Проводилась ли служба в смольном соборе. Смольный собор. Где находится и как добраться
Смольный собор.
Одно из самых красивых культовых зданий России — Смольный Воскресения Христова собор – православный храм Санкт-Петербурга, который входит в архитектурный ансамбль первого в городе женского монастыря.
По древней русской традиции храмы возводили на высоких берегах рек, органично вписывая в пейзаж. Возведенный у излучины Невы Смольный собор стоит на земле, в средние века принадлежавшей новгородскому дворянскому роду, где была разрушенная шведами церковь Спаса.
На отвоеванной у шведов территории градостроительство Санкт-Петербурга ввело свои новшества – замыкать далекую перспективу прямых широких улиц монументальными сооружениями. И эту роль выполняет Смольный собор, формируя площадь Растрелли.
Не потому ли в нем столь удачно сочетаются строгая петербургская симметрия и регулярность с нарядным и богатым убранством, близким по духу древнему русскому зодчеству…
Историческая справка
По преданию императрица Елизавета Петровна желала завершить свой жизненный путь, удалившись в монастырь, в качестве настоятельницы в окружении молодых воспитанниц из благородных семей. Для осуществления заветного плана она предусмотрела построить женский монастырь, с домом для себя и отдельными апартаментами для проживания 120 девиц, в одном из самых красивых районов Северной столицы.
На месте сгоревшего Смольного дворца, где прошли годы юности дочери Петра Великого (будущей императрицы Елизаветы) в 1748 году было начато строительство по проекту придворного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Название местности закрепилось со времен основания города: когда-то здесь находился Смоляной двор, где варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи.
Макет спроектированного ансамбля хранится в и свидетельствует не только об императорском великолепии будущей постройки, но и об изменении первоначального замысла. Растрелли планировал возведение над въездом в монастырь грандиозной колокольни высотой 140 метров, но впоследствии от этой идеи отказался. В результате доминантой комплекса выступает Смольный собор.
Семилетняя война (1756-1763) приостановила строительство из-за нехватки средств. Да и Елизавета была полна решимости вести войну с Пруссией до победного конца, и ее желание уйти в монастырь постепенно угасло. Она продолжает править до самой своей кончины в 1761 году, так и не дождавшись освящения собора.
Смена правителей, изменение назначения постройки, архитектурной моды и архитекторов превращает Смольный собор в самый длительный долгострой Петербурга.
Взошедшая на престол Екатерина II отстранила Растрелли от должности обер-архитектора в 1762 году, отправив его сначала в отпуск для лечения, а затем на пенсию. Строительство собора передали его помощнику Ю. Фельтену, вступившему в должность главного архитектора Канцелярии от строений.
Монастырь, в котором к концу XVIII века не осталось ни одной монахини, прекратил свое существование, а на его территории разместили два учебных заведения: Воспитательное общество Благородных девиц (1764) и Мещанское училище (1765), которые позднее были преобразованы в Смольный и Александровский институты.
Возобновлен Воскресенский Новодевичий монастырь был по указу Николая I от 14 марта 1845 года, обитель построили на Царско-Сельской дороге (Московский проспект), но это уже совсем другая история.
В 1806 году для Смольного института итальянский архитектор Джакомо Кваренги выстроит замечательное здание в стиле классицизма. Именно здесь в 1917 году помещался штаб революции — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
Завершение строительства Смольного собора осуществляет архитектор В. П. Стасов, спроектировавший внутреннее убранство, площадь перед главным входом и изумительной красоты высокую ажурную ограду.
После освящения в 1835 году храм приобрел статус Собора всех учебных заведений. К этому периоду специально для храма были написаны иконы. Большой запрестольный образ Богородицы принадлежит кисти замечательного русского живописца, члена Петербургской академии художеств, — А. Г. Венецианова.
Как большинство культовых зданий после Октябрьской революции Смольный собор был закрыт и превратился в склад, в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал.
После реставрации в 1990 году в нем открыли Концертно-выставочный комплекс. Специально для зала был приобретен орган, здесь проводились концерты классической музыки и различные выставки.
Архитектура Смольного собора
Построенный в стиле позднего барокко Собор удивительно гармонично сочетает в себе традиции древнего русского зодчества и европейской классики. Совершенство пропорций, изящество декора, легкость и величие вызывают восхищение.
Смольный собор.
«Вот это Храм!» — так всякий раз, проходя мимо, восклицал знаменитый архитектор Кваренги. Приверженец совершенно иного архитектурного стиля, он, тем не менее, снимал шляпу перед гениальным творением Растрелли.
Композиция Смольного собора устремлена ввысь, пронизана вертикальной энергией, которая струится по граням стен, выбрасывая пышные волны узоров. Ажурный рисунок арочных окон дополняют собранные в пучки трехчетвертные колонны, двухцветное многоярусное сооружение очерчено сложным контуром. Благодаря этим деталям, характерным для светских построек Растрелли, нижние два яруса больше напоминают дворец. В отличие от европейских культовых зданий с одним нарядным фасадом, храм имеет равноценный вид со всех сторон. Здание высотой 93,7 метра обладает иллюзией уменьшения размеров при приближении к нему.
Смольный собор.
Создавая свой последний архитектурный шедевр, Растрелли проектировал сооружение с одним куполом по типу католических храмов Европы, но желание Елизаветы было непреклонным: она хотела русский пятиглавый собор. Решение получилось оригинальным. Выпуклый массивный центральный купол с луковичной главкой венчает собор, а расположенные симметрично вокруг него четыре колокольни вогнутой формы увенчаны небольшими луковичными куполами.
Со Смольной звонницы, расположенной во втором ярусе колокольни, с высоты 50 метров открывается панорама монастыря, Смольного института и живописный вид на Неву.
Смольный собор с высоты птичьего полета.
Смольный собор и весь ансамбль монастыря – замечательный образец Елизаветинского барокко, историко-архитектурный памятник мирового значения. Стены монастыря, которые построены как жилые помещения, спланированы в форме греческого креста с встроенными домовыми церквями по углам. Праздничный и живописный вид всему комплексу придает сочетание небесно-голубых стен с белой декоративной отделкой и позолотой.
Жизнь собора в наше время
Удивительное совпадение: Собор строился 87 лет (1748-1835) и столько же времени (1923-2010) был закрыт для проведения богослужений. Божественная литургия вновь зазвучала под сводами собора после столь длительного перерыва в праздник Благовещения 7 апреля 2010 года, а в честь 175-летия Собора в том же году выпустили памятную медаль.
С 2015 года здание собора окончательно было передано Русской православной церкви. Здесь регулярно проходят службы, совершаются таинства крещения, венчания.
Следует отметить, что в помещениях бывших монастырских зданий находятся факультеты политологии и международных отношений Государственного университета СПБ.
Сохраняется историческая традиция, по которой Воскресенский Смольный собор является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга. Кульминацией деятельности священнослужителей храма по духовно-нравственному просвещению молодежи стала торжественная служба в Татьянин день – день студенчества, которая завершается награждением памятным знаком наиболее достойных студентов.
Для маленьких граждан открылись «Школа смолянок» и «Пажеский корпус», где большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к Отечеству и интереса к наукам, которые отсутствуют в школьных программах: геральдика и этикет, старинные танцы и верховая езда, а также уроки медицины и милосердия.
По-прежнему все желающие могут совершить подъем в 277 ступеней на одну из высочайших смотровых площадок города — соборную звонницу, а по выходным дням посетить экскурсию и осмотреть собор. Вход в собор свободный, а рекомендуемое пожертвование, взимаемое с участников экскурсий и посетителей колокольни, идет на восстановление интерьера храма.
Где находится и как добраться
Адрес: Растрелли площадь, 1.
К Смольному собору от метро путь не близкий. Сэкономить силы и время для осмотра достопримечательности позволит поездка на общественном транспорте:
- от станции метро «Площадь Восстания» Вас доставят 5 и 7 троллейбусы и 22 автобус;
- от станции метро «Чернышевская» идут в нужном направлении 15 троллейбус и 22 автобус.
При желании можно совершить пешеходную прогулку через Таврический сад, выйдя к нему от метро «Чернышевская» по улице Фурштатской. За парком свернуть влево на Таврическую улицу, пройти по ней до пересечения с ул. Шпалерной, которая приведет на площадь Растрелли к Смольному собору.
Смольный собор - один из шедевров стиля барокко, построенный по проекту архитектора Растрелли. Возведение храма началось в 1748 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Правительница решила, что проведет последние годы жизни в монастыре, в компании благородных девиц: на территории монастыря должен был действовать институт для девушек из дворянского сословия. Однако в монастырь Елизавета Петровна так и не ушла: открытие Смольного института состоялось в 1764 году, уже после ее смерти, а сам собор был достроен только в 1835 году.
На сегодняшний день Смольный Воскресения Христова собор (таково полное название) - один из немногих храмов, который не был передан церкви. Здесь прекрасная акустика, так что в 1990 году в здании открылся концертно-выставочный зал, он действует до сих пор. Храм входит в состав государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" (Музей четырех соборов).
Фотографии Смольного собора внутри и снаружи
Концертно-выставочный зал Смольного собора
Концертно-выставочный зал Смольного собора - очень популярная площадка. Здесь регулярно проходят органные и инструментальные концерты. Программа очень интересна: в соборе можно услышать духовную музыку и оперы, барочные и средневековые композиции, игру на клавесине. Ознакомиться с афишей и забронировать билеты можно онлайн на официальном сайте isaak.ticketnet.ru , здесь же можно приобрести входные билет в собор.
Камерный хор Смольного собора
Камерный хор Смольного собора, один из самых известных коллективов северной столицы, существует с 1991 года. Помимо известных классических произведений, хор исполняет редкие композиции - от кантов эпохи Петра Великого до малоизвестных произведений современных композиторов. Хор часто выступает на других площадках города - в филармонии, Исаакиевском соборах и других местах.
Звонница Смольного собора
Звонница Смольного собора - одна из лучших смотровых площадок Петербурга: можно любоваться достопримечательностями с высоты 50 метров. При этом высота самого собора составляет 93 метра. Посещение звонницы с 18-минутной аудиоэкскурсией "Панорама Санкт-Петербурга" стоит 100 рублей. Интересен не только вид со звонницы, но и то, что туристы увидят и услышат, преодолевая 277 ступенек наверх. Здесь звучит музыка барокко и можно увидеть конструкционные элементы и кладку времен Растрелли.
Органные концерты в Смольном соборе
Орган в Смольном соборе был установлен в 2010 году. С тех пор органные концерт здесь проходят регулярно и являются его визитной карточкой.
Расписание богослужений в Смольном соборе
Богослужения в Воскресенском Смольном соборе проводятся в 7:00. По случаю церковных праздников могут быть сделаны изменения, расписание доступно на официальном сайте: www.cathedral.ru/raspisanie_bogoslugenii .
Где находится и как добраться
Смольный собор располагается в центральной части города, однако достаточно далеко от станций метрополитена. Ближайшая станция, "Чернышевская", располагается на расстоянии 2 километров. Можно прогуляться по красивым улицам или воспользоваться наземным транспортом. Рядом со Смольным на Суворовском проспекте или площади Пролетарской Диктатуры останавливаются троллейбусы №5, 7, 11, 15, 16, 33, автобусы №22, 46, 54, 74, 105, 136, 181, маршрутки К15, К28, К76, К90, К167, К185, К269, К389. Непосредственно на площади Растрелли останавливаются автобус №136 и маршрутки К46, К76.
Ниже мы отметили расположение Смольного собора на карте Санкт-Петербурга.
Время работы: 10:30-18:00. Среда - выходной день. Стоимость билетов: билет для взрослых без посещения звонницы стоит 150 рублей, льготный - 50 рублей. Адрес: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1. Сайт:
25 января 2015 г. в Смольном соборе Санкт-Петербурга по традиции пройдет студенческий праздник, посвященный памяти святой Татьяны. Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиепископа Петергофского Амвросия, благочинного храмов высших учебных заведений протоиерея Петра Мухина и сонма духовенства. Ожидается, что за службой будут молиться и причащаться сотни студентов, которые получат в подарок книги о Православии. Будут награждены почетными грамотами и знаками студенты и преподаватели, преуспевшие в просветительской деятельности. Накануне этого события мы публикуем материал диакона Владимира Василика, посвященный непростой судьбе Смольного собора.
Два собора, создающие образ Санкт-Петербурга, его «небесную линию», посвящены Светлому Воскресению Христову. Это храм Спаса-на-Крови и Смольный Собор. Но если Спас-на-Крови, построенный на месте трагической гибели императора Александра II, говорит о Воскресении в связи с Голгофой и Крестом, то нарядный, праздничный вид белоснежного Смольного собора говорит о Пасхе как о «праздников Празднике» и «Торжестве торжеств». И это не случайно, ибо он отражает дух русского зодчества конца ΧVII - первой половины XVIII в. - русского барокко. Западноевропейское барокко построено на контрасте света и мрака, на воландовском парадоксе: «Что вы будете делать с вашим светом, если не будет тьмы?» Напротив, русское барокко вырастало из единства русской православной жизни, из радостного ощущения богозданного мира: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»
Скептик скажет: какое русское барокко? Итальянский по своему происхождению стиль, к тому же, архитектором Смольного собора был итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), флорентийский дворянин. Отвечу: в России у нас даже итальянцы становятся русскими. Но Россия - не плавильный котел, а скорее, животворная почва, которая перерабатывает любые элементы и произращает удивительные цветы. Бартоломео Расстрелли, живя в России, сообразовывался с русской природой, русской культурой, русской душой. Приведем один пример: первоначально он замыслил Смольный собор как однокупольный, по подобию собора св. Петра в Риме, но императрица Елизавета Петровна, по заказу которой и строился Смольный монастырь, высочайше повелела в 1749 году строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, то есть пятикупольный. Пять куполов символизируют Христа в окружении четырех евангелистов, символ, прижившийся в России с ХΙ–ΧΙΙ вв.
Замысел Смольного собора во многом принадлежит императрице Елизавете Петровне. Она задумала построить грандиозный монастырь для девиц дворянского звания и сама удалиться туда в конце жизни. Благочестивая императрица, возвысившая значение Православной Церкви после ее явного унижения при Анне Иоанновне, решила всю свою жизнь посвятить Богу и после устроения государственной жизни всецело предаться молитве.
Судьба Смольного Собора символична. Он строился 87 лет, действовал 87 лет и был закрыт 87 лет. Значимо сочетание этих цифр: число 7 символизирует полноту творения, число 8 - вечность, вечный невечерний день Царства Небесного. Возникает вопрос: а почему так долго строился Смольный собор (с 1748 по 1835 г.)? Вокруг этого «долгостроя» ходили и ходят легенды: одна из них гласит, что якобы одного подрядчика стройки обманули и разорили, а потом заставили рассчитываться с казной. Он не выдержал несправедливости и якобы повесился в алтаре или при входе в храм. Начальство, ужаснувшееся подобной смерти, якобы решило не достраивать храм, и он стоял неосвященным и недостроенным много лет.
Ну, прямо перепевы гоголевского «Вия», да и только. На самом деле в этой истории нет ни грамма правды, документами она абсолютно не подтверждена. А объясняется этот долгострой очень просто: после смерти Елисаветы Петровны, лично заинтересованной в этой стройке, к власти пришла Екатерина ΙΙ, которая недолюбливала свою предшественницу. Конечно, она предпринимала меры к достройке, но достаточно вялые. Достаточно сказать, что душа строительства, Растрелли, был отстранен и вместо него архитектором назначен Ю. Фельтен. Кроме того, Екатерина приняла еще одно решение, расходившееся с намерениями ее тетушки: из монастыря она сделала институт для благородных девиц, который поглощал значительное количество средств, первоначально предназначенных для строительства собора. Дошло до того, что при Павле Ι было продано 276 чугунных капителей и баз колонн, а также другие неиспользованные строительные материалы. У императора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. Только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елисавета Петровна. Но уже без 140-метровой колокольни. Жаль, это была бы великолепная доминанта города. И глубокий символ - библейского огненного столпа, ведшего евреев в землю обетованную. И Церкви как столпа и утверждения Истины.
Но и то, что удалось, является без преувеличения шедевром архитектуры. И отметим, символической мысли. Высота собора - 93.7 метра, это лишь на 7 м. ниже Исаакиевского собора. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Греческий крест с равносторонними ветвями - это одновременно и символ нашего спасения, искупительной жертвы Христовой, и в то же время - космологический символ четверочастного мира. «Четвероконечный мир освящается днесь четвероконечным крестом». Мы уже говорили о пятиглавии и его значении. Отметим, что здесь Растрелли выдержал иерархию смыслов: но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре - колокольни. Центральный купол, символизирующий Христа, по размерам значительно больше остальных, И опять-таки неслучайно, что четыре звонницы символически указывают на евангелистов-благовестников, ведь сам колокольный звон искони назывался благовест.
Отметим, что сходная конструкция характерна для другого детища Растрелли - Андреевской Церкви в Киеве. Архитектурное решение Смольного собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, не теряя при этом своей величественности, в чем-то это похоже на явление обратной перспективы.
Храм с его нарядным украшением в стиле елизаветинского барокко напоминает скорее дворец, и это связано не только с Августейшим заказом: храм должен являть образ Царства, правда, Небесного. Его внутреннее убранство поражало своей красотой и пышностью: великолепный барочный иконостас, гармонировавший с белоснежными сводами и колоннами, уникальная хрустальная балюстрада.
Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).
Красота Смольного собора запечатлелась в бессмертных стихах Анны Ахматовой:
Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.
И для нас это значимо, потому что мы вспоминаем столетие Первой Мировой Войны. В этом храме собирались пожертвования на раненых и беженцев, в нем служились молебны о даровании победы русскому оружию и панихиды об убиенных воинах.
В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений. Но в 1922 г. храм был закрыт и превращен в склад. Началось варварское разрушение его интерьера. Справедливости ради скажем: не сразу. Так, иконостас был демонтирован только в 1972 году. От него в храме осталась только одна икона Пресвятой Богородицы XVIII в. Варварски была уничтожена уникальная хрустальная балюстрада. Согласно легенде, часть ее была использована при орнаментации колонн на станции метро Автово.
В 1989–1990 гг. ряд храмов возвратили городу (в т.ч. Казанский собор, церковь Владимирской иконы Божией Матери). Однако судьба Смольного Воскресенского собора была более сложной и тяжелой. Ни последний секретарь Ленинградского обкома КПСС Борис Гидаспов, ни первый демократический мэр Петербурга Анатолий Собчак и не подумали о том, чтобы вернуть Смольный Собор Русской Православной Церкви. Перевесили другие соображения, в том числе финансовые: ведь концертный зал и площадка для репетиций в центре города дают весьма неплохой доход. Печально, что погоня за сиюминутной выгодой отбивает у людей и чувство исторической памяти, и элементарной справедливости, и страха Божия, и совести человеческой. Ведь написано: «Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Иными словами, храм должен быть храмом. А он в советское время был складом, выставочным залом и даже... противоатомным бункером. Под ним в конце сороковых годов было устроено бомбоубежище на случай атомной войны для работников правительства. Конечно, храмы Божии и монастыри послужили Отечеству в «холодной войне» по защите России от ядерной угрозы: достаточно упомянуть Саровский монастырь - ядерный центр Арзамаса-16. Но вряд ли кто-то будет спорить, что это подобающее и должное использование храма.
И однако, за последние годы были предприняты некоторые шаги по восстановлению храма именно как храма. Были отреставрированы кресты на куполах. К сожалению, 16 июля 2001 года во время урагана главный крест рухнул. И подлинным чудом явилось его восстановление. Над Смольным собором Санкт-Петербурга 12 апреля 2004 года был установлен крест. На мероприятии присутствовали представители городской администрации во главе с Валентиной Матвиенко. Сложные погодные условия затрудняли установку креста. Вылет вертолета с площадки у Петропавловской крепости был разрешен на два часа позже установленного времени. Крест пронесли над градом святого Петра. Через полчаса монтажникам и летчикам под руководством Вадима Базыкина удалось совершить установку креста на почти стометровой высоте главного купола. Высота данного креста - 6 метров, вес - около 600 килограммов. Реставраторы фактически воссоздали его заново.
Также произошло возобновление богослужений, ставшее возможным благодаря энергичной деятельности протоиерея Петра Мухина. 24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 г. Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский собор подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановили запрестольный образ Богородицы - копию картины А. Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном (Екатерининском) приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6–7 января 2011 г. в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.
С 2012 года в Смольном соборе регулярно проводятся праздничные богослужения для студентов. Одно из наиболее запоминающихся - праздник св. Татианы 25 января 2013 года, на котором присутствовало около 1000 студентов. Тогда богослужение возглавил епископ Гатчинский Амвросий. На службе студентам было роздано 1000 экземпляров Нового Завета и 1000 книг «Непознанный мир веры».
Пасхальную вечерню в Смольном соборе 2014 года впервые совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вместе с десятками священнослужителей ВУЗовского благочиния и тысячами верующих, в том числе с сотнями детей, которые тепло приветствовали Владыку и получили от него поздравительные подарки.
В этом году на праздник святой Татьяны 25 января владыка Варсонофий совершит Божественную литургию и поздравит сотни студентов города. Почетными грамотами и знаками будут награждены подвижники православной просветительской деятельности. Студенты получат в подарок православные книги.
С февраля 2013 года по согласованию с администрацией ежедневно совершаются богослужения в южном Екатерининском пределе Смольного собора. К сожалению, не у всех это находит понимание. Некоторые старые сотрудники ропщут: «Подумайте только: в соборе церковь устроили!» Так уж они привыкли к его недолжному использованию. Что поделаешь!
Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. К нам тянутся прихожане, прежде всего молодежь. Возрожденный Смольный собор мыслится как главный ВУЗовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни нашей молодежи, ее возрождения. И возрождения России.
Смольный собор Северной столицы России впечатляет пышностью убранства и масштабностью. Это поистине уникальный памятник древнерусской и европейской архитектуры, который по историческим преданиям хотела сделать своей обителью дочь Петра I, Елизавета.
История постройки храма
Смольный храм органично вписался в окрестности левобережья реки Невы. В древние времена там варили смолу для кораблей. Строительные работы начались в 1748 году. Для возведения храма пригласили известного архитектора Бартоломео Растрелли. Высота здания достигает 93, 7 метра. Храм рассчитан на шесть тысяч человек.
Смольный собор в Санкт-Петербурге
По задумке Растрелли, рядом должны были построить колокольню из пяти ярусов. Проект предполагал, что её высота составит 140 метров. Но идея автора так и не была реализована. Архитектор умер, а преемники его дела решили, что шпиль колокольни не впишется в общую картину местности и отказались от этой затеи.
Другие православные храмы Санкт-Петербурга:
Работа по возведению сооружения продолжалась 87 лет. Отделка помещения изнутри завершилась только к 1835 году. Изначально собор назывался Воскресенским Новодевичьим. Со временем, для удобства, его стали именовать Смольным. В 1748 году Смольный освящали как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. На торжестве присутствовала сама императрица.
Впоследствии в 1765 году на базе монастыря начало работать учебное заведение по воспитанию благородных девиц.
Почти на протяжении века в храме совершались богослужения. Когда наступили революционные годы, храм был закрыт, а все ценности из него изъяли. Обращения православных прихожан с просьбами вернуть храм большевики оставили без внимания. Лишь в 2009 году здесь провели первую церковную службу после советской эпохи. В 2013 году для храма привезли огромный 10-тонный колокол, изготовленный в городе Воронеже.
Важно! Под протекторат Русской православной церкви Смольный собор торжественно передали в 2013 году в день памяти святой мученицы Татианы.
Современное состояние
С 2010 года службы в храме проходят ежедневно. Из Екатерининского придела вынесли сиденья, чтобы там могли стоять 500 прихожан. Это произошло 7 апреля 2010 года. в тот день в стенах собора отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Интерьер Смольного собора
От Казанского кафедрального собора города в Смольный собор передали, в качестве подарка, старинный престол для богослужений. Отреставрирован запрестольный образ Божией Матери. В южном приделе собора совершаются службы каждое воскресенье.
Как памятник архитектурного искусства, храм известен далеко за пределами Родины и имеет мировое значение. Смольный собор - это отделение музея-памятника государственного уровня . В этом месте проходят прекрасные концертные программы, выставляются талантливые художники, отдельно стоит упомянуть о научных и историко-художественных музейных выставках.
Описание
С высоты птичьего полёта монастырь напоминает греческий крест. В центре находится храм, а с четырёх сторон его окружают церкви. Постройка выдержана в стиле елизаветинского барокко. Храм имеет очень праздничный вид. В отделке использованы элементы лепнины, которые и придают храму особое великолепие. Здание выкрашено в небесный голубой цвет, а купола - светло-серого цвета.
Купольная часть по православной традиции пятиглавая. Так пожелала сделать в своё время Елизавета. Особенность заключается в том, что только центральный купол относится к самому храму. Остальные купола - это колокольни.
Главный купол по форме напоминает шлем. Колокольни увенчаны меньшими куполами луковичной формы.
Находясь в окружении учебных корпусов смольного института, храм в своей нижней части, а именно с фасада, больше схож с дворцом, чем с храмом. Здесь во всём присутствует роскошь и изящество. При этом здание собора выглядит очень величественно.
В храме особенно почитается день Воскресения Господа Иисуса Христа. Каждый год Пасха празднуется в разные дни. Поэтому определённой даты престольного праздника собора нет.
Как добраться
Собор Воскресения Христова находится в городе Санкт-Петербурге по адресу: Центральный район, пл. Растрелли, 3/1.
Добраться все желающие могут двумя маршрутами:
- На остановке метро «Чернышевская» совершить пересадку на троллейбус № 1. Также в этом направлении следуют маршрутные такси № 22 и № 46.
- Со станции метро «Площадь Восстания» пересесть на троллейбус № 5 или 7. Туда же едет маршрутка № 22.
Пеший поход в храм займёт немного - максимум полчаса от станций метро, указанных выше. Зато доставит истинное удовольствие иногородним гостям Питера, которые смогут осмотреть по пути местные достопримечательности.
Смольный собор в Петербурге всю его историю преследовала цифра 87: столько его строили, столько лет в нем совершали службы и столько же он простоял без использования по назначению. Сюда стоит прийти, чтобы иметь ассоциацию со словом «Смольный», отличную от той, к которой все привыкли.
Контакты
Как добраться до Смольного собора
Чтобы попасть к храму, придется настроиться делать 2 пересадки транспортом или примерно 30 мин. топать пешком от метро. Отправными точками являются станции метро «Чернышевская» или «Площадь Восстания».
- В первом случае придется пересесть на троллейбус № 15 или автобус № 22, 46;
- Во втором – на троллейбус № 5, 7 или автобус № 22.
Посещение. Режим работы
- Так как храм совсем недавно, в 2016 г., отошел Русской православной церкви, изменился режим его работы. Теперь нет выходных, и Смольный собор в Питере принимает посетителей с 7:00 до 20:00 (ориентир – вечерняя служба).
- Кроме богослужений также проводятся экскурсии: по предварительному заказу или же трижды в день по выходным, в 13:00, 14:30 и 16:00. За экскурсию придется оставить пожертвование примерно в 200 руб. (есть скидки учащимся).
- Как и прежде, можно подняться на звонницу Смольного собора, которая считается одной из лучших смотровых площадок города.
- Режим работы смотровой площадки Смольного собора – 11:00–18:00. За посещение звонницы тоже просят пожертвование, в размере 150 руб. (есть скидки учащимся). Все пожертвованные средства используют для реставрационных работ над интерьером собора.
Расписание богослужений Смольного собора
Службу в соборе можно посетить в любой день недели. Разве что в раннюю утреннюю литургию (7:00) можно услышать только по выходным и праздникам.
Обычное расписание богослужений такое:
- 9:30 – поздняя литургия, после которой читают Псалтырь;
- 14:00 – молебен;
- 16:00 – панихида;
- 17:00 – вечерняя служба.
Корректируется график богослужений только в связи с большими праздниками или постами.
Где рядом можно остановиться
Конкретно у Смольного собора в СПб паломнических гостиниц нет, но в окрестностях за 2 км от храма можно выбрать себе местечко в десятке гостиниц/хостелов. Если принципиально хочется остановиться в паломнической гостинице, у Александро-Невской Лавры, на набережной реки Монастырки их имеется три: «Ирис»
, «Духовская»
и «Феодоровская»
.
Стоимость пребывания в гостиницах стартует от 500 руб./сутки.
История создания Смольного собора в Санкт-Петербурге
- Название будущему собору было уготовано его местоположением. Еще во времена Петра I на этом месте производили для строительства судов верфи смолу, и недалеко располагался Смольный дворец, где воспитывалась дочь царя, Елизавета. Когда ей пришла в голову мысль принять постриг, для возведения монастыря для себя и 120 барышень именитых фамилий она указала место этих смольных дворов.
- Проектировать Воскресенский Новодевичий монастырь поручено было придворному архитектору Ф. Растрелли , и первый камень с празднованием и пальбой из пушек заложили в 1748 г . Планов у Растрелли было много (сохранился даже деревянный макет монастырского комплекса в Академии художеств), он хотел избавиться от привычных для монастырей оборонных стен и главным акцентом сделать колокольню у ворот. Но в строительство вмешалась императрица. Теперь колокольню пришлось укоротить, а кроме большого купола на соборе Смольного монастыря в Петербурге (его переименовали из Новодевичьего) появились его соседи – четыре купола поменьше (правда, под ними двухъярусные колокольни).
- Архитектор не дожил до завершения своего шедевра, так что доделывать храм в стиле барокко пришлось другим мастерам, Ю. Фельтену и В. Стасову . Увидеть освящение собора не успела и сама Елизавета Петровна. Не были достроены купола, не поштукатурены стены, не доведены до ума интерьеры.
- По указу Николая I три года трудился над окончанием комплекса Стасов . Сделал он работу на славу, но слишком уж долго собору Смольного монастыря пришлось ждать открытия, целых 87 лет.
- В 1835 г. собор наконец посвятили, присвоив звание собора учебных заведений Питера. В 1923 г. его закрыли, используя помещения как склады и бункер с защитой от атомной бомбежки. К 1974 г. внутри уже не было иконостаса и ценностей, зато был исторический музей. Литургию разрешили провести в стенах собора только в 2010 г., привезли иконы, крест и колокол. Музейный статус на религиозный Смольный собор сменил только в 2016 г .
Архитектурные и культурные достопримечательности
- Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает .
- Колокольня Смольного собора
привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
- Сад Смольного собора
в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.
Святыни и фото Смольного собора
Ценностью можно назвать иконостас
Смольного . Барочная святыня украшала храм вплоть до 1972 г., пока не приказано было ее демонтировать. Из всех икон, украшавших тот самый, старинный, иконостас, в живых остались только две иконы кисти придворного живописца А. Венецианова, изображающие вход в храм Пресвятой Богородицы
и воскресение Христа
, которые и являются святынями храма.
Но у него все впереди: после возврата во владения церкви не исключено, что ценные и редкие иконы вновь украсят иконостас Смольного собора.
Соседствует с лазуревым собором прежний Смольный институт для девиц, где нынче заседает администрация Петербурга.
Заметно, несмотря на иконостасы, что совсем недавно это место было музейной собственностью.
Смольный собор — видео
Историческая прогулка по Смольному монастырю и Воскресенскому Смольному собору. Приятного просмотра!!!
Смольный собор пережил многое, и времена его полного возвращения к жизни еще впереди. Сумели ли вы, дорогие читатели, ощутить это в его стенах? С нетерпением ждем ваших историй и впечатлений.