Вокруг Ладоги на автомобиле. Просмотр полной версии
На схеме железных дорог Ленинградской области меня всегда занимало Ириновское направление довольно короткая линия, идущая из Петербурга на восток и заканчивающаяся на берегу Ладожского озера. Линия «в никуда», но по ней ходят электрички. Что же там, в конце? И как, собственно, выглядит Ладожское озеро, в честь которого называется конечная станция этой линии?
Еще я знал, что в войну именно эта железная дорога была «Дорогой жизни», и это было второй причиной, почему когда мне, наконец, поднадоело гулять по Питеру, в очередные выходные я сел на Финляндском вокзале на электричку и поехал до станции Ладожское Озеро.
Электричка до Ладожского озера идет где-то час двадцать минут. Линия проходит через Всеволожск, пригород Петербурга, относящийся, несмотря на относительную близость к нему, уже к Ленобласти. За Всеволожском крупных населенных пунктов нет, и линия действительно идет «в никуда» даже странно, что электрички еще не отменяют.
Когда-то эту железную дорогу построил некто барон Корф, чтобы возить по ней торф. Получилось в рифму:) Дорога была узкоколейная, и у нее был собственный небольшой вокзальчик, Охтинский. В 1920-х гг. ее перешили на обычную колею, дотянули до Финляндского вокзала, а Охтинский снесли. За станцией Мельничный Ручей во Всеволожске дорога сейчас разделяется на два направления на Ладожское Озеро и Невскую Дубровку и оба тупиковые. Дорога на Ладожское озеро однопутная. Единственная станция сейчас находится в поселке Борисова Грива, а в Ириновке и в других деревнях по пути только остановки.
До Ладожского Озера я доехал на именной электричке «Смена». Ничем от неименных, впрочем, не отличавшейся.
Станция тупиковая, и, кроме электричек, здесь ничего не ходит. Однако станционное здание достаточно большое и необычное. Хотя на станции даже билетных касс нету.
Первый памятник стоит прямо тут же на станции. Какой-то кусок разодранного металла. Понять, что это, я не смог табличка, похоже, сорвана.
Второй памятник тоже у станции, паровоз блокадных времен. И последний километровый столбик с надписью «Дорога жизни».
Увидев, что я фотографирую паровоз, проходившая мимо с электрички пожилая женщина посоветовала мне сходить в музей Дороги жизни, и показала как туда пройти. Про то, что в этом поселке есть музей Дороги жизни, я слышал, но планов туда сходить изначально не имел (не очень люблю музеи в целом). А тут, подумав, все же решил заглянуть. И не пожалел, но про музей чуть ниже.
Насколько я понял по табличкам, здесь вплотную находятся два поселка пристанционный Ладожское Озеро и чуть больших размеров Осиновец.
А вот и само Ладожское озеро. Оно здесь действительно совсем рядом. Ладожское озеро значительно больше похоже на море, чем настоящее питерское море, Финский залив. Оно и больше, и глубже, и суровей. Разумеется, оно мне не могло не понравиться:)
Интересно, можно ли в ясную погоду разглядеть здесь дальний берег. До него должно быть около 25 км. Разумеется, само озеро гораздо шире, километров этак 120 на 170 это-то всего лишь его самая южная часть, Шлиссельбургская губа.
В Питере в этот день (4 декабря) было +2 и сыро да, собственно, в Питере до сих пор +2 и сыро. А на озере заметно прохладней. Шел снег, а песочек на берегу смерзся и образовал такую вот острую кромку. Интересно, когда замерзает само озеро.
По крайней мере, болотца у дороги уже замерзли.
До музея здесь тоже всего несколько минут ходьбы, но по дороге к нему успевает встретиться еще пара памятников.
Вот и музей. Сначала мне показалось, что дверь заперта, но когда я начал фотографировать наружную экспозицию, вышла тетенька и попросила заплатить. Я зашел, заплатил и посмотрел внутреннюю экспозицию тоже:) Посетителей в музее, говорят, довольно много бывает, особенно в более пристойное время года. При мне же были только двое мужчин, посмотревших все гораздо быстрее меня. Пришлось опять одному ходить с умным видом под бдительным взором музейных тетенек, чего я так не люблю; впрочем, оно того даже стоит.
Музей мне очень понравился. Хотя содержание вроде обычное фотографии, схемы, документы, газетные вырезки, пулеметы и прочие не сильно большие предметы с тех времен, модели кораблей. Может, это потому что тематика интересная. Я в общем и целом не любитель военной истории, но тема блокады Ленинграда на меня всегда производила очень сильное впечатление. Да и просто жить в тех местах, где шли бои и стоят с той поры доты тоже, скажем так, впечатляет. Это тебе не Урал, где кроме Пугачева да белочехов ни с кем отродясь не воевали. Многое о Дороге жизни я узнал впервые. Например, меня удивило, что в летнюю пору баржами по Ладоге все-таки возили значительно больше грузов, чем зимой по льду на автомобилях и по временной железной дороге. Казалось бы, по льду проще...
Представляю, что тогда значило для людей прочитать в газете: ШЛИССЕЛЬБУРГ НАШ .
На этой схеме видна станция Ладожское Озеро (дальше, до бухты Морье, сейчас железной дороги нет) и бухта Осиновец, куда приходили баржи. На мыс Осиновец я пошел после посещения музея.
Наружная экспозиция музея довольно масштабна.
Суда (в очень плачевном состоянии, но так как-то даже лучше. Чувствуется, сколько времени прошло).
Транспортный самолет даже.
А кое-что в музее появилось уже явно позднее. Например, эта груда металлолома все что осталось от сбитого штурмовика Ил-2. В частности овальная железка слева вроде как был лист брони за спиной летчика. Вмятины на нем как бы символизируют.
А это грузовик, поднятый со дна озера.
Более крупным планом.
Еще один памятник, на территории музея.
За музеем начинается поселок, главная улица которого тоже называется Дорога Жизни. Я не сфотографировал, но поселок на самом деле в основном застроен новыми коттеджиками, многие с видом на Ладожское озеро. В общем-то немудрено, место хорошее. Я б пожил и сам:) Интересно, сколько стоит участок с видом на озеро...
Из Петербурга в поселок идет автодорога А128. И она тоже называется Дорога жизни. Начинается она в Питере в районе Ржевки, где называется Рябовское шоссе; проходит почти параллельно Ириновской железной дороге через Всеволожск, Борисову Гриву, Осиновец/Ладожское Озеро; и заканчивается в Морье, поселке еще километрах в пяти к северу отсюда.
Трасса А128 на выезде из поселка.
Мыс Осиновец сейчас в основном застроен. Чуть в глубине мыса находится маяк, ныне используемый в качестве мачты сотовой связи. Маяк построен в 1905 году, это второй по высоте маяк на Ладоге. Бухта, в которую заходили баржи, находится с другой стороны мыса (с берега просматривается плохо). До войны считалось, что для захода судов эта бухта совершенно непригодна. Война показала, что, как говорится, было бы желание...
Маяк мне, пожалуй, понравился больше всего. Собственно, я первый раз в жизни видел вблизи настоящий маяк. Жалко, что сейчас на него не залезть. Если верить интернету, раньше можно было со сторожем договориться, а сейчас, когда на него антенны понавешали, уже фиг. Кстати, рядом на мысе находится база отдыха под названием «Осиновецкий маяк».
Ну и в сотне метров за концом контактного провода кончаются и рельсы, очень массивной тупиковой призмой. Надо будет как-нибудь снова сюда приехать и сходить дальше, в Морье. Там, сказывают, заброшенная военная часть есть:)
September 8th, 2014 , 05:49 pm
Смешно сказать, но раньше по ЖД я до конца Дороги Жизни никогда не доезжал. На машинах и автобусах да, бывал неоднократно, хоть и не столь часто, как хотелось бы (тем более, что одно время даже сотрудничал с одним из филиалов музея Дороги Жизни), а вот по ЖД в те края ездить не доводилось... Это досадное недоразумение было исправлено накануне, о чём я и спешу рассказать сегодня!
Из Петербурга попасть на Дорогу Жизни проще простого, достаточно сесть на Финляндском вокзале в электричку, конечный пункт следования которой - станция "Ладожское озеро", располагающаяся в нескольких сотнях метров от железнодорожных путей. Время в пути по всей этой ЖД-ветке составит без малого полтора часа, стоимость проезда - 113 рублей. Для студентов и школьников - 54 рубля.
Вы будете ехать по лесам, маленьким сёлам, проедете райцентр одного из крупнейших и наиболее прибыльных в экономическом смысле районов Ленобласти - Всеволожск. За окном будут красивые пейзажи - живописные болотца, березняки и ельники, небольшие речушки. Я по пути не снимал, потому как иногда деревья растут ну совсем вплотную к путям, видно за ними неплохо, но на скорости фокус камеры всё равно выхватывал бы только эти раскидистые ветви. Так что поезжайте и смотрите на Дорогу Жизни сами, это того стоит!
Станция "Ладожское озеро" располагается в одноимённом посёлке и является конечной на своей ветке Ириновского направления Октябрьской железной дороги. Расположена станция вблизи Осиновецкого мыса, а потому посёлок Ладожское озеро имеет и ещё одно, неофициальное, название - Осиновец.
Посёлок обладает очень необычным зданием вокзала:
На дальней от кадра платформе та самая электричка, на которой приехали мы с товарищем:
Возле станции стоит путевой столб Дороги Жизни, которые установлены на всём её протяжении как вдоль железной дороги, так и вдоль автомобильной трассы А128 Санкт-Петербург - Морье. Возле столба красуется раритетный паровоз, насколько я понимаю, именно такие по Дороге Жизни во время войны и ходили:
А вот уже и озеро виднеется. На переднем плане - та самая дорога СПб - Морье:
Видите кота?)
Подходим к спуску на пляж и видим очень красивое дерево:
Обходим его - и теряем дар речи от восторга!
Ладога вдохновляет, Ладога восхищает, Ладога впечатляет, Ладога - это настоящий маленький мир внутри нашей планеты! В очередной раз в этом убедился. Недавно был в Петрокрепости (посёлке имени Морозова, то есть), Шлиссельбурге и крепости "Орешек", теперь вновь побывал на Ладожском озере, а впечатления и не думают угасать!
Находясь на берегу озера в солнечный, тёплый день начала сентября, просто не можешь осознать, что происходило здесь 70 лет назад... Кажется невозможным весь тот ужас, что имел место в местах этой нечеловеческой красоты, этой уверенной в себе гармонии, этой высшей тишины...
Но вернёмся к непосредственному рассказу, оставлю за вами право порассуждать на указанную выше тему после прочтения всего поста.
Никто не знает, что это за штуковина на пляже? Неужто для палаток?
Спустились к самой воде, виды там превосходные. Не думаю, что нужны комментарии, смотрите сами:
Кстати, вода в озере была тёплой, что порадовало. Думаю, при неуёмном желании и при сноровке к некоторой, так сказать, прохладе по выходе на берег кому-то из вас, уважаемые читатели, даже можно ещё в Ладоге окунуться, пока она не совсем остыла)
А вот что опечалило... Да, думаю, вы и сами всё видели - куча брошенных сломанных мангалов, мусор, битые бутылки, грязь... Увы, не берегут наши люди сокровище, доставшееся им даром, просто за то, что они тут живут...
Ну и ещё опечалило то, что открыто максимум метров 100 побережья, остальная часть загорожена, так что основательно погулять по берегу озера не удастся, увы:(
Потому мы и покинули пляж и пошли вдоль дороги, раз уж вдоль воды пройти было нельзя.
И пришли к музею Дороги Жизни. Я сотрудничал не с этим его отделом, потому было вдвойне интересно туда попасть. Впрочем, зашли мы в музей уже на обратном пути, а пока пошли дальше вдоль трассы:
Никто не знает, зачем на дороге делают такие ямки? Всегда было интересно...
Дома у местных жителей почти все очень даже ничего такие)
А вон, за одним из них, уже виднеется и цель нашего пути - знаменитый в определённых кругах Осиновецкий маяк!
Проходим ещё метров 100, и его становится видно почти идеально:
Состояние маяка местами не совсем товарное, но ведь он уже не используется, а как достопримечательность по-прежнему хорош и аутентичен:
Идём по улице по направлению к побережью в надежде выйти на открытое пространство, с которого маяк будет виден полностью. По пути обращаем внимание на интересное расположение облаков - такое чувство, что на горизонте горы:
И тут нас постигает облом:(Судя по всему, уже всю территорию вокруг маяка застроили и перегородили заборами, попасть к нему нам так и не удалось:(Очень-очень жаль... То, что выход к озеру перекрыт - ещё ладно, хотя, насколько я знаю, законодательно это делать запрещено... Но вот к маяку попасть хотелось. Ну, нет так нет, и так хоть немного увидели его своими глазами:
Та самая 145-я трасса, идём обратно, в музей:
Вот, собственно, и он. Полный билет стоит всего 60 рублей, льготный - и вовсе смешные 30. За фотосъёмку придётся доплатить ещё 50 рублей, но если учесть, где располагается музей и предположить, на какие средства он живёт, этой копеечной суммы становится совсем не жалко. Это я к тому, что во многих музеях принципиально не покупаю права на съёмку, считая это нарушением правил посещения учреждений культуры. Но тут, повторюсь, несколько иной случай.
Внутри собрана внушительная коллекция оружия времён Великой Отечественной войны, макетов техники, карт, личных вещей и фотографий участников функционирования Дороги Жизни. Тут комментариев тоже будет минимум, тем более, что большинство предметов в кадре идут с музейными табличками:
Впервые в жизни видел его!
А в этот бинокль можно посмотреть на озеро и стоящие во дворе боевые орудия:
Судя по всему, фрицы прилично удивились прорыву Блокады и драпали что есть мочи, если были найдены в огромных количествах их пожитки, в частности - нетронутое новое обмундирование.
Ладожское озеро… Это место из года в год неизменно привлекает тысячи туристов и гостей северной столицы. Вопрос о том, как можно добраться до Ладожского озера из Санкт-Петербурга, сколько километров надо преодолеть, интересует многих. Поговорим об этом в нашей статье.
Нева-море
Как известно, Ладожское озеро - крупнейшее в Европе, и его по праву называют морем. Когда попадаешь в эти места, начинаешь по-настоящему понимать красоту и величие этого древнего озера с полноценными, вполне морскими приливами, крутыми штормами, с очень глубоким и бездонным дном. Старинное название Ладоги - Нева-море. Это объясняется близостью Невы, которая и берет свое начало в этих водах. Площадь Ладожского озера вместе с островами достигает в общей сложности порядка 18 тысяч квадратных километров, средняя глубина - 50 метров.
Многочисленные острова сосредоточены, в основном, на севере. Два крупных и Мантсинсаари, находятся в центральной части озера. Вода этого пресноводного моря слабо минерализована и прозрачна. В период суровой северной зимы озеро покрывается толщей льда, которая начинает оттаивать только к середине-концу апреля у самых южных берегов. Резкие порывы северного ветра гонят нерастаявшие ледяные массы в Неву. О том, как можно добраться до Ладожского озера из Санкт-Петербурга, чуть дальше…
Северный канал
Характер Ладоги крут и непредсказуем. Часто штормовые ветра, господствующие в одной части озера-моря, сменяются почти полным штилем в другой. В тихую и ясную погоду в этом мистическом месте можно увидеть миражи - парящие в дымке над водой неведомые острова или очертания неизвестных кораблей, исчезающие в утреннем тумане…
История этих мест уходит в давние времена. Примерно в 9 веке воды Ладоги начали бороздить первые суда, прокладывающие древний торговый путь, известный под названием «из варяг в греки». Это был первый связывавший северные земли с южными, Скандинавию с Византией, Южную Русь с Северной.
Протянувшиеся на тысячи километров ладожские берега, населены немногочисленными жителями. Здесь расположились, в основном, маленькие старинные городки и поселки. Приозерск, Новая Ладога, Сортавала, Шлиссельбург… От этих названий веет северным ветром, прохладой и необъятностью.
Путь на Ладогу. Самый быстрый и удобный способ
Первый вопрос, который волнует всех прибывающих в северную столицу туристов, уже успевших насладиться прогулками на речном катере и слегка уставших от насыщенной культурной жизни, посещения театров-музеев и вечерних променадов по Невскому - это как добраться до Ладожского озера из Санкт-Петербурга? Прежде всего, отметим, что попасть на Ладогу можно разными способами.
Для любителей долгих пеших прогулок можно рекомендовать дойти пешком, но это, конечно, подойдет далеко не всем. Безусловно, самый удобный способ преодолеть расстояние около 60 км - поездка на машине. Чтобы узнать о том, как добраться на машине из Санкт-Петербурга до Ладожского озера, можно прочитать многочисленные отзывы туристов или местных жителей, часто посещающих эти места.
Минуя многочисленные прибрежные поселки по довольно старой, но вполне приличной асфальтированной дороге, примерно за час можно доехать до ближайшего пляжа. Широкая песчаная полоса берега, окаймленная высокими мелкая, неспешно набегающая на берег волна, прозрачная глубина воды и свежий морской бриз. Все это - наше северное озеро-море!
Электричкой из Санкт-Петербурга
Если ориентироваться по карте автомобильных дорог, Санкт-Петербург и Ладожское озеро разделены не таким уж большим расстоянием. Каким другим способом можно добраться из одного пункта в другой? Есть, конечно, и другие пути, например, железнодорожный. Узнать расписание проходящих поездов, а также навести справки о том, как добраться из Санкт-Петербурга до Ладожского озера на электричке, без труда можно на городском вокзале.
Пропутешествовав пару часов на пригородном поезде, оказываешься на конечной станции Ладожское озеро. Прибывших на платформу гостей торжественно встречает местный памятник истории, паровоз, бывший свидетелем событий более чем полувековой давности, когда путь от северной столицы до всей остальной части страны был наглухо отрезан немецкими оккупантами. Во времена Второй мировой войны по льду озера проходила знаменитая «Дорога жизни», путь спасения многих тысяч жителей блокадного города. В знак встречи наземной и водной частей «Дороги жизни» установлен памятный монумент «Разорванное кольцо».
Определившись с транспортом, не откладывайте поездку. - безусловно, одна из жемчужин Карелии, место, посетить которое должен каждый, кто хотя бы раз побывал в этих северных широтах.
Отчет о путешествии на машине вокруг Ладожского Озера. Кемпинги, реки, крепости, Кремли, монастыри, церкви и другие достопримечательности Русской земли.
Москва - Вологда. Трасса М8 "Холмогоры"
Лета в Москве в этом году не было. Ни дня без дождя. Вот и накануне нашего отъезда небо заволокло сплошными сизыми тучами. Побежали быстро грузить машину, благо все вещи были уже упакованы. И, как оказалось, вовремя. Не прошло и часа, как хляби небесные разверзлись, и полил очередной нескончаемый дождь. Под его нудный перестук отправились спать — завтра подъем запланирован на 4 утра.
Утро 8 июля встретило нас все тем же мерно моросящим дождем. Быстро загружаем в машину остатки вещей и нашу дочку Полину, и отправляемся в 4:45. Старт на Вологду. Вот запланированный маршрут путешествия:
Первые 3 часа пути нас безрадостно поливает то усиливающийся, то ослабевающий поток воды. Первые проблески надежды забрезжили с первыми лучами солнца где-то в районе Ярославля. Вера в хорошую погоду росла и укреплялась в нас с каждым километром пути от Москвы. Вологда встретила нас солнышком и почти обеденным временем — 12:30.
Позади трассы М8 "Холмогоры". После короткого совещания решили отложить обед на потом. А пока светит солнышко, можно размять затекшие ноги, прогуляться и залезть на колокольню.
Потерев на счастье по дороге ухо коня поэта Батюшкова и преодолев 294 ступеньки, мы оказались на верхней площадке. Вологда с высоты птичьего полета замечательно хороша.
Сын Тёма зорким глазом усмотрел внизу футболистов и затребовал себе мяч. В результате похода в магазин он получил мяч, а Поля — долгожданный спиннер. Погуляв по Вологодскому Кремлю и откушав в местном кафе, едем в Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь понравился мне на картинках своими радужными башнями.
Действительность оказалась даже лучше картинок. Красивый мощный монастырь-крепость. Вот так и надо бы во всех путеводителях для иностранцев писать про наши монастыри — замок-крепость или монастырский замок, чтобы понимали, какую мощь и великолепие они могут пропустить, если не приедут в наши северные края.
Вдоволь насладившись вечерним солнышком, едем в сторону ночевки в "Сокольском Бору" на территории заповедника "Русский Север". Надо сказать, возможность разместиться на ночевку субботним вечером в таком замечательном месте на берегу Шексны вызывала серьезные опасения — могло элементарно не быть мест. Но погода сыграла нам на руку — холод и дожди распугали всех отдыхающих, и мы оказались почти единственными. С комфортом расположились на чудесной стоянке и видом на канал, столиком, навесом и песчаным спуском к воде.
Вино из солнечной Черногории, шашлык... Как будто и не было почти 700 км пути. Вечер удался!
День второй.
С утра хмурилось. Воздух был просто напитан влагой, но это не помешало нам искупаться в не по-летнему холодной воде канала. Комары, всю ночь терпеливо ожидавшие нас снаружи палаток, радостно набросились на сонное "угощение". Горячий чай, сладкая каша, и в 9:30 мы покидаем гостеприимную стоянку и отправляемся в Кирилло-Белозерский монастырь, он же замок, он же крепость.
И вот тут нас накрывает настоящий ливень. После беглого совещания, что же смотреть под дождем, выбираем крепостные стены. Припустив резвым галопом, через минуту мы уже прогуливались по 500-летним стенам шириной 7 метров и высотой 10 метров, согласно путеводителю.
Чувствуя себя в полной безопасности под массивной крышей, побродили по стенам, с удовольствием поглядывая то на усиливающийся, то на ослабевающий дождь. В минуту затишья перебежали к Успенской церкви и колокольне.
Посмотрели симпатичную выставку колоколов и полюбовались видом на Кириллов. Прогулялись на берег Сиверского озера, заскочили в Горицы, где погрустили о плачевном состоянии Горицкого женского монастыря и набрали воды в святом источнике.
И все это время над нами клубились тучи и моросил непрекращающийся дождь. В сторону Белозерска выехали около часу дня. До города на Круглом озере всего 40 км. Казалось бы немного, но настораживали две вещи — паром и то, что навигатор показал больше часа пути. Подозрение в непростой дороге укрепились после поворота по указателю "Белозерск не туда, куда ведет дорога". Асфальт кончился и пошел грейдер, да еще какой, яма на яме. Скорость снизилась до 20-30 км/час. Пока доползли до парома, в голове все превратилось в опилки. Но нет худа без добра. К парому приехали около 14 часов и, как оказалось, вовремя — с 13 до 14 часов здесь перерыв, и раньше мы все-равно никуда бы не уехали.
После парома дорога ничуть не изменилась, и мы с грустью осознали, что если не примем меры, следующие 20 км нам ехать еще час. И меры были приняты — махнув рукой на воронки и подвеску, полетели над ямами со скоростью 60 км/час, время от времени притормаживая, чтобы перевести дух. Тем не менее, в Белозерск приехали лишь в начале четвертого часа — голодные и холодные, как стая крокодилов. После сытного обеда настроение поднялось.
Дождь прекратился, подул порывистый холодный ветер, разгонявший надоевшие тучи. Появились силы взлететь на земляной вал — все что осталось от крепостных стен Белого города, прогуляться по дамбе и полюбоваться штормовым Белым озером.
С отставанием от графика на целый час выехали в сторону Липина Бора. На паром правда опоздали и зависли еще на полчаса. До Ковжского озера, где у нас запланирована ночевка, еще 2 часа пути — будем только к 9 вечера. Но что поделать... А завтра длинный день, вставать надо рано. Так и оказалось. На место прибыли лишь к 9 часам. Отмахали 200 верст, да еще по таким дорогам. Лагерь, макароны, вологодская клюковка — и спать. Завтра ранний подъем и долгий день.
Ленинградская область и Карелия
День третий.
Выехали в 8:30, отличный результат. Курс на Вытегру. Можно позволить себе не гнать, ехать и глазеть по сторонам. Вчерашнего дождя как и не было — ослепительное солнце, все вокруг заиграло красками. Через час добрались до Вытегры по трасса А119 и . Главная достопримечательность этого городка — подводная лодка — доставила массу удовольствия мужской части нашей компании.
А вот следующая остановка — деревня Верхние Мандроги — порадовала всех, равно как и дороги Ленинградской области. Эх, Вологда, Вологда... Мандроги напомнили Кижи, только классом повыше и без церквей.
Мы побродили по старой деревне, заглянули в мастерские рукоделия, резьбы по дереву, гончарную мастерскую, кузнечный цех. Послушали, как звучат старорусские музыкальные инструменты и покачались на качелях-бревнах.
Под завершение откушали щей из чугунка и душистых пельменей. Веселые и довольные устремились по шикарной трассе "Кола" в Олонец. Древняя крепость в Олонце, к сожалению, не сохранилась по причине утраты своего стратегического значения.
Зато мы прогулялись по центру города, полюбовались церковью на острове и прикупили свежей ладожской рыбки, которую вечером с удовольствием пожарили на углях.
Стоянка на берегу Ладожского озера на шикарном песчаном пляже с видом на закат, жареной рыбкой, запиваемой вологодской клюковкой — вот ради этого стоит преодолевать трудности путешествия, трястись по ухабам вологодчины, кормить комаров и вытаскивать увязшую в песках машину.
На ночевку в районе Видлицы встали около 20:00.
День четвертый.
С утра сделали себе поблажку — встали в 7. Тихое солнечное утро, спокойная поверхность озера, сливающаяся в туманном горизонте с небом, и практически полное отсутствие комаров. Выезжаем в 10:00 на мраморный каньон Рускеала. Дорога по восточному берегу Ладоги восхитительна. Ощущение американских горок — взлетаешь вверх, потом вниз, крутой поворот и снова вверх, и снова вниз. Так в полетах время пролетело незаметно, и вот мы уже в мраморных каньонах Рускеалы. Место, куда хочется возвращаться — так написано на плакате при въезде. Да, так и получилось — мы вернулись сюда 6 лет спустя, и сразу на лодочки — теперь мы опытные и знаем, с чего начать.
Гроты, бездонная глубина и мраморные отвесные стены — это незабываемое ощущение. Но главные аттракцион для детей — zip-line или полет над пропастью, в данном случае над водной гладью каньона. Одеваешь систему, пристегиваешься к ролику и паришь над каньоном вместе с чайками.
Кстати о чайках — трогательные, маленькие, серые, пуховые комочки — маленькие чайки, чаята. Сидя на скалах, они разевают рты и жалобно покрикивают, ожидая, когда мама-чайка положит в рот червяка. Тропа по верху каньона удлинилась, появилось подземное озеро и дорога к настоящим мраморным картинам — так причудливо расписала мраморные срезы природа.
С грудами мраморных камней в карманах и рюкзаках загрузились в машины и на ночевку. На этот раз в скалах северного фьорда Ладожского озера неподалеку от Сортавалы. По дороге прикупили местной копченой форельки и устроили царский ужин.
Вчера позвонили с Валаама. На Ладоге шторм, метеоры не ходят. Валаам отменяется. Взгрустнули, конечно. Так хорошо все спланировали, и на тебе. Решили не спеша встать, покупаться, благо вода в этой части залива оказалась достаточно теплой. Но все планы спутал дождь. Едва-едва сварилась каша, как небеса прорвало, и вдобавок к шторму на озере добавился шторм на небесах.
Вода в миски с кашей наливалась быстрее каши. Секунда — и каша превращалась в гречневый супчик. Завтрак заглотали кто где — кто под тентом палатки, кто под открытым багажником машины, а некоторые и вовсе не стали вылезать из палатки. Дождались минуты короткого затишья, быстро-быстро собрались, покидали вещи в машины и поехали в сторону Сортавалы — дождь переждать и в магазин сходить.
Надо отметить, как нам все-таки везет. Пока ехали, хлестал дождь, но в Сортавале он стих, даже попыталось выглянуть солнышко. Но едва мы сели в машины ехать дальше, как полило с новой удвоенной силой. Порадовавшись, что мы не на Валааме, а в теплых машинах, двинулись в Приозерск. Прекрасный карельский автобан с новым асфальтом, европейскими развязками и красивыми информационными щитами на двух языках резко превратился в убитую грунтовку сразу же после вывески "Добро пожаловать в Ленинградскую область". Видимо не "добро" и не "пожаловать".
Вообще Карелы молодцы — дороги у них на высшем уровне! А вот Питерцы подкачали — почти 20 км до Приозерска тряслись по ямам и ухабам. Ну мы уже привычные, втопили и понеслись над ямами, слегка касаясь колесами раздолбаной дороги.
Дождь поутих, и мы вполне смогли насладиться как солянкой и жарким в горшочках, так и городом Приозерском, он же Корела, он же Кексгольм, он же Какисальми.
Мужчин заинтересовали два танка около крепости Корела, а нас с Полей птицы — необычная разновидность чайки с коричневыми головами и красноватыми клювами. Чайки и утки с удовольствием кушали наши баранки. Сама крепость Корела — маленькая и компактная, с казематами, валунными стенами, травяным валом и сувенирной лавкой (а как же!).
Обошли ее быстро и даже сходили в музей. Заночевали на шикарной песчаной дюне в 10 км от Приозерска в красивом сосновом лесу на берегу Ладожского озера. В этот раз предусмотрительно натянутый тент не лишил нас вечерних посиделок с видом на штормовое озеро, где шум прибоя сливался с шумом проливного дождя.
Отдых на Ладоге
День шестой.
Утро встретило нас ослепительным солнцем. До чего все-таки переменчива погода. Ладога успокоилась, волны лениво накатывались на песчаный берег. Утреннее купание взбодрило — вода в Ладоге не теплее 15-16 градусов, в ней хорошо купаться после бани. На солнце все разомлели, и утро прошло лениво и неспешно.
После завтрака мы были организованы на командную игру в инопланетян — доставь тарелку на веревках из пункта А в пункт В. Слаженные и дружные действия нашей команды привели к успешному завершению задачи, и тарелка благополучно попала в пункт назначения. А вот попасть на остров Коневец с монастырем и горой-часовней не удалось. Одновременно с нами на Коневце решило побывать первое лицо государства, и остров закрыли. Но дневка удалась — дети вырыли ров и построили песчаную крепость, а взрослые с удовольствием расслабились и отдохнули перед завтрашним насыщенным днем.
Форт Северный и Кронштадт
День седьмой.
Наше завершающее утро на природе. Дальше нас ждут гостиницы и аппартаменты. Немного грустно: не будет палаток, посиделок у костра, гладких камней, песчаных пляжей, купания в холодном озере. Впереди Кронштадт, Санкт-Петербург, дворцы и крепости, реки и фонтаны. А еще Полинин день рождения, который она так ждет.
Только отчалили со стоянки, полил очередной дождь, как будто и не было вчерашнего солнца. Оторвались от дождя только на подъездах к Питеру. Дорога по дамбе вызвала восхищение — весьма масштабное сооружение! Не доезжая города, свернули на форт Северный. Дорога грунтовая, ямы полные воды.
Сам форт представляем грустное зрелище, полуразрушенное и заросшее травой. Черными дырами зияют исписанные псевдо-граффити доты с помойкой внутри. Сооружение впечатляющее, но заброшенное. А ведь могло быть совсем иначе — красивая асфальтовая дорога, стриженые газоны, туалеты, палатки с сувенирами, а дольше сам форт величественный в своей мощи, где в каждом доте по пушке или другое орудие тех времен. Фантазировать можно и дальше, но беполезно. А мы едем дальше. Золотой купол Морского Собора Кронштадта виден еще с дамбы.
Вблизи же на Якорной площади он производит грандиозное впечатление. Восстановлены даже памятные доски, варварски уничтоженные в 1917 году. Морская прогулка с обзором островных фортов особого впечатления не произвела, возможно, из-за погоды. Хотя пару занимательных историй мы услышали.
В завершение дня успели вскочить в "уходящий поезд" — присоединиться к последней экскурсии в Ораниенбауме. Правда, лучше было бы побродить по дворцу самостоятельно, не слушая экскурсовода.
Финал дня — сытный ужин, теплый душ в гостинице, мягкие постели. Приятно ощутить себя в цивилизации!
Петергоф (Петродворец) и фонтаны
День восьмой.
Сегодня день рождения Полинки. Ура! В честь такого знаменательного события Поля проснулась раньше родителей и из под одеяла нетерпеливо поблескивали два глаза в ожидании — ну когда же? Вот он долгожданный момент — уши у Полины удлинились, а подарки ровным слоем заполнили пространство родительской кровати. После праздничного завтрака (да здравствует яичница!) выезжаем на праздничную прогулку в Петродворец к фонтанам.
В этот раз мы предусмотрительно запаслись вторым комплектом одежды. Ведь нельзя же побывать в Петродворце и не вымокнуть в фонтанах. Погода порадовала, с утра ослепительное солнце под стать празднику. Ждем торжественное открытие фонтанов. Едва стихают последние аккорды музыкального сопровождения, поддерживаем традицию громкими аплодисментами.
И скорее к фонтанам-шутихам. Сменная одежда, как и ожидалось, отлично пригодилась — детей можно было выжимать вместе с одеждой. 4 часа пролетели моментально, и нам уже пора ехать в Санкт-Петербург. Заселились в гостиницу, получили очередную порцию подарков, намарафетились и отправились в променанд по Невскому с конечной точкой — рестораном "Мансарда". Вечер завершился поднятием на колоннаду Исаакиевского собора, созерцанием вечернего Петербурга с высоты птичьего полета, вечерней игрой в "крокодила" и принятием ванны с подаренной бомбочкой.
День девятый.
Сразу после завтрака разделились по интересам. Девушки отправились в Эрмитаж, часть мужской компании поехала на метро к стадиону "Зенит", а муж Андрей отправился отдыхать от всех и бродить в одиночестве по Питеру. Встретились на обзорном кораблике, прокатившему нас на Неве, Фонтанке и Мойке. Питер всегда хорош.
Сколько не приезжай, насмотреться невозможно. После ланча покидаем город и едем в Шлиссельбург. Там нас ждет очередная крепость Ладоги — Орешек.
А сам Шлиссельбург переводится как Ключ-город. Вообще, историю всех крепостей Ладоги можно описать одинаково. Построили в 14 веке в виде земляного вала и деревянных стен. Вскоре крепость сгорела, ее построили заново. Она снова сгорела. В конце-концов строится каменная крепость. В 17 веке в смутное время крепости захватывают шведы, а в начале 18 веке их отбивает Петр Первый. В 18 веке утрачивают свое стратегическое значение и те крепости, которые к этому времени не успели сгореть. Они превращаются в тюрьмы.
Собственно, такое описание подходит и для крепости Орешек, только у нее есть еще одна страничка истории — защитники крепости спасли Ленинград во время ВОВ, не дав фашистам замкнуть кольцо блокады.
Практически здесь (чуть севернее) к Ладоге выходила Дорога Жизни. Здесь все пронизано памятью войны, и даже крепость восстановлена лишь частично в память о героической обороне крепости. Нам повезло, мы попали на окончание "Рыцарского фестиваля". Прямо в крепости можно было сразиться на мечах, пострелять из лука, выпить медовухи и посмотреть инсценировку сражения Второй мировой войны. Дети и взрослые получили массу удовольствия, которое не омрачило даже часовое ожидание катера на материк в связи с массовым отъездом народа с фестиваля.
Старая Ладога
День десятый.
С утра ищем шиномонтаж — в колесе шуруп. После воскресного дня город спит, в 9:30 все закрыто. Открытый шиномонтаж находим лишь с третьей попытки. 5 минут, и колесо в порядке. Поиски заняли больше времени, чем сама работа.
Теперь мы мчимся в сторону Старой Ладоги, где завершается наше кольцо вокруг Ладожского озера. Согласно легендам начинается Великая Русь, ведь именно в Старой Ладоге на берег высадился Рюрик и основал первое поселение. Это наводит на позитивную мысль, что завершение чего-то одного — всегда начало чего-либо другого, нового, хотя бы и разнесенного во времени на века.
При въезде в Старую Ладогу останавливаемся около кургана Вещего Олега. Здесь по приданию его укусила змея, здесь же он и похоронен.
Вообще в Старой Ладоге оказалось на удивление много мест, где хочетлось остановиться. Например, обнаружился храм, а рядом Святой Источник. Мы набрали воды и искупались в купели. И такая благодать сошла, что сразу ощущаешь — именно отсюда пошла земля русская!
А рядом с источником Староладожские пещеры — то ли древнее капище, то ли старинный городище.
Галереи и туннели пещеры, к сожалению, залиты водой. И вот она, жемчужина Старой Ладоги — крепость на реке Волхов.
Здесь мы практически замкнули кольцо нашего маршрута вокруг Ладоги. Мы увидели все три великих реки — Свирь, Вуоксу и Волхов, питающих своими водами Ладожское озеро и вытекающую из него Неву. Видели истоки Невы и Волхова и устья Невы и Волхова. Побывали во всех трех сохранившихся крепостях Ладоги — Кореле, Орешке и Ладоге, полюбовались красотой северной природы, пожили в палатках и гостиницах.
Посетили Санкт-Петербург, а в завершении поездки — Великий Новгород. Дорога, вопреки ожиданиям, оказалась неплохой. Немного подвел участок на границе Ленинградской и Новгородской областей, но после Вологодских дорог уже ничего не было страшно. Мы бойко обгоняли фуры и легковушки, с легкой грустью размышляя о необходимости замены амортизаторов.
Через 3 часа квартировались в Новгороде. Слегка отпразновав прибытие в Великий Новгород, отправились на вечерний променанд вокруг Кремля. Приятно порадовало вечернее оживление на улице — дети на роликах, волейбольные площадки, гуляющие и отдыхающие люди.
Конец путешествия и итоги
День одиннадцатый.
Итак, сегодня завершается наше путешествие. До обеда Великий Новгород, а потом — домой! С утра погодка шепчет: яркое солнце, кудрявые облака, теплый ветерок. Золотые купола новгородской Софии так и сверкают в лучах солнца.
Мы удачно попали на утренние звоны — минут 10 звонари выводили на колоколах различные мелодии. Вдоволь нагулявшись по Кремлю, поднявшись на стены и послушав службу в соборе Софии, едем в Витославицы — музей деревянного зодчества.
В это время набежала стальная туча, и Витославицы встретили нас проливным дождем. Но добротные северные избы — прекрасное укрытие от ненастья. Пока мы приобщались к жизни и быту наших предков, погода снова улыбнулась, и к моменту возвращения в город уже вовсю светило солнце. Перед отъездом заскочили в "храмовый город" на другом берегу Волхова. Церкви тут растут, как грибы после дождя.
Прощальный взгляд на город и прощание. Впереди 600 км и одна маленькая остановка в Вышнем Волочке. В нашу Апрелевку добираемся глубокой ночью. Путешествие завершено.
За время путешествия мы проехали 2950 км, посетили четыре области, были почти в двух десятках городах и населенных пунктах. Объехали вокруг Ладожского озера, отметились на Белом, Ковжском и Онежском озерах, видели крепости и монастыри, танки и подводные лодки, каньоны и пещеры, реки, паромы и каналы. Ночевали на скалах, пляжах, в сосновых лесах в спальниках и на мягких перинах. Съели много солянки, успели устать от впечатлений и надеюсь не устать друг от друга. Впереди новые километры дорог!
Безумное лето ставит перед жителями мегаполисов удивительные задачи. После рабочего дня мы мчимся не в магазин, не в кафе и не домой - а к воде. Купаться. И тут самое главное - успеть отдохнуть: ведь времени на все про все не более 4-5 часов. сайт анализируют, где в окрестностях российских столиц можно быстро найти удобный водоем. Начинаем с Петербурга.
Где : очень большое озеро с прозрачной водой и песчаным дном. Ехать по Приморскому шоссе, затем повернуть направо в поселке Зеленая Роща, затем двигаться прямо порядка 10 км.
Как долго ехать : от КАД (пересечение с Приморским шоссе) до Зеленой Рощи дорога занимает около часа. Еще минут 10-15 до подъезда к озеру.
Пляж : есть только на территории одноименного лагеря. К услугам всех остальных - песчаный спуск к воде. Вода здесь чистая и теплая.
Парковка : организованной парковки нами замечено не было. Впрочем, лесная дорога позволяет даже низким городским седанам проехать почти к самому берегу. От парковки до озера - 30-50 метров
Примечание : людей к Зеркальному приезжает немного, зато количество слепней и оводов явно переходит все границы. Попытка ручного истребления этих кровопийц не спасает: их слишком много.
2. Ладожское озеро, пос. Коккорево
Где : мест для купания на Ладоге много. Мы выбрали довольно популярный пляж поселка Коккорево. Ехать по Дороге Жизни до монумента «Разорванное кольцо», затем направо 2-3 км.
Как долго ехать : примерно час занимает дорога непосредственно от пляжа до метро Удельная. До КАД можно доехать минут за 35-40. Но это время близко к рекордному, когда в будний день не было замечено ни одного тихохода. Реально от Кольцевой до этой части Ладоги - не менее часа.
Пляж: песчаный, береговая полоса чуть уже, чем на Финском заливе. Не хуже морского, если не считать скудной инфраструктуры.
Вода : очень чистая и очень холодная - в июле, по крайней мере. Надо будет не забыть заехать в конце августа…
Парковка : даже в будни припарковаться очень сложно. Постоянные пробки на въезд и выезд; автомобиль, припаркованный у дороги, за час покрывается ровным слоем пыли. От парковки до озера - 20 метров.
Особенности : туалетов мало (нашли один, и тот закрыт), а людей на пляже тьма даже в будни. Поэтому не советуем заходить в ближайший лесок - купающиеся давно его загадили.
Где : неглубокое торфяное озеро в трех километрах от платформы Комарово. Дорога к нему проходит мимо Комаровского некрополя, где похоронена Анна Ахматова.
Как долго ехать : 30-40 минут от Кольцевой, но закрытый ж/д переезд может увеличить путь еще минут на 10.
Пляж : есть, но очень скромный. Чаще — лесной пологий спуск к воде. Купаться можно, если не смущают кувшинки. Вода илистая, чуть мутноватая, но невероятно теплая.
Парковка : при подъезде к озеру, у пляжа, есть небольшой участок для парковки. Мест мало. Можно оставить машину и дальше, но ни песка, ни пляжа в этом случае поблизости вы не найдете. От парковки до озера - 5-10 метров.
Особенности : вода теплая, но илистая, мутная и не самая приятная для купания.
4. Дружинное («Чертово») озеро
Где : небольшое, глубокое лесное озеро. С Приморского шоссе поворачиваем на проспект Ленина в Зеленогорске и едем прямо около 5 км.
Как долго ехать : 20-30 минут от КАД
Пляж : нет, пляжа тут нет, зато есть травка, растущая на склонах холма, на которую тоже можно прилечь. Песок тоже есть, но в небольшом количестве среди корней частых деревьев. Вода достаточно чистая и теплая.
Парковка : отдыхающие стекаются на озеро довольно вяло, мест для парковки хватает всем. Как правило, автомобилисты занимают тенистые обочины либо два специальных асфальтированных «кармана». От парковки до озера - 50-70 метров
Особенности : озеро очень маленькое, места для независимого отдыха можно пересчитать по пальцам. Найти комфортную точки практически нереально.
5. Большое Симагинское озеро, оно же — «Красавица»
Где : большое красивое озеро в 3 км от озера Дружинного.
Как долго ехать : добираться до Красавицы можно как с Приморского, так и с Выборгского шоссе. От КАД дорога займет в среднем 30-40 минут, но это время может увеличиться в три раза, если движение будет совсем плотным.
Пляж : песчаный, неширокий, небольшими фрагментами вдоль берега. «Изюминка» - крутой песчаный склон, к которому можно добраться, если подойти к озеру с левой стороны. Вод достаточно чистая и теплая.
Парковка : обочина шоссе к вашим услугам. Но она узкая, и к тому же от шоссе до озера придется идти около 300-400 метров.
Особенности : большое озеро с большим количеством отдыхающих. Даже в будний день найти место, чтобы расстелить полотенце очень непросто.
Где : относительно недалеко - примерно в 15 км за КАД по Мурманскому шоссе. Чтобы добраться до него, надо проехать по трассе «Кола» до разворота (первого за поселком Разметелево), и вернуться назад - около 5 километров. Перед АЗС «Лукойл» — направо по грунтовке.
Как долго ехать : 15-20 минут до выезда из города по Мурманскому шоссе.
Пляж : песчаный, пологий довольно вместительный. На берегу пара кафе. Пользуются популярностью и небольшие лесные массивы по берегам озера.
Парковка : подъезд непосредственно к озеру стоит 150 рублей. Машину можно оставить на обочине грунтовой дороги, но тогда до озера придется идти пешком метров 500, а то и больше. В ином случае от парковки до озера - 100 метров.
Особенности : из-за близости к городу Коркинское озеро очень оживленное и не очень уютное. Экосистема не справляется с огромным наплывом отдыхающих: к вечеру песок на пляже с трудом видно за пеленой окурков.
7. Медное озеро, Меднозаводский разлив
Где : красивый водоем в одноименном поселке, в двух километрах от Средне-Выборгского шоссе, около 10 км от КАД. Ориентир - поворот на Елизаветинку направо. Мимо озера не проедите: оно прекрасно видно с дороги.
Как долго ехать : от 15 до 30 минут после проезда КПП в Осиновой роще. Время проезда зависит от размеров затора в Сертолово и перед КАД.
Пляж, вода : песчаный, небольшой. Многие туристы предпочитают останавливаться в небольшом леске не берегу. Вода темно-красная, слегка маслянистая.
Парковка : сущий кошмар. Местность в районе Медного холмистая, дорога петляет, обочины маленькие и неровные. Приходится бросать автомобиль в нескольких сотнях метрах от пляжа. Но если повезет расстояние от парковки до озера - 100 метров
Особенности : красивый и очень удобный водоем в эти жаркие дни тоже не справляться с наплывом страдающих от жары. Зато по близости к жилым кварталам Петербурга с Медным озером сравнится разве что Коркинское.
Где : в Сестрорецке, в 5-8 километрах от съезда с КАД в районе Приморского шоссе. Песта для купания есть как в районе Тарховки (поворот на железнодорожном переезде в памятника Ленину в Разливе), так и на широком пляже в самом Сестрорецке
Как долго ехать : от съезда с КАД - не более 10 минут. Другой вопрос: сколько вы будете добираться до одного из самых удаленных от центра города участков Кольцевой.
Пляж, вода : большая береговая линия делают Разлив не столь перегруженным как водоемы по соседству. Хотя пляж в классическом смысле слова тут по сути один. И он не пустует.
Парковка : пологие берега озера позволяют решить проблему парковки относительно быстро и успешно. От парковки до озера - 15-50 метров
Особенности : Разлив — озеро с наилучшей, самой роскошной инфраструктурой - ларьки, кафе и даже рестораны почти под боком.
9. Озеро Хепоярви, озеро Кавголовское
Где : Популярные большие водоемы в районе Токсово. Едем по Ленинградскому шоссе, к главным пляжам поворачиваем соответственно на улице Лесгафта (к Кавголовскому озеру) или по Санаторной (к Хепоярви). Есть проселочные дороги и вокруг озер - проходящие на расстоянии 100-400 метров от береговой линии.
Как долго ехать : от КАД в районе Мурино от 15 до 30 минут. На поиск места для парковки иногда можно потратить столько же.
Пляж, вода : небольшие пляжи и хорошая, относительно чистая вода - особенность обоих озер. Многие предпочитают купаться в лесистой части береговых линий.
Парковка : озера очень популярные, вблизи водоема машину поставить непросто. Мягко говоря. От парковки до озера - 50-150 метров
Особенности : Поскольку Кавголовское озеро находится к 10 метрах ходьбы от железнодорожной станции, бороться за место под солнцем приходиться не только автолюбителями. Хепоярви - в 2 км от платформы и менее известно. Вообще огромные водные пространства обоих озер плохо используются из-за мизерной площади пляжей и изрезанной береговой линии. Зато цивилизация недалеко.
Где : Район Колтушей, деревня Озерки-1. едем по Колтушскому шоссе, поворачиваем на проспект Лермонтова (во как!), а потом еще и на проспект Грибоедова! За первым, более популярным озером есть второе - Андронова
Как долго ехать от КАД : без заторов около 30 минут - с учетом пробок время в пути может увеличиться в два раза.
Пляж, вода
: пляжи дикие, небольшие, но уютные. Особенно на втором озере.
Парковка: все ставят машины как хотят, из-за чего припарковаться тут очень непросто. Опять-таки, озеро Симоново более популярно, а значит парковаться тут труднее. От парковки до озера - 10-100 метров
Особенности : озера находятся рядом с крупным городом (Всеволожск) и посему для местных жителей также являются местом отдыха. Оба лишены какой-либо инфраструктуры.