Екатерининский парк в царском селе. Блог татьяны гайдук Большой Екатерининский дворец в Царском селе
Царское Село. Екатерининский парк. Глава «Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад)» книги «Пушкин. Дворцы и парки»;
Большой Царскосельский дворец, многочисленные павильоны, каскады, мосты и мемориальные памятники неотделимы от окружающих их парков и вместе с ними образуют одно грандиозное целое.
Екатерининский и Александровский парки прошли в своем развитии два основных этапа. Первый из них был периодом строительства регулярных садов, второй привел к созданию обширных пейзажных парков. Новые парки включили, как самостоятельные части, старые сады, утратившие после прекращения стрижки деревьев регулярный характер, но сохранившие, с небольшими изменениями, первоначальную планировку.
Строительство парков было новшеством для России рубежа XVII и XVIII столетий. Петр I сам руководил созданием нескольких парков в новой столице и ее окрестностях, проявляя вместе с тем исключительную заботу о сохранении лесов, нужных прежде всего для кораблестроения.
Рубка леса вблизи Петербурга и на территории самого города запрещалась без особой на то санкции под страхом тягчайших наказаний. Исключение было сделано лишь для тех владельцев загородных дач но берегам Финского залива, «кто похочет для гуляния леса подчищать и прорубать так, как обыкновенно рощи убирать». В лесных чащах, превращенных в парки, разрешалось прокладывать «першпективные дороги или аллеи». [ЦГАВМФ, ф. 212, д. 4, 1719 г., ч. 2, л. 486. Указ 23 июня 1723 г. ]
Русские сады XVII века и европейские средневековые сады имели утилитарный характер. В них выращивались плодовые деревья, ягодные кусты, цветы и травы. Обычно для постройки усадеб и садов избирались места, отличавшиеся красотой, живописностью и богатством природных ресурсов. И на Сарской мызе, в первые годы после ее перехода в собственность Екатерины I, выращиванию фруктов, ягод и овощей уделялось наибольшее внимание.
Во фруктовом саду на мызе в 1718 г. насчитывалось свыше полутора тысяч яблонь, восемьсот вишневых деревьев, многие сотни кустов черной и красной смородины и крыжовника. [Т.Б. Дубяго. К восстановлению Екатерининского парка в Пушкине. Научные труды ЛИСИ, вып. 10. М. - Л., 1950, стр. 72. ] Лишь после перепланировки в 1720-х гг. он приобрел характер увеселительного сада - в нем появились крытые аллеи, трельяжные беседки, декоративные водоемы.
Новые эстетические принципы строительства парков не удалось примирить и сочетать с их утилитарным использованием. Плодовые деревья постепенно перекочевали с территории царскосельских садов в оранжерейные хозяйства. [Оранжереи и теплицы располагались в Старом саду вдоль каменной ограды. Гряды для овощей устраивались в куртинах еще и в 1760-х гг. ]
Большую роль в развитии русского садово-паркового искусства первой половины XVIII века и в возникновении отдельных дворцово-парковых ансамблей сыграло изучение лучших европейских образцов, и в особенности садов Версаля.
В личной библиотеке Петра I хранились увражи, изданные во Франции во второй половине XVII столетия, посвященные Версалю, Трианону и Марли. Они служили пособиями в работе по созданию царских резиденций в окрестностях Петербурга, и прежде всего ансамбля Верхнего и Нижнего садов в Петергофе.
Екатерина I, владелица Сарской мызы, не могла и помышлять о саде, соперничающем не только с прославленными произведениями западноевропейского садово-паркового искусства, но и с Петергофом. Масштабы строительства на мызе были очень скромными, а размеры сада - незначительными. Только после реконструкции всего ансамбля, начатой в 1743 г., территория Старого сада расширилась, его украсили новые павильоны; между дворцом и Зверинцем был распланирован Новый, или Верхний, сад.
Вопрос о том, кто был автором тех новых замыслов, которые нашли свое воплощение в 1740- 1750-х гг. в садово-парковых работах в Царском Селе, может быть решен только предположительно. Той нитью, которая указывает путь к его решению, служит распоряжение, датированное 13 июня 1745 г.: «мастерового француза Жирарда сыскав в село Царское отвесть и показать ему там в саду нынешние партеры, вместо которых каковым быть новым приказать ему, сделав, объявить чертежи, а когда объявит доложить ее величеству».
[ЦГИАЛ, ф. 466, оп. 36/1629, 1745 г., д. 67, л. 24-26. Сведения о Никола Франсуа Жираре см. в коллективном труде «Русская архитектура первой половины ХVIII века. Исследования и материалы», изданном под редакцией акад. И.Э. Грабаря (М., 1954, стр. 365-368). Жирар не был «мастеровым» в том смысле, как Это слово мы понимаем ныне. Он был помощником Леблона и прибыл в Россию вместе с ним в качестве одного из его «рисовальщиков» (dessinateur). Архитектор, специалист по садово-парковому строительству, Жирар на протяжении ряда лет работал по заказам гр. X. Миниха и не состоял на государственной службе. Его ведущая роль в разработке проектов сада в Царском Селе, подтвержденная цитированным документом, очень вероятна. ]
Жирар, если он был автором проекта реконструкции Старого сада, был связан уже сложившейся планировкой. Возможно, что это помешало ему развить композицию Старого сада в ширину и в глубину, развернув ее, как это было сделано в Версале, на продолжении центральной оси ансамбля, на огромных пространствах. [Т.Б. Дубяго. История развития Екатерининского парка в Пушкине. 1947 г., стр. 25. Рукопись в архиве ГИОП. ]
Перенесение опыта западноевропейских парко- строителей на русскую почву и даже отдельные Заимствования не определяли конечного результата и общего впечатления, оставляемого русскими парками. Они сохраняли свой самобытный национальный характер. Это и не могло быть иначе, так как облик парков формировался по степенно, не только в результате длительной целеустремленной деятельности их строителей, но и под воздействием местных природных условий, имеющих свою специфику. От этих условий зависел состав растительности в парках и замена одних ее групп другими.
Многочисленные документы XVIII века свидетельствуют о том, что самым распространенным и ценимым деревом в регулярных парках Царского Села была липа, хорошо поддающаяся стрижке, пригодная для посадки на сырых низменных участках, переносящая северные морозы и влажный климат побережья Финского залива.
После отказа от стрижки деревьев главной породой, используемой царскосельскими садовыми мастерами при посадке в аллеях, сделался дуб, не переносящий обрезки кроны и мало пригодный в регулярном паркостроении.
Дубы сажались в аллеях регулярного Старого сада лишь из-за недостатка липовых деревьев. Известно распоряжение, относящееся к 1740-м гг., о пересадке дубков, посаженных «по прешпективам», т. е. в аллеях, в березовую рощу за Рыбным каналом и о замене их штамбовыми липами.
Сад украшали многочисленные произведения декоративной скульптуры. Строители сада лелеяли мысль о создании фонтанов - одного из обязательных аксессуаров регулярного парка. Но ее пришлось оставить, так как не было источников, которые можно было бы использовать для их устройства. Удалось построить только один фонтан в Старом саду. Резервуар, куда накачивалась вода для него, был, по-видимому, установлен на чердаке дворца. Фонтан просуществовал недолго.
В основу начатой в 1740-х гг. реконструкции Старого сада легла мысль о постройке на продолжении центральной аллеи Старого сада, на главной композиционной оси ансамбля, Эрмитажа.
Работы по отделке Эрмитажа еще продолжались, когда Растрелли приступил к возведению Грота на берегу Большого пруда в Старом саду. Грот связывает водные просторы Большого пруда с зелеными массивами сада. После его постройки в планировке сада наметилась новая, дополнительная ось, перпендикулярная главной.
Расширилась и территория Старого сада: его южной границей стали Нижние пруды. Новая северо-западная граница была закреплена постройкой монументальной Катальной горы. Для этого павильона было выбрано место на верхней площадке холма, господствующего над прудом и садом. Посредине Большого пруда, на островке, новый эффектный павильон «Зал на острову» - заменил старый деревянный люстгауз.
Но дальнейшее развитие дворцово-паркового ансамбля пошло не по пути расширения регулярных садов, а по пути строительства на прилегающей к ним территории пейзажных парков.
После отказа от поддержания регулярного Старого сада в том виде, какой он получил в 1740-1760-х гг., коренным образом изменился его характер и возможности обозрения. В середине XVIII столетия дворец и парковые павильоны, расположенные на территории Старого сада, были видны все одновременно. Они доминировали в ансамбле сада, возвышаясь над рядами подстриженных деревьев и кустарников, имевших четкие, геометрически правильные очертания. Таким мы знаем Старый сад по известным изображениям, исполненным М.И. Махаевым и Ф.Г. Баризьеном.
Деревья закрыли впоследствии вид на дворец из парка. Эрмитаж оказался скрытым в глубине сада. Но Старый сад не потерял своей прелести. Время - враг регулярного и союзник пейзажного паркостроения. Свободно разросшиеся деревья широко раскинули свои ветви, и сейчас в могучих дубах и старых липах, ровесниках Большого дворца, мы видим главное украшение парка.
Современный облик старейшей части Екатерининского парка очень далек от первоначального, хотя она и сохранила геометрически правильную регулярную планировку - частую и сложную сеть прямых аллей. Это объясняется не только изменением характера растительности. В Старом саду появились во второй половине XVIII века новые сооружения, такие, как Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны, гранитные мосты на Рыбном канале. Один из двух прямоугольных симметричных прудов на третьем уступе сада был переделан и стал круглым с двумя полулунными прудками по сторонам.
Аллеи старых лип, сохранивших следы стрижки, и аллея из прекрасных мощных дубов уводят посетителя от дворца в глубину Старого сада. Их пересекает «еловая першпектива» вдоль Рыбного канала. Перспектива Рыбного канала и аллей по его сторонам делит старейшую часть сада на две части - верхнюю, обработанную в прошлом уступами, еще заметными и ныне, и нижнюю, с Эрмитажем в центре.
Через Рыбный канал первоначально были переброшены легкие деревянные мосты. Позднее их заменили гранитными и металлическими мостами. [В указе 11 ноября 1774 г. один из пунктов касался постройки через Рыбный канал двух каменных мостов. «В Старом саду, - говорилось в указе,- чрез поперечный канал сделать из тесанного граниту два каменные моста на арках, один по аллее мимо Грота, а другой на Эрмитажной аллее». Мосты были построены в 1775-1778 гг. Проектные чертежи мостов представил Екатерине II В. И. Неелов (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 13, 1774 г., д. 3, л. 30). ] Рыбный канал заканчивается «малым шлюзом» и плотиной, оформленной в 1770-х гг. в виде каскада из тесаного камня. У основания плотины - нагромождение валунов.
Екатерининский парк - один из прекраснейших парков Санкт-Петербурга. Он был засажен в Царском селе в XVIII веке.
Мне довелось бывать там далеко не один раз. Подозреваю, что как и многие петербуржцы, я практически каждое лето встречаю и провожу импровизированные экскурсии для своих друзей по центру Питера и его пригородам. Территория Царского села просто огромна, чтобы все посмотреть нужно потратить весь день, а то и более. Но оно стоит того!
Обычно мы с друзьями берем в наше маленькое путешествие кофе в термосе, бутерброды и другие вкусности и отправляемся в путь. Я люблю прокатиться до парка на маршрутке как в студенческие годы. Это быстро, и можно по пути любоваться природой. После осмотра и Царскосельского лицея (обязательно побывайте в нем!) мы находим уютное место в парке или на берегу озера и устраиваем пикник. Нам интересно обсудить что мы видели, еще раз восхититься видом Екатерининского дворца со стороны. Затем мы отправляемся далее в глубь парка, а я продолжаю рассказывать своим гостям о памятниках и сооружениях, делюсь с ними тем, что помню из истории, а они со мной.
Как известно, Царское Село было любимой загородной резиденцией российских императоров. Каждый из них внес в ландшафт что-то новое, что-то свое, любимое. Все они относились к нему как к дорогому ларцу, который хранит жемчужину - дворец. Я представляю его себе тканым узором, в который каждый следующий правитель вплетал что-то свое, что было важно именно для него или было модным в годы его правления.
Архитекторы и садовые мастера постарались донести и сохранить для нас все, что было возведено многие столетия назад.
История парка
Екатерининский парк обязан своему появлению русскому царю Петру Великому. Именно он в 1710 году подарил своей жене Марте Самуиловне Скавронской (в православии Екатерине Алексеевне Михайловой, в будущем императрице Екатерине I) Сарскую и Славянскую мызы с прилегающими деревнями. В 1717 году началось строительство летней резиденции для императрицы. Это был небольшой, скромный каменный дворец. Императрица сама участвовала в организации постройки.
В 1720 году голландские мастера Я. Розен и И. Фохт приступили к устройству парка. В это время появился Старый сад (современный регулярный парк). Он располагался на трех уступах непосредственно перед дворцом. Архитектура парка была выдержана в модном в то время французском стиле, который подразумевает укрощение природы и покорение ее человеку. Отличительная черта стиля - четкое планирование территории, формирование прямых аллей, придание искусственных форм кустарникам и деревьям. По задумке парк должен был дополнить и подчеркнуть роскошь дворца.
После вступления на престол Елизаветы Петровны Царское Село стало официальной императорской резиденцией. Здесь встречали самых важных гостей и проводили самые пышные приемы. Наверно, ни один русский император больше так не ассоциируется с балами, маскарадами и бурными эффектными празднествами как она. Царское Село ее времен как нельзя лучше характеризовало любовь к роскоши и праздному образу жизни своей хозяйки. При ней дворец перестраивали, парк расширяли и облагораживали. Я где-то читала, что однажды, когда императрица возвращалась в Царское Село, уже на подъезде к дворцу она увидела из своей кареты зарево и очень испугалась, что дворец горит! Он действительно горел, но не огнем, а золотым свечением – отражением заходящего солнца. Хотелось бы такое хоть раз увидеть!
Итак, в 1750-е годы небольшой двухэтажный дворец начали перестраивать. Придворный архитектор Ф.Б. Рассрелли занимался оформлением Екатерининского дворца. Он же работал над оформлением парка. Неудивительно, что регулярный парк получился таким же помпезным. Густые зеленые лабиринты, переходящие в маленькие залы под открытым небом, изящные скульптуры итальянских мастеров, множество самых различных цветов кустарников - все это должно было в очередной раз подчеркнуть роскошь и великолепие Екатерининского дворца.
Императрица Елизавета Петровна очень любила свою загородную резиденцию и проводила много времени здесь. Роскошные балы, обеды проводились регулярно. После трапезы императрица приглашала своих гостей на прогулку по парку на санях или каретах. В парке были обустроены качели, карусели, горки. Вечером взлетали в небо фейерверки.
Одним из любимых мест гостей была Катальная гора. Архитектор Ф.Б. Расстрелли придумал необычное и интересное инженерное решение. Гора представляла собой павильон, от которого в стороны выходили скаты. Они были надстроены поверх холма, повторяя естественный ландшафт участка. Гости использовали для спуска одноместные и двухместные коляски, которые двигались по металлическим рельсам. Поднимали наверх эти коляски с помощью специальных механизмов, приводимых в движение с помощью лошадей. Если представить, с каким размахом все в парке возводилось, то ощущения от спуска с горы, вероятно, были не хуже чем на горках в современных парках развлечений!
По приказу императрицы Ф.Б. Расстрелли также проектирует здания Эрмитажа и Грота.
Здание Эрмитажа - это небольшое и интересное двухэтажное здание в глубине парка. Внешняя отделка здания полностью повторяла отделку Екатерининского дворца. Дворец и Эрмитаж соединяла аллея, по которой прогуливались гости. Эрмитаж был предназначен для небольших балов, встреч и обедов, особенно в теплое время года.
Императрица любила приглашать сюда гостей, чтобы удивить их диковинным инженерным изобретением - подъемным канапе (диванчик). Обеденный и залы для совещаний находились на втором этаже, но по лестница никто не ходил, гостей и еду также поднимали с помощью специальных устройств. Это было необычно и чрезвычайно забавно. Еще одним необычным решением императрицы было устроить оркестр на улице, а не внутри здания. Приглушенная музыка лилась в окна здания, делая празднество действительно волшебным.
Грот был построен на берегу Большого озера в 1755-1756 годах. Императрица Елизавета Петровна непременно хотела иметь место, где можно было было насладиться видом Большого озера и при желании спуститься с пристани к лодке.
Екатерина II уделяла много внимания обустройству Царского села. По ее приказу был разбит модный в то время английский парк (современный пейзажный парк). Отличительной чертой этого стиля является не укрощение природы, а подчинение ей. Английским паркам свойственны извилистые водные каналы, которые ведут к широким цветочным полянам. Это, своего рода, дикие парки. Минимум вмешательства, чтобы лишь подчеркнуть красоту природы.
При возведении английского парка претерпел частичные изменения старый парк. Появились Полулунные пруды. Водная система, состоящая из каналов и прудов, была важной составляющей в украшении парка. Здесь все было продумано для отдыха и развлечения царских особ и их гостей. Везде их ждали небольшие лодки, на которых они могли плавать, наслаждаясь видами с воды. Наверно, было здорово прокатиться вот так на лодке в жаркий летний день, а может даже и поплавать!
Екатерина II старалась внести в архитектурное оформление самые новые и модные западные тенденции. В парке было установлено множество памятников, прославляющих заслуги императрицы и победу в русско-турецкой войне во второй половине XVIII. При императрице также были возведены павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Концертный зал.
Камеронова галерея была построена на переходе из регулярного парка в пейзажный. Императрица хотела иметь место для прогулок, приватных бесед и размышлений наедине.
Все сооружения в английском парке были выдержанны в классическом стиле с минимальным украшением фасадов. Строгость и простота в каждой детали.
Все это время в парк завозили многолетние деревья и кустарники, присланные из садов Санкт-Петербурга и из заграницы. Здесь еще, возможно, даже сохранились дубы, которые высаживал Петр I.
В более поздний период масштабные перепланировки уже не производились. В советское время дворцово-парковый комплекс стал музеем. В 1918 году Екатерининский дворец принял первых своих посетителей.
В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был захвачен фашистскими войсками. Царское Село тяжело перенесло вторжение. Многие произведения искусства были утеряны, также серьезно пострадали и сами здания.Часть из них немецкие захватчики использовали под свои хозяйственные нужды, не щадя ни интерьеры, ни мебель. Множество картин и предметов искусства, в том числе и Янтарная комната, были вывезены и утрачены навсегда. В парке уничтожено значительное количество деревьев. После освобождения Пушкина от Екатерининского дворца и многих других помещений остались лишь руины.
Еще до окончания войны начались работы по восстановлению музейного комплекса. В 1983 году дворцово-парковый ансамбль "Царское Село" получил официальный статус заповедника. Сегодня его полное наименование - Государственный музей-заповедник "Царское Село". Большая часть работ по восстановлению была закончена в 2010 году, в преддверии 300-летнего юбилея Пушкина. Но многие реставрационные работы как в зданиях, так и в парке продолжаются до сих пор.
Что посмотреть
Конечно, главная жемчужина парка - Екатерининский дворец. О нем я более подробно рассказывала в одном из . Но есть множество интересных мест, которые также стоит увидеть.
Эрмитаж является своеобразным отголоском роскоши Екатерининского дворца, своего рода проекцией в миниатюре. Как я уже говорила, их соединяет прямая аллея, по которой некогда прогуливались гости императрицы. Это небольшое строение оформлено в стиле барокко, в той же цветовой гамме что и дворец. В Эрмитаже сохранилась отделка XVIII века практически без изменений.
Обратите внимание на Эрмитажную кухню – необычная архитектура здания выполнена в модном в то время готическом стиле. Здесь, кстати, находится еще один вход в парк.
Грот - небольшое строение в морском стиле, стоит на берегу Большого озера.
Павильон «Холодная баня» находится между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Предназначался для купания и отдыха императорской семьи. Здание было возведено в 1787 году архитектором Ч. Камероном. Его еще называют термами Камерона.
На первом этаже расположены сами термы. На втором - шесть комнат для отдыха. Благодаря богатому интерьеру они получили название Агатовые комнаты.
Главный фасад здания выходит на террасу, где находится Висячий сад.
Камеронова галерея - располагается на пересечении регулярной и пейзажной части парка. Сооружение находится на возвышении, и с него открывается прекрасный вид на парк и Большое озеро.
Павильон «Верхняя ванна» предназначалась для водных процедур императорской семьи.
Павильон «Нижняя ванна» предназначалась для водных процедур придворных.
Морейская (или Малая Ростральная) колонна расположена между Первым и Вторым Нижними прудами. Была воздвигнута в честь победы русского флота у полуострова Морея во время русско-турецкой войны.
Ворота «Любезным моим сослуживцам» -оригинальный чугунный монумент. Располагается на юго-востоке парка.
Чесменская колонна находится на середине Большого озера. Она была установлена в честь победы в Чесменском сражении (1770 год) русского флота над турецким.
Адмиралтейство - несколько павильонов на берегу Большого озера в южной стороне парка. Построены в честь присоединения к России Таврического ханства (Крым).
Мраморный (Палладиев) мост установлен над протокой, которая соединяет Большой пруд с Лебединным прудом.
Павильон «Турецкая баня» - последнее строение, возведенное в Екатерининском парке. Павильон является памятником побед в русско-турецкой войне. По задумке архитектора И. А. Монигетти здание имеет вид турецкой мечети.
Башня-руина - еще один памятник, посвященный победам русских войск в русско-турецкой войне. Башня необычна тем, что она похожа на дорическую колонну, соединенную с павильоном. Она будто уходит в землю. Внешнее оформление стен тоже необычно. Поверхность их искусственно "состарена" с помощью нарисованных трещин.
Гатчинские (Орловские) ворота вели на дорогу в строну Гатчины, где располагалось имение графа Г. Г. Орлова. Екатерина II высоко ценила вклад графа в спасение Москвы от чумы. Ворота стали своеобразной благодарностью императрицы. Внешне ворота похожи на триумфальную арку.
Павильон «Зал на острову» находится в сердце Большого озера на маленьком островке. Он был предназначен для проведения концертов и обедов для гостей, плавающих по Большому озеру. В данный момент здесь находится концертный зал, в котором проходят торжественные мероприятия музея.
Гранитная терраса («терраса Руска») была построена в 1810 году на месте Катальной горы.
Фонтан «Девушка с кувшином» исполнен известным скульптором П. П. Соколовым специально для Царскосельского парка. Изваяние девушки располагается на скале как на своеобразном пьедестале. В ногах у девушки разбитый кувшин, из которого льется струя воды.
Концертный зал в юго-западной части парка сооружен в 1782-1788 годах по проекту архитектора Д. Кваренги.
Кухня-руина сооружена по проекту Дж. Кваренги в 1785-1786 годах для приготовления обедов гостям Концертного зала.
Китайская беседка была построена на границе между Екатерининским парком и Новым садом Александровского парка. Её ещё называют Скрипучей из-за флюгера, который при ветре издает скрип.
Кагульский (Румянцевский) обелиск. Архитектором проекта является А. Ринальди.
Он был установлен в 1772 году в честь победы русских войск над турецкими на реке Кагул.
Когда посетить
Парк для посетителей открыт круглый год, но стоит иметь ввиду, что не все музеи работают круглый год. Поэтому, если вы решили непременно посетить все места парка, лучше выбрать летнее время.
Как добраться
Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7.
Вы сможете добраться до места следующими способами:
- На электропоезде от Витебского вокзала вы сможете доехать до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость билета составляет около 40 рулей, а время в пути - приблизительно 30 минут. От станции до музея вы сможете добраться на маршрутных такси №371, 377, 382, автобусах №371, 382. Можете прогуляться до музея можно прогуляться пешком. Это займет примерно 30 минут или даже меньше.
- На маршрутных такси № 286, 287, 342, 347, 545. Они отходят от станции метро Московская. Остановка располагается за Домом Советов. Здесь находится их кольцо. На маршрутках большими буквами будет написано Пушкин, Царское село. Стоимость проезда составляет около 40 рублей. Время в пути - 30-40 минут, если не будет пробок.
- Автобус №187 останавливается напротив МакДональдса на Московском проспекте, здесь же останавливаются маршрутные такси, что следуют с кольца от Дома Советов. Автобус следует до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость проезда - 30 рублей. Оттуда можете добраться до парка на автобусе, маршрутных такси или пешком.
- На маршрутных такси №545, 286, 287, автобусе №186 от станции метро Купчино. Время в пути - около 30 минут. Кольцо их находится на Витебском проспекте со стороны метро.
Режим работы:
- с 21 октября до 24 апреля вход в парк свободный;
- с 25 апреля по 20 октября вход платный с 9:00 до 19:00;
- с сентября по апрель парк открыт с 7:00 до 21:00;
- с мая по июль с 7:00 до 23:00;
- в августе парк открыт с 7:00 до 22:00.
Стоимость билета:
- для взрослых с 25 апреля - 120 рублей;
- школьникам, студентам; членам союзов художников, архитекторам, дизайнерам России; курсантам, военнослужащим срочной службы - 60 рублей;
- пенсионерам РФ и Республики Беларусь - 30 рублей;
- посетителям до 16 лет - бесплатно.
Есть что добавить?
Царское село — это музей-заповедник, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга в городе Пушкин. Царское село является одной из трех самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, не считая самой северной столицы. Другие две достопримечательности конечно Эрмитаж и Петергоф. В наше короткое знакомство с Петербургом, кроме всего прочего мы посетили две из них. И сегодня расскажем о Царском селе, музее с богатой и сложной историей.
Как добраться до Царского села
Самый простой, удобный и быстрый способ доехать до Царского села это маршрутное такси. Для этого нужно доехать на метро до станции Московская. Здесь между Московской площадью и Домом Советов находится стоянка пригородных автобусов и маршруток. Если вам трудно будет сориентироваться просто спросите остановку пригородных автобусов или Дом Советов. С этой остановки до Царского Села идут маршрутки № 287, 342, 545 . Детально посмотреть схему движения маршруток с остановками можно воспользовавшись приложением . Есть еще вариант электричкой с Витебского вокзала, но в Пушкине все равно придется пересесть на маршрутку. Мы уехали в Царское село от станции метро Московская и уже через 30 минут были на месте.
Приехав в Пушкин только после обеда и проанализировав очередь во дворец, мы решили ограничиться прогулкой по парку. Стоит оговориться, что билет в парк, за которым тоже нужно выстоять очередь, не является входным билетом во дворец, куда нужно стоять дополнительно уже после входа на территорию парка. На территории парка есть несколько павильонов, а во дворце несколько выставок. С ценами на посещение музейных экспозиций можно ознакомится на официальном сайте музея-заповедника Царское село.
Рядом с кассами есть арка. Этой аркой Церковный флигель соединен с Императорским Царскосельским Лицеем, в котором с 1811 по 1817 обучался и окончил его в числе первого набора Александр Сергеевич Пушкин.
Где жить в отпуске?
Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.
Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com
Большой Екатерининский дворец в Царском селе
Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.
По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.
Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Екатерининский парк в Царском селе
В Екатерининский парк, как и в Екатерининский дворец можно попасть только через один вход, хоть их и предусмотрено больше. Находится он на улице Садовая, недалеко от остановки маршруток, они подвозят к самому входу, от него и забирают. Екатерининский парк баснословно богат. По парку можно гулять не один день и все равно трудно будет уйти отсюда повидав все его достопримечательности. На территории более чем в 100 гектаров кроме самого дворца расположилось множество павильонов, мостов и памятников сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.
Камеронова галерея
Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.
Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.
Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.
Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.
Зеркальные пруды и Верхняя ванна
Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.
Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».
Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.
Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.
Павильон Грот, Царское село
Регулярный парк условно можно разделить на Старый сад и Эрмитажную рощу. Старый сад включает в себя два Зеркальных пруда, Верхнюю и Нижнюю ванны и павильон Грот.
Грот, построенный самим Растрелли был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Павильон Эрмитаж, Царское село
Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.
Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.
Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.
Нижние пруды и их достопримечательности
Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.
Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.
Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.
Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.
Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.
Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.
Адмиралтейство и Турецкая баня
Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.
На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне. Во время Великой Отечественной Войны павильон был разрушен, и позднее восстановлен. Вход в павильон Турецкая баня платный.
Пейзажный парк, Царское село
За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.
Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.
С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.
А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».
В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.
В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.
Рядом павильон Концертный зал.
Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.
Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.
Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.
Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».
С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.
Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.
Царское село — отзыв
Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.
Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.
Небольшой Екатерининский парк находится в Мещанском муниципальном округе Москвы. Он расположен между улицами Советской Армии, Олимпийским проспектом и Суворовской площадью.
В каждом городе есть места, о которых и сказать-то особо нечего, никаких ярких событий с ними не связано, да и ничего интересного для большинства людей в них нету. Ну парк. Ну пруд. И чего? То ли дело музей эротики на Арбате! А тут? Деревья? Утки? Но это не места скучные, а мы, и будем такими до тех пор, пока не научимся радоваться любому цветочку.
Давным-давно, в 12—13-ых веках здесь было село Сущево, позже ставшее Сущевской слободой. На территории парка располагалась цепочка прудов в русле реки Напрудная (другие названия Самотёка, Синичка), которая впадала в Неглинную.
Одной из первых построек на территории парка стала церковь Трифона. Её возвели в 1492 году. Сюда также был перенесён Крестовоздвиженский монастырь и построена каменная церковь Иоанна Воина.
Во второй половине XVIII века, рядом с церковью Иоанна Воина, была основана загородная усадьба графа В.С.Салтыкова. После смерти графа, усадьба перешла к его сыну, участнику суворовских походов, графу А.В.Салтыкову. Новый владелец имения являлся одним из приближенных дворян Императрицы Екатерины II.
В скором времени императрица выкупила усадьбу. Она была перестроена в здание Инвалидного дома для солдат русской армии, позже ставшее Екатерининским институтом благородных девиц, а парк получил имя Екатерининский.
В 1802-ом году, уже в царствование императора Александра I, вместо Инвалидного дома в усадьбе расположился Екатерининский Институт благородных девиц. Но он назван "екатерининским" не в честь государыни Екатерины II, а в честь святой Екатерины. Новое здание для него строил архитектор Иван Жилярди.
Война 1812-го года сильно изуродовала усадьбу и парк, и их восстановлением занимался уже сын Ивана Жилярди, Дмитрий Жилярди.
Уже в 20-ом веке река Напрудная была заключена в трубу на всём протяжении, за исключением большого пруда. Церковь Иоанна Воина снесли, а Екатерининскую площадь (ныне Суворовская площадь) увеличили за счёт части парка. Екатерининский институт с февраля 1928 года был переименован в Центральный Дом Красной Армии.
В 1979 году от парка была отрезана восточная часть, по которой был проложен Олимпийский проспект. На месте разрушенной в 30-е годы XX столетия церкви Иоанна Воина была построена гостиница ЦДКА (ныне гостиница «Славянка»).
Сразу слева от входа находится эстрада, танцевальная площадка. Множество старичков танцуют вальс. Мы засмотрелись. Удивительно трогательная и милая картина. Они не в домино, не бутылки сдавать, не на лавочке соседей обсуждать, они ходят танцевать. Храни их Господь.
В левой части парка расположена статуя «К звездам» работы скульптора Григория Постникова. В монументе Григорий Николаевич запечатлел молодого полуобнаженного титана, запускающего в небо ракету.
Сама идея запуска космической ракеты рукой, а не аппаратурой, прекрасна и патриотична. Мы всё можем! И с другой стороны её можно понять так: запускай ракету хоть рукой, хоть любой техникой, результат будет одинаковым.
Недалеко за деревьями мы видим Армянский собор Сурб-Хач, построенный несколько лет назад на Олимпийском проспекте.
Мы идём в северо-западный угол парка, и проходим в его "аппендикс", огороженный новостройками и соединенный с самим парком узким перешейком.
Здесь установлен памятный камень, посвящённый двухсотлетию победы в войне с Наполеоном в 1812 году.
Часовня Александра Невского и Иоанна Воина входит в мемориальный комплекс, посвященный генералиссимусу А.В. Суворову.
Памятник великому русскому полководцу А. В. Суворову, совершившему немало славных побед и походов, установлен в 2006 г. в Екатерининском парке рядом с часовней.
Некогда именно на этом месте находилась церковь Иоанна Воина. В 20-е годы прошлого столетия храм был разрушен большевиками.
Суворов Александр Васильевич - великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), князь Италийский (1799 г.), граф Рымникский (1789 г.), граф Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.
«То был человек маленького роста, тощий, тщедушный, дурно-сложенный, с обезьяньею физиономией, с живыми, лукавыми глазками и ухватками до того странными и уморительно-забавными, что нельзя было видеть его без смеха или сожаления; но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения. Суворов умел заставить солдат боготворить себя и бояться.» (Король Франции Людовик XVIII)
В этой же части парка находится "Социально-реабилитационный центр ветеранов войн и Вооруженных Сил". Полежать полечиться здесь, наверное, одно удовольствие, особенно весной, но близость Проспекта Мира вызывает сомнения в чистоте воздуха.
Цветёт жасмин. Он цветёт одним из последних. Уже солнце перевалило кульминацию, и световой день стал уменьшаться, а он цветёт.
В этом году я из-за болезни пропустил цветение черёмухи и сирени, но жасмин я не пропущу.
Здесь есть ротонда, в которой, как говориться по преданию «Императрица любила пить чай с графом Салтыковым. В находившейся неподалеку оранжерее выращивали лимоны к их чаепитию». Правда, какая именно императрица и с каким из графов Салтыковых, не уточняется.
Называется этот павильон "Ротонда Екатерины II". Расположена ротонда на берегу Большого Екатерининского пруда. Это деревянное арочное строение возведено на месте старой ротонды.
Сейчас аренда этого павильона обходится в 1000 рублей за час, в нем любят устраивать фотосессии в дни свадеб, и летом в парке часто можно встретить невест в ослепительных белых платьях. А моя благоверная в зелёном, под цвет ротонды.
Екатерининский парк буквально зажат со всех сторон спорткомплексом «Олимпийский», Театром российской армии, Музеем вооружённых сил, Культурным центром ВС, Суворовской площадью и уголком Дурова.
Здесь только один ресторан, который на воде на Большом пруду. Заходить в него мы не стали.
Парк имеет два входа - Центральный, со стороны Суворовской площади и метро Достоевская, и со стороны Олимпийского проспекта напротив стадиона.
В глубине сада прячется планетарий, возведенный в 1958 году. Здесь установлен специальный астрономический аппарат, благодаря которому посетителям увидеть кометы, звезды, планеты и затмения. К сожалению, планетарий не рассчитан на большое количество посетителей, поэтому для его посещения необходима предварительная запись. А вы думали, в Москве один планетарий? Я тоже так думал.
Эта лошадка не относится к основным достопримечательностям парка. Ну и что? Она создана, чтобы дарить людям радость, поэтому я не жалею для неё фотографии.
Подступающие дома просто давят. Какая свобода в Коломенском, и какая не-свобода здесь.
Вот он, бывший Екатерининский институт благородных девиц. Как и положено для всех институтов благородных девиц, перед его входом установлен бюст Фрунзе. Сейчас тут Культурный центр Вооруженных сил РФ.
Напротив входа мы видим здание Театра Советской армии. Это было первое театральное здание, построенное после революции. С высоты птичьего полёта здание выглядит как правильная пятиконечная звезда. "Придумал" такую форму, как ни странно, Климент Ворошилов.
Ворошилов, полностью отчаявшись втолковать тупым архитекторам, как надо строить театр, как-то схватил со стола пепельницу в виде пятиконечной звезды, шлёпнул ей по листу бумаги, и сказал: "Вот так чтобы построили!" Так и построили, но здание оказалось для театра редкостно неудобным.
Рядом с парком и театром находится Центральный Музей Вооруженных Сил (бывший музей Советской Армии), он был основан в 1919 году.
В 1924 году музей стал называться Центральным музеем Красной Армии и Флота. С 1951 года - Центральный музей Советской армии, с 1965 года - Центральный музей Вооруженных Сил СССР, с 1993 года - Центральный музей Вооруженных Сил. Запомнить всё это невозможно, да и никому не нужно.
Памятник погибшим морякам атомной подводной лодки «Курск» (скульптор Л. Кербель) открыт 12 августа 2002 года справа от здания Центрального музея Вооружённых Сил, спустя 2 года после трагедии на атомном подводном крейсере.
Карта Екатерининского парка.
Екатерининский парк — не большой и не маленький, чистый, аккуратный, ухоженный городской парк Москвы. Рядом с главным входом в парк расположена станция метро Достоевская. Уже на входе видно, что этот парк стоит посетить: дорожки выстланы плиткой, опавшие листья (дело было осенью) убраны, повсюду клумбы с цветами и арка с названием места.
Практически сразу на входе висит справочная информация о парке: его история, планы на будущее, свод правил поведения и условная схема со всеми указателями.
Краткая историческая справка, напечатанная мелкими буквами на этом стенде, гласит:
Историческая территория «Екатерининского парка» долгое время не имела застройки, здесь протекала река Напрудная, приток Неглинной. Вдоль ее русла располагалось несколько прудов. В XIV веке в район реки Напрудной переносится Крестно-Воздвиженский монастырь, в 1492 г. возводится церковь святого Трифона, а в 1630-х годах была построена каменная церковь Иоанна Воина. Большую часть территории в этот период занимали рощи, луга и пастбища.
В XVIII веке рядом с церковью Иоанна Воина была построена загородная усадьба графа В.С. Салтыкова, позднее перешедшая к его сыну графу А.В. Салтыкову, который являлся одним из приближенных дворян Императрицы, а также участником суворовских походов.
В 1777 г. владение А.В. Салтыкова было приобретено казной под устройство Инвалидного дома для восстановления здоровья ветеранов турецкой компании и других защитников Отечества. В 1802 году, после перевода Инвалидного дома в Матросскую тишину, все его обширное владение приобрела Императрица Мария Федоровна для устройства в нем Московского училища ордена Св. Екатерины (он же Московский Екатерининский институт благородных девиц) , для благородных девиц, дочерей офицеров, получивших ранение или погибших на войне.
С конца 1860 г. Екатерининский институт начал сдавать в аренду расположенные севернее пруда бывшие огородные земли. К концу 1880-х годов к северо-востоку от владения института образовалась система мелких участков. Для подъезда к ним прокладываются новые улицы: Большая и Малая Екатерининские. Еще один участок в границах владения в 1888 году взял в аренду почетный гражданин, коммерции советник, Александр Иммер, и создал опытно-семенную станцию и растительный питомник, с оранжереями и парниками.
В начале XX века постройка возникла в районе Трифоновского переулка в непосредственной близости от реки Напрудной, которая в 1920-30 гг. заключается в трубу, после чего участок начал постепенно обстраиваться деревянными жилыми домами. В 30-х гг. сносится церковь Иоанна Воина, и в границах церковного владения возводятся семиэтажные корпуса гостиницы ЦДКА.
В 1935-1941 гг. на Екатерининской площади был построен Театр Красной Армии. В 1979 г. через территорию парка прокладывается Олимпийский проспект, полностью нарушивший историческую структуру района. Вся старая застройка была разобрана.
Ниже на стенде указано, что парк является ценным городским ландшафтом, поэтому в нем планируется провести множество работ по восстановлению водоемов, озеленению и приданию исторического облика. В парке можно будет любоваться садом непрерывного цветения, садом прибрежных и водных растений, садом сиреней. Разнообразные прогулочные маршруты, рассчитанные на все возрастные группы, обеспечат смену впечатлений, и увеличат пространство парка.
Звучит заманчиво, после таких слов захотелось побывать в этом парке в период цветения.
Следующий стенд помог сориентироваться на местности и даже обрадовал! В парке запрещено употребление спиртных напитков, курение, загрязнение территории, выгул собак и многое-много другое. Кстати, кататься на велосипедах и роликах в парке тоже запрещается. За заднем плане видны реставрационные работы.
Двигаемся вглубь парка: также всюду клумбы, цветы, лавочки, фонари. Место очень спокойное.
А вот и Большой Екатерининский пруд с заросшим островком для уточек.
Уток тут много, каждый может их покормить.
Прогулка вокруг большого пруда не займет много времени, однако, это будут чудесные минуты умиротворения, особенно в солнечную погоду.
Ротонда (круглая постройка с куполом) Екатерины II.
Дальше еще один вход — восточный — с надписью «Москва для жизни, для людей!» И тут же, как подтверждение написанному, спуск для колясок и для инвалидов, ступеньки с перилами, плитка вместо облезлого асфальта. Сюда можно привозить и детей в коляске и девушек на высоких каблуках, что, собственно, и видно на фотографии.
Плавать в пруду запрещено.
Вид на осенний пруд с другого берега — просто картинка!
Рядом с Большим прудом находится Малый пруд и читальный павильон.
Малый пруд был без воды, лишь одна огромная лужа и стая ворон. Но мы же читали на входе, что парк только обустраивается!
К Малому пруду подведено каменное устье, через которое перекинут миниатюрный мостик.
Еще дальше скульптура «К звёздам». Странно увидеть эту скульптуру тут, ведь планетарий находится в совершенно другой части парка. А за памятником виднеется Московский Дом ветеранов войн и ВС, который соединен с социальным реабилитационным центром.
Заходим в северную часть парка. Как гармонично вписались новые «стеклянные» дома в старые ландшафты Екатериненского парка.
Часовня Александру Невскому и святому мученику Иоанну Воину — взамен снесенной в 30х гг. каменной церкви.
Рядом беседка для отдыхающих.
И тут же бюст А.В. Суворову.
«Славный год сей минул но не пройдут содеянные в нем подвиги» — так гласит надпись на камне. Это цитата из манифеста Александра I по случаю «изгнания супостата из пределов России» от 4 января 1912 года: «СЛАВНЫЙ ГОДЪ СЕЙ МИНУЛЪ, НО НЕ ПРОЙДУТЪ СОДЬЯННЫЕ ВЪ НЕМЪ ПОДВИГИ» Камень установили в 2012 году, на 200-летие Отечественной воны 1812 года.
Золотая осень! Последний взгляд на чудесный парк.
Выходим через Северные ворота, проходя мимо Московского Дома ветеранов войн и ВС и социального реабилитационного центра. Вся прогулка заняла примерно час, но обладателям свободного времени можно провести тут и целый день.