Экскурсия в особняк абамелек-лазаревых. Как выглядят исторические особняки, которые занимает смольный Особняк абамелек лазарева на мойке
Участок (на котором ныне расположены дома наб. р. Мойки, 21-23 — ул. Миллионная, 22-24) с находившимся здесь зданиями был приобретен князем Абамелек-Лазаре в 1911 году.
Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1851-1916) — князь Абамелек — крупный российский промышленник конца 19 — начала 20 века. Был владельцем Чёрмозского частновладельческого горнозаводского округа, наследник и последний представитель промышленного рода Лазаревых и князей Абамелек-Лазаревых. К началу Первой мировой войны — один из богатейших людей России. Почетный опекун Лазаревского института восточных языков и председатель Совета московских армянских церквей. Шталмейстер двора Е. И. В. Археолог-любитель (участник археологических раскопок в Сирии), автор многочисленных сочинений на различные темы.
В 1913 году было начато строительство особняка. Автором проекта князь выбрал популярного, молодого архитектор Ивана Фомина. Строительство особняка велось с 1913 по 1914 годы. Был перестроен комплекс смежных зданий, а дом номер 23 по набережной Мойки был выстроен заново на месте снесённого строения.
Ранее на этом месте располагались дома Ф. А. Апраксина, возведенные в 1730-е годы и перестроенные в 1770-х и 1830-х годах. Автор этих построек неизвестен.
Cтоит отметить, что здания по адресу: наб. р. Мойки 21 — ул. Миллионная, 22 в 1907—1913 годах перестраивались архитектором Е. С. Воротиловым.
До 1910 С. С. Абамелек-Лазарев жил в доме Армянской церкви на Невском проспекте, 40, затем переехал в собственный дом на наб. р. Мойки, 21-23 - Миллионной ул., 22-24.
В 1914 году князем Абамелек-Лазаревым также были куплены два смежных дома по наб. р. Мойки 25 — ул. Миллионная, 26. Весь комплекс из трёх зданий оценивался в 1.4 млн руб.
Кроме особняка князю С. С. Абамелек-Лазарев принадлежали доходные дома на: ул. Итальянской, 11, ул. Боровой, 5, ул. Моховой, 17, ул. Николаевской (ныне Марата), 55, ул. Сергиевской (ныне Чайковского), 77.
После революции 1917 года особняк князя Абамелек-Лазарева был национализирован. Здесь разместилось испанское посольство, затем Управление уголовного розыска. Позднее комплекс зданий был передан для размещения Дома мастеров спорта.
Архитектура
Фасад со стороны Мойки представляет собой яркий пример архитектуры неоклассицизма. Архитектор Иван Фомин отразил в строгом решении фасада увлечение творчеством итальянского зодчего 16 века Андреа Палладио , применив так называемый колоссальный ордер (на высоту двух этажей поднимаются коринфские хорошо прорисованные пилястры). Примечательны изящные медальоны над окнами второго этажа.
В интерьерах особняка, также решенных в неоклассическом стиле, особый интерес представляют: вестибюль с колоннами и пилястрами тяжелых пропорций, столовый зал с ионическими колоннами из искусственного мрамора и театральный зал с коринфскими пилястрами. Залы имеют живописные плафоны и тонко профилированные обрамления резных дверей.
Литература и источники
1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. - С. 118.
Жители Петрограда хорошо знают оригинальный фасад двухэтажного дома, помещающегося на Миллионной, сейчас за углом Мошкова переулка. На фоне темно-бурых стен красиво выделяется портик с колоннами темно-серого мрамора, по-видимому греческого чипполино, с острова Евбеи. История этого старого дома, носящего по Миллионной номер 22, такова. Он построен в тридцатых годах восемнадцатого столетия и принадлежал генералу Бирону, брату известного временщика Анны Иоанновн, затем перешел в руки графа Апраксина, который им владел до 1794 г. Следующие владельцы были последовательно граф Кочубей и князь Куракин. С 1822 по 1874 г. домом владел Потемкин, бывший петроградским губернатором, предводителем дворянства и мужем гораздо более известной, чем он сам, своим влиянием при дворе, своей добротой и участием в делах церкви и благотворения Татьяны Борисовны Потемкиной, рожденной княжны Голицыной. С 1874 по 1903 г. домом владел известный государственный деятель граф Николай Павлович Игнатьев и, наконец, в 1903 г. его приобрел нынешний владелец.
Нынешний князь Абамелек-Лазарев вырос в доме армянской церкви на Невском . Этот дом по воспоминаниям детства был столь дорог князю, что когда он решил к своему особняку на Миллионной пристроить новый обширный дом по Мойке, то он в этом новом доме своем воспроизвел точную копию двух зал старого армянского дома архитектора Фельтена и придал фасаду этого дома (Мойка, 21) вид схожий с домом армянской церкви на Невском, 40 . Мало того из дома на Невском князь перенес во вновь выстроенный дом на Мойке шесть фигурных печей и двери. Копия этих двух зал получилась совершенная и точнейшая. Две из этих печей монументальны и представляют собой подражание известному памятнику Лизикрата в Афинах.
Теперь оба дома соединены в один так, что человек не посвященный ни когда бы не догадался о том, что это два совершенно разных, связанных между собой дома.
Главную достопримечательность старого бироновского дома представляет собой великолепный вестибюль и лестница. Смело и легко вьются вверх ступени, от последней площадки, украшенной громадным зеркалом, расходящиеся в разные стороны. Прекрасный, легкий потолок полукружьем сообщает всей этой лестнице большую нарядность и стильность. На площадках стоят громадной величины белые с золотом торшеры, нарисованные Росси для михайловского дворца. Что ныне музей Императора Александра III. Прямо с лестницы вы попадаете в большую белую залу с красивой лепной работой нежных тонов. Здесь как и во всем доме превосходный паркет. Направо и налево от этой залы окнами на миллионную лежит ряд гостиных, кончающихся с одной стороны угловой спальней и с другой большой гостиной, с великолепными фламандскими шпалерами по стенам. Во всех комнатах вы найдете превосходную старинную бронзу, мрамор, фарфор, семейные портреты кисти известных художников. В зале возвышаются с полу четыре колоссальные, более чем в рост человека канделябры Томира. На стенах два громадных гобелена представляющих историю Тамерлана и Баязета, исполненные в XVII в. в Брюсселе.
Старый дом заканчивается длинной белой столовой, а затем вы переходите в новую постройку. Соединением служит оригинальный овальный переход, в котором помещены четыре прелестные картины масляными красками, изображающие четырех молодых женщин кисти Боде, ученика Ван-Лоо. Боде расписывал Сансуси для Фридриха Великого. Прилегающее к новому дому стиля Фельтена, здание домашнего театра выстроено в последние два года по плану архитектора А. И. Фомина. Как жилой дом с Мойки , так и театральный зал , выходящий на Мойку, имеют два отдельных входа с этой набережной.
Юлия Чеснокова, корреспондент:Сегодня идём в гости в Комитет по спорту. Но не хоккейные коробки и спортивные площадки нас интересуют, а вот исторические интерьеры, в которых награждают олимпийцев и проводят заседании. Уверена, на Миллионной улице иначе как роскошными они быть просто не могут.
Елена Попова-Яцкевич,Благодаря программе «Открытый город» мы с вами можем попасть в один из самых старых особняков. О нём писали в XIX веке. Это были легенды. Ну, во-первых, наши 4 колонны при входе пользовались страшной популярностью. Люди приезжали в каретах на них смотреть, будто бы это были первые колонны в частном доме.
Легенды окутывали Миллионную всегда. В имперском Петербурге - это настоящий центр аристократии. Апраксины и Шереметьевы, Юсуповы и Барятинские. Как и большинство соседей участок №22 по Миллионной за свою жизнь сменил не один десяток блистательных владельцев. Имя последнего - князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева здание носит по сей день.
Елена Попова-Яцкевич, экскурсовод проекта «Открытый город»:Почему князь Абамелек-Лазарев? Во-первых, двойные фамилии в России давались только по велению императора. Во-вторых, что такое Абамелек-Лазаревы? Фамилия нерусская. Так и оказалась. Лазаревы - потомки армян, выселенных в своё время в XVII веке на территорию Персии.
Сейчас, как и сто лет назад, главное, что поражает гостей дворца - хорошо сохранившиеся интерьеры.
Юлия Чеснокова, корреспондент:В череде парадных залов экскурсанты незаметно для себя оказываются совсем уже и не на Миллионной. Дело в том, что особняк Абамелек-Лазаревых, как настоящая русская матрёшка, внутри состоит сразу из четырёх зданий. С балкона этого, например, открывается чудесный вид на Мойку.
Елена Попова-Яцкевич, экскурсовод проекта «Открытый город»:Комплекс домов состоит из интересных зданий, потому что один из них является копией дома на Невском проспекте - это если смотреть на Армянскую церковь правый дом - дом 40 - это родовое гнездо Лазаревых.
Покинуть родовое гнездо Семён Семёнович Абамелек-Лазарев был вынужден после смерти отца. Старый князь завещал здание Армянской церкви. Младший Лазарев переезжает в особняк на Миллионной, приобретая вместе с ним и соседний участок на Мойке. На этом месте для него возводят дом, как две капли воды похожий, на тот, что стоит на Невском проспекте.
Юлия Чеснокова, корреспондент:Мы попадаем с вами в самое современное здание дворца. Это адрес - набережная реки Мойки, 23. Его построили в 1914 году. И это был официально последний возведённый в дореволюционном Петербурге особняк. Из Театрального зала, в котором успели поставить лишь пару постановок, попадаем в самое красивое пространство - большой банкетный зал. Его площадь 200 кв. м.
Сейчас здесь устраивают приёмы в честь петербургских олимпийцев. Комитету по физической культуре и спорту особняк на Миллионной принадлежит уже почти 90 лет. Теперь увидеть его красоту могут не только чиновники, но и все желающие. Записаться на бесплатные общедоступные экскурсии по зданию можно на сайте проекта «Открытый город».
Перова Наталья Борисовна,
Очень ярко, живо, увлекательно познакомила нас с домом князя С.С. Абамелек-Лазарева экскурсовод Елена Гдальевна Попова-Яцкевич! В имперском Петербурге Миллионная улица - настоящий центр аристократии. Участок № 22 по Миллионной сменил не один десяток блестящих владельцев, начиная с вице-адмирала Госслера, жившего здесь в деревянном доме в петровские времена. Слушала рассказ Елены Гдальевны внимательно и с наслаждением! Она изучает историю дома более 20 лет и великолепно представила множество исторических фактов, иллюстраций, рассказала о перестройках, связанных со сменой хозяев участка. Экскурсовод поделилась знаниями о российском дворянском роде армянского происхождения Лазаревых, знаменитых горнозаводчиках. Имя последнего - Семена Семеновича Абамелек-Лазарева он носит по сей день. Мы побывали сразу в трех домах этого владельца, увидели детали интерьеров, которые были перенесены в память о предках из дома Лазаревых у Армянской церкви, прошли в здание со стороны Мойки, 21 - последний, возведенный в дореволюционном Петербурге по проекту И.А. Фомина особняк с великолепными залами и лестницей. В заключение, Елена Гдальевна провела нас во внутренний двор. Экскурсия заканчивалась, а желание слушать и узнавать сохранялось. Спасибо Вам, Елена Гдальевна, сотрудникам Комитета по физкультуре и спорту, проекту "Открытый город" за полученное удовольствие!
Все было организовано на высоком уровне. Очень доброжелательны и предупредительны координаторы. Гид очень интересно рассказывал об истории дворца. Настроение было великолепное.
Очень приятно видеть заинтересованных людей в группе экскурсантов. А на такое мероприятие приходят только такие люди. С нетерпением жду возможности посетить следующий закрытый объект.
Надеюсь, что смогу послушать интересные лекции, которые обещают организовать.
Спасибо большое за мероприятие.
Решетник Марина Михайловна,
Огромное спасибо экскурсоводу Елене Гдальевне, очень увлечеенный и интереснейший человек. Вместо 1ч.30мин. экскурсия длилась почти два с половиной часа, мы так все увлеклись. А потом, Елена Гдальевна, показала нам дворики, хотя это не входило в экскурсию, но она не пожалела своего времени. Большое спасибо!
Смирнова Ирина Станиславовна
"Снимаю шляпу" перед Еленой Гдальевной за энциклапедические знания, которыми она делилась с нами почти три часа! Богата история этого места, интересны владельцы. Петр Первый бывал здесь в доме своего друга. И хоть дом не сохранился, но место-то - вот оно! Из владельцев (а их было около 20) наиболее примечателен последний - С.С. Абамелек-Лазарев. Освобождая для армянской церкви дом на Невском проспекте, он перевез ВСЕ в особняк на Миллионной, включая паркет и дверные ручки. Что вывезти было невозможно, воспроизвели здесь в тех же пропорциях и копиях. "Пальмирский тариф", привезенный Абамелек-Лазаревым, является шедевром Эрмитажа мирового значения. А его коллекция западно-европейской живописи сейчас украшает художественный музей Ульяновска и уступает лишь Эрмитажу! Ее вывезли туда в 1929-30гг., чем спасли от продажи за границу. Об этой странице истории нам рассказала хранитель коллекции Ульяновского музея, оказавшаяся на экскурсии вместе с нами. Экскурсия удалась, прекрасное завершение сезона ОГ!
Двери достопримечательностей открыли в честь Международного дня охраны памятников и исторических мест.
18 апреля, в Международный день всемирного наследия, двери памятников архитектуры должны быть открыты для гостей, и неважно, кто в них обитает. Как показал опрос «Карповки», мало кто из петербуржцев в курсе своего права на осмотр обычно закрытых достопримечательностей. Это решил исправить уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов, который «Культпоход» - экскурсию по двум старинным зданиям. В обычные дни особняк Абамелек-Лазаревых и Дом жилого страхового общества «Саламандра» недоступны для горожан - в них обитают три комитета Смольного. Памятники архитектуры посетила «Карповка» и выяснила, что осталось от хозяев из позапрошлого века и в каких условиях работают три городских ведомства.
Особняк Абамелек-Лазаревых
Где:
Миллионная, 22
Занимает:
комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга
Первым владельцем особняка на будущей Миллионной, а тогда Немецкой, улице был брат известного генерал-адмирала графа Апраксина.
Парадная лестница
После смерти нового хозяина пошла длинная череда смены хозяев участков и дома. Здание неоднократно перестраивалось в угоду новым архитектурным вкусам или из утилитарных соображений. Последними владельцами стали князья Абамелек-Лазаревы.
Этот род был сказочно богат. Они унаследовали огромное состояние от грузинских царей и итальянских князей. Кроме того, Семен Семенович Абамелек-Лазарев, хозяин дома, владел пермским имением - участком на Урале с огромными залежами металла и металлургическими заводами.
Еще до покупки особняка на Миллионной семья Абамелек-Лазаревых владела виллами в Риме, Флоренции, особняком в Нижнем Новгороде и домом на Невском проспекте, 40, при Армянской церкви. Последнее здание должно было перейти армянской общине после смерти отца Семена Семеновича, поэтому сыну пришлось купить особняк возле Дворцовой площади. Но окончательно расставаться со своим богатым гнездышком предприниматель не спешил.
Дом на Невском был наполнен многочисленными сокровищами и произведениями искусства. Когда Семен Семенович переезжал на Миллионную, он попросил у совета армянской церкви разрешения взять некоторые предметы в память о семье. Получив его, князь перевез паркеты, двери, оконные рамы, печи, лепные карнизы, а также большинство картин, скульптуру и зеркала.
Египетский зал. Здесь снимали фильм «Эзоп» (1981)
Когда его насилу остановили, новосел потребовал при перестройке возвести в особняке на Миллионной точные копии некоторых комнат дома на Невском. По просьбе Семена Семеновича в доме построили домашний театр. Его закончили в 1915 году, поэтому воспользоваться им успели всего несколько раз.
Домашний театр
Интерьеры сохранились в очень «бюджетном» варианте. На момент революции обстановка была гораздо богаче. Исчезла и весьма богатая художественная коллекция, которая была у князей Абамелек-Лазаревых. От прошлых хозяев остались паркет в некоторых залах, несколько дубовых дверей, пара стульев и стол.
Дверь из парадного зала в театр
Семен Семенович скоропостижно скончался в Кисловодске за пять месяцев до отречения от престола Николая II. Вдова Мария Павловна эмигрировала и прожила за границей до 1958 года.
Парадный зал
После 1917 года дом переходил от одной организации к другой. Здесь обитал успешный зубоврачебный институт с самым крупным в стране профильным музеем. В 1924 году деньги на содержание учреждения закончились, и его закрыли. Особняк стал центральным домом работников физкультуры в 1927 году, а с 1933 года сюда вселился комитет по физической культуре и спорту, который обитает в нем и сейчас.
Дом жилого страхового общества «Саламандра»
Где:
Караванная, 9
Занимают:
комитет по благоустройству и комитет по развитию транспортной инфраструктуры
Внутренний двор
Доходный дом строили в 1906–1911 годах. Проект разрабатывал архитектор Пель, который умер как раз в начале строительства. За более чем сто лет в здании практически не осталось «приветов» из прошлого. Весь дом поделен на небольшие части, которые находятся под охраной или не представляют ценности для поколений. Сохранились несколько лестниц, мозаика на полу, эркер второго этажа и арка с крестовыми сводами во внутреннем дворе. Остальное пространство поглотил «евроремонт» из бежевых стен, плитки и пластиковых окон.
Гостям предлагают пройти по главной лестнице, одной из местных достопримечательностей. На площадках парадной пол покрывает мозаичная плитка - тоже предмет охраны. Самая главная гордость комитета по благоустройству - металлическая лестница, которую отлили на известном чугунолитейном заводе Сан-Галли. По ней чиновники регулярно поднимаются на шестой этаж: лифта в этой части здания нет. В здании есть и винтовая металлическая лестница, которая также выглядит чужой в офисных интерьерах.
Вход в КРТИ
В части дома, которую занимает комитет по развитию транспортной инфраструктуры, богатство также невелико: фасад, входное крыльцо, балкон, крестовые своды потолка, лестничные пролеты с металлическими перилами, покрашенными зеленой краской. Ни одно помещение ведомства не охраняется - от прошлого века здесь ничего не осталось.
P.S.
В 2014 году ЗАО «ВТБ-девелопмент» открыл первые два бизнес центра комплекса «Невская ратуша». Изначально планировалось, что в ее основное здание на углу Новгородской улицы и Дегтярного переулка переедут все комитеты Смольного. Покинутые чиновниками исторические здания хотели продать с торгов.
После прихода в Смольный Георгия Полтавченко судьба проекта оказалась под вопросом. Звучали предложения приспособить «Невскую ратушу» под иные нужды, в частности, под Дворец творчества юных или для чиновников Ленобласти.
В конце сентября 2012 года исполняющий обязанности председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Олег Лысков сообщил, что снова рассматривается идея переезда части комитетов Смольного в «Невскую ратушу». Чиновник добавил, что уже есть предварительный список комитетов, которые целесообразно перевести первыми, так как их здания можно продать быстрее всего. За счет продажи старых площадей планировалось выкупать у «ВТБ-девелопмента» помещения в новом здании.
Ксения Нестерова