Строение корабля. Виды и назначение кораблей. Огневые средства немецких подводных лодок Надстройка подводной лодки
Внешний легкий корпус субмарины имел форму цилиндра, плавно сужающегося к носу и корме. Главная палуба надстройки простиралась от носа до 124 шпангоута на корме. В носовой части она возвышалась над уровнем воды на 3,7 м, а в корме - на 1.2 м. Внутренняя полость между надстройкой и прочным корпусом во время погружения заполнялась водой через шпигаты.
Боевую рубку, располагавшуюся в районе мидель-шпангоута, сверху закрывало ограждение мостика. Находящаяся сразу за рубкой палуба получила название «сигаретной», поскольку на ней матросам разрешалось курить. Здесь же устанавливался зенитный пулемет Browning калибра 7,62 или 12,7 мм.
При погружении пулемёт убирался внутрь лодки. В 1941 году на смену пулемётам пришли 20-мм зенитные автоматы Oerlikon Mark 4 Mod. 3 со скорострельностью 450 выстр./мин, а в 1944 году Gato стали оснащаться 40-мм пушками Bofors со скорострельностью 160 выстр./мин.
Палуба перед мостиком и позади него имела усиленную конструкцию для установки пушек. Артиллерийское вооружение лодок Gato отличалось большим разнообразием. Тип и места расположения орудий зависели от времени ввода лодки в строй и пожеланий её командира.
Сначала на субмарины устанавливали две палубные 76,2-мм пушки, но они оказались весьма слабым оружием и не могли причинить серьёзного ущерба даже небольшим судам. В ходе эксплуатации лодок эти пушки заменяли на более мощные 102-мм или 127-мм орудия Мк40.
Их снаряды имели в несколько раз большие массу и начальную скорость полёта. Кроме того, стволы 127-мм пушек изготавливали из нержавеющей стали, что позволяло не закрывать ствол заглушкой при погружении, а это ускоряло приведение оружия в боевое положение после всплытия.
В нижней части ограждения рубки находились шкафчики для боеприпасов.
Между субмаринами, выпускавшимися разными верфями, существовало множество визуальных отличий. Наиболее заметными были число, расположение и конфигурация шпигатов. Некоторые подводные корабли оснащались дополнительными вооружением и оборудованием.
И не без оснований историки флота утверждают, что отыскать две абсолютно одинаковые лодки типа Gato невозможно.
Гидроакустическое оборудование
На первых сериях лодок устанавливали гидролокаторы типа WCA с гидрофоном JT. Гидрофон работал в диапазоне 110 Гц - 15 кГц. Дальность действия гидролокатора составляла 3429 м. Он позволял определить пеленг и дальность до цели, а если целью была подводная лодка, то определялась ещё и глубина погружения. В 1945 году на вооружение приняли более совершенный гидролокатор WFA.
Представляет интерес анализ действий подводных лодок, произведённый Бюро исследования во время и после войны. Это учреждение, организованное в Вашингтоне и расположенное в Пёрл-Харборе, проанализировало 4873 атаки подводных лодок. Оказалось, что только 31 из них была произведена с помощью гидроакустических приборов. Более того - из этих атак только семь закончились потоплением кораблей противника.
Для определения температуры забортной воды использовался баротермо-граф - СВТ40131. Кроме этого, на субмаринах устанавливался гидродинамический лаг фирмы Benedix.
Субмарины серии VII являлись простыми в производстве полуторакорпусными лодками. К прочному корпусу приваривались бортовые були, носовая и кормовая оконечности и палубная надстройка. Диаметр прочного корпуса в районе центрального поста был всего лишь 4.7 метра. Толщина составляла 16 мм на оконечностях 18.5 мм в центре, а вместе соединения с палубной рубкой- 22 мм. На модификации C/41 толщина выросла да 18.5 мм на оконечностях и до 21.5 мм в центральной части.
Прочный корпус этих субмарин мог выдерживать не только забортное давление воды, но и огонь пулеметов и малокалиберных пушек кораблей и самолётов. В послевоенных испытаниях трофейных лодок выяснилось, что 20, 23 мм снаряды и 37 мм осколочно-зажигательные снаряды наносили урон только легкому корпусу. Так же, из-за этого союзники наблюдали проблемы при попытки таранить подлодку. Известен случай, когда американский эсминец Borie протаранив подлодку U-405 получил сильные повреждения, и был потоплен своей авиацией.
Прочный корпус сваривался из восьми секций, шесть из них представляли собой листы металла, согнутые и сваренные в цилиндры. Носовая и кормовая секции сваривались из трёх листов металла. Секции последовательно приваривались друг к другу, потом к ним приваривалась рубка. Позади неё оставляли довольно обширное отверстие, через него в лодку загружались приборы и механизмы.
Самыми последними устанавливали дизельные двигатели. После их установки отверстие заваривалось стальным листом. Это ясно давало понять то, что лодка не была рассчитана на долгую эксплуатацию, гибель субмарины ожидалась раньше, чем время её постановки на средний ремонт. Тип VII разделялся на шесть отсеков. Сферическими переборками рассчитанными на давление в 10 атм со стороны вогнутости отделялся центральный пост, он мог служить как отсек-убежище.
Размещение приборов и механизмов в отсеках:
1-й отсек (носовой торпедный)
В этом отсеке размещались четыре торпедных аппарата. по два в вертикальных рядах и запас торпед, количеством шесть штук. Четыре хранились под палубным настилом и две вдоль борта. Для погрузки и заряжания торпед на лодке имелось специальное внутритранспортное и погрузочное устройства. Так же, вдоль каждого борта размещалось три пары откидных, двуярусных коек. У днища отсека, под запасными торпедами находились носовые дифферентная и торпедозаместительные цистерны, а так же привод ручного управления носовыми горизонтальными рулями.
2-й отсек (носовой жилой)
Отсек делился на две части тонкой переборкой и дверью. Помещение которые находилось ближе к носу было маленьким, в нём размещался гальюн и места четырёх обердфельдфебелей. Далее шло офицерское помещение по две койки в два яруса с каждого борта. У переборки центрального поста, с левого борта находилась койка капитана, от прохода она отделялась шторой. Поскольку она была очень маленькой, из мебели в неё помещались всего лишь сама койка, откидной столики шкафчик, встроенный в стену.
По правому борту лодки, напротив места капитана находились поста гидроакустика и радиста. Под настилом палубы размещалась носовая группа аккумуляторной батареи (состояли из 62 элементов), баллоны воздуха высокого давления и артиллерийский погреб.
3-й отсек (центральный пост)
Здесь размещались зенитный перископ, командирский находился выше в боевой рубке. Так же, были размещены посты управления клапанами кингстонами и вентиляции, приводы дистанционного управления горизонтальными рулями. Здесь же, находился боевой пост штурмана. Наиболее крупные механизмы этого отсека- два насоса и гидравлический мотор, который поднимал перископы.
Вдоль бортов находились цистерны с питьевой водой и гидравлическим маслом. Равнопрочная балластная цистерна большого объема, находилась под центральным постом, она играла роль средней группы. По оба борта от неё расположены топливные цистерны. Над центральным постом, в узкой боевой рубке находилось боевое место командира при торпедной атаке- откидное кресло (вращалось вместе с командирским перископом), СРП (счётно-решающий прибор) управления стрельбой торпедами.
4-й отсек (кормовой жилой)
На жаргоне подводников назывался «Потсдамская площадь» из-за царившего шума, гама и беготни, поскольку этот отсек связывал камбуз, дизельный и электромоторный отсеки между собой. Так же в отсеке были койки для четверых унтер-офицеров, второй гальюн и вторая электрическая станция. Под настилом палубы размещалась вторая группа аккумуляторных батарей, баллоны воздуха высокого давления и топливная цистерна.
5-й отсек (дизельный)
Практически весь отсек над палубным настилом занимали два огромных дизеля. Ещё здесь, размещались баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателей и баллон с углекислотой, для тушения пожара. В нижней части отсека под дизелями находились цистерны с маслом.
6-й отсек (электромоторный и кормовой торпедный)
В отсеке размещались два компрессора воздуха высокого давления, дизельный по правому борту, электрический по левому. Присутствовали два электромотора, кормовой торпедный аппарат, посты энергетики и ручного управления горизонтальными рулями. Под настилом палубы, между электромоторов находилась запасная торпеда, ближе к корме- дифферентная и торпедозаместительная цистерны. В крыше отсека имелся люк для погрузки торпед. Под конец войны в отсеке появилось устройство, похожее на торпедный аппарат, но уступающий ему по размерам, он предназначался для выпуска имитационных патронов Больда.
Надстройка
Внутри легкого корпуса и надстройки размещались системы и механизмы, наиболее важными из них были гидрофоны, шпилевое устройство, якорь, четыре водонепроницаемых пенала для надувных плотов, маскировочные сети, два пенала для хранения запасных торпед (один пенал был ближе к носу, другой ближе к корме, в них могли хранится торпеды G7a). Имелись водонепроницаемые кранцы первых выстрелов к 88 мм палубной пушке, шахта подачи воздуха к дизелям, выхлопные клапаны и глушители дизелей и большинство баллонов системы воздуха высокого давления.
Палуба надстройки была выполнена из деревянных досок, так как дерево леденело позже, чем железо. Ограждение рубки использовалось для размещения зенитных орудий, многочисленных подвижных и неподвижных устройств, а также для несения вахты. Позади, внутри ограждения находился воздухозаборник шахты подачи воздуха к дизелям и кранцы первых выстрелов для зениток.
Система погружения и всплытия
Главный балласт лодки, состоял из пяти цистерн. Первая и пятая цистерны находились в легком корпусе, пятая цистерна в носовой оконечности, здесь же находилась и цистерна быстрого погружения, а первая цистерна размещалась в кормовой оконечности, вторая и четвертая цистерны в бортовых булях, третья цистерна находилась в прочном корпусе 3-го отсека. Все цистерны, кроме, первой и третьей могли быть заполнены топливом.
Кроме средней группы, цистерны главного балласта были безкингстонными, управление клапанами находилось на центральном посту лодки. Между второй и четвертой цистернами, находились две небольшие топливно-балластные цистерны, уравнительная и бортовая цистерна плавучести. Система ВВД собиралась из стальных труб и не была рассчитана для длительной эксплуатации.
Общий объём баллонов- ВВД 3.46 м³, c 1944 года объём составлял 5.2 м³. Сжатый воздух находился под давлением в 295 кг/см². Для пополнения запасов сжатого воздуха имелось два 6-ти литровых компрессора- дизельный и электрический. Два насоса находились в составе осушительной и дифферентовочной систем, производительностью 30 и 18 т. соответственно.
По сигналу, личный состав верхней вахты запрыгивал в рубку и задраивал люк, вахтенные центрального поста перекладывали горизонтальные рули на погружение и от носа к корме открывали клапаны вентиляции цистерн главного балласта. Продуманная форма горизонтальных рулей позволяли немецким лодкам погружаться с большим дифферентом на нос и не бояться совершить «кувырок».
Для ускорения погружения использовался «живой» балласт, весь свободный от несения вахты экипаж лодки должен был бежать в носовой отсек. Эти действия отрабатывались как на вступительном курсе боевой подготовки, так и во время боевых походов. В течении 25-27 секунд подготовленный экипаж, мог увести лодку на 10-ти метровую глубину.
Энергетическая установка
Энергетическая установка субмарин Типа VII состояла из двух шестицилиндровых четырёхтактных дизельных двигателей F46, которые стояли на большинстве лодок, или двигателей фирмы MAH M6V 40/46 c механическим наддувом. Мощность двигателей на модификациях А составляла 1169 л.с., на всех остальных модификациях 1400 л.с. Максимальная скорость хода на дизелях- 16.9 узла, при ходе на дизелях с электромоторами, скорость составляла 17.4 узла.
Летом 1943 года из-за авиации союзников привела к остановке действий немецких подлодок в Атлантике. В феврале 1944 года после ремонта вступила в строй U-264, первая немецкая субмарина Типа VII оснащенная шнорхелем. Сам шнорхель представлял из себя следующее: два трубопровода из дизельного отсека присоединялись в носовой части рубки к специальной складывающейся мачте, на конце этой мачты находился клапан для забора воздуха и выпуска выхлопных газов дизелей. Конструкция клапана предусматривала его автоматическое закрытие при попадании воды, но при этом дизельные двигатели не останавливались и забирали воздух из внутренних отсеков лодки, это могло создать большое разряжение в замкнутой среде.
Несмотря на сложности в эксплуатации, шнорхель был устройством, благодаря которому лодка, в подводном положении за три часа при ходе в 3-4 узла полностью заряжала свою аккумуляторную батарею. Через каждые 20 минут подводного хода с помощью шнорхеля, дизеля останавливались и производился гидроакустический поиск.
Обычно для движения под водой использовали электродвигатели. На лодках Типа VII стояли два двухъякорных электродвигателя фирмы Siemens , AG или Brown Boweri мощностью в 375 л.с. Как и на советских подлодках, электродвигатели и дизеля соединялись с валом гребного винта механическими муфтами. Аккумуляторная батарея 124 элементов типов 27-MAK 800, позднее 33-MAL 800W. Вентиляция элементов- индивидуальная, настил ям герметический.
Нормальный запас топлива во внутренних цистернах- 62.14 т., полный запас в топливных и топливно-балластных цистернах составлял 105.3 т, при заполнением топливом уравнительной цистерны- 113.47 т. Запас пресной воды на борту лодки составлял 3.8 т, масла 6 т., а кислорода- 50 литров. Автономность субмарин Типа VII примерно 40 дней. Дальность плавания при скорости в 10 узлов- 8500 миль, при дизель-электрической передаче, дальность возрастала до 9700 миль. Дальность подводного плавания зависела от типа аккумуляторов, 130 миль при ходе в 2 узла или 80 миль при 4 узлах.
В этой заметке, предлагаю вашему вниманию огневые средства, которыми располагали лодки. Тема снова рассмотрена мною бегло, без приведения подробностей и нюансов, так как при подробном освещении данного вопроса потребуется написать минимум большую обзорную статью. Для начала, чтобы было понятно, как немцы выдели вопрос в необходимости наличия на борту орудия и его применения, приведу выдержку из "Наставления командирам подлодок", где об этом сказано следующее:
"Раздел V Артиллерийское оружие подводных лодок (подводная лодка как носитель артиллерии)
271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.
Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.
При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.
272. Для подводных лодок, используемых для торпедных атак, артиллерия является как бы условным и вспомогательным оружием, ибо применение артиллерии над водой противоречит всему существу подводной лодки, т. е. внезапной и скрытной подводной атаке.
На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей (§ 305)."
(с)
Палубная артиллерия
Калибр
, Тип
, Стрельба
, Скорострельность
, Угол подъема
, Эфект. дальность
, Расчет
105 мм SK C/32U - U-boоt L C/32U Одиночными 15 35° 12.000 м 6 чел.
105 мм SK C/32U - Marine Pivot L Одиночными 15 30° 12.000 м 6 чел.
88 мм SK C/30U - U-boоt L C/30U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.
88 мм SK C/35 - U-boоt L C/35U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.
Из всех типов немецких подлодок, спроектированных и построенных с 1930 по 1945 палубной артиллерией калибра свыше 88 мм были вооружены лодки I, VII, IX и X серий. При этом орудие калибра 88-мм несла на себе только VII серия, остальные указанные серии лодок имели 105-мм орудие. Пушка располагалась прямо на верхней палубой перед рубкой, боезапас хранился частично там же в надстройке лодки, частично внутри прочного корпуса. Палубная артиллерия находилась в ведомстве второго вахтофицера, который исполнял на лодке обязанности старшего артиллериста.
На "семерках" орудие было установлено в районе 54 шпангоута на специально укрепленной в надстройке пирамиды, которая была усилена продольными и поперечными балками. В районе орудия верхняя палуба была расширена до 3.8 метров в длину, образуя тем самым место для артрасчета. Стандартный боезапас на лодку составлял 205 снарядов - 28 из которых в специальных контейнерах в надстройке рядом с орудием, 20 снарядов в рубке, остальные в "оружейке" внутри прочного корпуса во втором с носа отсеке.
105-мм орудие было также установлено на пирамиде, которая была приварена к прочному корпусу. В зависимости от типа лодки боезапас к орудию колебался от 200 до 230 снарядов, из которых 30-32 хранились в надстройке рядом с орудием, оставшиеся в "оружейке" расположенных в ЦО и камбузе.
От воды палубное орудие со стороны ствола защищала водонепроницаемая заглушка, со стороны казенной части в специальной гильзой-заглушкой. Хороша продуманная система смазки орудия позволяла сохранять орудие в рабочем состоянии при различных температурах.
О различных случаях применениях палубного орудия мною было упомянуто
и .
К концу 1942 года командование подводными силами пришло к выводу, что палубные орудия на лодках, участвовавших в боевых действиях на Атлантическом ТВД, должны быть демонтированы. Таким образом практически все "семерки" типа В и С лишились подобной артиллерии. Пушки были оставлены на подводных крейсерах типа IX, минзагах типа VIID и X. Но к концу войны уже было трудной найти немецкую лодку любого типа, которая несла бы палубную артиллерию.
88-мм орудия U29 и U95. Хорошо просматривается водонепроницаемая заглушка.
Угол подъема 88-мм орудия на U46. Кажется он все-таки превышает те 30 и 35 градусов указанных в ТТХ. Орудие было необходимо задирать стволом вверх при загрузке торпед в носовой отсек. На фото ниже показано, как это происходило (U74 готовиться принять торпеду)
105-мм орудие на "единичке" U26
105-мм орудия U103 и U106
Общий вид 105-мм орудия с его креплениями.
Артиллеристы U53 и U35 готовятся к практическим стрельбам
Артрасчет U123 готовиться открыть огонь. Прямо по курсу виден танкер. Цель будет потоплена артогнем.Завершение операции "Паукеншлаг" февраль 1942.
Но иногда орудия использовались не по назначению:-)
На снимках ниже U107 и U156
Зенитная артиллерия
Калибр
, Тип
, Стрельба
, Скорострельность
, Угол подъема
, Эфект. дальность
, Расчет
37 мм SK C/30U - Ubts. LC 39 Одиночными 12 85° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм M42 U - LM 43U Автомат (8 зарядов) 40 80° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм Zwilling M 42U - LM 42 Автомат (8 зарядов) 80 80° 2.500 м 3/4 чел.
30 мм Flak M 44 - LM 44
Автомат (точные характеристики неизвестны. Для подлодок типа XXI)
20 мм MG C/30 - L 30 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм MG C/30 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak C/38 - L 30/37
Автомат (20 зарядов) 220 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Zwilling C/38 II - M 43U Автомат (20 зарядов) 440 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Vierling C38/43 - M 43U
Автомат (20 зарядов) 880 90° 1.500 м 2/4 чел.
13.2 мм Breda 1931
Автомат (30 зарядов) 400 85° 1.000 м 2/4 чел
Красным цветом выделены счетверенные установки, синим сдвоенные.
Из огневых средств, которыми располагали немецки подлодки наиболее интересно зенитное вооружение. Если палубные орудия были изжиты к концу войны, то эволюция зенитного огня у немцев наглядно видна из вышеуказанной таблицы.
К началу войны немецкие субмарины обладали лишь минимумом зенитных стволов, так как считалось угроза с воздуха явно недооценивалась командованием флота. В результате, конструкторы в проектах предусматривали не более одной зенитки на лодке. Но в течении войны ситуация изменилась и доходила до того, что некоторые субмарины были буквально утыканы зенитными стволами, типа "зенитных лодок" (флакботы).
Основным оружием лодок изначально были признаны 20-мм 20-зарядные зенитные автоматы, которые устанавливались на всех типах лодок за исключением II серии. На последних они также предусматривались, но не входили в типовое вооружение лодок.
Изначально на первых "семерках" в довоенное время 20-мм зенитный автомат типа MG C/30 - L 30 предполагалось устанавливать на верхней палубе за рубкой. На примере U49 это хорошо видно. Позади открытого люка просматривается лафет для зенитки.
Но уже в военное время 20-мм зенитку перенесли на площадку расположенную за мостиком. На фото он хорошо просматривается. Поочередно, зенитные площадки U25, U38 (на мостике лодки сам Карл Дениц), U46
"Двойки" в зависимости от типа и назначения лодки получали зенитное вооружение, как предвоенное время, так и во время войны. Орудие располагалось перед рубкой. Либо для него был установлен лафет, либо он устанавливался там же на водонепроницаемый контейнер (виде бочки) в котором автомат и хранился в разобранном состоянии).
U23 до войны
Водонепроницаемый "бочонок", он же лафет на U9 (Черное море)
Тоже самое на U145
А это уже в готовом виде. U24 (Черное море)
Вариант установки зенитного автомата на лафете. U23 (Черное море)
"Двойки", действовавшие на Черном Море подвергли некоторой модификации. В частности, рубка была видоизменена в сторону стандартных океанских лодок путем добавления к ней площадки для установки дополнительных огневых средств. Вооружение лодок данного типа на ЧМ ТВД за счет этого выросло до 2-3 стволов на субмарину. На фото U19 в полном вооружении. Зенитка впереди рубки, спарка на площадке за мостиком. Кстати, по бокам рубки видны установленные пулеметы.
Рост угрозы с воздуха заставлял немцев принимать меры по увеличению зенитного вооружения. Лодка получила дополнительную площадку для размещения огневых средств, на которой могли размещаться два спарки 20-мм автоматов и один (либо спарка) 37-мм автоматов. Эта площадка получила прозвище "Зимний сад" (Винтергартен). Ниже фото лодок сдавшихся союзникам U249, U621 и U234
Как вершина эволюции зенитного вооружения немецких лодок счетверенная зенитная установка Flak Vierling C38/43 - M 43U, которую получили так называемые "зенитные лодки". Как пример U441.
На Средиземном море "семерки" получали дополнительное вооружение за счет установки итальянских пулеметов "Бреда" в виде спарок. Как пример U81
Отдельным словом стоит упомянуть такое "чудо"-оружие, как 37 мм зенитку SK C/30U - Ubts. LC 39, которая вела огонь одиночными. Это орудие устанавливалось на более поздние типы подводных крейсеров типа IX (B и С) и подводные танкера типа XIV. "Дойные коровы" несли два орудия такого типа по обеим сторонам рубки. "Девятки" имели одно, установленное позади рубки. Ниже примеры такого орудия на U103.
Так как я не ставил перед собой задачи проводить полное и детальное описание зенитного вооружения, такие нюансы, как боезапас и другие характеристики данного вида вооружения, опускаю. О подготовке зенитчиков на ПЛ я когда-то упоминал и . Примеры противостояния между подлодками и авиацией можно получить, если смотреть темы моего тега .
Огнестрельное и сигнальное оружие
Калибр
, Тип
, Стрельба
, Скорострельность
, Угол подъема
, Эфект. дальность
, Расчет
7.92 мм MG15 Автомат (50/75 зарядов) 800-900 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG34 Автомат (50/75 зарядов) 600-700 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG81Z Автомат (Лента) 2.200 90° 750 м 1-2
По мимо этого в распоряжении экипажа подлодки имелось 5-10 пистолетов Маузер 7.65 мм, 5-10 винтовок, автоматы МР-40, ручные гранаты и две сигнальные ракетницы.
MG81Z на U33
В целом хочу отметить, что немецкие подлодки обладали достаточно современными на тот момент огневыми средствами, которые хорошо зарекомендовали себя во время боевых действий. В частности, англичане отметили после испытаний артиллерии, захваченной ими U570, что по сравнению с 3-х дюймовым орудием образца 1917 года, установленным на лодках типа S, 88-мм немецкая пушка превосходит британскую. 20-мм зенитный автомат был признан ими превосходным и эффективным оружием, который к их удивлению, не вибрировал при стрельбе и имел хороший магазин.
Ресурс использованных для иллюстрации заметки фото http://www.subsim.com
Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.
Подводные лодки - особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. По конструктивному исполнению (рис. 1.20) подводные лодки бывают:
О д н о к о р п у с н ы е, имеющие один прочный
корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо
обтекаемыми оконечностями легкой конструкции;
- п о л у т о р а к о р п у с н ы е, имеющие кроме
прочного корпуса еще и легкий, но не по всему обводу
прочного корпуса;
- д в у к о р п у с н ы е, имеющие два корпуса -
прочный и легкий, причем последний полностью облегает
по периметру прочный и простирается на всю
длину лодки. В настоящее время большинство подводных
лодок являются двукорпусными.
Рис. 1.20. Конструктивные типы подводных
лодок:
а - однокорпусная; б - полуторакорпусная; в -
двукорпусная; 1 - прочный корпус; 2 - боевая
рубка; 3 - надстройка; 4 - киль; 5 - легкий корпус
Прочный корпус - основной конструктивный элемент подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение ее на предельной глубине. Он образует замкнутый объем, непроницаемый для воды. Пространство внутри прочного корпуса (рис. 1.21) разделяется поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки, которые называются в зависимости от характера вооружения и оборудования, располагающихся в них.
Рис. 1.21. продольный разрез дизель-аккумуляторной подводной лодки:
1 - прочный корпус; 2 - носовые торпедные аппарты; 3 - легкий корпус; носовой торпедный отсек; 5 - торпеднопогрузочный люк; 6 - надстройка; 7 - прочная боевая рубка; 8 -
ограждение рубки; 9 - выдвижные устройства; 10 - входной люк; 11 - кормовые торпедные
аппараты; 12 - кормовая оконечность; 13 - перо руля; 14 - кормовая дифферентная цистерна;
15 - концевая (кормовая) водонепроницаемая переборка; 16 - кормовой торпедный отсек; 17 -
внутренняя водонепроницаемая переборка; 18 - отсек главных гребных электродвигателей и
электростанция; 19 - балластная цистерна; 20 - машинный отсек; 21 - топливная цистерна;
22 , 26 - кормовая и носовая группы аккумуляторных батарей; 23, 27 - жилые помещения
команды; 24 - центральный пост; 25 - трюм центрального поста; 28 - носовая дифферентная
цистерна; 29 - концевая (носовая) водонепроницаемая переборка; 30 - носовая оконечность;
31 - цистерна плавучести.
Внутри прочного корпуса размещаются помещения для личного состава, главные и вспомогательные механизмы, оружие, различные системы и устройства, носовая и кормовая группы аккумуляторных батарей, различные запасы и т. п. На современных подводных лодках вес прочного корпуса в общем весе корабля составляет 16-25%; в весе только корпусных конструкций - 50-65%.
Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов и обшивки. Ш п а н г о у т ы имеют, как правило, кольцевую, а в оконечностях эллиптическую форму и изготовляются из профильной стали. Устанавливаются они один от другого на расстоянии 300-700 мм в зависимости от конструкции лодки как с внутренней, .так и с наружной стороны обшивки корпуса, а иногда и комбинированно с той и другой стороны вплотную.
О б ш и в к а прочного корпуса изготовляется из специальной прокатной листовой стали и приваривается к шпангоутам. Толщина листов обшивки доходит до 35 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки.
П е р е б о р к и прочного корпуса бывают прочные и легкие. Прочные переборки делят внутренний объем современных подводных лодок на 6-10 водонепроницаемых отсеков и обеспечивают подводную непотопляемость корабля. По расположению они бывают внутренними и концевыми; по форме - плоскими и сферическими.
Легкие переборки предназначены для обеспечения надводной непотопляемости корабля. Конструктивно переборки выполняются из набора и обшивки. Набор переборки обычно состоит из нескольких вертикальных и поперечных стоек (балок). Обшивка изготовляется из листовой стали.
Концевые водонепроницаемые переборки обычно равнопрочны с прочным корпусом и замыкают его в носовой и кормовой частях. Эти переборки служат на большинстве подводных лодок жесткими опорами для торпедных аппаратов.
Отсеки сообщаются через водонепроницаемые двери, имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти двери снабжены быстродействующими запирающими устройствами.
В вертикальном направлении отсеки разделяются платформами на верхнюю и нижнюю части, а иногда помещения лодки имеют многоярусное расположение, что увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся на единицу объема. Расстояние между платформами «в свету» делается более 2 м, т. е. несколько большим, чем средний рост человека.
В верхней части прочного корпуса устанавливается прочная (боевая) рубка, сообщающаяся через рубочный люк с центральным постом, под которым расположен трюм. На большинстве современных подводных лодок прочная рубка выполняется в виде круглого цилиндра небольшой высоты. Снаружи прочная рубка и устройства, расположенные за ней, для улучшения обтекания при движении в подводном положении закрываются легкими конструкциями, которые называются ограждением рубки. Обшивка рубки изготовляется из листовой стали той же марки, что и прочный корпус. Торпедо- погрузочный и входные люки располагаются также вверху прочного корпуса.
Ц и с т е р н ы предназначены для погружения, всплытия, удифферентования лодки, а также для хранения жидких грузов. В зависимости от назначения бывают цистерны: главного балласта, вспомогательного балласта, корабельных запасов и специальные. Конструктивно они выполняются либо прочными, т. е. рассчитанными на предельную глубину погружения, либо легкими, способными выдерживать давление 1-3 кг/см2. Они располагаются внутри прочного корпуса, между прочным и легким корпусом и в оконечностях.
К и л ь - сварная или клепаная балка коробчатого, трапециевидного, Т-образного, а иногда и полуцилиндрического сечения, привариваемая к днищевой части корпуса лодки. Он предназначен для усиления продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый грунт и постановке на клетку дока.
Легкий корпус (рис. 1.22) - жесткий каркас, состоящий из шпангоутов, стрингеров, поперечных непроницаемых переборок и обшивки. Он придает подводной лодке хорошо обтекаемую форму. Легкий корпус состоит из наружного корпуса, носовой и кормовой оконечностей, палубной надстройки, ограждения рубки. Форму легкого корпуса полностью определяют наружные обводы корабля.
Рис. 1.22. Поперечный разрез полуторакорпусной подводной лодки:
1 - ходовой мостик; 2 - боевая рубка; 3 -
надстройка; 4 - стрингер; 5 - уравнительная
цистерна; 6 - подкрепляющая стойка; 7, 9 -
кницы; 8- платформа; 10 - коробчатый киль;
11 - фундамент главных дизелей; 12 - обшивка
прочного корпуса; 13 - шпангоуты прочного
корпуса; 14 - цистерна главного балласта;
15 - раскосные стойки; 16 - крышка цистерны;
17 - обшивка легкого корпуса; 18 - шпангоут
легкого корпуса; 19 - верхняя палуба
Наружным корпусом называется водонепроницаемая часть легкого корпуса, расположенная вдоль прочного корпуса. Он закрывает прочный корпус по периметру поперечного сечения лодки от киля до верхнего водонепроницаемого стрингера и простирается по длине корабля от носовой до кормовой концевых переборок прочного корпуса. Ледовый пояс легкого корпуса располагается в районе крейсерской ватерлинии и простирается от носовой оконечности до миделя; ширина пояса около 1 ж, толщина листов - 8 мм.
Оконечности легкого корпуса служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы подводной лодки и простираются от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно.
В носовой оконечности размещаются: носовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта и плавучести, цепной ящик, якорное устройство, гидроакустические приемники и излучатели. Конструктивно она состоит из обшивки и сложной системы набора. Выполняется из листовой стали того же качества, что и наружный корпус.
Форштевень - кованая или сварная балка, обеспечивает жесткость носовой кромки корпуса лодки.
В кормовой оконечности (рис. 1.23) размещаются: кормовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта, горизонтальные и вертикальные рули, стабилизаторы, гребные валы с мортирами.
Рис. 1.23. Схема кормовых выступающих
устройств:
1 - вертикальный стабилизатор; 2 -
вертикальный руль; 3 - гребной
винт; 4 - горизонтальный руль; 5 -
горизонтальный стабилизатор
Ахтерштевень - балка сложного сечения, обычно сварная; обеспечивает жесткость кормовой кромки корпуса подводной лодки.
Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы придают при движении устойчивость подводной лодке. Через горизонтальные стабилизаторы (при двухвальной энергетической установке) проходят гребные валы, на концах которых устанавливаются гребные винты. За гребными винтами в одной плоскости со стабилизаторами устанавливаются кормовые горизонтальные рули.
Конструктивно кормовая оконечность состоит из набора и обшивки. Набор выполняется из стрингеров, рамных и простых шпангоутов, платформ и переборок. Обшивка равнопрочна с наружным корпусом.
Надстройка (рис. 1.24) располагается выше верхнего водонепроницаемого стрингера наружного корпуса и простирается по всей длине прочного корпуса, переходя за его пределами в оконечности. Конструктивно надстройка состоит из обшивки и набора. В надстройке располагаются: различные системы, устройства, носовые горизонтальные рули и др.
Рис. 1.24. Надстройка подводной лодки:
1 - кницы; 2 - отверстия в палубе; 3 - палуба
надстройки; 4 - борт надстройки; 5 - шпигаты;
6- пиллерс; 7 - крышка цистерны; 8 -
обшивка прочного корпуса; 9 - шпангоут
прочного корпуса; 10 - обшивка легкого корпуса;
11 - водонепроницаемый стрингер наружного
корпуса; 12 - шпангоут легкого корпуса;
13 - шпангоут надстройки
Выдвижные устройства (рис. 1.25). Современная подводная лодка имеет большое число различных устройств и систем, которые обеспечивают управление ее маневрами, использование оружия, живучесть, нормальную работу энергетической установки и других технических средств в различных условиях плавания.
Рис. 1.25. Выдвижные устройства и системы подводной
лодки:
1 - перископ; 2 - радиоантенны (выдвижные); 3 - радиолокационные
антенны; 4 - воздушная шахта для работы
дизеля под водой (РДП); 5 - выхлопное устройство
РДП; 6 - радиоантенна (заваливающаяся)
К таким устройствам и системам, в частности, относятся: радиоантенны (заваливающиеся и выдвижные), выхлопное устройство для работы дизеля под водой (РДП), воздушная шахта РДП, радиолокационные антенны, перископы и др.
Вперед
Оглавление
Назад
Справочник по морской практике Автор неизвестен
1.3. Устройство подводной лодки
Подводные лодки – особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. По конструктивному исполнению (рис. 1.20) подводные лодки бывают:
– о д н о к о р п у с н ы е, имеющие один прочный корпус, который заканчивается в носу и корме хорошо обтекаемыми оконечностями легкой конструкции;
– п о л у т о р а к о р п у с н ы е, имеющие кроме прочного корпуса еще и легкий, но не по всему обводу прочного корпуса;
– д в у к о р п у с н ы е, имеющие два корпуса – прочный и легкий, причем последний полностью облегает по периметру прочный и простирается на всю длину лодки. В настоящее время большинство подводных лодок являются двукорпусными.
Рис. 1.20. Конструктивные типы подводных лодок:
а – однокорпусная; б – полуторакорпусная; в – двукорпусная; 1 – прочный корпус; 2 – боевая рубка; 3 – надстройка; 4 – киль; 5 – легкий корпус
Прочный корпус – основной конструктивный элемент подводной лодки, обеспечивающий безопасное нахождение ее на предельной глубине. Он образует замкнутый объем, непроницаемый для воды. Пространство внутри прочного корпуса (рис. 1.21) разделяется поперечными водонепроницаемыми переборками на отсеки, которые называются в зависимости от характера вооружения и оборудования, располагающихся в них.
Рис. 1.21. продольный разрез дизель-аккумуляторной подводной лодки:
1 – прочный корпус; 2 – носовые торпедные аппарты; 3 – легкий корпус; носовой торпедный отсек; 5 – торпеднопогрузочный люк; 6 – надстройка; 7 – прочная боевая рубка; 8 – ограждение рубки; 9 – выдвижные устройства; 10 – входной люк; 11 – кормовые торпедные аппараты; 12 – кормовая оконечность; 13 – перо руля; 14 – кормовая дифферентная цистерна; 15 – концевая (кормовая) водонепроницаемая переборка; 16 – кормовой торпедный отсек; 17 – внутренняя водонепроницаемая переборка; 18 – отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; 19 – балластная цистерна; 20 – машинный отсек; 21 – топливная цистерна; 22 , 26 – кормовая и носовая группы аккумуляторных батарей; 23, 27 – жилые помещения команды; 24 – центральный пост; 25 – трюм центрального поста; 28 – носовая дифферентная цистерна; 29 – концевая (носовая) водонепроницаемая переборка; 30 – носовая оконечность; 31 – цистерна плавучести.
Внутри прочного корпуса размещаются помещения для личного состава, главные и вспомогательные механизмы, оружие, различные системы и устройства, носовая и кормовая группы аккумуляторных батарей, различные запасы и т. п. На современных подводных лодках вес прочного корпуса в общем весе корабля составляет 16-25%; в весе только корпусных конструкций – 50-65%.
Конструктивно прочный корпус состоит из шпангоутов и обшивки. Ш п а н г о у т ы имеют, как правило, кольцевую, а в оконечностях эллиптическую форму и изготовляются из профильной стали. Устанавливаются они один от другого на расстоянии 300-700 мм в зависимости от конструкции лодки как с внутренней, .так и с наружной стороны обшивки корпуса, а иногда и комбинированно с той и другой стороны вплотную.
О б ш и в к а прочного корпуса изготовляется из специальной прокатной листовой стали и приваривается к шпангоутам. Толщина листов обшивки доходит до 35 мм в зависимости от диаметра прочного корпуса и предельной глубины погружения подводной лодки.
П е р е б о р к и прочного корпуса бывают прочные и легкие. Прочные переборки делят внутренний объем современных подводных лодок на 6-10 водонепроницаемых отсеков и обеспечивают подводную непотопляемость корабля. По расположению они бывают внутренними и концевыми; по форме – плоскими и сферическими.
Легкие переборки предназначены для обеспечения надводной непотопляемости корабля. Конструктивно переборки выполняются из набора и обшивки. Набор переборки обычно состоит из нескольких вертикальных и поперечных стоек (балок). Обшивка изготовляется из листовой стали.
Концевые водонепроницаемые переборки обычно равнопрочны с прочным корпусом и замыкают его в носовой и кормовой частях. Эти переборки служат на большинстве подводных лодок жесткими опорами для торпедных аппаратов.
Отсеки сообщаются через водонепроницаемые двери, имеющие круглую или прямоугольную форму. Эти двери снабжены быстродействующими запирающими устройствами.
В вертикальном направлении отсеки разделяются платформами на верхнюю и нижнюю части, а иногда помещения лодки имеют многоярусное расположение, что увеличивает полезную площадь платформ, приходящуюся на единицу объема. Расстояние между платформами «в свету» делается более 2 м, т. е. несколько большим, чем средний рост человека.
В верхней части прочного корпуса устанавливается прочная (боевая) рубка, сообщающаяся через рубочный люк с центральным постом, под которым расположен трюм. На большинстве современных подводных лодок прочная рубка выполняется в виде круглого цилиндра небольшой высоты. Снаружи прочная рубка и устройства, расположенные за ней, для улучшения обтекания при движении в подводном положении закрываются легкими конструкциями, которые называются ограждением рубки. Обшивка рубки изготовляется из листовой стали той же марки, что и прочный корпус. Торпедо- погрузочный и входные люки располагаются также вверху прочного корпуса.
Ц и с т е р н ы предназначены для погружения, всплытия, удифферентования лодки, а также для хранения жидких грузов. В зависимости от назначения бывают цистерны: главного балласта, вспомогательного балласта, корабельных запасов и специальные. Конструктивно они выполняются либо прочными, т. е. рассчитанными на предельную глубину погружения, либо легкими, способными выдерживать давление 1-3 кг/см2. Они располагаются внутри прочного корпуса, между прочным и легким корпусом и в оконечностях.
К и л ь – сварная или клепаная балка коробчатого, трапециевидного, Т-образного, а иногда и полуцилиндрического сечения, привариваемая к днищевой части корпуса лодки. Он предназначен для усиления продольной прочности, предохранения корпуса от повреждения при покладке на каменистый грунт и постановке на клетку дока.
Легкий корпус (рис. 1.22) – жесткий каркас, состоящий из шпангоутов, стрингеров, поперечных непроницаемых переборок и обшивки. Он придает подводной лодке хорошо обтекаемую форму. Легкий корпус состоит из наружного корпуса, носовой и кормовой оконечностей, палубной надстройки, ограждения рубки. Форму легкого корпуса полностью определяют наружные обводы корабля.
Рис. 1.22. Поперечный разрез полуторакорпусной подводной лодки:
1 – ходовой мостик; 2 – боевая рубка; 3 – надстройка; 4 – стрингер; 5 – уравнительная цистерна; 6 – подкрепляющая стойка; 7, 9 – кницы; 8- платформа; 10 – коробчатый киль; 11 – фундамент главных дизелей; 12 – обшивка прочного корпуса; 13 – шпангоуты прочного корпуса; 14 – цистерна главного балласта; 15 – раскосные стойки; 16 – крышка цистерны; 17 – обшивка легкого корпуса; 18 – шпангоут легкого корпуса; 19 – верхняя палуба
Наружным корпусом называется водонепроницаемая часть легкого корпуса, расположенная вдоль прочного корпуса. Он закрывает прочный корпус по периметру поперечного сечения лодки от киля до верхнего водонепроницаемого стрингера и простирается по длине корабля от носовой до кормовой концевых переборок прочного корпуса. Ледовый пояс легкого корпуса располагается в районе крейсерской ватерлинии и простирается от носовой оконечности до миделя; ширина пояса около 1 ж, толщина листов – 8 мм.
Оконечности легкого корпуса служат для придания обтекаемости обводам носа и кормы подводной лодки и простираются от концевых переборок прочного корпуса до форштевня и ахтерштевня соответственно.
В носовой оконечности размещаются: носовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта и плавучести, цепной ящик, якорное устройство, гидроакустические приемники и излучатели. Конструктивно она состоит из обшивки и сложной системы набора. Выполняется из листовой стали того же качества, что и наружный корпус.
Форштевень – кованая или сварная балка, обеспечивает жесткость носовой кромки корпуса лодки.
В кормовой оконечности (рис. 1.23) размещаются: кормовые торпедные аппараты, цистерны главного балласта, горизонтальные и вертикальные рули, стабилизаторы, гребные валы с мортирами.
Рис. 1.23. Схема кормовых выступающих устройств:
1 – вертикальный стабилизатор; 2 – вертикальный руль; 3 – гребной винт; 4 – горизонтальный руль; 5 – горизонтальный стабилизатор
Ахтерштевень – балка сложного сечения, обычно сварная; обеспечивает жесткость кормовой кромки корпуса подводной лодки.
Горизонтальные и вертикальные стабилизаторы придают при движении устойчивость подводной лодке. Через горизонтальные стабилизаторы (при двухвальной энергетической установке) проходят гребные валы, на концах которых устанавливаются гребные винты. За гребными винтами в одной плоскости со стабилизаторами устанавливаются кормовые горизонтальные рули.
Конструктивно кормовая оконечность состоит из набора и обшивки. Набор выполняется из стрингеров, рамных и простых шпангоутов, платформ и переборок. Обшивка равнопрочна с наружным корпусом.
Надстройка (рис. 1.24) располагается выше верхнего водонепроницаемого стрингера наружного корпуса и простирается по всей длине прочного корпуса, переходя за его пределами в оконечности. Конструктивно надстройка состоит из обшивки и набора. В надстройке располагаются: различные системы, устройства, носовые горизонтальные рули и др.
Рис. 1.24. Надстройка подводной лодки:
1 – кницы; 2 – отверстия в палубе; 3 – палуба надстройки; 4 – борт надстройки; 5 – шпигаты; 6- пиллерс; 7 – крышка цистерны; 8 – обшивка прочного корпуса; 9 – шпангоут прочного корпуса; 10 – обшивка легкого корпуса; 11 – водонепроницаемый стрингер наружного корпуса; 12 – шпангоут легкого корпуса; 13 – шпангоут надстройки
Выдвижные устройства (рис. 1.25). Современная подводная лодка имеет большое число различных устройств и систем, которые обеспечивают управление ее маневрами, использование оружия, живучесть, нормальную работу энергетической установки и других технических средств в различных условиях плавания.
Рис. 1.25. Выдвижные устройства и системы подводной лодки:
1 – перископ; 2 – радиоантенны (выдвижные); 3 – радиолокационные антенны; 4 – воздушная шахта для работы дизеля под водой (РДП); 5 – выхлопное устройство РДП; 6 – радиоантенна (заваливающаяся)
К таким устройствам и системам, в частности, относятся: радиоантенны (заваливающиеся и выдвижные), выхлопное устройство для работы дизеля под водой (РДП), воздушная шахта РДП, радиолокационные антенны, перископы и др.
Из книги Морские сражения автора Из книги Большая книга рыболова-любителя [с цветной вкладкой] автора Горяйнов Алексей Георгиевич Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна Из книги Пистолеты и револьверы [Выбор, конструкция, эксплуатация автора Пилюгин Владимир Ильич Из книги Советские атомные подводные лодки автора Гагин Владимир ВладимировичЛовля с лодки Лодка дает рыболову большие преимущества, позволяя облавливать недоступные с берега места. Однако техника заброса спиннинга с лодки отличается от техники заброса с берега. Забросы с лодки лучше выполнять сидя, не прикладывая значительных усилий, поскольку
Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина МарковнаБой подводной лодки «U-29» В начале ХХ века Британский военно-морской флот значительно превосходил в силе своих главных соперников: Россию, Францию и Америку. Однако 22 сентября 1914 года самонадеянность дорого обошлась британским судам. В сентябре на Ла-Манше было ветрено.
Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестенБой подводной лодки М-36 Подводные лодки Черноморского флота часто попадали в сложные ситуации на мелководье северо-западного района. 23 августа 1942 года капитан-лейтенант В. Н. Комаров, командующий подводной лодкой М-36 XII серии, обнаружил немецкий конвой. Прежде чем
Из книги Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов автора Таормина ШейлаБой подводной лодки М-32 В октябре 1942 года советская подводная лодка М-32 XII серии под управлением капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина атаковала немецкий миноносец «Змеул». К несчастью для Колтыпина, торпеда не попала в цель и лишь указала на место нахождения подводной
Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей НиколаевичБой подводной лодки С-13 В 1945 году советская подводная лодка С-13 находилась на патруле в южной части Балтийского моря. Однажды акустический прибор лодки уловил звуки движения винтов. Командир подводной лодки тотчас же отдал приказ направить судно навстречу противнику. В
Из книги автораПистолет для подводной стрельбы СПП-1М Рис. 71. Пистолет для подводной стрельбыПистолет подводный специальный СПП-1 был разработан в ЦНИИ Точного Машиностроения в конце 1960-х годов конструкторами Кравченко и Сазоновым для вооружения боевых пловцов ВМФ СССР.Основные
Из книги автораСВЯЗЬ С ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Важность задач, решаемых подводными лодками, определяет требование к обеспечению их надводной связью. Основное направление работ – создание надежного, помехозащищенного оборудования, отвечающего современным условиям. Для
Из книги автора Из книги автораРаздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля Военный корабль – сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего
Из книги автораГлава 2. Оборудование верхней палубы надводного корабля и подводной лодки 2.1. Швартовное устройство Швартовное устройство – совокупность приспособлений и механизмов расположенны х на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса),
Из книги автораВнимательно изучаем всю последовательность действий при выполнении подводной части гребка 1. ПОЛОЖЕНИЕ И НАПРЯЖЕНИЕ КИСТИЛадонь должна быть раскрытой и плоской, а не чашеобразной, с тем чтобы образовывать максимальную площадь поверхности. Пальцы необходимо держать