Воронцовский дворец католическая часовня. Воронцовский дворец. Описание парка, окружающего Воронцовский дворец
Адрес:
Россия, республика Крым, Алупка, ш. Дворцовое, 18
Дата постройки:
1840 год
Архитектор:
Фурасов П.И.
Координаты:
57°19"07.5"N 43°06"40.4"E
Краткая история
Шикарный дворец, названный Воронцовским в честь графа Воронцова М.С., - это уникальное сооружение, ставшее воплощением эпохи Романтизма. Расположен он на полуострове Крым в городе Алупка.
Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.
Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.
1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон.
Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.
Каменная лестница с беломраморными скульптурами львов
Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам.
И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов. Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей .
Слева направо: парадная столовая, зимний сад
Планировка Воронцовского дворца
Весь дворцовый комплекс, возведенный по заказу Воронцова, представлен несколькими солидными корпусами, обозначенными как:
- центральный;
- столовый;
- гостевой;
- библиотечный;
- хозяйственный.
Корпус, предназначенный для приема гостей, впоследствии назвали Шуваловским, поскольку в его правой части находилась комната дочери Воронцова, ставшей после замужества графиней Шуваловой.
Северный фасад главного корпуса
Как ни странно, строительство дворца начиналось с возведения столового корпуса, и на эти работы ушло 4 года (с 1830 по 1834 гг.). На строительство центрального корпуса ушло 6 лет – 1831 – 1837 годы. С 1841 по 1842 годы велись работы по строительству бильярдной, дополнившей здание столовой. На возведение гостевого корпуса, всех башен, хозяйственных построек, флигелей и оформление Парадного двора также потребовалось немало времени (это были 1838 – 1844 годы). И, наконец, к дворцовому комплексу присоединился корпус библиотеки, построенный с 1842 по 1846 годы.
Украшением центральной лестницы стали скульптуры львов, изготовление которых было поручено итальянскому мастеру Джованни Боннани . А завершался весь роскошный дворцовый ансамбль львиной террасой, то есть множеством фигур львов.
Справа - Часовая башня
Особенности архитектуры Воронцовского дворца
Воронцовский дворец, ставший в середине XIX столетия украшением Алупки в Крыму, был своего рода инновацией, нарушившей некоторые архитектурно-строительные принципы. Корпусы дворцовых ансамблей в те времена было принято располагать в строгой геометрической группировке, однако архитектор Блор отступил от этого правила и все сооружения, входящие в состав Воронцовского дворца, распределил на местности так, что они стояли по направлению с запада на восток, как бы в соответствии с движением гор. Такой подход позволил всем постройкам гармонично вписаться в местный ландшафт – Воронцовский дворцовый комплекс нашел свое место на крымских просторах.
Перемещаясь от корпуса к корпусу, можно наглядно отследить этапы развития архитектуры средневековья, начиная с ее самых ранних форм и заканчивая традициями XVI столетия.
Шуваловский корпус
Однако упор при разработке проектов всех сооружений все-таки делался на английский стиль. Чем же так привлекателен Воронцовский замок в Крыму? Его особенностью является внешний вид, напоминающий замок-крепость из древних VIII – XI столетий . Попадая на двор хозяйственных корпусов, невольно натыкаешься на глухие стены и попадаешь в замкнутые пространства, а при попытке пробраться к центральному корпусу оказываешься в окружении сторожевых башен круглой формы. Далее общее впечатление неприступности дополняют узкие окна-бойницы и высокие стены грубой кладки. Но неожиданно появляется ажурный висячий мост, изготовленный из чугуна, и вносит праздничную нотку в эту суровую композицию. И так по мере удаления от арки западного въезда всё более проявляются признаки архитектуры следующих эпох.
Башни западного входа
Перебравшись по ажурному мостику и избавившись от ощущения замкнутости, можно оказаться в Парадном дворике, из которого открывается вид на гору Ай-Петри. Но это не просто вид – это своеобразная картина, ведь пейзаж как бы ограничен архитектурной рамкой, представленной часовой башней, восточным флигелем и подпорной стеной с фонтаном.
Интересна и архитектура главного корпуса Воронцовского дворца в Крыму. Его стены выдвинуты из плоскости на разных уровнях, как того требует английский стиль Тюдор. Центральная часть украшена парадным входом и оформлена выступами эркеров и боковыми ризалитами. Крышами башен служат луковичные купола. Северный фасад здания декорирован узкими полуколонками-многогранниками, венцами которых являются пинакли (декоративные верхушки).
Молельня
Изящные пинакли и зубцы, купола и дымовые трубы, украшенные навершиями цветочной формы, сглаживают грубость каменной фактуры стен и их массивной клади.
Рассматривая резные украшения из камня, которыми оформлен Воронцовский дворец, стоит отметить их ярко выраженное сходство с некоторыми элементами западного и восточного зодчества. Так, настоящие знатоки архитектуры сразу замечают готические дымовые трубы и минареты мечети, и именно такая совместимая несовместимость делает дворцовый комплекс особенным. Особенно остро это сходство ощущается по мере перемещения к южному фасаду корпуса, наименованного главным. В лучах солнца его очертания кажутся необычными, причудливыми.
Слева направо: парадная столовая, зимний сад, главный корпус
Но основным мотивом оформления дворца являются арки самой разнообразной формы – они и пологие, и килевидные, и подковообразные, и стрельчатые. А увидеть их можно везде, начиная от балюстрады балконов и заканчивая убранством портала южного входа в Воронцовский дворец. Кроме того, архитектурный ансамбль, возведенный по заказу генерал-губернатора, имеет и свою «изюминку» - это 6 одинаковых строк на арабском языке, свидетельствующих о том, что победителем является только аллах. Увидеть надпись можно в нише, декорированной тюдоровским цветком и индийским лотосом .
Описание парка, окружающего Воронцовский дворец
В годы строительства дворца велись и работы по закладке прилегающего парка. Но если на возведение Воронцовского дворца ушло два десятка лет, то работы по созданию парка не прекращаются и по сей день. На территории площадью 40 га гармонично уживаются самые разнообразные растения, свезенные со всего мира.
Шуваловский проезд с видом на ажурный мостик
В целом придворцовый парк подразделяется на Верхний и Нижний. Верхний парк оформлен несколькими полянами – Каштановой, Контрастной, Солнечной. И каждая из них примечательна своими деревьями (сосна итальянская, платан восточный, тис ягодный, кедр гималайский, араукария чилийская, или обезьянье дерево и др.). Кроме того, на территории Верхнего парка находится Лебединое озеро, на котором действительно живут эти прекрасные птицы, Верхнее и Зеркальное озера и водопад.
В Нижнем парке в окружении красивейших и редчайших представителей флоры стоит небольшой чайный домик, которым в свое время пользовалась семья Воронцова для проведения праздников на берегу моря. Тогда это место часто освещалось салютами и фейерверками.
Шуваловский проезд с видом на западные ворота
Находясь здесь, можно действительно прочувствовать атмосферу праздника, ведь неспроста архитектор выбрал место для строительства домика именно здесь. Окруженный множеством уникальных растений, он создает ощущения пребывания в сказке, поскольку вся территория Нижнего парка располагает к созданию феерического настроения. А оформлена нижняя часть Воронцовского парка в Крыму в итальянском стиле регулярного парка.
Использование комплекса Воронцовского дворца в разные годы
С 1990 года Воронцовский дворец в Алупке стал дворцово-парковым музеем-заповедником . Несколько интересных экспозиций расположены в девяти парадных залах. Благодаря их содержанию все желающие могут ознакомиться с укладом графской семьи, проживавшей во дворце до Октябрьской революции, и характером интерьеров дворца.
Выход из двора
Но в 1990 году открытие Воронцовского дворца как музея было вторичным – впервые его здание использовалось как музей в 1921 году.
Но с началом Великой отечественной войны 1941 года ценные музейные экспонаты не удалось спасти, а само здание неоднократно подвергалось угрозе разрушения. Однако благодаря стараниям одного из сотрудников музея Щеколдина С.Г. Воронцовский дворец-музей всё-таки уцелел. Конечно, множество художественных ценностей было утрачено за годы войны, но после ее окончания некоторые картины все же удалось разыскать и вернуть в музей.
А у нас продолжается викторина Золотое руно 2017, и сейчас у нас вопрос - В архитектурный комплекс этого дворца входит католическая часовня.
Варианты ответа:
A) Строгановский
B) Таврический
C) Воронцовский
D) Аничков
Правильный ответ на вопрос - C) Воронцовский
Католическая часовня входит в комплекс Воронцовского дворца Санкт-Петербурга. Построенный по проекту знаменитого Растрелли, отличается изысканной архитектурой.
Воронцовский дворец за долги отошел к казне во второй половине 18 века. Павел приняв шефство над Мальтийским Орденом, передал его рыцарям. В Ордене были как католики, так и православные. Для католиков была построена отдельная Католическая Капелла. Для православных рыцарей Храмом служила домовая церковь. А Мальтийский Крест как символ Ордена.
Хотя по сути, виды креста это уже человеческая фантазия. Православный, Католический, Мальтийский - не суть. Христиане поклоняются не форме Креста и даже не самому Кресту - а силе распятого на кресте Христа.
Воронцовский дворец - дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором графом Бартоломео Франческо Растрелли в 1749-1757 годах для канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Во дворце более 50 парадных залов и помещений. Дворец украшают лепнина, золочёная резьба и другие элементы, характерные для стиля барокко.
Воронцовский дворец - главное сооружение на территории усадьбы графа Михаила Илларионовича Воронцова, знатного вельможи, государственного канцлера, участника дворцового переворота 1741 года, приведшего к власти императрицу Елизавету Петровну.
Строительство дворца велось по проекту придворного архитектора Елизаветы Петровны - Федерико Бартоломео Растрелли в период с 1749 по 1757 год.
Усадьба занимала обширную территорию между Садовой улицей и рекой Фонтанкой. Нарушив традиции городского усадебного строительства, Растрелли разместил дворец не у реки, а ближе к Садовой, отделив от неё здание оградой художественной работы.
Граница обширного двора-сада, раскинувшегося за оградой, сформирована главным корпусом дворца и его боковыми флигелями. Подобная планировка буквой "П", в России издавна называлась "покоем".
Главный трёхэтажный корпус с четырёхугольным в плане двором расположен в глубине усадьбы. Два симметричных двухэтажных флигеля вынесены вперёд и поставлены по красной линии улицы. Центральная часть главного фасада декорирована сдвоенными колоннами и пилястрами, окна оформлены декоративными наличниками.
Дворец был построен в стиле пышного и нарядного барокко. Как известно, Растрелли был мастером этого стиля, достигшего своего расцвета в русской архитектуре во времена правления Елизаветы Петровны. Об этом свидетельствуют такие названия этого стиля середины XVIII века, как "Растреллиевское барокко" и "Елизаветинское барокко".
Позади главного корпуса был разбит регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки, с многочисленными бассейнами, фонтанами, аллеями подстриженных деревьев, и другими "затеями".
Над одноэтажным корпусом, выходящим в парк, была устроена открытая терраса с видом на реку. Отсюда открывался прекрасный вид на фейерверки, устраивавшиеся в Аничковом саду. Роскошью отличались и интерьеры, оформленные так же в традициях барокко. Пятьдесят парадных залов размещались по анфиладному принципу вдоль главного фасада и в боковых корпусах. В центральной части Воронцовского дворца был расположен большой двусветный зал, в другом просторном зале помещалась библиотека Воронцова, тогда одна из лучших в Санкт-Петербурге.
В 1763 году М. И. Воронцов вынужден был уступить дворец казне в счёт долгов за 217.600 рублей, так как строительство требовало огромных вложений.
После вступления на престол императора Павла I в конце 1790-х годов дворец был передан Мальтийскому Ордену, здесь же разместился капитул российских орденов. Бывший Воронцовский дворец было велено называть "Замком мальтийских рыцарей". Над решётчатыми воротами дворца укрепили орденский герб: на красном фоне белый мальтийский крест с четырьмя раздваивающимися лучами.
На территории усадьбы были построены два храма - православная церковь и католическая капелла ордена мальтийских рыцарей (архитектор Джакомо Кваренги).
Позднее в дворце разместился Пажеский корпус. Для нужд этого учебного заведения, которое размещалось во дворце с 1810 по 1918 годы, в 1827 году помещения были перестроены по проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта; тогда же была утрачена прежняя барочная отделка интерьеров.
Сегодня в Мальтийской капелле проходят концерты органной музыки. Хорошо сохранилась отделка интерьеров капеллы - колоннада коринфского ордера, роспись, лепное убранство стен, облицованных искусственным мрамором. Реставрация капеллы проводилась в 1927 году архитектором Н. П. Никитиным.
После революции здесь разместилась Первая Петроградская Пехотная школа командного состава РККА, на базе которой в 1937 году было образовано Ленинградское Пехотное училище им. С. М. Кирова. В 1958 году здание полностью было отдано Суворовскому военному училищу.
Воронцовский дворец – одна из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Расположен дворец на территории усадьбы, принадлежащей графу Воронцову Михаилу Илларионовичу. Дворцовый переворот 1741 года (в котором принимал активное участие Воронцов) возводит императрицу Елизавету на российский престол. Елизавета Петровна не преминула отблагодарить Михаила Илларионовича за заслуги, присвоив ему генеральское звание.
Проектирование и строительство дворца велось Ф.Б. Растрелли – русским архитектором, итальянцем по происхождению. Расположена усадьба между Фонтанкой и Садовой улицей в юго-западном направлении и занимает значительную территорию. Фасад дворца отделен от улицы оградой, являющейся образцом художественного литья. За оградой раскинулся обширный дворец с главным корпусом и симметричными двухэтажными флигелями, вынесенными вперед. В глубине двора расположен трехэтажный главный корпус, вдали от городского шума. Для украшения главного фасада Растрелли использует сдвоенные рустованные колонны, над которыми располагается балкон. Арочные окна на первом этаже обрамлены декоративными наличниками. Парадный зал находится на втором этаже.
Впечатление торжественности и пышности дворца, присущее стилю барокко, создается в первый миг, едва входящий попадает в усадьбу. По свидетельству современников, ослепительной роскошью отличалось внутреннее содержание пятидесяти парадных залов, располагавшихся вдоль главного фасада. К сожалению, внутренний интерьер зданий не сохранился до наших дней. Сад, который был расположен позади главного корпуса, украшали многочисленные фонтаны, ухоженные аллеи, бассейны и другие «прихоти». В саду, простиравшемуся до Фонтанки, можно было наблюдать фейерверки, непременно сопровождавшие гуляния в Аничковом саду.
В 1817 году по проекту Карла Росси сад был укорочен. Открытая терраса, располагавшаяся над одноэтажным корпусом, открывала прекрасный вид на реку. В центральной части дворца находился большой двусветный зал. В одном из залов была размещена библиотека М.И. Воронцова, по праву считавшаяся лучшей в Петербурге. Строительство дворца требовало не малых вложений. А проведение регулярных балов и приемов привело к тому, что финансовое положение М.И. Воронцова более не позволяло тратиться на его содержание.
В 1763 г. дворец был передан в казну за долги. При правлении Павла I дворец был переименован в замок мальтийских рыцарей и был передан Мальтийскому Ордену. Это связано с тем, что император Павел в 1798 избирается магистром Мальтийского ордена, и его резиденцией становится бывший Воронцовский дворец. Герб ордена – белый мальтийский крест – был установлен над воротами. По проекту Д. Кваренги в 1798 году начинается строительство католической капеллы ордена, в которой проходили собрания ордена мальтийских рыцарей. В левом крыле была построена православная церковь.
При Александре I усадьба со всем её имуществом переходит в распоряжение государства и вскоре в ней размещается Пажеский корпус. Пажеский корпус готовил офицеров гвардии, на втором этаже располагались спальни кадетов.
Октябрьская революция привела к закрытию Пажеского корпуса. В начале 1920-х годов на территории Воронцовского дворца располагаются военные учебные заведения. В 1928 году часть предметов была отдана в музеи Ленинграда. С 1958 года здание отдано Суворовскому училищу.
В 2003 году в честь юбилея Санкт-Петербурга была проведена реставрация интерьера Мальтийской капеллы. Сегодня в капелле проводятся экскурсии, вечера органной музыки, открыт музей по истории кадетства.
Связью с Мальтийским орденом Петербург обязан императору Павлу I, который в 1798 году принял звание Магистра – высший религиозный чин этого рыцарского союза. Благодаря ему на российском гербе на время возник мальтийский крест, среди государственных наград появился орден святого Иоанна Иерусалимского, а Мальту император планировал сделать российской губернией. Но этим планам не суждено было сбыться из-за трагической смерти Павла I.
Между тем, полностью связи с Мальтийским орденом разорваны не были: в нем состояли Александр Суворов, Александр II, Александр III и Николай II. Увлечение воинов и монархов этим религиозным течением нашло отражение в градостроительстве, и сегодня в Петербурге можно найти места, связанные с мальтийской символикой.
Самым ярким из них, безусловно, остается Мальтийская капелла, торжественно открытая 29 апреля 1800 года. SPB.AIF.RU рассказывает о ней и четырех других «мальтийских» достопримечательностях Северной столицы.
Мальтийская капелла
Садовая улица, 26
Мальтийская капелла была построена по проекту архитектора Джакомо Кваренги и изначально задумывалась Павлом I как католическая церковь ордена мальтийских рыцарей. Она входит в состав Воронцовского дворца, в котором сегодня помещается Суворовское училище. Дворец, который Франческо Бартоломео Растрелли создавал в XVIII веке для графа Воронцова, сменил множество хозяев, и в итоге Павел I с принятием титула протектора, а затем и великого магистра ордена, отдал Воронцовский дворец мальтийским рыцарям.
Мальтийская капелла в чертеже Джакомо Кваренги. Фото: Commons.wikimedia.org
Продолжая созданный Растрелли ансамбль, Кваренги выстроил капеллу в духе ренессанса. Храм имеет форму прямоугольника с цилиндрическим сводом. Два ряда колонн из искусственного мрамора делят внутреннее пространство капеллы на три нефа. За мраморным алтарем – запрестольный образ работы художника А.И. Шарлеманя «Иоанн Креститель» (святой пророк и предтеча Иисуса Христа Иоанн Креститель является небесным заступником и покровителем Мальтийского ордена). Справа от алтаря под балдахином стояло малиновое бархатное кресло гросcмейстера (великого мастера) ордена.
Капеллу освятили в июне 1800 года, а год спустя Павел I был убит в Инженерном замке. Его преемник Александр I отказался от звания Великого магистра ордена, но сохранил титул его протектора. Из российского государственного герба был удален мальтийский крест. В 1803 году Александр I сложил с себя звание протектора, а в 1817 году было высочайше объявлено, что «орден в Российской империи более не существует».
Какое-то время капелла действовала как обычная католическая церковь. В середине XIX века к ней пристроили придел, где упокоился прах бывшего попечителя герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
В 1928 году здание Мальтийской капеллы было передано под клуб пехотной школе им. Склянского, затем Ленинградскому дважды Краснознаменному военному училищу им. С.М. Кирова, а с 1955 года оно принадлежит Суворовскому военному училищу. Интерьер Мальтийской капеллы был отреставрирован к 300-летию Санкт-Петербурга.
Михайловский замок
Садовая улица, 2
Михайловский замок, или Инженерный замок – пример экстравагантных предпочтений Павла I. Дворец стал последним домом и местом гибели императора, в нем воплотились мечты самодержавца о «рыцарской твердыне».
Михайловский замок - мечта и погибель Павла I. Фото: Commons.wikimedia.org / Aleks G
Дворец, который Павел упорно именовал «замком» (впрочем, он даже Зимний дворец так называл), по своему архитектурному решению был необычен для Петербурга. Возводили его в чрезвычайной спешке по проекту Винченцо Бренны и завершили к тому моменту, когда император согласился принять титул великого магистра ордена. Планировалось, что здесь будут проходить собрания и торжественные церемониалы мальтийских кавалеров. Поэтому в интерьерах так часто повторяется изображение мальтийского креста.
На центральной стене Парадной лестницы был установлен бронзовый герб Российской империи в утвержденном при Павле варианте – с крестом. Герб - единственная мальтийская реликвия в замке, сохранившаяся до настоящего времени.
Одним из спорных вопросов в истории замка остается его загадочный рыжеватый цвет. Есть красивая легенда о том, что стены были выкрашены в цвет перчатки, которую обронила на балу фаворитка императора Анна Гагарина. Вторая версия гласит, что кирпично-красный – традиционный цвет для мальтийского ордена.
Сегодня в интерьерах Инженерного замка располагается филиал Русского музея.
Собор Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце
Собор Спаса Нерукотворного (или Большая церковь Зимнего дворца) был заложен в 1753 года как православный дворцовый храм. Франческо-Бартоломео Растрелли выполнил его в стиле рококо. Долгие годы это был домовой храм императорской семьи.
Так выглядел собор изнутри до 1917 года. Фото: Commons.wikimedia.org
Сюда в декабре 1799 года были доставлены три древние реликвии госпитальеров: частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница святого Иоанна Крестителя, — врученные Павлу I в октябре в Гатчине. В память об этом событии в 1800 году Священный Синод установил 12 (25) октября праздник в честь «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя». Сегодня десница Иоанна Крестителя хранится в монастыре в черногорском городе Цетинье.
С 1918 года собор — один из залов музея Эрмитаж, используемый для выставок.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Каменноостровский проспект, 83
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, или Иоанновская церковь, была построена в 1778 году по проекту Юрия Фельтена при инвалидном доме моряков Балтийского флота. Это здание в стиле псевдоготики можно издали принять за католический костел благодаря нехарактерной для православных храмов архитектуре: стены из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета. О готике напоминают стрельчатые зарешеченные окна, узкий козырек над входом, деревянный иконостас.
За церковью некоторое время действовало мальтийское кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / IKit
Во времена Павла I церковь была передана Мальтийскому ордену, и при ней устроили кладбище мальтийских кавалеров. Погост закрыли после вступления Александра I на императорский престол. В 1807 году останки кавалеров перенесли на Смоленское кладбище. После постройки Каменноостровского дворца церковь была передана ему. Здесь крестил двух своих детей Александр Сергеевич Пушкин.
Церковь была закрыта 15 марта 1938 года, а в ее разоренных интерьерах размещались разные организации. Она была возвращена приходу в 1989 году, в ноябре 1990 в ней возобновились богослужения. Сегодня храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа.
Дворец Кантемира
Миллионная улица, 7
В Петербурге на Миллионной улице более 40 лет прожил выдающийся итальянский дипломат Юлий Литта, мальтийский кавалер и самый молодой генерал в истории России – чин ему пожаловали в 26-летнем возрасте. Такое внимание к итальянцу объяснялось желанием Екатерины II укрепить связи с мальтийским орденом.
Литта появился в Петербурге сначала в качестве опытного морского офицера, а затем посланника Мальтийского ордена при русском дворе. Кстати, именно он привез в Россию «Мадонну» Леонардо да Винчи, которая красуется сегодня в Эрмитаже под условным названием «Мадонна Литта».
У дома, где жил Литта, одновременно три адреса. Фото: Commons.wikimedia.org / Helvin spb
Дом за Мраморным дворцом имеет сразу три адреса: Миллионная улица №7, Мраморный переулок №1 и Дворцовая набережная №8. В 1715 году на этом участке по воле молдавского аристократа Дмитрия Кантемира Франческо-Бартоломео Растрелли выстроил дворец в стиле барокко. В 1743 году на верхнем этаже была устроена церковь великомученика Феодора Стратилата. Позже здесь жили граф Алексей Бестужев-Рюмин, граф Владимир Орлов, граф Павел Скавронский. Вдова Скавронского Екатерина Васильевна вышла замуж за Литта, который и обосновался с ней во дворце. Для них архитектор Луиджи Руска перестроил один из корпусов дворца в стиле классицизма. После смерти Юлия Литта особняк перешел в ведение министерства финансов, а сейчас его занимают Морской Регистр Российской Федерации и Институт Культуры.