Гокарна индия как добраться аэропорт. Гокарна — жизнь у моря, ч.1, Индия. Когда сезон. Когда лучше поехать
Заповедник в Гоа.
Направление – Гокарна. Выехали, как всегда, не вовремя. Мы уже навьючивали байк, а Мохит только проснулся. Собрался он, правда, минуты за 3. Как и было запланировано, снова отправились в заповедник
,
чтобы попытаться увидеть детёныша леопарда. Ресепшн оказался пуст, и мы незамеченными проникли внутрь. Большая кошка уже резвилась.
Её преследовало несколько местных дядек с огромными трубами фотоаппаратов. Несмотря на свой еще ранний возраст, она уже проявляла повадки настоящего хищника. Затаиться в зелени и внезапно напасть на понравившийся предмет – любимое занятие. В данном случае, в любимчиках оказался шлем Мохита, на который леопард набрасывался с периодичностью в несколько минут.
Скоро его стали использовать как переходящий вымпел, чтобы привлечь внимание охотника. И Мохиту, и Лере удалось погладить «кошечку», я воздержался.
Пару раз леопард шумно забирался на низкорослые деревца, и только заботливые человеческие руки, подставленные под спину, не позволяли ей с позором грохнуться на землю. Зарядились положительными эмоциями максимально.
Выскочили на федеральную трассу и понеслись, попеременно обгоняя друг друга. У больших дорог, по сравнению с второстепенными, кроме очевидных преимуществ есть столь же очевидные недостатки. Большое количество грузовиков и автобусов привносят в путешествие определенную долю риска и заставляют быть более сконцентрированным и собранным. Само собой, ни о какой возможно насладиться пейзажем не может быть и речи. Но если вам необходимо просто попасть из точки А в В, лучше сделать по трассе лишние 30-40 км. Эта рекомендация относиться практически ко всем индийским дорогам, проверено на себе.
История Гокарны.
Gokarna) – небольшая деревня на берегу моря в штате Карнатака, имеющая священное значение для индусов. Упоминание о Гокарне содержится в ведах (одни из самых древних священных писаний в мире, с XVI века до н.э.). Согласно этим текстам, в процессе сотворения мира между Брахмой (один из богов Тримурти, наряду с Шивой и Вишной; мироздатель, творец) и Шивой (олицетворяет разрушительное и созидательное, а так же мужское начало – лингам) возникли разногласия, и Брахма создал мир без участия Шивы. Узнав про это, Шива устремился к Земле. При этом проекция места, где Шива должен был появиться, пришлась на центр Земли. Если бы это произошло, Шива уничтожил бы Землю. Узнав про это, Бху-дэви (богиня Земли, ассоциируемая в индуизме с коровой), взмолилось к Шиве. В результате компромисса, Шива уменьшился до размера «большого пальца» и вышел через «ухо коровы». Местом «рождения» Шивы оказалась пещера в Гокарне (дословно «коровье ухо»). Там же в храме Махабалешвар находится Атма-лингам , известный по легенде о Шиве, демоне Равана из Ланки и Ганеше. – Что очень сильно поражает в Индии, это очень достоверное соответствие мест, событий, названий, упоминаемых в легендах.
От трассы до Гокарны около 20 минут езды. Объехав город стороной, добрались до Кудли-бич (Kudle beach) и занялись поисками жилья. Сначала потащились на сам пляж, берег которого, в пику гоанским, оказался совсем не пологим. Около 10 минут вниз по узкой, усыпанной камнями тропинке и нашему взору открылся небольшой полумесяц береговой полосы с редкими шеками (кафе).
Более-менее приличного, на наш взгляд, жилья на пляже не оказалось. Там, где комнаты выглядели приемлемо, не оказалось мест. А в бунгало из пальмовых листьев и кроватью с каменным основанием мы сами отказались селиться. Хотя, есть любители. Ибо цена весьма привлекательна, всего 100-150 Rs/сутки. В особенности, это место предпочитают наши сограждане, готовые спать даже просто под пальмой, лишь бы подальше от ненавистного холода. Знаем несколько примеров, когда люди просто зависали здесь на месяц-другой, не имея такого плана изначально. Кроме того, наш знакомый, проживший здесь около 2-х месяцев, рассказывал о большом количестве бесплатных курсов, таких как йога и уроки санскрита. Так же доступен активный отдых в виде пляжного футбола и волейбола.
Кстати, перед самым спуском вниз, к пляжу, по левую сторону находится очень неприметный храм, посвященный Хануману
(царь обезьян, соратник Рамы
).
Со слов Мохита, по одной из версий, этот храм был построен на месте его рождения (но мы то с вами знаем, что настоящее место рождения Ханумана находится в Хампи!;)).
Жилье посчастливилось найти на пути от пляжа к городу. Где-то посередине этого двухкилометрового пути, прямо на утесе нас поджидали несколько симпатичных при первом приближении бунгало. Сторговались на 300 Rs. Точнее, торговался Мохит, а мы молча присутствовали. Вообще, вопрос о том, как найти дешевое жилье в Гокарне, решается здесь на раз-два.
К слову сказать, до города мы тоже доехали. Много туристов останавливается на улице вдоль городского пляжа. Но предложенные нам гестхаусы не устроили ни ценой, ни видом. Возможно, просто не повезло или плохо искали. Встретили нескольких человек, которые утверждали, что снимают очень приличное жилье да еще и очень дешево.
Так или иначе, лучшего вида, что прилагался к недорогим бунгало, не сыскать во всей Гокарне.
Тем более, что его расположение, при наличии собственного транспорта, просто превосходно. Всюду близко.
MG Cottages Relax Inn, сайт , [email protected] , тел. 9620468182, 9611566273.
Единственное но. Душ и туалет расположены в отдельно стоящих сараюшках с бетонным полом и большим количеством всякой живности вроде насекомых и геконов(маленьких ящериц). Все выглядит довольно опрятно, но просто.
Практически сразу отправились в город. Отдельного описания достойна дорога, связывающая Кудли-бич и город. Точнее, та её часть, которая наиболее близка к Гокарне. Она представляет с собой неширокую тропинку, на которой тяжело разминуться даже двум мотоциклистам. Вдобавок к этому она имеет значительный уклон и несколько «слепых» поворотов. В самом конце нужно буквально протискиваться между каменных стен, чтобы попасть на одну из центральных улиц. Встретить на своем пути моторикшу – совсем плохая примета. А они, хоть и с трудом и металлическим скрежетом, но все-таки довольно часто пользуются этой дорожкой, так как это, можно сказать, одно из самых популярных направлений.
Честно скажу, что Гокарна поражает воображение. Ничего подобного вам не удастся найти во всей Индии. Храмы, монахи, нищие, прохожие, голосистые продавцы, туристы, которые похожи и на монахов и на нищих одновременно, непостижимым образом сплетаются в место с удивительной атмосферой.
Урбанизация почти не тронула этот уголок и даже сейчас воздух просто пропитан тысячелетней историей. Кажется, время здесь течет с другой скоростью. Но, к сожалению, вход во все храмы города запрещен для неиндуистов.
За пару дней до нашего визита, Гокарна с размахом праздновала Махашиватри.
Махашиватри – очень важный праздник для индуистов. Символом праздника является лингам. Индуисты верят, что положение Луны и Солнца в этот день увеличивает силу молитвы в 100 раз, а тем, кто соблюдает все ритуалы, обещано отпущение всех грехов и освобождение от цикла перерождений.
От местных узнали, что город был просто переполнен паломниками и туристами. Единственным свидетельством этого события служила громадная колесница, которая почти полностью перекрыла центральную улицу. Протискиваясь вдоль огромного деревянного колеса, ты остро осознаешь скоротечность своей жизни в сравнении с древней махиной.
Гокарна: где вкусно поесть.
Завершив все необходимые туристические ритуалы и вкусив пищи духовной, мы бросили все оставшиеся силы на поиски еды. Совсем недалеко от общественного пляжа мы набрели на самобытное и очень популярное у туристов кафе, Mahalaxmi Restorant . Все хозяйство ведет тамильская семья, перебравшаяся в эти края из Южной Индии и начавшая весь бизнес с нуля. Не думаю, что и на сегодняшний день оно уж очень сильно изменилось с тех лет. Спартанская обстановка это подчеркивает: на ваш выбор – пластиковые стулья или замызганный старый ковёр. Несомненными достоинствами этого места является возможность расположиться на крыше, низкие цены при довольно качественной пище и, конечно же, персонал. Дочки хозяина, исполняющие роль официанток, своими улыбками и дружелюбием могут поднять настроение даже завзятому пессимисту. Единственным негативом служил запах гниющего неподалеку болотца, время от времени доставляемый к нашему столу случайным порывом ветра. В любом случае, вопрос о том, где вкусно поесть в Гокарне, решился сам собой.
Кроме прочего, мы были весьма удивлены, обнаружив там же большую русскоязычную группу. Люд подобрался весьма разномастный: от молоденьких девчонок до тяжеловесных и умудренных опытом тёток. Предводительствовал похожий на Мессию субъект, облаченный, как и полагается, в рубище и длинную бороду. К его кроткому взгляду поразительно не шла фраза: «Уплочено на 300 рупий. Всё, что сверху, оплачиваем самостоятельно». Благодаря англоязычной беседе с Мохитом, какое-то время оставались незамеченными. Но было жутко интересно, что за сектантская необходимость собрала их всех вместе. Вышли из тени, заговорив по-русски. После нескольких вводных фраз, они набросились на нас с вопросом: «А что там по Крыму слышно?». Узнав, что мы уже около месяца путешествуем, быстро потеряли к нам интерес. Но нам уже удалось выяснить, что эта группа, которая по путевки приехала в Индии, чтобы позаниматься йогой. Живут они в фанерных бунгало без удобств, но с питанием. Экскурсии оплачиваются отдельно. 14 дней в позе собаки обошлись им почти в 90 000 руб.(!) на брата, включая перелет. Причем, даже преподаватели йоги – русские. В очередной раз поразились находчивости наших соотечественников.
Вечером отправились любоваться закатом на край мыса совсем недалеко от нашего жилища.
Неромантичный Мохит остался по рабочей необходимости. Обнаружили по соседству отдельно стоящее здание, которое, к нашему изумлению, оказалось библиотекой. Причем, расположиться с книжкой можно и снаружи в весьма приятной обстановке. Честно скажу, что для этой страны подобное – невидаль. Кроме
, в котором нам встречались специально отведенные студентам места для занятий в центре города и под открытым небом, ничего похожего видеть не приходилось. Забрались на холм и с досадой обнаружили еще нескольких любителей оттенков красного. Двое европейцев полусильного
сильного пола мило сидели, взявшись за руки. Пришлось лезть еще выше, дабы не мешать союзу двух любящих сердец. И пусть не говорят, что россияне – гомофобы! Закат был хорош.
Ужин тоже. Не могу не отметить местный бирияни (блюдо из риса и курицы), который, на наш вкус, самый лучший во всей Индии (несмотря на то, что это блюдо Северной Индии).
Пришли к общему мнению, что нам определенно здесь нравится.
Наутро выехали налегке в Мурдешвар, что примерно в 80 км к югу от Гокарны.
По возвращении, кинули вещи и отправились на поиски старинного друга Мохита, итальянки по имени Марзия. Она прислала Мохиту сообщение неделю назад, что будет на Кудли-бич в этот день. Больше связи с ней не было, телефон молчал. Наудачу зашли в несколько кафе на пляже, поспрашивали. Никто не видел 40-летнюю даму, подходящую под описание. Все же удача нам улыбнулась, и мы просто встретились на пляже.
Марзия много путешествовала. Список посещенных ею стран обширен и постоянно пополняется. Но она очень любит Индию. Мохит называет её «Шанти леди», потому что она постоянно употребляет «шанти-шанти» в конце своей речи. Надо сказать, что с итальянским акцентом это звучит очень занятно.
Позабавил рассказ Марзии о первом опыте Couchsurfing (кстати, про наш первый опыт Couchsurfing мы писали ) Из первых уст:
«Решила я, значит, попробовать эту тему. Много о ней слышала от путешествующих, но самой пользоваться не приходилось. Как раз нужно было остановиться на некоторое время в городе Маргао, где с гостиницами как-то не очень, да и скучно было, хотелось общения. Написала запрос. Ответили очень быстро, несмотря на небольшое количество пользователей. Средних лет индус встретил у самого вокзала. Пока шли к дому, разговор как-то не клеился. А после его замечания: «Ты знаешь, что многие используют Couchserfing, чтобы заняться сексом?», и вовсе умерла. Пришли домой. Он почти с порога сообщил, что с отдельным диваном ничего не получится и спать им придется вместе. Лёгкая тревога начала перерастать в панику, но я взяла себя в руки и не подала виду. Как только легли, притворилась мертвой. Помогло. Утром он ушел на работу. Проснувшись, я попыталась выйти из квартиры. Не удалось. Оказалось, что уходя, он запер дверь. Смирившись с кармой, провела весь день дома, дожидаясь «гостеприимного хозяина». Пока ждала, было время подумать. Решила доиграть свою роль до конца. Вечером вместе сходили поужинать в ресторан. Я платила. То же самое было и утром за завтраком. Слава Богу, поезд тоже отправлялся с утра! После этого приключения прикинула, что потратила на прокром хоста больше, чем стоимость номера в гестхаусе. О качестве полученных эмоций судите сами. Короче, не моё это».
Вечер утонул в праздности. Болтали, фотографировались, любовались закатом.
Уже затемно все вместе завалились в кафе рядом с нашими бунгало.
Уютная атмосфера, вкусная еда и обходительный персонал сделали свое дело, и мы, в дальнейшем, ужинали только здесь.
Марзия, по её же словам, имела только одну вредную привычку, запрещенную во многих странах, исключая Голландию. Надо заметить, что подавляющие большинство отдыхающих в Индии туристов так же ей подвержены. Вредная привычка оказалось к тому же и заразной. Остаток вечера стал похож на лоскутное одеяло и воспоминания больше напоминают сюрреалистическую картину.
Утром провожали Мохита. Ему предстояло добраться до Маргао, купить билет на поезд и отправить этим же поездом мотоцикл. Прощались очень тепло, очень сдружились за неделю, проведенную вместе. Он даже обещал вернуться, если мы будем кормить его три раза в день.
Ближе к полудню мы решили развеять тоску расставания и отправились бродить по мысу, где встречали закат.
В планах было добраться по самому краю берега до Кудли-бич. Уже начинало порядком припекать, но мы наивно полагали, что справимся в течение часа и даже не позаботились о питьевой воде. Первую часть маршрута преодолели очень легко.
Двигаться по натоптанным тропинкам по нижней части мыса вдоль обрывов и огромных валунов было одно удовольствие. Через некоторое время все тропинки сбились в одну дорожку, которая, почему-то, не стала от этого шире. Более того, чем дальше мы продвигались, тем уже и нехоженей она казалась. Вместе с тем берег становился все круче и круче. Несколько раз останавливались в задумчивости: «Не повернуть ли обратно?». Солнцепек и жажда стали приносить уже ощутимое беспокойство. В какой-то момент тропинка и вовсе пропала. Она фрагментами угадывалась на склоне, взбираясь все выше и выше. Порою, чтобы преодолеть участок подъема, приходилось не на шутку попотеть, цепляясь руками за растения и следить за тем, чтобы опорная нога не соскочила с камня или не оказалась на предательски опасном песке или глине. Начало темнеть в глазах от жары и усталости, но пути назад уже не было. Не менее получаса нам потребовалось, чтобы выбраться на более-менее пологое место. В итоге, мы вывалились в начале пляжа, спустившись по очень крутому, поросшему деревьями, склону. Попутно напугали своим видом нескольких туристов (мокрые от пота, с красными лицами и с паутиной в волосах).
Гокарна: пляжи.
Выпитая залпом бутылка воды, водные процедуры и легкий ланч привели нас в чувство и мы отправились дальше. Все четыре пляжа: Кудли (Kudle), Ом(Om), Халфмун(Half
Moon) и Парадайз (Paradise или
Full
Moon)
, располагаются один за другим и в такой же последовательности уменьшается количество и доступностей жилья и питания. Добраться от первого до последнего можно по береговой полосе в течении 3 часов, каждый раз преодолевая лесистые холмы, отделяющие один пляж от другого. У нас хватило времени только на Ом-бич.
Этот пляж в виде священной буквы Ом из санскрита определенно достоин внимания. Нам показалось очень занятным, что он как бы разделен незримой чертой на две часта: одна принадлежит иностранцам, другая – индусам. Непонятно по какой причине, но эта граница четко прослеживается. Только шёл в окружении местных, а через минуту – вокруг одни иностранцы. Закатом любовались с мыса между Ом и Халфмун.
Обратную дорогу пришлось преодолевать уже в темноте. Путь по пляжу даже в темноте – детская забава. Но как только мы вошли полосу леса, отделяющего Ом от Кудли, стало не до шуток. Выбрать нужную тропинку оказалось проблематично. Пару раз выбирали ложное направление, приходилось возвращаться. Стемнело настолько, что выручал только фонарь. В итоге, все равно взяли не ту, с которой пришли. Благо, направление выбрали верное и через некоторое время выбрались к бунгало, чуть в стороне от Кудли. Получасовой путь до нашего отеля прошёл под эгидой местной и немного опасной фауны. Встретившиеся нам скорпион и змея, добавили некоторое оживление в уже теряющее остроту путешествие.
Этой же ночью знакомство с местной природой продолжилось. Как уже упоминалось выше, бунгало сделаны из деревянных щитов. Конструкция такова, что большое количество щелей позволяет множеству мелких насекомых (втч комары, муравьи) проникать внутрь. Наличие москитной сетки над кроватью должно это как-то компенсировать. Лера проснулась ночью от того, что одна из её рук жутко, нестерпимо чесалась. Оказалось, что во сне она случайно прислонилась рукой к москитной сетке. С утра насчитали не меньше 19 укусов на площади 4 см2.
Гокарна, день не первый. Следующий день посветили двум оставшимся пляжам, Халфмун и Парадайз. Идти тем же маршрутом было скучно и неинтересно. Решили зайти с другой стороны и отправились в путь на мотоцикле. Пыльная просёлка долго петляла между деревьев, но так и не привела нас к цели. Навигатор подсказал нам, что надо бы уже возвращаться, де едете не туда. Спорить не стали, повернули обратно и в поисках пути к Парадайз, повернули на самую наезженную дорогу, которая, как нам казалось, должна была привести к намеченной цели. Миновав открытые ворота, через несколько сот метров мы уперлись в несколько ухоженных домиков и навес с парой мотоциклов. Припарковались, начали осматривать местность на предмет указателя или озарения свыше. В отдалении показалась местная женщина, двигающаяся в нашем направлении. Мы обрадовано поспешили ей на встречу. По английски она не говорила, но мы надеялись, что уж слова «Бич» и «Парадайз» точно ей знакомы. Поэтому мы отбросили все остальную шелуху ненужных слов и стали налегать на эти два. Видимо количество все-таки перешло в качество, и она, махнув рукой, повела нас за собой. Оказывается, обрадовались мы зря. Она привела нас к индусу, который говорил на иностранном языке лучше нее, т.е. знал два слова -«private property». Это означало, что наше присутствие здесь крайне нежелательно. Плюнув, мы вытолкали наш байк за ворота, но с другой стороны, которая нам казалась ближе к пляжу, и отправились искать путь к воде самостоятельно. Поднявшись на холм по единственной тропинке, мы обнаружили дом и сидящего в кресле хозяина. Им оказался дородный, по-европейски одетый господин, который вежливо и на понятном английском поинтересовался: «Какого черта мы тут забыли?». Выслушав наш рассказ, он еще раз повторил так любимое индусами «Private property» и добавил, что раз уж мы все равно здесь, то можем воспользоваться неприметной калиткой, единственным путём к пляжу сквозь сплошную каменную стену. И даже выделил нам провожатого. Указанная тропинка действительно привела нас к пляжу. Пройдя через нестройный ряд палаток, мы вышли к берегу.
Некоторое количество разрушенных каменных построек, мусор и недоумевающие взгляды хипующих здесь людей составили основное впечатление от этого места. Вокруг довольно-таки грязно. Толи обитающие здесь не особо заботятся о том месте, где живут. Толи приезжающие туристы наплевательски относятся к месту временного проживания отдыхающих. Попадались там и занятные субъекты. Одна субтильная дамочка ни чуть не стесняясь ни нас, ни партии туристов, прибывших на лодке с основных пляжей(да-да, так тоже можно!), купалась в чем мать родила и явно чувствовала себя как дома. По пути обратно снова пришлось пренебречь правом частной собственности. Калитка оказалась закрытой, пришлось перелазить.
На обратном пути заскочили на Халфмун. Бросили байк на развилке, дорога (читай, широкая тропинка) к нему не внушала доверия. Идти оказалось не близко, километра 3 в одну сторону. На пляже мы обнаружили один шейк и место для ночевки.
Впечатлить нас у него не получилось. В этот раз закат досматривали с крыльца нашего домика. Спасибо, Гокарна!
Подытожки
Количество дней, а: 4
За это время преодолели: 260 км
Посетили: Мурудешвар (Murudeshvara), Кудли (Kudle), Ом(Om), Халфмун(Half Moon) и Парадайз (Paradise или Full Moon).
Хотели бы посетить: Cafe Prema (многие хвалят, располагается недалеко от ).
(+): относительное уединение (почти нет «пакетных» туристов); уникальная атмосфера; возможность совмещать пляжный отдых и длительные пешие прогулки; чистые пляжи(за исключением городского); прекрасное место для спокойного времяпрепровождения.
(-): небольшой выбор жилья с «улучшенными» условиями проживания; огромное количество комаров (репелленты обязательны!).
Наши расходы, руб.:
Итого: ≈2855 руб.
Гокарна – это идеальное место для духовного развития и второе популярности после Хампи. Деревня была основана в пятнадцатом веке, до сих пор сюда приезжает множество туристов, чтобы совершить паломничество и очиститься от грехов в священном водоеме Котитирте. Среди современных путешественников деревня прославилась благодаря пляжам и религиозным памяткам. Часто на пляжах организовывают спонтанные вечеринки с барабанами и танцами у костра.
При желании отправиться к религиозным памятникам, стоит заранее знать, что иностранцев в храмы чаще всего не пускают, и в данном случае стоит отдать дань культуре. Лучше не разгуливать по городу в нарядах, которые вы надеваете на пляж. Вам повезет, если в Гокарну вы попадете на праздник Шиваратри
– день рождения Шивы, который принято отмечать в февральское полнолуние. В этот день на улицах деревушки брамины носят священный огонь между процессиями с деревянными колесницами.
Пляжи Гокарны
В Гокарне расположено несколько великолепных песчаных пляжей, на которые часто приезжают отдыхать туристы из Гоа. Самыми популярными из них являются пляж Кудли Бич (Kudle beach) , пляж Полумесяц (Half-Moon Beach, Халф Мун Бич) , пляж Рай (Paradise Beach, Парадайз Бич) и пляж Ом Бич (Om Beach) . Все эти пляжи практически безлюдны и прекрасно подходят для уединенного отдыха.
Закажите экскурсию в Гокарну онлайн!
Расположение Гокарна на карте
Как добраться до Гокарны из Гоа
Доехать до Гокарны можно на междугороднем автобусе, который отправляется из города Моргао. Автобус едет около 4 часов в зависимости от дорожной ситуации. Стоимость билета 65 рупий.
Из Гоа в Гокарну, город соседнего штата Карнатака, мы отправились несколько необычным путем. Не без помощи старичка-менеджера Morjim Sunset Guesthouse мы спланировали следующий путь до Гокарны: на такси мы доезжали до городка Маргао, откуда шел прямой автобус до Гокарны, и уже на автобусе мы должны были доехать до городка, который нам очень рекомендовали друзья друзей. За такси мы отдали по 400 рупий с человека и ехали один час, за автобус мы отдали по 118 рупий и тряслись по ухабистым и узким дорогам еще 4 часа. Выбор автобусного пути был продиктован вопросами экономии - за пересечение границы штатов таксисты ломили несусветную цену.
Гокарна была тем единственным пунктом назначения, когда мы не забронировали гостиницу даже в последний момент. Причиной такой самоуверенной расхлябанности была банальна - на booking.com просто не было ни одного отеля или гестхауса в Гокарне.
По приезду мы заселились в первый попавшийся гестхаус - не роскошный, но и не совсем ужас-ужас, а на следующий день отправились искать нормальное жилье на оставшиеся три дня в священном городе штата Карнатака.
Нам повезло, и мы нашли жилье рядом с пляжем и рестораном. К нашему сожалению, гестхаус Nimmu House упомянут в путеводителе Lonely Planet, поэтому хозяин давно уже поднял указанные там цены в два раза. Зато в ресторане по соседству были неприлично низкие цены, огромное меню и очень забавные официантки.
Gokarna Beach заслуживает отдельного рассказа о нем. Именно здесь мы увидели, так сказать, классический пляж Индии: большой песчаный пляж, коровы, собаки, мусор из моря и мусор из города, отдыхающие индусы и редкие белые туристы. Чтобы найти кусочек пляжа, где не воняет, нужно очень постараться. Чтобы купаться, мы уходили в сторону от основного входа на пляж метров на триста. Но уже минут через пятнадцать в нашу сторону тянулись группки по два-три индуса, которые ненавязчиво прогуливались туда и обратно или просто прятались за лодкой на берегу, чтобы рассматривать раздетых белых женщин. Индийские женщины, как и арабки, купаются в одежде.
Конечно, купанием это трудно назвать. Волны у берега накрывают с головой и утаскивают за собой в море. Если зайти в воду выше бедра, уже есть большой риск не вернуться на берег. Мощь воды неописуема. Пугливые индусы вообще плещутся только на мелководье, там, где вода по щиколотку, а мы заходили глубже, чтобы окунуться в волну, но и без фанатизма, чтобы не утащило.
С Ефимом мы также съездили на соседний пляж - Kudle Beach, чтобы восхититься еще большей его красотой и ужаснуться еще большим количеством мусора.
В штат Карнатака имеет смысл съездить надолго. Пять национальных парков, двадцать пять заповедников, из которых пять - это птичьи, множество храмов, дворцов и статуй привлекают туристов как из самой Индии, так и из-за заграницы. Мы, к сожалению, успели захватить все это богатое разнообразие только краешком уха и глаза. С утра второго дня в Гокарне мы уехали на такси по маршруту водопады - большая статуя Шивы. На знаменитые водопады Jog Falls можно попасть и на автобусе, но наблюдая очередной виток серпантина, я на автобусы смотрела с чувством легкой тревоги: дорога узкая, трудная для разъезда и легче перенести час в такси, чем пара часов на горном серпантине в тесном автобусе. Несмотря на то, что формально мы приехали в конце сезона муссонов и могли рассчитывать на действительно мощные потоки воды, четыре рукавчика реки Ширавати не сильно-то и хотели кого либо впечатлять. Впрочем, в туристический сезон, что стартует в октябре, на стенах скал останутся вообще жалкие ручейки. Хорошее впечатление произвел подход индийских властей к организации процесса просмотра. Это не просто какая-то смотровая площадка, но целый парк с лестницами, ограждениями и ресторанами. Но правда, к нашему сожалению, лестница к подножию водопада была закрыта.
Проделав на такси головокружительный путь уже к подножию горы, мы поехали навстречу самой большой статуе Шивы, построенной в начале 2000-х годов. И чуть не задохнулись.
Если мы думали, что уже привыкли к вечной вони Индии, то мы глубоко ошибались. Через полтора часа повторяющихся участков невыносимого тухлого запаха, мы пришли к выводу, что дело все-таки в каком-нибудь заводе по производству удобрений и в грузовиках, которые везут тухлое сырье на этот завод. А у входа в храмовый комплекс в Мурудешваре пришлось вообще перестать дышать и короткими перебежками добираться до входа. Запах тухлой рыбы был невыносимо прекрасен.
Вход в сам храм был закрыт, но на наш туристический взгляд это не было большим расстройством. Гопурам - башня над воротами - высотой 75 метров, удовлетворяла тягу к прекрасному индийскому зодчеству. Правда, пришлось снять тапки, чтобы вместе со всеми индусами потоптать пыльный пол вокруг этого самого гопурама. В Индии, кстати, в большинстве храмов обувь недопустима. Вы бы видели мучения наших друзей по поводу ходить или не ходить босиком по полу вместе со всеми индусами!
Чтобы пройти к огромной статуе Шивы тапки были найдены и обуты. Солнце припекало уже немилосердно и я с тоской вспоминала хмурый, но просто теплый Гоа.
Я не могу сказать за всех индусов, но то, с какой радостью они относятся к религиозным праздникам, я думаю, говорит в пользу того, что индусы - религиозный народ. Им повезло таки: никто не отменял им Шиву и Ганеши. Эти божества всегда были с ними. И вокруг статуи в Мурдешваре было много местных туристов, приехавших посмотреть на свои святыни. Погуляли и мы вокруг статуи, подивились размерам, поотбивались от попрошаек и навязчивых продавцов.
На обратном пути в Гокарну наслаждались видами тропических лесов с пальмами и снова практиковали длительные задержки дыхания, когда такси ехало позади грузовиков с тухлой рыбой.
Но, как говорится, и на нашей улице случился праздник. Грузовик с печеньками не переворачивался, но за счет близости к пляжу мы неоднократно могли наблюдать торжественные процессии выноса статуй Ганеши в море. Шли последние дни большого праздника - фестиваля Ганеши. В Гоа нас приглашал в свой дом менеджер отеля, чтобы отметить начало праздника, а в Карнатаке мы уже застали конец фестиваля. Причем, если в предпоследний день это было еще как-то тихо, то в последнюю ночь фестиваля мы услышали очень громкую музыку и Ефим, не выдержав, побежал посмотреть. На берегу выступали индусы с фаер-шоу в кругу барабанщиков, а статуя Ганеши, привезенная на прицепе, была самой большой и красивой из всех тех, что мы видели за предыдущие дни.
А на следующий день у нас был длинный путь обратно домой. Мы подобрали авиаперелет из аэропорта Гоа в Дели таким образом, чтобы не заезжать в суматоху индийской столицы, но переждав 3-4 часа в терминале просто пересесть на самолет в Москву. Из Гокарны на такси мы доехали до аэропорта Даболим в Гоа. Без приключений, но с небольшой задержкой долетели до Дели. Там долго на пальцах переводили распечатки билетов с русского языка охраннику (в терминал невозможно войти, если у тебя нет билета), постояли в нескольких очередях, с трудом успели перекусить и забежать в магазинчик перед вылетом.
Летели мы так, как я люблю: в полупустом самолете. Проспав большую часть перелета на свободных креслах широкого ряда, мы позавтракали кофем с печеньками и благополучно приземлились в утренней Москве. Таможенник на паспортном контроле долго смотрел в паспорт Ефима и на самого Ефима. Потом снова смотрел в паспорт. Получив ответ,что мы из Индии, метко заметил, что туда улетают вот такие как на фото в паспорте (гладковыбритые), а возвращаются вот такие как сейчас Ефим - заросшие по самые брови.
А потом были мясные бургеры в FARШе и вкусный кофе, разговоры с друзьями и вылет в Дахаб.
В Дахабе нас встречала жара.
Гокарна - небольшая деревенька в штате Карнатака рядом с Гоа. Это важное место паломничества индуистов, здесь много индуистских храмов, а если верить легенде, именно в этом месте родился Шива из уха коровы. В переводе с санскрита «гокарна» и означает «коровье ухо».
В Гокарне много красивых пляжей и других природных достопримечательностей, здесь тихо и спокойно, а туристы с Гоа любят приезжать сюда отдохнуть от тусовок и в поисках настоящей аутентичной Индии.
Имейте в виду, что если вы оформили визу на границе - TLF (Temporary Landing Facility)/TLP (Temporary Landing Permit) по прилете в аэропорту Даболим, то путешествовать между штатами без паспорта может быть проблематично.
Как добраться
Из Гоа
Большинство туристов приезжает в Гокарну из Гоа. С автовокзала Маргао раз в день отправляется автобус, в пути 4 часа, стоимость проезда от 116 INR. Можно добраться и на поезде, это быстрее - есть состав, отправляющийся в полдень, он идет два часа (стоимость проезда от 170 INR), и еще один поезд, который отходит в 14:30 и идет до Гокарны 1,5 часа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.
Помимо этих прямых поездов, можно сесть на составы до Мангалора или Кочина. Самый быстрый вариант добраться из Гоа - сесть на поезд до Кумты или Анколы, откуда уже пересесть на автобус до Гокарны или рикшу (150 INR).
Из Карнатаки
Крупнейший аэропорта штата Карнатака - аэропорт Бангалора. Прямых рейсов из России до Бангалора нет, так что лететь придется через Дели. До Гокарны отсюда около 450 км, сначала нужно добраться до городского автовокзала (туда круглосуточно ходят шаттлы - около 180 INR с пассажира), а из Бангалора в Гокарну ходят вполне комфортабельные слипер-басы (автобусы со спальными местами). В пути придется провести ночь, стоимость проезда - около 500 INR.
Стоит быть готовым к тому, что, как и везде в Индии, расписание в Маргао довольно часто соблюдается приблизительно.
Поиск авиабилетов в Гокарна
Погода в Гокарне
В Гокарну лучше всего ехать с конца октября до начала марта. В это время здесь стоит сухая, солнечная и безветренная погода, а в начале ноября еще и проходит красочный фестиваль «Дивали» (один из главных индуистских праздников), и жизнь начинает бурлить. Температура воздуха - +27...+29 °С.
В апреле начинается жара и сезон дождей, влажный воздух прогревается до +31...+33 °С. В июне к этой жаре добавляются еще и сильные волны в Аравийском море, но серферы сюда не приезжают - слишком душно.
Отели Гокарны
В Гокарне можно поселиться прямо на пляже или в деревне. Расстояния здесь совсем небольшие, так что даже проживая в деревне, до пляжа можно за несколько минут добраться на байке или на рикше примерно за 100 INR. В деревне основное туристическое жилье - это комната в гестхаусе. Чаще всего это жилые дома обычных индийских семей, которые сдают туристам временно пустующие комнаты. Там обычно довольно чисто, уютно, удобства в доме, а также это возможность увидеть нетуристическую Гокарну.
Жилье на пляже стоит на 20-30 % дороже, чем в деревне. В основном там предлагают пляжные домики из бамбука с туалетом на улице, но есть и более комфортные варианты - бетонные бунгало с удобствами внутри. Сайты бронирования жилья по запросу «Гокарна» выдают немного вариантов - в основном, дорогие отели (их здесь немного) и только несколько гестхаусов. На месте выбор будет гораздо больше, но стоит помнить, что Гокарна - это место скорее для непритязательных туристов.
Комнату в деревне можно найти за 100-200 INR в сутки, за эти деньги вам достанется очень аскетичная комната и не факт, что чистая. Цены на более комфортные варианты с вентилятором и душем в комнате начинаются от 400 INR.
Пальмовое бунгало на пляже с удобствами на улице обойдется от 300 INR в сутки на двоих, бетонное бунгало с персональным душем - от 600 INR. Номер в отеле 3* стоит 2000-3000 INR, номер в самом шикарном отеле курорта Kahani Paradise обойдется минимум в 12 000 INR в сутки за номер на двоих. За эти деньги вы получите огромный номер с гостиной зоной, балкон или террасу с видом на море и континентальный завтрак.
Пляжи Гокарны
В Гокарне несколько пляжей, каждый со своими особенностями.
Центральный пляж - Гокарна-Бич - широкий, песчаный, популярный среди местных. Он довольно грязный, и плавать там не особенно комфортно, так как раздеваться здесь тоже не принято. Сюда обычно приходят паломники - мужчины сидят в воде прямо в одежде, женщины тоже одеты и стоят по колено в воде, раздетыми бегают только дети. Купаться здесь можно только в северной части пляжа, где нет народу; добраться туда можно пешком или на лодке примерно за 100 INR.
Ближайший к деревне Гокарна - Кудли-Бич , именно здесь селится большинство туристов. Здесь уже можно спокойно раздеваться, купаться, загорать, на берегу есть кафе (например, пиццерии - это место полюбили итальянцы). Между Кудли и Гокарна-Бич очень красивый мыс с красной землей.
В 20 мин от Кудли-бич расположен Ом-Бич , свое название он получил из-за формы береговой линии - она напоминает знак Ом. Это тоже симпатичный песчаный и немноголюдный пляж с красивыми бухтами. От пляжа Ом полчаса ходьбы до Халф-Мун-Бич и Парадайз-Бич.
К «Райскому пляжу» попасть не так легко: можно доплыть на лодке или сесть на автобус из Гокарны и за 10 INR доехать до конечной станции, затем через джунгли (лучше воспользоваться услугами проводника).
Парадайз-Бич соответствует своему названию - особенно когда смотришь на лагуну сверху. При этом здесь есть пара кафе и домики из тростника и пальмовых листьев, которые сдают туристам. А еще здесь можно загорать топлес и даже голышом - если пробраться в лагуну слева, пока ее никто не занял. Наконец, Парадайз-Бич еще и самый популярный пляж среди тусовщиков, здесь проводится много пляжных вечеринок. Особенно весело здесь в ночь полнолуния - можно попасть на настоящий шабаш. Однако никакой особой инфраструктуры на пляже нет - максимум пара кафе, несколько палаток с фруктами и бесплатные книги, которые оставили здесь предыдущие гости.
Шоппинг в Гокарне
В Гокарне есть несколько улиц, вдоль центральной расположен базар. Там можно купить одежду, но это будет в основном дешевый ширпотреб, хотя и из натуральных тканей - на сезон хватит. На том же базаре можно купить сувениры, открытки, фрукты и овощи. По четвергам недалеко от выезда из города открывается большой фруктово-овощной рынок.
Если вам нужна качественная одежда, за ней лучше съездить в Гоа - там куда более интересный выбор одежды в национальном стиле, платьев, туник, футболок и палантинов из натурального хлопка, шелка и кашемира.
В Гокарне есть один банкомат по дороге с автобусной станции к центральной улице. Карты некоторых банков он может не принимать, так что наличные лучше снять заранее.
Кухня и рестораны
В деревне много кафе для местных - здесь они называются дхаббы. Кухня в основном вегетарианская, но даже мясоеды на однообразие обычно не жалуются. Полноценный обед из двух-трех блюд с напитком можно получить за 100-150 INR.
На пляжах заведений общепита намного меньше, исключение - Кудли-Бич, который несколько лет назад облюбовали итальянцы и снабжают всех желающих пиццей (цена большой пиццы на двоих - около 200 INR). В немногочисленных кафе на пляжах можно найти европейскую кухню и индийскую, адаптированную для европейцев. Цены здесь в 2-3 раза выше, чем в деревне, пообедать можно примерно на 300 INR с человека.
Гокарна - город священный, с алкоголем здесь сложно. Максимум, на что можно рассчитывать, - пиво из-под полы, раза в 3 дороже, чем в соседнем Гоа.
Развлечения и достопримечательности Гокарны
Гокарна - город паломников, здесь расположено много храмов. Один из самых важных для индуистов - храм Махабалешвар (Mahabaleshwar Shiva Temple), в котором хранится древнейший лингам Шивы - мужской половой орган этого божества, который символизирует его недюжинную силу. Смотреть на лингам имеют право только индуисты, но заходить в сам храм туристам не воспрещается.
Неподалеку расположен еще один - храм Ганапати. Он был построен в честь бога Ганеша, и здесь поклоняются мудрости и просят благополучия.
Храм Рамы расположен на горе, в левой части Гокарна-Бич. Он известен тем, что здесь есть источник со святой водой, и в окрестностях можно встретить много индусов, которые этой водой моются и стирают белье.
Природные достопримечательности
Прямоугольное озеро Котитиртха здесь считается священным и называется в народе «Малая Ганга». Одна из легенд гласит, что вода в озеро была принесена из Ганги, другая - что Шива родился именно здесь, а озеро - то самое ухо коровы. Омовение в озере Котитирха смывает все грехи, поэтому по утрам сюда спешат паломники со всей страны, чтобы искупаться в местных водах среди лотосов. Предупреждающие таблички у озера говорят, что кроме лотосов, здесь есть еще и крокодилы, но вживую их давно никто не видел.
Пещера Ади-Гокарна - еще одно священное место в Гокарне. Это еще одно место, которое называют тем самым коровьим ухом. Это небольшое каменное сооружение, к которому протоптали тропу многочисленные паломники. Местные верят, что если спуститься в пещеру, то на тебя вскоре снизойдет благодать и гармония. Иностранцам вход в пещеру запрещен, однако паспорта никто не проверяет, и в толпе паломников это сделать совершенно не трудно.
На севере его Аравийского побережья. Небольшое по размерам селение давно стало важнейшим местом паломничества последователей культа Шивы, а в последние годы превратилось в популярный туристический объект. В первом случае — это почитание священных уголков, так или иначе связанных с индуистским божеством, а во втором — проявление интереса к определенному культурному пласту индийских религиозных традиций, а также присутствие вблизи «малозаселенных» пляжей.
Топоним «гокарна» имеет несколько странный перевод с санскрита и означает «коровье ухо». По одной из версий — это связано с тем, что Гокарна располагается на территории, напоминающей в плане ухо животного. Но в основной легенде упоминается совсем о другом факте. Шиваиты верят, что именно в этих местах бог Шива явился на свет из уха древнеиндийской мифологической богини Притхиви, принявшей в тот момент зооморфный образ коровы. Впрочем, в текстах, составленных в традициях индуизма, имеется много других упоминаний о старом городе и его огромном значении для индуистов.
Достопримечательности Гокарны
В городе расположено огромное количество храмов, начиная от древнейшего и важнейшего для шиваитов Махабалешвара и заканчивая крохотными молельнями, вмещающими не более пяти человек. Часть культовых объектов туристы могут увидеть лишь снаружи, либо случайно заглянув в приоткрытую дверь. Из уважения к чувствам верующих, стремиться попасть обманным путем в такие храмы не следует. Необходимо понимать, что паломники имеют право на уединение и спокойствие в пределах святых пространств.
Ограничения на вход в храмы Гокарны были приняты несколько лет назад из-за ряда инцидентов, спровоцированных иностранцами. Те слишком наглядно продемонстрировали свое непочтительное отношение к главным индуистским святыням.
Туристам предоставляется возможность ознакомления с некоторыми религиозными памятниками и объектами. Можно, также, пройтись по открытым для посещений участкам храмовых комплексов.
Старая Гокарна считается одним из семи паломнических центров индуистов. Туристам не стоит удивляться увиденным в храмах белым коровам и тому, что проживающие в городе брамины, относящиеся к одной из высших каст Индии , ведут довольно скромный образ жизни.
К основным культовым достопримечательностям города относится 4 объекта.
Махабалешвар
Храм является самым древним и главным святилищем в Гокарне. Его возраст насчитывает 1500 лет. В комплексе хранится одна из самых могущественных святынь щиваитов — атмалингам. По легенде, его коварным способом похитил у Шивы царь Ланки — Равана, но слоновоголовому богу Ганеше, превратившемуся на время в милого юношу, удалось хитростью завладеть лингамом и поставить святыню на землю. Она тут же наполнилась «тяжестью трех миров» и укоренилась. Вернувшись после медитации, Равенна не смог сдвинуть лингам с места. Здесь он и стоит по сей день.
Индуисты верят, что атмалингам способен наделить особой силой и избавить от всех грехов, даже самый тяжких. Святыня представляет собой каменный столп с округлым верхом. Паломники готовятся к ритуальной встрече с лингамом заранее. Они постятся, омываются надлежащим образом в море или пруду Котитиртха. Многие бреют голову.
Махабалешвар расположен на улице Гокарна-Бич-роуд, проложенной от городского пляжа Gokarna Beach к царству индуистских храмов.
Маха Ганапати
Храм слоновоголового бога мудрости и благополучия Ганеши находится в двух минут ходьбы от Махабалешвара. По отзывам туристов, внутрь небольшого Маха Ганапати входить разрешается. За небольшое подношение или пожертвование можно попросить нанести тилаку (характерную для индуистов метку не лбу), получить прасаду (освященную пищу) и цветочную гирлянду, а также позвонить в колокол при входе.
В Маха Ганапати редко бывает малолюдно, так как перед началом каждой работы шиваиты заходят в храм помолиться богу Ганеши.
Котитиртха
Озеро считается священным и используется для ритуальных омовений, массовой стирки белья и прощания с умершими. Водоем расположен в окружении индуистских храмов, в полукилометре от Махабалешвара. Место очень спокойное, вокруг гуляют коровы, в воде плавает крупная рыба, и виднеются лотосы. Чистотой озеро не отличается, хотя его время от времени убирают сами жители. Местные уверяют, что эта замутненная вода вполне пригодна для питья, но испытывать на себе правдоподобность их высказываний туристам не рекомендуется.
Шива Каве
По легенде, именно в этой тихой пещере на свет появился Шива, а в мир он вышел из отверстия, расположенного в своде главного пещерного зала. Туристы иногда встречают здесь приставную лестницу. Возможно, желающие родиться вновь покидают пещеры через священную дыру.
Собираясь посетить Шива Каве, рекомендуется прихватить с собой фонарик. Кроме того, необходимо морально подготовиться к встрече с летучими мышами. В пещере стоит шивалингам и есть место для медитаций. Обнаружить находящуюся в отдалении от городского центра пещеру можно по скоплению ожидающих туристов рикш.
Вход в Шива Каве — панорама Гугл
Что нужно знать
Очень часто в Гокарну приезжают из соседнего Гоа. Но, к сожалению, не все догадываются, что обстановка священного города слишком далека от раскрепощенной атмосферы туристических зон. Здесь есть гестхаусы и шейки, но чувствуется недостаток цивильных условий для отдыха и отсутствие разнообразия в меню. По городу нужно ходить в относительно закрытой одежде, найти бары с алкогольными напитками и попасть на вечеринку неимоверно сложно. Тем не менее, отдыхающих в этом небольшом городке с каждым годом становится больше. Их прельщают более низкие цены на еду и жилье, возможность приблизиться к «настоящей» Индии и быстрое возвращение, при желании, в шумную атмосферу буйного веселья, царящего в Гоа.
Заблудиться в старом городе практически невозможно. Главные храмы находятся на Гокарна-Бич-роуд, поэтому прогулку по городу рекомендуется начинать с этой улицы, а точнее — с южной границы городского пляжа Gokarna Beach. Далее — по улице Car Street дойти до тройного перекрестка и свернуть направо к озеру Котитиртха.
Учитывая, что старый город Гокарна считается священным, дефилировать по улицам в пляжной или слишком открытой одежде, а тем более приближаться в таком виде к религиозным объектам, не следует.
Посещая индуистские храмы или культовые достопримечательности, необходимо помнить о нескольких важных правилах:
- заходить внутрь в обуви не допускается;
- переступать порог следует правой ногой;
- передвигаться нужно только по часовой стрелке;
- оставить небольшое пожертвование считается нормой.
В Гокарне есть рынок, где продаются сувениры и одежда в этническом стиле. Отведать блюда местной кухни можно в кафе.
Праздник бога Шивы — Махашиваратри — широко отмечается в феврале—марте месяце. Идолов божеств Шивы и Парвати устанавливают на украшенные колесницы и провозят по городу. Действо сопровождается песнопениями, мантрами, звоном колоколов, множеством зажженных светильников. Мероприятие — зрелищное и запоминающееся.
Пляжи рядом
Посещение достопримечательностей Гокарны можно совместить с пляжным отдыхом. Еще совсем недавно прибрежные зоны были совершенно пусты, но сегодня картина выглядит иначе. Туристов, предпочитающих полежать на морском побережье, становится больше.
Женщинам рядом с паломническими местами и главными храмами города раздеться до купальников не позволят.
В районе Гокарны находится несколько пляжей:
Железнодорожная станция «Gokarna Road Station» находится в 9 км от города. Из Южного Гоа сюда следуют поезда из Маргао — через Агонду, Канакону и Мажали. По территории Карнатаки — через Карвар, Аверсу и Анколу. Расстояние от «Gokarna Road Station» до города можно преодолеть, воспользовавшись услугами вело- или моторикши.
От железнодорожных станций Анколы и Карвар до Гокарны едут автобусы. Кроме того, между городской автобусной станцией «Bus Main Stand», расположенной на Main Street, и несколькими городами, находящимися в пределах штатов Карнатака и Гоа, имеется регулярное автобусное сообщение. Поездки выполняются компаниями RedBus (стартовые остановки в Мумбае и Бангалоре), Kadamba Transport Corporation Limited (автобусы следуют из Маргао) и Karnataka State Road Transport Corporation (KSRTC).
Добраться до автобусной станции Гокарны из соседнего штата Гоа можно всего за 3-4 часа. Доехать на поезде — гораздо быстрее, а в большинстве случаев — комфортнее.