дыхнуть в трубочку».
Геленджик в последние годы активно застраивается современными зданиями и понемногу расцветает. Однако приезжать сюда приятно вне сезона, в апреле-мае. В сезон же кишащий людьми и гудящий, словно улей, Геленджик, прямо скажем, далеко не Рио-де-Жанейро. С голубой мечтой Великого комбинатора его роднит разве что грязное море в бухте. Местные в портовом заливе никогда не купаются, предпочитая принимать морские ванны за городом, на более чистых пляжах. Но безлошадных туристов в заливе пруд пруди: грязь и инфекции в сезон мало кого смущают.
Лучший отель города - Kempinski Grand Hotel может похвастать огромной ухоженной территорией, хорошим спа-центром и собственным пляжем, море на котором, правда, столь же «чистое», как и во всей бухте. Есть гостиницы попроще и подешевле, причем среди них можно найти весьма европейские и качественные. Один из эталонов в среднем ценовом сегменте - новый современный отель «Море», открытый лишь прошлой осенью. На набережной довольно много ресторанов практически на любой кошелек, имеется огромный парк развлечений, контактный зоопарк... но из-за грязного моря в заливе надолго задерживаться в городе все-таки не рекомендуем. Оставьте его на разграбление безлошадным туристам и отправляйтесь дальше на восток по извилистому, но красивому участку трассы «Дон» в сторону Джубги.
В последние годы этот участок дороги постепенно обрастает вполне приличной инфраструктурой. По обочинам появляются хорошие кафе и шашлычные, где можно недорого и вкусно перекусить. За несколько километров до Пшада с правой стороны расположился комплекс Геленджикских дольменов. Вообще дольменов в этом районе превеликое множество, есть даже специальные «дольменные туры». Но большинство из них располагаются в горах, иногда на приличном удалении от дороги. Эти же стоят у самой трассы: просто грех проехать мимо. Затем можно свернуть в Архипо-Осиповку: еще раз искупаться, посетить крокодиловую ферму и очередной дельфинарий, если к тому моменту вы от них окончательно не устанете.
Но вот уже и Джубга, а с ней и уже известное нам распутье трассы М4 «Дон». Направо пойдешь - в Туапсе, Сочи и Абхазию попадешь. Если есть еще одна свободная неделя, почему бы и не прокатиться до Олимпийской столицы, а то и до Сухума. Налево свернешь - в Москву попадешь: один световой день пути, и вы снова окажетесь в Белокаменной...
Геленджик с каждым годом расцветает все больше: строятся отели, расширяется инфраструктура, однако море в бухте по-прежему грязное, местные тут не купаются...
Калькулятор путешествия на машине на Черное море |
|
Транспорт и проживание | |
Стоимость отеля/отеля (2 меcтный номер), р. | от 2000 |
Средний счет в ресторане, р. | 1000 |
Дорога (автомобиль Skoda Superb) | |
Общее время в пути, ч | 48:28 |
Протяженность маршрута, км | 3250 |
Средний расход топлива, л/100 км | 10,2 |
Cтоимость топлива, р./л | 40 |
Макс. разрешенная скорость, км/ч | 130 |
Макс. допустимый уровень алкоголя, промилле | до 0,3 |