Петровский путиловский дворец. Петровский путевой дворец – как попасть на экскурсию и что теперь в императорской гостинице. Записываемся на экскурсию в Петровский путевой дворец
Ещё из
Петровский путевой дворец, г. Москва
Летопись русской усадьбы
Петровский дворец был построен по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в 1776-1780 годах. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой».
Здесь во дворце несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. У Наполеона здесь обгорели волосы, а М.Ю. Лермонтов потолстел за двя дня пребывания во дворце. При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей.
После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная "лужковская" реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий... / Дата фотографий: 2015 год, 19 апреля.
2.
Петровский парк был разбит при Николае I вокруг Путевого дворца, он быстро стал излюбленным местом прогулок московской знати и творческой интеллигенции. Парк называли Московским Версалем. Часть парка, расположенная за дворцом, сохранилась до нашего времени.
3.
Памятник Николаю Егоровичу Жуковскому в Петровском парке (скульптор Г.В. Нерода, архитектор И.А. Француз). В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Также в дворцовой части парка установлен второй памятник - К.Э. Циолковскому (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз).
Этот великолепный дворец, который несомненно является украшением столицы, был построен в 1776-1780 годах по приказу Екатерины II архитектором Матвеем Казаковым. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Расположен Дворец на Ленинградском проспекте, который раньше именовался как Тверской тракт.
4.
Здание было весьма странным и необычным, когда было построено. Эклектичный декор сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны относятся к древнерусскому стилю. Также присутствует классическая, четко выверенная композиция.
Здесь проходила главная торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. Под строительство были выделены пустующие земли около села Петровского, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю, который впервые упоминается в летописных источниках 1492 года.
5.
Здание с тосканскими башнями напоминает надежную крепость, а с другой стороны является изысканной аристократической виллой.
В смутное время здесь находились войска Василия Шуйского, шедшие навстречу Лжедмитрию II, который на тот момент скрывался в Тушино. Когда войска Шуйского отступили, самозванец занял село, но ненадолго. По одной из легенд, при бегстве из села, Лжедмитрий II зарыл здесь свои сокровища.
6.
В описи 1699 года указано, что в селе Петровском был сад: "на случай приезда монастырских чинов... А в том саду хоромы на каменном фундаменте, в них две светлицы с печами израсцовыми галанскими, промежу их сени, наверху чердак". В это время у села, благодаря боярам Зыковым, служившим у Петра I, появилось второе название Петровское-Зыково.
7.
Здание украшено множеством белокаменных деталей - кружевные наличники, романтичные арки с гирьками, пояски, колонны, похожие по форме на бочонки. Согласно описи дворца 1779 года: "со всех сторон корпуса на стенах... и слуховых окнах скульптурнаго украшения пирамидок, шаров и протчих разных званием штук больших и малых тысяча семдесят шесть. На двух малых башнях на кумполах... по одной звезде и аглицкой жести... да круг оных и всего корпуса каменных пирамидок больших и малых двадцать семь круглых штук".
8.
Арка с гирькой.
Изначально Екатерина II приказала известному архитектору Василию Баженову возвести город-театр - деревянную имитацию турецких крепостей, завоеванных русским солдатом. Архитектор построил дворец с минаретами и башнями - “на турецкий лад с разными вычурасами”. Императрице так понравился ансамбль, что она повелела возвести каменный путевой дворец в тех же формах. В 1775 не Баженов, а Матвей Казаков, приступил к строительству.
9.
Ворота между парадным и хозяйственным дворами.
Дворец предназначался как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Все царские особы приезжали на венчание на царство в Москву, в Успенский собор Кремля. Хотя центр власти и был на тот момент в Санкт-Петербурге, никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный ещё Иваном Грозным.
10.
На редкие экскурсии в Петровский дворец нужно записываться заранее.
11.
Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня, пока готовились к торжественной церемонии. Здесь останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей установлены на первом этаже дворца.
12.
Во время наблюдения за московским пожаром из окна у Наполеона обгорели волосы.
События 1812 года описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
13.
Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели. Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии.
14.
"Пожар в Москве". Картина неизвестного художника XIX века, а слева от "пожара" картина В. Верещагина - "Наполеон в ожидании Мира".
15.
Коридор с бюстами российских императоров.
16.
Парадная лестница.
После страшного пожара 1812 года в Москве, Наполеон был вынужден отступить на север. В Петровском путевом дворце несколько дней базировалась его ставка. Находясь в стенах дворца, Наполеон наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. После отхода французов из Москвы, дворец был разорен и разрушен, остались только стены.
17.
Подъем на второй этаж, третий этаж закрыт для посетителей.
Реставрация дворца была поручена Огюсту Монферрану - автору Иссакиевского собора в северной столице. Переделка интерьеров была поручена архитектору Ивану Таманскому, который везде использовал модный на тот момент пафосный ампир. А художники из семьи Артари расписали купол центрального зала в модной технике "гризайль".
18.
По Парадной лестнице поднималась Екатерина II и другие представители рода Романовых.
В 1827 году Николай I утвердил план обустройства парка вокруг дворца по плану известного на тот момент в России паркостроителя Адама Менеласа. На некотором расстоянии от дворца проложили криволинейные английские дорожки, вырыли пруды и организовали купальни. В 1928 году началось строительство стадиона "Динамо", и большая часть петровского парка была уничтожена.
19.
В путевом дворце, на квартире у приятеля Д. Розена (его семейство занимало во дворце казенную квартиру), останавливался М.Ю. Лермонтов. Он писал: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».
20.
Кавалерский зал.
Восстановительные работы шли 10 лет лучшими архитекторами школы Казакова. Реконструкцией занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. В 1837 году здание снова вернулось к жизни.
21.
Вид от кавалерского зала в сторону приемной.
22.
При полном сохранении исторического облика дворец был переоснащен с учетом всех современных веяний. Теперь Петровский Путевой Дворец, как и в прежние времена, открыл свои двери для гостей самого высокого уровня.
23.
На потолке круглого зала гризайль - чудесная имитация объема на плоскости.
24.
Гризайль - это одноцветная живопись, переходное звено между рисунком и живописью.
25.
Лепнина на сводах Круглого зала.
26.
Дворцовая гостиная.
В начале 1835 года в парке по проекту архитектора М.Д. Быковского возвели деревянный театр в стиле неоклассицизма. А через два года было построено увеселительное заведение “воксал”, в котором произошёл дебют Антон Григорьевича Рубинштейна.
28.
Дворцовая гостиная.
29.
В круглом зале.
Напротив дворца на Ходынском поле регулярно проходили военные учения и смотры парадов.
30.
В наши дни уникальные интерьеры центрального корпуса сохранены в подлинном виде. Отреставрирован искусственный мрамор дверных и оконных откосов, но все это выглядит как новодел.
32.
В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца. Погибло 1300 человек. В тот день Николай II принимал во дворце депутации от крестьян и варшавских дворян, вместе с императрицей присутствовал на обеде для московского дворянства и волостных старшин.
33.
В 1914 году дворец был переоборудован в военный госпиталь. А после национализации в 1918 году здание сначала перешло в ведение Наркомзема и Наркомпроса, затем здесь разместился Наркомат имущества, а следом снова Наркомпрос. Впоследствии бывший дворец стал собственностью Управления Кремлем и домами ВЦИК.
34.
К Круглому залу примыкают четыре зала.
35.
В наше время восстановлена роспись Круглого зала дворца, потолок которого представляет собой купол, возвышающийся над полом на 16 метров.
В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Выпускником академии является первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
36.
Приемная Путевого дворца.
38.
В Петровском Путевом дворце сейчас проводятся различные мероприятия: пресс-конференции, выставки. За историческими стенами — суперсовременное оснащение: полностью оборудованные конференц-залы, помещения для пресс-центра.
39.
Летом 1858 г. на даче у Д.П. Нарышкина жил Дюма-отец, посетивший не только Петровский замок, но и Бородинское поле и скорбевший о "великой ошибке" Бонапарта.
40.
Дворец расположен в районе Аэропорт города Москвы (ближайшая станция метро — «Динамо»). Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.
С 1997 года дворец находится в ведении администрации города Москвы.
41.
Бочкообразные колонны дворца отсылают нас к древнерусскому стилю.
42.
А вот и Наполеон... расстроен он.
44.
Первая московская линия трамвая прошла от Страстной площади до Петровского парка.
45.
Вид на дворец со стороны хозяйственной части.
46.
В Петровском парке находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы и храм Новомучеников и Исповедников российских. Архитектура храма Благовещения один из ранних примеров использования форм древнерусского зодчества.
Местная дачевладелица Анна Дмитриевна Нарышкина (в честь нее названа аллея) основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия. Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари. Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм.
47.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке» (Красноармейская ул., д. 2) построили в 1844 -1847 годах на средства одной из первых домовладелиц А.Д. Нарышкиной по проекту приближенного к царской семье архитектора Ф.Ф. Рихтера. Храм имел мемориальное значение и был сооружен в память умершей Анны Булгари, четырнадцатилетней внучки А.Д. Нарышкиной. Поэтому один из приделов был освящен в честь Симеона и Анны, другой придел Ксенофонта и Марии.
Земли парка стали раздавать под дачи в 1836 году. Разрешалось строить дома только «хорошей архитектуры», фасады дач утверждала специальная комиссия. Белинский писал о парке: «Какое очаровательное гуляние этот Петровский парк! Нет лучшего гуляния ни в Москве, ни в ее окрестностях!». Здесь находились дачи Апраксина, Голицына, княгини Волконской. Прогуляемся и посмотрим, что осталось рядом с Петровским дворцом!
48.
Рядом с храмом находится бывшая вилла Н.П. Рябушинского "Черный лебедь", построенная архитектором В.Д. Адамовичем и В.М. Маятом в 1907-1910 гг в стиле неоклассицизма.
О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды... Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций. В 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил "Черного лебедя" своими инициалами. Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле "Черный лебедь" обосновалась большевистская ЧК.
5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 "заложников" из числа "представителей старого режима" - бывших министров, высших чиновников, священнослужителей.
49.
На улице Красноармейской 1находился ресторан А.И. Скалкина «Эльдорадо», построенный в 1908—1909 годах архитектором Н.Д. Поликарповым по проекту Л.Н. Кекушева в стиле модерн.
Г-н Скалкин сам пел в ресторанах, потом собрал собственный хор, много лет работал со своими артистами в ресторане "Золотой якорь", в 1899 году приобрел собственный ресторан " Эльдорадо " в Петровском парке.
Это был небольшой деревянный дом, обставленный однако с известной долей изящества. У Скалкина выступала цыганка Варя Панина, знаменитая певица. Сюда приезжали смотреть на огненные пляски Саши Артамоновой. Уже в 1908 году Скалкин отстраивает новое здание, по проекту, над которым трудились Н.Д. Поликарпов и Л.Н. Кекушев. Кекушев разработал все металлические «украшения»: флагодержатели, фонари-торшеры, ограду.
Несколько лет назад Дом Офицеров выселили, и здание поставили на капитальный ремонт. Сейчас в здании обосновалась металлургическая компания «Мечел», на ее средства был проведен ремонт здания.
50.
Ресторан "Эльдорадо". Все металлические украшения были разработаны Кекушевым.
51.
В бывшем ресторане «Аполло» сейчас музей.
52.
55.
59.
Петровский дворец на Петербургской дороге, близ Москвы. Частное собрание С. Пичинелли.
Старые фотографии
60.
Фото 1870-1880 годов /
Чем знаменит Петровский Путевой дворец в Москве; факты истории и современности. Экскурсия по залам дворца, где сегодня принимают иностранных дипломатов.
В конце 18 века Екатерине Второй захотелось увековечить триумф в Русско-турецкой войне. В результате императрица получила символ победы, воплощенный в камне, а столица - еще один выдающийся дворец, прославляющий щедрость императрицы и мастерство зодчих. Речь о Петровском Путевом дворце. Этот дворец можно считать архитектурным «павлином» Москвы. Он выделяется на фоне типичных столичных построек: яркостью, смелостью, оживляя и освежая чопорные пейзажи.
В его образе воплотилось множество стилей и, прежде всего, готический и мавританский. Здание довольно сильно напоминает турецкие крепости и мечети - эти башенки, похожие на минареты, зубчатые парапеты, массивный центральный купол. Пеструю красноту терракоты сглаживают белоснежные кружевные наличники, лепнина и арки окон. От готики дворцу достались вытянутые оконные аркады. А у входа можно увидеть колонны-бочонки, явно заимствованные из древнерусского стиля.
Построил всю эту красоту архитектор Матвей Казаков, хотя при создании проекта ориентировался на другой дворец, выполненный в турецких мотивах. Путевой дворец имеет центральную часть с портиком и богато украшенным фасадом, а также боковые крылья, построенные в виде крепостных стен. Вокруг дворца еще можно лицезреть остатки роскошного парка 19 века.
Путевой дворец - историческая справка
Путевой дворец должен был встречать императорских особ после долгого пути из Санкт-Петербурга в и название он получил соответствующее. Первые лица государства останавливались здесь, чтобы пару дней отдохнуть перед официальными мероприятиями, после чего свежими и намарафеченными отправлялись в Кремль.
Интересные факты из истории дворца:
- В 1797 году во дворце остановился Павел Первый, аккурат накануне своей коронации, тем самым положив начало традиции проводить здесь несколько дней перед помазанием на трон для всех будущих монархов. Традицию не решились нарушать даже когда Москва перестала быть центром империи и вся светско-дворянская жизнь полностью переехала в Петербург;
- В 1812 году во дворце поселился Наполеон Бонапарт и отсюда же несостоявшийся властитель Европы наблюдал за тем, как пылает город, так и не покорившийся ему. Поговаривают, что, наблюдая за пожаром, Наполеон даже опалил волосы, но это, скорее, из области фантазий;
- Сегодня Петровский Путевой дворец по-прежнему принимает путников после долгой дороги, причем постояльцев самых именитых и важных, как и в былые времена. Пусть это и не императорские особы, но личности не менее важные - дипломаты, политики и т. д. Во дворце находится элитная гостиница, куда пускают только избранных. Тут же ресторан, СПА-центр, сауна и прочие блага. Но и простым смертным можно побывать здесь. Пусть и с краткой экскурсией и только на ограниченных площадях.
Интерьер и внутреннее убранство
Внутри нынешних посетителей ждет разочарование. На смену нарочитой роскоши фасадов и экстерьера приходит подчеркнутая скромность. Здесь нет обилия золота, антикварной мебели и дорогущих гор хрусталя вперемешку с бронзовыми люстрами и фарфоровыми чашками-вазами.
Путевой дворец в Москве / Фотобанк Лори
Интерьер Путевого дворца в стиле ампир / Фотобанк Лори
После последней реставрации 1998 года обстановка близка чуть ли не к монашеской, хотя кое-что от прежнего величия все же уцелело. Это ценный паркет, тяжелые бархатные шторы, немного мебели под старину (на самом деле - новодел, и это заметно с первого взгляда). Зато в Петровском Путевом дворце можно увидеть картины 19 столетия и старые фотографии, выставленные в одном из залов. А в круглом зале периодически устраиваются концерты органной и оркестровой музыки и прочие светские мероприятия.
Другой зал украшают бюсты российских императоров, а в центральном зале можно полюбоваться потолком, выполненным в технике гризайль, которая на момент отделки дворца только входила в моду. Кое-где можно увидеть декор в виде барельефов и позолоты, но это скорее исключение. Также можно увидеть мраморные камины, венецианские зеркала.
На осмотр Путевого дворца хватит часа времени, в ходе которого можно узнать интересные факты не только о самом комплексе, но и немного о знаменитостях, что останавливались в нем в разные времена.
Экскурсии по Москве и окрестностям
Количество прогулок по Москве на Трипстере достигло сотни! Выбор на любой вкус: обзорные, квесты, выездные. Но прежде, чем ехать за город, убедитесь, что вы исследовали все переулки, интересные особняки и усадьбы Москвы.
Как добраться в Петровский Путевой дворец
Путевой дворец находится недалеко от станции метро «Петровский парк». Чуть дальше расположена станция «Динамо», от которой придется немного пройти по Ленинградскому проспекту. Ближайшая автобусная остановка - «ст. м. Динамо». Проезд маршрутами №№ 84, 318.
В глубине Петровского пейзажного парка просматривается яркая своеобразная архитектура исторической жемчужины современной Москвы - ансамбль Петровского путевого дворца. Этот великолепный образец русской готики конца XVIII столетия стал памятником победы в одной из ключевых войн между Российской и Османской империями. Мирный договор 1774 года принес на весь следующий год атмосферу непрекращающегося праздника в Москву и заряд созидания в ее архитектуру.
Именно 1775 год стал знаменательным в судьбе : в январе, после строительства Пречистенского дворца, он был официально представлен Ее Императорскому Величеству и в мае утвержден в звании архитектора, что ознаменовало начало его самостоятельной творческой деятельности. Разносторонний талант зодчего не замыкался только на русском классицизме. Казаков и Баженов разрабатывали пути освоения древнерусского зодчего, создавая оригинальные произведения в духе русского архитектурного романтизма. Матвей Федорович создавал новые формы и композиции, используя принципы живописности древнерусского архитектурного ансамбля, приемы и материалы прошлого, в частности сочетание кирпича с белым камнем.
В идейно-художественном содержании его творческих исканий чувствуются элементы , сочетающиеся с господствующими принципами русского классицизма. Этим объясняется, что живописные формы русской готики ужились с ордерными пропорциями и строго классической композицией планов во всех романтических произведениях Казакова.
Созданию Петровского путевого дворца предшествовало строительство выдающимся тандемом Баженова и Казакова огромного комплекса «увеселительных» сооружений на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира, по которому России вернулись земли, некогда принадлежавшие Древней Руси. Естественно, торжество должно было носить национальный характер.
Поэтому зодчие решили возродить в своем проекте древнерусскую архитектуру, средствами которой были созданы изумительные произведения в формах национальной архитектуры и неоготики, обогащенных новыми приемами и мотивами в соответствии с современными условиями. Баженов, отвлеченный провалом строительной утопии Большого Кремлевского дворца и экспертизами по кремлевским строительным работам, переложил основную тяжесть ходынских работ на плечи Казакова. Так, недалеко от Петербургской дороги на обширном пространстве в апреле - июне 1775 года были возведены многочисленные временные павильоны из дерева, раскрашенные под камень, которые связывались архитектурно-композиционно и содержательно.
Основные строения изображали покоренные турецкие крепости на Черном море (его роль отводилась полю), отходившие по мирным соглашениям России: Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинская линия укреплений. Остальные крупные сооружения были возведены для иллюминаций и фейерверков. Матвей Федорович изобразил все павильоны-крепости на великолепных четырех офортах перспективных видов ходынских строений с разных сторон так, как если бы они были выполнены действительно из камня, что представило собой проект этого архитектурного ансамбля.
Императрица, оставшись довольной прошедшими торжествами и работой зодчего, заказала Казакову проект нового «подъездного» дворца у села ПетровскоеЗыково на въезде в Москву со стороны Твери. Этот проект должен был стать композиционным, стилистическим и символическим продолжением ансамбля ходынских павильонов.
Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие Высокопетровскому монастырю, напротив Ходынского поля, за Петербургским трактом. Самый южный, последний, путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для отдыха Ее Императорского Величества и важнейших особ, которые могли бы остановиться в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский Кремль с особой пышностью.
Проект Петровского путевого дворца, ставший первым крупным произведением зодчего, был составлен летом - осенью 1775 года, а в сентябре следующего года состоялась его закладка. По композиции ансамбль представляет собой тип усадьбы в духе декоративного феодального замка, окруженного стенами и башнями строго симметричного расположения, типичного для классицизма. Крепкая классическая основа проекта прослеживается в логично задуманном плане, в построении самого объема дворца и во внутреннем его убранстве.
Здание дворца, при сложности общего плана, подчиняло себе все остальные элементы композиции. Передние ворота, фланкируемые живописными башнями, открывали перспективу главной композиционной оси комплекса. Центр ансамбля - кубический трехэтажный объем дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, соединялся галереями с боковыми крыльями. Он был окружен двумя обширными дворами. По периметру парадного полукруглого курдонёра со стороны Санкт-Петербургской дороги находились корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня.
С противоположной стороны дворца был устроен внутренний двор, где располагался небольшой садик, к стенам которого примыкали с северо-запада и юго-востока еще два маленьких хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. На углах переднего и заднего дворов возвышались большие башни.
Позади дворца предполагалось огромное здание конного двора, но за недостатком средств эта часть проекта осталась невыполненной. Купол был установлен над центральным круглым залом, от которого крестом расходились четыре квадратных зала. Из них два, расположенных по главной оси ансамбля, предназначались для вестибюлей. Отделка парадного зала коринфскими колоннами, фризом, гербами, «государственными портретами» в стиле Людовика XVI, как и остальных помещений, не вносила диссонанса в цельность всей композиции. Все сооружения строились из красного кирпича с применением белокаменных и керамических деталей.
Это оформление, напоминающее узорчатый наряд древнерусских зданий, намного увеличило декоративность и живописность общего вида Петровского дворца. Служебные корпуса и ограда заднего двора были украшены несколькими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых), что придавало всему комплексу в целом необычайный крепостной характер.
Наиболее часто встречающимися декоративными деталями были пирамидки - «знак славы и памяти добрых государей», расставленные вокруг строений, на здании, на крыльце, на куполе. Овальные окна главного фасада дворца были обрамлены пересекающимися «рогами изобилия», символизирующими чрезвычайные богатства, приобретенные победами. С внешней стороны вокруг дворца был вырыт глубокий ров, края которого были обложены дерном.
Через ров были перекинуты каменные мосты. Около выступающих наружу круглых башенок предполагались небольшие бастионы. Над воплощением дворца работало довольно много иностранных мастеров: например, И. Юст выполнял наружные и внутренние декоративные работы, И. Енш и И. Ерке изготавливали скульптуры. Постройка дворца затянулась на семь лет из-за скупого финансирования. Наружные Строительные работы были закончены в 1779 году, а внутренняя отделка дворца продолжалась до 1783 года. После ухода в 1812 году наполеоновской армии из Москвы здание было разорено крестьянами. Многократные реставрационные и ремонтные работы незначительно исказили образ комплекса.
Символическое значение ансамбля дворца в составе ходынского комплекса трактуется двумя версиями. Согласно первой, Петровский дворец обрамлялся, будто крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями и уподоблялся древней Москве, главенствующей над покоренными крепостями.
Вторая говорит о том, что, воодушевившись победой 1774 года, Екатерина Великая мечтала о дальнейших победоносных походах в Турцию, чтобы освободить греков и взять Константинополь. В связи с этим дворец включался в ансамбль ходынских павильонов - захваченных турецких крепостей - как символический образ недоступного города и воплощение цели гипотетической - Царьграда с собором Святой Софии в центре. Этим легко объясняется крепостной «турецкий» характер окружающих дворец служебных построек, аналогичный архитектуре Азова и Таганрога, и образ главного здания с высоким куполом.
Интерпретация Петровского дворца как Царьграда подтверждается своеобразным симбиозом готических и древнерусских форм, исполненным Казаковым с целью воспроизведения византийского стиля. Такое яркое «цитирование» древнерусских деталей нельзя увидеть больше ни в одном каменном неоготическом произведении второй половины XVIII века, в том числе в творчестве самого Матвея Федоровича. Без сомнения, Петровский путевой дворец - наиболее значительное сооружение Казакова из всех, созданных им в национально-романтических традициях.
Это особенно заметно при сравнении его с неоконченным дворцом в Царицыне, который возводился им в 1787-1793 годах на основании разобранной баженовской постройки, где попытка соединить классицистические и древнерусские элементы не привела к созданию сооружения, органичного и цельного по облику. Строительством Петровского путевого ансамбля Казаков увековечил себя как крупнейшего представителя русской готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.
Предыдущая фотография Следующая фотография
Один из самых запоминающихся среди прочих дворцов Москвы, Петровский путевой дворец «смотрит» фасадом на главную магистраль столицы - шумную и неизменно «пробочную» «Ленинградку».
На подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.
Как мы помним, Ленинградское шоссе знаменито тем, что без единого светофора и поворота по нему можно проехать из Москвы в Санкт-Петербург. Собственно, дела обстояли таким же образом и в бытность его Тверским трактом: именно по этой дороге венценосные особы курсировали между двумя столицами. Скорость передвижения, ясное дело, была далека от сегодняшней, и поэтому на подступах к Москве с целью царственного «передыха» по указу Екатерины II был заложен дворец - дабы прийти в себя после многодневной тряски в экипаже и прибыть в Первопрестольную блистательной, как и подобает императрице.
Эта утилитарная функция сооружения и объясняет название - «путевой». Автор проекта - знаменитый Матвей Казаков; дворец построен в стиле русской готики с причудливым сочетанием элементов готики и барокко, терракотовыми стенами и белокаменными наличниками. Благодаря полномасштабной реконструкции, завершившейся в 2009 г, Петровский путевой дворец обрёл былое величие и исключительную красоту убранства.
Адрес: Москва, м. Динамо, Ленинградский просп., 40.
Блистательная эпоха правления Екатерины Второй оставила после себя множество великолепных дворцов, таких как Гатчинский, Мраморный, Таврический, Екатерининский и Царицынский дворцовые комплексы, которые сегодня являются украшением обеих российских столиц. К числу таких архитектурных сооружений относится и Петровский путевой дворец в Москве. Он расположен недалеко от станции метро “Динамо”, по адресу Ленинградский проспект, 40.
Петровский путевой дворец: история
Строительство Петровского путевого дворца было начато в 1776 году по приказу императрицы Екатерины Второй, пожелавшей иметь комфортабельную резиденцию на пути из Петербурга в Москву, где можно было отдохнуть перед торжественным въездом в Златоглавую. Строительство продлилось четыре города, и хотя летом 1780-го года архитектор Матвей Казаков уже отрапортовал о завершении работ московскому градоначальнику, впервые именитая заказчица почтила своим присутствием новый путевой дворец лишь семь лет спустя. Причем, по легенде, Екатерина заявила, что во время пребывания в этой резиденции она чувствует себя под охраной народа и не нуждается в телохранителях. Следующий царственный гость - Павел Первый − провел там несколько дней перед своей коронацией в 1797 году, положив тем самым начало вековой традиции, по которой российские монархи отдыхали в этой на тот момент Подмосковной резиденции, прежде чем венчаться на царство в Московском кремле. В 1812 году Петровский путевой дворец на четыре дня стал ставкой Императора Наполеона, а в 1896 году в день кровавой трагедии на Ходынском поле здесь был организован торжественный обед в честь коронации Николая Второго. В советский период (с 1923 года) здание было передано Академии ВФ им. Н. Е. Жуковского и использовалось в качестве главного административного корпуса этого учебного заведения вплоть до 1997 года.
Реставрация и реконструкция московского Петровского дворца в конце 20-го в начале 21-го века
В 1998 году Петровский путевой дворец был передан под юрисдикцию Московского правительства, и здесь был произведен капитальный ремонт, включая модернизацию коммуникаций и реставрацию внутренних интерьеров. Все восстановительные работы продлились вплоть до 2009 года. В результате этот великолепный историко-архитектурный памятник превратился в Дом торжественных приемов Московской мэрии, а часть его помещений были переоборудованы под четырехзвездную гостиницу с бассейном, русской баней и рестораном “Карамзин”, где подают блюда французской, итальянской и русской кухни. Более того, в залах первого этажа время от времени организуются концерты камерной музыки и разнообразные культурные мероприятия, на которые можно попасть по специальным приглашениям или по билетам, распространяемым через концертные агентства.
Петровский путевой дворец: экскурсии
Дворец является прекрасным образцом архитектуры 18 века, поэтому в любое время года есть немало желающих попасть туда на экскурсию. Стандартная программа такого посещения этого дворцового комплекса, включает групповую прогулку в сопровождении гида по Парадному двору, Колонному залу, Казаковской лестнице, парадному купольному залу и по аванзалам второго этажа. Однако самое интересное - это посещение дворцового мини-музея, где представлены экспонаты, рассказывающие об истории строительства и реконструкции дворца, о коронационных торжествах, проводимых здесь на протяжении 18-19 веков, а также событиях в период оккупации Москвы французами в 1812 году. Туристы могут также прогуляться по великолепному ландшафтному парку, разбитому в 1827 году под руководством архитектора Таманцева, занимающегося восстановлением комплекса после его разорения отступающей наполеоновской армией.
Тем, кто собирается посетить путевой Петровский дворец в Москве, нужно знать, что билеты на экскурсии продаются в экскурсионном бюро, расположенном по адресу Зубовский бульвар, 2, и их необходимо приобретать заранее. Причем если турист собирается фотографировать внутренние помещения или делать снимки во внутреннем дворе, то необходим специальный фото-билет.
Свадьба в Петровском дворце в Москве
Еще 3 десятилетия назад наши мамы и папы были в восторге, если им удавалось зарегистрировать свой брак во Дворце бракосочетания вместо того, чтобы расписаться “по-быстрому” в отделении ЗАГС по месту жительства. Сегодня ситуация изменилась, и современные молодожены имеют возможность провести в парадных залах, где не раз гостили российские монархи, аристократы, а также известные литераторы и музыканты. В частности, прекрасным местом для такого торжества является Петровский путевой дворец, свадьба в котором станет незабываемым событием и хорошим началом семейной жизни для любой влюбленной пары.
Регистрация брака в Петровском дворце
В 2012 году власти Москвы разрешили использовать в качестве места для проведения свадеб путевой Петровский дворец. Регистрация брака на территории этого роскошного архитектурного комплекса возможна после подачи заявления в Тверском отделе ЗАГС. В течение каждого месяца для проведения свадеб выделяется 2-4 дня в зависимости от сезона, причем на выездную официальную церемонию регистрации длительностью около 45 минут молодоженам разрешается пригласить до 20-40 гостей. По пожеланию новобрачных свадьба может проходить под звуки классической музыки в исполнении струнного квартета, а шампанское гостям будут подавать лакеи в ливреях, сшитых по образцам униформы, которые носили слуги в 18-м веке.
Кроме того, как уже было сказано, некоторые помещения дворцового комплекса отведены под комфортабельную гостиницу, поэтому молодожены здесь могут провести романтичную ночь и встретить рассвет в настоящих царских покоях.
Фотосъемка в Петровском дворце
Всем, кто желает получить на память о своей свадьбе шикарный фотоальбом, можно порекомендовать выбрать местом регистрации брака Петровский путевой дворец. Фото с такой на фоне роскошных интерьеров в стиле ампир или сделанных в живописных аллеях наверняка станут предметом белой зависти подруг, и их будет приятно рассматривать даже много лет спустя.