Большой алтарь зевса в пергаме. Школьная энциклопедия. Музейный остров в берлине. пергамский музей
Высоты своего расцвета монументальная скульптура Пергама достигает в алтаре Зевса, созданном около 180 г. до н.э. Рельефы алтаря завершают «героический» период развития эллинистической монументальной скульптуры. Искусство позднего Эллинизма не смогло подняться до уровня скульптур Пергамского алтаря.
246. Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. до н. э. Берлин.
Алтарь Зевса, сооруженный при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами , являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь; с одной стороны цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами. Согласно греческим мифам, гиганты - сыновья богини земли - восстали против богов Олимпа, но в жестокой борьбе были побеждены. Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза. В борьбе участвуют не только главные, олимпийские божества, но и многочисленные божества воды и земли и небесные светила. Им противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом.
Святилище Афины в Пергаме.
245. Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. до н. э. Берлин.
Необычайно крупные для античного рельефа масштабы изображения (длина фриза - около 130 м высота - 2,30 м), выполненные в горельефной технике, почти отделенные от фона, переплетающиеся в смертельной схватке, мощные фигуры богов и гигантов, пафос борьбы, триумф и воодушевление победителей, муки побежденных. В пергамском фризе нашла наиболее полное отражение одна из существенных сторон Эллинистического искусства - особая грандиозность образов, их сверхчеловеческая сила, преувеличенность эмоций, бурная динамика. Искусство эллинизма не знает более яркого воплощения темы титанической борьбы, чем изображение схватки Зевса с тремя гигантами. Головы их не сохранились, но выразительность могучих тел ярко передает сверчеловеческое напряжение этой борьбы. Обнаженный торс Зевса - олицетворение такой беспредельной мощи, что удары молнии, обрушиваемые на гигантов, воспринимаются как ее непосредственное излучение. Столь же драматичен эпизод битвы с участием Афины. Схватив за волосы прекрасного крылатого гиганта Алкионея, богиня повергает его на землю; змея Афины впивается в его грудь . Тело гиганта напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, широко раскрытые, глубоко посаженные глаза полны страдания. Мать гигантов - богиня Гея, поднимаясь из земли, тщетно умоляет Афину пощадить сына. Летящая Ника увенчивает Афину победным венком. Резкие контрасты света и тени, сопоставление мощной мускулатуры гиганта и живописно развевающихся складок одежды богини усиливают драматическую выразительность композиции.
244. Борьба Афины с гигантом. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. до н. э. Берлин.
247. Афина и гигант Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. до н. э. Берлин.
Если произведения классического искусства прославляли величие человека, то пергамский фриз призван возвеличить могущество богов и царей . Боги побеждают гигантов не своим духовным превосходством, а только благодаря своему сверхъестественному могуществу . При всей своей титанической силе гиганты обречены - их сокрушают молния Зевса, стрелы Аполлона и Артемиды, их грызут звери, сопровождающие богов. Показательно в данном случае введение страшных божеств, не встречавшихся в классической скульптуре (например, трехликой и шестирукой Гекаты). Если более скромные по своим масштабам композиции классической эпохи вызывали в человеке спокойную уверенность в своей силе и значительности, то грандиозные образы Пергамского алтаря признаны потрясти человека, заставить его почувствовать свою слабость перед высшими силами.
Пергамский фриз был исполнен группой мастеров, имена которых сохранились на цоколе постройки. Среди его создателей были скульпторы Дионисад, Орест, Менекрат и другие. Мастерство скульпторов огромно: оно сказывается в ярчайшем воплощении самых разнохарактерных образов, эмоций и пластических мотивов - от сверчеловеческой мощи Зевса до прекрасного лирического образа богини зари Эос; одинаково успешно переданы напряженные мускулы гигантов и складки прозрачных хитонов богинь. Композиционное построение фриза отличается исключительной сложностью, пластические мотивы - богатством и разнообразием. Необычайно выпуклые фигуры изображены не только в профиль (как это было принято в рельефе), но и в самых сложных поворотах, даже в фас и со спины. Фон заполняют развевающиеся ткани, крылья богов и гигантов - все это в сочетании с повышенной рельефностью пластических масс и контрастной светотенью еще более усложняет композицию, усиливая ее живописный характер.
249. Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. до н. э. Берлин.
Из других произведений пергамской скульптуры близка к алтарному фризу относящаяся, вероятно, к тому же времени прекрасная голова Афродиты (в Берлинском музее), привлекательная не только внешней красотой, но и выражением внутреннего воодушевления, - лиризм этого образа окрашен столь характерными для пергамского искусства чертами пафоса. Особенно выразителен страстный взгляд чуть затененных глаз богини. Моделировка лица очень обобщенная, без детализации, но исключительно мягкая и живая.
Как и в других эллинистических центрах, пергамская и малоазийская скульптуры позднеэллинистического периода характеризуются чертами несомненного упадка. В относящейся еще ко 2 в. до н.э. статуе раба-точильщика из скульптурной группы, изображавшей Аполлона, готовящегося содрать кожу с Марсия, наблюдается падение героического стиля раннего пергамского искусства и нарастание натуралистических элементов.
ЛАКООН
248. Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Около 25 г. до н. э. Рим. Ватикан.
Прославленным произведением родосской школы была группа «Лаокоон », выполненная мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором около 50 г. до н.э. Группа, дошедшая до нас в оригинале, была открыта в 16 в. и, будучи одним из немногих известных произведений греческой скульптуры, считалась величайшим достижением античного искусства. Открытие ряда памятников классического и раннеэллинистического искусства дало возможность увидеть относительную узость содержания и односторонность образного решения «Лаокоона».
Сюжет этого произведения взят из мифов о Троянской войне. Троянский жрец Лаокоон предупреждал сограждан об опасности перенесения в Трою оставленного греками деревянного коня; за это Аполлон, покровительствовавший грекам, направил на Лаокоона двух огромных змей, задушивших жреца и двух его сыновей. Снова перед нами изображение душераздирающей по своему драматизму ситуации: гигантские змеи душат в своих смертоносных кольцах Лаокоона и его сыновей: одна из змей впивается в грудь младшего сына, другая кусает в бедро отца. Голова Лаокоона запрокинута, лицо искажено страданием, мучительно напряженным усилием он пытается освободиться от душащих его змей. Страшная гибель жреца и его сыновей показана с подчеркнутой наглядностью. Скульптура свидетельствует о большом мастерстве художников, умело задумавших драматический эффект, о великолепном знании анатомии: показано, например, как мышцы живота Лаокоона сокращаются от резкой боли, вызванной укусом змеи; искусна композиция: группа мастерски развернута в одной плоскости и исчерпывающе воспринимается с одной, фронтальной точки зрения. Однако мелодраматизм общего замысла, использование внешних эффектов в ущерб глубине образов, дробность и некоторая сухость пластической разработки фигур составляют недостатки этой скульптуры, не позволяющие причислить ее к высшим достижениям искусства.
Подводя общие итоги обзору эллинистического искусства, следует отметить его огромное значение в развитии искусства в античный период и в последующие эпохи. Велика роль эллинистического зодчества в истории архитектуры. В период Эллинизма прогрессивные принципы греческой архитектуры распространились по огромной территории; существенное значение они имели в развитии зодчества различных народов и в послеэллинистическое время. Накопленный эллинистическими зодчими опыт в решении таких важных вопросов, как принципы градостроительства, проблемы архитектурного ансамбля и парковой архитектуры, имел чрезвычайно большое значение для архитектуры Древнего Рима и для зодчества последующих эпох. Еще более велика в этом смысле роль эллинистического изобразительного искусства; принципы греческого реалистического искусства распространились в ту пору в искусстве не только собственно эллинистических государств, но и во многих сопредельных странах. Эллинистическая скульптура и живопись явились одними из важных слагаемых в создании древнеримского искусства, а впоследствии - в формировании средневекового искусства в Византии и странах Ближнего Востока. Эллинистическое искусство было одной из важных ступеней в развитии реализма; лучшие произведения этой эпохи являются памятниками, сохраняющими непреходящую художественную ценность.
Галаты были воинственным кельтским племенем, вторгшимся из Европы в Малую Азию. Могучие сирийские цари, считавшие себя наследниками Александра Македонского, предпочитали платить галатам дань, но не идти на риск сражения. Полчища галатов избрали очередной жертвой небольшое, но очень богатое государство Пергам, которое казалось им верной и лёгкой добычей. По численности пергамская армия уступала войскам Сирии Селевкидов и Египта Птолемеев, но по техническому оснащению явно превосходила даже их, не говоря уж о варварских ордах галатов. Царь Аттал I отказался платить дань кельтским пришельцам. В битве у истоков Каика пергамцы наголову разгромили галатов, после чего Аттал принял культовое имя "спаситель". На какое-то время маленькое государство стало столь влиятельным, что Аттал вмешался в борьбу за престол в царстве Селевкидов и достиг в этом начинании определённых успехов.
Разум и цивилизация пергамцев взяли верх над превосходящей численностью галатов и слепой жаждой грабежа. В память о великой победе пергамцы воздвигли посреди своей столицы, города Пергама, алтарь Зевса - огромный каменный помост для жертвоприношений. Рельеф, с трёх сторон окружавший помост, был посвящён битве богов и гигантов. Гиганты - сыновья богини земли Геи, существа с человеческим туловищем, но змеями вместо ног, согласно мифам, однажды пошли войной против богов. Ваятели Пергама запечатлели на рельефе алтаря отчаянную схватку богов и гигантов, в которой нет места ни сомнению, ни пощаде. Это борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы должна была напоминать потомкам битву их отцов с галатами, от которой когда-то зависела судьба их страны.
Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Всё его тело, каждая мышца, пронизаны страстью. Вооружённый молнией верховный бог ведёт бой сразу с тремя гигантами. Один из них обращён к зрителю боком, другой в фас, третий, главный - вождь гигантов Порфирион, повернул к зрителю могучую спину. Это достойный соперник Зевса, такой же гневный, такой же ненавидящий. Но если Зевс, как и остальные боги, - сильный и прекрасный человек, то Порфирион и гиганты - носители грубой, примитивной, почти животной силы, тупой и тоже животной злобы.
Около Зевса сражается его любимая дочь Афина. Схватив правой рукой за волосы молодого четырёхкрылого гиганта, она отрывает его от матери-земли. Священный змей, неразлучный спутник Афины, впился зубами в тело гиганта. Богиня Кибела верхом на льве преследует гиганта со звериной головой. Бог солнца Гелиос топчет врагов копытами своих огненных коней. Геракл добивает противников дубиной, а Феба действует тяжёлым копьём.
К концу II века до н. э. Пергам был завоёван римлянами. Они вывезли из Пергама множество скульптур, а император Клавдий - библиотеку, уступавшую только Александрийской, и подарил тысячи свитков царице Клеопатре. И всё-таки до VIII века Пергам продолжал процветать, пока не пал под натиском арабов. Дальнейшее разрушение продолжили византийцы, вывозившие фрагменты храмов в Константинополь, а в начале XIV века Пергам захватили турки-османы, превратившие его в руины. Довершили же разгром города орды хромого Тимура в 1362 году, после чего Пергам перестал упоминаться в исторических хрониках.
Уже в древности Пергамский алтарь стал обрастать ореолом дурной славы. Апостол Иоанн Богослов в своём Откровении писал: "И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа".
В XIV веке после Четвёртого Крестового похода Пергамский алтарь на некоторое время якобы стал объектом поклонения некой тайной неоязыческой секты, действовавшей в недрах духовно-рыцарского ордена госпитальеров, более известного как Мальтийский орден. В это время на алтаре якобы совершались человеческие жертвоприношения.
В 1864 году турецкое правительство заключило контракт на строительство дороги от небольшого городка Бергамо до Измира с немецким инженером Карлом Хуманном. Осматривая место будущего строительства, инженер заметил на восточной окраине городка крутой скалистый холм высотой более трёхсот метров. Поднимаясь на него, Хуманн обнаружил остатки двух колец крепостных стен. Ему удалось разговорить рабочих, нанятых по окрестным деревням для строительства дороги. Один из них заявил:
Эфенди! Тут копать нельзя. В горе живут белые дьяволицы и рыжие дьяволы. Аллах не раз наказывал тех, кто добывал здесь камень. Они покрывались струпьями, а затем их разбивал паралич. И мулла наказывает тех, кто здесь копает.
Другие твердили:
Ночью бесплотные духи языческих дьяволов выходят наружу и устраивают бесовские пляски. Если их потревожить днём, как рассказывали наши деды, начнётся землетрясение.
Гора волшебная, она скрывает богов очень древней языческой страны. Их проклятье над Бергамо длится тысячи лет. Но если их откопать и вывезти, то наш город снова будет процветать. Это я слышал в мечети.
Хуманн понял: когда-то здесь был город. Историки про него забыли, но он продолжает жить в народных преданиях. Проанализировав рассказы рабочих и исторические труды, срочно выписанные из Берлина, Хуманн пришёл к твёрдому убеждению: холм скрывает под собой древний Пергам с его знаменитым алтарём. Начав раскопки, он в числе прочего обнаружил части рельефной картины алтаря, из которых постепенно удалось восстановить целостный вид Титаномахии.
Отправленные в дар берлинским музеям части алтаря впервые в целостном виде со всеми фризами и колоннами были выставлены для всеобщего обозрения в 1880 году во временном помещении. Его посещал великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев и часами рассматривал сцены яростной битвы богов и гигантов. Писатель до конца жизни не мог забыть своего глубокого восторга. В дневнике Тургенев отметил: "Как я счастлив, что я не умер, не дожив до этих впечатлений. Я увидел всё это!"
Строительство же постоянного здания началось только в 1912 году, и даже к 1924-му оно едва ли было готово хотя бы наполовину. В построенном в конечном итоге специальном музее алтарь Зевса демонстрировался 12 лет - до 1941 года, когда фашистские власти распорядились закопать его в сырую глинистую почву под военным складом, который сгорел при очередной бомбёжке германской столицы. В 1945 году советские оккупационные власти вывезли Пергамский алтарь в СССР, но не как трофей, а как экспонат, требующий срочной реставрации, которую и произвели специалисты Эрмитажа. В 1958 году алтарь Зевса вернулся в Берлин.
Всё это время к восстановленному памятнику истории и архитектуры проявляли острый интерес члены оккультных обществ и откровенно сатанистских сект. Алтарь с интересом осматривал один из руководителей тайного общества "Золотой рассвет внешнего мира" Самюэль Мазерс и член этой же герметической организации писательница Мэри Виолетта Фет, публиковавшаяся под псевдонимом Дион Фортуна. В конце 20-х годов XX века Пергамским алтарём интересовался и другой адепт "Золотого рассвета", маг и сатанист, создатель антихристианского учения "телемизм" Алистер Кроули. Сам Кроули алтаря не видел, но по его заданию Лия Хираг, известная в оккультных кругах как Блудница в пурпуре, стоя перед древней святыней, мысленно совершила некий тайный обряд, призванный "освободить флюиды древних природных богов".
Немногим позже Пергамский алтарь подвергся настоящему нашествию со стороны немецких оккультистов из О. Т. О. - общества, оказавшего существенное влияние на формирование оккультного мира национал-социализма. Среди них была некая Марта Кюнцель, некоторое время осуществлявшая связь между немецкими и британскими оккультными организациями. В тридцатых годах алтарь осматривал и знаменитый неоязычник Карл Мария Виллигут, личный маг и наставник в оккультных учениях рейхсфюрера Генриха Гиммлера. Пергамский алтарь вообще словно притягивал к себе приближённых шефа СС. Его, например, изучал Вальтер Дарре - один из создателей института "Аненэрбе". Восхищался алтарём и любимец Гиммлера журналист Гельмут д"Алкуен, редактор эсесовской газеты "Чёрный корпус". Любопытно, что ряд исследователей считает, что и оккультисты-большевики тоже использовали архитектурные идеи и элементы Пергамского алтаря при строительстве Мавзолея В. И. Ленина, благодаря чему мёртвый вождь мирового пролетариата продолжал мистическим образом жить среди живых.
Виктор БУМАГИН
#радуга#бумагин#графиня#Дюбарри
НА ГЛАВНУЮ ГАЗЕТА РАДУГА
Самым выдающимся экспонатом античной коллекции является Пергамский алтарь, в честь которого и назван музей. Алтарь украшен грандиозным фризом с изображением битвы богов с гигантами.
Так выглядит Пергамский алтарь в зале музея (фото из Википедии)
Около 180—159 годов. до н. э. Мрамор. Основание алтаря 36,44 × 34,20 м
Что же представляет собой этот алтарь, почему он так называется и как он попал в музей в Берлине? Вот это я и хотела выяснить уже после того, как увидела его воочию. Интернет и Википедия помогли мне в этом.
Пергам — античный город у побережья Малой Азии (ныне территория Турции), бывший центр влиятельного государства династии атталидов. Основан в 12 в. до н. э. выходцами из материковой Греции.
Здесь - очень интересная статья Н.Н.Непомнящего о том, как образовался этот город, каким он был и что с ним случилось. http://bibliotekar.ru/100velTayn/87.htm
В память о великой победе над варварским племенем, которое называлось "галаты" (в некоторых источниках - галлы), пергамцы воздвигли посреди своей столицы города Пергама алтарь Зевса - огромный мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков.
Рельеф, с трех сторон окружавший помост, был посвящен битве богов и гигантов. Гиганты, как гласил миф, - сыновья богини земли Геи, существа с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног, — однажды пошли войной против богов.
Ваятели Пергама запечатлели на рельефе алтаря отчаянную схватку богов и гигантов, в которой нет места ни сомнению, ни пощаде. Эта борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы должна была напоминать потомкам битву их отцов с галатами, от которой когда-то зависела судьба их страны.
В Пергаме это сооружение находилось на особой террасе южного склона горы акрополя, ниже святилища Афины. Постройка состояла из поднятого на пятиступенчатом фундаменте цоколя, в западной стороне которого была врезана открытая лестница шириною 20 м. Верхний ярус был обнесен стройной колоннадой, внутри которой находился алтарный дворик, а в нем — алтарь для жертвоприношений. Здание алтаря размерами 36 × 34 м покоилось на четырехступенчатом основании и достигало около 9 м высоты. Рельефный фриз высотою в 2,30 м и длиною в 120 м покрывал высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Зубчатый карниз завершал верхний край фриза.
Легенда рассказывает, как гиганты, сыновья богини земли Геи, решились однажды напасть на Олимп и свергнуть власть богов. По предсказанию оракула, в этой борьбе боги могли бы победить только в том случае, если бы на их стороне выступил смертный человек. Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкмены, призван к участию в битве.
Большой фриз Пергамского алтаря поражает не только грандиозным масштабом и колоссальным количеством действующих лиц, но и совершенно особенным композиционным приемом. Предельно плотное заполнение поверхности фриза горельефными изображениями, почти не оставляющими свободного фона, является примечательностью скульптурной композиции Пергамского алтаря. Создатели алтаря как будто стремились придать картине единоборства богов и гигантов вселенский характер, на всем протяжении фриза не остается ни одного отрезка скульптурного пространства, не вовлеченного в активное действие ожесточенной борьбы.
Алтарь с его прославленным фризом явился памятником независимости Пергама. Но пергамцы воспринимали эту победу глубоко символически, как победу величайшей греческой культуры над варварством.
Вот как описывает М.Л.Гаспаров в своей книге "Занимательная Греция" эти события:
Это был неприступный город на крутой горе, где когда-то царь Лисимах сложил свои сокровища и оставил при них верного человека из рода Атталидов. Лисимах погиб, Атталиды стали князьями Пергама, обстроили его на Лисимаховы деньги прекрасными храмами и портиками, завели вторую в мире библиотеку с ее пергаментными книгами. Пергамские богатства не давали покоя галлам: они двинулись войной на Пергам и были разбиты князем Атталом. И эта победа была увековечена по-царски: сын Аттала Евмен воздвиг в Пергаме небывалой величины алтарь с надписью «Зевсу и Афине, даровательнице победы, за полученные милости». Это была постройка величиной в половину Парфенона; поверху шла колоннада, окружавшая жертвенник, к которому вела лестница в двадцать ступеней высоты и двадцать шагов ширины, а понизу шел рельефный фриз высотою в рост человека, бесконечной полосой огибавший здание, и на этом фризе изображено то же, что было выткано на покрывале парфенонской Афины, — борьба богов с гигантами, победа разумного порядка над неразумной стихией. Здесь схлестываются руки, выгибаются тела, простираются крылья, извиваются змеиные туловища, мукой искажаются лица, и среди теснящихся тел вырисовываются могучие фигуры Зевса, мечущего молнию, и Афины, повергающей врага. Таков был Пергамский алтарь — все, что осталось нам от галльского нашествия.
Этот фрагмент фриза изображает Борьбу Афины с Алкионеем
.
(Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря).
Афина - дочь Зевса. Надпись на карнизе сообщает нам ее имя. Богиня одета в широкий пеплос, подпоясанный двумя змеями. Амулет с головой Медузы Горгоны, отгоняющий злые силы, помещен на левой груди Афины. Вооруженная большим круглым щитом, она держит его так, что нам видна его внутренняя сторона. Богиня вступила в борьбу с крылатым гигантом — Алкионеем, схватила его за волосы и пытается оторвать от земли, в соприкосновении с которой он черпает силы. Мучимый нестерпимой болью, юноша протягивает левую руку и левую ногу навстречу матери, Геи. Глазами, полными скорби, умоляет она Афину пощадить любимого сына. Но змея уже впилась своими смертоносными зубами в тело гиганта, а к Афине уже летит богиня победы Ника и венчает ее лавровым венком.
Это фрагменты фриза алтаря, которые я сфотографировала в музее
Что же случилось с алтарем Зевса в Пергаме?
Об этом написала в журнале №11 "Вокруг света" за ноябрь 2006 года Анастасия Рахманова:
Пергамское царство пало, храмы были разрушены, фриз разбит.
Более полутора тысяч лет пролежали его обломки в глинистой земле неподалеку от города Пергам (современная Бергама) на территории Турции. Местные жители потихоньку откапывали куски старого мрамора, чтобы пережечь их на известь в меловых печках. А в 1878 году в Пергам прибыла экспедиция немецких археологов под руководством инженера Карла Хумана. За несколько сезонов раскопок она изъяла из-под земли мощные колонны древнего храма. Разбитые куски фриза — руки, ноги, головы и хвосты титанов — сложили в деревянные ящики и отправили в Берлин. Причем, как не устают повторять немцы, с персонального дозволения тогдашнего султана.
Кстати, рыская по разным сайтам с целью получше разобраться, что именно я видела в музее Пергамон, я обнаружила, что пергамент тоже родом из Пергама, и вот немного о нем из сайта
http://maxbooks.ru/parchment.htm
П ергамент - материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры.
При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.
Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.
Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.
А в Википедии указано, что алтарь был разрушен землетрясением.
Матриалы, использованные при написании данного поста.
МУЗЕЙНЫЙ ОСТРОВ В БЕРЛИНЕ. ПЕРГАМСКИЙ МУЗЕЙ
Вместе с другими объектами Музейного острова в 1999 году внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это главная достопримечательность Берлина.
Пергамский музей - самый посещаемый в Берлине и первый в мире археологический музей . Возведен в первую очередь для Пергамского алтаря, в честь которого назван музей, и для других выдающихся памятников древних цивилизаций. Благодаря уникальным находкам немецких археологов в конце XIX начале ХХ веков, коллекция быстро разрасталась и сегодня в трех корпусах Пергамского музея располагаются: античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства.
Пергамский музей самый популярный музей Берлина: ежегодно его посещают 600 тыс. человек. Главным экспонатом Собрания произведений античности является Большой алтарь Зевса. Здание Пергамского музея, собственно, и было возведено для того, чтобы выставить для обозрения публики это уникальное сооружение. А построено оно было по настоянию известного немецкого историка и искусствоведа Вильгельма Боде, бывшего в 1906–1920 годы директором берлинских музеев.
Самый знаменитый экспонат Античной коллекции - Большой алтарь храма Зевса из Пергама. Построенный во II веке до н.э., он уже в древности причислялся к семи чудесам света.
Пергам - древний античный город расположенный в Малой Азии на территории современной Турции. Основан в XIIв. до н.э. выходцами из материковой Греции. В 283-133 до н.э. был столицей Пергамского царства. Являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира. Здесь была библиотека 200 тыс. книг и изобретен пергамент.
Алтарь Зевса был обнаружен в конце XIX века немецким инженером и архитектором Карлом Хуманом во время раскопок Пергамского царства. Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Но его, как архитектора, интересовали древние руины малоазийских цивилизаций, в ту пору почти не известные европейским ученым и совсем не интересовавшие самих турок. Крестьяне зачастую выкапывали куски мрамора с фрагментами скульптур, а затем пережигали их в печах и получали известь.
В 1878 году немецкий инженер Карл Хуман начал раскопки и открыл один из главных памятников эллинистического искусства - Большой алтарь Зевса. Под слоем земли оказалось множество крупных обломков плит с рельефами, из которых впоследствие выстроился цикл о битве богов и гигантов. Раскопки продолжились несколько лет, а находки по соглашению с Османской стороной переходили в собственность Германии. На ослиных повозках их перевозили к побережью, перегружали на немецкие корабли и отправляли в Берлин.
Долгие годы в Берлине производилась кропотливая работа по реставрации нескольких тысяч обломков, определялся порядок следования изображений и пр. В 1930 году реконструкция была закончена и в новом здании музея был выставлен великолепный Пергамский алтарь, который сразу привлек огромное внимание публики.
Грандиозный беломраморный алтарь Зевса был предназначен для богослужений под открытым небом, сооружен в 180–160 годах до н. э. по заказу царя Эвмена II. Он был воздвигнут в честь победы пергамского царя Аттала I над племенем галатов, вторгшихся в пределы его царства в конце III века до н. э.
Пергамский музей, Алтарь Зевса
Пергамский алтарь, посвященный Зевсу, представлял собой высокий цоколь, на котором возвышался стройный ионический портик. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора, ведущая к верхней площадке алтаря, на которой находился жертвенник. По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной около 120 м.
Рассмотрим Большой фриз с горельефом, где одна за другой разворачиваются драматическиме сцены битвы. Древнегреческие мифы рассказывают, что гиганты - сыновья богини земли Геи - восстали против богов Олимпа и в жестокой битве-Гигантомахии потерпели сокрушительное поражение.
Город Пергам (его руины находятся на западном побережье Турции) являлся столицей небольшого эллинистического государства в Малой Азии. Пергамские цари поддерживали связи с Афинами и всячески стремились подчеркнуть свое уважение к афинским традициям. Главным божеством Пергама стала богиня Афина, а местные правители покровительствовали искусствам и соперничали друг с другом в меценатстве. По заказу царей Пергама были созданы несколько выдающихся произведений античного искусства, и в их числе – знаменитый Пергамский алтарь.
Грандиозный беломраморный алтарь, посвященный Зевсу и предназначенный для богослужений под открытым небом, был сооружен в 180–160 годах до н. э. по заказу царя Эвмена II. Алтарь был воздвигнут в память о победе пергамского царя Аттала I над вторгшимся в конце III века до н. э. в пределы его государства племенем галатов.
Пергамский алтарь
Пергамский алтарь представлял собой высокий цоколь, на котором возвышался стройный ионический портик. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора, ведущая к верхней площадке алтаря, на которой находился жертвенник. По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной около 120 м. Ныне рельефы Большого фриза хранятся в Берлинском музее. Здесь же можно увидеть и модель-реконструкцию алтаря.
Большой фриз был изготовлен группой скульпторов по единому композиционному замыслу. Известны имена некоторых авторов – Дионисиад, Орест, Менекрат. Кто из них какую часть алтаря изготавливал, сказать трудно. Художники принадлежали к разным направлениям древнегреческого искусства и вышли из разных школ. Одни были представителями пергамского стиля, другие – выходцами из Афин, последователями классической школы Фидия. Но при этом вся композиция производит целостное впечатление и ни одна деталь не нарушает единства художественного замысла. Исключительное богатство изображений и огромные размеры фриза делают его выдающимся произведением, которому нет равных в античном искусстве.
Тема Большого фриза – Гигантомахия, битва богов и гигантов. Это – иносказательный образ борьбы царей Пергама с галатами, в память о которой и создан Пергамский алтарь. В битве на стороне богов, кроме божеств Олимпа, участвует ряд богов совсем древних или даже придуманных авторами. На западной стороне алтаря были изображены божества водной стихии, на южной – боги небес и небесных светил, на восточной, главной – олимпийские боги и на северной – божества ночи и созвездий.
Древнегреческие мифы рассказывают, что гиганты, сыновья богини земли Геи, восстали против богов Олимпа и в жестокой битве – Гигантомахии – потерпели сокрушительное поражение. Сцены Гигантомахии одна за другой разворачиваются на фризе Пергамского алтаря. Чтобы подчеркнуть, что идет не просто сражение, а битва двух миров – верхнего и нижнего, мастера изобразили богов над фигурами гигантов. Всего на фризе изображено около пятидесяти фигур богов, и столько же – гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, они отделяются от фона и практически являются скульптурами. Фон между ними густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов и гигантов, извивающимися змеями. Детали фриза изготовлены и обработаны с такой тщательностью, что буквально чувствуешь их материальность.
Первоначально все фигуры были раскрашены, многие детали – позолочены. Высокий рельеф давал глубокие тени, в результате чего все детали можно было хорошо различить на расстоянии. Битва изображена в самом разгаре, мастера умело подчеркнули яростный темп разворачивающихся событий. Стремительному натиску богов противопоставляется отчаянное сопротивление гигантов. Противники изображены в полный рост, у многих гигантов вместо ног – змеи. Имена каждого из богов и гигантов, поясняющие изображения, аккуратно вырезаны под фигурами на карнизе.
Фрагменты фриза Пергамского алтаря
Центральный образ фриза – сражающийся Зевс Олимпийский. Он одновременно ведет борьбу с тремя противниками. В его полуобнаженной фигуре ощущается беспредельная, нечеловеческая мощь. Поразив одного из противников, Зевс-громовержец готовится метнуть свою испепеляющую молнию в предводителя врагов – змееногого исполина Порфириона. Мышцы гиганта вздулись в напряжении, лицо искажено ожесточением – он готовится отразить удар.
Особым драматизмом и выразительностью наполнена сцена боя богини Афины и крылатого гиганта Алкионея. Богиня со щитом в руках повергла противника на землю, в ее движениях сквозит решительность и торжество победителя. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову Афины лавровым венком. Поверженный гигант тщетно пытается освободиться от беспощадной руки богини. Его мускулы напряжены в последнем усилии, лицо выражает глубокое страдание. Священная змея Афины, обвившая гиганта, впивается ему в грудь… Рядом с Афиной горестно вздымается фигура богини земли Геи, матери гигантов. Ее руки подняты вверх, длинные волосы разметались по плечам. Скульпторам удалось с необыкновенным драматизмом передать скорбь матери, оплакивающей своих сыновей.
На верхней площадке Пергамского алтаря находился второй фриз – малый. Он посвящен мифу о Телефе, аркадском герое, который почитался в Пергаме. Этот фриз был исполнен совершенно в другом стиле, чем Большой. Неторопливое движение действующих лиц, спокойный пейзаж, на фоне которого разворачиваются события, служат контрастом к напряженным, динамичным образам Большого фриза.
По своему художественно-историческому значению Пергамский алтарь стоит в одном ряду с Парфеноном. Это одно из самых величественных сооружений Эллады, одновременно являющееся одной из непревзойденных вершин мирового искусства.