Путешествие по алтаю самостоятельно. До Алтая на машине: как доехать и что посмотреть? Отзыв, фото. Путешествовать по Алтаю можно круглый год, но
Алтай загадочен и прекрасен! В наше время Алтай - это объединенное название двух территориальных единиц: республики Алтай и Алтайского края. Тайга, степи, горы и полупустыни сходятся здесь. Около 20 000 рек и ручьев, около 7 000 озер, реки Катунь и Бия встречают путешественников на Алтае.
Путешествие на Алтай
Неприступный и гордый Алтай прекрасен в любое время года. Уникальность ландшафта, наличие различных природных зон, практически нетронутая человеческой цивилизацией природа не оставят равнодушным ни одного путешественника. Каждый здесь найдет себе занятие по душе.
Отметим основные места приема туристов на Алтае - это Чемал, район Семинского перевала, Артыбаш. Почитателям цивилизованного отдыха лучше остановиться в Чемале, Артабыш подойдет любителям водных видов спорта, а если вы желаете насладиться красотою гор, отправляйтесь на Семинский перевал.
Как добраться до Алтая
Традиционными способами можно добраться до Алтая на самолете, поезде, автобусе, автомобиле. Отличный вариант - отправиться в путешествие на Алтай на автомобиле. Так вы сможете любоваться красотами родной природы и останавливаться на ночлег или отдых, когда захочется. А еще такое путешествие - это экономия денег.
Осталось только познакомиться с некоторыми вариантами путешествия на автомобиле из разных отправных точек.
На Алтай из Москвы
Путешествие из Москвы на Алтай на автомобиле начнем с прокладки маршрута. Есть два варианта пути из Москвы. Первый:
- Москва;
- Нижний Новгород;
- Киров;
- Пермь;
- Екатеринбург;
- Тюмень;
- Омск;
- Новосибирск;
- Горно-Алтайск.
Второй вариант:
- Москва;
- Владимир;
- Нижний Новгород;
- Казань;
- Набережные Челны;
- Челябинск;
- Курган;
- Омск;
- Новосибирск;
- Барнаул.
Около семи-десяти тысяч рублей вы затратите на бензин, в зависимости от расхода топлива на вашем автомобиле и стоимости горючего.
Путешествие из Новосибирска
Путешествие на Алтай на автомобиле из Новосибирска займет сравнительно немного времени, расстояние по данному маршруту составляет около 450 километров. В пути вы проведете пять-шесть часов, расходы на топливо составят полторы-две тысячи рублей.
Маршруты Алтая
Идеальным выбором для путешествия из Новосибирска будет маршрут, пролегающий по Чуйскому тракту. Отправляемся по дороге Новосибирск-Бийск-Ташанта (М-52). По этому маршруту нужно преодолеть три перевала: Семинский, Чике-Таман, Дурбет-Даба (если поедете до Монголии).
Из крупных городов по пути - Бийск, ворота в горный Алтай и начало Чуйского тракта. Заложен город был в 1708 году по указу Петра I.
Двигаясь по Чуйскому тракту, увидите гору Бабырган, при желании туда можно подняться. Это займет около двух часов. Дальше - стелла на границе с республикой Алтай. Пересекаем границу, перед нами село Майма - пригород Горно-Алтайска. На 452-м км - село Рыбалка и большое количество указателей на базы отдыха, кемпинги и другие туристические объекты. во всей красе предстает перед вами на этом участке тракта. Здесь сосредоточены основные туристические комплексы Алтая.
На 455 км можно увидеть подвесной мост через Катунь, правда, недействующий. Чуть дальше - новый мост, который ведет к озеру Ая и одноименному селу, а также к селу Алтайское.
Озеро Ая находится на территории природного парка. Продвигаясь дальше, мы попадаем в окрестности села Манжерок. Здесь стоит посетить Манжерокский источник, речной порог - Манжерокские ворота и Достопримечательность озера - чилим, или водяной орех, занесенный в Красную книгу.
Отправляясь в путешествие по горному Алтаю на автомобиле, посетите и недалеко от Манжерока. Зимой можно побывать на горнолыжном комплексе, а летом вам предложат экскурсии на квадроциклах, рафтинг и моторафтинг.
Тавдинские пещеры - еще одна важная точка Чуйского тракта. Первая пещера Девичьи слезы находится в семидесяти метрах от дороги, дальше еще одна, из которой прекрасный вид на Катунь. Всего пещер около тридцати.
Минеральный источник с серебром, медью и марганцем, Аржан-Суу, вы встретите на 485 км.
На реке Камышла падает с высоты 12 метров. Здесь можно остановиться на привал.
Конечная точка в этом маршруте - село Усть-Сема. Налево Чуйский тракт уходит на границу с Монголией, прямо - дорога в Чемал.
Такой маршрут подойдет для путешествия на Алтай на автомобиле с детьми, так как по дороге достаточно мест, где можно отдохнуть и поесть, сама дорога не очень опасная. Вполне подойдет для путешествия всей семьей.
На Алтай из Красноярска
Если вы отправляетесь в путешествие на Алтай на автомобиле из Красноярска, можно, как и с вариантом из Новосибирска, добраться до Бийска, а дальше последовать другим маршрутом. Но он больше подойдет для группы из взрослых, так как предполагает пешие переходы, где-то даже опасные.
Из Бийска отправляемся на Телецкое озеро. Первый пункт на пути - Артыбаш. Добираться до него лучше по асфальтированной дороге через Горно-Алтайск. Далее Казылозек, Паспаул, Чоя, Верх-Бийск, Артыбаш.
Лучше всего на стоянку остановиться в Артыбаше, здесь есть места для проживания. А уже оттуда приглашаем в путешествие на озеро Телецкое. Каменный залив на северном берегу озера - самое посещаемое место. Далее река Ойор и Алтайский государственный заповедник и гора Чепту, которая в озере образует мыс.
Кордон Байказан. Здесь склоны горы уходят в озеро, образуя огромные каменные осыпи. Передвигаемся к мысу Ажи, а дальше живописный поселок Яйлю.
От поселка Яйлю продвигаемся к мысу Чичелган, дальше большой залив - Камгинский. Два водопада, Коргу и Камга, у нас на пути, а дальше река Аюкечпес.
Река Большой Чили, поселок Беле, мыс Верхний Камелик, река Кыга, река Чулышман - основные точки маршрута в окрестностях Телецкого озера.
Планирование маршрута
Для того чтобы лучше спланировать путешествие по Алтаю на автомобиле, маршрут необходимо продумать заранее. Первое знакомство с Алтаем лучше начать, прибегнув к помощи профессионалов, а именно надежных проводников. Так вы со стопроцентной гарантией увидите лучшие места, не заблудитесь и не будете сожалеть о том, что пропустили что-то важное.
Путешествие с детьми, что взять с собой
Выбрали путешествие всей семьей? Путешествуя на Алтай на автомобиле с детьми, для остановки выбирайте районы Катуни и озера Ая, Манжерок или Белокуриху. Здесь все оборудовано для отдыха, есть номера, пляжи, аттракционы и так далее.
Главное развлечение для детей - купание. Купаться в реках не стоит, они все очень холодные и имеют сильные течения, что небезопасно. Лучшим вариантом для детишек станут озера Ая и Мажерокское или бассейны на территориях баз отдыха.
Вместе с ребенком можно отправиться на конную прогулку с обученными лошадьми и опытными инструкторами. Квадроциклы, сплав на рафтах по реке, тарзанки, и лодки - все это готовы предложить местные службы развлечений.
Отправляясь в путешествие на Алтай на автомобиле с детьми, нужно с полной серьезностью подойти к сбору вещей и других необходимых предметов. Желательно сделать прививку от клещевого энцефалита и страховку. В мае-июне клещи очень распространены. Индивидуальная аптечка со всем необходимым должна быть у вас в автомобиле.
Если отправляетесь летом - средства от солнца, кремы и т. д. В это время солнце здесь очень активное. Что понадобится еще:
- вода и что-то для легкого перекуса в пути;
- спальник, даже если планируете останавливаться в гостинице;
- дождевик, резиновые сапоги, курточка и брюки теплые;
- настольные игры, раскраски и другие вещи для занятия ребенка в дороге;
- имеет смысл взять мультимедийный проигрыватель или планшет с мультфильмами и развивающими играми (только обязательно не забудьте портативное зарядное устройство, хотя зарядить устройство можно и от прикуривателя в автомобиле).
Туристические комплексы для отдыха с детьми на Алтае
Большое количество комплексов к вашим услугам. На берегу Катуни расположился комплекс «Орлиное гнездо». Тут есть домики за 3800 рублей в сутки за трех человек, завтрак входит в стоимость. Дети до пяти лет - бесплатно, с пяти до двенадцати лет по определенному тарифу, с двенадцати лет - полная стоимость. На территории оборудован бассейн, летнее кафе, детская площадка.
«Три медведя» - отличный вариант для отдыха недалеко от озера Ая. Для детей есть все! Детский городок, мини-зоопарк, игровые комнаты, катание на пони, детский бассейн, творческие мастерские, детская анимация. Номер на двоих взрослых и ребенка стоит четыре тысячи рублей за сутки. Завтрак входит в стоимость.
База отдыха «Бухта веселого Роджера» расположена на берегу Катуни, недалеко от озера Ая. Вашим деткам предложат развлечения в детской игровой комнате, на большом батуте, в детском городке. На территории есть огромное лего, бесплатный вечерний кинотеатр, лабиринт, анимация, тренажеры. Цена размещения составит почти четыре тысячи рублей за сутки без питания.
Туристическая база «Медвежий угол» в трех километрах от озера Ая. Номерной фонд состоит из коттеджей и вариантов экономкласса. На базе есть кафе-бар, остров для прогулок с детьми, летний детский бассейн, бассейн с горкой. За номер полулюкс с вас возьмут четыре тысячи рублей в сутки + питание семьсот или тысяча рублей.
«Алтан» - туристическая база в 800 метрах от Айского моста. Четыре варианта размещения:
- двухэтажные коттеджи;
- двухэтажный корпус;
- десять благоустроенных домиков;
- 55 летних домиков.
Оплата - 3700 рублей за сутки с питанием.
«Финская дача» - самый современный комплекс в тридцати километрах от Горно-Алтайска (на фото ниже). Здесь есть три открытых бассейна, бассейн для малышей, детский городок, аниматоры, изостудия, курсы для детей. Расположение в коттедже предполагает вариант как самостоятельного приготовления пищи, так и организацию питания.
Другие варианты
Эко-отель «Алтика», база отдыха «Турсиб», комплекс «Своя усадьба», турбаза «Горная сказка», парк-отель Ая также подойдут, если вы отправились в путешествие на Алтай на автомобиле с детьми. Да и всегда можно заехать в приглянувшийся коттедж и разузнать цены, что предлагается, есть ли питание и так далее. А путешествие по Алтаю на автомобиле дикарем и вовсе предполагает ночевку в палатках.
Заключительная часть рассказа про наше психоделическое путешествие на Алтай. Так уж вышло, что эта поездка стала очередной лучшей за этот год.
Сегодня я расскажу про наш маршрут, про дорожный быт и жизнь в палатках, скажу пару слов про автомобиль и подведу финансовые итоги.
Общий пробег составил не много не мало 3131 км. Бюджет получился всего 13135 руб на человека, правда без учета стоимости перелета до от Москвы до Новосибирска и обратно.
Мы решили не тратить неделю на дорогу до Новосибирска (в оба конца) и купили билеты на самолет. На этот раз карта перемещений получилась довольно простой и понятной.
Для автомобильного путешествия Алтай, на мой взгляд, является идеальным местом, так как практически везде есть современное дорожное покрытие, а виды из окон — просто завораживающие. Везде можно без проблем найти место, где можно покушать и переночевать. В отличии от тех же Альп, можно везде останавливаться и любоваться видами. Захотел - свернул и поехал по проселочной дороге или просто по полям и лугам. В Европе куда не плюнь висят запрещающие знаки (проезд запрещен), да и остановка на трассе разрешена далеко не везде.
Главный недостаток этих гор (и одновременно их достоинство) - существенная удаленность от Москвы и Питера. Мало кто из европейской части России решается отправиться в автомобильное путешествие на такие расстояния. От Москвы до Горно-Алтайска 3700 километров в одну сторону.
Дороги по качеству пусть немного и не дотягивают до европейских альпийских серпантинов, но в целом для нашей страны их состояние можно оценить как отменное. Практически везде хорошая и логичная разметка, по которой комфортно ехать даже ночью.
Новосибирский дилер Chevrolet выдал нам белую Каптиву, которая очень неплохо себя зарекомендовала. В ней спокойно разместились все наши туристические вещи, палатки, пенки и спальники. Мы в комфорте и без усталости преодолевали большие расстояния по асфальту и без проблем забирались в глухие дебри.
Благодаря люку в крыше Илюхе negrook удалось снять целый ряд неплохих видеозарисовок, которые вошли в .
Ночевки в палатках у костра — самый подходящий вариант для Алтая. Из десяти дней нашего путешествия, пять мы жили именно в палатках. Спокойствие, тишина и умиротворение - вот, ради чего можно ехать в эти края.
Конечно, палаточная жизнь кочевника тоже имеет свои минусы, но они не существенны:
- нужно планировать свой день так, чтобы вечером засветло поставить лагерь. Искать ночью подходящую поляну - сомнительное удовольствие.
- нужно заранее запасаться провизией, водой и дровами. И соответственно везти с собой необходимую посуду, горелки, газ.
- собрать/разобрать лагерь и приготовить еду/помыть посуду занимает больше времени, чем собрать себе завтрак из шведского стола в ресторане отеля и выписаться из номера.
- комары.
- вместо теплой ванны - бодрящие горные ручьи.
Нам досталась довольно прожорливая Каптива с бензиновым двигателем. Не демонстрируя динамических чудес при разгонах и обгонах, машинка жадно кушала топливо, совершенно не стесняясь. Результатом оказался высокий расход в 10,4 литра на сто километров.
Зато очень порадовал дорожный просвет. Мы ни разу не задевали брюхом торчащие камни и валуны, не скреблись в глубоких колеях и не цепляли бамперами на крутых спусках и подъемах.
Управление машины идеально заточено под спокойную езду - будь то трасса или поле с коровьими лепешками. Руль в меру информативен и легок, а подвеска хорошо отрабатывает даже шиферную рябь грейдера.
Еще один арт-объект "Буханка". За этот год нам довелось столько раз увидеть эту коробочку в совершенно разных пейзажах, что фотографий хватит на целый репортаж)
График поездки:
15 июля. Перелет из Москвы в Новосибирск. Ночь в хостеле.
16 июля. Переезд до Бачатского угольного разреза. Ночевка в гостинице в Белово.
17 июля. Перегон до Горно-Алтайска. Ночевка в гостинице.
18 июля. Целый день красоты Чуйского тракта. Ночевка в палатках в районе посёлка Онгудай.
19 июля. Переезд до поселка Акташ, ночевка в палатках на озере Узункёль.
20 июля. Переезд до перевала Кату-Ярык. В этот же день вернулись обратно на озеро Узункёль, где еще раз заночевали в палатках.
21 июля. Дорога до Кош-Агача. Ночевка в гостинице.
22 июля. Долгий путь до границы с Китаем. Ночевка в палатках рядом с Джумарлинскими тёплыми источниками.
23 июля. Переезд в поселок Белтир. Ночевка в палатках.
24 июля. Уж больно понравилось нам озеро Узункёль. Опять ночевка в палатках.
25 июля. Переезд до Горно-Алтайска и ночевка в палатках в ботаническом саду в районе села Камлак.
26 июля. Возвращение в Новосибирск.
В ощей сложности мы проехали 3131км и израсходовали 324 литра бензина.
Средний расход топлива 10.4 литра на 100 км.
Бухгалтерские заметки.
Расходы в рублях на троих:
8870 - жилье
11435 - питание
10339 - бензин
7346 - разное (мобильная связь, мойка, газ для горелки и прочее)
1414 - алкоголь
Итого на троих 39404 или 13135 рублей на одного человека без учета перелетов.
Перелет до Новосибирска на одного человека стоил 8000 рублей. Но так вышло, что мы летели не из Москвы, да и потом отправились совсем в другую сторону.
На этом у меня всё. Спасибо за внимание!
Очень переживательно, я никогда так на долго не расставалась с девочками, я даже маме их не оставляла одних с ночёвкой. А это примерно на МЕСЯЦ.
13 июня мы выехали. Первая намеченная остановка под Нижним Новгородом, у нас там друзья, очень интересные люди, тоже в свое время свалили из Москвы в заброшенную деревню, развели хозяйство: корову, коз, кур, гусей. Дети учатся дома. У них мы зависли на три дня. Мне даже дали корову подоить, сказали у меня талант), еще бы опыт то какой, девчонок до 2,5 лет обеих кормила, да и сейчас Денис на груди, а сиськи они и в Африке сиськи, только у коровы соски подлиннее)))))
Нам предоставили вот такой гостевой домик.
И опять в путь. Трасса м7. Дорога кстати хорошая. Следующая остановка Казань.
О, Казань нам очень понравилась, красивый город! Первая остановка на озере. Покушали, посидели у костра и спать.
Про еду в дороге. Кто не знает мы вегетарианцы и не везде нам есть что поесть, да и питаться в придорожных кафе стремновато. Так же не забываем, что мы любители природы и походов. Подготовились по максимуму, чтобы быть автономными. С собой в машине холодильник, газовая конфорка, даже дорожный душ))) и еще куча всего что может облегчить жизнь путешественника))). Перед отъездом я нажарила гору чечевичных котлет, распределила по порциям и завакумировала. Сделала зажарки для супа, тоже под вакуум. Сушеных шампиньонов, насушила капусты (она когда восстанавливается в супе не отличишь от свежей), засушила уже вареной чечевицы, это позволяло периодически на природе готовить разные супчики.
Так же с собой всегда был сыр и кисломолочка. Макароны, иногда сухое картофельное пюре (гадость), фрукты. Мелкому детские каши и пюрешки. Ну и чай, кофе с вкусняшками.
Утром разбудил дождь по крыше, сильный ливень, прохладно. Заводим машину, но не тут то было, не заводится, аккумулятор сдох. Напоминаю – озеро, лес, утро – вокруг никого. Даже на улицу не выйдешь с мелким т.к. ливень. У нас работал всю ночь холодильник, но мы проверяли аккумулятор выдерживал. Оказывается, когда стелили матрас, кто-то случайно включил подогрев сидений. Муж пошел в ближайший дачный поселок за помощью. К счастью, помощь пришла быстро, нашелся молодой человек, согласившийся нас прикурить. Двигатель завели, приборы нефига не показывают, как ехать дальше? В голове промелькнуло как надолго мы можем зависнуть в Казани. Спустя минут 5-10 все пришло в норму.
Поехали в центр. Погода тоже разгулялась и началось лето))) Решили этот день посвятит Казани, погулять по кремлю и набережной, походить по магазинам.
Ночевали мы опять в машине, прям напротив кремля.
Это вид из окна машины перед сном.
Урал красиво, но постоянные спуски и подъемы утомляют и у меня уши немного закладывало.
Челябинск проехали мимо.
Курганская область. Одни поля и озера, много озер.
До поворота на Ишим дорога нормальная, а вот после УЖАС продолжающийся 200 км, весь хороший асфальт ушел в сторону Казахстана.
Омск, понравился, красивый город, единственный минус – это много мошки.
Новосибирск – замечательный, обское водохранилище огромное, как море не видно противоположного времени. НО мошки еще больше чем в Омске. Приехали вечером на пляж, жара, а на улицу выйти невозможно, сразу нападает рой. Можно конечно побрызгаться отравой, но с Денисом не выйдет.
Днем более мене можно погулять.
Барнаул – столица Алтая. Опять мошка, поменьше чем в Новосибе, но прибавились комары, жутко кусучаи. Город понравился. Только странный контраст большие главные улицы, но стоит заехать на второстепенные, узкие ужасные дороги. В Барнауле нам пришлось зависнуть на неколько дней. Подъезжая на заправку, не доехав пару метров – глохнем, бензин кончился, дотолкали нашу малышку, заправляемся – нефига не заводится, приехали. Проходит минут 10 – завелась. ???? Решили все же отогнать в сервис посмотреть. Пока муж в сервисе, я отлеживалась в гостинице))), а потом пошла гулять по городу, и местному торговому центру. На улице жара, а в Москве лето так и не начиналось.
И вот мы в Белокурихе, приехали вечером, в разгар курортного сезона все номера заняты, до ночи искали куда бы встать.
На следующий день поехали смотреть дом, у этих людей и остановились на несколько дней. Все же решили не спешить с выбором и поездить по горному Алтаю.
Спасибо за внимание, тем кто осилил до конца. Фоток не много т.к. в основном снимала видео.
Горный Алтай - это удивительный и очень красивый край, о котором уже сказано и написано множество восторженных слов. Алтай расположен в самом центре Азии, на юге Западной Сибири, и граничит с такими странами, как Китай, Монголия и Казахстан. Уверен, что нет на свете человека, который бы остался равнодушен к красоте здешних мест. Природа Алтая не просто разнообразна, она необычайно контрастна: таёжные леса быстро сменяются сухими степями, невысокие холмы и горы - заснеженными пиками (самыми высокими в Сибири), а реки здесь меняют свой цвет, в зависимости от времени года.
На Алтай было решено ехать на автомобиле, т.к. путешествовать на автомобиле по Алтаю очень удобно, основная дорога в идеальном состоянии, а за сравнительно небольшое время можно увидеть много всего интересного. В поездку я пригласил своего друга Альберта Беляева, увлеченного фотолюбителя и большого ценителя дикой природы.
Поездку наметили с 13 по 28 сентября. В маршрут по Горному Алтаю включили Мультинские озера, долину реки Чулышман, Курайскую и Чуйскую степь, Южно-Чуйский хребет.
Схема маршрута:
I. Путь от Москвы до Горного Алтая.
До Горного Алтая удобнее ехать по направлению: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. В первый же день мы преодолели более 2100 км, и остановились на ночлег где-то в 100 км. от Екатеринбурга. Хотя дорога от Москвы до Алтая очень длинная (практически проезжаешь треть территории России), но описывать я ее не буду, т.к. она достаточно скучная и однообразная. Если до Екатеринбурга дорога идет, в основном, через леса, то за Уралом начинаются сплошные поля, болота и лесостепи, которые сопровождают до самого Горного Алтая. Что касается качества федеральных и региональных дорог, то, на мой взгляд – самые лучшие дороги в Западной Сибири, а самые худшие - на участке Нижний Новгород – Пермь.
На третий день пути мы выехали на Чуйский тракт (федеральная трасса Новосибирск-Монголия). Это единственная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг. Во второй половине дня, мы, наконец-то, въехали в Горный Алтай! Степи сменились предгорьями алтайских хребтов.
Первой точкой маршрута были Мультинские озера. Для этого, нам нужно было сперва доехать до поселка Мульта, расположенного недалеко от Усть-Коксы. В поселке Черга мы свернули с Чуйского тракта по указателю на Усть-Коксу. Дорога представляла собой очень неровную грунтовку, а в некоторых местах, откровенно «стиральную доску». Заморосил дождь и двигаться быстрее 40 км/час не получалось. Начало темнеть, и нам пришлось остановиться на ночлег на одной поляне, проехав всего около 20 километров от Чуйского тракта. А поляна оказалась сплошь «заминирована» коровьими лепешками, и выходить из машины приходилось очень аккуратно. Первая ночь на Алтае была не очень радужной: под дождем и среди коровьих лепешек.
4-й день (16 сентября):
Встали очень рано, еще до восхода солнца. Длинные сентябрьские ночи позволили нам хорошо выспаться. Дождя не было, но свинцовые тучи вовсю гуляли по небу. Мы двинулись дальше, мимо зеленых лугов, лесистых гор и холмов. Дорога, вскоре, пошла круто вниз, и проехав меньше километра, пейзажи вокруг резко изменились. Перед нами открылись невиданные просторы, все вокруг стало напоминать сухие степи Монголии. Поразительно, всего 1 километр отделял зеленые и цветущие луга от голой степи! Это означало, что мы въехали в Канскую степь. Мягкий солнечный свет местами пробивался сквозь тяжелые свинцовые тучи, и Канская степь предстала перед нами в шикарном виде. Самое время делать первые кадры!
Миновав Канскую степь и въехав в Усть-Коксинский район, пейзажи вновь начали меняться. Появились леса, вокруг опять полно зелени, на лугах пасутся лошадки. Вообще, когда представляешь себе классический Алтайский пейзаж, в голове рисуется такая картина: зеленая трава, лошади, пасущиеся на лугу, и все это на фоне гор, окутанных облаками. А сейчас, эти пейзажи можно просто наблюдать из окна автомобиля!
В первой половине дня мы въехали в поселок Мульта, где нам удалось договориться о трансфере на Мультинские озера. До озёр оставалось всего 20 км по «сибирскому автобану», но этот путь преодолевался только за 3 часа на серьезной технике, типа ГАЗ-66. На Мультинских озерах не обязательно жить в палатках, теперь там есть несколько гостевых деревянных домиков с печкой, газовой плиткой и электричеством (имеется дизель-генератор). А значит, можно пожить в горах в комфортных условиях!
II. Мультинские озера
Разобрав вещи, мы сели в ГАЗ-66 и поехали к знаменитым озёрам, оставив свою машину на стоянке. Смотря на дорогу, по которой ГАЗ-66 медленно и уверенно полз вперед, и которая, местами, представляла собой жижу грязи с колеей около метра, с торчащими толстыми корнями и булыжниками, мне даже сложно было представить, что такую «дорогу» вообще можно преодолеть на какой-либо технике. Но ГАЗ-66 – великая машина, и за весь путь даже ни разу не пришлось использовать лебедку. Спустя 3 часа, мы наконец добрались до места! Домики оказались замечательными, отсюда до озера всего 300 метров.
Дикие и нетронутые высокогорные ландшафты, кедровые леса, кристальная чистота озёрных вод - это всё то, что заставляет возвращаться сюда снова и снова. Мультинские озёра прекрасны в любую погоду. Ни тучи, ни дождь, ни холод - ничто не помешает, по-настоящему, влюбиться в эти места. А вокруг – никого, кроме нас и егерей, что живут на берегу озера. Мультинские озёра - это каскад озёр, расположенных в горах, на высоте 1700- 2000 метров, в бассейне реки Мульта. Самое ближнее и самое большое озеро - Нижнее Мультинское. В 400-х метрах выше Нижнего, расположено Среднее Мультинское озеро. Между Нижним и Средним озерами бурлит порог, который называется Шумы. От наших домиков до Среднего Мультинского озера – всего 4 километра по тропе. Остальные озера (Верхнее Мультинское и Поперечное) расположены достаточно далеко (около 14 километров от Нижнего), поэтому планов идти туда не было. Решив провести на Мультинских озерах 3 ночи, мы договорились, что за нами вернутся 19 сентября.
5-й день (17 сентября):
Встали очень рано, по будильнику. Но вот погода в это утро не особо порадовала. Хоть дождя и не было, но все небо затянуло серыми тучами. Утреннего света сегодня можно было не ждать. Но в каждой погоде есть своя прелесть! В горах мне очень нравится, когда, медленно плывущие, серые тучи частично скрывают горные вершины и склоны. За этим можно долго наблюдать, и фотографии такого состояния природы притягивают взгляд. Собрав фоторюкзаки, мы отправились на разведку в сторону Среднего Мультинского озера. Тропа до Среднего озера идет вдоль правого берега Нижнего Мультинского озера. Примерно через час, мы вышли к порогу Шумы, здесь вода по огромным камням перетекает из Среднего озера в Нижнее. Но осенью, воды в горных реках (порогах) значительно меньше, чем летом. И теперь вместо бурлящего потока – небольшие ручейки. Сейчас этот порог можно перейти по камням, практически в любом месте. Мы застали такое время, когда «Шумы» не шумят!
Пошел мокрый снег. Мы вышли на берег Среднего Мультинского озера, и нашему взору открылась невероятная красота: спокойное изумрудное озеро с чистейшей прозрачной водой, вершины гор, спрятанные за серыми тучами. А вокруг тишина! Действительно, Мультинские озера прекрасны в любую погоду! А вода в озерах настолько чистая и вкусная, что пить ее можно без кипячения!
Будучи увлеченными созданием «фотошедевров», мы вдруг услышали рев медведя, который периодически раздавался со стороны ближайшего лесистого склона. Чтобы испугать медведя, мы принялись шуметь, громко разговаривать, кричать, хлопать в ладони. Вечером погода начала постепенно разгуливаться. За весь день, первый раз подсветило солнце.
6-й день (18 сентября):
Встали снова рано, до рассвета. Но то, что мы увидели вокруг, нас очень сильно поразило и обрадовало: все было покрыто 10-ти сантиметровым слоем снега. Создавалось такое ощущение, что мы попали в настоящую зимнюю сказку. Каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек были покрыты шапкой снега. Это вызывало полный восторг!
Подойдя к берегу озера, мы снова поразились открывшимся пейзажам. Облака в горах активно перемещались и постепенно растворялись, погода быстро менялась. Это утро оказалось незабываемым. Все, что мы снимали вчера, сегодня преобразилось до неузнаваемости, все заиграло новыми красками. Снег сильно украсил окружающие пейзажи.
Спустя два-три часа погода разгулялась и под солнечными лучами снег активно таял. С деревьев, один за другим, падали снежные хлопья, началась капель. Вся прелесть сказочного сентябрьского утра растаяла, вместе со снегом. «Настоящая весна!» - воскликнули мы с Альбертом. Утром была зима, сейчас весна, на солнечных участках лето, а на календаре осень. Вот такие чудеса Алтая! На Среднем Мультинском озере мы решили остаться на весь день. Во второй половине дня небо окончательно очистилось от облаков. Вдали полностью открылись белоснежные пики Катунского хребта.
Этот день был, по-настоящему, сказочным. За несколько часов мы пережили все времена года.
7-й день (19 сентября):
Утром за нами приехали. Вернувшись в Мульту, мы погрузили вещи обратно в свою машину и отправились в дальнейший путь. Следующей точкой нашего путешествия по Горному Алтаю была долина реки Чулышман. От Мульты до Чулышмана далеко, около 550 километров.
III. По Чуйскому тракту вдоль Катуни и Чуи.
Стемнело очень быстро, и на сам Чуйский тракт мы выехали уже в полной темноте. По пути, на тракте, достаточно много интересных мест, заслуживающих внимания. Одно из таких мест – Чуй-Оозы, место слияния двух великих рек Алтая – Катуни и Чуи. Вот там-то ты мы и запланировали остановиться сегодня на ночь. Через какое-то время, темная сентябрьская алтайская ночь стала светлеть, и вскоре стала больше походить на северную «белую ночь». Дело в том, что на небе появилась полная и очень яркая луна. Луна оказалась настолько яркой, что все вокруг начало отбрасывать тени, можно было без проблем читать газету.
К месту слияния Катуни и Чуи мы подъехали около 2 часов ночи. Вообще, Чуй-Оозы – это священное для алтайцев место, оно является одним из основных символов Горного Алтая. Здесь мутноватая Чуя втекает в Катунь. Реки имеют разный цвет, и очень хорошо видно, как одна река растворяется в другой. Примечателен тот факт, что и Катунь и Чуя меняют свой цвет воды, в зависимости от времени года. Например, вода в Катуни, то грязно-серая, то мутно-зеленая, то салатовая, то бирюзовая. Мы застали тот период, когда цвет воды, и в Чуе и в Катуни, бирюзового оттенка, самого необычного и красивого. Луна, по-прежнему, светила так же ярко, а потому было не до сна, хотелось запечатлеть это красивое место в лунном свете. А утром, мы сделали новые кадры этого замечательного места.
8-й день (20 сентября):
После утренней фотосъемки Чуй-Оозы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.
IV. Долина реки Чулышман.
Доехав до поселка Акташ, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И вот, когда мы подъехали к тому самому перевалу, с километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Здесь мы приняли решение заночевать и провести утреннюю фотосъемку.
9-й день (21 сентября):
Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку.
Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже совсем жестким. Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.
Ущелье Софийского ледника
Интересные места на Алтае и как в них попасть.
Алтай огромный и разный. Сюда можно приезжать каждый год всю жизнь и каждый раз открывать новое. В этом посте делюсь с вами своими любимыми местами, куда можно проехать на внедорожнике и кое-где немного пройти пешком. Совсем пеший Алтай будет в следующий раз:)
Когда ехать на Алтай (сезоны) и немного особенностей
Путешествовать по Алтаю можно круглый год, но:
- Зимой тут конечно же холодно, но сказочно красиво, потому что всё в снегах. В горах возможны лавины и ходить по ним стоит понимая что такое лавиноопасные места.
- В начале лета хорошо, но много воды на дорогах ущелий и клещи.
- В предгорьях Алтая есть множество баз отдыха (Чемал, Телецкое озеро и тд) и тут хорошо круглый год.
- Лучшее время для походов и поездок по Алтаю: август-сентябрь, когда можно проехать даже на плато Укок (меньше воды) и меньше всего клещей.
Что ещё важно знать о путешествиях по Алтаю:
- В туристическом Алтае (Чемал, Телецкое) много туристов, но и много удобств. Добраться сюда легко автостопом и на общественном транспорте.
- Самые интересные места Алтая находятся там, куда не ходят автобусы и попутки бывают очень и очень редкими (далеко не каждый день), изредка на 100 км попадаются домишки с местными пастухами. В такие места забираться можно частично на внедорожниках, либо ходить по ним пешком.
- Оф-роуд на Алтае великолепен. Можно увидеть много красивых и разных мест. Давайте посмотрим каких именно.
- (вспомню что-нибудь ещё важное, обязательно допишу:).
Интересные места Алтая для путешествий на машине, координаты и фото
Ущелье Софийского ледника
Вообще от посёлка Бельтир можно ехать в разные ущелья и все они красивы. До Софийского ледника можно доехать осенью. Зимой там много снега, а в начале лета в ущелье слишком много воды. Координаты: 49.794444°, 87.772222°
Как пользоваться Гугл-координатами можно прочитать
Софийский ледник
Марсианские пейзажи за посёлком Бельтир
Такие пейзажи вы будете проезжать по дороге к Софийскому леднику или Карагемскому и другим ущельям. Это не тот популярный алтайский Марс, о котором я пишу ниже, но выглядит он даже более реальным.
Марсианский Алтай, ущелье Кызыл-Чин за посёлком Чаган-Узун
А это и есть «Марсианские пейзажи Алтая», куда возят на экскурсии. Найти это место вам предстоит без координат, подсмотрев на картах Гугл где находится Чаган-Узун. После него небольшая головоломка в виде разветвляющихся дорог и вы на Марсе.
Вершина (ретранслятор) за посёлком Акташ
Гугл Координаты места: 50.34001,87.748672 Подняться сюда можно на внедорожнике прямо на самую вершину, проезжая из Акташа мимо заброшенного . Виды с вершины бомбические.
Ночное Телецкое озеро
К озеру можно подъехать с двух сторон. Для тех, кто не интересуется лёгкими путями — Южный берег Телецкого озера, к которому можно проехать через перевал Кату-Ярык и долину реки Чулышман. Дорога довольно утомительная, но и виды здесь красивше. На берегу есть домики, в которых можно остановиться, либо поставить палатки. Координаты: 51.347994, 87.776104
Более простой способ попасть на Телецкое озеро — подъехать к нему с северной стороны через посёлок Артыбаш, можно на общественном транспорте.
Долина реки Чулышман и перевал Кату-Ярык
Спуск в долину прямо по серпантину, что на фото↓. Дорога считается небезопасной, но честно говоря я так и не ощутила себя в опасности, спускаясь по ней. Едем и едем себе, любуясь видами. Проезжают тут даже пузотёрки, правда некоторым потом проблематично подняться. Гугл Координаты: 50.911640, 88.216379
А вот видео с тех мест:
Перевал Учитель, ущелье Актру
Перевал Учитель находится в ущелье Актру. Высота около 3150 метров. Категория сложности 1А. Один из самых простых категорийных перевалов в ущелье, на который можно подняться и спуститься примерно за 4-5 часов.
Гугл координаты: 50.084444, 87.778611
Вид с подъема на перевал Учитель
Горные тропы в районе ущелья Актру, тропа на Голубое озеро и ледник Актру
В ущелье Актру много мест, куда можно сходить. Маршруты здесь есть очень сложные, куда идти можно только со снаряжением и в связках, и простые, куда можно «сбегать» за несколько часов. Про маршруты можно спрашивать альпинистов на базе.
База Актру — это такое место, которое стоит посетить само по себе. Во-первых, потому что сюда не так легко попасть на машине и если вы проехали, то это уже круто, во-вторых, тут чудесно…
Голубое озеро возле ледника Актру
Голубое озеро — перевалочная база для альпинистов, восходящих на вершину или ледник Актру. Потрясное местечко, в которое стоит прогуляться от базы Актру. По времени это займёт часа 4-5. Гугл Координаты: 50.077716, 87.724579
Вершина Купол Трех озер
Сложность восхождения на вершину Купол — 1Б. На подъём и спуск закладывать можно весь день (ок 12 часов). Идти сюда можно двумя путями. Подниматься рекомендуется с проводником. Зимой — с кошками. В любом случае перед подъёмом вам придется пообщаться со знающими людьми в базе Актру, чтобы узнать дорогу и про безопасность подъёма. Восхождение начинается от лагеря Актру. Координаты Купола примерно тут:): 50.044800, 87.806500
Поляна за Карагемским перевалом
Координаты места: 49.962720, 87.622576
Место прекрасное, но проехать сюда можно только на подготовленном внедорожнике и лучше не в одиночку, потому что вытягивать друг друга иногда приходится. Дорога сложная. Много бродов с большими камнями, уклонов и …отсутствия дороги. Но оно того точно стоит. Добираться от Бельтира. На самой поляне есть баня:)
Дорога от поляны на Карагемский перевал.
Плато Укок
Укок — плоскогорье, расположенное на стыке границ Казахстана, Китая, Монголии и России. Высота здесь 2200-2500 м, дуют ветра, зимой температура опускается до -50. Самая высокая точка Укока — гора Куйтэн-Уул 4374 (вторая по высоте на Алтае).
Укок — место древних захоронений, именно здесь археологи раскопали принцессу Укока. Место странное, холодное, чудесное. Оно тянет к себе снова и снова… Проехать сюда более вероятно в августе-сентябре. Весной и в начале лета много воды, . Проехать на Укок можно либо черзе перевал Тёплый ключ (наиболее вероятный способ), либо через реку Джазатор.
Координаты плато: 49.268354, 87.413683
Тёплый ключ: 49.408177, 88.035687
«Дорога» на Укоке в августе
А это попытка проехать на Укок через реку Джазатор. Попытка не удалась)
Путь домой с Алтая. Чуйский тракт
*Сюда не влезли все остальные места, потому что Алтай необъятный и всегда остаётся всё остальное, ещё не изученное… Там ещё Тува через перевал Бугузун и много много шикарных мест.