Архитектура кореи. Южная Корея: архитектура и история. Торговый центр в стиле Гангнам в Сеуле
Современное корейское искусство делится на искусство Северной Кореи и искусство Южной Кореи, т.к. существуют два государства. Традиционное же искусство Кореи было единым.
Корейская культура очень древняя, она насчитывает более 5 тыс. лет.
Живопись
Син Юн Бок «Портрет красавицы»
Корейская живопись сложна и самобытна, но ощутила сильное влияние китайской культуры и традиционных верований корейцев: шаманизма, буддизма, конфуцианства и даосизма. Идеи этих религий повлияли и на искусство Кореи.
Шамани́зм
– ранняя форма религии, в её основании лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса.
Будди́зм
- религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI в. до н. э. в Древней Индии.
Конфуциа́нство
– этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 до н. э.) и развитое его последователями. Главные проблемы учения – вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Даоси́зм
– учение о Дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. В центре даосизма – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао – это бесконечное движение, закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него и в него возвращается.
Период Трёх древних корейских королевств (c 57 года до н. э. по 669 год н. э.)
Карта Трёх древних корейских королевств
Самые ранние следы корейской живописи присутствуют на стенах королевских гробниц периода королевства Когурё
(37 до н. э.-668 гг. н. э.), они дают представление о жизни корейцев в то время.
Изображение богини Луны на могиле периода Когурё
Росписи наносились либо на грунтовку из соломы с глиной, либо прямо на гранитную поверхность стен. Сначала наносился чёрный контур, затем поверхность рисунка расписывали красками. В состав красок входили окись свинца и клей.
Сюжет рисунков – о продолжении жизни умерших в загробном мире. Представители правящих классов всегда старались себя увековечить. Иногда изображались вся семья умерших, их родственники, свита и слуги, жилища и хозяйственные постройки – всё это было необходимым для нормальной жизни в соответствии со взглядами людей периода Когурё. Фрески Когурё указывают на переход от схематического рисунка к сюжетной картине. Они стали традицией искусства последующих эпох. Образцы этой живописи могли быть и в храмах и дворцах.
Роспись на гробнице периода Когурё
Пэкче́
(первая половина VII в.) – одно из Трёх древних корейских королевств, наряду с Когурё и Силла. В живописи Пэкче, получившей влияние со стороны художественных школ Когурё и южных районов Китая, был создан свой собственный стиль, элегантный и чистый. Но живописных работ той эпохи до нас дошло мало: это фрески с лотосом и клубящимися облаками из гробницы в Нынсанни близ Пуё и пейзаж в рельефе на черепице из Кюамни.
В усыпальнице короля Мурена (501-522) в 1971 г. были обнаружены изящные цветные изображения лотоса, феникса и других мифических животных. Ландшафт на кирпичной стене одного из разрушенных храмов эпохи Пэкче свидетельствует о высоком уровне пейзажной живописи этого периода.
Ачжа «Портрет принца Сётоку-тайси»
Некоторые работы художников Пэкче сохранились за пределами страны, в Японии. Художник периода Пэкче – принц Ачжа – в 597 г. посетил Японию и создал там портрет принца Сётоку-тайси. Этот портрет стал древнейшим памятником корейской портретной живописи. Принц стоит в центре в роскошном одеянии, по бокам двое сыновей. Лица, волосы, одежда и украшения выписаны очень тщательно. В картине отсутствует перспектива, а сыновья изображены нарочито низкого, по сравнению с принцем, роста.
В изобразительном искусстве и архитектуре периода Силла (57 до н.э. - 935 гг.) происходит дальнейшее развитие живописи, скульптуры, декоративно-прикладных ремёсел и архитектуры, которые были тесно связаны с буддизмом, этим объясняется исключительно буддийская направленность силланского искусства.
Изображение небесного коня Чхоллима периода Силла
Живопись Силла практически не сохранилась. Но письменные источники сохранили рассказ о выдающемся мастере VII в. Сольго, которому принадлежат росписи на стенах храма Хваннёнса и иконографические портреты буддийских божеств Авалокитешвары (храм Пунхванса в городе Кёнджу) и бодхисатвы Юма (храм Тансокса в городе Чинджу).
Мандала Авалокитешвары
В 921 г. монах Чонхва из храма Хыннюнса (Кёнджу) написал портрет бодхисатвы Похён, подлинный шедевр буддийской иконографии. Произведение погибло в XIII в. во время монгольских нашествий на Корейский полуостров. В Танской империи широкой известностью пользовались живописные произведения силланского мастера Ким Чуны.
Амитабха и восемь великих Бодхисаттв (XIV в., период Корё)
Искусство периода Корё
(918-1392) находилось под сильным влиянием Китая. В этот период была основана Академия живописи. Учились в ней представители высших слоев общества и профессиональные художники. Тематика картин уже выходила за пределы буддийских сюжетов. Художники писали портреты, пейзажи, животных и четыре благородных растения: сливовое дерево, хризантему, орхидею и бамбук, которые олицетворяют четыре добродетели.
Изображение Авалокитешвары периода династии Корё (1310 г.)
Авалоките́швара
– воплощение бесконечного сострадания всех будд.
Рисунки выполнялись кистью и тушью на бумаге или шёлке, использовались растительные и минеральные краски. Складывалась типичная форма станковой живописи. Корейская картина – это свиток вертикального или (реже) горизонтального типа. Живописных произведений периода Корё сохранилось не более 10. В эпоху Корё жили и творили ряд замечательных живописцев, произведения которых не дошли до нас, оставшись только в хрониках.
В период Чосон
(название Кореи с 1392 до 1897 г.) окончательно оформилось понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Это была живопись на шёлке, бумаге, особой ткани растительными или минеральными красками, а также тушью. Картина имела форму свитка и предназначалась для украшения храмов и дворцов. Световая и линейная перспектива отсутствовали, главную роль в картине играла линия.
Картина художника Овона (период династии Чосон)
Огромное влияние на развитие корейской живописи оказал стиль Сёи
, разработанный в Китае. Стиль Сёи («выражение идеи») отличается отсутствием чётких контуров, свободной живописностью, широкими мазками. Создаётся впечатление от существа предмета – и это является условием творчества в стиле Сёи. Каждый отдельный элемент наблюдаемого создавал своё частное впечатление. Но чтобы зритель правильно воспринял эти частные и основные ощущения, составные части картины должны обладать «формальным сходством». Мастер рисовал увиденное одно под другим или в пространственной последовательности. Глубина и объём пейзажа выражались задним планом. Этот стиль требовал острой наблюдательности, зрительной памяти, настойчивости в осмыслении виденного.
Художник Ким Хон До «Кот и бабочка» (XVIII в.)
Художник Ан Гён «Путешествие-сон к берегу Цветов персика» (1447)
В это время через Китай корейские художники знакомятся с произведениями западного искусства и жанрами: пейзаж , портрет , натюрморт , бытовые сцены .
Чон Сон «Район Чонно-гу в Сеуле»
Корейская живопись обладает своеобразным монохромным колоритом, где центральное место отведено туши. Создан самостоятельный жанр – живопись жирной тушью. Технические приёмы корейской живописи обусловлены материалами, которыми пользуется живописец: специальная бумага, шёлк, кисти с заострённым концом, тушь и водяные краски.
Ремёсла
Древние изделия ручной работы, в частности, красная и чёрная керамика, во многом схожи с гончарными изделиями Китая. Найденные реликвии бронзового века довольно искусны.
Множество изделий тонкой работы были найдены при раскопках: позолочённые короны, кувшины и горшки с различными орнаментами. В период Корё было распространено использование бронзы, а также латуни (сплав меди и одной трети цинка). Известны изделия того времени из селадона.
Селадон
– особый тип глазури в керамике.
Корейский прессованый селадон
Курильница в виде дракона (селадон эпохи Корё)
В период Чосон были популярны изделия из фарфора, украшенные синими рисунками. В то же время развивалась работа по дереву, появилась искусно сделанная мебель (комоды, шкафы и столы).
Лакированный комод с перламутровой инкрустацией
Гончарство и фарфор
В период «Трёх королевств» культура каждого государства имела общую историческую основу, но отличалась от других. Однако гончарство было одной из ведущих отраслей производства и имело свои традиции и специфику.
Особого расцвета гончарство достигло в Пэкче. Здесь, помимо посуды, делали также высококачественную кровельную черепицу. Мастера Пэкче тщательно подбирали глину для своих изделий, использовали гончарный круг.
Сосуд, украшенный рисунками журавлей (XII в.)
Керамическая посуда имели простые и рациональные формы. Существовало 20 видов сосудов для различных целей. Заметное влияние на гончарство Пэкче оказало керамическое производства Китая. Ранняя глазурованная керамика Пэкче имела грязноватый серо-зелёный цвет.
Керамические сосуды и прочие предметы утвари входили в состав погребального инвентаря. К V-VI вв. в гончарстве Силла ведущим направлением стало производство высокотемпературной «каменной» керамики с очень прочным звонким черепком. Посуда обжигалась в восстановительном режиме и потому имела ровный серый цвет. Гончары Силла также умели делать глазурованную посуду. Формы керамических сосудов были более сложными и разнообразными по сравнению с изделиями мастеров Пэкче.
Глиняная посуда Каи (район, впоследствии вошедший в состав Силла)
Очень редко обнаруживаются остатки керамических мастерских на территории бывшего Когурё. Технологии и керамика Когурё отличались от гончарных изделий Пэкче и Силла. Посуда обжигалась при сравнительно невысоких температурах, имела грязновато-серый или коричневый цвет. В формах и декоре сосудов сохранялись древние традиции, уходящие ещё в эпоху неолита, а также отмечены детали, заимствованные у китайских гончаров.
Основные виды гончарных изделий в период Корё – «каменная» керамика с плотным, звонким черепком, селадоновые изделия, белый фарфор, черепица.
Черепица
В период династии Чосон возрос спрос чосонской знати и богатых горожан на предметы роскоши, что привело к прогрессу в сфере художественных ремёсел. Развиваются традиционные виды прикладного искусства: вышивка по шёлку, керамическое и фарфоровое производство, изготовление бронзовой посуды и холодного оружия.
Бело-голубой фарфоровый сосуд с рисунками сосен и бамбука времён династии Чосон (1489)
Архитектура
Корейские здания обычно строятся на каменном основании и увенчиваются изогнутой крышей с черепицей, держащиеся на кронштейнах и поддерживающиеся столбами. Стены сделаны из земли, но иногда полностью состоят из подвижных деревянных дверей. Здания спроектированы так, чтобы всегда было пространство между «внутренней» и «наружной» частями дома.
Ярким примером архитектуры в период династии Корё (918-1392 гг.) можно назвать зал Амита храма Пхусок в Андонъе. Начиная с середины династии Корё и ещё до начала династии Чосон, под влиянием монгольской династии Юань была разработана сложная консольная система, в которой кронштейны также были размещены на поперечных горизонтальных балках. Намдэмун в Сеуле (национальное достояние Кореи) является, возможно, самым известным примером строений с такой структурой.
Ворота Намдэмун
Намдэмун (Великие южные ворота) – один из старейших архитектурных памятников Сеула, построенный в 1398 г.
В середине Чосонской эпохи появились кронштейны в форме крыльев (зал Ённёнджон, «зал вечного покоя», Чонмё в Сеуле).
Главные ворота зала Йоннёнджон
Чонмё
– конфуцианское святилище, основанное в годовщину смерти умерших ванов и их жён во время корейской династии Чосон. Это святилище – древнейшее из сохранившихся королевских святилищ, в котором исполнялись погребальные ритуалы начиная с XIV в.
Реконструкция хижин времён неолита
А первые обитатели Корейского полуострова, жившие в доисторической Корее, использовали в качестве жилья пещеры, каменные заслоны от ветра и переносные ночлежки (30 000 лет до н. э.). Они обнаружены на участке Сокчанъ-ри в провинции Чхунчхон-Намдо. Более ранние примеры архитектуры ямочных домов относятся к керамической эпохи Чыльмун.
Бревенчатые дома строили посредством горизонтального наложения одного бревна на вершину другого. Промежутки между брёвнами замазывали глиной, чтобы не было сквозняка. Подобные дома до сих пор существуют в горных районах провинции Канвондо в Южной Корее.
Мегалиты (дольмены) использовались как погребальные сооружения для очень важных и знатных людей керамической эпохи Мумун (1500-300 гг. до н. э.). Они обнаружены в большом количестве.
Дольмены в Кочханъе
Распространение дольменов подразумевает отношение к мегалитическим культурам по всему миру.
В эпоху «Трёх корейских государств» жили в землянках или в домах с фальшполом. Фальшпол – вид поднятого пола.
Дом с фальшполом
Традиционный дом (ханок)
Традиционный крестьянский дом
Архитектура крепостей
Горные крепости строились на наклонной поверхности. Одна из хорошо сохранившихся крепостей государства Когурё (крепость Пэгам) была построена ещё до VI в. на территории нынешней юго-западной Маньчжурии. В Когурё любили строить великолепные дворцы. Узорчатая черепица и декоративные скобочные системы были использованы во многих дворцах Пхеньяна, а также в других городах-крепостях, которые находились на территории современной Маньчжурии.
Развалины горной крепости Хвандо
Религиозная архитектура
Строительство буддистских храмов началось после распространения буддизма в 372 г. из Северного Китая. Раскопки свидетельствуют, что храмы были построены в стиле Когурё «Три зала – одна пагода». Зал был на восточной, западной и северной сторонах пагоды, а на южной находились входные ворота.
После падения королевства Нанънанъ государство Пэкче установило дружеские отношения с Китаем и Японией. Великие храмы были построены в это время. Наиболее ранняя каменная пагода из храма Мирыкса в Иксане вызывает особый интерес, потому что характеризуется особенностями перехода от деревянных пагод к каменным.
Реконструкция храма Мирыкса из Иксана в Южной Корее (Храм VII в.)
Государство Пэкче усвоило разные влияния на архитектуру: пагоды особо подчёркивали своё происхождение от китайских образцов. Позднее важные элементы архитектурного стиля Пэкче были переняты Японией.
Пэкче находился под сильным влиянием Когурё и Южного Китая. Одной из особенностей архитектуры Пэкче является использование криволинейных конструкций. Хотя ни одно из зданий Пэкче не сохранилось, в настоящее время обнаруживаются только остатки недеревянных строений всех трёх ранних корейских государств, в том числе и Пэкче.
Силла – последнее из Трёх королевств. В этом королевстве было построено много буддистских храмов. Один из самых известных примеров – Чхомсондэ, считающийся первой каменной обсерваторией в Азии.
Чхомсонде
Чхомсондэ известно своими уникальными и элегантными формами.
Силла попал под буддистское влияние в 527 г. Поскольку Силла не граничил с Китаем, то влияние китайской культуры на храмы было минимальным.
Реконструкция великой пагоды в храме Хваннёнса
Хваннёнса – один из ранних храмов государства Силла. Он стоял на площади, окружённой прямоугольной стеной 288 м в длину. Площадь местности, ограниченной коридорами, составляла 19 040 м².
В главном зале хранится большое изображение Будды Шакьямуни на каменном пьедестале. Построенный в середине VI в., храм Хваннёнса процветал более 680 лет.
Другим главным храмом государства Силла был Пунхванса, ныне имеющий три яруса, хотя в летописях говорится, что он был девятиярусным.
Пагода храма Пунхванса
Погребальная архитектура
Погребальная архитектура периода «Трёх королевств» монументальна. В период Когурё существовало два типа погребальной архитектуры: ступенчатые каменные пирамиды и огромные земляные насыпи.
Ступенчатые пирамиды
Большая гробница Хваннам. В ней захоронены король и королева государства Силла
Корея также имеет богатое архитектурное наследие из гробниц и городских стен.
Каменный Будда около Кенджу (VII в., государство Силла)
Япония и Китай прочно занимают первые позиции в уникальности современной архитектуры. Однако наравне с ними идёт и Корея, на которую внимания по неизвестной причине обращают меньше. Корейские архитекторы не отстают от своих азиатских братьев и поражают новыми проектами.
Исторически сложилось, что культура востока - это всегда следование традициям, умелое сочетание инновационных достижений и наследия прошлого. Но в случае с Кореей дело обстоит иначе. Для традиционной архитектуры этой страны были характерны два направления: дворцово-храмовый и народный. Заимствованная у Китая система балок и опор присутствовала в обоих, но первый отличался пышностью убранства, традиционно изогнутой черепичной крышей, а второй - простым внешним видом и преобладанием прямых линий.
Башни «Танцующие драконы»
В нынешних постройках традиции практически не читаются, во главе всего стоят современные направления и стили, характерные для Европы и Америки. Особо выделяются столицы обоих государств - Сеул и Пхеньян. За последнее десятилетие облик этих и других городов сильно изменился.
Velo Tower в Сеуле
Одной из достопримечательностей Сеула является офисное здание компании Hyundai Development Corporation. К отличительным чертам этого сооружения можно сразу отнести современные футуристические мотивы, выражающиеся в преобладании геометрических фигур, линий, резко разделяющих фасад, а также то, что внешний облик не связан тематически с работой компании. Архитекторы стремились вписать здание в окружающие его парки, скверы и городские площади, однако в данном случае косвенно прослеживается и традиционная деталь - круг, символизирующий Великий предел, встречающийся также в знаке Инь-Ян.
Культурный комплекс Kring имеет сразу несколько кругов на фасаде, но, в данном случае, доминирующая геометрическая фигура выступает в роли декоративного элемента, что относит здание в целом к органическому стилю архитектуры. Оригинальным решением является вписывание окон в круги, а в интерьере выделяется цилиндрический стеклянный переход, соединяющий разные объекты на территории комплекса.
Природные органические мотивы встречаются в офисном комплексе их двух 17-этажных башен Twin Trees. Здание полностью отвечает заявленному названию, так как имеет разветвляющуюся структуру, подобную стволу дерева, и даже «корни», представляющие собой 8 этажей, располагающихся под землёй. Внутри главные объёмы постройки соединены путями, предусматривающими передвижение и транспорта, и пешеходов.
Вспышка популярности элитного и дорогого района Gangnam после одноименного хита певца PSY сподвигла архитекторов к внесению изменений в его облик. Построенный ещё в 1980-м году дом «Chunga House» был переоборудован в современный торговый центр. Реконструированный в 2009 году, он считается одной из лучших перестроек. Изменения заключались в добавлении ещё одного этажа, замены каменной облицовки на белую плитку и разноцветной подсветки здания благодаря светодиодным экранам.
Современные веяния не обошли стороной и жилые дома. Vi-Sang House был построен по проекту популярного корейского архитектурного бюро Moon Hoon в 2011 году. Здание предназначено для одной семьи и расположено в небольшом городке Кенгидо. Несмотря на всю авангардность при проектировании постройки, авторы обращались к традиционным композиционным приёмам. Выражается это в минимализме конструкции, декора фасада и интерьера, уникальность заключается в умелой игре с геометрической формой самого здания и отдельных элементов, таких как зигзагообразная крыша и прямоугольные окна разного размера.
Главная восточная традиция, заключающаяся в изогнутых краях крыши, встречается в здании Национальной библиотеки в Сечжоне, которая представляет собой изогнутый бетонный объём с остеклением по двум сторонам фасада.
Корпус галереи Centercity в Чхонане - совершенно противоположный вариант. Концептуальное решение полностью отвечает последним достижениям техники и архитектуры. Особенностью является интерактивный двухслойный фасад из алюминиевых панелей, благодаря чему создаётся оптическая иллюзия волнообразной поверхности, изменения которой зависят от угла зрения человека.
Корейская архитектура поражает не только масштабными разнофункциональными зданиями, но и павильонами, предназначенными для различных форумов, конференций и выставок. Несмотря на то, что это временные мероприятия, авторы серьёзно подходят к проектированию павильонов, тщательно прорабатывая идеи для фасадов. Павильон автомобильного концерна Hyundai для Экспо-2012 полностью соответствовал концепции бренда: динамический фасад символизировал постоянные изменения - главный ключ в философии компании. Футуристический эффект дополняли светодиодные экраны на фасаде.
Идеи, которые используют корейские архитекторы, удивляют, заставляют восхищаться, как, например, кафе-музей в виде фотоаппарата Rolleiflex в Сеуле, внешний облик которого - точная увеличенная копия.
Но иногда выбранные темы вводят в заблуждение. Башни-близнецы в столице Южной Кореи напоминают застывший момент взрыва в Нью-Йорке 11 сентября. Однако авторы заявляют, что даже название «The Cloud» опровергает эту информацию, при проектировании они прибегли к романтическим мотивам лёгкости и образа небоскрёба в облаках.
Преобладание современных технологий, таких как наличие светодиодных экранов на фасаде зданий, использование актуальных материалов - стекло, бетон, плитка, металл, - несомненно, говорит о том, что Корея занимает ведущие позиции в современной архитектуре. Уникальность затрагивает как офисные центры, павильоны, галереи, так и простые жилые здания. Корейские архитектурные бюро постепенно становятся популярными по всему миру, преображая внешний облик городов за пределами своей страны. Возможно, в скором времени и в России появятся такие примеры, удивляющие и захватывающие.
Введение
Здания обычно строятся на каменном основании и увенчиваются изогнутой крышей с черепицей, держащиеся на кронштейнах и поддерживающиеся столбами . Стены сделаны из земли (наносно-глинистые стены), или, иногда, полностью состоят из подвижных деревянных дверей. Расстояние между двумя столбами - около 3,7 м, здания спроектированы так, чтобы всегда было пространство между «внутренней» и «наружной» частями дома.
Консольная, или скобочная структура - специфический архитектурный элемент, оформлявшаяся различными способами на протяжении долгого времени. Если простые кронштейны уже использовалась в период существования государства Когурё ( -668 годы), то во дворцах Пхеньяна , например, использовалась изогнутая версия (кронштейны размещались только на капителях колонн здания), которая была разработана в период династии Корё ( -1392 годы). Ярким примером можно назвать зал Амита храма Пхусок в Андонъе. Позднее, начиная с середины династии Корё и ещё до начала династии Чосон , под влиянием монгольской династии Юань ( -1368 годы), была разработана сложная консольная система, в которой кронштейны также были размещены на поперечных горизонтальных балках. Намдэмун в Сеуле - национальное достояние Кореи, является, возможно, самым известным примером строений с такой структурой.
Бревенчатые дома были построены посредством горизонтального наложения одного бревна на вершину другого. Промежутки между брёвнами замазывали глиной, чтобы не было сквозняка. Подобного рода дома до сих пор существуют в горных районах провинции Канвондо в Южной Корее .
Раскопанные дома, которые, возможно, появились в южных регионах, как считается, были построены в качестве складов для того, чтобы уберечь зерно от животных и хранить его в отличном состоянии. Этот стиль архитектуры сохранился в виде двухэтажных укрытий и наблюдательных постов в садах в сельской местности .
В керамическую эпоху Мумун здания были жилыми ямами со стенами-мазанками или кровельными крышами . Фальшпол впервые появился на Корейском полуострове в середине эпохи Мумун (850-550 годы до н. э.) .
По данным китайских текстов Сань-го чжи , существовало три типа корейского жилища в этот период: землянка , бревенчатый дом, или сруб и надземные дома. Однако идентифицировать удаётся только остатки землянок. Землянки состояли из ямы, глубиной 20-150 см и пролётного строения из травы и глины, поддерживаемое треугольной деревянной структурой, защищающей от ветра и дождя. Землянки в неолите имели круглую или овальную яму около 5-6 м в диаметре с очагом в центре. Большинство ранних землянок размещались на холмах. После того, как эти жилища стали строится рядом с реками, ямы приобрели прямоугольную форму, а также стали крупными и с двумя раздельными очагами . В 108 году до н. э., после падения королевства Кочосон , было установлено китайское правление. Правительственные здания этого периода были построены из дерева, кирпича и кровли с черепицей, имеющая особенности китайского строения. Китайская архитектура повлияла на корейскую.
Эпоха трёх корейских государств (примерно 3-4 столетие - 668 год)
Общая архитектура
Религиозная архитектура
Реконструкция восточной каменной пагоды, которая была построена в эпоху государства Пэкче в храме Мирыкса.
Строительство буддистских храмов было воспринято с энтузиазмом после распространения буддизма в 372 году из Северного Китая . Серия раскопок, проведённых в -1938 годах , позволила обнаружить места с несколькими крупными храмами около Пхеньяна, а также в районах Чхонгам-ри, Воно-ри и Санго-ри. Раскопки дали понять, что храмы были построены в стиле Когурё, известном как «Три зала - одна пагода», зал был на восточной, западной и северной сторонах пагоды, а на южной находились входные ворота. В большинстве случаев пагоды имели восьмиугольную планировку. Дворцовые здания, по-видимому, были устроены таким же образом.
Государство Пэкче было основано в 18 году до н. э. и его территории включали западное побережье Корейского полуострова . После падения королевства Нанънанъ, государство Пэкче установило дружеские отношения с Китаем и Японией . Великие храмы были построены в это время. Наиболее ранняя каменная пагода из храма Мирыкса в Иксане вызывает особый интерес, потому что она показывает особенности перехода от деревянных пагод к каменным. Государство Пэкче усвоило разные влияния на архитектуру: пагоды особо подчёркивали своё происхождение от китайских образцов. Позднее, важные элементы архитектурного стиля Пэкче были переняты Японией.
Пэкче находился под сильным влиянием Когурё и Южного Китая. Как только границы государства расширились на юг, столица из Вире была перенесена в Унджин (ныне Конджу) в 475 году , а в 538 году в Саби (ныне Пуё). В этот период искусство достигло совершенства и превзошла искусство Когурё. Также одной из особенностей архитектуры Пэкче является использование криволинейных конструкций. Хотя ни одно из зданий Пэкче не сохранилось, в настоящее время обнаруживаются только остатки недеревянных строений всех трёх ранних корейских государств, в том числе и Пэкче . Сделать какие-либо выводы о архитектуре Пэкче можно, благодаря детальному рассмотрению храма Хорю-дзи из Японии , который помогали строить архитекторы и техники из государства Пэкче. Архитектура Пэкче в Японии достигла расцвета, благодаря проникновению буддизма в 384 году . На участках, где во времена трёх ранних корейских государств находились здания, обнаруживают узорчатые плитки и прочие остатки, а также каменные пагоды, пережившие плохие времена, свидетельствующие о высокоразвитой культуре Пэкче.
Участок храма Мирыкса, наиболее крупный в Пэкче, был обнаружен в 1980 году в Иксане провинции Чолла-Пукто . Раскопки, проводившиеся на этом участке, позволили обнаружить много фактов об архитектуре Пэкче, раннее неизвестных миру. Каменная пагода в храме Мирыкса является одной из двух существующих пагод архитектуры Пэкче. Храм Мирыкса имел необычное строение трёх пагод, которые были установлены в прямую линию, идущей с востока на запад. Каждая пагода имела зал на северной стороне. Каждая пагода и зал, по-видимому, были окружены крытыми коридорами, которые создавали впечатление трёх отдельных храмов в стиле «Один зал - одна пагода». Пагода, обнаруженная в центре храма, была сделана из дерева, а все прочие из камня. Участки большого главного зала и центральных ворот были обнаружены к северу и к югу от деревянной пагоды.
Когда в 1982 году на участке храма Чхонънимса проводились раскопки, где также находился участок пагоды архитектуры Пэкче, один за другим были обнаружены к северу от неё остатки главного и лекционного залов, расположенных на главной оси. Остатки центральных ворот, главных ворот и водоёма, находящиеся на главной оси один за другим, были также обнаружены к югу от той самой пагоды. Выяснилось, что храм был окружён коридорами от центральных ворот к лекционному залу. Стиль «Одна пагода» был типичен для архитектуры Пэкче. Это подтверждают результаты раскопок, проведённых в 1964 году на территории района Кунсу-ри и храма Кумганъса в Пуё . Однако, участки зданий храма Кумганъса, расположенных на главной оси, идут, скорее, с востока на запад, чем с юга на север.
Силла был последним из трёх королевств, который стал развитым королевством. В этом королевстве было построено много буддистских храмов. Один из самых известных примеров архитектуры Силла - это Чхомсондэ , считающийся первой каменной обсерваторией в Азии . Чхомсондэ был построен во время правления королевы Seondeok ( -). Это строение известно за свои уникальные и элегантные формы.
Силла попал под буддистское влияние в
Несмотря на то, что Республика Корея официально образовалась только в 1945 году, она имеет очень давнюю историю. Южная Корея — современная страна, в культуре и архитектуре которой отлично сохранились древние традиции.
Свое название страна получила от древнейшей страны Корё, существовавшей еще в первом тысячелетии нашей эры. Южная Корея просто завораживает огромнымразнообразием древних памятников, статуй, буддийских монастырей и храмов. Все они имеют свою историю и являются гордостью страны.
Сеул - столица Республики, наиболее развитый и красивый город. В нем находится так называемый «Дворец лучезарного солнца», или “Дворец Кенбоккун”. Это завораживающее своей красотой место построено в четырнадцатом веке нашей эры, и в течениепродолжительного времени было оплотом великой правящей династии Чосон. Возвел этот дворец король Ли Сон-Ге. Он также перенес столицу из Кенджу в город Сеул. Изумительная архитектура дворца Кенбоккун и в наше время наглядно демонстрирует всю жизнь средневековой Кореи.
Кроме «Дворца лучезарного солнца», одной из главных достопримечательностей столицы Южной Кореи является дворец Чхандоккун. В нем до сих пор находится резиденция королевы страны. Нужно заметить, что это здание восстановлено, так как еще в начале прошлого века оно пострадало от пожара. В дворце Чхандоккун расположен сад Бивон, на территории которого растут многовековые деревья. Кроме того, этот дворец единственный в Корее, полностью сохранивший все элементы правящей династии Чосон. Поэтому не удивительно, что Чхандоккун является местом постоянной миграции исследователей и туристов.
Одной из древнейших памяток Республики Корея является крепость Мунхаксансон, расположенная в городе Инчоне. Это неимоверно большое строение было возведено еще в трехсотом году нашей эры. Благодаря крепким стенам и продуманному архитектурному строению, крепость практически не подвергалась реконструкции. Еще во времена правления династии Чосон, на территории была организована конфуцианская школа, которая действует вплоть до настоящего времени. Здесь же расположеныдва прекрасных искусственных пруда с прилегающими к ним пляжами.
В городе Пусане находится большая корейская стена. Строительные работы здесь продолжались в течении века и окончательно стены были завершены только в 1807 году. Также в этом в городе невозможно обойти вниманием морской парк Тхэджондэ, рыбный рынок и пригородный пляж Хэундэ. Однако, главной гордостью города Пусан считается знаменитейший храм Тхондоса. Он является наиболее почитаемым храмом Республики, так как в нем собраны реликвии великого Будды.
В Дэгу, кроме замечательных музеев, расположен и Храм Хэинса. Этот храм построен еще в девятом веке нашей эры и по праву считается одним из самых красивейших в стране. В храме хранятся наиболее древние буддийские писания, раскрывающие смысл жизни и тайны мироздания. В городе Кенджу, бывшей столице Южной Кореи, находится один из самых древних храмов - храм Пульгукса. Второе его название - «Монастырь царства Будды». Этот храм стал известен благодаря огромному Колоколу Эмиле, имеющего диаметр два метра и высоту - четыре метра. Недалеко от храма расположена древнейшая обсерватория Чхомсондэ и парк Тумули.
За последнюю четверть века Южная Корея стремительно ворвалась в ряды самых развитых стран в мире. Безусловно, отголоском столь кардинальных перемен послужила и современная архитектура этой страны, поражающая своими оригинальными формами, экологичностью и функциональностью. В нашем обзоре представлены 24 восхитительных примера современной архитектуры Южной Кореи, мимо которых не пройдет ни один турист.
Современный мост «Фонтан радуги» был открыт в мае 2009 года в столице южной Кореи. Это - самый протяженный (длина - 1140 м) мост-фонтан в мире, официально занесенный в Книгу рекордов Гиннеса. Интересно, что в отличие от большинства фонтанов, бьющих вверх, струи "Фонтана радуги" направлены в стороны и вниз. Вода забирается и выливается в реку Ханган, а ее расход составляет 190 тонн в минуту. Процесс забора и выброса воды осуществляется благодаря 38 специально установленным насосам. Сеульский мост считается одним из самых узнаваемых в мире.
2. Жилой дом Vi-Sang House в Кенгидо
Авангардный дом Vi-Sang House был построен по проекту корейского архитектурного бюро Moon Hoon в 2011 году. Это здание, расположенное в городе Кенгидо, предназначено для одной семьи. Крайне необычная архитектура этого жилища сделала его действительно знаковым объектом для небольшого городка. Стоит признать, что несмотря на видимую уникальность структуры Vi-Sang House, при ее проектировании были использованы традиционные для корейской архитектурной школы композиционные приемы. Главным отличием дома от окружающей застройки считается его уникальная геометрия, превратившая обычный дом в настоящий арт-объект. Интерьеры совпадают с общей композицией, в которой главенствует авангардный минимализм с геометрией.
Возведенное в 2012 году здание современного центра искусств находится недалеко от Сеула, в городе Сонвон. Неудивительно, что новый 5-этажный (3 этажа находятся под землей, 2 - над уровнем земли) культурный комплекс стал настоящей достопримечательностью и местом скопления туристов. На двух подземных этажах расположены выставочные залы, над ними, так же под землей, находится парковка для гостей комплекса, а два наземных этажа выделены под рестораны, магазины, кафе и бары. Помимо прочих регалий, это здание получило статус одного из самых экологичных в стране.
В 2009 году архитектурная студия BCHO architects из Сеула спроектировала роскошный и суперсовременный офисный комплекс из двух 17-этажных башен под названием Twin Trees (перевод с англ. - "деревья-близнецы"), и уже спустя 2 года новый объект нашел свое место в столичном городе. Главной стилистической темой проекта стало его подобие с разветвляющейся структурой ствола дерева. Каждая башня имеет собственные "корни" - восемь дополнительных этажей, расположенных ниже уровня земли. Два главных объема комплекса соединены между собой пешеходными и транспортными путями. Сегодня многие считают Twin Trees новым символом города Сеул.
5. Музей современного искусства в Сеуле
Компания SAMOO Architects and Engineers разработала проект расширения существующего здания музея искусств на северо-востоке Сеула. Он включает в себя большую по площади парковую зону вокруг строения, которая с помощью "зеленой" крыши музея, образует с ним единое пространство. Крайне аккуратный и "зеленый" дизайн здания призван оживить окружающий городской пейзаж, состоящий, в основном, из многоэтажек. В музее, кроме выставочных помещений, есть библиотека и мультимедийный комплекс, доступные каждому жителю и гостю столицы.
Офисное здание компании Hyundai Development Corporation с невероятным фасадом Tangent было построено в столице Южной Кореи в 2005 году. Столь оригинальный фасад, по мнению автора, должен связать деловой центр с общественными пространствами - парками, скверами и городской площадью. Благодаря известному архитектору Даниэлю Либескинду, штаб-квартира компании Hyundai стала одним из главных туристических достопримечательностей Сеула.
Уникальный кинотеатр с самой протяженной консольной кровлей в мире (вынос - 85 м) был построен в Пусане в 2011 году по проекту известного во всем мире австрийского бюро Coop Himmelb(l)au. Внутри консоли находятся большой вестибюль и кафе. Особый эффект ночной подсветки зданию придают установленные на фасаде светодиодные панели, которые также выполняют роль экрана во время проходящих в Пусане фестивалей кино и других культурных событий. Согласно подсчетам, здание способно вместить в своих стенах около 7 тысяч посетителей одновременно. В состав комплекса помимо кинозалов входят рестораны, большой зрительный зал, рассчитанный на 1000 мест, а также различные общественные и рекреационные пространства.
«The Dreamy Camera» - название небольшого двухэтажного кафе-музея, находящегося примерно в 9 км от восточной окраины Сеула. Особенность кафе заключается в том, что само здание стилизованно под раритетную двухобъективную камеру «Rolleiflex». Два огромных "объектива" выполняют роль выпуклых окон, освещающих оба этажа здания и открывающих для посетителей прекрасные виды на местную природу.
Выставочный комплекс расположен в центральной части Пусана. В нем проводятся выставки международного уровня, всевозможные семинары, конференции, ярмарки и корпоративные мероприятия. Главными элементами комплекса можно считать 3 выставочных зала, которые разделены между собой специальными подвижными перегородками, и зал для заседаний. Все залы оснащены самым современным оборудованием - огромными плазменными панелями, звуковой аппаратурой, электронными досками и т.д. Подчеркивая значимость нового объекта, стоит упомянуть тот факт, что он был выбран в качестве места проведения ежегодного Саммита Стран Азии и Тихоокеанского региона для обсуждения проблем мира и процветания общества.
Башня «N» в Сеуле, открывшаяся в 1980 году – это самая популярная смотровая площадка Южной Кореи. Высота башни достигает 236 м. Кроме того, это сооружение располагается на 262-метровом холме Намсан, что позволяет многочисленным туристам обозревать окрестности с высоты практически 500 м над землей. Обсерватория оборудована современными телескопами, через увеличительное стекло которых можно рассмотреть кварталы и улицы Сеула в самых мельчайших деталях. Также на башне "N" работают кафе, кинотеатр, выставочный центр, сувенирные магазины и два ресторана корейской и итальянской кухни, один из которых постоянно вращается вокруг собственной оси. Особенно восхитительно башня смотрится в ночное время благодаря своей живописной подсветке.
11. Современный корпус галереи Centercity в Чхонане
Современный корпус галереи Centercity был построен по проекту интернациональной архитектурной студии UNStudio в Чхонане в 2011 году. Главной фишкой этого проекта стал интерактивный двухслойный фасад из алюминиевых панелей. Внешние стены этого сооружения создают оптическую иллюзию волнообразной поверхности, которая меняется в зависимости от угла зрения человека. Уникальное освещение обеспечивается невидимыми снаружи светильниками. В состав галереи Centercity входят просторный атриум на первом этаже, магазины, бутики, VIP-номера для особо почетных гостей, арт-центр, выставочные залы, медиатека, центр обслуживания клиентов и терраса на крыше.
Небоскрёб The Northeast Asia Trade Tower считается самой главной достопримечательностью делового района Сонгдо в Инчхоне. 65-этажная башня носит звание самого высокого здания во всей Южной Корее. Высота этого сооружения, построенного в 2004 году, составляет порядка 305 м, а его суммарная площадь - 140 тысяч кв.м. Примерно треть здания занимают офисные помещения, а остальная часть отдана под магазины, рестораны и большой пятизвездочный отель. На 65 этаже посетители могут посетить смотровую площадку, откуда открывается потрясающий панорамный вид на город Инчхон. Невероятно, но небоскрёб обслуживается шестнадцатью скоростными лифтами, движение которых рассчитано так, что их не придется ждать более семи секунд.
В 1993 году в Тэджоне проходила Всемирная выставка «Экспо-93», главной тематикой которой явился «Выбор нового пути развития». Специально к открытию выставки был построен уникальный мост, ставший вскоре главной достопримечательностью города. Конструкция моста состоит из двух крупных вантовых элементов. Особенно красиво это инженерное сооружение смотрится ночью, когда начинает работать уникальная система подсветки моста.
Национальная библиотека в Сечжоне была построена по проекту архитекторов из бюро «S.A.M.O.O. architects & engineers» в 2010 году. Здание библиотеки представляет собой изогнутый бетонный объем с остеклением на главном фасаде. Войти в здание можно со стороны большой площади. На первых двух этажах расположены разные по площади читальные залы, на третьем - лекционные аудитории и конференц-залы, на четвертом - большая столовая, а на крыше есть открытая терраса с потрясающими панорамными видами на окрестности Сечжона. Коллекция библиотеки представлена книгами как в привычном для всех, бумажном, формате, так и в электронном.
Комплекс художественной галереи «Тэян» был построен в Сеуле по проекту известного американского зодчего Стивена Холла в 2011 году. Сооружение состоит из помещений галереи, на крыше которых расположены три павильона и небольшой водоем, образующий необходимый уровень освещенности помещений внизу с помощью специальных проемов. Любопытно, что обшитые снаружи медными листами стены павильона внутри покрыты деревом. За небольшой период своего существования галерея "Тэян" стала одним из самых знаковых объектов города Сеул.
Жилой дом Kyeong Dok Jai был построен по проекту корейских архитекторов из Iroje KHM в Кёнгидо в 2013 году. Заказчиком дома-мечты выступила небольшая семья. Главной задумкой проектировщиков стала концепция максимальной открытости здания. Фасад дома представляет собой изогнутый каркас из вертикальных труб, защищающий дом от прямых солнечных лучей и любопытных взглядов прохожих. Интерьер соответствует общей концепции здания. Повсюду присутствуют ломаные линии, оконные стеклопакеты искривлены, перила сделаны в виде наклонных труб и т.д.
8-этажное футуристичное здание Международного конференц-центра было построено в 2010 году по проекту бюро Coop Himmelb(l)au. На возведение невероятного комплекса площадью 90 000 кв. м потребовалось около 40 000 тонн стали и 70 000 тонн бетона. Архитектура представляет собой ассиметричную криволинейную форму, которая присуща австрийским авторам. Главный вход обращен в сторону моря. Поражающие воображение зрителей фасады образованы многочисленными врезками, складками, округлостями и впадинами. Любопытно, что для наружной отделки здания были использованы технологии, применяющиеся ранее исключительно в сфере кораблестроения.
Современный культурный комплекс Kring был построен по проекту бюро Unsangdong Architectsв центре Сеула в 2008 году. Его архитектура отличается прежде всего крайне необычным и ярким фасадом с круглыми формами, играющими роль окон и декоративных элементов. Также весьма впечатляет и стеклянный цилиндрический переход, соединяющий разные объекты на территории комплекса - офисы,кафе, конференц-залы и пространства для проведения культурных мероприятий и выставок.
Образовательный комплекс «Проект Экориум» открылся в 2013 году и вошел в состав парка «Экоплекс», созданного по инициативе Национального экологического института в уезде Сочхон. В стенах «Проекта Экориума» можно ознакомиться с проблемами экологии, охраны природной среды и биоразнообразия на примере представителей различных экосистем. Попасть в само здание можно через сеть ботанических садов, разбитых вдоль превращенной в озеро территории. Новый образовательный комплекс представляет собой серию тепличных сооружений, объединенных общим подиумным пространством. В каждой из них воссоздана уникальная атмосфера той или иной климатической зоны.
20. Торговый центр в стиле Гангнам в Сеуле
Построенный еще 1980-м году дом "Чунга Хаус" был переоборудован в современный торговый центр в стиле Гангнам. Название этого элитного и крайне дорогого района в Сеуле стало известно во всем мире благодаря суперпопулярному хиту Gangnam Style певца PSY. Дабы подчеркнуть соответствие заявленному стилю, корейцы стали судорожно перестраивать практически все старые дома, которые не вписывались в общую картину. Самой удачной реконструкцией многие считают именно видоизмененный в 2009 году дом "Чунга Хаус". Реконструкция заняла лишь 9 месяцев. Стоит признать, что архитекторы кардинально изменили облик здания - добавили еще один этаж, в котором сейчас находится кафе и открытая терраса, вместо старой облицовки камнем была использована белая плитка и т.д. Главной фишкой нового здания является наличие светодиодных экранов, подсвечивающихся разными цветами.
Павильон нефтяной компании GS Caltex был разработан архитектурной студией Atelier Bruckner специально для международной выставки Экспо-2012 в Йосу. Архитектура павильона представляет собой динамическую структуру, похожую на рисовое поле. Главным мотивом создания этой архитектурно-художественной группы явилось желание выразить влияние различных погодных условий и природных факторов на качество и количество урожая всех зерновых культур. Структура состоит из интерактивных элементов, изменяющих внешний вид и начинающих светиться от одного прикосновения. В верхней части павильона находится круглая комната с разноцветными световыми проекциями.
Международный аэропорт, расположенный в 70 километрах от столицы Южной Кореи, был введен в эксплуатацию в 2001 году. Комплекс аэропорта состоит из трех терминалов, в которых расположены магазины Duty Free, рестораны, кафе, а также эксклюзивная инфраструктура удобств - площадки для гольфа, спальные комнаты, комнаты массажа, фитнес-клуб, казино и зимние сады. Аэропорт в Инчхоне является крупнейшим в стране авиационным узлом и одним из самых крупных аэропортов мира по показателям объёма международных авиаперевозок. Международный аэропорт в Инчхоне занял восьмое место в списке самых загруженных аэропортов Азии по показателю общего объёма пассажирских перевозок.
Павильон автомобильного концерна Hyundai был выполнен по проекту компании Unsangdong Architects специально для международной выставки Экспо-2012. Особое внимание в архитектуре этого объекта стоит уделить динамическому фасаду из кривых, создающих иллюзию движения и воплощающих художественно философию постоянного изменения, которой придерживается известный бренд. Особенный эффект футуристическому зданию придают огромные экраны на фасадах, которые добавляют разные цвета однотонной скульптурной форме.
33-этажный небоскреб Samsung Jongno Tower находится неподалеку от станции метро Jonggak в столице, и считается одним из самых узнаваемых зданий Сеула. Особый интерес у туристов вызывает уникальный дизайн сооружения, разработкой которого занимался известный архитектор Рафаэль Виньоли. Строительство 132-метровой башни было завершено в 1999 году, в канун празднования тысячелетия города. В состав Jongno Tower входят многочисленные офисные помещения корпорации Samsung, небольшой отель, различные магазины, бутики, ресторан с панорамным видом на крупнейший мегаполис.
Архитектура Южной Кореи представлена не только суперсовременными комплексами и небоскребами, но и необычными маяками, о которых мы рассказывали в статье . Отдельных слов упоминания стоит и открывшееся в южнокорейском Инчхоне новое спортивное сооружение, информацию о котором можно узнать в нашем материале . Увеличение темпов развития, выраженное в том числе в улучшении архитектуры - явление, присущее не только Южной Корее, но и многим азиатским странам. Об архитектуре некоторых из них можно узнать из наших материалов: , и .