Интересные факты об исаакиевском соборе и фото с купола на город. Великая доминанта. Интересные факты об Исаакиевском соборе Особенности и интересные факты исаакиевского собора
Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящен ровно 156 лет назад, (30 мая) 11 июня 1858 года. Его история, которая ведет свое начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов..
Два предшественника
Еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. Император недаром решил почтить именно его - он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю. Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год. Фото: Public Domain
Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году - первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем. Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.
Сбывшееся предсказание
Чевакинского и назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.
Собор несколько раз менял и архитекторов, и внешний вид. Фото: АиФ / Ксения Матвеева
Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно - кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга».
При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично. Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану.Новый собор заложили в 1819 году, но проект Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.
Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер. На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.
Инженерное чудо
В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет - мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую - и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»
При установке гранитных колонн использовались новаторские для того времени технологии. Фото: АиФ / Ксения Матвеева Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора. Гранит для них добывали на берегу Финского залива, у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.
Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера.
Исаакиевский собор - четвертый в мире по величине, его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота - 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.
Музей атеизма
Как и все религиозные постройки, после Октябрьской революции храм был разорен. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из Исаакия вывезли 48 килограммов золотых предметов и две тонны серебра. В 1928 году президиум ВЦИК постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника». 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.Это и спасло храм от разрушения - сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии. Еще одна часть экскурсии носила научно-просветительский характер - под куполом висел маятник Фуко, длина которого составляла 91 метр. Маятник и сейчас хранится в запасниках храма, получившего статус государственного музея-памятника.
Война
Суровые годы войны тоже оставили храм невредимым. Купол закрыли камуфляжем военные альпинисты (один из них - Михаил Бобров - живет в Петербурге по сей день и носит звание почетного гражданина города). Согласно легенде, при угрозе оккупации города нужно было найти хранилище для тех ценностей, которые не успели вывезти. Тогда один пожилой офицер предложил собрать все в подвалах Исаакия, объясняя это тем, что фашисты используют его купол как ориентир и не станут по нему стрелять.
Все 900 дней блокады музейные ценности из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I пролежали в полной безопасности, а на площади перед собором блокадники разбили огород, где ухитрялись выращивать капусту - об этом свидетельствуют архивные кадры 1942 года.
Но полностью избежать повреждений собору не удалось - о разрывах снарядов до сих пор напоминают следы от осколков на колоннах западного портика. Из-за отсутствия отопления пострадали настенные росписи, а живописная работа Бруни «Адам и Ева в раю» была смыта полностью.
Музейное настоящее
В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.В 1990 год впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.
Мы стремимся за рубеж всеми силами, забывая о том, что наша страна полна интересных мест, тайн и загадок. Сегодня обратимся к символу Петербурга — Исаакиевскому собору и его секретам.
1. Почему собор называется Исаакиевским?
Известно, что современный Исаакиевский собор далеко не первый в истории Санкт-Петербурга. До него были, по меньшей мере, три Исаакиевские церкви. Первая церковь была построена ещё при Петре I в 1707 году. Император решил ее назвать в честь своего небесного покровителя - Исаакия Далматского: день памяти Исаакия совпадает с днем рождения Петра (30 мая).
2. Кто был архитектором современного Собора?
Неудачный проект Третьего Исаакиевского Собора закончился тем, что император Александр I стал искать другого архитектора для возведения нового храма, но при условии, что три освященных алтаря останутся нетронутыми. Только что прибывший из Франции Огюст Монферран, тут же был назначен на эту должность. И в 1818 году по его проекту начинается строительство Исаакиевского Собора, которое закончится лишь через 40 лет в 1858 году при Александре II.
3. Самое необычное в Исаакиевском Соборе…
Пожалуй, самым странным кажется наличие витража в восточной части Храма. Идея поместить витраж, изображающий Воскресшего Христа, принадлежала немецкому архитектору Лео фон Кленце. Создавался витраж в Мюнхене по эскизу немецкого художника Генриха Мария фон Гесса. В 1843 году был установлен в Исаакиевском Соборе. Дело в том, что витражное искусство было свойственно католической церкви и готическому стилю, но никак не православным храмам. Считается, что такое необычное сочетание западного и восточного мира, то есть католичества и православия, следовало ожидать именно в эпоху расцвета романтизма в России.
4. Что изображено на потолке Собора?
Исаакиевский собор сверху донизу украшен настенными росписями, мозаикой, скульптурами, мраморной отделкой. Если встать прямо под куполом и поднять глаза наверх, то можно увидеть одну из работ Карла Брюллова — плафон, изображающий молящуюся Богородицу. По правую руку от Богородицы находится Иоанн Креститель, а по левую - Иоанн Богослов. Дальше по кругу идут небесные покровители Дома Романовых. В самом центре плафона изображен белый голубь, символизирующий Святой Дух. Многими искусствоведами данный сюжет трактуется как обожествление власти Романовых. Также известно, что данную роспись К.Брюллов выполнял 4 года.
5. Что увидел Иезекииль?
На западном своде центрального нефа изображена роспись Ф. Бруни — «Видение пророка Иезекииля». В самом центре стоящим на камне изображен сам пророк Иезекииль, которому, по библейскому преданию, явился Господь Бог и вывел его в поле, полное костей. И сказал Бог, чтобы пророк изрек слова Его, что вдохнет Он жизнь в них. Изображен тот самый момент, когда Иезекииль произносит слова Господа перед мертвецами. Мертвецы — это дом Израилевых, которых Господь обещал вывести из гробов своих. В данном сюжете видят прообраз вечной жизни и воскрешения.
6. Что написано на фасаде Собора?
На северном фасаде изображен барельеф «Воскрешение Христа»: виден сам Христос, по обе стороны от него ангелы, а позади ангелов люди, потрясенные увиденным. Под рельефной композицией золотыми буквами выведена надпись: «Господи, силою твоею возвеселится царь» .
На западном фасаде изображена «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Фигура Исаакия, благословляющего императора и его жену, находится в правой части барельефа. За ним преклоняются воины. В левом углу барельефа находится фигура, держащая в руках модель собора - это архитектор О. Монферран. Под барельефом надпись: «Царю царствующих »
Южный фасад украшен барельефом «Поклонение волхвов», в центре которого изображена Мария с младенцем, а по обе стороны от нее волхвы, пришедшие на поклонение.
Под барельефом надпись «Храм мой храм молитвы наречется».
На восточном фасаде находится барельеф на сюжет, как Исаакий Далматский останавливает императора Валентина. В центре видна фигура императора на коне, слева от него Исаакий. Позади Исаакия изображены воины, сковывающие ему руки. И надпись под барельефом: «На тя Господи уповахом да не постыдимся во веки»
7. Собор в цифрах
Общий вес всего Исаакиевского Собора равен 300 тысяч тонн
Площадь Собора составляет 4000 квадратных метра
Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек
Общий вес золотого убранства — 100 килограмм
Вес верхней колоннады - 67 тонн
Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.
Великим творением архитектора Монферрана считается храм Святому Исаакию Далматскому. Этот храм был четвертым по счету, так как судьба первых трех закончилась печально. Его проектом занимался в те времена неизвестный чертежник Огюст Монферран. А вот постройка храма длилось на протяжении 40 лет. Один архитектор Мантуан Модюи считал, что храм развалится. Поэтому данный проект пришлось перерабатывать. Когда его построили и начали расписывать купола, то делал это сначала художник Брюллов. Позже он серьезно заболел, поэтому доделывать данную работу пришлось Петру Басину. Освещение храма было запланировано в 1858 году. Но перед этим куда-то пропало сукно, которым хотели постелить путь царя от Зимнего дворца. Через месяц после освещения храма чертежник Монферрано умер. Несмотря на это его Исаакиевский собор считается украшением площади на протяжении больше сотни лет.
- Исаакиевский собор – задумка Петра Первого . Так сложились обстоятельства, что он родился именно в день памяти Исаакия Далматского. Только по этой причине он решил почтить его память сооружением великого собора, который по праву можно считать ровесником города.
- Собор перестраивали несколько раз . В первом храме венчалась Екатерина Первая и Пётр Первый. А вот сейчас в Петербурге стоит четвертый собор. С самого начала его строительство проходило с использованием мрамора, а позже государь распорядился закончить всё кирпичом. По этой причине многие современники насмехались.
- Строительство храма длилось 40 лет 500 000 строителями . Царю Александру Первому не понравился собор в центре города, поэтому он решил его сломать и построить новый. Он захотел иметь храм из гранита, чтобы он удивлял своей красотой. Выполнял его строительство архитектор Огюст Монферран, которому понадобилось 40 лет, чтобы закончить данное строительство. Поговаривают, что Огюст не спешил его заканчивать по той причине, что гадалка ему нагадала о смерти сразу после строительства собора.
- Исаакий – большая сокровищница драгоценного камня . Во время строительства храма было использовано больше 400 кг золота, пол тоны лазурита, 1000 тонн бронзы и 16 тонн малахита. Там установлена известная картина «Тайная вечеря», которая выполнена в виде мозаики.
- Смертельные случаи во время строительства собора . В период постройки храма купола обрабатывались 100 кг золота. Также во время этой процедуры использовали ртуть. Это всё привело к смертям около 60 рабочих.
- Одна из первых фотографий в России – строительство собора . Фотографии сделали для того, чтобы показать их будущим предкам.
- Большое разорение храма . В 1922 году люди Поволжья очень сильно голодали, поэтому жителями Петербурга было принято решение забрать 2 тонны серебра и 48 кг золота.
- Первый в России антирелигиозный музей . Его открыли на территории собора в апреле 1931 года.
- Гигантский маятник Фуко – наглядная демонстрация вращения Земли . В прошлые времена его считали триумфом в области науки. Сейчас его убрали, а на его месте находится фигура голубя.
- Больше всего собор пострадал во времена Великой Отечественной войны . Именно туда привезли ценные экспонаты из других пригородных музеев. Последствия от снарядов можно до сих пор наблюдать на колонах храма.
- Открытие в соборе музея . Он начал так функционировать в 1948 году. А в 1950 годах на куполе установили центровую площадку, из которой открывается прекрасный вид на Петербург.
- Первая церковная служба в Исаакиевском соборе прошла в 1990 . С этого времени служба проходит постоянно по великим праздникам и воскресеньям.
- Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в городе . Хоть и его никто так и не взвешивал, но его одна колона весит только 110 тонн. Таких колон в общем количестве несколько десятков штук.
- Скульптура О. Монферрана на фоне храма . Архитектор создан в античном стиле вместе с моделью собора у него в руках.
- Оригинальный памятник Санкт-Петербурга – ангелы со светильниками . Они придают храму завершенность. Раньше в светильниках зажигали огонь с помощью смолы.
Исаакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу.
О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ».
ТРИ ПРЕДШЕСТВЕННИКА ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА
Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.
ПОБЕДА РИСОВАЛЬЩИКА НАД АРХИТЕКТОРАМИ
Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.
НЕУДАЧНОЕ НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА
Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.
АРХИТЕКТУРНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.
Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни .
Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена.
На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.
ВКЛАД СКУЛЬПТОРОВ В ОФОРМЛЕНИЕ СОБОРА
Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали.
По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых.
Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.
ВИТРАЖ, КАМЕННАЯ ОТДЕЛКА И ДРУГИЕ ДЕТАЛИ ИНТЕРЬЕРА
Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора.
Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - более чем 800-метровую «Богородицу во Славе» в плафоне.
Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа.
Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.
ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе.
Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей.
Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания.
Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.
ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА
Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов.
Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией.
Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался.
Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.
ХРАМ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
В первые годы советской власти храм оставался действующим, однако государство его не финансировало, а все церковные ценности изъяло.
В 1931 году в здании музея был открыт антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал подвешенный к куполу собора 90-метровый маятник Фуко, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси.
Во время Великой Отечественной войны в подвалах Исаакия находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать .
Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым.
Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.
Грандиозное творение архитектора Монферрана - это четвертая версия храма Святому Исаакию Далматскому в Петербурге. Судьбу первых трех соборов решила череда неприятностей.
2014
Проект нынешнего собора создал малоизвестный в то время старший чертежник Огюст Монферран. Строительство шло почти 40 лет. Архитектор Антуан Модюи стал доказывать, что храм рухнет. Пришлось дорабатывать проект. Начавший роспись купола Брюллов заболел, и доделывал ее Петр Басин. Перед освящением храма в 1858-м пропало сукно, которым собирались выстлать путь государя от Зимнего дворца. Через месяц после освящения собора Монферран умер. Но его собор украшает площадь уже 156 лет.
1710
Первая церковь была деревянной и стояла у Адмиралтейской верфи (на рисунке). Это был перестроенный амбар, где раньше делали чертежи кораблей. Но сырость привела его в негодность. Поэтому в 1727 году на новом месте (где сейчас стоит Медный всадник) построили каменную церковь. Но из-за близости к Неве почва была неустойчивой, и в стенах быстро появились трещины. К тому же в храм ударила молния и начался пожар. Здание ремонтировали 10 лет, но оно продолжало разрушаться, и в 1758-м его разобрали.
1768
Для третьего собора выбрали новое место, где стоит нынешний храм. За проект (на рисунке) взялся Антонио Ринальди. Но средств не хватало, и за 28 лет собор довели лишь до карниза. Доделывал его уже другой итальянец - Винченцо Бренна. Храм отличался от проекта и вышел одноглавым, а колокольня двухъярусной. Долго он не простоял: в 1816-м cо сводов обрушилась штукатурка, и его закрыли.