Лучшие фотографы архитектуры. Архитектурная съёмка: советы для тех, кто любит делать фото. Съёмка достопримечательностей и архитектуры
Культура различных народов и стран выражена в архитектуре и предметах искусства их городов. Тысячи лет строители, архитекторы и художники создавали неповторимый образ каждого из городов. Передать их старания в фотографии - вот тема этого урока.
Съёмка достопримечательностей и архитектуры
Город - единое образование, включающее в себя архитектуру улиц, памятники, храмы, парки, набережные, людей и животных. Конечно же, каждый город, а особенно города с богатым
историческим прошлым, имеют собственный уникальный характер и определенную «мелодию». Для городов Востока характерен один ритм, для маленьких европейских городков - другой, для
огромных мегаполисов - третий… На самом деле, люди и постройки являют собой единый живой организм, ну а чтобы получить хорошие «городские фотографии», в первую очередь нужно поймать Настроение Города.
Кому-то проще разглядеть что-то интересное в незнакомом месте, едва бросив чемодан в отеле, а кому-то нужно присматриваться к жизни мегаполиса или маленького городка в течение какого-то - возможно, длительного - времени.
Конечно, сначала желательно познакомиться с тем местом, куда вы едете, заочно. Для этого, кроме получения общей информации о тех местах, вы можете заранее посмотреть фотографии города и определиться с «точками», которые могли бы быть вам интересны. Это не значит, будто нужно «калькировать» чьи-то фото, но все же не стоит забывать: в большинстве городов есть достопримечательности - и существуют их традиционные выгодные ракурсы, которые обходить вниманием, конечно, незачем.
Обязательно нужно учитывать климатические особенности, так как, например, во многих городах Азии днем может быть очень жарко и пыльно, к тому же, на улицах может собираться такое количество народа, что съемку это очень осложнит. Как правило, лучше всего о местных особенностях рассказано в путеводителях для вольных путешественников (Lonely Planet и другие подобные издания).
Свет
Как и в любой другой фотографии, главное в городской фотографии - свет. Особенности освещения могут сделать самое банальное место необычным, особенно если вы окажетесь там в нестандартное время.
По личному опыту знаю: лучшее время для городской съемки, особенно в Азии, - самое раннее утро. Мало того, что освещение в режимное время (за некоторое время до восхода солнца и пару часов после него) само по себе интересно - в это время, как правило, на городских улицах очень мало людей, то есть пространство в вашем полном распоряжении! Даже если днем вас ждет адская жара, утром на улицах обычно достаточно прохладно; лишь редкие люди заняты своими делами. В Европе жители не всегда хорошо реагируют на съемку, поэтому и вы не будете мешать им, и они вам. Хотя, нельзя не заметить, присутствие небольшого количества людей в кадре очень оживляет снимок: речь об «истории», уникальности момента…
Также одной из самых интересных по освещению вариантов городской съемки является съемка ночная и вечер, переходящий в ночь. В это волшебное время европейские города и мегаполисы бывают красиво подсвечены, поэтому представляют собой ночью совершенно другое зрелище, нежели днем. Лучшее время здесь наступает в тот момент, когда уже включают подсветку, но ночь еще не окончательно «снизошла» на город.
В Азии ночи очень темные и начинаются довольно рано. Основные же достопримечательности обычно не подсвечены, так что съемка имеет определенные особенности - вечером лучше переключиться на съемку подсвеченных деталей.
Нередко с наступлением темноты в городах - например, в Катманду - в многочисленных мелких лавочках или мастерских включается тусклый свет. Несмотря на отсутствие полноценного вечернего освещения, город превращается в своеобразную «Сказку 1001 ночи» - куда ни кинь взгляд, везде, в маленьких арочках, магазинчиках, уличных кафе происходит какая-то жизнь, выглядящая очень притягательно: она словно бы «высвечивается» из темноты небольшими лампами…
Но, надо сказать, для такой съемки нужен светосильный телеобъектив и современная камера, позволяющая снимать на высокой чувствительности (ISO), дабы получить достаточно короткую выдержку (во избежание смазов) для двигающихся объектов в тусклом свете.
Днем, при ярком солнечном свете, хорошо смотрятся на фото современные офисные здания. Контрастный солнечный свет лишь подчеркивает резкие грани современного дизайна. Если здание стеклянное, то в его многочисленных окнах могут отражаться весьма интересные сюжеты.
В это время также можно сделать интересные фотографии внутри, в интерьерах храмов либо других старых зданий, где через немногочисленные оконца на стенах пробиваются яркие солнечные лучи.
Конечно же, интересны для городской съемки и необычные погодные явления - например, полнолуние, предгрозовое небо, предрассветная дымка или густой туман, которые могут сделать необычными фотографии самых исхоженных туристических мест.
Что касается технической стороны городской съемки, то, поскольку контраст при съемке, как правило, высок, нужно ставить экспозицию по важным деталям, на которые вы и делаете акцент. При необходимости передать детали объекта в тенях экспозиция устанавливается по теневым участкам. Следите при этом за возможным выбитым в свете (передержанными участками). Возможно, они появятся, но если будут невелики и не в основных сюжетных линиях, то это не так и страшно.
Правило третей
Для уравновешенной композиции городского пейзажа, как и в обычном пейзаже, используйте выдержку, относящуюся к правилу «золотого сечения» – «правилу третей», размещая важные композиционные элементы в узлах пересечения линий, прочерченных на расстоянии трети от краев кадра.
Использование штатива и подручных средств
Для съемки в режимное время и для ночной съемки вам обязательно потребуется штатив. Необходимость носить его с собой, конечно, несколько усложняет перемещения по городу, но избавляет от вероятных смазов на длинной выдержке. Кстати, если ваш объектив оборудован стабилизатором, то лучше при съемке со штатива его вообще выключить, так как помочь он вам в таком типе съемки не сможет, а вот помешать - легко…
Со штативом длина выдержки может вас практически не заботить (в городе обычно достаточно 30 секунд для ночной съемки: специального пульта не нужно) - можете применять интересные эффекты. Например, можно закрутить отверстие диафрагмы до значений 11-14: источники света на фотографии превратятся в маленькие звездочки с лучами.
Также на длинной выдержке съемка дорожного движения даст следы красивых треков от фар машин. Для использования такого приема точку съемки лучше выбрать повыше.
Со штатива вы можете получить также очень интересные фотографии, снимая фонтаны. Если выдержка будет короткой, капли воды заморозятся; если же длинной (2-3 секунды), фонтан превратится в длинные матовые струи. Фонтаны бывают очень красиво подсвечены по вечерам - здесь штатив вам, скорее всего, тоже понадобится. Попробуйте поэкспериментировать, снимая фонтан целиком, отдельно, а также его детали.
При съемке со штатива всегда надевайте на объектив бленду, чтобы не ловить так называемых «зайцев»: это боковые засветки от других источников света, которых в городе обычно немало. Как и при ночной съемке любых других пейзажей, для спуска затвора (если вы не пользуетесь специальным пультом или тросиком) необходимо использовать автоматический таймер, иначе движение пальца на кнопке спуска затвора смажет изображение.
Иногда автофокус камеры не может сфокусироваться на нужной вам точке. Тогда либо переключите камеру в ручной режим фокусировки и наведите резкость вручную, либо подсветите объект фонарем, чтобы помочь сфокусироваться автофокусу. Если света для съемки с рук маловато, а штатива у вас с собой нет, используйте подручные средства: можно поставить фотоаппарат на забор, прислонить к стволу дерева или ограде набережной; неплохим импровизированным штативом может послужить мешочек с крупой.
При съемке интерьера в темных зданиях без штатива (таких, как этот буддийский монастырь, например) можно использовать способность широкоугольных объективов захватывать в кадр
максимум пространства. То есть можно поставить фотоаппарат на пол или очень низкую точку съемки, слегка приподнять объектив вверх (этого можно добиться, сняв, например, бленду с объектива и подложив ее под объектив) и снимать с задержкой спуска затвора, как при ночной съемке.Неплохим вариантом при съемке в темном помещении без штатива будет прием снимать сериями - несколько кадров из длинной серии вполне могут оказаться резкими.
Фрагменты архитектуры
Съемка города будет неполной, если не фотографировать детали архитектуры - они бывают очень интересными. Здесь, конечно, ключевым правилом будет внимательно смотреть по сторонам: нужно превратиться в своеобразный радар, так как некоторые элементы не так уж просто заметить. Способность находить и вычленять из общей картины необычные детали отлично развиваются с опытом съемки.
Интерес могут представлять старинные фонари, балконы, элементы набережных, храмов, вывески магазинов, арки, купола храмов, неожиданно встречающиеся маленькие памятники в необычных местах - и даже элементы городских коммуникаций! Нередко очень необычно выглядят ручки на дверях старинных зданий, старинные двери и окна.
Интересно смотрится сочетание старого и нового - например, отражение изображения старой церкви в стеклянных стенах офисного здания.
Иногда выразительный фрагмент здания может сказать о нем больше, чем общий план. В старинных зданиях, например, часто встречаются интересные элементы резьбы по камню или небольшие скульптуры на фасадах. Кроме наблюдательности, очень важным окажется умение убрать из такого кадра лишние детали, оставив главное.
Хотя, конечно, для полноты фоторепортажа о месте, в котором вы побывали, нужны как фрагменты, так и общие планы.
Снимая фрагменты, закройте диафрагму, чтобы получить большую глубину резкости.
Ритмический рисунок кадра
Найдя подобные по цвету, фактуре и форме элементы, можно уловить графический ритм, расположив эти элементы так, чтобы они повторялись. Это очень популярный в городской съемке прием. Такими элементами могут быть фонари на набережной, окна в каком-либо здании, элементы решеток, храмовые арки, деревья, столбы или машины на стоянке (ну и тени от них).
Лучше всего для фотографирования ритмических рисунков подойдет телеобъектив - учитывая его способность «сжимать» расстояние. При этом графический ритм хорошо подчеркивается при съемке не в фас, а сбоку. Такие фото очень интересно смотрятся в черно-белом варианте.
Экскурсии Фотографируя на экскурсиях, можно сделать немало любопытных фотографий. Правда, в такой съемке есть и не слишком приятный момент: поскольку вы на ней, скорее всего, не один (двое - практически идеальный вариант), то вам будут мешать другие члены группы. Избежать этого можно, если немного обогнать гида и занять лучшую точку первым. Либо наоборот: подождать, пока основная часть группы сфотографирует то, что хотела и пройдет дальше.
Не стоит злоупотреблять снимками типа «Я и фонтан», «Я и храм», «Я и статуя»: снимки эти, как правило, окажутся у большей части вашей группы… да и какую смысловую нагрузку они несут? Показать, что вы действительно там были? Или цель - непременно выложить фото в социальную сеть? Если уж вам так хочется сфотографироваться на красивом фоне в интересном месте, сделайте несколько таких фотографий, но не превращайте это в скучную бесконечную серию. Помните: основная цель художественной фотографии (если вы хотите получить действительно художественное фото) - сделать фотографии, интересные не только вам или тем, кто вас знает, а заинтересовать тех, кто совсем не знает предыстории, которая связывает вас с этим местом.
Если же ваша цель - показать на фото то, что вы «были в этом месте», лучше сфотографироваться или сфотографировать близких на фоне таблички с названием известной улицы или какой-либо популярной достопримечательности.
Оптика и геометрические искажения
При съемке широкоугольными объективами нередки такие геометрические искажения, как «падающие» к центру кадра здания. Если вам это сильно мешает, эти искажения сейчас неплохо исправляются при постобработке фотографий средствами Photoshop или любого популярного конвертера RAW. Хотя лучшим вариантом будет художественно обыграть эти искажения в свою пользу.
Чем больше фокусное расстояние, тем меньше эти искажения, то есть при съемке телеобъективом зданий, людей или улиц вдалеке падать в центр кадра они не будут.
Идеальным вариантом будет съемка с двух камер, на одну из которых надет широкоугольник, а на другую - телеобъектив: это придаст вам большую оперативность. Если же этот вариант не подходит вам по бюджету, то очень удобным при городской съемке будет универсальный зум-объектив с большим диапазоном фокусных расстояний и оптическим стабилизатором.
Панорамы
Для больших видовых пространств используйте панорамную съемку. При этом, как и в природном пейзаже, лучше снимать такие сюжеты с максимально высокой точки съемки.
Примеры фотографий на тему урока
Как и в любой другой фотографии, главное в городской фотографии – свет. Особенности освещения могут сделать самое банальное место необычным, особенно если вы окажетесь в нём в
нестандартное время.
Эта фотография Праги сделана в день с переменной облачностью. Город выглядел серым под пеленой облачности, но, стоило подождать пятнадцать минут, как появилась интересная полоска света, которая оживила фотографию. Прага. Чехия.
Присутствие даже небольшого количества людей в кадре его очень оживляет, придаёт ему некоторую историю, уникальность момента. Без людей эта улица была бы слишком пуста. Чешский Крумлов.
Одной из самых интересных по освещению вариантов городской съёмки является съёмка ночная и вечер, переходящий в ночь. В это волшебное время европейские города и мегаполисы бывают красиво подсвечены и ночью представляют собой совершенно другое зрелище, нежели днём. Лучше время здесь наступает, когда уже включают городскую подсветку, но небо ещё не чёрное, ночь ещё не окончательно спустилась на город.
»
Внутри храмов либо других старых зданий, днём можно сделать интересные фотографии, когда через немногочисленные оконца на стенах пробиваются яркие солнечные лучи. Прага. Чехия.
Со штативом вы практически неограниченны в длине выдержки (в городе 30 сек для ночной съёмки обычно достаточно и специального пульта не нужно) и можете применять интересные эффекты. Например, можно закрутить отверстие диафрагмы до значений 11-14 и источники света на фотографии превратятся в маленькие звёздочки с лучами. Москва. Россия.
Также как и при ночной съёмке любых других пейзажей, для спуска затвора (если вы не пользуетесь специальным пультом или тросиком) необходимо использовать автоматический таймер. Иначе движение пальца на кнопке спуска затвора способно смазать изображение. Москва. Россия.
При съёмке без штатива интерьеров в тёмных зданиях, например таких, как этот буддийский монастырь, можно использовать способность широкоугольных объективов захватывать в кадр
максимум пространства. То есть можно поставить фотоаппарат на пол или очень низкую точку съёмки, слегка приподнять объектив вверх (этого можно добиться, сняв, например бленду с
объектива и подложив её под объектив) и снимать с задержкой спуска затвора, как при ночной съёмке. Именно так и сделано это фото, при помощи подложенной под объектив бленды. Монастырь Тянгбоче. Непал
Съёмка города будет неполной, если не фотографировать детали архитектуры – они бывают очень интересными. Здесь, конечно, ключевым правилом будет внимательно смотреть по сторонам, превратясь в своеобразный радар, ведь некоторые элементы не так уж просто заметить. Способность находить и вычленять из общей картины необычные детали отлично развиваются с опытом съёмки. Прага. Чехия.
Интерес могут представлять старинные фонари, балконы, элементы набережных, храмов, вывески магазинов, арки, купола храмов, неожиданно встречающиеся маленькие памятники в необычных местах и даже элементы городских коммуникаций. Нередко очень необычно выглядят ручки на дверях старинных зданий, старинные двери и окна.
Прага. Район «Пражский град». Чехия.
»
Иногда, выразительный фрагмент здания или скульптуры, может сказать о нём больше, чем общий план. Кроме наблюдательности, очень важным будет умение убрать из такого кадра лишние детали, оставив главное. Крупный план головы статуи одного из воплощений Шивы – «Чёрного Байраба» на площади Дурбар-
сквер в Катманду, Непал.
»
Хотя, конечно, для полноценного фоторепортажа о месте, в котором вы побывали, нужны и фрагменты и общие планы. Общий вид статуи одного из воплощений Шивы – «Чёрного Байраба» на
площади Дурбар-сквер в Катманду, Непал.
»
Найдя подобные по цвету, фактуре и форме элементы, можно уловить графический ритм, расположив эти элементы так, чтобы они повторялись. Это очень популярный в городской съёмке приём. Такими элементами могут быть фонари на набережной, окна в здании, элементы решёток, арки храмов, деревья, даже столбы или машины на стоянке или тени от них. Здесь ритм создаёт повторение форм арок внутри католического храма. Кутна гора. Чехия.
»
Чем больше фокусное расстояние, тем меньше геометрические искажения. То есть, при съёмке телеобъективом зданий, людей или улиц вдалеке, падать в центр кадра они не будут. Прага. Чехия.
ы»
Для больших видовых пространств используйте панорамную съёмку. При этом, как и в природном пейзаже, лучше снимать такие сюжеты с максимально высокой точки съёмки.
Панорама из двух горизонтальных кадров. Чешский Крумлов. Чехия.
»
Свет имеет решающее значение для получения хорошей фотографии. Он делает момент уникальным, неповторяющимся. На фото – краткий момент короткого зимнего заката в морозный вечер. Москва. Россия
Задания к уроку
Учимся снимать архитектуру Ну что же, пришла пора попрактиковаться в съёмке архитектуры. Попробуйте найти интересные сюжеты для съёмки в городе и пришлите две самые удачные фотографии, сделанные в разное время суток.
Архитектурная фотосъемка – один из жанров фотоискусства, конечной целью которого является создание представления о построенных руками человека сооружениях. Как правило, снимок является документальным, поскольку данный вид фотографии призван фиксировать правдивые и точные элементы зданий, мостов, декора и т.п.
Ниже мы рассмотрим основные моменты создания архитектурной фотографии. Не огорчайтесь, если первые результаты не будут вас удовлетворять: терпение, эксперименты и опыт помогут вам со временем стать профи в непростом, но увлекательном процессе.
Выбираем точку съемки архитектурных объектов
В Сети и специализированных учебниках можно найти множество уроков на тему правильного фотографирования архитектурных объектов. При этом все советы сводятся к одному: важнейшее значение для создания качественного снимка имеет точка съемки. Потому что именно от того, на каком расстоянии или высоте по отношению к объекту будет находиться фотограф, а также под каким углом мастер будет смотреть на него, зависит успех всей работы.
При выборе точки съемки следует придерживаться следующих правил:
- Пробуйте все варианты. Снимайте здание с близкого и далекого расстояния, с разных точек, в нескольких режимах и т.д. Согласитесь, что лучше потратить время на съемку и последующий выбор удачной фотографии из нескольких имеющихся, чем жалеть об упущенных возможностях.
- Не позволяйте тени или слишком яркому освещению испортить кадр.
- Не фотографируйте все подряд. Принцип героя популярных анекдотов «что вижу, то пою» здесь неуместен. Внимательно посмотрите вокруг, может быть объект идеального сюжета находится позади вас?
- Играйте на контрасте: соседство памятника архитектуры со зданием в стиле хай-тек при правильном ракурсе дает сногсшибательный эффект.
- Оставляйте старым зданиям больше пространства.
- Используйте погодные условия (туман, снежная пелена, полуденный свет и пр.) по максимуму.
- Не забывайте про природные рамки: «окно» из ветвей деревьев, иллюминаторы, арки из вьющихся растений и т.п.
- Промышленные объекты детализируйте, а руины не оставляйте без окружающего контекста.
Внимание! Иногда сделать красивый или уникальный кадр можно только с крыши соседнего дома, или находясь на охраняемой территории. Помните об ответственности за проникновение в частные владения, и о безопасности – всегда спрашивайте у владельцев объекта разрешение пройти к точке съемки и работайте со страховкой.
Как выбрать объектив для архитектурной съемки
Универсального объектива для съемки зданий не существует: здесь можно использовать весь диапазон фокусных расстояний. В городских районах с плотной застройкой, как правило, чаще востребована широкоугольная оптика в пределах 14-50 мм, за городом может понадобиться длиннофокусный телеобъектив.
Если вы стоите перед выбором, что приобрести в первую очередь, отдайте предпочтение широкоугольному объективу.
Несколько «зарубок» на память начинающему фотографу:
- Для лучшего кадрирования изображения используйте телевик.
- Для создания эффекта узоров на зданиях мегаполисов используйте зум-объективы с большим фокусным расстоянием.
- Совсем новичкам будет полезно использовать оптику с отображаемыми на ней сеточками – при фотосъемке домов про ключевые точки «золотого сечения» забывать не следует.
- Для уменьшения дисторсии чуть-чуть выдвигайте зум.
- Чтобы здания на фотографии с проходящим по середине кадра горизонтом «стояли» ровно, используйте объективы с фокусным расстоянием от 50 мм.
- Для создания фото с «агрессивной перспективой» используйте сверхширокоугольники или объективы с эффектами (например «рыбий глаз»).
Цитата: На заметку
Что нужно знать про освещение зданий
Касаясь вопроса о правильном фотографировании зданий , нельзя не поговорить про освещение объектов. В отличие от других фотожанров, в архитектурной фотографии в большинстве случаев нельзя выставить свет так, как хочет мастер.
Поэтому приходится либо ждать нужной погоды или времени суток, либо создавать шедевр здесь и сейчас, обращая внимание на то, что:
- Яркий боковой свет позволяет акцентировать внимание на рельефе и фактуре декоративных элементов объекта. Поэтому в пасмурный день, например, с декорацией работать сложно.
- Слабоконтрастное освещение размывает формы.
- Приходящее со всех сторон освещение может дать конфликт спектров, поэтому следует внимательно подходить к выбору точки съемки.
- При съемке черно-белых фотографий профессионалы рекомендуют использовать фильтры. Например, синий светофильтр выгодно подчеркивает контраст рисунков здания в желто-белых цветах.
Фотография архитектуры – это тема как минимум для цикла статей, а то и для полноценной книги. Наш материал призван побудить вас попробовать себя в этом жанре, дав советы для успешного старта.
В заключение – еще несколько «узелков на память», которые помогут сделать качественные снимки:
- Фокусируйтесь лишь на главном объекте съемке. Исключайте из кадра все, что может отвлечь внимание при просмотре вашего творения и испортить художественную ценность снимка. Но! Чтобы показать масштаб зданий, в кадр можно включить сопутствующие объекты: людей, машины, растительность.
- Используйте в композициях отражения от окон проезжающего транспорта, стеклянных стен стоящих рядом зданий и т.п.
- Выгодно смотрятся силуэты зданий – на закате, заре или при освещении ночными огнями города.
- Планируя работу, не забудьте уточнить прогноз погоды: будет обидно, если пропадет день только потому, что набегут тучи или пойдет дождь.
- Помните, что данный жанр фотографии включает в себя не только фиксацию промышленных зданий или жилых домов – в вашей коллекции шедевров должно быть место и для мостов, узких улочек, лестниц и других созданных с помощью строительных материалов объектов.
- Протяженные объекты или архитектурные ансамбли в ряде случаев правильнее будет сфотографировать частями, чтобы впоследствии «сшить» из нескольких кадров один.
- При фотосъемке зданий желательно использовать штатив с грузиком и не забывать про таймер задержки спуска – это позволит избежать шевелений камеры.
- Для уменьшения шумов и увеличения глубины резкости правильным будет выставить минимальное значение ISO, а диафрагму зажать максимум до f14.
- В борьбе с перспективными искажениями помогает фотографирование по центру объекта, высокая точка съемки и «ровная» камера.
Надеемся, что наша статья помогла Вам в вопросе про архитектурную фотосъемку, успехов в Вашем начинании!
Архитектурная фотосъёмка – задача для профессионального фотографа довольно частая. Представляет собой отдельный, довольно специфический жанр фотографии, задача которого – привлекательным для наблюдателя образом отразить красоту зданий, сооружений и строительных конструкций. Основные заказчики архитектурной съёмки – строительные предприятия, агентства недвижимости, рекламные компании.
В архитектурной фотосъёмке можно проследить две основные концепции, иногда взаимодополняющих друг друга. В первом случае, целью съёмки является документальное отражение действительности при максимальной реалистичности – точное сохранение пропорций, привязка к местности, соседним зданиям. Такая съёмка архитектуры востребована строителями при составления паспорта объекта, подготовке отчётных документов и тендерных заявок в разрешительные и контролирующие органы, властные структуры, для 3D-отрисовки и последующего моделирования. Освещение в этом случае не так важно, как грамотный выбор фотографом точки съёмки и ракурса.
Второй, более частый случай заказа архитектурной фотосъёмки называется "сделайте мне красиво". Когда задачей фотосессии является получение макимально "рекламистых" снимков, важно всё – точка съёмки, ракурс, отсутствие отвлекающих внимание наблюдателя деталей, интенсивности и характера освещения фасада зданий, цветовая температура, умеренные перспективные искажения, умение фотографа оптимально вписать сооружение в границы кадра. Решение таких задач очень редко подвласно фотографу-любителю. Художественная выразительность снимков, правильная передача пропорций и цвета, уважительное отношение к законам перспективы – нелёгкая, но интересная задача для профессионала.
На фото: жилой дом на Ярославском проспекте, фотосъёмка по заказу компании "Строительное управление" для иллюстрации отраслевого справочника "Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга". Особенность этой съёмки – необходимо было показать удачное расположение здания в непосредственной близости от парковой зоны, отсутствие соседних строений и оживлённых транспортных магистралей.
Отдельно хочется сказать о погоде, которая петербургских фотографов балует реже, чем хотелось бы. Конечно, нормальный специалист снимет здание почти в любую погоду на приличном техническом уровне, но для нарядных, эффектных, "продающих" картинок крайне желательно дождаться на небе солнышка:
На фото: пример архитектурной съёмки жилых домов на Яхтенной ул. для компании ЛСР -Недвижимость Северо-Запад.
Поиск удачного ракурса в архитектурной фотосъёмке не менее важен, чем сама съёмка. Верный выбор точки съёмки определяет успех или неудачу фотографа . Не менее важно желание экспериментировать, готовность потратить несколько часов на то, чтобы поймать нужное освещение и рисунок облаков:
На фото: жилой дом на ул. Крыленко, съёмка по заказу компании-застройщика. В данном случае я решил не ограничиваться видом на строение с уровня земли, а подняться на крышу противоположного дома. Время съёмки (около 17 часов) было рассчитано заранее – освещение подчёркивает красоту здания.
Архитектурная съёмка при разработке рекламной кампании играет порой решающую роль. В сфере строительства и недвижимости, где конкуренция необычайно высока, недостаточно ограничиться одним-двумя дежурными видами – заказчик и конечный потребитель хочет видеть не только фасад, но и виды двора, элементов отделки, благоустройства прилегающей территории. Важно акцентировать внимание на транспортной доступности, озеленении внутридворовой территории, наличии подъездов и автомобильных стоянок. Разумеется, фасад и двор не бывают удачно освещены одновременно – фотограф должен правильно рассчитать рабочее время, чтобы сфотографировать здание с каждой стороны в наиболее "выигрышное" время.
В качестве примера привожу архитектурную съёмку «Дома на Типанова» по заказу компании «Строительный трест № 20».
Основная сложность этой съёмки заключалась в расположении здания – длинный, состоящий из нескольких однотипных корпусов дом построен вдоль чётной, южной стороны улицы Типанова. Соответственно, наиболее выгодная с точки зрения восприятия сторона – сам фасад, бывает освещён солнцем либо в ранние часы, либо минут за тридцать до заката. Однако, теория всегда проще практики – едва осветив фасад, солнце прячется за высотные корпуса жилого комплекса на пр. Космонавтов, оставляя фотографов "с носом", а строителей – без фотографий.
Решение очевидно – изучаем точное расположение здания по сторонам света, на астрономическом сайте анализируем таблицу угла места светила для широты 60* на 14 сентября с учётом расстояния до мешающих построек и их высоты. Расчёты показали, что в нашем распоряжении порядка 25 минут – с 19-02 до 19-29 МСК. Ошибка на практике составила буквально несколько минут – в 19-05 тёплые лучи закатного солнца величественно осветили фасад дома. Менее получаса потребовалось на весь комплекс работ, включая серии кадров с использованием панорамной головки для последующего создания линейной и цилиндрической панорамы. Когда мы спустились на землю, весь фасад дома был уже в тени – солнце благополучно скрылось за высокими крышами зданий конкурентов.
Архитектурная съёмка предполагает не только виды фасадов и зданий целиком – фотографу предельно важно увидеть и запечатлеть отдельные элементы, которые пригодятся при вёрстке каталогов буклетов, оформления сайта и выставочных стендов:
|
|
Если время позволяет, архитектуру есть смысл снимать в разные часы – ночные снимки тоже бывают интересными. Даже в случае с новым домом, когда окна ещё не светятся, привлекательно могут выглядеть фонари, фары проезжающих машин, ночное или вечернее небо. Да и просто сравнить бывает любопытно:
Один из камней преткновения начинающих фотографов при фотосъёмке архитектуры – неизбежные перспективные искажения.
Многие из вас замечали, что дома на фотографиях "падают", а завалу вертикальных в реальности стен может позавидовать Пизанская башня. Суть проблемы я кратно обозначил на странице сайта "фотофиксация этапов строительства ". Если излагать предельно упрощённо, то для минимизации эффекта завала необходимо, чтобы плоскость плёнки или матрицы цифровой камеры в момент съёмки должна быть перпендикулярна горизонту. Такое на практике получается далеко не всегда (большая часть полезной площади кадра пропадает впустую, высокие строения просто не помещаются в границы кадра) и фотографу при архитектурной съёмке приходится искать обходные пути. Пути эти непросты – фотограф либо применяет специальные (и довольно недешёвые) тилт-шифт объективы (от английского shift – сдвиг, смещение) см. tilt-shift , либо занимается последующей компьютерной обработкой фотографий, исправляя перспективу в графическом редакторе.
На фото: жилые здания в Петербурге, съёмка по заказу строительных компаний. При фотосъёмке строительства показ уже возведённого дома – венец всему делу, звёздный час маркетологов и руководства, ответственный этап для фотографа. Во всех трёх случаях производилась коррекция перспективы.
Этой же фотографии вообще не может быть – мы наблюдаем изображение с обзором почти 180 градусов, весь дом с разумного расстояния (отойти дальше просто нет возможности) сфотографировать никак нельзя. Но для того и существуют профессиональные фотографы, чтобы решать задачи, неподвластные любителю – более десятка отдельно снятых кадров были использованы для создания панорамы с последующей коррекцией перспективы. Из-за высокого перепада яркостей небы, освещённого белого фасада и теневых участков применялась технология расширения динамического диапазона HDRi . Результат:
На фото: жилой дом в г. Пушкин, архитектурная фотосъёмка по заказу компании "Стройимпульс", Санкт-Петербург, 2010 г.
Фотосъёмка архитектуры зимой – отдельная интересная тема. Задача это непростая, особенно с учётом географического расположения и климата Санкт-Петербурга. Солнца в декабре на 60-й параллели можно не дождаться вообще, а редкие ясные деньки, как правило, "радуют" фотографов двадцатиградусными морозами. И если фотографа можно уговорить побегать в валенках часик вокруг дома и в минус 30, то с цифровой техникой договориться намного сложнее – официально ни одна профессиональная, а тем более, любительская камера на эксплуатацию при таком морозе не предназначена, и аккумуляторы прекращают работать почти сразу.
Решение, как и во многих других случаях, кроется в мастерстве фотографа и умении заказчика чётко ставить задачу. Техзадание на архитектурную съёмку составляется (письменно или устно) заранее, чтобы не тратить драгоценные минуты. Максимально быстро фотограф снимает объект с предварительно обозначенных точек, а уже потом, в тёплой студии правит вертикали и склеивает панорамы .
Безусловно, летний вид с этой точки представляется крайне выигрышным – зелёная трава, отражение зданий в невской воде и прочие сезонные прелести. Но заказчик, как нередко бывает, ждать полгода не собирается – архитектурную выставку переносить никто не будет. Но в данном случае с погодой повезло – скованная льдом река и чистый снег на переднем плане также смотрятся выигрышно. Архитектурная фотосъёмка – это не набор готовых решений, она требует от фотографа умения и желания экспериментировать, добиваясь результата даже в непростых погодных условиях:
С войством хорошего архитектурного фотографа считается умение обращать недостатки в достоинства. Зеркальная отражающая поверхность фасада здания, которая иногда сильно мешает, при правильном ракурсе превращается в "изюминку", отличительную особенность, позволяющую выделить сооружение из ряда десятков подобных. Фотосъёмка архитектуры нового морского вокзала Санкт-Петербурга в Гавани по заказу компании-генподрядчика, лето 2011 г.:
Телеобъектив позволяет скользить по мелким деталям, покрывающим здание. Приборная панель поможет выделить для зрителя элементы, подчеркивающие уникальность здания. Широкоугольный объектив дает возможность запечатлеть здание в полном объеме. Или даже поместить его в контекст с окружающей средой, добавив в кадр ощущение местоположения. Серхширокоугольный объектив рыбий глаз (fish-eye) может быть использован для создания визуального эффекта, добавляющего объем зданию. Этот объектив придает некоторую дополнительную творческую составляющую в общее изображение.
Шаблоны
В условиях городского пейзажа широко распространены всевозможные геометрические узоры, ведущие линии, диагонали и различные сетки. Все эти формы могут служить привлекательными средствами для композиции снимка. Таким образом, возрастает интерес и напряжение в кадре. Лучший способ сделать это состоит в использовании трансфактора (зум-объектива). При этом ведется съемка с заполнением кадра. И обратите внимание на то, что большинство зданий включают в свою структуру симметричные элементы. Они могут быть использованы для усиления композиции. Некоторые архитектурные фотографы проводят рукой на уровне переносицы, чтобы помочь себе создать рамку вокруг симметричных точек.
Отражения
Иногда встречаются здания , особенно в современных районах города, которые застеклены снизу доверху. Их можно использовать как фантастические отражающие поверхности, которые предлагают ряд композиционных приемов, таких как симметрия и узоры. Также, кроме них, используем отражающие свойства лужи и различных водоемов, солнцезащитные очки и окна транспортных средств, в которых отражаются все те же здания.
Контрастность
Сопоставление цвета, структуры, содержания и света может придать напряженность архитектурному изображению. Попробуйте сравнить старое здание по отношению к стоящему рядом ультра-современному строительному объекту. Или очень яркую красочную стену с ровной монотонной поверхностью. Либо просто понаблюдайте, куда падает свет, чтобы уловить области света и тени объекта.
Свет и тень
Здания пронизаны областями с высокой степенью контраста. Они могут обмануть систему экспозамера камеры. Эта проблема особенно актуальна, если вы хотите запечатлеть одновременно детали в затененных и выделяющихся областях здания. Для решения проблемы необходимо предпринять кадры с различными значениями экспозиции, а затем объединить их, используя программное обеспечение HDR. Или, если ваша камера имеет возможность, поэкспериментировать с динамическим диапазоном сцены (например, на Nikon эта функция называется Active D-Lighting). Начать следует с минимального значения и двигаться вверх, переключаясь, пока не найдете уровень детализации, который вас удовлетворит.
Масштаб
Можно передать размер объекта, включив в кадр некоторые атрибуты повседневной жизни, например, лавочка на улице, светофоры, уличное освещение, автомобили, прохожие, деревья и т.д. С другой стороны, испробуйте и вариант, в котором вы могли бы избежать второстепенных объектов в целом, чтобы передать зрителям ощущение перспективы и масштабности.
Перспективная коррекция
Много снимков архитектурных сооружений дают искажение линий, особенно если вы используете широкоугольный объектив при небольшом фокусном расстоянии. И при этом фотографируете стоя внизу на земле. Для выпрямления этих линий существует ряд программ или плагинов, которые позволяют устранить искажения. Но такие искривления могут быть использованы и на пользу фотографии. Они придают чувство драмы и ощущение масштаба изображению.
Архитектура изнутри
Наряду с фотографированием фасада, у фотографа часто бывает возможность запечатлеть то, что скрывают наружные стены, т. е. интерьер . Главная проблема, с которой мы здесь сталкиваемся, это отсутствие достаточного освещения. Тем более что в некоторых местах ограничено использование вспышки. Для борьбы с этим используем объектив с широкой диафрагмой и повышаем значение ISO. Еще можно зафиксировать камеру, выбрать длинную выдержку и с помощью автоспуска сделать снимок. Где вспышка допустима, попробуйте использовать диффузор, чтобы смягчить эффект от резкого света, который исходит от прямой вспышки. Фотовспышка часто искажает текстуру сцены и цвет.
Силуэтная съемка
Здесь действуем так же, как и при съемке людей. Чтобы получить снимок с визуально стимулирующим силуэтом здания, необходимо поместить его в правильное положение. Это означает, что солнце должно находиться позади структуры, загораживающей основной поток света. Не забудьте при этом отключить фотовспышку.
Ночная съемка архитектуры
Фотографирование зданий в ночное время позволяет создавать фантастические сюжеты. Это дает огромные возможности для творческого самовыражения. Интересные результаты дает съемка, предпринятая до наступления полной темноты, при сумерках, когда на небе еще видны огни вечерней зари. Появляется дополнительный диапазон цветов , который изящно освещает отдельные элементы зданий. Дождитесь когда зажгут вечерние огни в окнах домов, засветятся фары автомобилей.
Архитектурная съемка незаслуженно считается простым жанром фотографии. Здания неподвижны, пейзаж в городе минимально подвержены изменениям, только смена времени суток и сезонов года может повлиять на картинку. Каждое красивое здание в туристических местах в разных городах снимали тысячи раз со всех ракурсов и с любыми вариациями падающего света. Сделать оригинальный снимок достаточно сложно, требуется опыт и смелое творческое видение.
Шаблонные снимки никого не удивят, нужно смотреть глубже и шире, использовать отражения в окнах, природные рамки и обрамления, интересные ансамбли, колоритных личностей, фильтры и дополнительное оборудование.Но даже в такой ситуации не следует избегать соблюдения определенных правил. Чтобы не сделать типичные ошибки новичком при съемках городских пейзажей, нужно принять во внимание некоторые советы и рекомендации.
У архитектурной фотографии за многие годы сложились некоторые правила и традиции. К примеру, большие современные здания из бетона и стекла принято снимать ярким солнечным днем и добавлять в кадр людей, машины и движение, чтобы показать ритмичность и активность повседневной жизни. А старые исторические сооружения, памятники архитектуры логично дополнять закатным солнцем и тишиной – минимум людей и максимум деталей, показывающих ценность и долговечность постройки. Храмы и монастыри часто фотографируют на фоне рассветного солнца, показывая радость утра и свет. Таких «традиций» сложилось множество.
Чтобы красиво и технически правильно снимать здания, нужно знать несколько основных моментов. На что нужно обратить пристальное внимание при подготовке:
- правильные ракурс – залог успеха всей съемки;
- выбор времени суток, года и погоды;
- композиция кадра, что добавить, а что убрать с фотографии;
- естественное освещение;
- необходимое оборудование;
- настройки камеры.
Если учесть все моменты, то фотография получится качественная и профессиональная, а затем можно добавлять что-то от себя, экспериментировать с композицией, светом и настройками. Рассмотрим все важные моменты подробнее.
Выбор ракурса при съемке архитектуры
Вариантов ракурсов каждого здания десятки, можно обойти его со всех возможных сторон и посмотреть на него по-новому. Можно использовать другие здания, лужи, стекла из дома напротив и любые другие идеи. Есть основные приемы выбора ракурса:
- Просмотрите фотографии этого здания у других людей, чего там не хватает, что лишнее;
- Обойдите сооружение со всех сторон, прикидывая различные композиции и вариации;
- Подойдете поближе, отойдите подальше, иногда смена расстояния до объекта может дать совершенно неожиданные результаты;
- Присядьте на корточки или положите фотоаппарат на землю, так в кадр попадет часть земли перед зданием, цветки, заборчики и другие интересные детали;
- Идеально смотрится постройка, если визуально горизонт находится в центре фотографии, а здания расположены четко соответственно ему;
- Если есть возможность занять позицию выше здания, попробуйте ракурс сверху, так можно найти интересные решения;
- Включите в картинку детали и различные элементы: лестницы, окна, комбинации орнаментов, балконы;
- Используйте естественные рамки и обрамления из веток деревьев, сооружений, окружающих объектов.
Самый большой враг фотографа – отсутствие воображения и творческого видения кадра. Эти умения нужно развивать постоянной практикой, снимать различные объекты, так со временем придет понимание, что нужно делать.
Если вы хотите показать величие и массивность здания, подойдите к нему поближе или снимайте с нижнего ракурса, так оно зрительно увеличится и будет «надвигаться» на зрителя. Съемка с угла даст перспективу и объем, а если отойти подальше – сооружение потеряет свое величие и значимость. От фотографа зависит, какими качествами он наделит дом или сооружение, какой характер он ему придаст.
Погода, время суток и сезон года
Ракурс правильный выбрали, стоит приступать к проработке остальных факторов. Разные здания выглядят по своему при различных условия. Старинные здания отлично смотрятся в снегу, к примеру, а мосты лучше всего снимать летом и осенью, лес интереснее осенью. Каждое здание в разное время года и суток выглядит особенно. Снимите небоскреб днем при ярком солнце и ночью в отблесках тысячи окон, вывесок и фонарей – получатся две разные истории. Правил и обязательных условий не бывает, но есть советы и рекомендации:
- Утром солнечный свет мягкий, людей мало, здания подернуты дымкой тумана. В 5-6 утра при хорошей погоде получаются отличные снимки архитектуры – все детали имеют золотистый оттенок и хорошо получаются детали на фотографии.
- Днем при ярком полуденном солнце нужно чистое небо с минимальным количеством облаков позволит снять здания, без детализации. Найти точку, где прорисованы все линии, а свет мягко падает практически невозможно.
- Вечернее время, когда солнце уже готовиться уходить за горизонт отлично подходит для архитектурной съемки. Лучше выбирать ракурс, когда солнце светит со спины, можно использовать зажигающиеся фонари, свет фар от машин и мягкий солнечный свет.
Время года тоже нужно выбирать подходящее под историю снимка. Летом все городские пейзажи дополнены яркой зеленью деревьев и газонов, цветами и вывесками. Зимой все снимки приобретают оттенок грусти и меланхолии, поэтому нужно выбирать сооружение, чтобы ему подходило настроение. Осень – праздник красок, тут даже не обязательно дополнять картинки яркими цветами и деталями, деревья и листья сделают работу за вас.
Погода влияет на настроения фотографии, на количество света, на интенсивность цветов улицы и количество людей. Солнечный день даст жесткие тени, а тучи рассеивают лучи и получается мягкий свет, дождь и снег дают блики и нечеткость изображениям.
Можно использовать особенности погоды для создания неповторимых снимков, каждое здание меняется в зависимости от сезона и погодных условий.
Компоновка кадра, композиция
Центром кадра является само здание, остальные элементы должны его дополнять, тогда получится гармоничная картинка. Причем его не обязательно помещать в центре, достаточно сделать на нем акцент. Фотографию можно заполнить деталями, снять здание в ансамбле с другими домами, вырвать его из привычной картины, как бы обособив. Любой из вариантов достаточно интересен. Кроме самих здания можно снимать элементы, сочетания деталей, участки стены или дома, лестницы, балконы, дверные проемы. Понимание художественной композиции приходит с опытом, после нескольких тысяч похожих снимков, вы научитесь видеть кадры вокруг.
Многие ненужные детали можно убрать длинной выдержкой, сменой ракурса, расстояния до объекта или объектива. Можно сделать несколько снимков в разное время суток или года и совместить их затем в редакторе. Можно сменить фокусировку, глубину резкости, выделить какие-то детали, отправить что-то в зону нерезкости.
Использование естественного света при съемках зданий
Определить идеальные соотношения света и тени можно только в процессе съемки, некоторые материалы и элементы красиво выглядят при добавлении теней от рядом стоящих деревьев. Какие-то стены должны быть идеальными, без бликов и отражений, Стекла и зеркальные поверхности, где отражаются солнечные лучи, фонари или фары машин, могут стать даже основной сюжетной линией фотографии.
Основные моменты при подборе освещения:
- пасмурный день и отсутствие света значительно снижает четкость и детализованность объекта;
- свет, падающий сбоку здания, позволяет максимально прорисовать детали архитектуры;
- свет, падающий сверху или с нескольких сторон, может дать блики или конфликт спектров, что может исказить цвет объекта;
- если снимать здание на фоне восходящего или заходящего солнца, то все внимание будет привлечено к контурам, а детали будут малозаметны;
- тени могут быть частью художественного замысла или испортить кадр, отслеживайте их;
- смягчить эффект жестких теней при ярком солнце помогут тучи или изменение расстояния до объекта. Облака являются естественными рефлекторами и смягчают свет. А если отойти от здания, то в кадр попадет участок голубого неба, тем самым разбавив снимок.
- Самый лучший вариант для съемки здания – солнце за спиной фотографа, тогда и детали будут максимально прорисованы, и теней лишних не будет, и цвета будут сочными.
Технические параметры камеры и необходимое оборудование
Кроме камеры для архитектурной съемки могут понадобиться дополнительные инструменты и оборудование. С собой можно взять:
- Штатив для стабилизации камеры на длинной выдержке. Без него снимки получатся нерезкими, особенно при использовании широкоформатных, телевиков и тилт-шифт объективов.
- Варианты объективов. Широкоугольный даст расширение перспективы, при этом появляется побочный эффект – схождение вертикалей. Длиннофокусные, наоборот, сужают ее. Их можно использовать для выполнения художественной задумки. Телевики, или теле-объективы, позволяют снимать с дальних расстояний, что актуально, когда здание не помещается в кадр полностью.
Тилт-шифт объективы позволяют сместить перспективу или изменить глубину резкости, что дает возможность снять панораму без искажения вертикальных линий. Условно «универсальными» считаются объективы с фокусным расстоянием 24-35 мм.
- Фильтры, к примеру, поляризационный и цветные для достижения различных художественных эффектов.
- Пульт управления или тросик. Их используют в комплекте со штативом, чтобы исключить дрожание руки во время спуска затвора.
- Дополнительные инструменты, зависящие от типа съемок и ситуации: фонарик, термос с чаем, теплую одежду, сухую обувь, защитные козырьки для объектива, запасные карты памяти и аккумулятор.
Из настроек камеры можно отдельно выделить ISO - здание неподвижно, поэтому можно брать минимальное значение до 400. Остальные параметры настраиваются на месте и зависят от погоды, количества света, расстояния до объекта. Многие снимают с высокими значениями глубины резкости, такой подход считается классическим. Но для достижения задумки автора можно и изменять этот параметр до минимальных значений, делая акцент на деталях.
Типичные ошибки начинающего фотографа
Полностью избежать ошибок в начале пути все равно не получится, но их можно свести к минимуму. Есть классические проблемы и стандарты их корректировки еще в процессе съемки:
Где снимать нельзя?
По разным законодательным документам существуют места, где съемка запрещена полностью, где нужно брать специальное разрешение, где можно просто нарваться на неприятности, даже не переступая закон. Начинающему фотографу полезно подробно изучить запреты и ограничения:
- В религиозных помещениях: храмах, церквях, монастырях есть условный запрет. Настоятель или другой священнослужитель может дать свое разрешение на съемки определенных помещений. Но даже в таком случае есть места, куда вас все равно не пропустят с камерой.
- Список государственных учреждений, где полностью запрещена съемка не так велик – закрытые военные объекты и помещения Кремля, здания суда и исправительные учреждения изнутри, комнаты для заседания Государственной Думы в момент нахождения там служащих, объектов Федеральной Таможенной Службы.
- Ограничена съемка возле государственной границы, зданий Минтопэнерго, административных помещений Ространснадзора.
Есть места, где могут попросить убрать камеру, спорить с охранниками можно, но чаще всего бесполезно, а иногда и опасно для оборудования и здоровья. Если вам намекнули о запрете, проще всего извиниться и удалиться, а подойти чуть позже или на другой день, когда заступит более лояльная смена.
Самый главный совет для начинающих фотографов – снимайте как можно больше и чаще, чередуйте стили и типы съемок, участвуйте в семинарах, обучающих мероприятия и читайте как можно больше тематической литературы. Только погрузившись в тему полностью, отдавая до 80% своего время на начальном этапе и до 50% - впоследствии, можно получить результат и прогресс. Выберите для себя жанр и вид съемок по душе и развивайтесь.
А в архитектурной съемке нужно запомнить самые главные моменты:
- здания не двигаются, поэтому бегать должен фотограф;
- некоторые дома снимать нельзя, их нужно знать наперечет в своем городе;
- камера и объектив играют большую роль в качестве снимка, особенно в детализации объекта;
- используйте штатив, он позволит избежать сотни испорченных кадров;
- подготовка к съемка важнее самой съемки – приходите на место несколько раз в разное время суток и сезон года;
- кроме съемок снаружи, есть еще снимки внутреннего устройства зданий – это тоже архитектурная фотография;
- снимайте как можно больше, только так можно наработать опыт и художественное видение.