История и легенды замка Ласточкино гнездо. Где находится замок Ласточкино гнездо. Где находится архитектурный памятник замок ласточкино гнездо в крыму В какой стране находится ласточкино гнездо
Хотите увидеть грандиознейшую постройку, производящую небывалое впечатление на всех, кто ее видит? Значит, отправляйтесь на Ай-Тодорский мыс скалы Авроры, где приютился сказочный замок с красивым романтичным названием «Ласточкино гнездо».
Каждый турист Крыма должен посетить эту ! Этот замок называют крымским ориентиром, у многих есть магнитики с изображением висящего над морем замка. Это одно из самых красивых мест на Крымском полуострове, и вы должны увидеть его, если находитесь поблизости. Построенный на вершине скалы Аврора с видом на море, за пределами поселка Гаспры (в 12 км западнее Ялты), он стоит как любопытный пережиток царской России и как один из прекраснейших памятников настоящей любви. Сейчас дворец не такой, каким был изначально, сегодня он выглядит еще красивее. Этот маленький замок кажется техническим «безумием», особенно с расстояния. И он настолько живописен, что просто завораживает.
Попав в замок, ты понимаешь, что это слишком малое для замка здание, всего 10х20 м, только два этажа и несколько комнат (холл, гостиная, 2 спальни). Трудно поверить, но когда-то замок был окружен садом, но во время великого землетрясения 1927-го года та часть скалы, где были посажены деревья, рухнула в море. С тех пор замок стоит без сада.
Из Ялты туда и обратно можно добраться на автобусе или на , цена около 300 рублей с человека. Вы можете также заказать экскурсию на лодке вокруг скалы. Многие туристы советуют полюбоваться замком и сфотографировать его с моря. Подниматься на скалу по крутой лестнице многие отказываются из-за сильных ветров и из-за того, что сам замок закрыт для туристов. Но те, кто побывал на самой вершине 40-метровой скалы, утверждают, что «Ласточкино Гнездо» — это самое подходящее для замка название. Несмотря на кажущуюся ненадежность здания, там царит атмосфера удивительного покоя, безопасности и уюта. Там настолько спокойно, что кажется — маленький замок можно, как игрушку, упаковать в коробку и увезти с собой!
После реконструкции замка долгое время принимало туристов в качестве ресторана и гостиницы. Все, что нужно, можно было найти в гостиничных комнатах, от таблетки против головной боли до иголки с ниткой. Кровати были очень удобные, номера просторные с прекрасным видом. В каждом номере — маленькая гостиная с 2 удобными креслами и столом, чтобы сидеть и читать. Многие помнят работающий с 1970-го и до конца 90-х итальянский ресторан… Есть надежда, что все это вернется. Зато сейчас вокруг есть много сувенирных магазинов, где цены не так уж и высоки, и вы обязательно приобретете что-то на память.
История замка
История создания
Оказывается, на мысе, где стоит замок, первое поселение организовали древние римляне, видимо, они считали это место максимально безопасным. В средневековье там жили монахи, они построили монастырь в честь святого Федора (Тодор, от которого пошло тюркское название мыса), поэтому место это можно считать священным. Когда турки захватили Крым в 1475 году, монастырь был закрыт и впоследствии разрушен, место это стало безлюдным. Но в 1835 году там был возведен маяк, возле которого через несколько десятилетий появился романтический дом по соседству, герой нашего повествования, — названный сначала «Замок Любви».
В путеводителях про историю создания» пишут примерно так. Сначала на месте замка был маленький деревянный домик, который построили по приказу какого-то русского генерала. Имя первого владельца неизвестно, но экскурсоводы говорят, что уже тогда строение гордо называлось «Замком любви». По легенде, история появления «Ласточкиного Гнезда», такова. В 1877-м году раненый русский генерал приехал лечиться в Крым. За проявленный в Крымской войне героизм император подарил ему участок земли на берегу Черного моря. На 50-метровой скале, (мыс Ай-Тодор), бывший воин соорудил небольшой домик из дерева. Вышедший на пенсию человек искал уединения, покоя и тихой романтики, только голубое небо и Черное море. Ветеран назвал свой скромный домик «Замком любви». История умалчивает, что это была за любовь — к определенной женщине или к красотам Крыма.
Где расположен замок в Крыму видно на карте
Как бы там ни было, но строительство велось абсолютно анонимно, в полном соответствии с пожеланиями первого владельца земельного участка, ведь он хотел спокойствия и уединения. Вот почему имена владельца и архитектора первоначального скромного домика над бездной неизвестны. Как удивился бы, наверное, хозяин, если бы он знал, что через сто лет место его выхода на пенсию превратится в настоящую Мекку туристов и будет изображено на тысячах открыток и календарей! И это при том, что найти путь к нему не так-то просто: замок не виден с дороги, и только толпы туристов, побывавших там, могут показать дорогу!
Веб-камера
А спустя несколько лет дом стал собственностью господина Тобина, врача при императорском дворе и личного доктора российского царя. Позже коттедж снова перешел в другие руки, на этот раз покупателем стала купчиха Разманина, она и переименовала «Замок Любви» в «Ласточкино Гнездо». Затем постройку перекупил богатый немецкий нефтепромышленник, барон фон Stiengel (Штейнгель), который был большим любителем отдыха в Крыму. Он снес оригинальный коттедж и заменил его неоготической усадьбой, что стоит и по сей день.
История перестройки вкратце такова. В 1910-м архитектор Всеволод Шервуд явился в Крым на свой медовый месяц. Барон, который мечтал об уголке Рейна на берегу Черного моря, попросил архитектора реализовать его мечту в концепции, подходящей для романтического замка. Влюбленный Шервуд был очарован этой идеей и взялся за нее с большим энтузиазмом. Уже в 1912 году замок был готов и ждал барона фон Штейнгеля. Тем не менее, барон так и не воспользовался этой каменными сказкой. Но архитектору удалось сотворить невозможное сочетание: этот замок одновременно и монументально, и элегантно, выглядит величественным и невесомым. Его творение любимо туристами, пользуется невероятной «звездностью» и даже достигло статуса иконы Крымского полуострова. А в 1914 году здание было куплено московским бизнесменом П. Шелапутиным, который организовал ресторан в помещении романтического замка.
Архитектурно строение «Ласточкиного Гнезда» не может классифицироваться как замок в буквальном смысле этого слова. Оно было построено не для размещения и защиты своих жильцов, с башенками и бойницами, как во всех нормальных замках. Возведено было это строение больше для показа гостям, чем для какого-либо практического применения. Когда впервые смотришь на это сооружение, трудно не удивляться простой физике, удерживающей структуру «навесу». Здание построено буквально на краю обрыва с частями балконов и террас, на самом деле выходящими за грань скалы, висящими в воздухе. В целом здание выглядит, как будто он может в любой момент упасть в Черное море.
Тем не менее, строение очень устойчиво и даже пережило крупное землетрясение (6-7 баллов по шкале Рихтера), поразившее регион в 1927 г. Примечательно, что само здание не было сильно повреждено. А вот скала под ним получила большую вертикальную трещину. Часть скалы, где росли деревья вокруг замка, упала в море. В результате замок оказался частично без фундамента, просто висящим над морем. По этой причине «Ласточкино Гнездо » было закрыто для посещений в течение более четырех десятилетий, поскольку здание было признано конструктивно небезопасным.
Реконструкция «Ласточкина Гнезда»
В 1968 году началась реконструкция ласточкиного гнезда, в попытке сделать его пригодным для жилья, или по крайней мере, посещений. Инженеры вставили большую бетонную плиту в скалу, которая помогла укрепить трещину, образовавшуюся после землетрясения. В 1970-м году в замке начал работать итальянский ресторан, еще в 90-е он принимал посетителей, но сейчас закрыт.
Хотя сам дворец после землетрясения 1927-го был поврежден очень мало, возникла необходимость сохранить его от сползания в море. Были разработаны несколько спасательных проектов. Один из них предусматривал, что замок будет разобран, все его камни пронумерованы, а затем повторно собран, насколько это возможно, подальше от ненадежных скал и пропастей. К счастью, эта идея не была реализована и реконструкция ласточкиного гнезда была произведена совсем по другому проекту. Ведь то, что часть балюстрады висит над морем, это одновременно так страшно, и так фантастически-захватывающе выглядит!
Ремонтные работы были проведены в 1967-68 сотрудниками строительной компании из Ялты. Балюстрада, что висела над морем, получила опорную бетонную плиту, а дворец был «заключен» в антисейсмические пояса. И вот в 1970-м, после ремонта, замок снова стал рестораном и начал принимать толпы посетителей. Однако сегодня это просто туристический объект.
Посетите и вы этот замечательный крымский замок, ставший гимном романтической любви на высокой скале!
Ласточкино гнездо - одно из самых популярных мест , которое своим видом вполне оправдывает красивое название. Замок расположен на вершине 40-метровой скалы Авроры, которая находится на центральном уступе мыса Ай-Тодор и представляет собой необычайно живописный вид со всех сторон. Являясь своеобразным венцом скалы и символом Крыма, замок привлекает ежегодно множество туристов из разных стран, желающих полюбоваться красотами этого места.
Свою историю возникновения замок ведёт с конца 19-го века, а его первоначальный вид кардинально отличался от нынешнего. Это был дачный домик, первый хозяин которого – генерал в отставке проявил смелость и построил одноэтажное строение на отвесной скале, дав ему название «Замок любви». Таким деревянным домиком будущий замок был запечатлён и остался на полотнах Айвазовского, Логорио и других знаменитых художников того времени.
С этого момента будущий замок начал свой отсчёт, поменяв при этом несколько хозяев вплоть до того, пока его не приобрёл немецкий предприниматель Рудольф Штенгель, который и придал строению вид европейского средневекового замка в миниатюре. Современное «Ласточкино гнездо» представляет собой небольшой по размеру замок и напоминает копию классического замка в готическом стиле с острыми шпилями и фигурными, стрельчатыми окнами.
Это потрясающее зрелище манит и притягивает к себе как магнит взоры путешественников. Действует завораживающе необычное месторасположение строения как смелое архитектурное решение. Белокаменные стены замка видны издалека, особенно, это красиво в вечерней подсветке, на закате дня или в утренние часы рассвета. За время своего существования замок претерпел множество изменений, а после землетрясения был временно закрыт как объект для экскурсионных посещений, но, впоследствии, был восстановлен, укреплён и вновь открыт.
Ласточкиному гнезду довелось побывать и в качестве ресторана, и в качестве санатория, но замок выстоял все испытания, он даже стал ещё краше. Сегодня замок – это не только произведение архитектурного искусства, но и оригинальный ресторанчик, где можно провести в уютной обстановке вечер и купить на память сувенир. Но чтобы попасть внутрь замка, надо преодолеть препятствие в 1200 ступенек, поэтому многие любуются окрестностями замка со смотровой площадки, откуда хорошо видны и другие достопримечательности, которыми так богат Крым.
Доехать до замка можно морским путём на катере и по суше на маршрутном такси. Конечно, лучше посетить Ласточкино гнездо в составе экскурсии, чтобы услышать из уст гида увлекательные истории о достопримечательностях Крыма, в частности, об этом замке необычайной красоты, который находится в посёлке Гаспра. Он как будто белоснежный маяк на отвесной скале парит между небом и морем. Замок заслуженно считается одним из лучших мест на планете, поэтому здесь снимались многие сцены известных отечественных и зарубежных кинофильмов.
История замка на скале
Ярко высвечен на фоне моря и неба знаменитый готический замок над обрывом - «Ласточкино гнездо». Неброско, почти затаенно, как все по-настоящему ценное, темнеет за ним юго-западный отрог мыса Ай-Тодор. О Ласточкином гнезде сложено много легенд, но и реальная его история интересна.
Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.
С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.
Аврора у древних римлян - богиня утренней зари . Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами - их наследники.
Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал , участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви» ! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, - нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?
Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены – тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево. По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари – Авроре, в честь которой и была названа скала.
Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название – Генералиф.
«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?
Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.
После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.
Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку
В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель . Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.
Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.
Автором проекта был талантливый потомственный московский зодчий А.В. Шервуд, сын знаменитого архитектора В.О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея в Москве. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.
Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.
На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.
Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.
В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.
К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.
Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.
Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.
И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место – ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем – Гражданская, а после – революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.
В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…
«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.
– Мама! – крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.
Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.
Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров».
И. Ильф и Е. Петров,
«12 стульев»
В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый - слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.
Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.
Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости. Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.
Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея - разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!
В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.
Почтовые открытки 1928-33 годов
Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев . Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.
Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.
Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.
Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.
В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!
Скала «Парус»
Скала «Золотые ворота»
И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть сраху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…
На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев. Не поддался он смертельному ужасу - выпрямился, развел руки крыльями, полетел отвесно вниз, подправляя траекторию в воздушном потоке, который вдруг оказался ему помощником, вошел точно головой, разбив поверхность, как бутафорское перекрытие, выставленными вперед руками. Когда вынырнул и добрался до берега, к нему бросились отдыхающие с фотоаппаратами. «Героя» восхваляли, подзадоривали, просили повторить прыжок, даже собирали деньги. Неудачливый (или, наоборот, слишком везучий?) самоубийца отказался: шаг, смертельный по замыслу, вернул его к жизни…
Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот - не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!
Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» - замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.
С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова. Вход в замок всегда теперь будет бесплатным.
Туристов будут пускать в выставочный зал на территории замка. В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».
Уникальность выставки – в том, что она оформлена по тому же принципу, который применял сам художник. Картины представлены в абсолютной темноте, освещенные направленным лучом света. Также во дворце и на прилегающей к нему территории планируется проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и т.д.
Предусмотрено создание выставочного павильона, в котором будет открыт художественный салон для организации торговли произведениями живописи, фотоработами, декоративно-прикладными изделиями, сувенирной продукцией, краеведческой литературой. В плане – реконструкция памятника и приведение прилегающей территории в надлежащий вид: в частности, планируется обустроить две смотровые площадки, отремонтировать подъездные пути. «Ласточкино гнездо» - памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в ялтинском поселке Гаспра.
Министерство культуры Крыма и Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия разработали концепцию использования памятника архитектуры: в замке и на прилегающей к нему территории будут проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и многое другое. В выставочном павильоне откроют художественный салон. Благодаря этому будет организована торговля произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, краеведческой литературой и т.д.
Архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» будет любимым местом туристов и людей, любящих искусство. Выставки и прекрасные концерты, безусловно, найдут своих постоянных зрителей.
В ближайшей перспективе - проведение на территории замка балов для молодежи под сопровождение изысканной живой музыки. Так что, возможно, мы скоро станем свидетелями и участниками первого бала для девушек Ялты.
Кликабельно
Столь романтическое и необычное название дом получил от хозяйки этого участка в начале XX века. А первая деревянная постройка на скале, с которой открывается замечательный обзор на морскую гладь, принадлежала некоему генералу, участнику Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
История строительства
Известный всем небольшой замок на вершине скалы в поселке Гаспра, недалеко от Ялты, построен в 1911 году архитектором А. Шервудом по заказу барона Ф. Штейнгеля. Известный нефтепромышленник хотел придать своей даче образ рыцарского замка и даже дал название «Генералиф», что означает «замок любви». Однако это название не прижилось. Архитектор построил дачу-замок в готическом стиле, добавив в убранство фасада аркатурные фризы, декоративные башенки, зубчатое завершение стен.
Размер постройки совсем не велик: ширина 10 метров, длина 20 метров, а высота 12 метров. Столь величественным здание делает, безусловно, его местоположение, ведь высота скалы, на которой оно расположено, - более 40 метров. Внутри дома разместились прихожая, гостиная с большими окнами, лестница, ведущая на башню, и две спальни.
Землетрясение в Крыму
Барон В. Штейнгель продал дом в 1914 году и уехал из России. Новый хозяин открыл в «Ласточкином гнезде» ресторан, который успешно работал.
Угроза над постройкой нависла во время землетрясения 1927 года, когда обрушилась часть скалы. К счастью, здание устояло, но была частично разрушена башня и пострадала смотровая площадка. В последующие годы здесь размещался красный уголок дома-отдыха, читальный зал, а затем столовая, пока здание не опустело из-за аварийного состояния.
Реконструкция началась в 1968 году и продлилась три года; под основание «Ласточкиного гнезда» была подведена монолитная железобетонная труба, были восстановлены архитектурные элементы наружного декора.
«Ласточкино гнездо» в кинематографе
В 1960 году на мысе снимался фрагмент советского кинофильма «Человек-амфибия» режиссеров Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского. А через 15 лет благодаря режиссеру Станиславу Говорухину многие узнали, как выглядят интерьеры «Ласточкиного гнезда»: здесь снимался фильм «Десять негритят». В 2009 году кинематографисты вновь обратились к загадочному замку на скале: режиссер Юрий Кара снимал здесь ленту «Гамлет. XXI век».
«Ласточкино гнездо» сегодня
В 2002 году вновь была проведена реконструкция, и «Ласточкино гнездо» открылось для посещения как ресторан. Традиционно возле стен дворца можно приобрести различные крымские сувениры. В июле 2011 года памятник архитектуры и истории национального значения передан в муниципальную собственность, при поддержке «Симферопольского художественного музея» в нем открылась выставка «Волшебный мир Архипа Куинджи», на которой экспонировалась знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре». Различные выставки проводились каждые 1,5–2 месяца до 2013 года, когда в плите-фундаменте обнаружили трещины и доступ на дачу-замок приостановили для проведения проектных работ по реконструкции - укреплению скалы.