Мужской монастырь косьмы и дамиана. Космо-дамиановский монастырь. Целебный источник Савлух-Су
В Крыму, среди живописных скал и густого леса, возвышаясь над морем, расположилась скромная, но красивая обитель. Космо-Дамиановский монастырь в Крыму находится на территории природного заповедника, в котором приятно и спокойно прогуливаться, созерцая природу, которую мог создать только Бог . На территории обители имеется святой источник Савлух-Су, вода из которого считается целебной. Попасть в это место довольно непросто.
Космо-Дамиановский мужской монастырь
История становления общины
История данной обители не похожа на другие, путь становления сложен и очень интересен. Родник с исцеляющей водой в данном месте, рядом с хребтом Конек, существовал с древних времен.
Легенды до татарских времен гласили о том, что целебный источник, название которого в переводе означает «здоровая вода», имеет связь со святыми целителями Космой и Дамианом. День почитания тех Святых - 14 июля, в этот день во все времена к источнику стекались толпы верующих людей.
Середина XIX века - время застройки обители. По приказу архиепископа Иннокентия, возле известного источника, стали обустраивать место под монастырь. К сожалению, Крымская война помешала планам архиепископа. По завершении боев, застройка возобновилась.
О других крымских храмах и святых местах:
- Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь
- Мужской монастырь в честь святого апостола Луки в селе Лаки
- Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь
Первым настоятелем стал игумен Макарий, который прослужил на своем посту много лет. Территория обители получилась небольшой, было построено два храма, хозяйственные здания, часовня, гостиный притвор.
Интересно! Настоятель и братия носили на своих плечах стройматериалы из самого Симферополя пешком. Все, что было на территории монастыря построено - было сделано ими самостоятельно, ни о каких работниках тогда и речи не шло. К тому же, братия потом построила дорогу в 8 км от обители.
Денег на строительство общины государство не выделяло, все было возведено на деньги, собранные у православных людей. Жить в таком месте было тяжело, земли было мало, всю местной занимали горы и лес.
Настоятель Макарий держал всю обитель в своих руках, крепился сам и подбадривал немногочисленную братию. Но после его смерти по болезни, община начала чахнуть, пока совсем не опустела. В 1900 году власти расселили мужскую братию. Мужская обитель просуществовала в этих местах ровно 43 года.
Целебный источник Косьмы и Дамиана
Дальнейшая судьба обители
После роспуска монахов местные власти начали обустраивать на этой территории женскую обитель. Туда высылались малолетние преступницы на перевоспитание к монахиням.
В начале XX века, несмотря на бедность, община начала расцветать вновь. Первой настоятельницей стала монахиня Варсонофия, приехавшая из Троице-Параскевиевского монастыря с 25 сестрами. На богослужение даже заезжал царь Николай со своей семьей , с больным сыном, которого привезли к водам источника. В 1911 году вокруг обители появилась заповедная зона для царской охоты.
В те времена стены скита хранили две святыни:
- икону Божией Матери Иерусалимской - она была привезена с Афона с монахом, который там жил и был переселен в Крымскую обитель, писался образ специально для монастыря;
- икону Святых Космы и Дамиана с частицами мощей.
Жестокие времена советской власти не обошли женскую обитель, спрятанную в лесу. Община была закрыта, монахинь выгнали на улицу, а Великая Отечественная война нанесла огромный урон территории. Фашисты стерли с земли все здания, которые были в обители, уцелела только часовня возле источника.
Восстанавливать монастырь начали в 1990-е годы. Восстановить обитель было очень сложно, так как земли давно были отданы Крымскому заповеднику, а местные бизнесмены не хотели делиться с монахами своей выгодой. В итоге, обитель удалось построить в поселке Партенит.
Современное состояние обители
Космо -Дамиановский монастырь в поселке Партенит до сих пор полностью не обустроен. На территории построено два храма:
- в честь Иоанна Готского;
У обители есть второе подворье в селе Запрудное, храм в честь священномученика Порфирия на территории только строится.
Храм при монастыре Косьмы и Дамиана, Крым
Из общественной жизни в общине проводятся паломнические поездки. В программу входят: утреннее богослужение, совершение молебна, экскурсия по обители. Желающие могут окунуться в святой источник или набрать из него воды. По окончании дня паломники трапезничают, братия угощает гостей чаем из собранных Крымских трав.
Для сведения! Узнать подробнее о паломнических поездках можно на официальном сайте монастыря.
Вода от источника считается целебной для почек и печени, это свойство доказано учеными экспериментально. Наука также подтверждает, что вода имеет особую структуру и состав. Это место пропитано Божией благодатью и почувствовать ее можно только оказавшись там.
Святыни
В сердце крымских гор, в глубоком лесном ущелье между великанами Бабуганом и Синабдагом укрылся от мира маленький монастырь. Между другими иноческими обителями Горного Крыма Косьмо-Дамиановская киновия особенно замечательна - не только поразительной уединенностью и первозданной дикостью места, но более всего своим чудесным источником.
Монастырёк лепится по горной крутизне вокруг источника святых Косьмы и Дамиана; его всегда холодная и прозрачная, как хрусталь, вода прославилась целительной силой с давних времен - со времен первых христиан.
Из жизнеописания святых бессребреников Косьмы и Дамиана, во имя которых устроен этот небольшой монастырь, видно, что эти два брата-врачи, сделавшись христианами и посвятив себя на безвозмездное врачевание и помощь страждущему человечеству, жили в Риме, там умерщвлены своим завистником-учителем и погребены «при потоке вод». Но у жителей Крыма, с самых давних времен, существует предание, что Косьма и Дамиан, изгнанные из Рима, умерщвлены в Крыму и погребены именно у того самого источника, при котором существует теперь основанный во имя их монастырь. И потому легенда о жизни этих святых рассказывается здесь иначе, а именно таким образом:
Два брата, Косьма и Дамиан, будучи искусными врачами и сделавшись из язычников христианами и сосланы были за свою веру в Крым, при римском императоре Диоклетиане. Здесь они были убиты в горах одним из врагов своих, который завидовал их добродетели и тому искусству, с каким они умели врачевать всех больных наложением рук. Убийца похоронил их при источнике вод, в горах.
Прошло много времени после их смерти, когда случилось, что какой-то из городских жителей страны возненавидел свою жену, увел ее в горы, выколол ей там глаза и пустил ее бродить среди неизвестных ей мест, далеко от всякого жилья. Несчастная уже умирала от голода, как к ней явились два неизвестных ей человека; сказали, что они два брата-врачи, Косьма и Дамиан; подвели ее к источнику и велели ей умыться в его водах. Когда она это исполнила, то ей внезапно возвратилось зрение.
Вернувшись после того в свою деревню, она рассказала там о случившемся. Потом другой какой-то житель страны, желая испытать целебность воды в источнике, бросил в нее мертвого барана. Баран сейчас же ожил. С тех пор все жители окрестных деревень уверовали в целебность воды, и вера эта от христиан перешла позднее и к татарам, которые и назвали источник Косьмы и Дамиана - Савлах-Су, что значит «живая», «исцеляющая» вода.
Великая тишина царит в этих горах и в этой заоблачной обители. Раз в год, 1-го июля, в день памяти Косьмы и Дамиана, совершается в монастырь великое паломничество: со всех уголков Крыма стекается сюда множество людей искать исцеления в Святом ключе от всех возможных недугов. Сюда идут и старые, и малые, пробираются и больные, и здоровые - без различия национальностей и религий: христиане и мусульмане, русские и греки, украинцы и татары, караимы и евреи... Все идут к источнику Косьмы и Дамиана - с верою и надеждою получить исцеление от своих недугов. Не иссякает чудодейственная сила целебного источника, и живо в народе предание о чудесах святых братьев-целителей. И потому и сегодня возносится здесь молитва об исцелении от болезней душевных и телесных:- Святые бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан, посетите и исцелите немощи наши!
Монастырь расположен у подножия Чатыр-дага, между склонами гор Чучель и Черная. Источник святых Косьмы и Дамиана издавна считался целебным. В конце XIX века здесь был построен монастырь на пожертвования богомольцев. С 1856 по 1899 гг. монастырь был мужским, а затем был преобразован в женский. Сейчас он снова стал мужским.
В 1911 году монастырь посетил Николай II, молился у источника и пил святую воду. В 1923 году обитель закрыли и разместили здесь биологическую станцию и музей природы, а в часовне над святым источником находился инкубатории для вывода мальков форели.
Во время войны были уничтожены все постройки, лишь чудом уцелела часовня над источником. В настоящее время Косьмо-Дамиановский мужской монастырь возобновил свою деятельность. Источник, вода которого содержит высокий процент серебра, является целебным и помогает при заболеваниях печени, почек, желудка. Добраться до источника и монастыря можно из Алушты пешком (ок. 25 км) или на автомобиле. Для проезда/прохода к нему необходимо получить пропуск в администрации Крымского заповедника (Алушта, ул. Партизанская, 44). Стоимость пропуска лучше об этом узнать самостоятельно на сайте заповедника .
«Среди гор Таврических есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли, по свидетельству … предания, их молитвами…» -архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, 1 июля 1855 года.
В 20 километрах от г. Алушты, на высоте около 800 метров над уровнем моря, у подножия горы Чатыр-Даг, расположен действующий мужской монастырь святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Это удивительно красивое место окружено лесными склонами Бабугана, горой Черной и хребтом Конек. Мужская обитель была основана здесь в далеком XIX веке рядом с источником святых братьев Косьмы и Дамиана Римских.
Согласно преданию, этот святой источник появился в Крыму по молитвам самих святых бессребреников. Напомним, что жили святые братья Косьма и Дамиан в Риме в III веке н.э. во времена гонения на христиан. Их мать Феодотия воспитала сыновей в христианской вере, и, научившись врачебному делу, Косьма и Дамиан успешно исцеляли больных людей по их вере. Они знали слова Спасителя, адресованные ученикам: «Даром получили, даром давайте» и не брали никакой платы за свою помощь. За бескорыстное лечение братьев называли «безмездными врачами», а они обычно говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». По молитвам святых братьев недугующие получали не только телесное, но духовное исцеление, многие обращались ко Христу. За свою добрую христианскую жизнь, за исповедание Иисуса Христа святые Косьма и Дамиан были сосланы римским императором Марком Аврелием Карином в Крым (тогда эти земли именовались Тавридой и были дальней римской колонией, местом ссылки христиан). В Крыму братья продолжили свое служение людям, исцеляли больных и проповедовали имя Господне. Из жития святых бессребреников мы знаем, что они приняли мученическую кончину за Христа в 284 году от рук своего бывшего учителя, который был исполнен зависти к своим ученикам. Обманным путем он заманил их в лес и убил. Так окончили свой земной путь святые бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан, но и ныне по их молитвам происходит множество чудес и исцелений.
Итак, во время своего пребывания в Крыму святые братья Косьма и Дамиан молитвенно испросили у Господа источник, который с тех пор не иссякает. Вода в нем очень приятна на вкус и необыкновенно прозрачна. В наше время Одесский НИИ курортологии провел исследования, которые показали, что в воде источника содержатся магний, калий, марганец, литий и серебро, которое редко встречается в природных источниках. Более 1700 лет на этот источник идут люди с верой и надеждой получить исцеление от своих недугов. Он почитается не только православными, но и представителями других конфессий: татарами, караимами, католиками. По-татарски святой источник Косьмы и Дамиана называется Савлух-Су, что переводится как «здоровая вода» или «вода здоровья».
Косьмо-Дамиановский монастырь
Этот святой источник с давних пор славится чудесными исцелениями. Существует предание о одном местном татарине, который увел в горы ненавистную ему жену, выколол ей глаза и оставил в горах одну. Бедная слепая женщина умирала от голода, и к ней явились два незнакомца, которые представились святыми Косьмой и Дамианом. Братья повелели женщине умыться в их источнике, и к ней вернулось зрение. Возвратившись в свое селение, женщина рассказала о произошедшем с ней. Другое предание рассказывает, как некий пастух, больной проказой, уснул возле святого источника, измученный своей болезнью. Во сне он увидел двух человек, которые сказали, что они – Косьма и Дамиан, святые повелели пастуху погрузиться в источник. Пробудившись ото сна, больной исполнил все сказанное ему и снова уснул. Святые бессребреники снова явились ему во сне и сказали: «Ты будешь совершенно здоров сегодня же, но помни, что ты должен ежегодно 1 июля являться к нашему источнику для омовения тела. Советуй то же делать и страждущим братьям твоим».
Еще один случай исцеления произошел 1 июля 1908 года: в монастырь святых Косьмы и Дамиана из Гурзуфа приехал некий грек Кирилл, который рассказал, что он болел целый год и уже почти не вставал – доктора сочли его безнадежным. В конце июня ему приснились четыре дивных мужа и сказали: «Вставай, ты будешь здоров, только пойди в Космодамиановский монастырь, искупайся в его источнике». В следующую ночь сон повторился. Мужи снова обратились к больному: «Ты подумал – отчего не спросил, кто мы такие? Мы Косьма и Дамиан, а другие два – апостолы Петр и Павел. Сходи в монастырь и будешь здоров.». 1 июля грек Кирилл отслужил молебен святым бессребреникам в Космодамиановском монастыре, искупался в источнике, после чего стал совершенно здоров.
На святой источник Косьмы и Дамиана привозили больных разного вероисповедания со всего Крыма. На храмовый праздник 1 июля сюда стекалось огромное количество недужных людей, хотя рядом с источником не было никаких построек для паломников и проведения богослужения. Только в 20-х годах XIX века на средства графини Софии Потоцкой у источника был построен деревянный флигель для паломников, а в 50-х годах того же столетия один симферопольский купец, получив исцеление от недуга, поставил у источника сруб с образами святых Косьмы и Дамиана. Монастырь появился здесь немного позже благодаря усердию и стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия.
Каменная часовня над святым источником Косьмы и Дамиана была возведена в 1891 году вместо первой деревянной. Новая часовня была очень красива и удобна для проведения богослужений. В центре часовни находился небольшой каменный резервуар, в который и был заключен источник – здесь брали воду для питья. Наполняя резервуар, вода стекала в большой деревянный бассейн, который служил купальней для паломников и находился в закрытом помещении. Купальня делилась на две половины: мужскую и женскую. Многие паломники купались в бассейне, несмотря на низкую температуру воды (+8 градусов), другие же омывались лишь частично. Вода в бассейне не была стоячей, лишняя стекала. Но при необходимости всю воду в бассейне можно было полностью поменять всего за 25 минут с помощью специального приспособления. На храмовый праздник 1 июля в монастыре обычно собиралось множество народа, большая часть которого приезжала из Симферополя. Выезжали обычно заранее целыми семьями, запасаясь продуктами и вещами. Останавливаясь неподалеку от монастыря, паломники переодевались в праздничные одежды и шли к источнику. У татар существовал такой обычай: после купания в святой воде они оставляли лоскутья своей одежды на стенах бассейна, считая, что вместе с ними здесь останутся и болезни. После праздничной службы открывались продуктовые лавочки, всюду разводили костры, в ручье ловили форель. По окончании молитвы паломники обедали, собирали свои вещи и отправлялись в обратный путь.
Монастырь свв. Косьмы и Дамиана
В течение 43 лет, с 1856 по 1899 годы, Космодамиановский монастырь был мужским, потом его преобразовали в женский. Но всегда это была довольно бедная обитель, существовавшая только на небольшие пожертвования верующих. В советские годы трагичная участь многих монастырей не миновала и Космодамиановскую обитель, она была ликвидирована, а ее территория – передана Крымскому заповеднику. В годы Великой Отечественной Войны подверглись уничтожению все строения бывшего монастыря святых Косьмы и Дамиана, кроме часовни над святым источником.
Спустя 70 лет после закрытия обители, в 1994 году здесь снова возобновилась монашеская жизнь, сейчас обитель является мужской. В монастырь вернулась древняя монастырская святыня – икона с частицами святых мощей Косьмы и Дамиана, сейчас она хранится в обители. В часовне регулярно проходят богослужения. В день памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана (14 июля) в обитель стекаются многочисленные паломники.
Конечно, это совершенно уникальное и благодатное место: здесь жили сами святые чудотворцы Косьма и Дамиан, здесь они исцеляли, здесь молились. И почти 2000 лет не иссякает этот святой источник – сколько народа принял он в свои святые воды за это время, сколько людей здесь исцелилось, сколько счастья здесь излилось!!! Наши предки с великой верой шли сюда и получали просимое, и какое огромное счастье, что сегодня и мы имеем возможность прикоснуться к этой удивительной святыне, помолиться святым безмездным врачам и попросить их заступничества и помощи в наших болезнях, как душевных, так и телесных.
Адрес: Крым, подножие горы Чатырдаг (в 20 км от города Алушта).