Руанский собор, храм нормандских герцогов. Руанский собор нотр-дам Руанский собор адрес
Руан – нормандский город на севере Франции . Готические памятники средневековья наполняют воздух непередаваемым ощущением таинственности и романтики, присущим этому времени. Небольшие улочки с плотной застройкой специфической архитектуры северной Европы только дополняют и без того мистическую картину.
За несколько месяцев до поездки, находясь еще дома, я глядел в монитор компьютера и рассчитывал варианты путешествия. Выделяя на Париж неделю, я великодушно отрядил два дня на выезд. Открыв карту Гугла , я внимательно вглядывался в окрестности Парижа и выявлял более-менее интересные города для посещения. Параллельно мониторил сайт французских железных дорог на предмет цены перемещения. В принципе всё было логично – чем меньше расстояние, тем дешевле.
Но была еще одна небольшая особенность – чем удобнее время поездки, тем она дороже. Т.е. совсем рано или совсем поздно можно добраться практически в два раза дешевле. И это меня сильно радовало. Перепробовав массу разных вариантов и изучив информацию в сети, я определился с местом и временем. Выбор пал на город Верхней Нормандии – Руан .
Руан – история города
Руан — город достаточно древний. Историки предполагают, что он был основан кельтскими племенами еще в античные времена. И назывался он тогда Ротомагус (Rotomagus) . Во времена Древнего Рима на правом берегу Сены были построены термы и амфитеатр. Это говорит о том, что Руан был достаточно важным для римлян. Ведь в те времена каждый уважающий себя город должен был иметь амфитеатр.
Своего расцвета Руан достиг в средние века. В IX веке его повадились опустошать суровые норманны. И вскоре так им понравилось сие занятие, что они решили просто его захватить, да начать там жить. Так он стал столицей герцогства Нормандия . С этого времени Руан становится крупным портовым городом и начинает вести активную торговлю с Парижем .
В начале XIII века, благодаря нескольким неудачным войнам, Нормандия теряет свою независимость и входит в состав Французского королевства .
Находясь на севере Франции , Руан частенько являлся центром боевых действий. Особенно любили завоевывать его англичане. Во времена Столетней войны между Англией и Францией город был одним из важных стратегических пунктов.
Сейчас Руан не так велик, как в далеком прошлом, но это не мешает ему своими историческими местами и панорамными пейзажами заманивать в сети разнообразных любознательных путешественников. Чаша сия не минула и меня.
Из Парижа в Руан
Выйдя из отеля с утра пораньше, мы бодрым пешим шагом отправились на уже известный, благо идти было минут 15. Там нас поджидал поезд до Руана . Утренняя прогулка окончательно раскрыла глаза, и день начался.
На руках были распечатки билетов. Сами билеты были куплены еще дома за пару месяцев до поездки по цене 40 евро на двоих туда и обратно. В 8-20 утра мы тронулись, а в 9-50 стояли на вокзале Руана . Самый прозорливый читатель уже посчитал, что в пути мы провели всего 1,5 часа. Если учесть, что расстояние от Парижа до Руана около 130 км, то всё сходится.
От железнодорожного вокзала Gare de Rouen-Rive-Droite идет улица Жанны д’Арк (Rue Jeanne d’Arc ), по которой мы и отправились на осмотр города.
После Парижа город показался тихим, скромным и провинциальным. Скорее всего, он такой и есть. Народу на улице было совсем мало. Быть может, дело в том, что было воскресенье, да еще и утро. Но с течением дня народу так и не прибавилось – тихое и безлюдное место, что лично меня весьма порадовало – так как хотелось погулять по городу в спокойной обстановке французской провинции.
По улице Жанны д’Арк дошли до небольшого парка, в который не преминули заглянуть. В пустынном парке в маленьком пруду плавали лебеди. Мы стояли и умилялись, глядя на этих невозмутимых птичек.
Также нас неописуемо (слово то какое подходящее) порадовало наличие в парке бесплатного биотуалета, так как нам он уже понадобился.
Биотуалет в Руане — хоть живи там
Туалет отличался от российских синих практичных кабинок весьма существенно. Раковина с водой, мыло, бумага, сушилка – всё в наличии. Це ж «загнивающая» Европа , куда деваться. Примерно такой же туалет я наблюдал на территории Кремля . Ну, это к слову 🙂
Сделав все свои самые важные дела, мы двинулись на осмотр основных достопримечательностей Руана .
Руан – достопримечательности
Пройдя через парк с лебедями, мы вышли к Музею Изящных Искусств . Выглядит он не менее изящно, чем то что находится внутри. Хотя мы туда не заходили, но почитав информацию в сети, я понял, что музей весьма неплох.
Музей Изящных Искусств (Musée des beaux-arts de Rouen) в Руане был основан в 1809 году. Как известно, в это неспокойное время перемен, начавшееся после Французской революции , к власти пришел Наполеон . И он осуществил немало победоносных военных походов, сопровождавшихся неслабым разграблением поверженных территорий. Это были «сытные» времена для французских музеев.
Самые «сливки», конечно же, «снимал» Лувр . Но и регионам доставалось достаточно. В том числе и руанскому Музею Изящных Искусств . Коллекции росли, и к середине века места стало маловато. Было решено возводить новое здание музея. Так в 1877-1888 годах появилось здание современного Музея Изящных Искусств в Руане .
Руан – столица импрессионистов, и поэтому в музее одна из самых больших коллекций художников данного направления живописи. Среди них 11 картин основателя импрессионизма Клода Моне , в том числе одна из 50 картин цикла «Руанский собор» . Также имеется коллекция русских икон XVI-XIX веков.
Сразу за музеем скромненько стоят два готических здания. Бродя вокруг, мы предполагали, что это церкви. Лишь потом, уже после поездки, я узнал, что одно из этих зданий – это Музей Ковки , и внутри огромное количество соответствующих изделий. Такая информация стала для меня крайне неожиданной, и я понял, что плохо не знать местного языка, так как на здании была вывеска о том, что это музей. И мы, естественно, ничего не поняли, когда ее прочли.
Руан еще со средних веков прославился на всю Европу своими умелыми кузнецами. Плюс, наличие речного порта способствовало активной продаже и популяризации своих продуктов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что музей кованных изделий открылся именно здесь.
Музей Ковки (Musée Le Secq des Tournelles) открылся в 1921 году в бывшем здании церкви, построенной в далеком XV веке. Коллекция музея считается одной из самых больших в мире, и до сих пор регулярно пополнятся. В ней представлены, как произведения искусства, не имеющие особой практичной ценности, так и простые предметы быта средних веков. Многие экземпляры неординарны и эксклюзивны. Почитателям разнообразных ажурных железных штуковин будет интересно там побродить.
А если учесть, что все эти предметы древности вписаны в интерьер готической церкви, то станет еще интереснее там побывать, и насладиться средневековым антуражем.
Мы же решили им насладиться как-нибудь в другой раз. Если бы мы остановились в Руане на 2-3 дня, то по музеям был бы резон прогуляться, а в нашем случае однодневной поездки времени особо не было на степенное расхаживание средь предметов старины. Поэтому мы двинулись далее.
Соседнее с музеем здание до сих пор является для меня загадкой. Какая-то заброшенная церковь без табличек и прочих опознавательных знаков.
Очевидно, что раньше в этом здании была церковь. Что с ней случилось совершенно не ясно. Выглядит всё запустело, уныло, и даже мрачновато. Было ощущение, что сейчас из-за угла выскочат негры и нападут. Если бы на дворе стоял вечер, точно наверняка выскочили бы 🙂
Далее, по улице Rue Jean Lecanuet дошли до площади Шарля де Голля (Place du Général de Gaulle) , на которой расположилось административное здание мэрии города, а в центре площади памятник Салавату Юлаеву (привет Уфе 😉) генералу де Голлю на лошади. Это я так подумал, блуждая в лабиринтах логики. Раз площадь де Голля, то и памятник ему.
Оказалось, что это никакой не де Голль , да и откуда у него вдруг взялась лошадь. Памятник оказался самому обыкновенному императору Наполеону I . Справа от площади возвышается готика в виде церкви Аббатства Сен-Уэн .
Аббатство Сен-Уэн
Аббатство Сен-Уэн (Abbaye Saint-Ouen de Rouen) основано в далеком 553 году. В качестве основного собора была построена небольшая базилика. До того, как норманны начали «озорничать» на этих территориях, аббатство считалось одним из самых влиятельных. Но в IX веке пришли норманны и разорили его.
В XI веке во времена сильного Нормандского герцогства на месте старой базилики выстроили новую церковь – на этот раз в романском стиле. Но и ей пришлось не сладко. В 1248 году она сгорела.
В XIV веке неугомонные монахи начали очередное возведение церкви, на этот раз в готическом стиле. Ей повезло больше остальных – она дожила до наших дней, и радует глаз каждого посетителя Руана .
В наши дни никакого аббатства там, конечно же, не сохранилось. Здание, где жили монахи, в начале XIX века сделали мэрией Руана , а монашеский сад при церкви стал садом мэрии.
В самой же церкви тоже службы давно не ведутся, так как действующей она не является. Там периодически проходят концерты и выставки.
Лично мне такие церкви нравятся, поэтому пришлось немного полазить вокруг да около, подышать запахом камня XV века. Да и вообще, весь ансамбль церковь-ратуша-площадь симпатичен – чисто, опрятно и зелено. За строениями милый зеленый садик. И нет китайских туристов, да и не только китайских, совсем никаких нет.
От церкви Сен-Уэна направились вдоль по улице Rue des Boucheries Saint-Ouen , плавно перетекающей в улицу Rue Damiette . Сама по себе улочка впечатляет – домики жмутся друг к другу, как футболисты в «стенке».
Архитектура домиков в фирменном северном стиле под названием фахверк. «Фахверк» родом из Германии, но гордые французы строили практически такие же дома. Но стиль свой называли почему-то «коломбаж». Кто у кого украл стиль спорить не будем, пусть этим займутся те, кто получает за это деньги:-).
Вертя головами направо-налево, так и добрались до следующего пункта нашего путешествия – церкви Сен-Маклу .
Церковь Сен-Маклу (Église Saint-Maclou) строилась с 1435 по 1521 года. Одна из ярких представителей стиля «пламенеющая» готика. Сильно пострадала во время знаменитой высадки в Нормандию союзных войски во Вторую Мировую Войну . Получила два снаряда в «туловище», но была разрушена не полностью, что дало возможность после войны ее восстановить.
Готика действительно «пламенеющая», как пишут интернеты. Я с ними согласился. Очень готично и очень пламенеюще. Подобраться к ней поближе толком не удалось, так как в это время она была огорожена, и там шли ремонтные работы. Говорят, сейчас они уже завершены, церковь почистили, и теперь она еще красивше.
Также церковь интересна «чумным» кладбищем Сен-Маклу , находящимся по соседству.
Мы прошли по улице Rue Martainville вдоль церкви и увидели слева небольшие раскрытые ворота и стрелочку, приглашающую пройти внутрь. Слегка заинтриговавшись, мы согласились с приглашением и вошли.
Просочившись через невероятно узкий коридор-переулок, мы оказались в странном мистическом месте. Квадрат из старинных деревянных черных и мрачных домов, внутри небольшой сад. На лужайке «растут» разнообразные части тела, видимо из камня (навряд ли настоящие).
Части тела на кладбище Сен-Маклу в Руане
На стенах домов повсюду черепушки и какие-то загадочные символы и надписи. Ощущения специфические, как – будто находишься в склепе.
Прогулявшись и впав в небольшое смятение и задумчивость, мы вышли обратно. Как обычно, постфактум мы узнали, что это старое кладбище Сен-Маклу , на котором хоронили людей, погибших от чумы. Новых мертвецов закапывали в землю, а старые кости выкапывали и заботливо размещали на верхних этажах этих самых домов.
Одно время на первом этаже была даже детская школа. Я до сих пор пребываю в легком шоке от всей этой истории. Зашли мы туда случайно и не думали не гадали о том, где мы находимся. И внутреннее чувство нас не обмануло – там действительно веет каким-то злым духом смерти. Тем не менее, сходить туда было интересно.
После посещения кладбища Сен-Маклу всё пошло более-менее стандартно. Пройдя всего пару домов, мы вышли к главному религиозному сооружению Руана – Руанскому Кафедральному собору . Как всегда – готический. Симпатичен, как и всё подобного рода. Частичный ремонт шел и там. Поэтому в объектив фотоаппарата непременно попадают разнообразные сооружения, которые с натяжкой можно назвать частью собора. Огромен, внушителен, и, по традиции, – красив.
Руанский Кафедральный Собор (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) строился поэтапно с 1145 по 1506 год. До начала строительства, на месте собора была базилика, которую разнесли в пух и прах норманны в IX веке. Потом построили романский храм. И в конце концов – современный готический.
Руанский Собор сильно пострадал во время бомбардировок Второй Мировой Войны . После чего был успешно восстановлен. В нем похоронен первый правитель герцогства Нормандия Роллон – выходец из Скандинавии . До сих пор норвежцы и датчане спорят о его национальной принадлежности. Почти как мы о Рюрике .
Высота собора – 151 м. В конце XIX века несколько лет считался самой высокой церковью мира, но вскоре был «переплюнут» . На сегодняшний день его «обставили» еще две церкви – Ульмский Собор (город Ульм в Германии ) и Нотр-Дам-де-ла-Пэ (в столице Кот-д’Ивуара городе Ямусукро ).
В свое время собор был облюбован Клодом Моне . Художник сотворил целый цикл, который так и назвал «Руанский Собор» — 50 картин с трех разных точек в разное время года. Основная масса картин хранится в Музее Орсе в Париже .
От собора идет улица Rue du Gros Horloge , пройдя по которой можно наткнуться на знаменитые руанские астрономические часы Le Gros-Horloge . Чем-то похожи на пражские, только немного поскромнее и чуть менее информативнее – время, дни недели и лунные фазы. Серебряный шарик сверху часов говорит о том, в какой фазе луна. Судя по шару в тот день – было полнолуние (или нет:-)).
Механизм Руанских часов (Le Gros-Horloge) был изготовлен в 1389 году. Часы по праву являются самыми древними подобными часами во Франции . А механизм самым большим в мире. Диаметр циферблата около 2,5 м. В XVI веке часы поместили на нынешнее место, облагородив красивым позолоченным готическим фасадом.
Часы находятся на самой первой во Франции пешеходной улице. И она названа в их честь Rue du Gros Horloge.
«Часовая» улица Gros Horloge
Улица соединяет два больших собора и является главной туристической артерией Руана .
По пути к часам я бросил взгляд в один проулок и не смог удержаться, чтобы не пойти туда. Так заинтересовало меня это здание, которое оказалось Дворцом правосудия . Очередное готическое архитектурное строение, состоящие из огромного количества маленьких статуек, рассматривать которые можно пару лет.
Дворец Правосудия (Palais de justice) построен в XV веке. Один из ярких представителей готического стиля не только в Руане , но и в Европе в целом. Обильно «увешан» небольшими скульптурами и «веселыми» горгульями, дружелюбно глядящими с крыши здания.
Изначально задумывался как место сбора местных богатеньких буратин купцов для обсуждения насущных проблем. Потом стал главным зданием казначейства и местом размещения парламента. А в годы Великой Французской Революции играл роль суда. Да так им и остался в последствии.
Сейчас, помимо административной задачи, выполняет культурную, вмещая в себя два небольших музея.
Жаль там имеется забор, и проникнуть сквозь него сложно, да, наверное, еще и наказуемо. Не стали проверять. Лишь обошли его кругом. За дворцом встретилась интересная арка. Явно какой-то кусочек древности. Можно домысливать что там было раньше, используя воображение.
Вернулись обратно, и, пройдя через арку с часами, вскоре вышли на оживленную площадь, на которой решили немного перевести дух и собраться с мыслями. Дальше нашей занимательной поездки в Руан .
Руан – интересный город с хорошим подбором достопримечательностей, преимущественно готических. При этом сильно радует небольшое количество туристов. Спокойная и неторопливая прогулка по древнему городу, без постоянно снующих масс людей, и стояния в очереди на просмотр памятника – что может быть лучше 🙂
Нормандия - регион современной Франции с древней историей. Римляне называли эту территорию Кельтской Галлией. Тогда же возникло первое поселение на месте, где сегодня расположен город Руан (Франция). Являясь административным центром Нормандии, он ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями, в числе которых и знаменитый Кафедральный собор.
Столица герцога Нормандии
Уже в III веке н. э. Руан был процветающим городом римской Галлии с термами и амфитеатром. Когда местные жители приняли христианство, точно неизвестно, однако сохранился труд руанского епископа Виктриция, датированный концом IV века, где сообщается, что на тот момент в городе строилась христианская базилика.
Позже Галлия была завоевана франками и к середине IX века, когда начались набеги норманнов, входила в состав Западно-Франкского королевства. Во время этих набегов Руан был неоднократно разграблен воинственными норманнами. В конце концов, в 911 г. франкский король Карл III, в соответствии с заключенным мирным договором, объявил Роллона - предводителя норманнов - герцогом завоеванной им территории.
Герцогство стало называться Нормандией, а его столицей стал Руан. Роллон, как и многие его соплеменники, принял христианство, получив при крещении имя Роберт. Руанский собор - это место, где сегодня покоятся останки первого герцога Нормандии.
От романской базилики до готического собора
Первый христианский храм в Руане был разрушен во время одного из набегов норманнов. Сооружение не стали восстанавливать, но на его месте уже после образования герцогства в X веке построили другую базилику в романском стиле с баптистерием. От древнего сооружения до наших дней сохранилась лишь крипта, которую можно увидеть, посетив Руанский собор.
На смену суровой архитектуре романского стиля пришла возвышенная готика. Как и многие другие храмы Франции, кафедральный собор Руана в XII веке стали строить в согласии с новым архитектурным стилем. Работы растянулись на несколько веков, поэтому сам храм можно считать своеобразной иллюстрацией истории нормандской готики.
Башня Святого Ромена
Башня Сен-Ромен - самая старая сохранившаяся часть собора, посвященного Руанской Богоматери. Под ней находится баптистерий, напоминающий о стоявшей когда-то на этом месте романской базилике.
Башня названа в честь одного из епископов города - Ромена, жившего в VII веке, который, согласно преданию, победил обитавшее в Сене чудовище. Жаль, что святой Ромен не смог уберечь башню, носящую его имя, во время Второй мировой войны. В результате бомбардировок союзников Руанский собор очень пострадал, в частности, от башни Сен-Ромен остались только стены.
В течение двенадцати послевоенных лет в соборе велись восстановительные работы. Но вернемся к истории башни. Ее строительство началось в 1145 году, в эпоху ранней готики, а последние этажи заканчивали уже в эпоху поздней готики. На верх 82-метрового строения, возвышающегося над нефом, ведут 813 ступеней.
С XVI века башню Сен-Ромен венчал покрытый оловом деревянный шпиль, пока в 1822 году он не сгорел от прямого попадания молнии. Позднее его заменили металлическим с четырьмя башенками, правда, одну из них несколько лет назад снес сильный ураган, пронесшийся над севером Франции.
Архитектурная эклектика
Руанский собор, архитектура которого составляет единый ансамбль с дворцом архиепископа, относится к важным памятникам французской средневековой готики.
Правда, его планировочная схема с радиальными капеллами вокруг апсиды присуща более раннему романскому стилю. Колоннада, окружающая обширную алтарную часть храма, в начале XIII века также считалась устаревшим архитектурным решением.
Зато фасад с его каменной вязью, множеством арок, вереницей статуй святых и апостолов является ярким примером нормандской готики в период ее наивысшего расцвета. В этом стиле построена Тур-де-Бёр, то есть Масляная башня, желтоватый камень для которой привозили из Уэльса.
Средокрестие собора венчает башня-фонарь с самым высоким шпилем во всей Франции. Этот выкованный из железа шпиль установили в XIX в., и на фоне средневековой архитектуры выглядит он слишком технологично.
Что нельзя пропустить
Руанский собор не может не произвести впечатление, особенно на тех, кто осматривает его впервые. Высота потолка в центральной части храма сравнима с высотой современного двадцатиэтажного дома, а длина центрального прохода составляет 137 м. Под потолком вместо запланированных балконов сделали ажурные окна.
Кафедральные соборы часто служили местом захоронения правителей и церковных прелатов. Кроме гробницы первого герцога Нормандии Роллона и его сына, в Руанском соборе покоится сердце Ричарда Львиное Сердце и установлены саркофаги нескольких архиепископов.
Средневековая Нормандия славилась мастерами, изготовлявшими витражи необыкновенного лазурного цвета. Поэтому неудивительно, что этими артефактами XIII века обладает и Руанский собор.
Описание храма будет неполным, если не сказать несколько слов о часовне Девы Марии. Здесь, помимо витражей, можно познакомиться с главными иконами собора, осмотреть средневековые резные скамейки и панели.
Руанский собор Моне
Мировую известность Кафедральному собору принес цикл работ французского импрессиониста Клода Моне. Художник работал над ним более двух лет, периодически приезжая в Руан, чтобы запечатлеть западный фасад храма в разное время суток.
Всего Моне создал пятьдесят картин в одном формате. Первая из них была написана художником в номере гостиницы, расположенной напротив собора. В следующий свой приезд в Руан Моне работал в витрине магазина, окна которого выходили на площадь перед храмом. Вернувшись спустя год, художник снял для студии заводскую мастерскую с великолепным видом на Руанский собор.
Моне старался подметить и запечатлеть на холсте едва уловимые изменения световой среды в зависимости от времени дня и погодных условий. Каждые полчаса он тщательно фиксировал колебания цветовых оттенков, достигая, таким образом, постепенного преображения облика собора в лучах солнечного света.
Курьезы Кафедрального собора
Клод Моне был не единственным, кого вдохновлял Руанский собор. Интересные факты связаны также с именем французского писателя Гюстава Флобера. Как уроженец Руана, он, без сомнения, был хорошо знаком с главным храмом города. В частности, витраж, посвященный истории святого Юлиана Госпитальера, вдохновил Флобера на написание одной из его «Трех повестей».
Наблюдая за установкой железного шпиля над средокрестием собора, Флобер язвительно охарактеризовал подобное архитектурное решение капризом взбесившегося изготовителя паровых котлов. Тем не менее заклейменный писателем шпиль принес Руанскому собору славу самого высоко здания в мире в 1876-1880 гг.
Возвращаясь к Моне, заметим, что часть своих полотен с видами Руанского собора он уничтожил, а приблизительно 30 оставшихся были представлены публике в 1895 г. Некоторые из них Моне продал за 3-5 тысяч франков, а не так давно одна картина из знаменитого цикла была продана уже за 24 млн долларов.
Культурное наследие страны
Руанский собор расположен в историческом центре города, в окружении хорошо сохранившихся средневековых, барочных и фахверковых домов. Чтобы по достоинству оценить сдержанную красоту готики и почувствовать дух далекого Средневековья, требуется неспешный осмотр главного храма города.
Руан (Франция) тратит немалую часть городского бюджета на поддержание своих исторических достопримечательностей, в частности на реставрацию собора, объявленного культурным наследием страны.
Руанский собор(Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери) - самый высокий собор Франции, входит в число четырех самых высоких церковных сооружений мира(высота 151 метр), обладает самой высокой чугунной башней в мире. В течение четырех лет до 1880 года был самым высоким сооружением мира, уступив первенство Кёльнскому собору.
314 год - первое упоминание о соборе. В дальнейшем церковный комплекс был полностью разрушен при набеге викингов. В начале XI века начинается строительство нового собора в романском стиле. В современном соборе в романском стиле сохранилась лишь крипта. В XII веках на смену романике в архитектуре приходят новые технологии строительства и оформления, известные как готика. И вся надземная часть собора собрала в себе черты всех этапов развития нормандской готики. К слову, местом рождения готического искусства является север Франции, где и находится столица Нормандии город Руан.
2. Общий вид на собор.
3. Вид со стороны Сены.
4. Шпили башен собора.
5. Вид со стороны южного портала.
8.. Башня Сен-Ромен(северная башня) является самой древней частью собора. Сооружение датируется 1145 годом. Её первые уровни выполнены в стиле ранней готики, тогда как последний уровень и венчающая его кровля выполнены в стиле пламенеющей готики.
9. В период Второй мировой войны, несмотря на героическую оборону, Руан был оккупирован немецкими войсками с 9 июня 1940 года по 30 августа 1944 года. Во время обороны в июне 1940 года в Руане случился большой пожар, уничтоживший весь исторический квартал между кафедральным собором и Сеной. Другие крупные повреждения город получил во время бомбёжек Нормандии союзниками с 1942 по 1944 годы, когда целями были мосты через Сену и сортировочная станция в Соттевиль-ле-Руане. Два авиа-налёта, повлекшие больше всего жертв, случились 19 апреля 1944 года, когда от авиа-ударов британских ВВС погибло 816 горожан и ранено 20 000 руанцев. Также в ходе этих авиа-налётов был существенно повреждён Руанский собор.
10. Позже, с 30 мая по 5 июня 1944 года Руан бомбили американцы, и эта неделя вошла в историю как «красная неделя»; от этой бомбёжки в Руане снова горел кафедральный собор и прилегающий к нему исторический квартал. Северная башня полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены.
11. Фасад Руанского собора до сих пор хранит память о трагических днях Второй Мировой войны.
14. После войны центр города восстанавливали и реконструировали на протяжении 15 лет согласно проекту французского архитектора Жака Гребе.
15. Южная башня(Масляная башня) появилась в 1485 году. Была построена на деньги людей, употреблявших сливочное масло во время Великого поста, а затем пожертвовавших средства ради индульгенции(искупление грехов).
16. Работа над возведение шпиля была окончена в 1877 году. Это самый высокий соборный шпиль во Франции.
17. До этого был деревянный шпиль поскромней, но он сгорел.
20. Южный портал. Один из наиболее богатых декоров в комплексе.
23. Вид на церковь Сен-Маклу.
Внутреннее убранство Руанского собора
24. В хоре расположены могилы первых герцогов Нормандии, в том числе короля Ричарда Львиное Сердце, который завещал похоронить своё сердце в этом соборе «в память о любви к Нормандии».
Страница 3 из 3
Или Собор Руанской Богоматери - кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Этот великолепный готический собор является памятником национального наследия Франции.
В конце IV века на месте современного собора была сооружена христианская базилика. В 841 году при набеге викингов она была уничтожена. Около 1020 года началось строительство нового собора в романском стиле. От него в сейчас сохранилась лишь крипта. Позднее началось возведение сорбора в готическом стиле.
Древнейшей частью Руанского собора является северная башня Сен-Ромен, возведенная в 1145 году. Башня сильно пострадала во время бомбардировок в июне 1944 года.
Южная башня зовется Масляной и была построена в 1485 году.
Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется пламенеющей готикой . Обе башни имеют мало общего между собой в плане внешнего вида. Южная башня имеет более желтый цвет. По какой-то причине её строили не из местного известняка, а из более желтого камня, который везли аж из Уэльса. За свой более желтый цвет башню и прозвали Масляной.
Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара. Центральный шпиль пристроен позже всех в середине XIX века. Его высота 151 метр. После его сооружения с 1876 по 1880 год собор был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив затем этот титул Кёльнскому собору. Весит шпиль 1200 тонн и до сих пор считается самым высоким во всей Франции.
Башня со шпилем расположена примерно на 70 метров вглубь от фасада и находится прямо над точкой пространственного центра собора. Высота потолка здесь составляет 51 метр, что сопоставимо с размерами 20-этажного дома.
Собор знаменит своими витражами. Некоторые окна собора до сих пор украшены витражами XIII века, ставшими знаменитыми благодаря специфическому голубому цвету, известному как «шартрский голубой». С XIII века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.
Все части сооружения неоднократно реставрировались и перестраивались, восстанавливались после пожаров, ураганов и бомбардировок ХХ века.
В Руанском соборе находится подлинный саркофаг, в который много веков назад поместили сердце великого рыцаря - Ричарда Львиное Сердце . Великий воин, король Англии умер в своей постели на руках у матери Алиеноры Аквитанской, которая его пережила. Согласно своего завещания, Ричард Львиное Сердце был похоронен в трех местах: тело в провинции Анжу, мозг в Пуату, а свое сердце в саркофаге в Руанском соборе.
Сердце Ричарда изначально находилось в небольшой свинцовой коробке. В ходе реставрации собора в послевоенный период коробочку решили открыть. Вместо сердца великого воителя ученые обнаружили лишь горстку пыли.
Назад в саркофаг коробочку класть не стали. Она хранится где-то в служебных помещениях собора. Так что руанская могила Ричарда Львиное Сердце пуста.
На территории Руанского собора также находится могила Роллона (Хрольфа Пешехода или Роберта I), одного из последователей Ричарда, первого правителя Нормандии.
Руанский собор изображен на 47 набросках и более чем на 30 картинах Клода Моне . Cобор изображен на них при разном освещении. Художник работал над своей серией тайно в течение двух лет. Сейчас эти его работы разбросаны по всему миру.