Лодки в китае название. Конструкция китайской джонки. Особенности китайской джонки
Китай - страна с тысячелетней цивилизацией, и мы располагаем сведениями о его судах, хоть и не очень подробными, подчерпнутыми из «Milione» Марко Поло. Однако в связи с тем, что парусники - военные и торговые - на Западе были более или менее схожими, мы можем допустить, что и на Дальнем Востоке ситуация складывалась так же. Китайская джонка, которая продолжала использоваться вплоть до конца Второй мировой войны, была примерно 164 фута (50 м) длиной, 46-49 футов (14-15 м) шириной и имела пять мачт с прямоугольными парусами из циновок. Передние мачты и вторая мачта от кормы могли убираться для уменьшения парусности, а у других парусов существовала своя система взятия рифов. Корпус по форме напоминал плашкоут (несамоходное плоскодонное судно с упрощенными обводами для перевозки грузов на верхней палубе) и имел прямоугольные очертания (почти совсем не заостренные ни к носу, ни к корме, причем оба конца имели транцы (т.е. заканчивались плоской, словно обрубленной, вертикальной стенкой). На джонке был длинный квартердек и один большой руль. Для маневрирования с парусами на задней мачте была предусмотрена специальная площадка, выступающая за транцевый кормовой обрез. Судя по гравюрам XVI в., боевые джонки того времени имели только две мачты с парусами, прикрепленными на двух рангоутных брусьях (люгерный, или рейсовый парус), высокие фальшборты, крытый полуют и нечто вроде тарана на носу.
В отличие от китайской джонки корпус японской был более компактным и со значительно более выраженной кривизной бортов, хоть и имел прямой, круто наклоненный форштевень и высоко поднятую над водой корму. Она нависала над рулем, являясь структурной частью корпуса судна, а не как небольшой балкончик на китайской
джонке. Судно имело лишь одну палубу без полубака и полуюта, подобно современным европейским судам. Рангоут и такелаж были очень простыми и не унаследовали пяти мачт китайской джонки. Посреди судна располагалась всего одна высокая мачта, вооруженная узким прямоугольным парусом и укрепленная одним прочным штагом (растяжкой) спереди и двумя сзади. Далее на носу находилась еще одна небольшая наклоненная вперед мачта, которая, как и на галерах, не упиралась в гнездо на киле, а крепилась только на палубе; это обстоятельство позволяет предположить, что ее можно было опускать. Заметим, что бимсы (балки поперечного набора судна, связывающие бортовые ветви шпангоутов и формирующие основу палубного настила) главной палубы выступают с обеих сторон за борта, увеличивая ширину палубы и предоставляя таким образом больше места для грузов. На джонке имеется только один довольно большой руль, приводившийся в действие длинным румпелем (рычаг для управления рулем). Паруса были тканые, а не плетеные циновки.
В Корее были смешанные парусно-гребные суда, описания которых, имеющиеся в нашем распоряжении, достаточно подробны, чтобы восстановить их во всех деталях. Они были известны как «панцирные корабли», или «черепахи» адмирала Ли Сун Чина, который применял их в войне 1592-1598 гг. против Японии.
Эти суда имели корпус в виде плота с транцевыми носом и кормой и с расположенной сзади необычной надстройкой, выступавшей с обеих сторон за борт. Судно имело два паруса того же типа, что и на джонках. В дополнение к этому у него было от девяти до десяти весел с каждой стороны, расположенных почти вертикально и не имевших уключин западного типа, так что ими управлялись совершенно иначе, чем веслами на средиземноморских галерах. Замечательной особенностью этих судов, благодаря которой они и получили свое название, являлось наличие у них над главной палубой защитного черепахоподобного панциря, который тянулся вдоль всего корпуса, за исключением кормового выступа. Этот панцирь был покрыт металлическими пластинами с железными шипами, поэтому взять судно на абордаж было совершенно невозможно. Вооружение состояло из четырехдюймовых (19 см) бронзовых бортовых орудий и четырех небольших пушек, двух спереди и двух сзади над транцевым срезом. Эти суда были длиной в 116,4 фута (33,5 м) и шириной в 27,8 фута (8,5 м) по палубе.
Не каждому доводилось слышать слово "джонка". Но тем, кто услышал его впервые, наверняка интересно, что оно означает. Мало кто знает, что джонка - это традиционный китайский корабль, имеющий ряд существенных отличий от представителей европейского судостроения. Разница заметна и при первом взгляде, и при дальнейшем изучении этого необычного корабля.
Характерный внешний вид
Благодаря такому большому количеству характерных черт джонка - это, наверное, самое узнаваемое судно в мире и одновременно с тем уникальное, поскольку с традиционными европейскими кораблями, использующимися в большинстве стран, она имеет очень мало общего. Тем не менее, существовало множество разновидностей этого корабля - по некоторым данным, более 300.
История
Это название, напоминающее традиционное американское имя, происходит от малайского слова djong, которое является искажением слова южноминьского диалекта, означающего «судно». Иными словами, джонка - это корабль, чем, по сути, она и является.
Старинная легенда гласит о том, что первая судно такого типа было создано Небесным Китайским императором Фу Хси. Он жил в далеком 29-м веке до нашей эры и был известен тем, что дал жителям страны тайные знания, поспособствовавшие развитию цивилизации. Неудивительно, что китайская джонка почитается народами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии как какое-то живое существо, обладающее нравом, характером и очарованием. Тем не менее, некоторые историки склоняются к мнению, что первые джонки появились примерно за 1000 лет до нашей эры.
Несмотря на то что Китай меньше многих других стран был заинтересован в исследовании отдаленных частей океана, первое морское судно появилось именно здесь. И это была джонка. Ее устойчивость позволяла маневрировать в открытых водах любого масштаба, но скорость при этом оставалась довольно небольшой.
Необычные паруса
Для кого-то самой примечательной чертой джонки является ее необычный корпус, а кто-то в первую очередь обращает внимание на паруса. Мачт на таком корабле, как правило, от трех до пяти. На них размещаются горизонтальные бамбуковые жерди, которые и служат держателями необычных парусов. Общий вид их напоминает веер - как внешне, так и по системе складывания.
Поначалу паруса делались из тростниковых циновок, что делало их очень тяжелыми, поэтому джонка в то время не была приспособлена для быстрого плавания. Но и необходимости в этом не было. Зато прочность материала позволяла парусам выдерживать порывы даже самого сильного ветра. Позднее циновка была заменена тканью, что повысило быстроходность и маневренность судна.
В конце XIII века Китай посетил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Он составил подробное описание оригинального азиатского судна и был просто поражен тем, что на некоторых джонках в дополнение к имеющимся четырем мачтам можно было устанавливать запасные, позволяющие развернуть еще несколько парусов.
Военные джонки
Что такое джонка для китайцев? Зачастую это транспортное или торговое судно. Гораздо реже оно использовалось в военных целях. Историки отмечают такой интересный факт: в 16-17-м веках у Китайского побережья объявились португальские, голландские и японские пираты. Вместо того чтобы мобилизовать войска и прогнать их, китайцы обратились к древним трактатам, дающим рекомендации на этот случай. Не найдя ответа на свой вопрос, жители Китая решили оставить все как есть.
Тем не менее, что такое джонка, как не корабль, идеально подходящий для военных действий? Устойчивость судна позволяла устанавливать на него от 5 до 7 12-фунтовых пушек и специальный фальшборт, защищавший от пуль и стрел. При этом численность экипажа достигала 200 человек, а водоизмещение - 200 тонн.
Японские джонки
Джонки, создававшиеся в Стране восходящего солнца, несколько отличались от китайских, в том числе и внешне. В первую очередь выделялись кривизна бортов и высоко приподнятая над водой корма, нависавшая над рулем.
В отличие от китайской, японская джонка - это корабль всего с одной центральной мачтой, на которой располагается узкий прямоугольный парус. Еще одна небольшая мачта под наклоном располагалась на носу корабля и, вероятно, могла убираться при необходимости. Еще одной особенностью японской джонки является то, что бимсы - балки, формирующие основу палубы, - выступали за пределы судна, тем самым увеличивая полезное пространство под грузы.
Современность
Несмотря на то что джонка была изобретена больше 3 тысяч лет назад, она все еще остается актуальной. Основная причина - совершенная конструкция, обеспечивающая устойчивость, вместительность и маневренность на мелководье. За много лет старинное судно практически не изменилось, даже сейчас это все та же средневековая джонка. Фото наглядно показывает, как мало отличий есть между старинным и современным кораблем.
В настоящее время бедное население некоторых районов Китая вынуждено жить на джонках, что обходится гораздо дешевле, чем покупка жилья. Судно обеспечивает рыбаков пищей и дает кров, поэтому является довольно популярным местом для проживания. Владельцы домов-джонок предпочитают селиться на реках неподалеку от крупных городов. Численность населения в таких плавучих поселках может доходить до 80 тысяч человек, как, например, в городе Кантоне. В Гонконге китайцев, проживающих на джонках, тоже довольно много - около 12 тысяч. Кроме того, в настоящее время джонки используются для привлечения туристов.
Первые цельнодеревянные китайские корабли называются словом, вошедшим почти во все языки мира. Это слово сампан. Оно состоит из двух корней: «сан» - три и «пан» - доска. По-видимому, сампаны происходили от плотов с тремя продольными досками рамы. Для улучшения мореходных качеств плота со временем к нему добавилась нос и корма. Первое изображение китайского сампана относится к 147 г. н. э. Сампан показан ведущим морской бой. Лодки на рисунке имеют характерную форму. Солдаты на лодках вооружены мечами и щитами, у одного из них имеется лук со стрелами. На корме лодки сидит гребец, который приводит сампан в движение.
Вечная китайская джонка
Наиболее распространенный тип китайского корабля - джонка. В европейском письменном источнике первое упоминание о джонке датируется 1555 годом. По-видимому, слово «джонка» происходит от китайского чуань, означающего «лодка». Хотя в современных европейских языках слово «джонка» приобрело пренебрежительные коннотации, в свое время китайские джонки далеко превосходили европейские корабли. Для сравнения можно назвать такие конструктивные особенности китайских джонок как водонепроницаемый корпус, сбалансированное перо руля и лисели появились на джонках задолго до того, как их изобрели в Европе.
Боевой корабль лоу-чуань из «УДзин Дзон Я о» редакции 1520 г. Оригинал датируется 1044 г. Корабль имеет характерную открытую конструкцию, гребцы защищены только планширом. Корабль вооружен требюше с противовесом.
Китайский колесный боевой корабль династии Сун. Рисунок из книги 1842 г., посвященной вопросам береговой обороны.
Конструкция китайской джонки
Если уважаемый читатель соберется строить джонку, никаких технических проблем у него не возникнет. Дело в том, что за столетия конструкция джонки отточена до совершенства и возведена в канон. От канона допустимы минимальные отклонения, но они не должны противоречить основным принципам конструкции. Методы строительства варьировались в зависимости от места строительства, типа и размера джонки, но в целом процесс строительства проходил стереотипно.
На первом этапе строительства поверх киля укладывались доски днища. Доски соединялись с помощью кованных железных скоб, образуя неразъемный щит. Затем по всей длине днища с необходимыми интервалами устанавливались поперечные ребра, закреплявшиеся на днище. Плотники работали без линеек. Доски днища обрезали по натянутой веревке. Затем укладывались доски обшивки борта, притягивались веревками и прибивались гвоздями. Палубные бимсы, обычно из твердой древесины, врезались в верхнюю доску борта. Далее устанавливались шпангоуты, состоявшие из двух-трех деталей, соединенных в замок и закрепленных толстыми гвоздями. Нос и корма сооружались подобным образом, их конструкция несколько различалась в разных районах страны. После того, как корпус был готов, настилали палубу. Зазоры между досками обшивки конопатили. Для этой цели использовали смесь извести и древесного масла. Полученная смесь затвердевала в течение 48 часов, образуя водонепроницаемый слой.
Четырехколесный боевой корабль, по бортам изображены тигриные морды. Борта откидываются перед началом абордажного боя.
Рисунок пятимачтового транспорта дает хорошее представление о том, как выглядели корабли династии Мин, перевозившие сокровища. Подобного типа корабли участвовали в походе Чжен Xэ в Африку в начале XV века.
Кхмеры (камбоджийцы) и тямы (вьетнамцы) ведут бой на реке, период восстания под предводительством Джаявармана VII, 11 81 г.
В 1177 г. чампский царь Джая Индраварман вторгся в Камбоджу. Вьетнамский флот двигался вдоль морского побережья, а затем поднялся вверх по реке до камбоджийской столицы Ангкор. Город был разграблен, и тямы оккупировали Камбоджу. Через четыре года будущий камбоджийский царь Джаяварман VII поднял восстание против захватчиков. Он разбил тямов в решающем сражении, произошедшем в 1181 г. Это эпическая речная битва запечатлена на барельефах, вырезанных на стенах Бартеай-Чмара и Байона в Камбоджии. Здесь изображен момент, когда тямский и кхмерский боевые баркасы сошлись в абордажном бое посреди реки. Носы лодок украшены гротескными мордами чудовищ. На борту лодок лучники и копейщики. Солдат противоборствующих сторон можно различить, так как кхмеры ходят с непокрытыми головами, а тямы носят характерные головные уборы. Все гребцы сидят лицом к корме, лишь на баркасе кхмерского царя гребцы повернуты лицом к носу и гребут веслами-юло. Никакой защиты у царских гребцов нет, таким образом они демонстрируют личную храбрость. На рядовых баркасах гребцы прикрыты длинными щитами, через которые продеты весла. Баркасы, сближаясь, осыпали друг друга стрелами, а затем забрасывали абордажные крючья, привязанные к канатам из ротанга. В центре кхмерского баркаса под зонтиком стоит офицер, который руководит действиями экипажа. Солдаты с обеих сторон вооружены длинными копьями и щитами. Солдат, упавший в воду, тут же становится добычей крокодилов.
Обычная транспортная джонка, использовавшаяся для плавания по рекам и прибрежным районам моря. Видны детали парусного вооружения и такелажа. Как обычно, корма выше носа, где находятся кабестан и якорь. Корабль напоминает джонки Хубилая, изображенные на японском Свитке монгольского вторжения.
Морская боевая джонка династии Юань атакована вьетнамскими боевыми баркасами в устье Красной реки, 1288 г.
Кхмеры (камбоджийцы) и тямы (вьетнамцы) ведут бой на реке, период восстания под предводительством Джаявармана VII, 1181 г.
23-колесный корабль династии Сун обстреливает известковыми бомбами корабль династии Цзинь, сражение при Кайши, 1161 г.
Речной флот династии Западный Хань атакован брандерами повстанцев, 200 г. до н. э.
Морские торговые джонки строились в большом количестве на протяжении периодов правления династий Сун и Юань. Китайская джонка изображена на барельефе в Ангкор-Томе в Камбодже, датированном 1185 г. Похожие по конструкции корабли монголы использовали в качестве боевых кораблей в ходе своих заморских кампаний. Изображение монгольских джонок мы находим на Свитке Монгольского вторжения, посвященному походам монголов в Японию в 1274 и 1281 гг. Дополнительную информацию о джонках нам сообщает Марко Поло, находившийся в Китае в период между 1275 и 1292 гг. Среди прочего Марко Поло отмечает, что джонки имеют одну палубу с небольшими надстройками, большое перо руля и четыре мачты. Марко Поло также отмечает, что на китайских джонках имелись водонепроницаемые переборки - вещь совершенно неизвестная в Европе. «Поэтому, если случайно борт буде пробит в одном месте, например, если корабль наткнется на скалу или его ударит кит… вода не проникнет из одного трюма в другой».
Типичная китайская лодка, по большей части использовалась в восточных морях как грузовое судно. Эта сборная модель корабля отличается от торговой джонки наличием вооружения (10 пушек) и корпусом, усиленным очень прочным водонепроницаемыми переборками. Большой и эффективный руль, вместе со стандартным набором парусов, типичны для всех джонок.
Чертеж джонки
Чертеж этой китайской джонки выполнен на листе формата примерно 90х70 см. Он включает в себя полномасштабные виды сбоку, сверху, на корму, чертежи каркасных деталей и пару фотографий готовой модели. Масштаб чертежа 1:100, что даёт длину готовой модели 40 см. К дополнению к чертежу идёт 8-ми страничная сборочная инструкция. Инструкция на английском языке. Основные материалы, необходимый для постройки модели по этому чертежу : фанера толщиной 4 и 1 мм; рейки липы 1х5 мм, рейки ореха 1х3 мм, светлые нити 0,25, 0,5 и 0,75 мм, пушки длиной 20 мм (артикул AM4167, количество 10 штук).
О нас
Мы обещаем, что:
- имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
- точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.
Правила обслуживания клиентов
Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.
- Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
- Быстрая обработка поступивших заказов;
- Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
- Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
- Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!
Наши преимущества
- Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
- Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
- Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.
Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!
Отличительные черты джонки - паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырёхугольника, а также приподнятые нос и корма . Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи . Массивный руль заменяет киль . Число мачт достигает пяти .
Точное время изобретения джонки неизвестно, во время династии Хань они уже были широко распространены. В раннем средневековье джонки использовались в военных целях, уже тогда заплывая в воды Индонезии и даже Индии .
Со временем джонки вошли в употребление по всей Восточной Азии и стали использоваться для длительных морских переходов. В 1846-1848 годах 800-тонная гонконгская джонка «Кхэйин» обогнула мыс Доброй Надежды и стала первым китайским судном, бросившим якорь на рейде Нью-Йорка . В Англии эту диковинку посетила сама королева Виктория .
С переводом военного флота на паровую основу джонка сохранила значение высокоманевренного грузового судна. В некоторых районах Вьетнама джонки используются как плавучее жильё.
Junk Halong Bay Vietnam.jpg
Современная вьетнамская джонка.
См. также
- Кхэйин - китайская трехмачтовая джонка, которая в 1846-1848 годах совершила путешествие из Гонконга в Нью-Йорк, Бостон и Лондон.
Напишите отзыв о статье "Джонка"
Примечания
|