Мыс крильон на карте. Путешествие на крильон. Водно-моторный маршрут «Мыс Крильон»
Осенью 1968 года по инициативе комсомольцев шоферов Невельского гидростроя А.Бахалева, В.Дегтяренко, Г.Фомина, А.Карпычева, А.Першина, А.Елизарова в ознаменование 50-летия Ленинского комсомола на мысе Крильон было решено поставить новый памятник десантникам. Нефтеразведка выделила тягач, участок тяжелой механизации - кран. С трудом дотащили его до мыса. Когда стали нивелировать площадку под памятник, «открылась могила. Молча стояли над останками десантника, по рукам прошла взятая ржавчиной бляха с якорем» (Кузнецов Т. Обелиск // Молодая гвардия, 6 ноября 1968 г.) .
В основание уложили 8 полутонных блоков, в качестве постамента - две плиты по 1,7 т. На обелиске прикрепили бронзовую доску с надписью: «Здесь похоронены воины, погибшие при освобождении Южного Сахалина от японских империалистов. Август-сентябрь 1945 года» . Обелиск высотой 3 м и шириной в основании 0,7x0,5 м установлен на площадке 3x3 м.
Данные о боевых потерях в ходе занятия мыса Крильон советскими десантниками пока не выявлены. Имеется «Справка о занятии мыса Ниси-Ноторо мисаки(Крильон) в августе 1945 года» , хранящаяся в г. Подольске в Центральном архиве Министерства обороны:
«28 августа командующим СТОФ перед командиром отряда кораблей в Отомари была поставлена задача:
Высадкой десанта на м. Ниси-Ноторо мисаки овладеть маяком, поселком и береговой батареей.
Прервать связь о. Сахалин с о-вом Хоккайдо, взяв под контроль подводный кабель, и разоружить имеемый там гарнизон.
Командир отряда кораблей принял решение высадку десанта произвести с катеров БО-319 (принадлежал Владимиро-Ольгинской ВМБ. - И.С.) и ПК-33 в составе 40 человек, выделяемых от бригады моряков майора Гульчака. Высадку начать в 14.00 29.08. Командиром высадки был назначен капитан III ранга Успенский. В 9.30 катера БО-319 и ПК-33 приняли десант на борт и в 10.00 вышли из Отомари курсом на Ниси-Ноторо.
В 14.00 катера подошли к мысу, но так как с юго-восточной стороны мыса был большой накат, командиром высадки было принято решение обойти мыс и произвести высадку с юго-западной стороны мыса. В 14.40 катера стали на якорь в небольшой бухточке с юго-западной стороны мыса в расстоянии 2-3 кабельтова от берега и начали высадку десанта на песчаный пляж. В качестве высадочных средств использовались двойка, тузик и взятая из Отомари на буксире японская плоскодонная шлюпка. Видимость в момент высадки была менее одного кабельтов (туман). В 15.00 высадка десанта была закончена, сопротивления со стороны противника не было. Десант, заняв береговую полосу, начал продвижение в глубь и занял маяк, метеостанцию, гидроакустическую станцию, поселок и несколько складов. В одном из складов обнаружено несколько тысяч арт. снарядов. Недалеко от склада обнаружена артиллерийская позиция с оборудованными орудийными двориками, но пушек там не оказалось. Как потом выяснилось, на этих местах стояли 152-мм полевые пушки, которые японцы отвезли в глубь полуострова на расстояние 1,5-2 км. Высланные в расположение гарнизона бойцы десанта встретили батальон японцев в составе 700 человек солдат и 28 офицеров. После, переговоров гарнизон капитулировал и сложил оружие. Захвачено 2 батареи: одна 152-мм 4-орудийного состава, вторая 42-мм 4-орудийного состава, свыше 400 винтовок, боезапас, радиостанция. Для охраны пленных был оставлен весь личный состав десанта и катер БО-319. Катер ПК-33 с 4 пленными офицерами и начальником гарнизона ночью 29.08 возвратился в Отомари. На следующий день на мыс ТЩ-599 доставил подкрепление в количестве 79 человек»
(Отчет о проведении десйнтной операции по овладению островами Курильской гряды. ООШ СТОФ. ЦАМО РФ. Ф. 238. Оп. 1584. Д. 158. Л. 11-12)
В середине 1990-х доска с надписью была утрачена, и вместо нее бойцы погранзаставы Крильон установили новую с текстом: «Здесь похоронены семеро советских десантников, погибших при освобождении Южного Сахалина от японских империалистов. Август-сентябрь 1945 г. Имена неизвестны» . Количество похороненных было «установлено» по количеству автоматных гильз, вмурованных в бетон у основания обелиска. В 2005 году на средства гранта губернатора Сахалинской области сотрудниками Невельского краеведческого музея и энтузиастами была изготовлена и укреплена на памятнике доска с оригинальным текстом.
С 2005 года, в канун 9 мая, организуется уже традиционный ежегодный массовый джиперский Марш-бросок на мыс Крильон посвященный Дню Победы. Конечной целью мероприятия является возложение венков к братской могиле советских воинов-десантников. Организаторами автопробега традиционно выступает холмский джип-клуб «Внедорожник».
С каждым годом мероприятие набирает обороты, и теперь участие в нем принимают любители экстремальной езды по бездорожью с Сахалина, из Владивостока, Хабаровска и Москвы.
Крайняя южная оконечность острова Сахалин – мыс Крильон, названный так в честь французского генерала . По сути, это почти настоящий край земли. По крайней мере, Сахалина. Дальше остров Хоккайдо и, что интересно, долгое время мыс Крильон считался продолжением этого острова, пока Лаперуз не открыл пролив, названный его именем. Тогда-то и стало ясно, что здесь совсем другая география. Место это было очень опасным для прохождения судов. В 1887 году здесь потерпел кораблекрушение пароход «Кострома». В память о нем на берегу выстроили небольшую часовенку из обломков корабля. Хотя к тому времени на Крильоне уже был построен маяк для безопасности проходящих судов.
Поэтому в 1896 году его заменили на более оборудованный и мощный. По суше добраться до Крильона весьма непросто . Однако устроить тут экстремальное ралли – самое излюбленное дело джипперов. Например, на День Победы они собираются командами, чтобы проехать по этим местам экстремальным марш-броском. По бездорожью, к самому памятнику воинам, погибшим за освобождение южного Сахалина. Такие забеги, вернее, заезды они устраивают с 2004 года. А вот морская прогулка до мыса Крильон куда как более безопасна. Места здесь необыкновенно красивые: живописные водопады, отдыхающие на камнях нерпы.
Можно насладиться шумом птичьего базара, а, если повезет, увидеть медведя-рыболова. Некоторых привлекает военная история мыса. Он представляет собой крупный укрепрайон с дотами, подземными ходами и прочими соответствующими укреплениями – любопытно. Туристы здесь бывают, хотя в этих местах нечасто случается хорошая погода. Дело в том, что возле мыса Крильон встречаются два течения : холодное Охотского моря и теплое Татарского пролива, что обеспечивает ветреность и дождливость. Но разве это может помешать тому, кто решил полюбоваться водопадами мыса Замирайлова голова (одно название чего стоит)?
А уж тот, кто приехал на Крильон поклониться братской могиле, находящейся на самой крайне точке мыса , где похоронены семь десантников, погибших в годы Великой Отечественной войны от рук японцев, и вовсе не остановится при любой погоде. Этот мыс, имевший огромное значение для обороны южных рубежей Сахалина, и сейчас демонстрирует свою мощь. Большая заслуга в этом принадлежит зданию, построенному для маяка, который хоть и возвели еще в 1894 году, до сих пор являющим крепость: кирпич сюда возили из Японии, орегонскую сосну – из Америки.
Правда, в 1980 году родной колокол заменили на японский, а помещения из жилых перевели в хозяйственные. Но в целом маяк на Крильоне также функционирует, как прежде . Также работает метеостанция, дислоцированы военные и пограничные части. Рядом вполне достойные обзору достопримечательности. Например, гора Коврижка, похожая на торт, скалистый остров Камень. Некоторые путешественники, обуреваемые эмоциями, слагают о мысе стихи. Об острых ветрах, о густом тумане, о грозном океане вокруг. Романтика. И, даже если никогда не ходил в походы, тянет посмотреть на Сахалин.
Адрес: Сахалинская область, остров Сахалин
Мыс Крильон (фото)
Вынужденный отстой
Ночью начался дождь и шел до 3 часов дня. Весь день небо было затянуто сплошной пеленой туч. В такую погоду можно было нормально ехать по асфальту, но ползти по мокрым камням с байками… Реальнее было переломать ноги на камнях, чем двигаться вперед. До обеда спали, каждый час, проверяя погоду. После обеда начали вылезать из палатки и тупить под моросящим дождем. Когда дождь кончился - разожгли костер и сделали пищу. Часов в 6 разъяснило, еще через полтора часа камни просохли и мы решили, чтобы завтра не переться по камням со всем своим скарбом, утащить байки налегке за соседний мыс, запрятать их там и завтра до них идти только с кулями. Сказано - сделано.
За полтора часа оттащили байки сразу за 2 соседних мыса. Эти скалы были самыми сложными за весь путь по побережью Анивского залива. Приходилось залезать свободным лазанием на утесы по 2-2,5 метра, передавать байки, скакать или лазать между курумов размером с машину или залезать в воду, чтобы обойти камни.
Восход в заливе Анива
Байки оставили между камней на последнем мысе. С него уже было отлично видно казарму пограничников и маяк на Крильоне и даже зеленый вагончик. По словам рыбаков с Петровки, там была провешена веревка к нему по крутому бамбуковому склону и от него начиналась дорога к маяку. Смеркалось… На обратном пути я, слезая со скалы на мокрый камень, поскользнулся и упал. Приложился челюстью о тот самый камень и в результате получил легкий сотряс с шумом в голове и тошнотой до утра, да рваную рану на подбородке с оторванным на 1,5 см клочком кожи. Рану обрили и аккуратно заклеили здоровенным куском лейкопластыря. Так с этим белым флагом на бороде я 2 дня Крильон и штурмовал…
К 9 вернулись на бивак, уже в сумерках. Вечером стало ясно, что продуктов взятых на 5 дней на периметр п-ова Крильон нам не хватит. Частично нас спасли от голода рыба из рек и 6 банок свиной тушенки от Игоря с Атласова. Но ситуация не радовала.
6 день, 13.08.12 - дневка с прогулками по пляжу туда-обратно.
Штурм крепости Крильон
Ясно, солнечно, сухо, бриз с моря… Совсем другое дело! С утра настроение боевое, настроение увидеть мыс Крильон. Самое забавное, что от мыса до места нашей ночевки всего 7 км по прямой, но что нас ждало на них! Забегая вперед, скажу что, добрались мы до мыса к вечеру, двигаясь без обеда весь день…
Итак, штурмовая бригада выдвинулась в направлении рубежей на южном берегу пролива Лаперуза в 9:10 утра 14 августа 2012 г. Погода была отличной - солнечно, жарко, ясно, бриз. Со скоростью стремительных улиток с велорюкзаками перелезли скалы, где я вчера расшибся, и дотащились до своих байков. Дальше начали челночить уже с байками по скалам и пляжным валунам до подъема к вагончику. Это редкостная пытка - таскаться туда-обратно с вещами и байками по такому рельефу… Метров за 200 до веревки на прибрежных камнях покоится остов от гусеничного транспортера, скорее всего ГТТ, на котором наш гиперактивный завхоз изволил фотографироваться. Сразу видно, что гусеничный транспортер - хреновая подводная лодка… Кроме этого артефакта прошли мимо еще одно крупное лежбище котиков и островок, усыпанный бакланами.
Ну вот как-то так!
Подъем до вагона недлинный - метров 20, но крутой. Именно поэтому там висит веревка. Еще есть неудобства - вода течет по склону, создавая местами болото прям на склоне. Да, и еще наше любимое - бамбук выше колена. С байками в руках, хватаясь за веревку и чавкая в грязи, подниматься - что в гамаке стоя трахаться, но еще только полдень, погода отличнейшая и Крильон видно уже совсем рядом - поэтому на сегодня это наш метод. Вагон стоит в 10 метрах от края склона на монотонном поле бамбука и дорога, уходящая от него вверх и на юг видна лишь потому, что цвет бамбука в колее отличается от окружающего. Отсюда до мыса по прямой совсем немного - километра 3, но именно на них начинается самое интересное действо. И мы снова покидаем пляжи ради джунглей…
Пошли по дороге: рюкзаки на плечах, байками прокладывая через бамбук себе тропу. Вглубь острова бамбук становится все выше и выше, а дорога уже начинает угадываться чисто интуитивно. Добравшись до края леса, мы уже почти потеряли дорогу и оказались по плечи в густых зарослях. Вперед отправили нашего Рэмбо… Серега не стал долго думать - он взвалил себе байк на загривок и, держа его обеими руками за головой, начал своей широкой грудью прокладывать дорогу сквозь стену бамбука. Мы за ним… Но тропа никак не получалась, поэтому фактически каждый идя в 2 метрах друг за другом по новой байком и телом раздвигал бамбук. Зато падать было приятно - просто мешком вис на зарослях и мягко ложился на них, не доставая земли.
На первой же поляне, за полосой низкорослого корявого леса мы наткнулись на танк. Это уже не вбетонированная башня от Т-54, как за Таранаем, а целый «тигробой» ИС-3, на бетонной яме и без двигателя. Но из зарослей торчит только башня с длинным массивным пушечным стволом. Недалеко от танка вход в бетонный бункер, с трудом угадываемые окопы и торчащие из бамбука деревянные столбы и куски колючей проволоки... В 3 метрах от танка случайно наступаем на несколько десятков укупорок от 122-мм снарядов, валяющиеся в зарослях - разломанные высохшие ящики с облупившейся краской.
Боевые наблюдения: Тяжелый танк ИС-3.
Танки ИС-3 (с нарезной 122-мм пушкой Д-25Т), названные в честь Иосифа Сталина, выпускались с 1945 по 1946 гг. и являлись развитием танка ИС-2. ИС-3 предназначались для борьбы с немецкими тяжелыми танками и укрепрайонами. Снаряд 122-мм орудия ИС-2 и ИС-3 пробивал лобовую броню немецких тяжелый танков «Тигр» и «Пантера» с 2 км. Но выпущенные в самом конце войны ИС-3 так и не успели повоевать с немецкими коллегами.
На Сахалин и Курилы танки были завезены в рамках войны с Японией. После войны танки были оставлены в качестве береговых батарей на сопках вдоль побережья островов, двигатели демонтированы, а между танками проведены системы окопов и коммуникации. Обтекаемая башня танка и лобовая часть корпуса имеют бронирование в 110 мм, так что уничтожить такой ДОТ можно только прямым попаданием авиабомбы или крупнокалиберного бронебойного снаряда. Большая часть танков в данное время находится на консервации или заброшены: затворы орудий сняты, всё оборудование и зенитные пулеметы демонтированы, заварены все люки, кроме башенных и люка в полу. На некоторых стволы орудий забиты солидолом.
ИС-3 на восточной стороне Крильона
Еще 100 метров за 15 минут и на соседней поляне за лесом еще 2 таких же танка. Все они открыты, в пару из них мы с Серегой залезли и поиграли в танкистов… или подводников… или спелеологов… Ввиду труднодоступности внутри они неплохо сохранились - краска осталась, ржавчины не так много, остатки недемонтированных приборов, ручки, рычажки…
Танки - это здорово, прикольно, интересно, но нам надо двигаться дальше к южной границе нашей родины. У последнего танка дорога окончательно потерялась, и бамбук превратился в 3-х метровый сплошной забор, из-за которого не видно даже куда идти. Поперли по азимуту в сторону мыса напролом, но через 30 метров оказались на краю оврага в бамбуке высотой уже 3 метра и диаметром в палец на уровне пояса. Залезаем на дерево с Серегой для обсервации - за оврагом видны следы колеи на бамбуке и какая-то техногенная куча из досок и пустых топливных бочек, но овраг… Овраг нам не преодолеть - его дна просто не видно из-за джунглей, а на соседний склон мы имеем реальные шансы просто не подняться с байками. С особым геморроем возвращаемся 30 метров до поляны, оставляя по дороге в зарослях байки, т.к. в бамбуке их просто так не развернешь. Солнце жарит нехило, в зарослях ветер не чувствуется - пекло знатное… Оставляем парней стаскивать байки, рюкзаки и тела в кучу недалеко от танка и отдыхать, а сами с Серегой идем на разведку с GPS-ником вглубь полуострова.
На разведку мы сходили 500 м туда и 500 обратно… за час! Налегке! Эта гребля по бамбуку убивает… Несколько раз приходилось залезать на деревья, чтобы увидеть хотя бы что творится поверх бамбука. Но мы сделали две находки: мы увидели 2-х этажное здание и «шарики» (это радиолокаторы РТР на м. Крильон), собственно от них должна была быть нормальная дорога до самого мыса и второе, что мы нашли - это способ перемещаться по бамбуковым зарослям. Дело в том, что бамбук подавляет все, что может расти с ним вместе, кроме деревьев. Так вот под черными хвойными елками темно и бамбук под ними или ниже или вообще не растет. Таким образом, перемещаясь примерно в стиле броуновского движения от хвойного леска к леску можно гораздо легче выйти к «шарикам».
Вернулись к Коляну, Антохе и Димычу, они были потные, усталые, угрюмые, рядом на бамбуке висели наши байки. Шел 16-й час этих суток… Обе хорошие новости были очень кстати! Мы похватали наш скарб и полезли в ближайший лесок. Ориентируясь по GPS, стали двигаться от леска к леску в сторону здания. Все это напоминало какие-то партизанские операции времен 2-й мировой. До бугра, на котором стояло здание и где находилась дорога, оставалось уже метров 100, когда мы вылезли из последнего леса и оказались снова в 2-х метровых зарослях на краю оврага, того же оврага что и прежде, только выше по течению. Тут он был всего метров 5 в ширину, и на том краю уже виднелось какое-то подобие тропинки наверх к зданию.
Штурм оврага оказался тоже довольно нетривиальной задачей - его борта, поросшие бамбуком, были почти отвесные, а дна не было видно. Мы с Серегой тупо свалились в двух местах метрах в 5 друг от друга в овраг, хватаясь на стволы бамбука, и нашли там пустое, грязное русло от ручья. Далее переправа осуществлялась следующим образом: я вылез на соседний борт оврага, а Димыч, Антоха и Колян стали сбрасывать в овраг Сереге байки и рюкзаки и прыгать сами туда. После этого Серега закрепился на небольшой заросшей ступеньке и по цепочке через него стали передавать мне наверх наши запчасти.
Бамбуковый ад!
Выбравшись из оврага и поднявшись по склону вверх, мы получили «Аллилуйя!», а точнее укатанную ровную площадку из глины, на которой лежали штабелями или были просто разбросаны сотни пустых бочек от топлива. Что называется: «вошли с черного входа» и сразу на бочечную мусорку - это не повод для радости, но какое же это было счастье!!! Ведь от нее шла дорога на мыс. Грязная глинистая дорога с лужами, но ДОРОГА!!! Та, по которой можно ездить на байках. Времени было 17:20, т.е. мы почти весь день провели в зарослях бамбука и на каменных пляжах залива Анива, а преодолели всего около 5 км. Результативность сногсшибательная! Но лично я чувствовал себя героем и все остальные тоже. И даже, наверняка, где-то в глубине души циник и подонок Фома тоже торжествовал, и его распирало изнутри не давление кишечника, а ядреная велотуристская гордость за проделанную работу!
КОВРИЖКА!
23 августа 2011 года в составе шести человек (я, Дима, Галя, Антон и два Кирилла) отправляемся на утреннем автобусе в г. Невельск, далее в Шебунино откуда и начнется наше путешествие к мысу Крильон, самой южной точке острова Сахалина. За два дня мы должны подойти к горе Коврижка, где к нам присоединяться еще четыре человека из нашей группы (Лена, Алексей, Вика и Сергей). Впереди 10 дней похода, море, солнце и никакой цивилизации, настроение у всех отличное, отправляемся в путь!!!
До Коврижки дошли без препятствий, больше всего боялись, что не перейдем реку Перепутку, в дожди и приливы она поднимается так, что даже машины проехать не могут. Но к нашей радости реку мы перешли спокойно, ну все таки два дня без приключений не обошлись, у Кирилла заболели колени и идти он практически не мог. Не оставлять же его одного, Дима водрузил на плечи Кирюхин рюкзак и медленно пошли к нашей цели. Пыхтя, сопя с большими остановками мы все же во время дошли до цели, а вот и наши едут, радости не было предела. Общим собранием решаем, что Кирилла завтра надо отправлять домой на попутном транспорте, разбиваем лагерь у подножия горы, пока все собирают дрова на костер Дима с Кириллом (уже говорила их у нас было два) капают «бассейн»,чтобы мы после двухдневного пути мы могли помыться и охладиться от беспощадно палящего солнца. Тем временем костер горит, палатки поставлены, можно и к ужину приступить, ребята привезли с собой домашней еды, о блаженство!!!
Начинало смеркаться, но нам жутко хотелось побывать наверху Коврижки. Гора Коврижка получила свое название из-за своей формы ввиде тортика, находится она на мысе Виндис в переводе с айнского языка, как « скверное жилище»,откуда такое название? Мыс находится в 35 км. от пос. Шебунино, сама Коврижка возвышается над уровнем моря на высоте около 78 м., имеет практически идеальную круглую форму с диаметром более 100 м. Абсолютно плоская вершина Коврижки известна тем, что на ней были найдены археологические стоянки древнего человека. Есть версии, что эта природная постройка использовалась Сахалинскими аборигенами в качестве крепости, где они спасались от нашествия чужаков, может именно поэтому и название « скверное жилище».
Подъем на Коврижку очень крутой, на нее можно попасть только по канату, который натянут добрыми людьми. Преодолевая страх, вскарабкались наверх и перед нами открылся головокружительный вид, виден почти весь Южно-Камышевый хребет с одной стороны, а с другой мыс Кузнецова, куда мы отправимся завтра с утра.
Уже совсем стемнело, поэтому фото на память и начинаем спуск вниз. О, боги!!! Спускаться было еще страшней, чем лезть наверх, в темноте наощупь, не видно куда ставить ногу, из под ног сыпятся камни, но не оставаться же наверху. Дима страхует девочек сверху, а Сергей подбадривает своими шутками-прибаутками и вот ноги коснулись твердой и ровной земли. Ура!!! Спустились вниз и мы с Галюней отправились в «баню», которую соорудили ребята. «Банька» удалась на славу. Намытые, наетые домашненького по палаткам, завтра с утра в путь к своей мечте, на Крильон!!!
Мыс Кузнецова
На следующее утро собрались и в путь. Алексей загрузил рюкзаки и некоторых членов нашей команды в машину и поехал в сторону мыса Кузнецова договариваться об отправке Кирилла домой и стоянке машины, а мы налегке отправились пешком. Красота то какая, море плещется, солнышко греет(пока еще не печет), вот на камушек взгромоздился баклан, совсем близко подпустил нас к себе и не улетает, ну все баклан теперь ты фотомодель и герой наших фотоальбомов.
Подходя ближе к мысу Кузнецова вырисовываются домики, заметили православный крест-церквушка!!!
Необычно в такой дали от цивилизации увидеть церковь. И мы замираем от восторга, какая картина перед нами потрясающая, на берегу моря пасется табун лошадей, такого чуда я в жизни не видела, и каких тут только нет и рыжие, и белые, и черные, и в пятнушку и в яблочко. Необычайная красота, эта картинка до сих пор стоит у меня перед глазами.В свое время для разведения сюда было завезено 50 племенных якутских лошадей. Еще говорят, что на территории фермерского хозяйства живут страусы, но их мы, к сожалению, не видели. Зато лошади……….
Мыс Кузнецова – один из природных памятников о. Сахалина, название свое получил в честь капитана 1-го ранга Д. И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 г. Для охраны Российских границ. Мыс мы обходим стороной, так как там непроходы, сворачиваем на дорогу, ведущую через перевал, Кирюха нас пошел проводить, так как сегодня он на машине, которая поедет с фермерского хозяйства отправляется домой лечить коленки. Пока, Кирюха, увидимся в городе. Ну а мы в составе девяти человек оправляемся дальше. Недалеко от деревушке наткнулись на японский столбик с иероглифами, таких столбиков много осталось по Сахалину, на нем указана высота над уровнем моря.
Дорога через перевал в хорошем состоянии, заходим в лес и нам становится жутковато, в этих краях полно медведей, раньше на полуострове был заказник, охота и рыбалка в этих крах была запрещена,вот и расплодились тут мишки. Достаем дудки и дудим, что есть мочи, аж голова кругом пошла. Солнце палит беспощадно, рюкзаки оттягивают плечи, да еще и оводов целая куча налетела, не помогают даже репиленты, от жары они стекают вместе с потом.
Ну вот и конец дороги и тут натыкаемся на свежий след мишки-косолапого, представили, как он драпал когда услышал наши дудки. Вышли мы наконец таки на берег моря и устроили привал и обед.
Кораблекрушение.
Отобедали, отдохнули и дальше в путь. Слева сопочки зеленые, там где то сладко сопят мишки, справа море голубое, впереди туманный горизонт, тишина и только слышно шум прибоя, тишь да благодать, вот только солнце палит так, что дышать жарко. Галюня закуталась в олимпийку, прячась от солнца, бедненькая один нос торчит.
Сергея переполняют эмоции и он царапает на песке « АХРИНЕТЬ»и все в этом слове!!!
На горизонте из-за тумана появляется « корабль-призрак», аж мурашки по коже. Подходим ближе и вот он красавец, вернее все, что от него осталось. Корабль разорван на три куска- жутковатое зрелище. Как позже прочитала это сухогруз «Луга», лежит он здесь уже более 65 лет на отмели. Чайки и бакланы облюбовали останки корабля и устроили на нем птичий базар. К осени 1947 года пароход-сухогруз « Луга» подготовили для буксировки во Владивосток, а потом далее на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать «Лугу» поручили пароходу «Петр Чайковский», но упустили время и буксировку начали в конце октября. «Петр Чайковский» и «Луга» были подхвачены сверепым тайфуном у пролива Лаперуза. Буксир порвался и «Лугу» выбросило на полуостров Крильон между мысами Майделя и Замирайлова голова. Повреждения «Луги» были настолько велики, что ремонт был нецелесообразен и снимать с отмели ее не пытались, вот так и стал он домом для чаек и бакланов
Небольшой привальчик, фото на память и снова в путь.
Ночной гость.
Все чаще и чаще натыкаемся на медвежьи следы разных размеров и размерчиков, на сопочках виднеются мишкины тропки.
Дело близится к вечеру, пора искать место для лагеря. Решили остановиться возле небольшого озерца. Ну елки-палки не учли, что лагерь поставили возле мишиной тропке, вернее поняли это позже.
Я и Леша пошли к озеру, я мыть посуду, Леша за водой. И вот решил Алексей водички набрать проточной с ручейка, который стекал с сопочки. Зашел в траву и не прошло и минуты выскочил Леша из кустов, как ошпаренный. «Что случилось?»-спрашиваю, он мне говорит «Смотри». Смотрю трава колышется, мишка уходит и тихо так идет хоть бы веточка хрустнула, всегда удивлялась, как такая махина так тихо ходит??? Ну это было еще не все…….
Поужинав, разбрелись по палаткам, я с Галей в палатке спала. Сквозь сон слышу как будто кто то растяжку от палатки тронул,открываю глаза и в нос бьет резкий запах псиной, а возле палатке кто то обнюхивает все…….медведь, аж кровь застыла в жилах от страха. Бужу Галю, говорю « Медведь пришел», Галя что то буркнула, перевернулась на другой бок и дальше спать, вот такая у нас Галюня спит там где приляжет, присядет и никакие медведи ее не разбудят, а я пролежала всю ночь не сомкнув глаз и дышать боялась. Утром осмелилась выйти только тогда, когда услышала голоса ребят, которые уже проснулись и хлопотали по хозяйству. Обошла палатку и точно на песке мишкины следы, так значит и вправду приходил, не приснилось. Больше я в этом походе глаз не сомкнула не в одну ночь.
Музей под открытым небом. Крильон.
Утро. По нашим подсчетам уже часа через два мы должны прийти на Крильон. Утро выдалось туманным, поэтому очертания Крильона на горизонте мы приметили не сразу. Ну какова же была наша радость когда мы поняли, что из-за туманы виднеются вышки и маяк полуострова Крильон.
Мыс Крильон- самая южная точка острова Сахалина. Название было дано французским мореплавателем Жаном- Франсуа де Лаперузом в честь французского генерала Луи- Бальбеса де Крильона. С севера соеденен узким, но обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке заливом Анива Охотского моря. С юга- пролив Лаперуза, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо. Крильон называют « Музеем под открытым небом» и недаром этот маленький клочок земли получил такое название. Сейчас на Крильоне находится действующая погранзастава, метеостанция и маяк. Ну начнем по порядку.
«Вековая марка»
К нам навстречу едет машина, это начальник заставы спешил к нам предупредить, чтобы мы отметились на заставе, такие тут порядки, все таки погранзастава, так что желающие посетить Крильон не забудьте захватить с собой паспорт.
Первым делом идем искать «Вековую марку», которая выбита на прибрежной скале знаменитым адмиралом Макаровым. 22 сентября 1895 г контр-адмирал Макаров распорядился установить на Крильоне футшток-уровнемер ввиде рейки с делениями, устанавливают для наблюдения и точного определения уровня воды в море. Но футшток ломался движением льда и для устранения этого недостатка Макаров распорядился высечь на скале « вековую марку», под надписью были выбиты семь горизонтальных насечек, пронумерованных римскими цифрами снизу вверх от 4 до 10 (Таня, эти цифры римские надо писать).Со временем вода сделала свое дело и теперь на скале видно только слово «марка». Марку мы нашли и напрыгавшись по валунам водрузили рюкзаки идем дальше. Далее наш путь проходит по крутой тропе, которая ведет вверх.
Маяк.
Поднялись наверх, скинули рюкзаки и к маяку. На маяк ведет деревянная полуразрушенная лестница, поднялись по ней и вот перед нами красавец из красного кирпича, но не всегда он был таким, изначально маяк был построен из бревен. Строительство первого маяка на Крильоне началось 13 мая 1883 год, в строительстве маяка принимали участие 30 ссыльнокатаржных и экипаж шхуны «Тунгус», с помощью которой буксировали плоты из бревен,продолжались работы 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 м., дом для смотрителя, казарма, баня, распланирован огород. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке установлены двухфунтовая сигнальная пушка, 20-пудовый колокол. Первым смотрителям маяка был матрос Иван Крючков.
В 1894 году на мысе Крильон началось строительство нового маяка, рядом со старым зданием из привезенного из Японии красного кирпича. Строительство вели десантники Шипулин, Яковлев и 25 рабочих корейцев. Руководил работами инженер-подполковник К. И. Леопольд, построивший несколько маяков на Черном море. 1 августа 1896 года на Крильонском маяке установлен осветительный аппарат, изготовленный французской фирмой « Барбье и Бенард» в Париже. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон, смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем. Рядом со зданием сирены размещалась специальная сигнальная пушка образца 1867 года. Здесь же был установлен резервный «туманный колокол», который в случае неисправности сирены должен был подавать сигналы во время тумана. В советское время маяк был переоборудован электролампами, но основная часть французского осветительного прибора осталась неизменной. На мысе был построен новый шлакоблочный дом для служителей маяка. Колокол в 1980 году был снят. До конца 1990 годов на мысе находился японский колокол. По некоторым данным колокол был вывезен для сдачи на металлолом, Дальнейшая судьба японского колокола неизвестна. В настоящее время маяк все еще действует.
Погранцы
Осмотрев маяк спустились вниз, ребята пошли на памятник воинам, погибшем при освобождения Сахалина,
а мы изможденные жарой остались их ждать возле рюкзаков, Галюня забралась под телегу, в тенек и сладко засопела.
А вот и ребята вернулись и все вместе отправились мы отмечаться у погранцов. Встретили нас очень приветливо, пока переписывали данные паспортов начальник заставы рассказал нам, что на мысе сейчас соседствуют четыре мирка: погранцы, метеостанция, маячник, который живет один во всем двухэтажном доме и занимает в нем любую квартиру, которая понравится (дом пустует, в нем сейчас кроме маячника никто не живет) и рыбаки. Все они живут независимо друг от друга и не лезут в дела соседей. Сказал, если маячник будет в хорошем расположении духа, то может нас проведет на маяк и покажет его изнутри. Рассказал, что можно фотографировать, а что нежелательно, предложил зарядить фотоаппараты и телефоны. Кстати сотовая связь на Крильоне Японская, съедает весь баланс не успев набрать номер. Показали нам удобное место ночевки и дали с собой бак с водой, потому что на Крильоне проблема с родниками и речками, а ближний родник очень далеко. Вот на такой позитивной нотке распрощались мы с хозеявами заставы и отправились ставить лагерь.
Катакомбы.
Лагерь организовали быстро. Мы падали от усталости, жары и натертых мазолей, народ решил сегодня уже не ходить никуда, а я, Дима и Кирилл все таки решили время не терять, ведь завтра в обед уже домой возвращаемся, а все таки прогуляться по мысу. Обход свой начали с памятника воинам, погибшем при освобождении Сахалина и Южных Курил. В этой братской могиле похоронены 7 десантников. Далее пошли осматривать ныне нежилые постройки, которые строили еще японцы и потом русские, все перемешалось на маленьком кусочке земли. Полазали, поглазели, а теперь спешим в укрепрайон. Ведь мыс Крильон-это один большой укрепрайон, по которому можно гулять неделями в поисках военных дотов, подземных ходов, окоп, пушек. По дороге поднялись на большое плато, заросшее бамбуком и где тут что искать в таких зарослях??? А вот и первая находка- перевернутая пушка, далее еще одна. Чуть поодаль виднеется козырек командного пункта, вот мы уже внутри.
Стены и ступеньки выложены японцами природным камнем, кладка сохранилась до сих пор, как новенькая.
Поднялись наверх и перед нами весь пролив Лаперуза, как на ладони, аж дух захватывает от переполнявших меня эмоций. Идем дальше, вот в подземном укрытии стоит целая пушка, попробовали повернуть рычаги и о, чудо они до сих пор в рабочем состоянии. Играемся, как дети малые!!!
Внизу виден лаз, который уходит под землю, спускаемся вниз, а тут целый подземный мир. Множество комнаток, лазы. Переходы, лестница и мы опять наверху уже на другом конце полуострова, опять спускаемся вниз, снова наверх и опять в другом конце, по дороге встречаются пустые ящики из-под снарядов, старые койки, на стенах различные приборы, датчики, счетчики, дааааа, точно гулять тут можно неделями, чтобы все рассмотреть и найти все лазейки. Выползли на свет белый, уже смеркается, пора в лагерь, ну как же не хочется уходить, как хочется исследовать весь Крильон вдоль и поперек. Вернулись в лагерь, перекусили. Но на сегодня у нас еще одна экскурсия запланирована. В хорошую погоду с Крильона можно увидеть Японию, а погодка выдалась отличная, вот мы и отправляемся на край мыса, а вдруг повезет и мы увидим Японию. И мы ее увидели, прям вот так невооруженным взглядом, сначала перед нами вырос остров Ребун.
Затем мы увидели Хоккайдо. Дима захватил с собой бинокль и в него мы разглядели ветряные мельницы, которые светятся разноцветными огоньгами, здорово то как!!! Совсем стемнело и зажегся маяк. А еще к нам в гости приходила местная жительница- маленькая хрюша Манька. Прибежала к нам, развалилась и нате чешите мне брюхо, закатила глазки от удовольствия, забавная такая, лежит похрюкивает.
Пост Сирануси.
Утром собрали вещи и опять отправились обследовать подземные ходы и «изучать» боевую технику. Набрели на огромную пушку, нашли в бамбуке советские танки,
обследовали новые лазы, траншеи, наткнулись на японские умывальники, которые сохранились в отличном состоянии.
Я уже говорила, что по Крильону можно бродить неделями, но нам пора было возвращаться домой. Прощальный взгляд на Крильон, даю себе обещание, что вернусь сюда обязательно, чтобы продолжить поиски новых подземных ходов. На обратной дороге заглянули посмотреть на останки поста Сирануси. Пост был основан японским кланом Мацумаэ с острова Хоккайдо,предположительно в 1750-х годах, в 1850-х годах значение поста стало уменьшаться и пост в Сирануси был упразднен на том история поста закончилась. Есть информация, что на1925 г. В селении Сирануси проживало 150 человек, имелось 36 домов. Сейчас на месте поста можно найти много объектов разных времен, принадлежащих, как Японцам, так и русским, постамент от памятника Кайдзима Киненто, площадки от здания японского поста, земляные валы, которые носили скорее всего оборонительный характер, бетонные сооружения, огневые точки 2 –й мировой войны.
Выше поста находятся развалины крабового завода и береговые батареи из танков ИС-3. Кстати танки законсервированы и находятся в отличном состоянии.
До фермерского хозяйства нас подбросила машина, которая ехала с Крильона в Шебунино, встретил нас табун лошадей, никогда не забуду эту красоту, море, скалы и лошади!!!
Дома мы были через два дня.