Вавилонские ворота. Одни из семи главных ворот вавилона - ворота богини иштар. Смотреть что такое "Ворота Иштар" в других словарях
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне . Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.
Внешний вид
Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий , вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.
Уменьшенная копия ворот, построенная Саддамом Хуссейном, была разрушена в ходе военных действий.
Реконструкция
Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем . Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов , драконов и быков . В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша . Барельефы львов есть в Лувре , музее Метрополитен в Нью-Йорке , Восточном Институте в Чикаго , Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне .
Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.
Напишите отзыв о статье "Ворота Иштар"
Ссылки
Координаты : 32°32′36″ с. ш. 44°25′20″ в. д. / 32.54333° с. ш. 44.42222° в. д. / 32.54333; 44.42222 (G) (Я)
Отрывок, характеризующий Ворота Иштар
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.
Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.
На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.
Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.
Описываются ворота Иштар так:
«Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот. Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, а промежуток между ними составляет 11 кирпичей. Таким образом, расстояние от низа одного изображения до низа другого равно 24 кирпичам, или почти точно двум метрам, то есть четырем вавилонским элам».
Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:
Лев с Дороги Процессий, ведшей к воротам Иштар
«Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского…»
Табличка с этой надписью сейчас хранится в Пергамском музее.
Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевейем. Размеры восстановленных ворот Иштар - 14 метров в высоту и 10 метров в длину.
Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.
Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено….
Примером может служить богиня Иштар ассирийская и связанное с ней клинописное письмо тель-амарнского архива, отправителем которого является митаннийский царь Тушратта, а получателем – Аменхотеп III (царственные корреспонденты состояли в родстве: сестра Тушратты Гилухипа была замужем за Аменхотепом III). На тридцать шестом году правления Аменхотеп III тяжело заболел и умер. В том же году, незадолго до его смерти, Тушратта послал ему письмо и “чудотворного” идола богини Иштар для излечения престарелого фараона. Из текста письма явствует, что богиня ранее уже бывала в Египте и пользовалась там популярностью: “Так говорит Истар Ниневийская, владычица всех стран: “В Египет, в страну, которую я люблю, иду я”. Я посылаю ее тебе, она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю, и, как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в десять крат больше, и да отошлет и вернет ее в радости. Да сохранит Истар, владычица небесная, моего брата и меня на сто тысяч лет, и да подаст она нам обоим великую радость . Да живем мы в согласии – Истар для меня – моя богиня, а для моего брата она не его божество”. X. Ранке отмечает, что в Ниневии Иштар почиталась как богиня войны, в Египте же она выступает как божество, помогающее больным. В подтверждение своего наблюдения ученый приводит два египетских памятника времени Нового царства. На одном из них изображен египтянин, молящийся о здравии богине Кадеш и богине Аштарте сирийской, на другом – также египтянин, молящийся о здравии богине Иштар. В представлении египтян, сирийская Аштарта и ниневийская Иштар – одна и та же богиня. Ей поклонялись в особом храме, в Мемфисе, о чем сообщает Геродот (II, 112), называя богиню “чужеземной Афродитой”. Аштарту нередко отождествляли с богиней Сехмет. X. Ранке допускает, что прилагательное h; rw, которое обычно понимают как “сирийская”, предпочтительнее читать как “хурритская”.
Таким образом, проникновение чужеземных божеств (Анат, Аштарта, Кадеш, Решеп и др.) в египетский пантеон было вполне закономерно и понятно во времена Нового царства.
Аштарта проникла не только в культ, но и в мифологию. Уже почти 90 лет науке известен папирус, вернее, его многочисленные фрагменты, в котором рассказывается миф о богине Аштарте. Из-за фрагментарности текста невозможно сказать что-либо определенное о его содержании. А. Гардинеру удалось установить, что этот текст представляет собой не собственно миф об Аштарте, а миф, в котором богиня играла важную, но все же не первую роль. Главная роль принадлежит в нем не египетскому, а семитскому богу по имени Нам – богу морской стихии (египтяне не имели своего морского божества). Как явствует из фрагментов мифа, бог Нам отличался властным, деспотическим характером. Перипетии сюжета восстановить невозможно. Текст относится, вероятно, ко времени Харемхеба. Интересно, что несколько позже, во времена XIX династии, йам упоминается в папирусе Орбиней, в сказке о двух братьях.
Наличие сиро-палестинских и других азиатских божеств в египетских религиозных представлениях, несомненно, вполне закономерное историческое явление, обусловленное связями Египта с этими странами. Следует подчеркнуть, однако, что чужеземные божества в Египте очень быстро приобретали черты египетских божеств, вживались в египетский пантеон, одним словом, египтизировались.
Ворота Иштар — одна из самых известных памятников архитектуры , известного также как Халдейское царство. Причина этого — не эстетические достоинства, а то, что ворота очень хорошо сохранились от большинства аналогов этого сооружения остались лишь руины. Построены ворота были в 575 г. до н. э. И сами же вавилоняне вряд ли считали ворота Иштар чем-то исключительным. Они служили одной из многочисленных украшений Дороги процессий, ведущей через огромный город к легендарной Вавилонской башне — храмовой пирамиды Этеменанки. Башня была посвящена верховному богу вавилонян, Мардуку, но покровительницей главных ворот стала богиня любви, страсти и войны Иштар (из Библии она известна как Астарта). Все элементы этого величественного ансамбля, который назывался Эсагила, были составлены из кирпича, и покрытые глазурованными изразцами (разновидность керамической плитки для облицовки стен, печей и т. п.).
Конструкция ворот довольно проста — они представляют собой полуциркульную арку, фланкированную двумя прямоугольными 14-метровыми башнями с декоративным парапетом. С внутренней стороны к воротам прилегали две еще массивнее башни, объединенные открытой галереей, однако до наших дней внутренние башни не сохранились и не были воспроизведены ни в одной из существующих ныне реконструкций.
Архитектурное убранство ворот Иштар соответствовало вкусам месопотамской архитектуры — они были покрыты темно-синими, желтыми, белыми и черными изразцами, образующих орнаментальные пояса и анималистические барельефы. Стены, ведущие к воротам, были украшены 120 фигурами львов, а на фасаде располагались поочередно ряды быков (священных животных богини Иштар) и сиррушей (огненных драконов верховного бога Мардука). От этих драконов, вероятно, ведут свое происхождение библейские огненные ангелы — серафимы.
Большую часть изразцов ворот Иштар было перевезено в 1930-е годы в Берлин, где под крышей Пергамского музея создана полноразмерная реконструкция величественного сооружения. Копию ворот, выполненную из новых материалов, было построено в в городе Аль-Хилла, неподалеку от их исторического местоположения.
Ворота Иштар на карте
12 172Ворота богини Иштар в Вавилоне Великим был город Вавилон при правлении Навуходоносора. В то время он имел целых семь ворот, носящих имена вавилонских богов. Особой красотой отличались ворота богини Иштар в Вавилоне, из которых начиналась знаменитая Дорога процессий, направляющаяся к Эсагиле, храму покровителя Вавилона Мардука. Развалины ворот Иштар и сейчас остаются одним из самых значимых свидетельств былой славы Вавилона. Дорога процессий была, пожалуй, самой лучшей дорогой Древнего мира, ведь по ней предназначалось передвигаться не людям и повозкам, а великому богу и покровителю Вавилона Мардуку, который раз в год проделывал путь по ней до Эсагилы. И свое начало она брала именно у врат Иштар. Иштар высоко почитали как богиню красоты и любви, сравнивали с Венерой. Культ Иштар зародился в городе Уруке, покровительницей которого она и являлась. Среди городов Вавилонии выделялось семь крупнейших, в число которых и входил Урук. Каждое божество-покровитель одного из этих городов и нашло отражение в воротах Вавилона, что должно было символизировать единство страны. А так как Иштар признавали супругой Мардука, то главные парадные ворота были посвящены именно ей. Сами вавилонские ворота великой Иштар были сделаны двойными. Внутренние были в два раза больше чем наружные. Выполненная глазурованным кирпичом облицовка сверкала на солнце, а фон украшали 575 рельефных изображений почитаемых животных. Здесь же брала начало уже упомянутая Дорога процессий, продолжением которой в городе являлась улица Айбур-Шаба. Именно по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука. Сама улица была составлена в основном из плит розового камня, с инкрустаций красного камня по краям. Ее ширина составляла 23 метра, и на всей протяженности ее сопровождали стены из глазурованного синего кирпича высотой семь метров. Через каждые два метра стены украшали рельефные изображения львов в устрашающих позах. Но все рано или поздно приходит в упадок, поэтому всю красоту врат богини Иштар оценили только после того, как немецкие ученые провели здесь исследование. Всего было найдено около 100 тысяч обломков кирпича, составляющего прежде ворота. Все они были собраны и переправлены в Берлин, где некоторое время спустя удалось восстановить ворота в оригинальном размере из настоящих вавилонских кирпичей. Сейчас ворота Иштар находятся в музее Пергамон (Берлин). Здесь же есть и восстановленная часть Дороги процессий. Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира – стамбульский Археологический музей, детройтский музей, Лувр и т.д. Ворота Иштар в Ираке и в настоящее время являются предметом восхищения и местом паломничества туристов, ведь возвышающаяся на 12 метров конструкция и в наше время отражает прошлую жизнь крупного города.
На Вавилон много раз нападали завоеватели соседних стран, и разоряли город — но он несколько раз отстраивался заново. Здания возводились из обожженного кирпича, который не боялся ни воды, ни солнца. Главные ворота Иштар были облицованы цветным глазурованным кирпичом, на фоне которого были изображены фигуры животных.
Культ богов в Вавилоне был связан с почитанием Солнца, Луны, Марса, Юпитера и других планет. Вавилоняне представляли землю диском, а небо — куполом. Из наблюдений за движением Солнца родилось представление об окружности, круге, которое способствовало изобретению колеса.
Ворота богини Иштар.
Знаменитый памятник Вавилона — ворота богини Иштар представляют собой восьмые по счету ворота внутреннего города. Этот шедевр был построен в 575 году до нашей эры в северной части города по приказу царя Навуходоносора.
Ворота Иштар имеют вид арки полукруглой формы огромных размеров. С обеих сторон арка окружана громадными стенами, которые тянутся вдоль ритуальной Дороги Процессий. Арочные ворота, возведенные в честь богини Иштар были построены из , который сверху был покрыт ярко — голубой глазурью и расписан рисунками с использованием белой, желтой и черной глазури.
На стенах, ведущих к воротам Иштар можно было видеть великолепные барельефные изображения животных в наиболее близких к естественным позах. Так, было изображено около 120 барельефов львов. Есть также объемные изображения быков и сиррушей — мифических существ, похожих одновременно на драконов и грифонов, тело которых покрыто чешуей, а на змеиной голове красуются рога.
В общей сложности, на воротах богини Иштар насчитывалось 575 барельефных изображений животных. Сами ворота закрывались дверями, изготовленными из древесины кедра. Крыша ворот также была сделана из дерева чрезвычайно крепкой породы — ливанского кедра.
Ворота Иштар имели чрезвычайно важное ритуально — культовое значение — через них в день празднования наступления Нового года торжественно проносили статуи богов. Шествие проходило по Дороге Процессий.
В настоящий момент различные фрагменты знаменитых ворот Иштар хранятся в музеях всего мира: в Стамбуле, в Лувре, в Нью — Йорке, в Детройте и Чикаго. Максимально точную копию ворот Иштар построили в Ираке у входа в исторический музей.
Падение Вавилона.
В 539 году до нашей эры Вавилон пал. Вавилонское государство существовало 88 лет, и стало частью Персидской державы. Персы переняли у вавилонян клинопись, астрономические познания и искусство счета.
В 331 году до нашей эры распалась под ударом армии Александра Македонского. В 323 году до нашей эры, когда Александр умер Двуречье стало частью государства Селевкидов. В этот период Вавилон становится центром астрономических, астрологических и математических знаний.
В конце II века до нашей эры Вавилон оказался под властью Нарфянских царей, которые в 126 году до нашей эры разрушили и опустошили город. Этот период стал окончательным падением Вавилона.
Исследования Вавилона.
В 1876 году английский археолог Джордж Смит обнаружил три тысячи клинописных табличек. Их расшифровка показала, что они входили в состав вавилонской библиотеки. Эта находка стала очень ценным для науки открытием.
В 1908 году правительство Германии ведет археологические раскопки под руководством Роберта Кольдевея. Была найдена дорога процессий, которая привела ученых к воротам Иштар. После смерти Кольдевея появилось множество исследований, посвященных письменности, мифологии, хозяйственному устройству и социальному строю Вавилона.