Федоровский собор. Царское село. Феодоровский Государев собор Федоровский храм в царском селе
О нашем посещении Государевой Ратной палаты в Царском Селе 11 мая 2015 года. Но перед этим мы зашли в Феодоровский Государев собор, а потом осмотрели Феодоровский городок.
В 10 утра Наташа и Юра заехали за нами и примерно через час мы приехали в Пушкин. Немного покрутились по городу, проехали мимо Екатерининского дворца и тьмы китайских туристов, спросили как проехать к собору, оставили машину на парковке рядом с Феодровским городком и пошли в собор. В церковной лавке после небольшой заминки я купила брошюру «Феодоровский Государев собор в Царском Селе». Заминка случилась из-за того, что в собор вбежали два запыхавшихся молодых человека, которые стали договариваться о срочном крещении младенца. Один из молодых людей был счастливым отцом, другой молодой человек был другом отца и одновременно крестным отцом младенца. Отец младенца договаривался с батюшкой, который поторапливал: «Где же младенец, несите уже скорее». Крестный отец мучительно долго выбирал в лавке крестик. Одновременно с нелегким выбором крестика он, еще не до конца отдышавшись, диктовал церковной тетке личные данные о младенце, его родителях. Тетка спешно заполняла какой-то крестильный документ. Мне ничего другого не оставалось делать, как только изумленно наблюдать за всей этой суетой. Было такое впечатление, что люди мимоходом забежали в церковь, словно в какой-то магазин, чтобы быстренько совершив малопонятный им, но принятый сейчас повсеместно, обряд по приобретению ангела-хранителя, а затем уже приступить к самому главному, к празднованию этого счастливого события. Наконец, заполнив сертификат и выбрав крестик, крестный папаша помчался за младенцем. Толпа родственников, родители с младенцем, крестные во главе с батюшкой вихрем умчались в сторону баптистерия. В соборе снова стало тихо.
В церквях я стараюсь не фотографировать, потому что никогда наперед не знаю как на это отреагируют церковные ведьмы служительницы, а скандалы мне не нужны. Обычно, если есть, я покупаю в церковных лавках открытки или брошюры. В приобретенной брошюре оказалось много старых черно-белых фотографий, а также современные цветные фотографии верхнего и пещерного храмов. Текст в брошюре практически совпадает с текстом Википедии .
Ниже отсканированные фотографии из брошюры, а также несколько моих малохудожественных снимков.
Собор был построен потому, что после событий 1905 года Николай II переехал из Зимнего дворца в Александровский дворец, сделав Царское Село местом своего круглогодичного пребывания. Он пожелал, чтобы вблизи Александровского дворца был создан архитектурный ансамбль в древнерусском стиле. В 1909 году Николай II лично указал и отмерил место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Проектирование храма было поручено А.Н. Померанцеву.
Но потом проект А.Н. Померанцева стал неугоден и был приглашен В.А. Покровский, который в своем проекте взял за эталон Московский Благовещенский собор в древнейшем его виде, без позднейших переделок и пристроек. Этот собор когда-то был домовой церковью Романовых, особенно этот храм любил Алексей Михайлович. Кроме того, проект храма был приближен к архитектурным традициям древнего Пскова и Новгорода.
Николай II выделил на возведение собора 150 тыс. рублей, всего же на постройку было истрачено 1 млн. 150 тыс. рублей. Через три года после закладки первого камня, 20 августа 192 года, состоялось освящение храма.
Собор состоял из двух церквей – верхней и нижней. Главный престол верхней церкви освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась покровительницей Романовых, потому что этим образом благословлялся на царство Михаил Романов в Ипатьевском монастыре в 1613 году. Нижняя пещерная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.
Интерьеры собора были выполнены в духе XVII века. Огромный, высотой 11 метров, иконостас:
Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года. В нижнем храме были только подлинные древнерусские иконы и утварь. Здесь хранилось множество святынь связанных с преподобным Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба.
Феодоровский Государев собор был домовой церковью последних Романовых. Он являлся приходом семьи, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и конвоя. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора. Левую сторону собора во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую – казаки конвоя, за ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на хорах размещались офицеры этих полков и их семьи. На правом клиросе в особом Царском месте молилась императорская семья.
Император посещал храм со своей семьей в воскресные и праздничные дни. В таких случаях соблюдался этикет: у Царского крыльца семью встречал ктитор (староста) – полковник Д.Н. Ломан (1869-1918) , а у входа – дворцовый комендант.
Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.
Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубов:
Алексей Алексеевич Кибардин служил в соборе с 1913 года, а в качестве настоятеля с 1922 по 1930. Затем отбывал срок на Соловках. После 1934 был в ссылке на Крайнем Севере. В 1941 году вернулся в Пушкин, где оказался в оккупации. С 1945 по 1950 служил в Вырице в Казанской церкви. В 1950 году получил 25 лет в Сибирь (Ангарлаг). В 1955 году вернулся в Вырицу в Казанскую церковь. В 1957 году вышел за штат, получал пенсию как заштатный протоиерей. Скончался 5 апреля 1964 года на 82-м году.
Во время оккупации Царского Села три дерева спилили. Синичка чирикает на одном из тех самых дубов:
С 1933 года в соборе был открыт кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. Так выглядел храм в 1980-е годы:
С 1985 по 1995 проводилась реставрация собора.
Мы вышли из собора, обошли вокруг него и отправились назад, к Феодоровскому городку:
Текст в брошюре, посвященный городку, также почти полностью совпадает с текстом Википедии .
Вскоре после освящения собора было принято решение о постройке зданий для причта. Проект разработал С.С. Кричинский, он же с 1913 года был руководителем строительства городка. Считается, что в проекте за основу был взят царский дворец в Коломенском, построенный в XVIII веке, то есть посад и подворье, состоящих из нескольких палат и теремов, обнесенных оградой. Таким образом, городок состоял из нескольких зданий: дом для священников (Белокаменная палата), дом для диаконов (Розовая палата), дом для причетников (Желтая палата), баня и прачечная (Белая палата), трапезная и другие.
Сейчас Федоровский городок принадлежит патриархату, внутрь не зайти. Поэтому мы просто обошли вокруг.
Входом в городок является белокаменная брама, украшенная резьбой по камню в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Кто был во Владимире и видел Дмитриевский собор, а еще лучше Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, тот представляет, что это такое. А кто не видел, пусть съездит посмотрит оригинал.
А здесь довольно удачная стилизация. Старицкий известняк был привезен с Волги:
Городок призван был символизировать архитектурное единство российских городов, в которых складывались традиции нашей государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова и Москвы.
Прообразом Трапезной палаты стал Симонов монастырь:
12 февраля 1917 года Николай II посетил Трапезную палату и сделал запись в гостевой книге: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».
Во время строительства Феодоровского собора и городка возникло «Общество возрождения художественной Руси», в которое входили Васнецовы, Репин, Билибин, Нестеров, Щусев, Рерих (куда же без него). Заседания Общества проходили в Трапезной. Тут же находились его канцелярия, архив, библиотека. Члены Общества собирали сведения обо всех ремесленных, кустарных и рисовальных школах России. Общество также предложило сделать Городок музеем прикладного искусства и зодчества. Здесь была собрана богатая коллекция церковной утвари, икон и предметов русской старины.
Сейчас внутрь городка «с улицы» не зайти, но можно подойти к воротам и посмотреть. В центре Трапезная, слева дом диаконов (Розовая палата):
Летом дорога в Царское Село обрамлена группами берез, блистающими серебром листьев на ветру. Позже березы теряются в кронах старых лип и дубов, которые образуют своды над автомобилями и автобусами, выстроившимися вдоль узкой дороги во дворец. Туристы в автобусах с нетерпением вытягивают шеи, стремясь сквозь кроны деревьев увидеть прекрасные дворцы Царского Села. Вопреки их ожиданиям, над деревьями возвышается белая башня с луковицей купола. Нельзя не испытать подобие шока при взгляде на этот Собор в древнерусском стиле, который стоит здесь подобно часовому, охраняющему дворцы.
Феодоровский Собор построен между 1910 и 1912 неподалеку от Александровского дворца. Место было выбрано Николаем и Александрой во время одной из зимних прогулок по императорскому парку в 1908 г. К тому времени в Царском Селе было много церквей в западном стиле, были и часовни во дворце, но Александре хотелось иметь истинно Русскую церковь, которую она и семейство могли бы регулярно посещать. Живя в России, Александра совершила множество паломничеств в наиболее старинные и святые монастыри в России. Она видeла сводчатые, пещерные залы старых соборов с их ритмичными изображениями святых в золоченых окладах, мерцающих в таинственном свете свечей, массивными серебряными подсвечниками. Стоя в облаках ладана и слушая волнующие, траурные песнопения русских хоров, она влюбилась в Святую Русь.
Первым архитектором, работавшим в церкви, был Померанцев, разрабатывавший большую церковь, которую он начал строить.
Но вскоре после того, как он закончил возводить фундамент, его заменил новый архитектор, Покровский, и завершил Собор в другом стиле.
Церковь создавалась по образу Благовещенского Собора в Московском Кремле образца 1484 г., без изменений, добавленных позже. Собор имеет несколько входов. Западный вход, напротив алтаря, украшен гигантской мозаикой Феодоровской Божьей Матери, иконописным образом которой благословлялся на царство Михаил Федорович Романов в 1613 г. Мозаика выполнена Федором Васнецовым. Этот вход использовался редко, только по большим религиозным праздникам, так как находился на стороне собора, самой дальней от дворца. У императорской семьи имелись два собственных входа в церковь, украшенные средневековыми башнями с геральдическими символами Дома Романовых. Один из них вел в основную церковь, второй - в вестибюль с лестницей, спускающейся в склеп, где располагался храм святого Серафима Саровского. Так как царице было трудно ходить по лестнице из-за ее хронической сердечной болезни, в церкви был установлен лифт, который доставлял ее прямо в ее уединенную молельню.
С южной стороны был вход для Cобственного Его Императорского Величества Конвоя. Он был оформлен в виде трехступенчатой арки и украшен мозаикой с изображением святого Георгия Победоносца.
В восточной части верхнего храма располагался один из наиболее красивых иконостасов во всей России. Расписанный лучшими иконописцами и украшенный серебром лучшими ремесленниками, он был невероятной высоты и имел четыре ряда святых.
Верхняя церковь была массивна и ярко освещена. Нижняя склеповая церковь производила совсем другое впечатление - расположенная в основании здания, с низкими потолками. В ней не было ни окон, ни естественного освещения, низкие своды были украшены фресками. Полумрак, низкие своды и богатое оформление в средневековом стиле придавали церкви дух отрешенности от всего земного. Стены нижнего храма были обиты пурпурной тканью; в праздники они покрывались золотистой парчой. Потолок был украшен фресками, вдохновленными росписями церкви Иоанна Крестителя в Ярославле.
Церкви и монастыри всей страны пожертвовали старинные иконы и реликвии для Собора, создавая не только религиозную святыню, но и музей древнерусского искусства.
После революции Собор продолжал действовать как церковь, пока не был закрыт большевистским правительством в 1934. Несмотря на тот факт, что Феодоровский Собор считался одним из наиболее значительных художественных памятников 20-го столетия в России, он был превращен в склад студии Ленфильм. Церковь разрушалась, а все сокровища Собора рассеялись по музеям города. Сегодня предметы из Федоровского собора находятся в Русском музее, Екатерининском дворце и Казанском соборе.
В церкви таинственным образом присутствует дух убитой царской семьи, словно они находятся где-то здесь, рядом. Это чувство возникает сразу, как только входишь через главный вход церкви и спускаешься вниз по каменным ступеням винтовой лестницы и входишь в склеп, где молились Романовы. Во дворе Собора до сих пор сохранились четыре дуба, посаженных Николаем II и посвященных им своим детям… Сейчас там установлен памятник императору, единственный в России. Придите и отдайте дань тому, кто всех простил, кто молился за врагов своих, тому, кто говорил, что не зло победит зло, но только любовь.Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком - казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком.
История строительства собора
Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.
Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено. В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная. Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.
В конце 1908 года Николай II лично отмерил шагами место для будущего храма, который, по его замыслу, должен был находиться между Александровским дворцом и казармами. 20 августа 1909 года состоялся торжественный молебен в честь закладки фундамента храма, первый камень был положен лично императором. Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский. Он взял за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле. Он подогнал свой проект под уже возведенный фундамент, благодаря чему появились шатровые входы и ряд дополнительных помещений.
Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями. В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год. Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.
Архитектурные особенности собора
Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.
В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами. А по большим православным праздникам - на Рождество, Крещение и Пасху - раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным.
- После революции собор стал приходским храмом. Затем имущество храма постепенно изымали и распределяли в музеи, часть его была украдена.
- В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки.
- В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало: была разрушена часть стен, уничтожен купол.
- В 1962 году взорвали часть пристроек к собору.
Современное время
- В 1985-1995 годах была произведена реставрация собора.
- В 1991 году собор был передан Русской Православной церкви
- В «Отдельном парке» Царского Села чудесным образом в земле была найдена Феодоровская икона Божией Матери.
- В 1992 году начались служения в нижней церкви, а в 1996 году - в верхней.
- 16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков - по количеству своих детей.
Редакция сайта Пушкин.ру
Москва: издание Феодоровского государева собора, Товарищество Скоропечатни А.А. Левинсон, 1916. 101, с. с ил. В издательском парчовом переплете. 38,2х31,2 см. Первые четыре листа книги ил. с императорской символикой – хромолитографии с золотом по рис. Б. Зворыкина. Орнаментация, буквицы, заставки и виньетки выполнены в технике цинкографии Б. Зворыкиным. Иллюстрации, портреты в тексте исполнены в техниках гелиогравюры и автотипии. Текст набран старославянским шрифтом; каждая страница текста в декоративной рамке. Издание отпечатано на бумаге верже. Художественную часть альбома редактировал профессор живописи, замечательный русский художник В.М. Васнецов. Издание, отпечатанное по указанию императора Николая II, рассылавшееся в качестве рождественского подарка от имени императорской четы. 1-й лист-подносной: «Книга сия жалована их Императорскими Величествами в лето 1916 месяца декабря в 25 день полковнику Барону Александру Николаевичу Гревениц – литографским способом. 2-й лист – рукой Императрицы Александры Федоровны черными чернилами: «С Христовым Праздником». Ниже роспись Николая II: «Николай», ниже – Императрицы: «Александра. 23-го Декабря 1916 г.2». 3-й лист набран славянской вязью и отпечатан золотом: «Книга сия напечатана с соизволения Его Императорского Величества государя императора Николая Александровича». Роскошный подносной экземпляр!
Большая часть тиража вышла в издательском картонаже. На передней крышке тиснением золотом: герб, тиснением красной краской - название издания:
Небезынтересно отметиь такой факт, что «Феодоровский», (как он правильно назывался), собор был назван в честь покровительницы Русской государственности - Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Икона была явлена в XII веке в городе Гороце на Волге, именуемым в народе Малый Китеж, с которым связано предание о бывшем не так далеко от Городца на берегу озера Светлояра Большом Китеже, ставшем невидимым - символе Исконной Руси и о деве Февронии - носительнице Исконных знаний. Икона была помещена в храм святого Феодора Стратилата, поэтому названа Феодоровской, т.е. «Богодарственной». Святой Феодор Стратилат, в переводе с греческого означавший «Богодарованный Вождь», особо почитался при Андрее Боголюбском и Александре Невском, как покровитель княжеской власти. Он изображался на княжеской печати, как всадник - змееборец. Более позднее его изображение на клейме иконы датируется 1540-ми годами. И уже позднее, посе переноса столицы в Москву, образ Феодора Стратилата - всадника, поражающего копьем дракона, был заменен образом Георгия Победоносца и стал символом города Москвы, изображающемся на её гербе. Каким образом произошло такое переименование - тут, как говорится, «история умалчивает». Сам же изобразительный сюжет восходит к древней легенде. Суть её такова:
«В Каппадонии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас территория Турции), находился город, которым управлял царь-язычник, преследовавший христиан. Решив привести царя к истине, Бог посылает на город дракона-змия, который начинает истреблять жителей. Змий жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить дракона царь посоветовал жителям давать в пищу змию каждый день по жребию своих детей. Пришла очередь и до дочери царя, но по помышлению Бога, желавшего спасти город, в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змий, Святой Георгий, осенив себя крестным знамением, призвав Господа со словами "Во имя Отца и Сына и Духа Святого" устремился на коне своём на змия и ударил его в гортань, поразил его и прижал к земле. После этого дочь царя связала змия своим поясом и отвела в город, где на центральной площади Святой Георгий отрубил ему голову, а царь и все жители города уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли христианство».
В этой легенде - источник образа Георгия Победоносца - символа победы добра над злом, воплощением которого являлся змей, символа непокоренного города - крепости, символа - победителя. И этот символ очень часто изображается Б.В. Зворыкиным в самых различных вариациях.
Феодоровский Государев собор был возведен в 1909–1912 гг. по инициативе Д.Н. Ломана и при самом непосредственном участии императорской семьи. Одновременно со строительством церкви возникла идея о создании альбома. Он вышел из печати в 1915 г. и замышлялся как первая часть предполагаемого двухтомного издания. На титульном листе его значится: «Выпуск А. Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца». Вторая часть издания должна была содержать описание Верхнего храма во имя иконы Феодоровской Божией Матери, но из-за событий Первой мировой войны вторая часть книги так и не вышла в свет. Авторы книги, как это часто встречается в церковных изданиях, не указаны. Издание заведомо предназначалось для подношений, поэтому было исполнено на высочайшем уровне (с репродукциями превосходного качества) и вышло очень небольшим тиражом. По мнению современников, эта работа представляла собой «одно из лучших графических произведений на книжном рынке». А современные антиквары характеризуют художественное оформление этого издания как «феноменальное» наряду с «Византийскими эмалями» Н. Кондакова и «Царской охотой» Н. Кутепова. Эта уникальная книга является не только произведением книгопечатного искусства, но и содержит редкие документальные свидетельства истории строительства и оригинального убранства храма, сыгравшие неоценимую роль при восстановлении и реставрации Феодоровского Государева собора.
Феодоровский Государев собор - православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине на Академическом проспекте у Фермского парка. Феодоровская икона Божией Матери считалась покровительницей дома Романовых. С ней они взошли на престол в далеком 1613 году. Началась она с того, что в 1895 году, годом ранее вступивший на Российский Престол, Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, поселившись в Александровском дворце. В это время рядом с Египетскими воротами были возведены казармы для Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного Его Императорского Величества пехотного полка, на которые возлагалась обязанность по непосредственной охране Императорской Семьи. Солдаты конвоя и полка неоднократно обращались к начальству с просьбой построить полковую церковь и в конце-концов подали Царю такое прошение: "Становясь па службу, полк и конвой принимают на себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ... Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря". Общеизвестно уже, что Николай II был очень богобоязненным человеком, как и все члены его семьи, и прошение своей охраны нашло в его душе живейший отклик, тем более, что уже имеющиеся в Царском Селе церкви не вполне устраивали Императора – одни далековато, в других прихожан много. Николай сам выбрал место для строительства собора и на небольшом возвышенном участке Фермерского парка собственноручно сделал разметку нового храма. Случилось это зимой 1908 года. Изначально предполагалось что храм станет не только полковым, но и Царской Семьи. Еще надо отметить, что создание храма связано со стечением ряда обстоятельств церковной жизни Царского Села – летней резиденции русских царей петербургского периода. К началу ХХ в. в городе было более 30 приходских домовых церквей, здесь квартировали несколько воинских частей. Особенную роль в гарнизоне занимали две воинские части, на которые возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи – Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, в котором служили лучшие воины русской армии, собранные из гвардейских и армейских частей. И Сводный полк, и Конвой квартировали в непосредственной близи от Александровского дворца. Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, в подавляющем большинстве верующие православные люди, не раз обращались к начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”. Их благочестивое желание нашло живой отклик у Николая II и его Августейшей Супруги Александры Федоровны, известных своим ревностным служением Богу и Православной Церкви.
Домовой церкви в Александровском дворце проектом архитектора Дж.Кваренги предусмотрено не было, и только в 1897 г., уже в царствование Николая II на месте Малиновой гостиной дворца была устроена небольшая церковь св.Александра Невского, так как по причине болезни Государыня Императрица Александра Федоровна не могла выезжать в храм. Ни эта временная церковь, ни многочисленные храмы Царского Села, в том числе Екатерининский и Софийский соборы, не могли удовлетворить венценосных богомольцев, так как были открыты для всех желающих и моментально наполнялись зеваками, стоило в них прибыть Царю и Царице. Прошение конвойцев об устройстве нового храма вблизи жилища Царской Семьи оказалось как нельзя кстати и было с воодушевлением поддержано венценосными супругами. Царь сам отмерил шагами место устройства будущего собора на окраине парка, как раз посередине между Александровским дворцом и казармами Сводного полка и Конвоя. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом. В самой идее создания Феодоровского Собора и комплекса построек построенного по соседству с ним Феодоровского городка, отразилась стремление русской души Царя иметь хотя бы небольшой уголок собственно Руси в имперском Санкт-Петербурге. Было решено, что новый собор в царской резиденции должен быть построен по образцу Благовещенского собора в Московском Кремле, который был домовой церковью первых Романовых. С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Он сам был автором концептуальной части проекта. Он же из личных средств внес на строительство 150 000 золотых рублей - основную сумму расходов. Торжественная закладка собора состоялась 20 августа 1909 года. Строительство собора было поручено специально созданному Строительному комитету под председательством командира Сводного полка генерал-майора В.А. Комарова, но фактически всеми делами по его устройству ведал капитан Д.Н. Ломан, в дальнейшем ктитор Государева собора и секретарь Императрицы. Его Величество Государь Император возлагает первый кирпич при закладке собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском СелеПервый закладной камень был положен самим Царем 20 августа 1909 года. Торжественный молебен по этому случаю совершил преосвященный Феофан епископ Ямбургский. Первоначальный проект академика архитектуры А.Н. Померанцева вскоре после начала работ по сооружению фундаментов подвергся критике и был отклонен, возникли новые предложения по архитектурно-пространственному решению собора. Проектирование было поручено архитектору В.А. Покровскому, который принял за образец московский Благовещенский собор в его первоначальном виде, каким он был построен в 1484-1489 гг. без дальнейших изменений и пристроек XVI века. В обсуждении проекта и внутреннего убранства приняли участие выдающиеся знатоки русской старины того времени В.М. Васнецов, князь А.А. Ширинский-Шихматов, князь М.С. Путятин, профессор Н.В. Покровский, граф А.А. Бобринский, А.В. Прахов, А.В. Щусев и др. Из этой группы единомышленников, понявших и разделявших вкусы Царя, уже после завершения строительства в 1915 году, возникло известное Общество возрождения художественной Руси. Проект Покровского был утвержден 1 августа 1910 года, после чего к нему перешло от Померанцева и руководство строительством. Обширный фундамент, заложенный согласно первоначальному проекту, дал возможность архитектору Покровскому устроить ряд крытых папертей, переходов с кровлями, украшенных шатриками, часовен, что придало постройке вид менее строгий, чем Благовещенский собор, и сблизило его с некоторыми Псково-Новгородскими церквами. Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а к концу лета 1912 года строительство собора было завершено. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность "архитектора Высочайшего двора". Вынесенный за периметр сооружений Феодоровского городка храм в духе древнерусской архитектуры представлял собой сложное по композиции здание, состоящее из двух церквей – верхней и нижней. Над его центральной частью, квадратной в плане, возвышался сферический купол, покоившийся на круглом барабане. Высота Феодоровского собора - 43 метра. Ризалит главного, западного фасада завершала звонница, увенчанная малыми шатрами и небольшими куполами. На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти. Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила. Над Царским входом в юго-восточном углу собора, ведшим в пещерный храм, была укреплена мозаичная икона преподобного Серафима Саровского. Вход представлял собой пристройку с шатровым верхом, увенчанным золоченым двуглавым орлом. Это был любимый храм последней Царской Семьи, по существу, их домашний храм, который они посещали не раз в течение дня. Феодоровская икона Божией Матери20 августа 1912 года был освящен верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. В освящении приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Интерьер верхней церкви отличался строгостью и величием архитектурных форм, массивностью круглых столбов, простором внутреннего объёма и хорошей освещенностью. Тончайшим искусством художественной резьбы и чеканки поражал полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, высота которого составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Рядом с главным престолом находился придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, тезоименитого Цесаревичу Алексею Николаевичу. Феодоровский собор был прекрасен и торжественен. Стены и своды его не были расписаны и сохраняли белизну. Лишь колонны на высоту человеческого роста были покрыты росписями - древнерусские мотивы, сочные тона, завитки. Нижний Пещерный храм производил совсем иное впечатление. Первоначальным проектом создания пещерного храма не предусматривалось. В этом помещении предполагалось расположить отопительное оборудование и гардероб для нижних чинов. Над устройством нижнего храма трудился помощник строителя собора архитектор В.Н. Максимов. По воспоминанию современника строительства Ю. Ломана «Царь христосовался с солдатами и к великому неудовольствию придворного духовенства молился не в придворной церкви Екатерининского дворца, а среди солдат в полковом храме, получившем наименование государева собора». В соборе было два притвора, один из которых - нижний или «Пещерный храм», должен был стать исповедальней царя. По первоначальному проекту В.А. Покровского «Пещерного храма» в Федоровском соборе не предполагалось, а занимаемое им место предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Пещерным же он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный уже построенным фундаментом. Внутреннюю роспись храма велась по эскизам, составленным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Так же, по эскизам В.М. Васнецова, под старину была стилизована и униформа для солдат-служителей Федоровского собора, напоминающая стрелецкие кафтаны. Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Здесь также часто бывал воспитатель цесаревича Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, он был расстрелян. В том же году был расстрелян и ктитор собора Дмитрий Ломан. В Феодоровском соборе неоднократно бывал Сергей Есенин. Он был даже определен в канцелярию при соборе во время своей службы санитаром в 1916-1917 годах. После октябрьского переворота настоятелем собора был протоирей Афанасий Беляев, которому повезло скончаться в 1921 году. Сменивший его протоирей Алексей Кибардин стал свидетелем разграбления и поругания собора в следующем году. Закрыт Феодоровский собор был только в 1933 году. Ему несказанно повезло – в нем не размещали тюрьму с расстрельным подвалом. В Верхнем храме разместился кинозал, а в нижнем устроили архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество было поделено между несколькими музеями, но многое было уничтожено в 1922 году. Некоторые реликвии были проданы за границу. Во время Второй Мировой войны собор значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, особенно его северная часть. Очередное "рождение" Феодоровский Собор претерпел после войны - в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил себе овощехранилище.
Одна из достопримечательностей Царского Села (город Пушкин, Санкт-Петербург) – , комплекс построек в псевдорусском стиле в Фермском парке, недалеко от Александровского парка и дворца . Главная доминанта здесь – Федоровский собор , или, как он назывался до революции, . В настоящее время он относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви и принадлежит Царскосельскому благочинническому округу. Настоятель – епископ Маркелл (Ветров).
Строительство и освящение Федоровского собора
Первоначально Федоровский собор задумывался в качестве церкви для Собственных Его Величества конвоя и Сводного Пехотного полка. Император Николай II лично указал место для храма. 20 августа (2 сентября) 1909 г. состоялась церемония торжественной закладки храма, император собственноручно заложил первый камень в фундамент будущей постройки.
Разработка проекта была поручена архитектору А.Н.Померанцеву (1849-1918). Однако уже на стадии строительства фундамента он был подвергнут критике, т.к. собор выходил слишком большим и тяжеловесным. Пригласили архитектора В.А.Покровского (1871-1931), который предложил другой проект, где за основу был взят Благовещенский собор Московского Кремля. Также в работах по созданию храма принимал участие архитектор В.Н.Максимов (1882-1942), последователь и помощник В.А.Покровского и А.В.Щусева (1873-1949). Новый проект был утвержден 1 (14) августа 1910 года.
Всего на строительство храма было затрачено 1 млн. 150 тыс. рублей, из которых 150 тыс. рублей были пожертвованы императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Остальная сумма была собрана за счет добровольных пожертвований промышленников и купцов.
20 августа (2 сентября) 1912 года храм был торжественно освящен протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским (1871-1951). На освящении присутствовал государь император с семьей. 26 января (6 февраля) 1914 года церковь была переименована в Феодоровский Государев собор – в честь древнего списка , во имя которой был освящен главный престол.
Прием Государем императором депутаций после освящения церкви, 20 августа 1912 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова
Федоровский собор являлся «приходом семьи императора». Здесь он присутствовал на воскресных и праздничных службах. Простые люди могли попасть сюда только по специальным пригласительным билетам, которые нужно было получать у дворцового коменданта. После отречения императора от престола Федоровский собор стал приходским храмом.
Феодоровский Государев собор. Дореволюционная фотография
Устройство и внутреннее убранство Федоровского собора
Федоровский собор выполнен в традиционном стиле: четырехстолпный, крестово-купольный. Он состоит из двух храмов – верхнего и нижнего. Верхний храм – большой и светлый, может вместить в себя до 1000 человек молящихся. Высокий иконостас выполнен в стилистике храмов XVII века. Главный престол освящен во имя Феодоровской иконы Божией Матери , боковой придел – во имя святителя Алексия, митрополита Московского (до революции 1917 года его не успели освятить).
Иконостас. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова
Нижняя церковь , или Пещерный храм освящен во имя преподобного Серафима Саровского . Сюда был перенесен престол из временного храма, построенного в 1909 году. Здесь же находится ковчег с частицами мощей преподобного Серафима Саровского. Он был освящен 27 ноября (10 декабря) 1912 года. Император обычно молился здесь во время говения. Обратите внимание на одежды солдат — они выполнены по рисункам Васнецова.
Нижний храм. Фото 1912 г. из коллекции М.Ю.Мещанинова
Вокруг Федоровского собора на большом фундаменте, оставшегося от проекта Померанцева, были устроены паперти, часовни, ризница и др. Парадный вход украшает большое мозаичное панно с изображением Феодоровской иконы Божией Матери. В храм ведет лестница из красного гранита.
Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубков. Во время оккупации Царского Села в годы Великой отечественной войны три из них спилили, и до сегодняшнего дня сохранились четыре дуба. Здесь же установлен памятник императору Николаю II.
Федоровский собор после революции
После Октябрьской революции на долю Федоровского собора, как и других храмов по всей России, выпали нелегкие испытания. В 1922 году произошло первое, самое крупное изъятие церковных ценностей. В 1925 году имущество и убранство Пещерной церкви было передано Екатерининскому дворцу-музею. В 1927 году в Русский музейный фонд были изъяты облачения. Также за этот период произошло несколько крупных краж.
В январе 1928 года Федоровский собор стал одним из центров иосифлянского движения , когда Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых) откололся от Русской Православной Церкви. Из-за этих событий с 21 апреля по 26 августа 1931 года храм оказался закрытым.
13 июня 1933 года Леноблисполком принял решение о закрытии Федоровского собора, что произошло 27 декабря 1933 года. Церковное имущество было распределено между несколькими музеями, мозаики закрашены. В верхнем храме был устроен кинозал, экран находился в алтарной части. В Пещерном храме был устроен архив фото- и кинодокументов.
В годы Великой отечественной войны Федоровский собор сильно пострадал от артобстрелов. Стены северного и западного фасадов были разрушены, повреждены перекрытия, уничтожен главный купол. Весь архив, хранившийся в храме, сгорел. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки.
В 1985 году «Леноблреставрация» приступила к восстановлению храма, которая продолжалась до 1995 года. Весной 1991 года собор был передан верующим. В этом же году произошло чудесное обретение Феодоровской иконы Божией Матери. В 1992 году начались регулярные богослужения в нижней церкви, а с 1996 года – в верхней.
Внутри храма я постеснялась снимать. К сожалению, снаружи больше снимков сделать не удалось, т.к. начался проливной дождь.
© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.